Рейс 425 ТАП
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() CS-TBR, самолет, попавший в аварию, в аэропорту Дюссельдорфа за 3 месяца до катастрофы. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 19 ноября 1977 г. |
Краткое содержание | Выход за пределы взлетно-посадочной полосы |
Сайт | Международный аэропорт Мадейры , Фуншал , Португалия 32 ° 41'17 "N 16 ° 47'8" W / 32,68806 ° N 16,78556 ° W |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 727-282 Расширенный |
Название самолета | Сакадура Кабрал |
Оператор | Португальский воздушный транспорт |
Номер рейса ИАТА. | ТП425 |
Номер рейса ИКАО. | ТАП425 |
Позывной | ТАП 425 |
Регистрация | CS-ТБР |
Начало рейса | Аэропорт Брюсселя , Брюссель , Бельгия |
Остановка в пути | Аэропорт Лиссабона Портела , Португалия |
Место назначения | Международный аэропорт Мадейры , Фуншал , Португалия |
Пассажиры | 156 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 131 |
Травмы | 33 |
Выжившие | 33 |
Рейс 425 TAP был регулярным рейсом из Брюсселя , Бельгия, в аэропорт Санта-Катарина (неофициально известный как аэропорт Фуншала или аэропорт Мадейры; ныне международный аэропорт Криштиану Роналду ), Португалия, с промежуточной запланированной остановкой в Лиссабоне . 19 ноября 1977 года выполнявший эту услугу Боинг 727 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта, а затем врезался в близлежащий пляж и взорвался, в результате чего погиб 131 из 164 человек, находившихся на борту. [ 1 ] [ 2 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолетом, выполнявшим рейс TP425, был Boeing 727-282 расширенной регистрации CS-TBR, названный в честь пионера португальской авиации Сакадура Кабрала . Его серийный номер производителя был 20972/1096, и он был доставлен в TAP 21 января 1975 года. Он был оснащен тремя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-17 , максимальная тяга которых составляла 16 000 фунтов силы (71 кН) каждый. Самолет завершил проверку B 21 сентября 1977 года и на момент катастрофы налетал 6154 часа за 5204 цикла. [ 3 ] : 37–38
Экипаж состоял из капитана Жоау Лонтрана, первого офицера Мигеля Гимарайнша Леала и бортинженера Гуальдино Пинту, а также пяти бортпроводников. На борту находились 156 пассажиров. [ 3 ] : 8, 34
Несчастный случай
[ редактировать ]19 ноября 1977 года самолет выполнил рейс TP420 из Лиссабона в Брюссель, Бельгия, а затем рейс TP425 из Брюсселя в Фуншал с остановкой в Лиссабоне. Рейс 420 и первый этап рейса 425 были завершены без каких-либо проблем. В Лиссабоне экипаж получил сводку погоды в Фуншале. По прогнозу, по маршруту ожидалась суровая погода с вероятностью грозовых куч и проливного дождя, но она вряд ли повлияет на полет. [ 3 ] : 3
В 19:50 рейс TP425 покинул ворота и вылетел с взлетно-посадочной полосы 03 аэропорта Лиссабона в 19:55. [ 3 ] : 4
На момент катастрофы взлетно-посадочная полоса тогдашнего международного аэропорта Санта-Катарина имела длину 1600 м (5250 футов), что чрезвычайно затрудняло посадку.
