Король четырех углов


Царь четырех углов света ( шумерский : лугал -ан-уб-да-лимму-ба , [ 1 ] Аккадский : шарру кибрат арбаим , [ 2 ] шар кибрати арбаи , [ 3 ] или шар кибрат эрбетти [ 4 ] ), альтернативно переводится как «Царь четырех четвертей мира» , «Царь четырех углов неба» или «Царь четырех углов Вселенной». [ 5 ] и часто сокращается до просто «Король Четырех Углов» , [ 3 ] [ 6 ] был очень престижным титулом, на который претендовали могущественные монархи древней Месопотамии . Хотя термин «четыре угла света» действительно относится к конкретным географическим местам внутри самой Месопотамии и вблизи нее, считалось (в то время, когда это название впервые использовалось) как места, расположенные вблизи реальных краев мира и, как таковые, титул следует интерпретировать как нечто эквивалентное «Королю всего известного мира», претензию на универсальное правление всем миром и всем, что в нем.
Титул впервые был использован Нарам-Сином из Аккадской империи в 23 веке до нашей эры, а позже использовался правителями Неошумерской империи , после чего он вышел из употребления. Он был возрожден как титул рядом ассирийских правителей, став особенно заметным во времена Неоассирийской империи . был первый персидский Ахеменидов царь Кир Великий после завоевания Вавилона Последним правителем, претендовавшим на этот титул , в 539 году до нашей эры.
Возможно, по крайней мере, среди ассирийских правителей, что титул Царя Четырех Углов не был унаследован обычным путем. Поскольку этот титул не засвидетельствован для всех неоассирийских царей, а для некоторых засвидетельствован только через несколько лет после начала их правления, вполне возможно, что его приходилось зарабатывать каждому царю индивидуально, возможно, путем завершения успешных военных кампаний во всех четырех точках компас. Подобный титул шар кишшатим («Царь всего» или «Царь Вселенной»), также имеющий аккадское происхождение и засвидетельствованный у некоторых неоассирийских царей, возможно, потребовал семь успешных военных кампаний. Разница между точным значением этих двух титулов могла заключаться в том, что «Царь Вселенной» претендовал на космологическую сферу, тогда как «Царь четырех углов света» претендовал на земную сферу.
Значение слова «Четыре угла света».
[ редактировать ]Термин «четыре угла света» встречается в нескольких древних мифологиях и космологиях , где он примерно соответствует четырем сторонам света . В большинстве этих изображений к этим четырем углам текут четыре основные реки, их воды орошают четыре квадранта (или четверти) мира. По мнению месопотамских аккадцев , этот термин относился к четырем регионам на окраине известного тогда мира; Субарту (вероятно, соответствующий региону Ассирии ) на севере, Марту (примерно соответствующий современной Сирии ) на западе, Элам на востоке и Шумер на юге. [ 10 ] Создателю Нарам-Сину из Аккада титула (годы правления 2254–2218 до н.э.), вероятно, в географическом плане он выражал свое владычество над регионами Элам, Субарту, Амурру и Аккад (представляющими восток, север, запад и юг). соответственно). [ 11 ]
Таким образом, этот термин охватывает довольно четкий географический регион, соответствующий Месопотамии и ее окрестностям, но его следует понимать как относящийся ко всему известному миру. В тот момент, когда это название было впервые использовано, в 2200-х годах до нашей эры, месопотамцы приравнивали всю Месопотамию ко всему миру; регион был высокопродуктивным, густонаселенным и со всех сторон граничил с, казалось бы, пустыми и необитаемыми землями. [ 12 ] Титул, подобный Королю Четырех Углов Света, следует понимать как означающий, что его обладатель был правителем всей Земли и всего, что на ней. [ 5 ] Этот титул можно интерпретировать как эквивалент наименования себя «Королем всего известного мира». [ 6 ] Таким образом, заголовок является примером меризма , сочетающего контрастирующие понятия для обозначения целого (четыре угла находятся на краях мира, а заголовок относится к ним и всему, что между ними). [ 13 ]
История
[ редактировать ]Предыстория (2900–2334 гг. До н.э.)
