Nin-MAR.KI
Nin-MAR.KI | |
---|---|
Богиня клятв, скота и торговли на дальние расстояния. | |
Главный культовый центр | Гуабба, позже Ашдубба |
Родители | Нанше и Ниндара |
Нин-МАР.КИ была месопотамской богиней . Чтение и значение ее имени остаются неопределенными, хотя такие варианты, как Нинмар и Нинмарки в литературе можно найти форма Ninkimar . В прошлом также использовалась . Она считалась божественной защитницей скота и, кроме того, выполняла функции клятвенного божества. Возможно, она также была связана с торговлей на дальние расстояния. Не исключено, что в искусстве она изображалась в компании птиц, похожая на свою мать Наньше . Другие божества, связанные с ней, включают других членов пантеона Лагаша, таких как Думузи-абзу и Хендурсага .
Главным культовым центром Нин-МАР.КИ был Гуабба — город на территории Лагаша, выполнявший функцию морского порта. Ее почитали и в других поселениях в том же районе, например в Гирсу . В более поздние периоды ее почитали в Ашдуббе, возможно, также расположенном в том же районе. Свидетельства из других частей Месопотамии встречаются нечасто. После упадка ее культовых центров она упоминается только в списках богов и плачах, таких как «Плач по Уру» .
Имя
[ редактировать ]Чтение теонима д Нин-МАР.КИ или д Нин-МАР не уверен. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Последняя форма более древняя, [ 4 ] и появляется главным образом в источниках периода Фара , причем более поздние свидетельства редки, тогда как первый впервые известен из надписей Ур-Нанше . [ 2 ] Оба могли использоваться взаимозаменяемо, о чем свидетельствует использование обоих для передачи теофорного элемента в именах одних и тех же людей, упомянутых в текстах Лагаша . [ 2 ] Однако есть также некоторые свидетельства того, что в некоторых случаях имя Нин-МАР относится к другому божеству, [ 5 ] а Гебхард Дж. Зельц доходит до того, что предполагает, что не существует никаких определенных свидетельств о Нин-МАР.КИ, существовавших до правления Ур-Нанше. [ 6 ] Вальтер Саллабергер утверждает, что один из гимнов Заме Абу Салабиха является возможным примером, поскольку в отдельных экземплярах в одном и том же отрывке чередуются два теонима, Нин-МАР и Нин-ШИТА 3 , последний означает «хозяйка водного канала». [ 7 ] Однако Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что Нин-МАР из « Гимнов Заме» — та же богиня, что и Нин-МАР.КИ. [ 8 ] Теоним, засвидетельствованный в единственном тексте из Уммы , д Нин-мар- КА -ра-ка , несмотря на сходство, предполагается не является дальнейшим альтернативным написанием имени Нин-МАР.КИ, так как последнее полностью отсутствует в источниках из этого города. [ 7 ]
Хотя фонетическое прочтение имени Нинмарки можно найти в ассириологических публикациях, [ 9 ] [ 10 ] по мнению Саллабергера, это неправдоподобно из-за чередования полной и краткой форм. [ 2 ] В начале обучения знак КИ в д Нин-МАР.КИ обычно интерпретировался как определитель, используемый для обозначения географических терминов клинописью, что привело к широко распространенному предположению, что имя следует читать как Нинмар, и единодушное мнение заключалось в том, что это пример типичного шумерского теонима, состоящего из знак, означающий «господин» или «госпожа» и название места. [ 4 ] Примеры таких имен включают Нингирсу и Нинисина . [ 11 ] В 1950-х годах Эдмон Соллбергер вместо этого предложил понимать последовательность знаков MAR.KI как ки-мар и на этом основании перевел имя, транскрибированное им как Нинкимар, как «госпожа жилища». [ 4 ] Роберт М. Уайтинг в 1985 году оспорил интерпретацию Соллбергера и, полагаясь на вариативное использование старой формы д Нин-МАР и новее д Nin-MAR.KI интерпретировал МАР как топоним, хотя он больше не использовался в исторические времена и, возможно, имел в виду заброшенное доисторическое поселение недалеко от морского побережья. [ 12 ] Соответственно, он утверждает, что имя следует писать как д Нин-Мар к . [ 13 ] Форма Нинмар впоследствии использовалась такими авторами, как Эндрю Р. Джордж. [ 14 ] и Одетт Бойвен. [ 15 ] Иную точку зрения предложил Вальтер Саллабергер, который утверждает, что правильное прочтение невозможно установить, и передает название как Nin-MAR.KI, при этом последний знак понимается как возможный звуковой индикатор, относящийся к раннему альтернативному значению знака MAR. который уже не использовался в старовавилонский период . [ 2 ] Джеремия Петерсон цитирует аргументы Уайтинга и Саллабергера как две теории, принятые сегодня в науке, но не считает ни одну из них более правдоподобной. [ 16 ] В статье «Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии», посвященной этой богине, написанной Саллабергером, согласно его теории, ее имя передается как Нин-МАР.КИ. [ 2 ] Однако другие авторы, например Антуан Кавиньо и Манфред Креберник , в своих записях в той же энциклопедии чередуют Нинмар, [ 17 ] Нинмарк [ 18 ] и Нин-МАР.КИ. [ 19 ] Среди других авторов, которые решили передать имя таким образом, чтобы отразить двусмысленность, - Джулия М. Ашер-Грив. [ 20 ] и Гебхард Дж. Зельц. [ 1 ]
Как и его прочтение, значение имени Нин-МАР.КИ неясно. [ 1 ] [ 2 ] Возможно, древние писцы уже не понимали его, так как сочинения трактовались как ошибки. [ 21 ] или попытки объяснить это с помощью народной этимологии , такой как д Нин-мар-ра («госпожа с лопатой») упоминается в более поздних источниках. [ 13 ] Саллабергер отмечает, что даже грамматическую структуру имени трудно установить, поскольку теофорное имя д Нин-МАР.КИ-га из-за использованного суффикса делает маловероятным, что оно понималось как «госпожа из/из МАР.КИ», как часто предполагалось. [ 2 ]
Неопределенное прочтение имени Нин-МАР.КИ также является причиной того, что ранний энси Эшнунны . в современной науке упоминается как Ур-Нинмар, так и Ур-Нинмарки [ 22 ]
Возможно, что в одном из Храмовых гимнов Нин-МАР.КИ фигурирует под именем Ниньягия, [ 19 ] «Хозяйка монастыря ». [ 23 ] Однако в других местах, например в списках периода Ура III , этот теоним обозначает независимое божество, которое могло иметь храм в Ниппуре и которое в одном случае приравнивалось к Гуле . [ 24 ] В тексте, в котором она может соответствовать Нин-МАР.КИ, она описывается как «главная экономка » ( агриг-мах ) Гуаббы. [ 19 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Многие тексты свидетельствуют о существовании связи между Нин-МАР.КИ и крупным рогатым скотом . [ 25 ] и предполагается, что она была божественной защитницей этих животных. [ 8 ] Было отмечено, что болота, окружающие Гуаббу, вероятно, были очень подходящей средой для разведения крупного рогатого скота. [ 26 ] что могло повлиять на характер местной богини. [ 25 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц , ее другой основной ролью была роль клятвенного божества. [ 8 ] Однако она выполнила его только между периодами Ура III и Старого Вавилона . [ 25 ] Впервые оно засвидетельствовано в источниках из Гирсу , где пастухи приносили клятвы в ее храме, а позднее упоминается в текстах из царства Ларса . [ 27 ] На основании текстов из Лагаша также предполагается, что она могла действовать как богиня Ламма , своего рода доброжелательное защитное божество. [ 28 ] Более того, было высказано предположение, что Nin-MAR.KI также был связан с торговлей на дальние расстояния. [ 25 ] Гебхард Дж. Зельц утверждает, что ее эпитет munus gi 16 -sa может быть связан с этой ролью. [ 29 ]
