Иоахим Герц
Иоахим Герц | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 октября 2010 г. Париж , Франция | (86 лет)
Образование | |
Занятия | |
Организации | |
Награды | Национальная премия ГДР |
Йоахим Герц (15 июня 1924 — 18 октября 2010) — немецкий оперный режиссёр и менеджер. Он учился в Комише-опер Берлине в качестве ассистента Вальтера Фельзенштейна . Его основными станциями были Лейпцигская опера , где он открыл новый театр «Мейстерзингерами фон Нюрнберга » Вагнера , Комическая опера и Опера Земпера » Вебера в Дрездене, где он открыл отреставрированный театр «Вольным стрелком в 1985 году. Он поставил множество мировых премьер и работал на международном уровне. Герц был первым режиссером, применившим концепции Фельзенштейна к опере Вагнера «Кольцо Нибелунгов» , поставленной в Лейпциге с 1973 по 1976 год.
Жизнь
[ редактировать ]родился в Дрездене Герц и учился там в Кройцшуле , получив аттестат зрелости в 1942 году. [ 1 ] Затем он изучал фортепиано, кларнет и музыкальную педагогику в Высшей школе музыки Дрездена . [ 2 ] Его учеба была прервана военной службой в 1944 и 1945 годах, но завершилась в 1948 году. [ 3 ] Затем он изучал там оперную режиссуру у Хайнца Арнольда , позже также музыковедения в Берлинском университете имени Гумбольдта . [ 1 ] [ 3 ] Его первая режиссерская работа была в 1950 году в Рихарда Мохаупта « Die Bremer Stadtmusikanten» в Kleines Haus (малом зале) в Дрездене. [ 2 ]
В 1951 году он стал режиссером театра « Ландесбюнен Саксония» в Радебойле. [ 1 ] В 1953 году он перешел в Комише-опер Берлина , где до 1956 года был учеником и ассистентом Вальтера Фельзенштейна . После краткого перерыва в Кельнской опере (1956–1957) он пришел в Лейпцигскую оперу в качестве оперного директора ( обершпилейтера ). [ 3 ] а с 1959 года еще и менеджер ( Директор ). [ 1 ] Он открыл новый оперный театр в 1960 году оперой Вагнера «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» . [ 3 ] Некоторые из его постановок гастролировали по миру. [ 2 ] Особую сенсацию произвела картина Герца «Кольцо Нибелунгов» , завершенная в Лейпциге в 1976 году. Эта эталонная постановка дала основной концептуальный импульс для Шеро » «Байройтского сада . [ 2 ] [ 4 ]
В 1976 году Герц вернулся в Комише-опер Берлин, сменив Фельзенштейна. [ 1 ] Оглядываясь назад, этот шаг можно назвать неудачным. [ 4 ] Его порой грубый стиль работы и отсутствие заботы о бюрократах Социалистической единой партии Германии не встретили большого одобрения. Поэтому его замена в 1981 году не была неожиданной. [ 4 ]
Герц был с 1981 по 1991 год главным режиссёром Дрезденской государственной оперы , с 1985 года — в вновь открывшейся опере Земпера , [ 1 ] Вебера на открытии которого он поставил «Вольного стрелка» . [ 1 ]
Начиная с 1959 года Герц ставил спектакли по всему миру. [ 1 ] Он работал в Большом театре в Москве, а также в Театре Колон в Буэнос-Айресе , в Лондоне и Ванкувере . [ 2 ] Всего Герц поставил 126 постановок и новые постановки более 60 опер, многие из которых стали классикой. [ 5 ]
С 1976 года преподавал в Лейпцигском университете , а с 1981 года — заведующий кафедрой оперной режиссуры Musikhochschule Dresden . Он читал лекции на международном уровне. [ 3 ]
Герц умер в Лейпциге в возрасте 86 лет. [ 1 ] [ 4 ]
Вагнера «Кольцо Нибелунга» в постановке Герца
[ редактировать ]В период с 1973 по 1976 год Иоахим Герц поставил все четыре части «Кольца» в Лейпцигском оперном театре. Вопреки исполнительской практике того времени, на которую в первую очередь повлияли произведения Виланда Вагнера , Герц искал концептуальный ключ к тетралогии в самом Вагнере, особенно в его социальных революционных взглядах, которые сделали его борцом с баррикад в революции 1848 года. [ 6 ] и которые он изложил во многих своих произведениях. В 1848 году Вагнер начал писать стихотворение «Кольцо» . Герц учел это совпадение времени и содержания и интерпретировал « Кольцо » как «пьесу о классовой борьбе XIX века». [ 7 ] : с. «Вагнер теперь отчуждал эту трагедию классовой борьбы XIX века, избрал для нее притчеподобную форму и в качестве отчуждающего костюма надел на нее нордическую мифологию, из которой он и извлек решающие моменты конфликта в направлении басни. " (Иоахим Герц) [ 7 ] Режиссерская группа также почерпнула важные импульсы из Джорджа Бернарда Шоу « кольца анализа Совершенный вагнерит: комментарий к кольцу Ниблунга» (опубликовано в Лондоне в 1889 году). Шоу был первым, кто интерпретировал тетралогию Вагнера как отражение социально-экономических потрясений XIX века.