В 21:05 на подходе к Мадейре экипаж рейса TP425 запросил разрешение на снижение. Диспетчер дал разрешение на снижение до 50-го эшелона полета (5000 футов или 1524 метра) при давлении 1013,2 мбар. В 9:05:50 экипаж доложил о начале снижения на эшелон FL50 в сторону Порту-Санту и получил указание перейти на частоту 118,1 МГц для связи с диспетчерской службой Фуншала. В 21:17 экипаж связался с авиадиспетчерской службой Фуншала и сообщил о достижении эшелона полета 50 и расчетного времени прибытия по радиомаяку MAD через 5 минут. В ответ диспетчер дал разрешение на снижение на высоту 3500 футов (1100 м) на QNH 1013 и сообщил, что посадка будет на ВПП 06. Затем диспетчер передал сводку погоды: на ВПП 06 штиль, ветер 14 узлов. (7 м/с; 26 км/ч; 16 миль в час) направление 220 в соседнем Росарио, температура 19 °C (66 °F), видимость 4–5 километров (2,5–3,1 мили; 2,2–2,7 миль). Экипаж подтвердил передачу. Согласно фактическому прогнозу погоды в аэропорту Фуншала в 20:50 скорость ветра составила 6 узлов (3,1 м/с; 11,1 км/ч; 6,9 миль в час) - курс 200, видимость 5 километров (3,1 мили; 2,7 мили). , облачность 7/8, ливни, аэродромное давление на ВПП 24: 1006 мбар, на ВПП 06: 1008 мбар, температура 18–19 °C (64–66 °F). [ 3 ] : 4
В 9:23:13 экипаж сообщил о прохождении маяка MAD на высоте 1700 футов (518 м) и курсе 215°, не имея при этом визуального контакта с землей. Пройдя курс 200° и снизившись на 980 футов, в 9:26:33 рейс TP425 сообщил, что визуального наблюдения за взлетно-посадочной полосой нет, и выполнил уход на второй круг. [ 3 ] : 5
После двух неудачных попыток посадить самолет экипаж решил сделать последнюю попытку приземлиться, прежде чем принять решение о перенаправлении в аэропорт Гран-Канария на Канарских островах . [ 3 ] [ необходимы дополнительные ссылки ]
При третьей попытке приземления капитан Лонтрао выбрал взлетно-посадочную полосу 24. Сообщалось, что в 9:43:52 на высоте 1800 футов (550 м) самолет летел со скоростью 205 узлов (380 км / ч; 236 миль в час). ), а в 9:44:57 диспетчер попросил экипаж проверить, включены ли у них посадочные огни самолета. Экипаж подтвердил, что это так. В 9:45:02 экипаж доложил о прохождении маяка аэропорта и сообщил, что взлетно-посадочная полоса видна. В 9:46:48 при повороте направо на курс 250° капитан Лонтрау запросил контрольный список для приземления. [ 3 ] : 5
В 9:47:21 вышка сообщила о ветре на ВПП 24 и спросила, продолжит ли экипаж посадку. Экипаж заявил, что продолжит. Впоследствии диспетчер разрешил рейсу 425 приземлиться. С высоты 400 футов (120 м) на скорости 150 узлов (280 км/ч; 170 миль в час) самолет начал снижаться. На последнем заходе на посадку к взлетно-посадочной полосе 24 в условиях сильного дождя, сильного ветра и плохой видимости самолет приземлился на расстоянии 2000 футов (610 м) от порога и начал аквапланирование. Когда до взлетно-посадочной полосы оставалось всего 3000 футов (910 м), экипаж отчаянно пытался остановиться, применяя максимальную реверсивную тягу и тормоза, но самолет соскользнул с взлетно-посадочной полосы на путевой скорости примерно 43 узла (80 км/ч; 49 миль в час). и упал с крутого берега высотой 200 футов (61 м), врезался в ближайший мост и разбился о пляж, расколовшись на две части и загоревшись. [ 3 ] : 6–7
Из 164 человек, находившихся на борту (156 пассажиров и 8 членов экипажа), погиб 131 (125 пассажиров и 6 членов экипажа). [ 4 ] на тот момент это была самая смертоносная авиакатастрофа в Португалии. [ 5 ] По состоянию на 2023 год это вторая по количеству смертей авиакатастрофа в Португалии после рейса Independent Air Flight 1851 . [ 6 ] [ 7 ] Это остается единственной катастрофой со смертельным исходом TAP Portugal с начала полетов в 1946 году. [ 8 ]
Расследование
