Jump to content

Воздушная торпеда

Воздушная торпеда, сброшенная с самолета Sopwith Cuckoo во время Первой мировой войны.

( Воздушная торпеда также известная как бортовая торпеда или авиаторпеда). [ 1 ] ) — торпеда , запускаемая с самолета- торпедоносца в воду, после чего орудие самостоятельно движется к цели. [ 2 ]

впервые были использованы во время Первой мировой войны Торпеды, сбрасываемые с воздуха, , широко использовались во Второй мировой войне и до сих пор используются ограниченно. Воздушные торпеды обычно меньше и легче, чем торпеды подводного и надводного базирования.

Происхождение

[ редактировать ]
В 1915 году контр-адмирал Брэдли А. Фиск разработал воздушную торпеду.

Идея сбрасывания легких торпед с самолетов была задумана в начале 1910-х годов Брэдли А. Фиске , офицером ВМС США . [ 3 ] Патент на это был получен в 1912 году. [ 4 ] [ 5 ] Фиске разработал механику переноса и выпуска воздушной торпеды с бомбардировщика и определил тактику, которая включала заход на посадку в ночное время, чтобы корабль-цель был менее способен защитить себя. Фиске предполагал, что предполагаемый бомбардировщик-торпедоносец будет быстро снижаться по острой спирали, чтобы уклониться от вражеских орудий, а затем на высоте примерно от 10 до 20 футов (от 3 до 6 м) выровняется на время, достаточное для того, чтобы выровняться по намеченному пути торпеды. Самолет выпустит торпеду на расстоянии от 1500 до 2000 ярдов (от 1400 до 1800 м) от цели. [ 3 ] В 1915 году Фиске предложил использовать этот метод для нападения на вражеские флоты в их собственных гаванях. [ 6 ] если бы было достаточно воды (глубины и простора) для хода торпеды. Однако Конгресс США не выделял средств на исследования воздушных торпед до 1917 года, когда США вступили в прямые действия в Первой мировой войне . [ 7 ] [ 8 ] В США не было самолетов-торпедоносцев специального назначения до 1921 года.

Первый самолет-торпедоносец

[ редактировать ]

Тем временем Королевская военно-морская авиационная служба (RNAS) начала активно экспериментировать с такой возможностью. Первый успешный сброс торпеды с воздуха был неофициально выполнен более поздним пилотом RFC Чарльзом Гордоном Беллом 27 июля 1914 года, сбросив торпеду Уайтхеда с Short S.64 гидросамолета . На следующий день за Гордоном Беллом последовал пилот RNAS Артур Лонгмор во время официальных испытаний воздушной торпеды. Успех этих экспериментов привел к созданию первого специального боевого самолета-торпедоносца Short Type 184 , построенного в 1915 году. [ 9 ] [ 10 ]

Был размещен заказ на десять самолетов, а во время Первой мировой войны десятью различными британскими авиастроительными компаниями было построено 936 самолетов . Два прототипа самолета были погружены на борт HMS Ben-my-Chree , который 21 марта 1915 года отплыл в Эгейское море для участия в кампании в Галлиполи . [ 11 ]

Примерно в то же время, когда проводились эксперименты Королевского флота, в Италии капитан Алессандро Гуидони с корабля Regia Marina проводил аналогичные испытания с 1913 года. [ 12 ] с помощью изобретателя Рауля Патераса Пескары и в феврале 1914 года успешно сбросил 800-фунтовую торпеду, [ 13 ] что привело к спорам о том, какая страна первой применила воздушную торпеду. [ 14 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Short Type 184 был первым самолетом-торпедоносцем, построенным в 1915 году.