Не исключено, что благодаря ассоциации Нин-МАР.КИ и Наньше символы последних — птицы — могли сопровождать и изображения первых. [ 30 ] Возможным примером связи первой с этими животными является печать с изображением неопознанной крупной птицы и надписью ее имени. [ 31 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нин-МАР.КИ считалась дочерью Наньше . [ 2 ] Ее прямо называли ее первым ребенком ( думу саи ). [ 7 ] Хотя эти семейные отношения впервые упоминаются в текстах времен правления Гудеа , предполагается, что они были старше. [ 29 ] Ее отцом был муж Нанше Ниндара , [ 32 ] хотя Вальтер Саллабергер отмечает, что в известных источниках он, похоже, не играет никакой конкретной роли по отношению к ней. [ 7 ]
В Нине Нин-МАР.КИ поклонялись наряду с такими божествами, как Хендурсага и Думузи-абзу , [ 33 ] и возможно, между ней и последним существовала особая, хотя и не до конца понятая, связь. [ 34 ] Она также часто появляется в списках подношений вместе с божеством. д Нин-МШ-бад, [ 33 ] [ 21 ] который мог выступать в роли ее мужа, хотя ни в каких известных первоисточниках нет прямых доказательств этого распространенного современного предположения. [ 35 ] Саллабергер утверждает, что на раннем этапе его могли рассматривать как еще одного ребенка Нанше. [ 21 ] Другие божества, которым поклоняются наряду с Нин-МАР.КИ, включают Надуа, обожествление стелы, и Игиамаше, чье имя означает «перед матерью». [ 25 ] которая, по мнению Зельца, могла быть ее дочерью, [ 35 ] хотя Саллабергер считает эту связь неопределенной. [ 21 ]
Список богов Ан = Анум , который, скорее всего, относится к касситскому периоду , [ 36 ] упоминает группу, в зависимости от копии, помеченную как «десять детей Нин-МАР.КИ» или «тринадцать детей Нин-МАР.КИ». [ 21 ] В том же тексте богиня по имени Нин-Анзу, д НИН- д ИМ.ДУГУД должен , появляется как ĝud balag (буквально «бычья лира») из Nin-MAR.KI. [ 17 ] Ури Габбай указывает, что те же клинописные знаки служили и логографическим изображением аккадского слова мундалку , которое можно перевести как «советник» или «советник», а также обозначало тип доброжелательного второстепенного божества. [ 37 ] Глоссарий, присутствующий в единственном источнике, предполагает, что знак НИН в имени Нин-Анзу вместо этого следует читать как эреш или эги . [ 17 ] Поэтому Саллабергер передает свое имя как НИН-Анзу. [ 21 ]
Никакие известные источники не указывают на то, что Нин-МАР.КИ когда-либо приравнивалась к каким-либо другим божествам, и у нее никогда не было прочных связей с какими-либо членами месопотамского пантеона за пределами района Лагаша . [ 38 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Нин-МАР.КИ лучше всего засвидетельствовано в источниках с территории Лагаша. [ 2 ] Центром ее культа был Гуабба («Приморский»), расположенный к юго-востоку от Нины ( Телль-Зургуль ). [ 7 ] Это был морской порт. [ 9 ] Расположенный там ее храм , первоначально построенный Ур-Нанше , носил название Эабшагала, «дом, простирающийся посреди моря». [ 39 ] В Храмовых гимнах следует посвященный ему раздел, посвященный Сираре , культовому центру Наньше . [ 14 ] В число сертифицированных сотрудников храма входят администратор храма ( saĝa ), певцы плача ( гала и гала-мах , «первый гала »), заклинатели змей ( муш-лах 4 ) и различные музыканты. [ 40 ] Название еще одного сооружения, расположенного в Гуаббе, которое в раннединастический период было местом проведения главного фестиваля Нин-МАР.КИ, неизвестно, при этом его имя может читаться двумя возможными вариантами из-за переменного значения знака TÙR - Etur. «дом, препятствие » или Эшилам, «дом коров», оба из которых соответствуют связи богини со скотом. [ 7 ] Значение названия самого праздника, эзем амар-а-(а)-си-ге 4 -де , также неизвестно, хотя, исходя из того факта, что амар по-шумерски означает «теленок», предполагается, что оно было связано с крупный рогатый скот. [ 21 ] Гебхард Дж. Зельц предлагает перевод: «праздник, во время которого оплодотворялись телята». [ 41 ] Помимо существования в городе храмов, посвященных Нин-МАР.КИ, в ее честь носили и многие поля, расположенные в окрестностях Гуаббы. [ 27 ]
