Jump to content

Nin-MAR.KI

(Перенаправлено из Нинмара )
Nin-MAR.KI
Богиня клятв, скота и торговли на дальние расстояния.
Главный культовый центр Гуабба, позже Ашдубба
Родители Нанше и Ниндара

Нин-МАР.КИ была месопотамской богиней . Чтение и значение ее имени остаются неопределенными, хотя такие варианты, как Нинмар и Нинмарки в литературе можно найти форма Ninkimar . В прошлом также использовалась . Она считалась божественной защитницей скота и, кроме того, выполняла функции клятвенного божества. Возможно, она также была связана с торговлей на дальние расстояния. Не исключено, что в искусстве она изображалась в компании птиц, похожая на свою мать Наньше . Другие божества, связанные с ней, включают других членов пантеона Лагаша, таких как Думузи-абзу и Хендурсага .

Главным культовым центром Нин-МАР.КИ был Гуабба — город на территории Лагаша, выполнявший функцию морского порта. Ее почитали и в других поселениях в том же районе, например в Гирсу . В более поздние периоды ее почитали в Ашдуббе, возможно, также расположенном в том же районе. Свидетельства из других частей Месопотамии встречаются нечасто. После упадка ее культовых центров она упоминается только в списках богов и плачах, таких как «Плач по Уру» .

Чтение теонима д Нин-МАР.КИ или д Нин-МАР не уверен. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Последняя форма более древняя, [ 4 ] и появляется главным образом в источниках периода Фара , причем более поздние свидетельства редки, тогда как первый впервые известен из надписей Ур-Нанше . [ 2 ] Оба могли использоваться взаимозаменяемо, о чем свидетельствует использование обоих для передачи теофорного элемента в именах одних и тех же людей, упомянутых в текстах Лагаша . [ 2 ] Однако есть также некоторые свидетельства того, что в некоторых случаях имя Нин-МАР относится к другому божеству, [ 5 ] а Гебхард Дж. Зельц [ де ] доходит до того, что предполагает, что не существует никаких определенных свидетельств о Нин-МАР.КИ, существовавших до правления Ур-Нанше. [ 6 ] Вальтер Саллабергер утверждает, что один из гимнов Заме Абу Салабиха является возможным примером, поскольку в отдельных экземплярах в одном и том же отрывке чередуются два теонима, Нин-МАР и Нин-ШИТА 3 , последний означает «хозяйка водного канала». [ 7 ] Однако Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что Нин-МАР из « Гимнов Заме» — та же богиня, что и Нин-МАР.КИ. [ 8 ] Теоним, засвидетельствованный в единственном тексте из Уммы , д Нин-мар- КА -ра-ка , несмотря на сходство, предполагается не является дальнейшим альтернативным написанием имени Нин-МАР.КИ, так как последнее полностью отсутствует в источниках из этого города. [ 7 ]