Сообщается, что в ноябре 1914 года немцы экспериментировали на Боденском озере с тактикой сброса торпед с дирижабля . [ 15 ] [ 16 ] В декабре 1914 года командир эскадрильи Сесил Л'Эстрейндж Мэлоун после своего участия в рейде в Куксхавене прокомментировал следующее: «Можно хорошо представить, что могло бы быть сделано, если бы наши гидросамолеты или те, которые были отправлены атаковать нас, несли торпеды или легкие пушки. " [ 17 ]

12 августа 1915 года Short Type 184 , пилотируемый командиром звена Чарльзом Эдмондсом , стал первым самолетом в мире, атаковавшим вражеский корабль торпедой воздушного базирования. [ 18 ] Действуя с авианосца HMS Ben-my-Chree в Эгейском море , Эдмондс взлетел с торпедой диаметром 14 дюймов (360 мм) и массой 810 фунтов (370 кг), чтобы пролететь над сушей. [ 10 ] и потопил турецкое судно снабжения в Мраморном море . [ 5 ]

Пять дней спустя турецкий пароход был потоплен торпедой, снова нацеленной Эдмондсом. Его товарищ по звену, лейтенант ГБ Дакр, потопил турецкий буксир после того, как был вынужден приземлиться на воду из-за неисправности двигателя. Дакр подрулил к буксиру, выпустил торпеду и затем смог взлететь и вернуться в Бен-Май-Кри . [ 19 ] [ 20 ] Ограничением более широкого использования «Шорта» в качестве торпедоносца было то, что он мог взлетать с торпедой только в условиях идеальной летной погоды и спокойного моря и с такой нагрузкой мог летать лишь немногим более 45 минут, прежде чем разбежаться. закончилось топливо. [ 20 ]

водоизмещением 2784 тонны (2829 т) 1 мая 1917 года немецкий гидросамолет выпустил торпеду и потопил британский пароход «Гена» у берегов Саффолка . Второй немецкий гидросамолет был сбит обстрелом с тонущей Гены . Немецкие эскадрильи торпедоносцев впоследствии были собраны в Остенде и Зебрюгге для дальнейших действий в Северном море . [ 5 ] Позже, в 1917 году, ВМС США начали проводить испытания с использованием 400-фунтового (180-килограммового) макета торпеды, которая при первом испытании поднялась из воды обратно в воздух и почти поразила сбросивший ее самолет. [ 10 ] Было построено несколько британских бомбардировщиков-торпедоносцев, в том числе « Сопвич Кукушка» , « Шорт Ширл» и «Блэкберн Блэкберд» , но эскадрилья была собрана так поздно в войне, что не добилась никаких успехов. [ 20 ]

Межвоенные годы

[ редактировать ]
Отрывные деревянные плавники помогают стабилизировать торпеду в воздухе. Они захватывают металлические плавники только за счет трения и отрываются при входе в воду.
торпеды Тип 91. Kyoban Различные конструкции сбрасываемых водозаборных плавников

Соединенные Штаты купили свои первые 10 бомбардировщиков-торпедоносцев в 1921 году, варианты Martin MB-1 . Эскадрилья летчиков ВМС и морской пехоты США базировалась на базе военно-морского вооружения Йорктаун . Генерал Билли Митчелл предложил вооружить торпедоносцы боевыми боеголовками в рамках проекта B (демонстрация противокорабельных бомбардировок), но военно-морской флот интересовал только эффект повреждения авиабомб. Вместо этого были проведены испытания с использованием макетов головок торпед против четверки линкоров, идущих со скоростью 17 узлов. Торпедоносцы показали хорошие результаты. [ 21 ]

В 1931 году ВМС Японии разработали торпеду Тип 91 , предназначенную для сброса торпедоносцев с высоты 330 футов (100 м) и скорости 100 узлов (190 км/ч; 120 миль в час). [ 22 ] В 1936 году торпеде для повышения аэродинамических качеств придали деревянные крепления к хвосту, получившие прозвище « Кёбан» , — эти крепления сбрасывались при ударе о воду. К 1937 году, с добавлением отколовшегося деревянного демпфера в носовой части, торпеду можно было сбрасывать с высоты 660 футов (200 м) и скорости 120 узлов (220 км/ч; 140 миль в час). Тактическая доктрина определила в 1938 году, что воздушная торпеда Тип 91 должна быть выпущена на расстоянии 3300 футов (1000 м) от цели. [ 22 ] Кроме того, ВМС Японии разработали доктрину ночных атак и массированных дневных атак, а также координировали воздушные торпедные атаки наземных и палубных торпедоносцев. [ 22 ]