также существовал храм Нин-МАР.КИ В Гирсу . [ 14 ] Это считалось вторым по значимости святилищем, посвященным ей. [ 7 ] Он носил церемониальное название Эмунусгиса, «дом женщины, украшенной драгоценностями». [ 42 ] Короли, упоминающие об этом в своих надписях, включают Ур-Нингирсу I , Гудеа и Шульги . [ 7 ] Его перестроили первый и последний из них. [ 42 ] Среди засвидетельствованных членов духовенства, связанных с ним, - администратор храма, а во время правления Гудеа - певцы плача. [ 40 ] Нин-МАР.КИ также поклонялись в других местах штата Лагаш, в его одноименной столице, а также Нине и различным зависимостям Гуаббы, таким как Гуабба-гула, Па-Энку и Хурим. [ 7 ] Ее храмом в последнем из этих поселений мог быть Эбарасига, «дом, низкий помост», хотя нельзя исключать, что он был посвящен другой богине, которой там поклонялись, называемой просто Ламмой. [ 43 ]
Нин-МАР.КИ уже засвидетельствована в теофорных именах из Лагаша раннединастического периода, таких как Нин-МАР.КИ-амаму («Нин-МАР.КИ — моя мать») или Ур-Нин-МАР.КИ. [ 33 ] Она также хорошо засвидетельствована в именах из этой области периода Ура III, но ни одно из них не встречается в более поздних источниках. [ 27 ] В период Исина-Ларсы и в старовавилонский период почитание Нин-МАР.КИ хорошо засвидетельствовано только в Ашдуббе, [ 27 ] который, по мнению Вальтера Саллабергера, мог располагаться недалеко от Гуаббы. [ 7 ] Возможно, что он соответствует более ранней Ишдуббе, упомянутой в документах саргонического периода . [ 27 ] Рим-Син I из Ларсы построил в этом месте посвященный ей храм. [ 44 ] Об этом также свидетельствуют тексты времен правления Сумуэля и Абисаре , в которых указывается, что во время праздника, в котором также участвовали храмы в Гирсу и Бад-Тибире, ему раздавались пайки с маслом. [ 27 ] Во время правления Самсу-илуны священник, обозначенный как Гуду 4 ( пашишум ). им управляли из последнего из вышеупомянутых городов, и за него отвечал [ 27 ]
По словам Вальтера Саллабергера, единственные свидетельства активного поклонения Нин-МАР.КИ за пределами территории Лагаша доступны из Ларсы и Ура . [ 7 ] Однако, по словам Джоан Гудник Вестенхольц, в раннединастический период ее также почитали в Шуруппаке . [ 45 ] Упоминания о присяге Нин-МАР.КИ известны из Ларсы, хотя имеющиеся свидетельства часто относятся к храму в Ашдуббе. [ 27 ] Во времена правления династии Ларса божество по имени д Нин-э- НИМ -ма (чтение имени неясно), возможно, член свиты Нингала неопределенного пола или вторичного имени этой богини, поклонялся в святилище в храме Нин-МАР.КИ, [ 15 ] который, по словам Антуана Кейнжо и Манфреда Креберника, находился в Уре. [ 18 ] Этот вывод поддерживают и другие авторы, [ 8 ] хотя Одетта Бойвен отмечает, что в известных текстах нет никаких указаний на то, что храм этой богини существовал в указанном городе, и утверждает, что вместо этого он мог располагаться в Гуаббе. [ 15 ]
Хотя матери Нин-МАР.КИ, Нанше, позже поклонялись в Силенде , в известных источниках нет никаких указаний на то, что кто-либо из ее детей также принадлежал к местному пантеону. [ 46 ] По-видимому, после упадка Гуаббы и других поселений, где первоначально поклонялись Нин-МАР.КИ, списки богов, плачи и другие подобные тексты были единственными источниками, сохранившими ее имя. [ 38 ]
Разные текстовые источники
[ редактировать ]Нин-МАР.КИ появляется в ряде списков богов, включая список богов Фара , где она помещена перед Шумуганом , возможно, из-за их общей связи с домашними животными, список богов Абу Салабиха , где за ней следует Нинишги». хозяйка тростникового заросля », возможно, из-за ее связи с водоемами, списком богов древневавилонского Ниппура и так называемым « Ан = Анум предшественником », где она следует за своей матерью Нанше. [ 47 ] Хотя они также появляются в том же разделе An = Anum , Нанше не обозначена там как мать Нин-МАР.КИ, и вполне возможно, что последняя была помещена среди божеств, связанных с богом луны Нанной, из-за ее собственной связи со скотом. которым она поделилась со своим традиционным кругом. [ 21 ]