[ редактировать ]В раннединастический период в Месопотамии (ок. 2900–2350 гг. до н.э.) правители различных городов-государств региона часто совершали вторжения в регионы и города, далекие от своих собственных, в большинстве случаев с незначительными последствиями для себя, в с целью создания временных и небольших империй, чтобы либо получить, либо сохранить превосходящее положение по отношению к другим городам-государствам. Это раннее строительство империи поощрялось, поскольку самые могущественные монархи часто награждались самыми престижными титулами, такими как титул лугала (буквально «большой человек», но часто интерпретируемый как «король», вероятно, с военным подтекстом). [ н 1 ] ). Большинство из этих ранних правителей, вероятно, приобрели эти титулы, а не унаследовали их. [ 12 ]
В конечном итоге это стремление стать более престижным и могущественным, чем другие города-государства, привело к общему стремлению к универсальному правлению. Поскольку Месопотамия приравнивалась ко всему миру, а шумерские города были построены повсюду (такие города, как Сузы , Мари и Ассур , располагались недалеко от воспринимаемых уголков мира), казалось возможным достичь краев мира ( в то время считалось, что это нижнее море ( Персидский залив ) и верхнее море ( Средиземное ). [ 12 ]
Правители, пытающиеся достичь позиции универсального правления, стали более распространенными в раннединастический период IIIb (ок. 2450–2350 до н. э.), во время которого засвидетельствованы два ярких примера. [ 15 ] Первый, Лугаланнемунду , царь Адаба , утверждается в Шумерском списке царей (хотя это гораздо более поздняя надпись, что делает обширное правление Лугаленнемунду несколько сомнительным), что он создал великую империю, охватывающую всю Месопотамию, простирающуюся от современной Сирии. в Иран, заявив, что он «подчинил себе Четыре угла». [ 16 ] Второй, Лугальзаггеси , царь Урука , завоевал всю Нижнюю Месопотамию и утверждал (хотя это не так), что его владения простираются от верхнего до нижнего моря. [ 15 ] Лугалзаггеси первоначально назывался просто «Король Урука», а затем принял титул «Король земли» ( шумерский : lugal-kalam-ma). [ 1 ] ), чтобы претендовать на универсальное правление. [ 17 ] Этот титул также использовался некоторыми более ранними шумерскими царями, претендовавшими на контроль над всем Шумером, такими как Эншакушана из Урука. [ 1 ]
Аккадские и шумерские цари Четырех углов (2334–2004 гг. До н.э.)
[ редактировать ]
Саргон , царь Аккада, объединил Нижнюю и Верхнюю Месопотамию , создав первую настоящую Месопотамскую империю . Хотя Саргон чаще всего использовал титул « Царь Аккада » ( šar māt Akkadi [ 18 ] ), он также ввел более хвастливый титул шар кишшатим («Царь всего» или «Царь Вселенной»), который широко использовался его преемниками. [ 19 ] Впервые засвидетельствовано, что титул «Царь четырех углов света» использовался аккадским царем Нарам-Сином , внуком Саргона Аккадского и четвертым правителем Аккадской империи. [ 2 ] [ 6 ] Нарам-Син также провозгласил себя живым богом (первый месопотамский царь, сделавший это), сделав свою столицу Аккад не только политическим, но и религиозным центром империи. [ 5 ] Вполне возможно, что Нарам-Син был вдохновлен претендовать на этот титул после завоевания им города Эбла , в котором четырехстороннее разделение мира и вселенной было важной частью городской идеологии и верований. [ 20 ]