Японцы разделили свои бомбардировочные эскадрильи на две группы, чтобы они могли атаковать линкор противника с обоих фронтов и затруднить цели уклонение от торпед путем маневрирования, а также затруднить наведение зенитного огня по бомбардировщикам. Несмотря на это, японские эксперты по тактике предсказывали, что по линкору атакующие силы будут наносить лишь треть попаданий по сравнению с показателями, достигнутыми во время учений мирного времени. [ 22 ]

Начиная с 1925 года в США приступили к разработке специальной торпеды для чисто воздушных операций. Проект несколько раз прекращался и возобновлялся, и в конечном итоге результатом стала торпеда Mark 13 , поступившая на вооружение в 1935 году. [ 23 ] Mark 13 отличалась от воздушных торпед, используемых другими странами, тем, что она была шире и короче. [ 23 ] Он был медленнее своих конкурентов, но имел большую дальность полета. [ 23 ] Оружие было выпущено самолетом, который двигался ниже и медленнее (высота 50 футов (15 м), 110 узлов (200 км/ч; 130 миль в час). [ 23 ] чем его японский современник.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Британский Bristol Beaufighter, вооруженный 18-дюймовой торпедой Mark XII.

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года бипланы-торпедоносцы Fairey Swordfish ВВС британского флота потопили три итальянских линкора в битве при Таранто, используя комбинацию торпед и бомб. В ходе преследования немецкого линкора «Бисмарк» в очень плохом море были предприняты попытки нанесения торпедных ударов, и один из них повредил его руль направления, позволив британскому флоту поймать его. Стандартной британской воздушно-десантной торпедой первой половины Второй мировой войны была 18-дюймовая Mark XII , конструкция диаметром 450 мм и массой 1548 фунтов (702 кг) с зарядом взрывчатого вещества 388 фунтов (176 кг) тринитротолуола (тротила). . [ 24 ]

Разработка немецких воздушных торпед отставала от других воюющих сторон, что продолжалось игнорирование этой категории в 1930-е годы. В начале Второй мировой войны Германия производила всего пять воздушных торпед в месяц, и половина из них терпела неудачу в учениях по десантированию. Вместо этого были закуплены итальянские воздушные торпеды производства Fiume , и в конечном итоге было поставлено 1000 штук. [ 25 ]

Японский бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B5N2 взлетает с авианосца «Дзуйкаку» во время битвы в Коралловом море .

В августе 1941 года японские авиаторы отрабатывали сброс торпед на мелководье залива Кагосима , испытывали усовершенствования торпеды «Тип 91» и разрабатывали тактику атаки кораблей в гавани. Они обнаружили, что торпедоносец Nakajima B5N может летать со скоростью 160 узлов (296 км/ч; 184 миль в час), что несколько быстрее, чем ожидалось, при этом торпеды не поражают дно залива на глубине 100 футов (30 м). 7 декабря 1941 года передовая волна — 40 B5N — использовала эту тактику и нанесла более 15 попаданий во время атаки на Перл-Харбор . В апреле 1942 года Адольф Гитлер сделал производство воздушных торпед приоритетом Германии, и Люфтваффе взяло на себя эту задачу у Кригсмарине . [ 25 ] Количество имеющихся авиаторпед превысило использование в течение года, а к концу войны в наличии было избыток авиаторпед. С 1942 по конец 1944 года было использовано около 4000 авиационных торпед, но за всю войну было изготовлено около 10 000. [ 25 ] Торпедоносцы представляли собой модифицированные самолеты Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 , однако Focke-Wulf Fw 190 . истребитель в качестве системы доставки успешно прошел испытания [ 25 ] Недостатки торпед немецкой разработки после капитуляции Италии в сентябре 1943 года были устранены чуть более года назад, во время Янаги визита в японской подводной лодки I-30 в августе 1942 года для поставки Вермахту технологии и чертежей торпеды Тип 91, чтобы будет производиться в самой Германии как Lufttorpedo LT 850 . [ 26 ]

