Пол Фейос
Пол Фейос | |
---|---|
Рожденный | Пал Фейос 27 января 1897 г. |
Умер | 23 апреля 1963 г. Нью-Йорк , США | ( 66 лет
Род занятий | Кинорежиссер, антрополог, сценарист, санитар, исследователь. |
Годы активности | 1919–1963 |
Супруги | Мара Янковски
Мимоза Пфальц
Доверьтесь Биннсу |
Пал Фейош (27 января 1897 — 23 апреля 1963), профессионально известный как Пол Фейош , был венгерско-американским режиссёром художественных фильмов и документальных , работавшим в ряде стран, включая США. В юности он также изучал медицину, а позже стал выдающимся антропологом. Во время Первой мировой войны Фейос работал санитаром Императорской австрийской армии на линии фронта в Италии, а также руководил театром, где выступали перед войсками. После войны он вернулся в Будапешт и со временем работал в продюсерской компании «Ориент-Фильм». Он начал снимать фильмы в 1919 или 1920 годах для Mobil Studios в Венгрии, пока не сбежал в 1923 году, спасаясь от белого террора и режима Хорти . Он отправился в Нью-Йорк, а затем, в конце концов, в Голливуд, где начал производство своего первого американского художественного фильма «Последний момент » . в октябре 1927 года [ 1 ] Фильм оказался популярным, что позволило ему подписать контракт с Universal Studios . После ряда других успешных фильмов Фейос покинул Америку в 1931 году, чтобы снимать звуковые фильмы во Франции. В 1941 году он вообще перестал сниматься в кино и стал директором по исследованиям и исполняющим обязанности руководителя Фонда «Викинг». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фейош родился в Будапеште , Венгрия, как Пал Фейош в семье Дезире Фейоша и его жены Авроры (урожденной Новелли). У него была старшая сестра Ольга Фейош. Как и многие кинорежиссеры, Фейош преувеличивал или выдумывал мифы на протяжении большей части истории своей жизни, и, по его словам, его отец был капитаном гусарского полка , а его мать была фрейлиной австро -венгерской императрицы . Кроме того, Фейос в молодости мнил себя чиновником императорского двора . На самом деле семья матери Фейоса возникла в Италии, но имела аристократическое происхождение, а отец Фейоса был фармацевтом в Дунафёлдваре . Незадолго до рождения Фейоса его отец продал свой бизнес и перевез семью в Будапешт, чтобы купить там магазин. Дезире умер от сердечного приступа еще до того, как был куплен новый магазин. Затем Пола воспитывала мать в доме его бабушки и дедушки. Говорят, что в детстве Фейос был умным учеником и с раннего возраста любил фильмы. Его отправили в школу пиаристов отцов- в Веспреме. а затем в школу в Кечкемете . [ 3 ] В конце концов он изучал медицину и в 1921 году получил степень доктора медицины в Королевском венгерском медицинском университете в Будапеште. [ 4 ] В 1914 году Фейос женился на Маре Янковски. Вскоре после этого началась Первая мировая война , и Фейос работал санитаром в Императорской австрийской армии на линии фронта в Италии . Во время войны он также руководил театром, который выступал для войск. Год спустя всплыли некоторые дополнительные мифы о жизни Фейоса о том, что он был офицером гусарского полка, был трижды ранен и что он был первым человеком, пилотировавшим боевой самолет . После войны Фейос вернулся в Будапешт. Он начал работать художником-декоратором в оперной труппе, а затем и в продюсерской компании «Ориент-фильм». Он и Мара развелись в 1921 году предположительно из-за иррациональной ревности Фейоса. [ 3 ]
Ранняя кинокарьера
[ редактировать ]Фейош начал снимать фильмы в 1919 или 1920 году для Mobil Studios в Венгрии. Его самые ранние немые фильмы включали «Пан», фэнтези, основанное на мифологическом персонаже; «Преступление лорда Артура Сэвила» по пьесе Оскара Уайльда ; «Черный капитан», фильм о коррупции в полиции Нью-Йорка; «Последний из Арсена Люпена», ремейк популярного американского многосерийного фильма ; и «Пиковая дама» по роману Александра Пушкина . Фейос всегда считал кино ближе к живописи, чем к театру, и больше интересовался вопросами света и тени, чем сюжетом. Он также заявил тогда, что ни один великий фильм не будет снят до тех пор, пока его не снимут в цвете . [ 3 ]