Титул «Короля Четырех Углов» предполагает, что Нарам-Син считал себя не просто месопотамским правителем, но и универсальным правителем, который соответствовал обычным месопотамским королевским традициям, монархом новой империи, которая не только включала в себя город- государства Месопотамии, но и земли за ее пределами. В частности, произведения искусства, созданные в этот период, начинают включать ранее невидимые объекты, такие как высокогорные растения, животные и горы, которые раньше считались совершенно чуждыми объектами. Их все более широкое появление в искусстве позволяет предположить, что они считались принадлежащими Аккадской империи так же, как и все остальное. [ 5 ] Возможно, что шар кишшатим относился к власти управлять космологическим царством, тогда как «Король четырех углов» относился к власти управлять земным миром. В любом случае, смысл этих титулов заключался в том, что месопотамский царь был царем всего мира. [ 21 ]
Этот титул, похоже, не использовался никем из прямых преемников Нарам-Сина в Аккадской империи, которая начала распадаться во время правления сына Нарам-Сина Шар-Кали-Шарри . [ 2 ] [ 6 ] В 2100-х годах до нашей эры гутии напали на Аккадскую империю и вытеснили правящую «Саргоническую» династию, разрушив город Аккад и основав собственную империю . [ 22 ] К 2112 году до нашей эры кутии были изгнаны, и город Ур стал центром новой шумерской цивилизации, известной как Третья династия Ура или Неошумерская империя. Правители этой империи подражали предыдущим монархам Аккада, называя себя «королями Шумера и Аккада», и все они — за исключением основателя династии Ур-Намму — использовали титул «царей Четыре угла света». [ 6 ] [ 23 ] Некоторые древние источники также присваивают этот титул Ур-Намму, называя его «Царем Небес и четырех сторон света», но эти надписи датируются столетиями после его правления. [ 24 ]
Ассирийские цари Четырех углов (1366–627 до н. э.)
[ редактировать ]
С распадом неошумерской империи в ок. В 2004 году до нашей эры это название снова вышло из употребления. За исключением вавилонского царя Хаммурапи , который в 1776 году до н.э. утверждал, что он «царь, который сделал послушными четыре угла Земли», [ 25 ] этот титул не использовался до тех пор, пока изредка ассирийские цари Среднеассирийской империи , часто как «Царь всех четырех углов света» ( šar kullat kibrāt erbetti [ 26 ] ). [ 27 ]
Первый царь Неоассирийской империи Адад -нирари II (годы правления 911–891 до н.э.) носил титул «Царь Четырех Углов». [ 27 ] Концепция царя, управляющего четырьмя углами света, прочно утвердилась во времена правления второго царя Неоассирийской империи Тукульти-Нинурты II (годы правления 891–884 до н.э.), который утверждал, что был «он чье почтенное имя он произнес навечно для четырех углов» ( ana mu urut kibrāt erbetti ana dāriš išquru ) и «правителя четырех углов» углы» ( muma'er kibrāt erbetti ). [ 4 ] В Ассирии божество Ашур упоминалось как «[тот], кто заставляет царскую власть превосходить царей четырех сторон света» ( mušarbû šarrūtija eli šarrāni ša kibrāt erbetti ). [ 28 ]
Сын и преемник Тукульти-Нинурты II, Ашурнасирпал II (годы правления 883–859 до н. э.) в разных надписях дважды упоминается как «Царь Совокупности Четырех Углов, включая всех их правителей» ( šar kiššat kibrāte ša napḫar malkī kalîšunu ). Этот титул также засвидетельствован для его сына и преемника Салманасара III (годы правления 859–824 до н.э.) и является единственным титулом, присвоенным этому царю его преемниками. [ 4 ]