Торпеда Mark 13 была основной американской воздушной торпедой, однако она не была усовершенствована до тех пор, пока в 1943 году испытания не показали, что она не удалась в 70 процентах падений с самолетов, движущихся со скоростью более 150 узлов (280 км/ч; 170 миль в час). [ 23 ] Как и японский Type 91, Mark 13 впоследствии был оснащен деревянной носовой обшивкой и деревянным хвостовым кольцом, которые оторвались при ударе о воду. Деревянные кожухи замедляли его и помогали сохранять целевое направление во время падения с воздуха. Носовое покрытие поглотило достаточно кинетической энергии от удара торпеды о воду, поэтому рекомендуемая высота и скорость самолета были значительно увеличены до 2400 футов (732 м) при скорости 410 узлов (760 км / ч; 470 миль в час). [ 23 ]

В 1941 году в США началась разработка FIDO — воздушно-акустической самонаводящейся торпеды с электрическим приводом, предназначенной для противолодочного использования. В Соединенном Королевстве стандартная бортовая торпеда была усилена для более высоких скоростей самолетов и стала Mark XV, а затем Mark XVII. Для самолетов-носителей заряд взрывчатого вещества оставался 388 фунтов (176 кг) в тротиловом эквиваленте до тех пор, пока в конце войны он не был увеличен до 432,5 фунтов (196,2 кг) у более мощного Torpex . [ 24 ]

Во время Второй мировой войны американские палубные торпедоносцы совершили 1287 атак на корабли, 65% — на военные корабли и в 40% случаев попали в цель. [ 10 ] Однако низкий и медленный заход на посадку, необходимый для торпедной бомбардировки, сделал бомбардировщики легкой мишенью для защищаемых кораблей; во время битвы за Мидуэй , например, практически все американские торпедоносцы — почти все устаревшей конструкции «Дуглас Девастатор» — были сбиты японцами. [ 27 ]

Корейская война

[ редактировать ]

После Второй мировой войны противовоздушная оборона была достаточно улучшена, чтобы сделать воздушные торпедные атаки самоубийственными. [ 28 ] Легкие воздушные торпеды были утилизированы или адаптированы для использования на небольших ударных катерах. Единственным значительным применением воздушных торпед была борьба с подводными лодками . [ 28 ]

Во время Корейской войны ВМС США успешно вывели из строя плотину Хвачхон с помощью воздушных торпед, выпущенных с самолетов A-1 Skyraiders . [ 29 ]

Современное оружие

[ редактировать ]
Боинг P-8A Poseidon VP -16 запускает торпеду Mark 46 , 2013 г.

С момента появления практической технологии противокорабельных ракет , впервые примененной во Второй мировой войне с MCLOS управляемым Fritz X еще в 1943 году, воздушные торпеды в основном были сокращены до использования в противолодочной войне. Ракеты, как правило, намного быстрее, имеют большую дальность действия и не имеют такого же ограничения по высоте запуска, как воздушные торпеды. Некоторые современные воздушные противолодочные торпеды действительно обладают необходимой способностью наведения для поражения надводных кораблей, хотя, учитывая широкую доступность ракет на самолетах и ​​небольшую специализированную боеголовку на противолодочных воздушных торпедах, этот вариант обычно не рассматривается.

В разгар Фолклендской войны ВВС Аргентины в сотрудничестве с ВМФ оснастили прототип FMA IA 58 Pucará , AX-04, пилонами для установки торпед Mark 13. Целью было возможное производство «Пукарас» как самолетов-торпедоносцев для повышения противокорабельных возможностей аргентинских ВВС. Несколько испытаний было проведено у Пуэрто-Мадрина , но война закончилась прежде, чем технические специалисты смогли оценить осуществимость проекта. [ 30 ]

В результате утраты роли противокорабельных авиационных торпед в современной военно-морской доктрине настоящие торпедоносцы-бомбардировщики в современных вооруженных силах больше не существуют. Наиболее распространенной платформой для воздушных торпед сегодня является корабельный противолодочный вертолет, за ним следуют противолодочные самолеты с неподвижным крылом, такие как американский P-3 Orion .

Французский вертолет Lynx с торпедой MK46 .

Оговоркой к вышесказанному являются торпеды , доставляемые ракетами/ракетными системами, предназначенными для противолодочной борьбы. Некоторые конструкции представляют собой прямую стыковку ракетно-двигательной установки с торпедой с чисто баллистическим профилем атаки, например американский ASROC . Также были развернуты более сложные воздушные беспилотные системы с автопилотом , такие как австралийская Ikara . Большинство таких систем предназначены для развертывания с надводных кораблей, хотя существуют исключения, такие как советский ВМФ РПК-2 «Вьюга» , который может запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок.