Как и выдающиеся венгерские кинорежиссеры Майкл Куртис и Александр Корда , Фейош покинул Венгрию в 1923 году, спасаясь от белого террора и режима Хорти . Фейос сначала отправился в Вену , где Макс Рейнхардт его некоторое время работал . Затем Фейос отправился в Берлин и работал массовкой в фильме Фрица Ланга « Нибелунги» . Затем Фейос переехал в Париж и поставил неудачную постановку « Человека» , авангардной пьесы Уолтера Хасенклевера . В октябре 1923 года Фейос эмигрировал в США. Он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане и плохо говорил по-английски, но сумел получить несколько низкооплачиваемых работ в похоронных бюро и на фабриках по производству фортепиано. Его английский улучшился, и к весне 1924 года Фейос устроился на работу лаборантом в Институт медицинских исследований Рокфеллера . Он зарабатывал 80 долларов в неделю и проработал там два года. В 1925 году он женился на сослуживце Мимозе Пфальц, но брак продлился всего тридцать дней. Живя в Нью-Йорке, Фейош получил одну работу в театре в качестве технического консультанта, создавая венгерскую атмосферу адаптации Ференц Мольнар « Хрустальная туфелька». Весной 1926 года Фейос потратил все свои сбережения в размере 45 долларов на старый «Бьюик» , чтобы переехать в Лос-Анджелес и продолжить карьеру в голливудском кино. [ 3 ]
Голливудская карьера
[ редактировать ]Когда он прибыл в Голливуд, Фейос испытывал финансовые трудности. Он нашел несколько случайных подработок, работая над сценариями. Иногда он выживал, путешествуя автостопом до Пасадены и воруя апельсины из садов. Во время одной из поездок автостопом Фейоса подобрал Эдвард Спитц, богатый молодой житель Нью-Йорка, который недавно переехал в Голливуд с амбициями продюсировать фильмы. Фейош рассказал Спитцу о своей кинокарьере в Венгрии и убедил Спитца профинансировать художественный фильм. Спитц согласился и дал Фейосу 5000 долларов, что составляло примерно 1 процент среднего бюджета фильма на тот момент. В октябре 1927 года Фейос приступил к производству своего первого американского полнометражного фильма. Он убедил друзей-актеров бесплатно сняться в фильме, пообещав компенсацию в случае успеха. В их число входила Джорджия Хейл , Чарли Чаплина частая партнерша , когда она зарабатывала 5000 долларов в неделю. Фейос арендовал студию поминутно, а не посуточно, и нанял Леона Шамроя , неопытного оператора. Фейос использовал декорации из других фильмов и менял сценарий, когда это было необходимо для настройки. Когда актеры или декорации были недоступны, Фейос снимал крупным планом руки, ноги, машины и все остальное, что казалось ему интересным. Он получил бесплатную пленку от Компания DuPont , которая пыталась конкурировать с более авторитетными компаниями Kodak и Agfa . [ 3 ]
готового проекта «Последний момент » На съемки сыграл ушло 28 дней. В нем Отто Мэтисон человека, покончившего жизнь самоубийством путем утопления, который в воспоминаниях вспоминает события своей жизни, приведшие к его смерти. В немом фильме с семью барабанами не было титульных листов. В настоящее время этот фильм утерян , но в обзоре он описан как «головокружительный стирание, множественные наложения и головокружительные движения камеры». Выпущенный в 1928 году фильм «Последний момент» получил восторженные отзывы и стал финансовым хитом. Чарли Чаплин похвалил его, а писательница Тамар Лейн назвала его «одним из самых замечательных фильмов, когда-либо представленных на экране». Благодаря успеху фильма и мгновенному статусу знаменитости Фейоса крупные студии внезапно начали конкурировать за контракт с бывшим бродягой. Он заключил соглашение с Universal Studios , поскольку ее контракт давал ему полный творческий контроль. [ 3 ]
В 1928 году Фейос быстро приступил к производству своего следующего и самого известного фильма « Одинокий » по сценарию Эдварда Т. Лоу-младшего и Тома Рида, основанному на газетной статье об одиночестве в современных американских городах. Карл Леммле-младший Продюсировал фильм . Актеры Гленн Трайон и Барбара Кент играют двух одиноких жителей Нью-Йорка, которые живут в соседних квартирах без ведома друг друга. Они случайно встречаются на Кони-Айленде и заводят роман, но теряют друг друга, пока наконец не воссоединяются в своем доме. Во многих местах пленка была тонирована вручную и раскрашена по трафарету, что уже делало ее визуально отличительной. После того, как в середине июня 1928 года «Одинокий» вышел в прокат как немой фильм, Universal одолжила записывающий грузовик Movietone News у Fox Film . Под предлогом проведения звуковых тестов (собственные звуковые сцены не будут готовы до конца октября) Universal поспешно записала « звуковые » сцены для фильма и