Стела Китион , большая базальтовая стела, обнаруженная на Кипре , и самый древний из известных ассирийских артефактов на западе, идентифицирует царя Саргона II (годы правления 722–705 до н.э.), носившего множество титулов, в том числе «Царь Вселенной», «Царь Ассирии». , «Царь Шумера и Аккада», «Правитель Вавилона» и «Царь четырех сторон света». [ 29 ] Сын и наследник Саргона II Сеннахирим (годы правления 705–681 до н. э.) не сразу унаследовал титул, называя себя просто «непревзойденным царем» в начале своего правления. Сеннахирим провел несколько военных кампаний во время своего правления, после чего регулярно добавлял титулы к своему титулу. После своей третьей кампании он добавил к себе титул «царь мира», а после завоеваний в Средиземном море и Персидском заливе в 694 г. до н.э. он добавил титул «Царь от Верхнего моря Заходящего Солнца до Нижнего моря Восходящего Солнца». И только после того, как Сеннахирим провел кампании на юг, восток, запад и север во время своей пятой кампании, он заменил титул «непревзойденного царя» на «Царь четырех углов света». [ 30 ] Сын и наследник Сеннахирима Асархаддон (годы правления 681–669 до н. э.) также использовал титул «Царь четырех углов света» наряду с титулом «Царь Вселенной». [ 3 ]
В отличие от очевидного династического наследования титула во времена Нео-Шумерской империи, возможно, что титул Царя Четырех Углов должен был быть заработан каждым ассирийским царем индивидуально, что объясняет, почему этот титул не засвидетельствован для каждого неоассирийского царя. царя и почему Сеннахирим впервые использовал его через несколько лет своего правления. Британский историк Стефани Дэлли , специализирующаяся на Древнем Ближнем Востоке, в 1998 году предположила, что этот титул, возможно, нужно было заслужить благодаря успешной кампании короля во всех четырех направлениях. Далли также предположил, что аналогичный титул «Царя Вселенной» с практически идентичным значением можно было бы получить в результате семи (которые в глазах ассирийцев были связаны с тотальностью) успешных кампаний. [ 4 ] Таким образом, король не мог претендовать на какой-либо титул до необходимых военных кампаний. [ 31 ] Периоды, в течение которых этот титул не использовался, такие как ~80-летний разрыв между Салманасаром III и Тиглатпаласаром III , вероятно, отражают периоды, в течение которых военная активность страны и ее царей снижалась. [ 32 ]
Кир Великий (539 г. до н.э.)
[ редактировать ]После падения Неоассирийской империи в 609 г. до н.э. основной державой в Месопотамии стала Нововавилонская империя . Основатель Нововавилонской империи Набопаласар хотел объединить себя с предыдущими ассирийскими правителями, чтобы установить преемственность, и принял многие из тех же титулов, таких как шарру данну («могучий царь») и гораздо более древний шумерский «царь Шумера и Аккад» (который также использовался неоассирийскими правителями), но, похоже, не принял на себя титул Царя Четырех Углов. В отличие от предыдущих правящих династий в Месопотамии, нововавилоняне обычно использовали только один царский титул в каждом отдельном случае. Лишь изредка можно найти примеры с более чем одним королевским титулом из нововавилонского периода, что может объяснить отсутствие «Царя четырех углов…», поскольку это был дополнительный престижный титул, а не основной королевский титул. [ 18 ] Преемники Набопаласара отказались от большинства старых ассирийских титулов, даже отказавшись от «могучего царя», которым пользовался Набопаласар. [ 33 ] Единственным нововавилонским царем, принявшим титул «Царя четырех углов», был Набонид , который в других аспектах также пытался подражать ассирийским царям. [ 34 ]
