Беделия (роман)
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Вера Каспари |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Криминальный роман |
Издатель | Кузнец |
Дата публикации | 1945 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( в твердом переплете ) |
Страницы | 187 стр. |
ОКЛК | 8744835 |
«Беделия» — роман Веры Каспари, впервые опубликованный в 1945 году , о блаженно счастливых молодоженах, в котором муж узнает, что его жена может иметь криминальное прошлое. Его растущая подозрительность и обнаружение подтверждающих доказательств привели его к мысли, что она могла быть серийным убийцей , а он мог стать ее следующей жертвой.
Действие происходит в маленьком городке Коннектикут зимой 1913–1914 годов. Беделия , чья одноименная героиня была названа «самой злой женщиной, которая когда-либо любила» на обложке раннего издания книги, обычно относится к жанру криминального чтива . Однако аннотированное издание 2005 года, опубликованное The Feminist Press, как утверждается, показывает, что роман Каспари можно рассматривать как вклад в феминистскую мысль .
Беделия посвящена кинопродюсеру Айседору «Иджи» Голдсмиту , тогдашнему мужу Каспари.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Тридцатитрехлетний Чарли Хорст происходит из старой пуританской семьи, которая на протяжении веков была одной из столпов общества в безымянном городке в Коннектикуте. Получив образование в Йельском университете и сейчас работая архитектором , он всю свою жизнь прожил в большом старом доме – доме своих родителей. В начале романа его властная мать умерла менее года назад, и после ее смерти Чарли уехал на летние каникулы в Колорадо-Спрингс , познакомился там с Беделией Кокран, молодой бездетной вдовой необыкновенной красоты, сразу влюбившейся в нее. влюбился в нее, привел ее домой и женился на ней.
Супружеская жизнь становится настолько удачной для Чарли Хорста, что на Рождество 1913 года он считает себя «самым счастливым человеком в мире». Беделия оказалась идеальной женой: чрезвычайно способной вести домашнее хозяйство, блестящей хозяйкой, послушной и покорной спутницей, нуждающейся в защите сильного мужчины, изобретательной, привлекательной, всегда хорошо одетой и накрашенной, сексуальной. , и хорош в постели. [ 1 ] На их маленькой рождественской вечеринке присутствуют некоторые городские сановники, и всем нравится ее женственный образ жизни. Вдобавок ко всему, Беделия находится на седьмом месяце беременности, что превращает Чарли в гордого будущего отца.
Среди гостей рождественской вечеринки - его двоюродная сестра Эбби Хоффман, разведенная из Нью-Йорка; ее подруга Эллен Уокер, молодая журналистка, работающая в местной газете, которая все еще любит Чарли, хотя он отверг ее в пользу Беделии; и Бен Чейни, молодой художник, который недавно прибыл из ниоткуда и снял на зиму коттедж в лесу и которого Чарли все чаще воспринимает как нарушителя его устоявшегося круга друзей и знакомых.
Затем Чарли внезапно заболевает болью в животе , а старый доктор Мейерс, семейный врач Хорстов, диагностирует тяжелый случай пищевого отравления . Сам Чарли объясняет свою болезнь переутомлением и отметает подозрения доктора Мейерса о том, что ему, возможно, намеренно дали яд, как бред старческого шарлатана, которому давно пора было уйти на пенсию. Однако доктор Мейерс настаивает на том, чтобы в доме Хорстов разместили профессиональную медсестру , и перед ее прибытием в дом Чейни встречает ее на вокзале и взволнованно разговаривает с ней. Чарли строго приказывают ничего не есть и не пить без присутствия медсестры, и он постепенно выздоравливает.
Примерно в то же время Бен Чейни раскрывает свою настоящую личность как частного детектива , которого наняли для розыска серийной вдовы, все предыдущие мужья которой умерли якобы естественной смертью и которая, как говорят, живет в этом районе под вымышленным именем. Когда Чейни объявляет о предстоящем прибытии родственника одного из умерших мужчин, который, как он утверждает, сможет узнать и идентифицировать миссис Хорст как эту женщину, Беделия переходит в наступление и планирует ее исчезновение - со своим нынешним мужем или без него. Прибытие свидетеля задерживается из-за сильной метели , что дает Беделии больше времени, чтобы попытаться убедить Чарли в ее невиновности и уговорить его уехать с ней в Европу , предложение, которое встречает полное недоверие и отказ со стороны Чарли. В их занесенном снегом доме подозрения Чарли относительно прошлого его жены неуклонно растут с каждой новой историей жизни, которую она ему рассказывает, в то время как он понимает, что до сих пор не знает абсолютно никаких достоверных фактов о ее прежней жизни.