синхронизировала музыку и эффекты недавно нанятого музыкального руководителя Джозефа Чернявского . «Одинокий» был первым из трех уже законченных фильмов, к которым Universal добавила звук без участия Фейоса в диалогах. Эта новая версия фильма была выпущена 20 сентября 1928 года. (После этого первого, наспех завершенного этапа, Universal продолжила использовать оборудование Fox для создания своего первого полноценного фильма. «Мелодия любви », которая также является первым в мире киномюзиклом, вышла менее чем за две недели. Это привело к тому, что огорченная и разгневанная команда Fox отобрала у Universal свой звуковой грузовик.) «Одинокий» стал еще одним кассовым хитом Фейоса, и репутация фильма с годами росла. Французский кинематографист Жорж Садуль назвал это предшественником неореализма . Кинокритик Джонатан Розенбаум похвалил «Одинокого» и сравнил Фейоса с Ф. В. Мурнау , Фрицем Лангом , Сергеем Эйзенштейном и Всеволодом Пудовкиным . Эндрю Саррис назвал его «Одиноким» «нежной историей любви в его немых отрывках… [но] грубой, неуклюжей и утомительно косноязычной в звуковых отрывках». Чарльз Хайэм заявил, что, хотя «его визуальный стиль, изначально привлекательный, превращается в монотонную последовательность насыщенных кадров, растворяющихся друг в друге в вечной суете ... [но] очарование фильма реально». [ 3 ]
Третий голливудский фильм Фейоса « Последнее выступление » стал еще одним кассовым успехом студии Universal Studios в 1929 году. Частично звуковой и частично немой, в фильме Конрад Вейдт сыграл фокусника, влюбившегося в свою помощницу. Позже в том же году Фейос начал производство своего самого большого и амбициозного фильма «Бродвей» , основанного на популярной постановке Джеда Харриса , Джорджа Эбботта и Филиппа Даннинга . Фейосу был выделен бюджет в 1 миллион долларов, большая часть которого была потрачена на огромную кубистическую декорацию ночного клуба и 28-тонный операторский кран, который был самым большим и универсальным из построенных к тому времени. В фильме снялись Гленн Трайон и Эвелин Брент . Однако фильм имел лишь скромный успех, и Фейос посчитал его провалом. ( Уильям А. Зейтер создал новую версию Бродвея в 1942 году.) Кинокритик Майлз Крюгер сказал, что «образы «Райского клуба» и огромного музыкального номера ( «Финал в цвете» )» из фильма Фейоса «стали основной экранной литературой». [ 3 ]
В 1930 году Фейос стал американским гражданином и приступил к съемкам мюзикла «Капитан гвардии» (он же «Марсельеза» ). Во время съемок амбициозного эпизода с участием более 300 статистов, изображающих штурм Бастилии , Фейос упал с высоких строительных лесов и получил сотрясение мозга. Он провел шесть недель в постели, выздоравливая. Джон С. Робертсон закончил фильм, а Фейос не получил экранного признания.
Затем он работал над фильмом «Король джаза» , в котором Джон Мюррей Андерсон получил официальный режиссерский титул. Это разозлило Фейоса и продолжилось, когда Universal не позволила ему руководить « На Западном фронте без перемен» . Фейос разорвал контракт с Universal и подписал контракт с Metro Goldwyn Mayer вскоре после этого . Это привело только к тому, что Фейос стал режиссером немецкой и французской версий «Большого дома» . [ 3 ]
Европейская карьера
[ редактировать ]В 1931 году Фейос покинул Голливуд, приняв приглашение Пьера Браунбергера снять ранние звуковые фильмы во Франции. Фейос пожаловался репортеру, что Голливуд слишком коммерциален и похож на наркотик для публики. По его словам, счастливые концы голливудских фантазий просто лишили трудящихся людей их безнадежной жизни. «(Если бы в Америке внезапно закрылись кинотеатры, произошла бы революция», - добавил Фейос, но в Европе он надеялся на «фильмы, снятые во имя искусства». [ 3 ] Его карьера во Франции была недолгой, начиная с его руководства в 1931 году «Американской любовью» Клода Хеймана . Затем Фейос снял амбициозный «Фантомас» — ремейк снятого знаменитого сериала Луи Фейяда, в 1910-х годах. [ 3 ]
В 1932 году Фейош вернулся в Венгрию, чтобы снять «Весенний душ» ( Tavaszi Zápor ), который некоторые кинокритики назвали его лучшим фильмом. В нем Аннабелла играет молодую девушку Мари, которую соблазнили и бросили с ребенком. Она умирает в бедности только для того, чтобы обнаружить, что ей приходится мыть полы на Небесах. Выливая ведро для стирки, она создает ливень, который не дает ее растущей дочери повторить ошибки Мари.