Нововавилонская империя закончилась завоеванием Вавилона персидским царем Киром Великим , основателем Персидской империи Ахеменидов , в 539 году до нашей эры. Цилиндр Кира — это древний глиняный цилиндр, написанный аккадской клинописью от имени Кира, предназначенный для использования в качестве фундамента и захороненный в стенах Вавилона. [ 35 ] В тексте на цилиндре Кир принимает несколько традиционных месопотамских титулов, в том числе «Царь Вавилона», «Царь Шумера и Аккада» и «Царь четырех сторон света». [ 36 ] [ 37 ] Этот титул не использовался после правления Кира, но его преемники приняли аналогичные титулы. Популярный царственный титул « Царь царей », используемый монархами Ирана до наших дней, первоначально был титулом, введенным ассирийцем Тукульти-Нинуртой I в 13 веке до нашей эры (переведено на аккадском языке как шар шаррани ). [ 38 ] Титул « Царя земель », также используемый ассирийскими монархами, по крайней мере, со времен Салманасара III. [ 39 ] был также принят Киром Великим и его преемниками. [ 40 ] Такие титулы, как «Царь царей» и «Великий царь» ( шарру рабу ), древние титулы, имеющие смысл обладания верховной властью на землях, окружающих Вавилон, использовались вплоть до династии Сасанидов в Персии с 3 по 7 вв. века. [ 41 ] [ 42 ]
Примеры правителей, использовавших этот титул
[ редактировать ]
Короли Четырех Углов в Аккадской империи :
Короли Четырех Углов шумерской династии Гутиев :
Короли Четырех Углов в неошумерской империи :
- Прайс-Хенгал [ 44 ]
- Шульги (годы правления 2094–2047 до н.э.) [ 6 ] [ 23 ]
- Амар-Син (годы правления 2046–2038 до н.э.) [ 6 ] [ 23 ]
- Шу-Син (годы правления 2037–2029 до н.э.) [ 6 ] [ 23 ]
- Ибби-Син (годы правления 2028–2004 гг. До н.э.) [ 6 ] [ 23 ]
Цари Четырех Углов в Вавилонии :
- Хаммурапи (годы правления 1810–1750 до н.э.) - в 1776 году до нашей эры его называли «царем, покорившим четыре угла Земли». [ 25 ]
- Мардук-надин-аххе (годы правления 1099–1082 до н.э.) [ 45 ]
- Мардук-шапик-зери (годы правления 1082–1069 до н.э.) [ 45 ]
Цари Четырех Углов Среднеассирийской империи :
- Tukulti-Ninurta I (r. 1233–1197 BC) [ 32 ]
- Тиглатпаласар I (годы правления 1114–1076 до н.э.) [ 27 ]
- Ашур-бель-кала (годы правления 1074–1056 до н. э.) [ 27 ]
Цари Четырех Углов Неоассирийской империи :
- Адад-нирари II (годы правления 911–891 до н.э.) [ 27 ]
- Tukulti-Ninurta II (r. 891–884 BC) [ 4 ]
- Ашурнасирпал II (годы правления 883–859 до н.э.) [ 4 ]
- Салманасар III (годы правления 859–824 до н.э.) [ 4 ]
- Shamshi-Adad V (r. 824–811 BC) [ 46 ]
- Тиглатпаласар III (годы правления 745–727 до н.э.) [ 32 ]
- Shalmaneser V (r. 727–722 BC) [ 47 ]
- Саргон II (годы правления 722–705 до н.э.) [ 29 ]
- Сеннахирим (годы правления 705–681 до н.э.) – претендовал на этот титул с 697 г. до н.э. [ 30 ]
- Асархаддон (годы правления 681–669 до н. э.) [ 3 ]
- Ашурбанипал (годы правления 669–631 до н.э.) [ 48 ]
- Шамаш-шум-укин (неоассирийский царь Вавилона, годы правления 667–648 до н. э.) [ 49 ]
- Ашур-этил-илани (годы правления 631–627 до н. э.) [ 49 ]
Короли Четырех Углов Нововавилонской империи :
Короли Четырех Углов в Империи Ахеменидов :
- Кир Великий (годы правления 559–530 до н.э.) – претендовал на этот титул с 539 г. до н.э. [ 36 ] [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маэда 1981 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Левин 2002 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б с д Роаф и Зголл 2001 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карлссон 2013 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Раафлауб и Талберт 2010 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бачварова 2012 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Ру, Жорж (1992). Древний Ирак . Пингвин Букс Лимитед. п. 167. ИСБН 978-0-14-193825-7 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ^ Четыре четверти мира .