[ редактировать ]По данным расследования, экипаж был допущен к полету. В отчете говорится, что самолет находился в хорошем состоянии после того, как покинул взлетно-посадочную полосу и пока не столкнулся с мостом. В отчете сделан вывод, что летный экипаж нарушил процедуру захода на посадку: самолет приземлился в 2060 футах (630 м) от начала взлетно-посадочной полосы, что на 1060 футов (320 м) дальше нормы, а скорость составила 148,2 узла (274,5 км/ч; 170,5 миль/ч), то есть 19,2 узла (35,6 км/ч; 22,1). миль в час) выше рекомендованного. Было также отмечено, что световые индикаторы на расстоянии 1000 футов были выключены из-за VASI активации системы . Из-за ограничений электроустановки аэропорта в то время можно было включить либо систему VASI, либо указатель точки прицеливания, но не то и другое одновременно. [ 3 ] : 29 В качестве непосредственных причин катастрофы были названы сложные погодные условия, связанные с аквапланированием на взлетно-посадочной полосе, а также превышение посадочной скорости на 19 узлов. [ 3 ] : 30 Следствие рекомендовало аэропорту Фуншала повысить уровень метеорологических наблюдений. [ 3 ] : 31 [ 9 ]
Последствия
[ редактировать ]После того, как произошла авария, TAP прекратила полеты на Боинге 727-200 на Мадейру и начала летать только на Боинге 727-100, который был на 20 футов (6,1 м) короче и вмещал на 60 пассажиров меньше. [ 10 ]
Катастрофа побудила чиновников изучить способы расширения короткой взлетно-посадочной полосы. Из-за высоты взлетно-посадочной полосы относительно пляжа внизу выполнить расширение было очень сложно и очень дорого. [ 10 ] В период с 1983 по 1986 гг. [ 11 ] была построена пристройка длиной 200 метров (660 футов); 14 лет спустя, [ 12 ] взлетно-посадочную полосу снова расширили. После расширения в 2000 году взлетно-посадочная полоса нынешнего международного аэропорта Криштиану Роналду имеет длину 2781 метр (9124 фута) и способна принимать широкофюзеляжные коммерческие самолеты, такие как Boeing 747 или Airbus A340 . [ 13 ] [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архив авиационных происшествий B3A» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 г. Проверено 21 июня 2014 г.
- ^ « Авиакатастрофа на Мадейре: 123 погибших». Цифровая коллекция — Folha de S.Paulo (на бразильском португальском языке) . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Окончательный отчет об аварии» (на португальском языке). ДГАК . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ «База данных происшествий: Сводка происшествий 11191977®=CS-TBR» . Airdisaster.com . 07.06.2011. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 7 мая 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 727-282 CS-TBR в аэропорту Фуншала (FNC)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 707-331B N7231T, аэропорт Санта-Мария-Вила-ду-Порту, Азорские острова (SMA)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Профиль воздушной безопасности Португалии» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 03 января 2021 г.
- ^ «Самолет TAP Air Portugal разбился» . www.airsafe.com . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ Справочник по полетам самолетов — заходы на посадку и посадки (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Rádio e Televisão de Portugal Документальный фильм TP425 - O voo inminable [TP425 - The Endless Flight] на YouTube (вышел в эфир 14 ноября 2007 г., на португальском языке)]
- ^ « Аэропорт Мадейры (Фуншал) – 1983 по 1986 год» [Аэропорт Мадейры (Фуншал) – 1983 по 1986 год]. Airportsdamadeira.pt (на португальском языке). Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Аэропорт Мадейры (Фуншал) – 2000» [Аэропорт Мадейры (Фуншал) – 2000]. Airportsdamadeira.pt (на португальском языке). Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 7 мая 2008 г.
- ^ « История» (на португальском языке). Аэропорт Мадейры. 2012. Архивировано из оригинала 7 мая 2014 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Аэропорт Мадейры входит в «десятку самых потрясающих заходов на посадку в мире» » . www.theportugalnews.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 г. Проверено 17 октября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Окончательный отчет об аварии - DGAC (на португальском языке)
- Отчетный документ ( Архив , Альтернатива , Архив )
- Фотографии CS-TBR до крушения
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с выходом за пределы взлетно-посадочной полосы
- Авиационные происшествия и происшествия в 1977 г.
- Аварии и инциденты с участием Боинга 727
- Авиационные происшествия и происшествия в Португалии
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные погодой
- Авиакатастрофы и инциденты TAP Air Portugal
- 1977 год в Португалии.
- События ноября 1977 года в Европе
- Катастрофы 1977 года в Португалии