Хотя фонетическое прочтение имени Нинмарки можно найти в ассириологических публикациях, [ 9 ] [ 10 ] по мнению Саллабергера, это неправдоподобно из-за чередования полной и краткой форм. [ 2 ] В начале обучения знак КИ в д Нин-МАР.КИ обычно интерпретировался как определитель, используемый для обозначения географических терминов клинописью, что привело к широко распространенному предположению, что имя следует читать как Нинмар, и единодушное мнение заключалось в том, что это пример типичного шумерского теонима, состоящего из знак, означающий «господин» или «госпожа» и название места. [ 4 ] Примеры таких имен включают Нингирсу и Нинисина . [ 11 ] В 1950-х годах Эдмон Соллбергер вместо этого предложил понимать последовательность знаков MAR.KI как ки-мар и на этом основании перевел имя, транскрибированное им как Нинкимар, как «госпожа жилища». [ 4 ] Роберт М. Уайтинг [ де ] в 1985 году оспорил интерпретацию Соллбергера и, полагаясь на вариативное использование старой формы д Нин-МАР и новее д Nin-MAR.KI интерпретировал МАР как топоним, хотя он больше не использовался в исторические времена и, возможно, имел в виду заброшенное доисторическое поселение недалеко от морского побережья. [ 12 ] Соответственно, он утверждает, что имя следует писать как д Нин-Мар к . [ 13 ] Форма Нинмар впоследствии использовалась такими авторами, как Эндрю Р. Джордж. [ 14 ] и Одетт Бойвен. [ 15 ] Иную точку зрения предложил Вальтер Саллабергер, который утверждает, что правильное прочтение невозможно установить, и передает название как Nin-MAR.KI, при этом последний знак понимается как возможный звуковой индикатор, относящийся к раннему альтернативному значению знака MAR. который уже не использовался в старовавилонский период . [ 2 ] Джеремия Петерсон цитирует аргументы Уайтинга и Саллабергера как две теории, принятые сегодня в науке, но не считает ни одну из них более правдоподобной. [ 16 ] В статье «Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии», посвященной этой богине, написанной Саллабергером, согласно его теории, ее имя передается как Нин-МАР.КИ. [ 2 ] Однако другие авторы, например Антуан Кавиньо и Манфред Креберник [ де ] , в своих записях в той же энциклопедии чередуют Нинмар, [ 17 ] Нинмарк [ 18 ] и Нин-МАР.КИ. [ 19 ] Среди других авторов, которые решили передать имя таким образом, чтобы отразить двусмысленность, - Джулия М. Ашер-Грив. [ 20 ] и Гебхард Дж. Зельц. [ 1 ]

Как и его прочтение, значение имени Нин-МАР.КИ неясно. [ 1 ] [ 2 ] Возможно, древние писцы уже не понимали его, так как сочинения трактовались как ошибки. [ 21 ] или попытки объяснить это с помощью народной этимологии , такой как д Нин-мар-ра («госпожа с лопатой») упоминается в более поздних источниках. [ 13 ] Саллабергер отмечает, что даже грамматическую структуру имени трудно установить, поскольку теофорное имя д Нин-МАР.КИ-га из-за использованного суффикса делает маловероятным, что оно понималось как «госпожа из/из МАР.КИ», как часто предполагалось. [ 2 ]

Неопределенное прочтение имени Нин-МАР.КИ также является причиной того, что ранний энси Эшнунны . в современной науке упоминается как Ур-Нинмар, так и Ур-Нинмарки [ 22 ]

Возможно, что в одном из Храмовых гимнов Нин-МАР.КИ фигурирует под именем Ниньягия, [ 19 ] «Хозяйка монастыря ». [ 23 ] Однако в других местах, например в списках периода Ура III , этот теоним обозначает независимое божество, которое могло иметь храм в Ниппуре и которое в одном случае приравнивалось к Гуле . [ 24 ] В тексте, в котором она может соответствовать Нин-МАР.КИ, она описывается как «главная экономка » ( агриг-мах ) Гуаббы. [ 19 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Многие тексты свидетельствуют о существовании связи между Нин-МАР.КИ и крупным рогатым скотом . [ 25 ] и предполагается, что она была божественной защитницей этих животных. [ 8 ] Было отмечено, что болота, окружающие Гуаббу, вероятно, были очень подходящей средой для разведения крупного рогатого скота. [ 26 ] что могло повлиять на характер местной богини. [ 25 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц , ее другой основной ролью была роль клятвенного божества. [ 8 ] Однако она выполнила его только между периодами Ура III и Старого Вавилона . [ 25 ] Впервые оно засвидетельствовано в источниках из Гирсу , где пастухи приносили клятвы в ее храме, а позднее упоминается в текстах из царства Ларса . [ 27 ] На основании текстов из Лагаша также предполагается, что она могла действовать как богиня Ламма , своего рода доброжелательное защитное божество. [ 28 ] Более того, было высказано предположение, что Nin-MAR.KI также был связан с торговлей на дальние расстояния. [ 25 ] Гебхард Дж. Зельц утверждает, что ее эпитет munus gi 16 -sa может быть связан с этой ролью. [ 29 ]