Учитывая относительно мягкую природу подводных лодок, современные противолодочные авиационные торпеды намного меньше противокорабельных авиационных торпед прошлого и часто классифицируются как легкие торпеды. Они также часто имеют кроссплатформенную конструкцию и могут развертываться как с самолетов, так и с надводных кораблей. Примеры включают американские торпеды Mark 46 , Mark 50 и Mark 54 . Существует мало конструкций воздушных торпед, которые также используются на подводных лодках, из-за значительно меньших возможностей воздушных торпед по сравнению с их полноразмерными аналогами для подводных лодок, такими как американская торпеда Mark 48 .

Успешная конструкция торпеды воздушного базирования должна учитывать:

  • Расстояние, которое он преодолевает по воздуху, прежде чем войти в воду.
  • Сильное столкновение с водой

Японская торпеда Тип 91 использовала Kyoban в воздухе аэродинамические хвостовые стабилизаторы . Эти стабилизаторы (представленные в 1936 году) были сброшены при входе в воду. А новая система управления (введенная в 1941 году) стабилизировала качку за счет противодействия рулевому управлению как в воздухе, так и в воде. Торпеда Тип 91 могла быть выпущена со скоростью 180 узлов (333 км/ч) с глубины 20 м (66 футов) на мелководье, а также со скоростью 204 узла ( максимальная скорость Nakajima B5N2 ) по неспокойным волнам довольно сильного моря. .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хьюз, 2000, с. 162.
  2. ^ Dictionary.com Воздушная торпеда . Проверено 24 сентября 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Хопкинс, Альберт Эллис. Американская военная книга Scientific American: Механизм и техника войны , Глава XLV: Воздушные торпеды и торпедные мины. Компания Munn & Company, Incorporated, 1915 г.
  4. ^ Патент США 1032394 , Брэдли А. Фиск, «Способ и устройство для доставки подводных торпед с дирижаблей», выдан 16 июля 1912 г.  
  5. ^ Перейти обратно: а б с Харт, Альберт Бушнелл. Библиотека иллюстраций Харпера о мировой войне, Том 4 . Харпер, 1920, с. 335.
  6. The New York Times , 23 июля 1915 года. «Летающий торпедный катер. Адмирал Фиске изобретает корабль для атаки флотов в гаванях» Проверено 29 сентября 2009 года.
  7. ^ «Новости недели: Американский аэроклуб чествует адмирала Фиске, изобретателя торпедного самолета» . Еженедельник воздушного возраста . 9 : 1045. 18 августа 1919 г.
  8. ^ Колетта, Паоло Энрико (1979). Адмирал Брэдли А. Фиск и американский флот . Риджентс Пресс Канзаса. стр. 187–191 . ISBN  9780700601813 .
  9. ^ Норман Полмар (2008). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события, том II: 1946–2006 гг . Потомак Букс, Инк. 16. ISBN  9781574886658 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д GlobalSecurity.org. Военный. Торпедоносец-бомбардировщик ТБ. Т Торпедо и бомбометание. Проверено 29 сентября 2009 г.
  11. ^ CH Барнс (1967). Шорты Самолеты С 1900 года . Лондон: Патнэм. п. 113.
  12. ^ Такер, Спенсер С., изд. (1996). Европейские державы в Первой мировой войне: энциклопедия . Рутледж. п. 378. ИСБН  9781135507015 .
  13. ^ Маттиоли, Марко (2014). Савойя-Марчетти S.79 Торпедоносцы Спарвьеро . Скопа. п. 6. ISBN  9781782008095 .
  14. ^ Эш, Эрик (1999). Сэр Фредерик Сайкс и воздушная революция, 1912-1918 гг . Лондон: Фрэнк Касс. п. 90. ИСБН  9781136315169 .
  15. Stansead Journal , 14 февраля 1915 г. «Теперь воздушная торпеда: смертоносное оружие, предложенное военно-морскому ведомству». Проверено 29 сентября 2009 г.
  16. ^ Парк Бенджамин (2 ноября 1914 г.). «Торпеда-летучая рыба» . Независимый . Проверено 24 июля 2012 г.
  17. ^ Гардинер, Ян. Бомбардировщики Flatpack: Королевский флот и угроза дирижабля , Перо и меч, 2009. ISBN   1-84884-071-3