Лейпцигская постановка впервые применила к « Кольцу Вагнера» принципы реалистического музыкального театра, разработанные Фельзенштейном . [ 8 ] И Герц, и дирижер тетралогии Герт Банер , и Рудольф Генрих , ответственный за оформление сцены и костюмы, были учениками Фельзенштейна. В концептуальной предварительной работе (июль-сентябрь 1972 г.) [ 9 ] : с. Герц и Генрих разработали основные моменты тематической постановки и визуальные миры своей интерпретации «Кольца» . По их замыслу, золото, которое Альберих выковывает в кольцо, есть «прежде всего прекрасная природа», превращается в художественно обработанную природу (кольцо), подходящую и в качестве предмета обмена, и, наконец, мутирует в «основу». всеобщей меновой стоимости». «Кольцо — это принцип: оно означает возможность первоначального накопления капитала . Оно означает усиление богатства и власти». (Герц) [ 7 ] : с. Герц и Генрих придали кольцу форму золотого кулака в своей интерпретации: денатурализация человеческой руки, которая будет выглядеть как кастет. [ 7 ] : с. В конце Götterdämmerung кольцо снова превратилось в «золотую паутину, золотую паутину, сказочную и развевающуюся, как вуаль. Вместе с ней Рейнские девушки уплывают в своих гондолах на ажурный пол». [ 9 ] : с.
Для живописных миров Генриха характерна техника коллажа из исторически достоверных деталей, которые он смягчал сказочными и абстрактными элементами. Таким образом, он создал соответствие между историчностью и вневременным мифом. Замок богов Валгалла , например, представлял собой компиляцию Дворца правосудия в Брюсселе, лестницы венского Бургтеатра работы Готфрида Земпера и стеклянного купола из Турина. [ 10 ]
Существенным вопросом интерпретации Кольца было то, что на самом деле погибает в конце Götterdämmerung : мир как таковой или мир Вотана? Герц и Генрих решили, что здесь разрушается мир Вотана и его противника Альбериха (который является лишь alter ego отца богов, как они пришли к выводу из музыкального анализа обоих лейтмотивов). Следовательно, Герц переосмыслил «Похоронный марш Зигфрида» как отречение Вотана: отец богов (который фактически больше не появляется в этой опере) шагает, отдавая честь, через пустынную решетку орлиных пилонов. Окончательное изображение лейпцигской постановки показало мужчин и женщин, не определенных Вагнером, на пустой сцене. «В конце концов, это tabula rasa : старое уничтожено. Теперь начинается новое. Как должно быть составлено это новое, сейчас не показано. Вагнер не знал». (Герц) [ 9 ] : стр.30.
