Трагедия мести
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Трагедия мести (иногда называемая драмой мести , пьесой мести или трагедией крови ) — театральный жанр, в котором основной темой является месть и фатальные последствия мести. [1] Официально созданная американским педагогом Эшли Х. Торндайком в его статье 1902 года «Отношения Гамлета с современными пьесами о мести», трагедия мести документирует развитие заговора мести главного героя и часто приводит к гибели как убийц, так и самого мстителя. [1]
Этот жанр впервые появился в Британии раннего Нового времени с публикацией Томаса Кида » « Испанской трагедии во второй половине 16 века. Более ранние произведения, такие как Джаспером Хейвудом переводы Сенеки (1560-е годы) и Томаса Нортона и Томаса Саквилла пьеса « Горбудук» (1561 год), также считаются трагедиями мести. Другие известные трагедии о мести включают Уильяма Шекспира » «Гамлета (ок. 1599–1602) и «Тита Андроника» (ок. 1588–1593), а также «Трагедию мстителя» (ок. 1606), ранее считавшуюся автором Сирила Турнера , теперь приписываемую Томас Миддлтон .
Ключевые элементы трагедии мести
[ редактировать ]Как установлено на примере ранних английских драматургов, таких как Томас Кид , хорошая пьеса о мести должна включать в себя следующее:
- Было совершено шокирующее убийство, жаждущее мести.
- Человек или люди воспринимают мстительную миссию как священный долг.
- Призрак убитого дает дополнительный стимул для возмездия; альтернативно существуют предзнаменования и предчувствия.
- Макиавеллистский злодей, который, действуя от своего имени или по другим причинам, способствует пандемическому кровопролитию, одновременно вводя новые изощренные пытки и ужасы.
- Объекты мести часто лучше, чем мстители.
- Некоторые персонажи сходят с ума или симулируют безумие.
- Играйте внутри пьесы, которая часто имитирует суть основного действия.
- Использование образов и языка, соответствующих жестокости событий.
Трагедия мести как жанр
[ редактировать ]Жанр трагедии мести развился как средство объяснения трагедий раннего Нового времени, в которых в той или иной степени сохраняется тема или мотив мести. Классификация трагедии мести порой спорна, как и в случае с другими театральными жанрами раннего Нового времени.
Лоуренс Дэнсон предположил, что Шекспир и его современники обладали «здоровой способностью комфортно жить в неуправляемом театре, где жанр не был статичным, а двигался и смешивался, всегда создавая новые возможности». [2] Напротив, в «Первом фолио» Шекспира 1623 года , как известно, изображены навязанные принтером ( Уильям Джаггард и Эдвард Блаунт ) три жанра комедии, истории и трагедии, что заставляет читателей ошибочно полагать, что пьесы легко классифицировать и содержать. [3] Хотя эти три жанра остаются основными в дискуссиях о жанрах, другие жанры часто либо вызываются, либо создаются, чтобы приспособиться к общей скользкости драмы раннего Нового времени. К ним относятся не только трагедия мести, но и городская комедия , мелодрама, пастораль , проблемная пьеса и другие. [4]
Любую трагедию, содержащую элемент мести, принято считать трагедией мести. Лили Кэмпбелл утверждает, что месть является великим тематическим объединяющим фактором всех трагедий раннего Нового времени, и «елизаветинская трагедия должна выглядеть по своей сути трагедией мести, если только осознать масштабы идеи мести». [5] Работа Фредсона Бауэрса (1959) над этим жанром не только расширила и усложнила суть трагедии мести, но и усилила ее функцию как продуктивного объектива в работе по драматической интерпретации. Например, «Тит Андроник» первоначально продавался в Первом фолио как « Печальная трагедия Тита Андроника». Гамлет был назван в Первом фолио так же, как «Трагедия о Гамлете, принце Датском» и «Трагическая история Гамлета, принца Датского» во втором издании-кварто (1604 г.). Нередко современные редакторы классифицируют эти пьесы как трагедии; [6] [7] однако становится все более распространенным читать и интерпретировать раннюю современную драму, имея в виду другие жанры, такие как трагедия мести.