  18. ^ Книга рекордов Гиннеса по воздушным фактам и подвигам (3-е изд.). 1977. Первая воздушная атака с использованием торпеды, сброшенной с самолета, была осуществлена ​​командиром звена Чарльзом Х. К. Эдмондсом, управлявшим гидросамолетом Short 184 из Бен-ми-Кри 12 августа 1915 года, против турецкого корабля снабжения водоизмещением 5000 тонн в Морском море. Мармара . Хотя вражеский корабль был подбит и затонул, капитан британской подводной лодки утверждал, что одновременно выпустил торпеду и потопил корабль. Далее сообщалось, что британская подводная лодка E14 атаковала и обездвижила корабль четырьмя днями ранее.
  19. ^ Брюс, Дж. М. «Короткие гидросамолеты: исторический военный самолет № 14: Часть 3» . Рейс , 28 декабря 1956 г., с. 1000
  20. ^ Перейти обратно: а б с Спайт, JM Air Power в следующей войне , стр. 25–27. Лондон, Джеффри Блес, 1938 год.
  21. ^ Джонсон, вице-адмирал Альфред В., в отставке. (1959) Эксперименты по бомбардировке военно-морских сил у мысов Вирджиния, июнь и июль 1921 года. Архивировано 15 августа 2012 г. в библиотеке военно-морского ведомства Wayback Machine .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Питти, 2007, стр. 143–144.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Navweaps.com. Соединенные Штаты Америки: Торпеды Второй мировой войны. 22,4 дюйма (56,9 см) Марк 13. Дата обращения 29 сентября 2009 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, 2002, с. 87.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, 2002, стр. 260–262.
  26. ^ «Подводная лодка И-30 : Табличный учет движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 15 сентября 2010 г.
  27. ^ Блэр, Клэй-младший, Тихая победа: подводная война США против Японии . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт, 1975, стр. 238.
  28. ^ Перейти обратно: а б Забекки, Дэвид Т. Вторая мировая война в Европе: энциклопедия, часть 740, том 2 , с. 1123. Тейлор и Фрэнсис, 1998. ISBN   0-8240-7029-1
  29. ^ Фальтум, Эндрю (1996). Авианосцы «Эссекс» . Балтимор, Мэриленд: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию. стр. 125–126. ISBN  1-877853-26-7 .
  30. ^ Халбриттер, Франциско (2004). История авиационной промышленности Аргентины . Том 1. Друзья Национальной библиотечной ассоциации по аэронавтике, 2004 г. ISBN   987-20774-4-4 . (на испанском языке)
  • Блэр, Клэй. Тихая Победа . Филадельфия: Липпинкотт, 1975.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси; Джон Кэмпбелл. Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института, 1986. ISBN   0-87021-459-4
  • Эммотт, Норман В. «Воздушные торпеды». Труды Военно-морского института США , август 1977 г.
  • Хьюз, Уэйн П. Тактика флота и прибрежные бои, том 167. Издательство военно-морского института, 2000. ISBN   1-55750-392-3
  • Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть первая - Торпеды тридцатых годов». The Submarine Review , апрель 1996 г. (ежеквартальное издание Лиги военно-морских подводных лодок, п/я 1146, Аннандейл, Вирджиния, 22003)
  • Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть вторая - Большой торпедный скандал, 1941–43». Обзор подводных лодок , октябрь 1996 г.
  • Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть третья - Разработка обычных торпед во время Второй мировой войны, 1940–1946». Обзор подводных лодок , январь 1997 г.
  • Питти, Марк Р. Санберст: рост японской военно-морской авиации, 1909–1941 , Naval Institute Press, 2007. ISBN   1-59114-664-X
  • Тиле, Гарольд. Воздушные торпедоносцы Люфтваффе и операции во Второй мировой войне . Хикоки, 2005. ISBN   1-902109-42-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b151246e48119d310226087807f939a__1722853680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/9a/4b151246e48119d310226087807f939a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aerial torpedo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)