- ^ Привет 1980 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с Ливерани 2013 , с. 120.
- ^ Вальтке 2007 , с. 456.
- ^ Кроуфорд 2013 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , стр. 120–121.
- ^ Ур III Династия .
- ^ Макинтош 2017 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Из Ривы 2013 , с. 72.
- ^ Левин 2002 , с. 362.
- ^ Привет 1980 , с. 190.
- ^ Хилл, Джонс и Моралес 2013 , с. 333.
- ^ Де Миеруп 2004 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и Герстенбергер 2001 , с. 205.
- ^ Привет 1966 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Из Mieroop 2004 , с. 119.
- ^ Карлссон 2016 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и Карлссон 2013 , с. 255.
- ^ Карлссон 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Раднер 2010 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , с. 530–531.
- ^ Карлссон 2013 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с Ямада 2014 , с. 43.
- ^ Стивенс 2014 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Болье 1989 , с. 214.
- ^ Цилиндр Сайруса .
- ^ Jump up to: а б Перевод цилиндра Сайруса .
- ^ Jump up to: а б Новый перевод цилиндров Сайруса .
- ^ Мобильный телефон 1994 , с. 112.
- ^ Миллер 1986 , с. 258.
- ^ Торф 1989 , с. 199.
- ^ Беван 1902 , стр. 241–244.
- ^ Фрай 1983 , с. 116.
- ^ Зельц 2016 , с. 74.
- ^ Зельц 2016 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Бринкман 1968 , с. 43.
- ^ Грейсон 2002 , с. 240.
- ^ Лакенбилл 1925 , с. 164.
- ^ Карлссон 2017 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Карлссон 2017 , с. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Бачварова, Мэри Р. (2012). «От «Царства на небесах» к спискам царей: сиро-анатолийские суды и мировая история». Журнал древних религий Ближнего Востока . 12 (1): 97–118. дои : 10.1163/156921212X629482 .
- Болье, Поль-Ален (1989). Царствование Набонида, царя Вавилона (556–539 до н.э.) . Издательство Йельского университета. дои : 10.2307/j.ctt2250wnt . ISBN 9780300043143 . JSTOR j.ctt2250wnt . OCLC 20391775 .
- Беван, Эдвин Роберт (1902). «Антиох III и его титул «великий царь» » . Журнал эллинистических исследований . 22 : 241–244. дои : 10.2307/623929 . JSTOR 623929 .
- Бринкман, Дж. А. (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии (1158-722 гг. до н.э.) (А) . Григорианский библейский книжный магазин. ISBN 978-88-7653-243-6 .
- Кроуфорд, Харриет (2013). Шумерский мир . Рутледж. ISBN 978-0415569675 .
- Да Рива, Роса (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Де Миеруп, Марк Ван (2004). История Древнего Ближнего Востока ок. 3000 – 323 гг. до н. э . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405149112 .
- Фрай, Ричард Нельсон (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». Кембриджская история Ирана . 3 (1): 116–180. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.006 . ISBN 9781139054942 .
- Герстенбергер, Эрхард С. (2001). « Мировое господство» в псалмах Царства Яхве: вплоть до корней глобализационных концепций и стратегий» . Горизонты библейского богословия . 23 (1): 192–210. дои : 10.1163/187122001X00107 .
- Грейсон, А. Кирк (2002) [1996]. Ассирийские правители начала первого тысячелетия до нашей эры: II (858–745 до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-0886-0 .
- Привет, Уильям В. (1966). «Коронация Ур-Намму». Журнал клинописных исследований . 20 (3/4): 133–141. дои : 10.2307/1359648 . JSTOR 1359648 .
- Привет, Уильям В. (1980). «Царские титулы Месопотамской периферии». Анатолийские исследования . 30 : 189–195. дои : 10.2307/3642789 . JSTOR 3642789 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства Небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0931464843 .