В одну из таких холодных и ненастных ночей Беделия ускользает из дома, оставив большую часть своих личных вещей. Однако, будучи беременной, она слишком слаба, чтобы добраться до станции, и от неминуемой смерти ее спасает Чарли, который находит ее лежащей на заснеженной дороге. В результате ей приходится несколько дней лежать в постели с сильной простудой. В конце концов дороги расчищаются от снега, и первая машина, которая подъезжает к дому Хорстов, - это фургон с продуктами, которые они заказали по телефону. Курьер также оставляет после себя большую сумку с едой, которую Бен Чейни приказал принести последнему, как только в его коттедже перестанет идти снег. Вскоре после этого Чарли случайно обнаруживает, что Беделия посыпает белым порошком кусок горгонзолы, взятый из сумки с продуктами Чейни, и ему сразу же вспоминается история, рассказанная ему Чейни о смерти одного из бывших мужей Беделии. Но только теперь, застигнув ее с поличным, он окончательно убеждается в виновности жены и категорически сопротивляется всем ее попыткам сделать из него преступника. аксессуары постфактум .
Она мужественно попыталась улыбнуться Чарли. — Ты бы не позволил им забрать меня, не так ли? Я твоя жена, ты знаешь, и я больна. Я очень больная женщина, твоя жена. Я никогда не говорил тебе, дорогая, как Я болен. Мое сердце, я могу умереть в любой момент. Я никогда не должен ни о чем расстраиваться [...] Я никогда не говорил тебе, Чарли, потому что не хотел, чтобы ты беспокоился». Она сказала это с какой-то решительной галантностью, одновременно сладкой и горькой.
Чарли осторожно убрала ее руки. Беделия смиренно подчинилась, показав, что считает его вышестоящим, своим господином и хозяином. Он был мужчиной и сильным, она женственной и хрупкой. Его сила делала его ответственным за нее; ее жизнь была в его руках. [ 2 ]
Чарли запирает Беделию в спальне, а затем спускается вниз, чтобы поприветствовать первых гостей, прибывших после снежной бури, в том числе Эллен Уокер. Пока он с ней флиртует, Беделия медленно умирает наверху, подчинившись приказу мужа принять собственный яд.
Основные темы
[ редактировать ]Центральной темой Каспари являются гендерные роли , социальная конструкция, которая , как она видела, постепенно растворялась по мере развития 20-го века. В этом отношении для нее имело смысл перенести действие романа в начало века, во времена, предшествовавшие Рози Клепальщик , когда у женщин было мало выбора в жизни. Чарли Хорст, полный традиционных ценностей и двойных стандартов морали, привитых ему семьей, становится жертвой чар такой традиционно мыслящей женщины, которая внешне никогда не переступала моральные границы, навязанные ей обществом, предварительно или внебрачный секс. В этом свете Беделия просто доводит до крайности роль, приписываемую женщине: роль жены и матери. Развлекая Эллен Уокер в финальной сцене романа, Чарли не может не размышлять о жизненном положении своей умирающей жены как «профессиональной жены»:
Беделия хорошо справлялась со своей ролью жены, она знала все хитрости, которые делают дом веселым и создают комфорт мужу. В свою жизнь с каждым мужем она привнесла опыт, полученный с его предшественником. Быть женой было делом ее жизни, и она добилась в этом гораздо большего успеха, чем те хорошие женщины, которые думают, что, поскольку у них есть мужья, они в безопасности и могут обращаться с мужчинами как со слугами или домашними животными. Для Беделии каждый брак был увеселительным круизом, а она — любезным пассажиром, всегда веселым и забавным, всегда счастливым разделить веселье, не сдерживаемым страхом, что любые отношения станут слишком важными, потому что она знала, что круиз скоро закончится, отношения разрывается, и она будет свободна отправиться в новое путешествие. [ 3 ]
Каспари, которая писала о жизни женщин-карьеристов во многих других своих произведениях (например, в 1943 года романе «Лаура »), показывает ограниченный диапазон возможностей, доступных женщинам, жившим до Первой мировой войны. Они могли либо соответствовать традиционным гендерным ролям и стать женой и матерью, либо выбрать менее проторенный путь старой девы . Третий вариант, новый на тот момент, показан в образе Эллен Уокер, которая служит контрастом Беделии . Эллен так же привлекательна, как и Беделия, но намеренно воздерживается от подчеркивания своей женственности . Более того, она независимая молодая женщина, которая не только зарабатывает себе на жизнь, но и получает удовольствие от работы журналистом. В качестве внешнего признака своей независимости она начала курить сигареты в общественных местах.