Джонатан Розенбаум похвалил фильм. Хотя «Одинокий», кажется, обязан сценам города и парка развлечений в «Восходе» , «Весенний душ» также имеет ночное освещение и чувственность в соблазнении Мари, а также загадочное музыкальное последствие, напоминающее некоторые деревенские ночные сцены в «Восходе». Однако, в отличие от детерминизма композиций Мурнау и движений камеры, антропологическая дистанция и сказочная заключенность Фейоса предполагают иной тип отношения к его персонажам. Быстрая смена деталей в борделе, передающая замешательство Мари перед обмороком, способствует отождествлению с ощущениями, а не с мыслями или чувствами. Красота игры Аннабеллы и тема скрипки и кларнета также помогают не заметить некоторые из наиболее упрощенных аспектов народной легенды, которые определяют размеры фильма.
Влюбившись в Аннабеллу, Фейос якобы пролетел на маленьком самолете над ее поездом обратно во Францию и осыпал его розами. Друг Фейоса Джон В. Доддс заявил, что «каждый раз, когда [Фейос] переезжал в другую страну, это происходило из-за заканчивающегося любовного романа». Следующие несколько лет Фейош провел в разных европейских странах, часто со своими постоянными соратниками Лотаром Вольфом, его помощником режиссера, и Ференцем Фаркашем, его композитором. «Приговор озеру Балатон» ( Itél a Balaton ) 1932 года стал вторым венгерским фильмом Фейоша. Он включает в себя красивые документальные кадры местных рыбаков и их повседневной жизни. Однако в Венгрии фильм подвергся резкой критике за изображение рыбака и обвинен в фанатизме по отношению к деревенской жизни. [ 3 ]
В 1933 году Фейос переехал в Австрию и снялся в фильме «Солнечный луч» ( «Зонненстраль» ), снова с Аннабеллой в главной роли. Фильм был посвящен безработице и бедности в Австрии после Первой мировой войны и был оценен критиками как «вершина искусства Фейоса в Европе... слишком часто игнорируемая критиками». Позже в том же году Фейос снял лёгкую комедию « Весенние голоса » ( Frühlingstimmen ). [ 3 ]
три фильма В 1934 году Фейос переехал в Данию и снял для кинокомпании «Нордиск» : «Полет миллионов» ( Flugten framillerne ), лёгкую комедию 1934 года; «Заключенный номер 1» ( Fange Nr. 1 ), фарс 1935 года о мире, где нет ни заключенных, ни полицейских; и «Золотая улыбка» ( Det Gyldne Smil ), экранизация 1935 года рассказа драматурга Кая Мунка о взаимосвязи искусства и жизни. [ 3 ]
Карьера этнографического кинорежиссера
[ редактировать ]К 1935 году Фейос устал от повествовательных фильмов и их недостоверных декораций и историй. Компания Nordisk Film отправила его на поиск мест съемок на Мадагаскаре . Фейос настолько полюбил эту страну, что остался там на девять месяцев. Он отснял более 30 000 футов видеоматериалов о животных, растениях, племенных обществах и местных обычаях, и все это было непригодно для театрального представления. Он также собрал множество артефактов и в конечном итоге передал их Датскому королевскому географическому обществу . По возвращении Фейоса в Данию Svensk Filmindustri из Гуннар Скоглунд посмотрел кадры с Мадагаскара и заказал серию из шести короткометражных документальных фильмов, выпущенных в период с 1935 по 1936 год. В число этих фильмов входили «Черные горизонты» ( «Svarta Horisonter» ), «Танцовщицы Эсиры», «Салон красоты в Дании». Джунгли, Самое полезное дерево в мире, Морской дьявол и Могилы нашего отца. [ 3 ] В 1936 году Фейос женился на Инге Арвад , датской журналистке, известной как гостем Адольфа Гитлера на летних Олимпийских играх 1936 года , так и романтическими отношениями с Джоном Ф. Кеннеди . Арвад появился в фильме «Полет миллионов», и они оставались женатыми до 1942 года.