- Хилл, Джейн А.; Джонс, Филип; Моралес, Антонио Дж. (2013). Испытание власти, создание власти: космос, политика и идеология королевской власти в Древнем Египте и Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781934536643 .
- Карлссон, Матиас (2013). Ранняя неоассирийская государственная идеология. Властные отношения в надписях и иконографии Ашурнасирпала II (883–859) и Салманасара III (858–824) . Кафедра лингвистики и филологии Уппсальского университета. ISBN 978-91-506-2363-5 .
- Карлссон, Маттиас (2016). Властные отношения в ранней неоассирийской государственной идеологии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9781614519683 .
- Карлссон, Маттиас (2017). Ассирийский царский титуляр в Вавилонии (Рукопись). Уппсальский университет =. S2CID 6128352 .
- Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада». Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-0415679060 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1925). «Первая надпись Салмансара V» . Американский журнал семитских языков и литератур . 41 (3): 162–164. дои : 10.1086/370064 .
- Маэда, Тору (1981). « Царь Киша» в досаргоническом Шумере» . Ориент . 17 : 1–17. дои : 10.5356/orient1960.17.1 .
- Макинтош, Джейн Р. (2017). Месопотамия и возникновение цивилизации: история, документы и ключевые вопросы . АВС-КЛИО. ISBN 978-1440835469 .
- Миллер, Джеймс Максвелл (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664223588 .
- Торф, Джером (1989). «Кир, «Царь земель», Камбис, «Царь Вавилона»: спорное со-регентство». Журнал клинописных исследований . 41 (2): 199–216. дои : 10.2307/1359915 . JSTOR 1359915 .
- Раафлауб, Курт А.; Талберт, Ричард Дж. А. (2010). География и этнография: восприятие мира в досовременных обществах . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405191463 .
- Раднер, Карен (2010). «Стела Саргона II Ассирии в Китионе: фокус новой кипрской идентичности?» (PDF) . Межкультурность в Старом Свете: Ближний Восток, Эллада, Египет и разнообразные уровни контактов . Издательство Харрасовиц. ISBN 978-3447061711 .
- Роаф, Майкл; Зголл, Аннет (2001). «Ассирийские астроглифы: Черный камень лорда Абердина и призмы Асархаддона». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 91 (2): 264–295. дои : 10.1515/zava.2001.91.2.264 . S2CID 161673588 .
- Рассел, Джон Малкольм (1987). «Быки для дворца и порядка в Империи: Скульптурная программа VI двора Сеннахирима в Ниневии». Художественный вестник . 69 (4): 520–539. дои : 10.1080/00043079.1987.10788457 .
- Зельц, Гебхард Дж. (2016) [1-й паб. 2005]. Шумеры и аккадцы. История, общество, культура [ Шумеры и аккадцы. История, общество, культура ] (на немецком языке) (3-е изд.). Мюнхен: CH Beck . ISBN 978-3-406-50874-5 .
- Стивенс, Кэтрин (2014). «Цилиндр Антиоха, вавилонская стипендия и имперская идеология Селевкидов» (PDF) . Журнал эллинистических исследований . 134 : 66–88. дои : 10.1017/S0075426914000068 . JSTOR 43286072 .
- Вальтке, Брюс К. (2007). Комментарий к Михе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4933-5 .
- Ямада, Сигео (2014). «Надписи Тиглатпаласара III: хронографо-литературные стили и портрет царя» . Ориент . 49 : 31–50. дои : 10.5356/orient.49.31 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Британский музей – Цилиндр Сайруса» . www.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- «Ливий — Перевод Кира Цилиндра» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- Фаррох, Каве. «Новый перевод цилиндра Кира, сделанный Британским музеем» . kavehfarrokh.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- «Крещение – Четыре четверти света» . www.binujohn.name . Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- Янли, Чен; Юхун, Ву (2017). «Имена лидеров и дипломатов Мархаши и родственных им людей в династии Ура III» . Журнал клинописной цифровой библиотеки . 2017 (1). Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.