Композиция «Плач по Шумеру и Уру» , скорее всего, была вдохновлена падением Третьей династии Ура . [ 48 ] утверждает, что во время описываемых там широкомасштабных разрушений Нин-МАР.КИ потеряла свой храм в Гуаббе и что «лодки увозили его серебро и лазурит». [ 49 ] В этом же отрывке говорится о судьбе Наньше и провинции Лагаш в целом. [ 50 ] Она также присутствует в « Плаче по Уру» , где аналогичным образом появляется среди божеств из пантеона Лагаша. [ 21 ] такие как Нанше, Гатумдуг и Думузи-абзу . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Саллабергер 1998 , с. 463.
- ^ Петерсон 2009 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Уайтинг 1985 , с. 1.
- ^ Саллабергер 1998 , стр. 463–464.
- ^ Зельц 1995 , стр. 256–257.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Саллабергер 1998 , с. 464.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Самет 2014 , с. 57.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
- ^ Уайтинг 1985 , стр. 1–3.
- ^ Jump up to: а б Уайтинг 1985 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Бойвин 2018 , с. 230.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 349.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998b , с. 352.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Саллабергер 1998 , с. 465.
- ^ Песни 2014 , с. 435 .
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 73.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998b , стр. 351–352.
- ^ Jump up to: а б с д и Саллабергер 1998 , с. 468.
- ^ Саллабергер 1998 , стр. 466–467.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Саллабергер 1998 , с. 467.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , стр. 260–261.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 205–206.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 211.
- ^ Зельц 1995 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 260.
- ^ Зельц 1995 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , с. 261.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Габбай 2014 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б Саллабергер 1998 , стр. 467–468.
- ^ Джордж 1993 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Саллабергер 1998 , с. 466.
- ^ Зельц 1995 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 128.
- ^ Джордж 1993 , с. 72.
- ^ Джордж 1993 , с. 169.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 58.
- ^ Бойвин 2018 , с. 215.
- ^ Саллабергер 1998 , стр. 464–465.
- ^ Блэк 2006 , с. 128.
- ^ Блэк 2006 , с. 132.
- ^ Блэк 2006 , стр. 132–133.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 1 октября 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), "Ninanzu" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998а), " д Nin-é-NIM-ma" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), «Nin-ĝagia» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Габбай, Ури (2014). «Инструмент Бала и его роль в культе Древней Месопотамии» (PDF) . Музыка в древности . Вальтер де Грюйтер ГмбХ. стр. 129–147. дои : 10.1515/9783110340297.129 . ISBN 978-3-11-034026-6 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саллабергер, Вальтер (1998), "Nin-MAR.KI" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Самет, Нили (2014). Оплакивание о разрушении Ура . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575068831 . ISBN 978-1-57506-883-1 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Венде, Джанин (2014), «Ur-Ninmarki» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Уайтинг, Роберт М. (1985). «Чтение Божественного Имени д Нин-МАР.КИ». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 75 (1). Walter de Gruyter GmbH: 1–3. doi : 10.1515/zava.1985.75.1.1 . ISSN 0084-5299 .