Вдохновленный вновь обретенной страстью к культуре и истории, Фейос изучал культурную антропологию в 1936 году в Копенгагенском музее под руководством доктора Томпсона. [ ВОЗ? ] Затем шведская киноиндустрия поручила Фейосу снять серию этнографических фильмов с 1937 по 1938 год в таких странах, как Индонезия, Филиппины, Новая Гвинея, Цейлон и Таиланд. Эти фильмы включали риса» « Горсть Бамбуковый , и женщина» , «Мужчина «Племя все еще живо» « , Сын вождя век Ментавея» « , » мертв » , «Варан Комодо» и Деревня « приятного фонтана возле . [ 3 ]
Вернувшись в 1938 году со съемок в Таиланде, Фейос познакомился со шведским промышленником Акселем Веннер-Греном . Они стали верными друзьями, и Веннер-Грен изменил жизнь Фейоса так же, как это сделал Эдвард Шпитц десятью годами ранее. Веннер-Грен согласился профинансировать в конце 1939 года экспедицию Фейоса в Перу. в Куско Там, , монах-францисканец рассказал Фейосу о легендарном затерянном городе где-то в джунглях. Фейос немедленно связался с Веннер-Греном, который согласился предоставить дополнительное финансирование экспедиции. Режиссер обнаружил 18 древних инков городов [ 3 ] и отправился в верховья реки Амазонки . Фейос провел год в Перу, изучая культуру и снимая на видео племя ягуа . Результатом исследования стала последняя серия фильмов Фейоса « Ягуа» , выпущенная в 1940 и 1941 годах. Это также привело к публикации в 1943 году «Этнологии ягуа» серии публикаций Фонда викингов по антропологии. [ 3 ]
Карьера антрополога и последние годы
[ редактировать ]В 1941 году Фейос перестал путешествовать и сниматься в фильмах, чтобы стать директором по исследованиям и исполняющим обязанности главы Фонда Викингов, некоммерческого фонда, базирующегося в Нью-Йорке, который Веннер-Грен создал в том же году (и позже переименовал в Фонд Веннер-Грена). по антропологическим исследованиям ). Фейос стал очень уважаемым в своей области и считался опередившим свое время, призывая к общению между различными ветвями антропологии. В это время Фейос преподавал в Стэнфордском , Йельском и Колумбийском университетах. [ 3 ]
В 1958 году Фейос женился на антропологе Лите Биннс. Она сменила его на посту директора по исследованиям Фонда Веннера-Грена после его смерти 23 апреля 1963 года. «У Фейоса был темперамент художника, а не ученого или ученого-исследователя», - написал Дэвид Бидни в некрологе. Фейос «поддерживал не только исследовательские проекты(,), но и, и в первую очередь, людей, которым он доверял и считал достойными поддержки... Его личная поддержка Пьера Тейяра де Шардена в последние годы жизни этого эксцентричного гения — лишь одна из них. выдающийся пример... (Фейос) оставляет после себя созданный им Фонд Веннера-Грена для антропологических исследований, множество друзей со всего мира, которым он помогал, и жену, которую он лелеял и ценил». [ 3 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Преступление лорда Артура Сэвила (1920)
- Звезды Эгера (1923)
- Последний момент (1928, потерянный фильм )
- Одинокий (1928)
- Бродвей (1929)
- Последнее выступление (1929)
- Большой дом (1930, немецкая и французская версии)
- Капитан гвардии (1930, в титрах не указан)
- Мужчины за решеткой (1931)
- Американская любовь (1931)
- Призраки (1932)
- Весенний душ (1932)
- Приговор озеру Балатон (1932)
- Голоса весны (1933)
- Бегство от миллионов (1934)
- Золотая улыбка (1935)
- Узник номер один (1935)
- Черные горизонты (1936, серия из 6 короткометражных документальных фильмов)
- Племя живо до сих пор (1937 г.
- Бамбуковый век на Мантаивее (1937)
- Сын вождя мертв (1937)
- Дракон Комодо (1937)
- Деревня у Приятного колодца (1937)
- Тамбора (1938)
- Плыть необходимо (1938)
- Горсть риса (1938)
- Мужчина и женщина (1939)
- Ягуа (1941)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюттнер, Элизабет (2004). Пол Фейос «Мир снимает кино» . Вена, Австрия: издательство Filmarchiv Austria, Вена. ISBN 3901932313
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путешествия Поля Фейоса» . Критерий . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Доддс, Джон В. (1963). «Похвальная речь Полю Фейосу». Современная антропология . 4 (4). JSTOR: 405–407. дои : 10.1086/200416 . JSTOR 2739913 . S2CID 143884215 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 1 . Компания HW Wilson. 1987. стр. 315–319. ISBN 0-8242-0757-2 .
- ^ «Профиль Поля Фейоса в Фонде Веннера-Грена» . www.wennergren.org . Проверено 21 июля 2012 г.