Первый контакт (повесть)
«Первый контакт» | |
---|---|
Рассказ Мюррея Ленстера | |
![]() | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Издатель | Потрясающая научная фантастика |
Дата публикации | Май 1945 г. |
« Первый контакт » — научно-фантастический роман американского писателя Мюррея Ленстера 1945 года , который считается одним из первых (если не первым) примером универсального переводчика в научной фантастике. [1] В 1996 году он получил ретро- премию Хьюго за лучшую новеллу .
Два технологически равных вида вступают в первый контакт в глубоком космосе. Оба желают получить технологии и торговлю, которые может предоставить другой, но ни один из них не может рисковать судьбой родной планеты, основываясь на необоснованном доверии.
Он вошел в число рассказов, выбранных в 1970 году писателями -фантастами Америки как один из лучших научно-фантастических рассказов, опубликованных до учреждения премии «Небула» . Таким образом, он был опубликован в первом томе Зала славы научной фантастики, 1929–1964 годы .
Сюжет
[ редактировать ]Космические путешествия между планетами Солнечной системы — обычное дело. Корабли функционируют так же, как военные корабли или исследовательские суда. Существуют такие технологии, как «овердрайв», позволяющие кораблю двигаться намного быстрее, чем скорость света в обычном космосе, и, по-видимому, искусственная гравитация внутри корабля. Атомная энергия используется повсюду, даже в двигательной установке скафандра. Корабли оснащены «бластерами» не обязательно для использования в качестве оружия, а для уничтожения космического мусора, который в противном случае столкнулся бы с кораблем.
Исследовательский корабль «Лланвабон» приближался к Крабовидной туманности , когда внезапно обнаружил на своем радаре другой корабль. Фактически, радары двух кораблей мешают друг другу, поэтому каждый видит сильно искаженное изображение другого корабля. Даже после того, как проблема решена и две команды, человек и инопланетянин, устанавливают связь, оба понимают, что у них есть проблема. Ни один из них не может уйти, не убедившись, что другой не сможет отследить их до их родной планеты.
Инопланетяне — гуманоидные двуногие существа, но видят в инфракрасной части спектра. Кроме того, вместо того, чтобы использовать звук для общения между собой, они используют микроволны, излучаемые органом в их голове. Как заметил один человек: «С нашей точки зрения, у них есть телепатия . Конечно, с их точки зрения, мы тоже».
Экипажи обнаруживают, что у них много общего. Особенно это касается молодого Томми Дорта и его коллеги на другом корабле, которому он присвоил имя Бак. Хотя они могут общаться только посредством искусственного кода, они устанавливают взаимопонимание. Однако Бак пессимистично оценивает конечный результат. Он отправляет Томми сообщение: «Ты хороший парень. Жаль, что нам придется убить друг друга».
Тупик сохраняется. Ни один из кораблей не осмеливается уйти, опасаясь, что другой сможет отследить его до дома. Ни один из капитанов не готов рисковать, атакуя другой корабль. Затем Томми понимает выход из тупика. Он и его капитан устраивают обмен личным составом между кораблями. Томми и капитан поднимаются на борт корабля пришельцев, в то время как два пришельца садятся на борт « Лланвабона» . Затем они предъявляют ультиматум: они взорвут атомные силовые установки в своих костюмах, если инопланетяне откажутся следовать их плану, согласно которому каждая команда должна вернуть корабль другой на свою родную планету. Каждый из них перед обменом отключит все оборудование слежения на своем корабле, и действительно, им придется тщательно постараться, чтобы новый экипаж не смог их выследить.
В этот момент инопланетяне начинают вести себя очень странно, дергаться или лежать и пинать пол. Фактически, это их эквивалент смеха. Их собственный народ только что предъявил людям тот же ультиматум и тот же план.
История заканчивается тем, что каждая команда захватывает корабль другой. Естественно, прежде чем покинуть собственный корабль, они удаляют все, что может указывать на их родной мир. Каждый из них выиграет от новых технологий на корабле другого. Каждый хранит библиотеку художественной литературы другой расы, чтобы понять их мышление. Они соглашаются повторить встречу в том же месте когда-нибудь в будущем.
Томми уверен, что обе расы поладят. Он верит в это, потому что, как он рассказывает капитану, они с Баком провели много времени, обмениваясь грязными шутками .
Радио играет
[ редактировать ]Эта история была показана в виде радиоспектакля на « Измерении X» 8 сентября 1951 года и на « X минус один» 6 октября 1955 года, в несколько сжатом виде и с другим финалом.
Эта история также была показана в программе «Исследуя завтра» 15 января 1958 года.
Стиль
[ редактировать ]Стиль и язык «Первого контакта» считались иллюстрацией золотого века научной фантастики . [2]
Судебный иск против Paramount Pictures
[ редактировать ]В 2000 году наследники Ленстера подали в суд на Paramount Pictures из-за фильма « Звездный путь: Первый контакт » и заявили, что, будучи владельцами прав на рассказ Ленстера «Первый контакт», он нарушил их товарный знак. Окружной суд США Восточного округа штата Вирджиния удовлетворил ходатайство Paramount о вынесении решения в упрощенном порядке и отклонил иск. [3] [4] Суд установил, что независимо от того, была ли эта фраза впервые использована в рассказе Ленстера, с тех пор она стала общим и, следовательно, неохраняемым термином, описывающим жанр научной фантастики, в котором люди впервые сталкиваются с инопланетными видами. Даже если бы название вместо этого было «описательным», т. е. категорией терминов более высокой, чем «родовая», и которая могла бы быть защищена, не было никаких доказательств того, что название имело необходимую ассоциацию в сознании общественности (известную как «вторичное значение»), такую что его использование обычно понимается как отсылка к истории Ленстера. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Hic Rhodus, His Salta» Роберта Сильверберга , журнал научной фантастики Исаака Азимова , январь 2009 г., стр. 6.
- ^ Тейлор, Джон В. (1990). «От криминального стиля к внутреннему пространству: стилистика американской научной фантастики новой волны» . Стиль . 24 (4): 611–627. ISSN 0039-4238 . JSTOR 42946165 .
- ^ Jump up to: а б Поместье Уильяма Ф. Дженкинса против Paramount Pictures Corp. , 90 F. Supp. 2d 706 (ЭД, Вирджиния, 2000 г.)
- ^ «Иск об отсутствии «первого контакта»» , Trek Today, 3 апреля 2000 г., по состоянию на 2 ноября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Первый контакт» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Рассказы 1945 года
- Художественная литература о Крабовидной туманности
- Премия Хьюго за лучшие произведения, получившие новеллу
- Научно-фантастические рассказы
- Работы Мюррея Ленстера
- Работы первоначально опубликованы в журналах Analog Science Fiction and Fact.
- Художественная литература об устном и письменном переводе
- Работы по переводу
- Научная фантастика о первом контакте