Луций Сенека
[ редактировать ]Луций Сенека — выдающийся драматург первого века, прославившийся тем, что помог сформировать жанр трагедии мести своими десятью пьесами: «Геркулес Фуренс» , «Троады » , « Фенисса» , «Медея» , « Федра » , «Эдип » , «Агамемнон» , « Фиест» , «Геркулес Этей» и «Октавия» . [8] Важность его пьес заключается в сложности периода. В то время как елизаветинская трагедия считалась более приемлемой, трагедия мести стремилась раскрыть на сцене плотскую сторону человеческой натуры гораздо более гротескным образом. Это было переходное время в литературном мире, которое в конечном итоге привело к появлению подобных изнурительных произведений. Печально известные сцены, такие как каннибалистический пир в Фиесте, знакомят зрителей с другим измерением человеческого опыта, заставляя их задуматься о крайних эмоциях и глубже проникнуть в условности жанра.
Сенеки «Фиест» , рассказ о мести и ужасе с явным каннибализмом, можно назвать одним из первых «кусков мести». В борьбе за власть между двумя братьями Атреем и Фиестом отчетливо прослеживается тема мести. В основе сюжета лежит роман Фиеста с женой Атрея. Он украл его заветное золотое руно и тайком отобрал у него микенский трон. После длительного изгнания Фиесту разрешено вернуться в Микены. Однако конфликт обостряется, когда Атрей осуществляет свою месть, обманом заставляя Фиеста съесть его детей. Хотя это произведение и откровенно гротескно, оно следует традициям жанра трагедии о мести. Томаса Саквилля и Томаса Нортона В «Горбудоке» (1562) можно найти то, что многие считают точным представлением сенеканской драмы мести во всех аспектах.
Томас Кид
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2022 г. ) |
Томас Кид представил изысканную форму сенеканской трагедии в своей пьесе «Испанская трагедия» (1592) .
Уильям Шекспир
[ редактировать ]Уильям Шекспир — английский поэт и драматург XVI века. [9] Пьесы Шекспира «Гамлет» , «Отелло» и даже «Король Лир» можно назвать трагедиями мести, но именно Тит Андроник по-настоящему владеет этим жанром. В этой пьесе присутствуют: четырнадцать убийств (девять на сцене), шесть отрубленных членов, одно изнасилование, одно живое захоронение, один случай безумия, один случай каннибализма. Короче говоря, 5,2 злодеяния за акт или одно на каждые девяносто семь строк. «Это великолепная пьеса, мы говорим о 14 трупах, кунг-фу, меч-фу, стрелы-фу, кинжал-фу, пи-фу, крики животных в саундтреке, вращение голов, вращение рук, вращение языков, девять пол-литра крови и рекордные девяносто четыре по шкале рвоты». [10]
После десяти долгих лет упорной войны римский полководец Тит Андроник возвращается с триумфом, но в живых осталось только четверо из двадцати пяти его сыновей. Один из взятых им в плен - Тамора, королева вражеских готов, и ее четыре сына. В соответствии с римским ритуалом Тит приносит в жертву старшего сына Таморы в честь своих умерших сыновей. Тамора жаждет мести и намеревается ее добиться.
Она начинает свою вендетту с того, что соблазняет императора, а затем выходит замуж за него, в то же время вместе со своим возлюбленным замышляет обвинить двух сыновей Тита в убийстве брата императора. План успешен, и два сына обезглавлены. Оставшийся сын Тита изгнан, когда он пытается заступиться за свою сестру, чтобы позволить ей выйти замуж за человека, которого она любит, а не за своего суженого. Тамора убеждает двух своих сыновей отомстить за смерть брата, изнасиловав дочь Тита Лавинию. После изнасилования ей отрезали руки и язык, чтобы она никому не могла рассказать о случившемся. С каждой трагедией Тит опускается все ниже и ниже, начинает вести себя странно и считается сумасшедшим от горя. Притворившись безумцем, Тит обманывает Тамору, приглашая ее и Императора на ужин. Без их ведома Тит схватил и убил двух сыновей Таморы и превратил их в пирог. Он кормит этим двоих, прежде чем убить Тамору и Лавинию. Начинается настоящая резня, в результате которой в живых остается лишь горстка персонажей. Вернувшись из изгнания и приняв мантию Императора, сын Тита похоронил заживо единственное живое потомство Таморы, а труп Таморы бросил волкам.