Премьеры и актерский состав
[ редактировать ]- Премьера «Золота Рейна» состоялась 7 апреля 1973 года. С Райнером Людеке (Вотан), Сигрид Кель (Фрика), Карелом Берманом (Альберих), Гюнтером Куртом (Логе) и другими. [ 7 ]
- Премьера Die Walküre состоялась 9 февраля 1974 года. С Гюнтером Куртом (Зигмунд), Эльс Болькештайн (Зиглинде), Фрицем Хюбнером (Хундинг), Сигрид Кель (Брунгильда), Ренате Хертель (Фрика), Андрашем Фараго (Вотан) и другими. [ 7 ]
- Премьера фильма «Зигфрид » состоялась 25 октября 1975 года с участием Джона Уивинга (Зигфрид), Гунтфрида Спека (Мим), Райнера Людеке («Странник»), Томаса М. Томасшке (Фафнер), Сигрид Кель (Брунгильда) и других. [ 9 ]
- Götterdämmerung , премьера которого состоялась 28 марта 1976 года. С Джоном Уивингом (Зигфрид), Сигрид Кель (Брунгильда), Эккехардом Влашиха (Гюнтер), Ханной Лисовской (Гутруне), Карелом Берманом (Альберих), Фрицем Хюбнером (Хаген) и другими. [ 9 ]
Критика
[ редактировать ]- «Как постановка Иоахима Герца, так и сценография и костюмы Рудольфа Генриха точно соответствуют собственным спецификациям Вагнера, а это уже не совсем обычное явление со времен Виланда Вагнера. Конечно, они не скатываются обратно к пустому пафосу, к лязгу оружия и размахивание мечами, от которых отказался Виланд Вагнер, но они снова радикально отходят от той крайней стилизации, которая была обычным явлением с 1951 года, и вернуться к «ядре» вагнеровской сценической режиссуры на современный лад». (...) «Любой институт, который может похвастаться такой превосходной и потрясающей постановкой, как спектакль «Золото Рейна», вошел в число лучших в мире». [ 11 ]
- FAZ подтверждает « Герца» кольцо «большой провокационной силой и постоянством». [ 12 ]
- Газета Herald Tribune назвала «Золото Рейна» «потрясающим спектаклем», который также вошел в «маленькую театральную историю». [ 13 ]
- Это возвращение РИНГА в театр, ретеатрализация событий, над которыми так долго пронзительно висел туман нордически-мифической скуки, наверное, в первую очередь поражает зрителя. (...) Нет скучных участков Нибелунгов, в которых не предлагается ничего, кроме прекрасного пафоса; играют в театре, причем с таким азартом, что воображаешь себя по крайней мере в «Саломее» . Эрнст Краузе в «Опернвельте» , июнь 1976 года .
Дальнейшие постановки
[ редактировать ]- Дрезден: Бременские музыканты ( Рихард Мохаупт ) (1950) [ 1 ] – Дипломный спектакль Герца, который он сам назвал «легендарным спектаклем Мохаупта». [ 14 ]
- Комическая опера в Берлине
- Волшебная флейта (Моцарт, 1954) [ 3 ]
- Манон Леско (Пуччини, 1955) [ 3 ]
- Хороший солдат Швейк ( Роберт Курка )
- Молодой лорд (Хенце, 1969) [ 1 ]
- Взлет и падение города Махагонни (Вейл, 1977) [ 1 ]
- Мадам Баттерфляй (Пуччини, 1978) [ 1 ]
- Страна бездельников ( Георг Катцер , мировая премьера, 1978) [ 1 ] [ 3 ]
- Лулу (Берг, с Урсулой Рейнхардт-Кисс , 1980) [ 3 ]
- Питер Граймс (Бриттен, 1981) [ 3 ]
- Летучий голландец (Вагнер)
- Лейпцигская опера :
- Нюрнбергские мейстерзингеры (Вагнер, 1960) [ 4 ]
- Война и мир (Прокофьев, 1961) [ 1 ]
- Катя Кабанова (Яначек)
- Boris Godunov (Mussorgski)
- Женщина без тени (Рихард Штраус)
- Лоэнгрин (Вагнер)
- Тангейзер (Вагнер)
- все основные оперы Моцарта [ 1 ]
- Греческая свадьба ( Роберт Ханелл )
- Орлеанская дева (Чайковский)
- Волшебная скрипка (Эгк)
- Гугеноты (Мейербер)
- Серс (Трейд, 1973) [ 2 ]
- Кольцо Нибелунга (Вагнер, 1976) [ 1 ]
- Le Grand Macabre (Лигети, 1992) [ 1 ] [ 2 ]