Вместо того, чтобы выносить суждение о Беделии, рассказчик от третьего лица Беделии следует за все более запутанными мыслями и чувствами Чарли Хорста, даже не вдаваясь в подробности мотивов .
Новое издание и ссылки
[ редактировать ]В 2005 году издание Feminist Press при Городском университете Нью-Йорка восстановило печать «Беделии» в рамках серии «Роковые женщины: женщины пишут целлюлозу» . Это новое издание включает послесловие «Вся моя жизнь: жизнь, времена и художественная литература Веры Каспари», написанное А. Б. Эмрисом (Барбарой Эмрис), преподавателем кафедры английского языка Университета Небраски в Кирни .
Экранизация
[ редактировать ]Сразу после публикации «Беделии» в 1945 году Айседор Голдсмит приступил к подготовке экранизации. Сценарий был написан в соавторстве с Гербертом Виктором и самим Голдсмитом, но , хотя с Каспари также консультировались, она не могла ничего поделать с решением Голдсмита перенести действие в Англию и Монте-Карло и обновить его до настоящего времени. В фильме британская пара Кэррингтоны проводят медовый месяц в Монте-Карло, где к ним пристает молодой детектив, изображающий из себя начинающего художника. Каспари отметила, что, если действие фильма не будет происходить до Первой мировой войны, вся мысль, которую она хотела донести в романе о зависимости женщин от мужчин - и девиантных способах Беделии обойти эту зависимость - будет потеряна в фильме. но Голдсмит был непреклонен.
Черно -белый фильм, один из немногих независимых фильмов, когда-либо снятых на студии Ealing Studios , был выпущен в 1946 году . В роли Беделии Кэррингтон сыграла Маргарет Локвуд . [ 4 ] Ян Хантер в роли Чарли Кэррингтона, Барри К. Барнс в роли Бена Чейни и Энн Кроуфорд в роли Эллен. Режиссер фильма — Лэнс Комфорт .
Каспари настолько сильно почувствовала искаженное послание фильма, что позже написала еще один сценарий на основе своего романа в надежде, что по нему будет снят американский фильм, но этот проект так и не был реализован. [ 5 ]
В сериале NBC « Ганнибал» персонаж психиатра Ганнибала Лектера , которого играет Джиллиан Андерсон , чье соучастие в его преступлениях и знание о них сомнительны, в связи с этим произведением называется Беделией Дюморье. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Мэри Элизабет Брэддон : Тайна леди Одли ( 1862 ) (убийца, принявшая новую личность, чувствует себя загнанной в угол, когда прошлое настигает ее)
- Джеймс М. Кейн : Почтальон всегда звонит дважды ( 1934 ) (прелюбодейная пара планирует убийство мужа женщины)
- Уилки Коллинз : Армадейл ( 1866 ) ( злодейка из романа Лидия Гвилт, красивая, чувственная соблазнительница, двоеженка, наркоманка, фальсификатор и убийца, была названа первой роковой женщиной в художественной литературе )
- Гюстав Флобер : Госпожа Бовари ( 1856 ) (разочарование в супружеской жизни и материнстве во Франции XIX века приводит женщину к измене и самоубийству)
- Патрисия Хайсмит : This Sweet Sickness ( 1961 ) (психически ненормальный мужчина ведет двойную жизнь)
- Айра Левин : Степфордские жены ( 1972 ) (послушные жены из пригорода оказываются гиноидами )
- Корнелл Вулрич : Вальс во тьму ( 1947 ) (любви не теряет невеста, заказанная по почте в Новом Орлеане на рубеже веков, которая гонится только за деньгами своего мужа)
- Тише... Тише, милая Шарлотта ( Роберт Олдрич ; США, фильм 1964 года ) (семейные тайны, включая нераскрытое убийство и последующее психологическое напряжение)
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Как и любой другой респектабельный мужчина», Чарли Хорст имел ряд добрачных отношений с « развратниками », но их сила соблазнения не в пользу Беделии: Чарли размышляет, что он «рад, что женился на вдове». (Вера Каспари: Беделия , стр. 26 [Глава 1]).
- ^ Вера Каспари: Беделия , с. 173 (глава 7).
- ^ Вера Каспари: Беделия , с. 183 (глава 7).
- ↑ В то время Локвуд уже начинала свою карьеру экранной злодейки в фильме «Злая леди» ( 1945 ), так что роль Беделии прекрасно подходила. [ нужна ссылка ]
- ^ Вера Каспари: Секреты взрослых [ее автобиография] (Нью-Йорк, 1979). Цитируется по А. Б. Эмрису: «Вся моя жизнь: жизнь, времена и художественная литература Веры Каспари», там же, с. 203.