Другие примеры
[ редактировать ]Писатели елизаветинской и якобинской эпох использовали столько этих особенностей, сколько позволяли их сюжеты, и свободно вносили в них вариации. Трагедия мести захватила их воображение, и писатели попытались сыграть в этом жанре со своими вариациями драматургии. Шекспир поднял свою трагедию мести на высокий интеллектуальный и философский уровень, сделав Гамлета добродетельным и чутким ученым. Сирил Турнер использовал болезненное и мелодраматическое в «Трагедии атеистов» (1611). Джон Вебстер перевернул моральную позицию мстителей и жертв. В «Белом дьяволе» и «Герцогине Мальфи» жертвами так называемой мести становятся героические женщины и кровожадные злодеи-мстители. В «Герцогине Мальфи» (1623) главные герои замышляют убить свою овдовевшую сестру, которая тайно выходит замуж без их согласия.
Книга Кристофера Кросби исследует связь между трагедиями мести раннего Нового времени и лежащими в их основе философскими влияниями, стремясь раскрыть, как эти пьесы решают онтологические вопросы, уходящие корнями в классическую философию. Он углубляется в конкретные произведения, такие как Томаса Кида «Испанская трагедия» Шекспира , «Тит Андроник» , «Гамлет» Джона Марстона , «Месть Антонио» Джона Вебстера и «Герцогиня Мальфи» , подчеркивая философские элементы, вплетенные в ткань этих драм. Углубленный анализ Кросби показывает, как концепции Аристотеля , Галена , Лукреция и стоицизма переплетаются в пьесах, проливая новый свет на философские основы трагедий мести раннего Нового времени. [11]
Другие примеры трагедий мести включают «Мальтийский еврей» (1589, Кристофер Марло ), «Месть Антонио» (1600, Джон Марстон ) и «Месть Бюсси Д'Амбуа» (1613, Джордж Чепмен ).
В своем эссе «О мести» Фрэнсис Бэкон написал: «Несомненно, человек, изучающий месть, сохраняет свои раны зелеными, которые в противном случае зажили бы и пошли бы хорошо». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Торндайк, А.Х. «Отношения Гамлета с современными пьесами о мести». Ассоциация современного языка . 17.2 (1902): 125–220. Распечатать.
- ^ Дэнсон, Лоуренс. Драматические жанры Шекспира . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд: 2000. Печать. п. 11.
- ↑ Первый фолио, напечатанный после его смерти, также был подготовлен коллегами Шекспира Джоном Хемингесом и Генри Конделлом .
- ^ «ТРАГЕДИЯ МЕСТИ – ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА ИЛИ ПОРНОГРАФИЯ НАСИЛИЯ?» . КЕМБРИДЖСКАЯ КРИТИКА . 06.04.2020 . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Лили. «Теории мести в Англии эпохи Возрождения». Современная филология . 28,3 (1931) 281-296. Распечатать.
- ^ Энгл, Ларс. Знакомство с герцогиней Мальфи . Герцогиня Мальфи . Джон Вебстер. Английская драма эпохи Возрождения . Ред. Дэвид Бевингтон и др. Нортон, Нью-Йорк: 2002. 1749–1754. Распечатать. п. 1749.
- ^ Вайс, Рене. Введение. Джон Вебстер : Герцогиня Мальфи и другие пьесы . Джон Вебстер. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд: 1996. ix-xxviii. Распечатать. п. xxiii
- ^ Алхалифа, Тарек А. «Сенеканская трагедия и ее адаптация для елизаветинской сцены: исследование «Испанской трагедии» Томаса Кида». Международный журнал английского языка и литературы 6.9 (сентябрь 2015 г.): 163–167. Распечатать.
- ^ Алчин, Линда К. «Уильям Шекспир» . Уильям Шекспир . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Коэн, Дерек (1993). Культура насилия Шекспира . Лондон: Сент-Мартинс.
- ^ Кнапп, Джеймс А. (01 мая 2020 г.). «Трагедия мести и классическая философия на сцене раннего Нового времени. Кристофер Кросби. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2019. Стр. vii+310» . Современная филология . 117 (4): E237–E239. дои : 10.1086/708344 . ISSN 0026-8232 .
- ^ Бэкон, Фрэнсис (2010). Новая Атлантида и Город Солнца . Издательство Кессинджер.