Не исключено, что благодаря ассоциации Нин-МАР.КИ и Наньше символы последних — птицы — могли сопровождать и изображения первых. [ 30 ] Возможным примером связи первой с этими животными является печать с изображением неопознанной крупной птицы и надписью ее имени. [ 31 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Нин-МАР.КИ считалась дочерью Наньше . [ 2 ] Ее прямо называли ее первым ребенком ( думу саи ). [ 7 ] Хотя эти семейные отношения впервые упоминаются в текстах времен правления Гудеа , предполагается, что они были старше. [ 29 ] Ее отцом был муж Нанше Ниндара , [ 32 ] хотя Вальтер Саллабергер отмечает, что в известных источниках он, похоже, не играет никакой конкретной роли по отношению к ней. [ 7 ]

В Нине Нин-МАР.КИ поклонялись наряду с такими божествами, как Хендурсага и Думузи-абзу , [ 33 ] и возможно, между ней и последним существовала особая, хотя и не до конца понятая, связь. [ 34 ] Она также часто появляется в списках подношений вместе с божеством. д Нин-МШ-бад, [ 33 ] [ 21 ] который мог выступать в роли ее мужа, хотя ни в каких известных первоисточниках нет прямых доказательств этого распространенного современного предположения. [ 35 ] Саллабергер утверждает, что на раннем этапе его могли рассматривать как еще одного ребенка Нанше. [ 21 ] Другие божества, которым поклоняются наряду с Нин-МАР.КИ, включают Надуа, обожествление стелы, и Игиамаше, чье имя означает «перед матерью». [ 25 ] которая, по мнению Зельца, могла быть ее дочерью, [ 35 ] хотя Саллабергер считает эту связь неопределенной. [ 21 ]

Список богов Ан = Анум , который, скорее всего, относится к касситскому периоду , [ 36 ] упоминает группу, в зависимости от копии, помеченную как «десять детей Нин-МАР.КИ» или «тринадцать детей Нин-МАР.КИ». [ 21 ] В том же тексте богиня по имени Нин-Анзу, д НИН- д ИМ.ДУГУД должен , появляется как ĝud balag (буквально «бычья лира») из Nin-MAR.KI. [ 17 ] Ури Габбай указывает, что те же клинописные знаки служили и логографическим изображением аккадского слова мундалку , которое можно перевести как «советник» или «советник», а также обозначало тип доброжелательного второстепенного божества. [ 37 ] Глоссарий, присутствующий в единственном источнике, предполагает, что знак НИН в имени Нин-Анзу вместо этого следует читать как эреш или эги . [ 17 ] Поэтому Саллабергер передает свое имя как НИН-Анзу. [ 21 ]

Никакие известные источники не указывают на то, что Нин-МАР.КИ когда-либо приравнивалась к каким-либо другим божествам, и у нее никогда не было прочных связей с какими-либо членами месопотамского пантеона за пределами района Лагаша . [ 38 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Поклонение Нин-МАР.КИ лучше всего засвидетельствовано в источниках с территории Лагаша. [ 2 ] Центром ее культа был Гуабба («Приморский»), расположенный к юго-востоку от Нины ( Телль-Зургуль ). [ 7 ] Это был морской порт. [ 9 ] Расположенный там ее храм , первоначально построенный Ур-Нанше , носил название Эабшагала, «дом, простирающийся посреди моря». [ 39 ] В Храмовых гимнах следует посвященный ему раздел, посвященный Сираре , культовому центру Наньше . [ 14 ] В число сертифицированных сотрудников храма входят администратор храма ( saĝa ), певцы плача ( гала и гала-мах , «первый гала »), заклинатели змей ( муш-лах 4 ) и различные музыканты. [ 40 ] Название еще одного сооружения, расположенного в Гуаббе, которое в раннединастический период было местом проведения главного фестиваля Нин-МАР.КИ, неизвестно, при этом его имя может читаться двумя возможными вариантами из-за переменного значения знака TÙR - Etur. «дом, препятствие » или Эшилам, «дом коров», оба из которых соответствуют связи богини со скотом. [ 7 ] Значение названия самого праздника, эзем амар-а-(а)-си-ге 4 -де , также неизвестно, хотя, исходя из того факта, что амар по-шумерски означает «теленок», предполагается, что оно было связано с крупный рогатый скот. [ 21 ] Гебхард Дж. Зельц предлагает перевод: «праздник, во время которого оплодотворялись телята». [ 41 ] Помимо существования в городе храмов, посвященных Нин-МАР.КИ, в ее честь носили и многие поля, расположенные в окрестностях Гуаббы. [ 27 ]

также существовал храм Нин-МАР.КИ В Гирсу . [ 14 ] Это считалось вторым по значимости святилищем, посвященным ей. [ 7 ] Он носил церемониальное название Эмунусгиса, «дом женщины, украшенной драгоценностями». [ 42 ] Короли, упоминающие об этом в своих надписях, включают Ур-Нингирсу I , Гудеа и Шульги . [ 7 ] Его перестроили первый и последний из них. [ 42 ] Среди засвидетельствованных членов духовенства, связанных с ним, - администратор храма, а во время правления Гудеа - певцы плача. [ 40 ] Нин-МАР.КИ также поклонялись в других местах штата Лагаш, в его одноименной столице, а также Нине и различным зависимостям Гуаббы, таким как Гуабба-гула, Па-Энку и Хурим. [ 7 ] Ее храмом в последнем из этих поселений мог быть Эбарасига, «дом, низкий помост», хотя нельзя исключать, что он был посвящен другой богине, которой там поклонялись, называемой просто Ламмой. [ 43 ]

Нин-МАР.КИ уже засвидетельствована в теофорных именах из Лагаша раннединастического периода, таких как Нин-МАР.КИ-амаму («Нин-МАР.КИ — моя мать») или Ур-Нин-МАР.КИ. [ 33 ] Она также хорошо засвидетельствована в именах из этой области периода Ура III, но ни одно из них не встречается в более поздних источниках. [ 27 ] В период Исина-Ларсы и в старовавилонский период почитание Нин-МАР.КИ хорошо засвидетельствовано только в Ашдуббе, [ 27 ] который, по мнению Вальтера Саллабергера, мог располагаться недалеко от Гуаббы. [ 7 ] Возможно, что он соответствует более ранней Ишдуббе, упомянутой в документах саргонического периода . [ 27 ] Рим-Син I из Ларсы построил в этом месте посвященный ей храм. [ 44 ] Об этом также свидетельствуют тексты времен правления Сумуэля и Абисаре , в которых указывается, что во время праздника, в котором также участвовали храмы в Гирсу и Бад-Тибире, ему раздавались пайки с маслом. [ 27 ] Во время правления Самсу-илуны священник, обозначенный как Гуду 4 ( пашишум ). им управляли из последнего из вышеупомянутых городов, и за него отвечал [ 27 ]

По словам Вальтера Саллабергера, единственные свидетельства активного поклонения Нин-МАР.КИ за пределами территории Лагаша доступны из Ларсы и Ура . [ 7 ] Однако, по словам Джоан Гудник Вестенхольц, в раннединастический период ее также почитали в Шуруппаке . [ 45 ] Упоминания о присяге Нин-МАР.КИ известны из Ларсы, хотя имеющиеся свидетельства часто относятся к храму в Ашдуббе. [ 27 ] Во времена правления династии Ларса божество по имени д Нин-э- НИМ -ма (чтение имени неясно), возможно, член свиты Нингала неопределенного пола или вторичного имени этой богини, поклонялся в святилище в храме Нин-МАР.КИ, [ 15 ] который, по словам Антуана Кейнжо и Манфреда Креберника, находился в Уре. [ 18 ] Этот вывод поддерживают и другие авторы, [ 8 ] хотя Одетта Бойвен отмечает, что в известных текстах нет никаких указаний на то, что храм этой богини существовал в указанном городе, и утверждает, что вместо этого он мог располагаться в Гуаббе. [ 15 ]

Хотя матери Нин-МАР.КИ, Нанше, позже поклонялись в Силенде , в известных источниках нет никаких указаний на то, что кто-либо из ее детей также принадлежал к местному пантеону. [ 46 ] По-видимому, после упадка Гуаббы и других поселений, где первоначально поклонялись Нин-МАР.КИ, списки богов, плачи и другие подобные тексты были единственными источниками, сохранившими ее имя. [ 38 ]

Разные текстовые источники

[ редактировать ]

Нин-МАР.КИ появляется в ряде списков богов, включая список богов Фара , где она помещена перед Шумуганом , возможно, из-за их общей связи с домашними животными, список богов Абу Салабиха , где за ней следует Нинишги». хозяйка тростникового заросля », возможно, из-за ее связи с водоемами, списком богов древневавилонского Ниппура и так называемым « Ан = Анум предшественником », где она следует за своей матерью Нанше. [ 47 ] Хотя они также появляются в том же разделе An = Anum , Нанше не обозначена там как мать Нин-МАР.КИ, и вполне возможно, что последняя была помещена среди божеств, связанных с богом луны Нанной, из-за ее собственной связи со скотом. которым она поделилась со своим традиционным кругом. [ 21 ]

Композиция «Плач по Шумеру и Уру» , скорее всего, была вдохновлена ​​падением Третьей династии Ура . [ 48 ] утверждает, что во время описываемых там широкомасштабных разрушений Нин-МАР.КИ потеряла свой храм в Гуаббе и что «лодки увозили его серебро и лазурит». [ 49 ] В этом же отрывке говорится о судьбе Наньше и провинции Лагаш в целом. [ 50 ] Она также присутствует в « Плаче по Уру» , где аналогичным образом появляется среди божеств из пантеона Лагаша. [ 21 ] такие как Нанше, Гатумдуг и Думузи-абзу . [ 10 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 256.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Саллабергер 1998 , с. 463.
  3. ^ Петерсон 2009 , с. 56.
  4. ^ Jump up to: а б с Уайтинг 1985 , с. 1.
  5. ^ Саллабергер 1998 , стр. 463–464.
  6. ^ Зельц 1995 , стр. 256–257.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Саллабергер 1998 , с. 464.
  8. ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 54.
  9. ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 363.
  10. ^ Jump up to: а б Самет 2014 , с. 57.
  11. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
  12. ^ Уайтинг 1985 , стр. 1–3.
  13. ^ Jump up to: а б Уайтинг 1985 , с. 3.
  14. ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 36.
  15. ^ Jump up to: а б с Бойвин 2018 , с. 230.
  16. ^ Петерсон 2009 , стр. 56–57.
  17. ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 328.
  18. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 349.
  19. ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998b , с. 352.
  20. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 165.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Саллабергер 1998 , с. 465.
  22. ^ Песни 2014 , с. 435 .
  23. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 73.
  24. ^ Cavigneaux & Krebernik 1998b , стр. 351–352.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Саллабергер 1998 , с. 468.
  26. ^ Саллабергер 1998 , стр. 466–467.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Саллабергер 1998 , с. 467.
  28. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 192–193.
  29. ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , стр. 260–261.
  30. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 205–206.
  31. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 211.
  32. ^ Зельц 1995 , с. 301.
  33. ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 260.
  34. ^ Зельц 1995 , с. 118.
  35. ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , с. 261.
  36. ^ Джордж 1993 , с. 6.
  37. ^ Габбай 2014 , стр. 138–139.
  38. ^ Jump up to: а б Саллабергер 1998 , стр. 467–468.
  39. ^ Джордж 1993 , с. 64.
  40. ^ Jump up to: а б Саллабергер 1998 , с. 466.
  41. ^ Зельц 1995 , с. 258.
  42. ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 128.
  43. ^ Джордж 1993 , с. 72.
  44. ^ Джордж 1993 , с. 169.
  45. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 58.
  46. ^ Бойвин 2018 , с. 215.
  47. ^ Саллабергер 1998 , стр. 464–465.
  48. ^ Блэк 2006 , с. 128.
  49. ^ Блэк 2006 , с. 132.
  50. ^ Блэк 2006 , стр. 132–133.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 417ccab7e43e26888c5f4b2727f641f1__1718948640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/f1/417ccab7e43e26888c5f4b2727f641f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nin-MAR.KI - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)