- Фильм-опера Летучий голландец (Вагнер, DEFA 1964) [ 3 ]
- Венская государственная опера : «Волшебная флейта» (Моцарт)
- Зальцбургский фестиваль : «Кавалер розы» (Рихард Штраус)
- Театр Аалто Эссен: Любовь к трем апельсинам (Прокофьев)
- Земпер Опера Дрезден:
- Der Freischütz (Вебер, открытие в 1985 году) [ 1 ] [ 2 ]
- Кавалер розы (Штраус, 1985) [ 1 ] [ 2 ]
- Ариадна Наксосская (Штраус)
- Саломея (Штраус) [ 2 ]
- Воццек (Берг)
- «Нос» (Шостакович, 1986) [ 1 ]
- Любовь трех апельсинов (Прокофьев, 1990) [ 1 ]
- Так все делают (Моцарт)
- Золотой горшок ( Экерхард Майер )
- Судьба (Яначек) [ 2 ]
Почести
[ редактировать ]- В 1985 году Герц получил Национальную премию ГДР I степени в области искусства и литературы. [ 1 ]
- В 2005 году он стал почётным членом Комише опер Берлина . [ 1 ]
- 9 января 2009 года ему была присвоена степень почетного доктора Высшей школы музыки им. Карла Марии фон Вебера Дрездена . [ 1 ]
Пустяки
[ редактировать ]Герц был первым режиссером, который представил « Кольцо Нибелунгов» как притчу о капитализме XIX века. После этого вряд ли была постановка без этого фона. Патриса Шеро «Байройтский сад» в 1976 году был полностью основан на инновациях Герца, которые сами по себе сделали бы Герца суперзвездой в современном оперном мире. Шеро В отличие от Кольца , интерпретация Герца не была записана на видео, поскольку в то время эта технология еще не была доступна в ГДР. Эпохальная постановка зафиксирована лишь в двух рабочих тетрадях Академии художеств ГДР. [ 15 ]
Публикация
[ редактировать ]- Стефан Стомпор (редактор), Вальтер Фельзенштейн, Иоахим Герц: Музыкальный театр: вклад в методологию и концепции производства . Лейпциг: Возвращение, 1976 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Иоахим Герц» (на немецком языке). Саксонская академия художеств . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эрнст, Майкл (19 октября 2010 г.). «Жизнь для оперы» . Музыка в Дрездене (на немецком языке) . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Сердце, Иоахим» (на немецком языке). Федеральный фонд переработки . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бруг, Мануэль (20 октября 1010 г.). «Режиссер как хирург» . Die Welt (на немецком языке) . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Шуриг, Йорг (15 июня 2009 г.). «Сердце для оперы – Иоахим Герц отмечает свое 85-летие» . monstersandcritics.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Эккарт Крёплин: Хроники Рихарда Вагнера . JB Metzler Verlag GmbH Штутгарт 2016, ISBN 978-3-476-02587-6 , с. 158
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рихарда Вагнера Иоахим Герц ставит «Кольцо Нибелунгов» в Лейпцигском оперном театре. Часть I: «Золото Рейна», «Валькирия». Академия художеств Германской Демократической Республики. Берлин 1975 г.
- ^ Вальтер Фельзенштейн, Гетц Фридрих, Иоахим Герц: Музыкальный театр. Вклад в методологию и концепции постановки. Издатель Филипп Реклам мл. Лейпциг, 1970, стр. 206 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и Рихарда Вагнера Иоахим Герц ставит «Кольцо Нибелунга» в Лейпцигском оперном театре. Часть II: Зигфрид, Сумерки богов. Академия художеств Германской Демократической Республики. Берлин 1980 г.
- ^ Буклет программы Рихарда Вагнера: Die Walküre , под редакцией Лейпцигерского театра, сезон 1973/74, выпуск 16.
- ^ Пол Мур: Лейпциг ищет новый подход к Вагнеру: возвращение к реальности. В Die Zeit , 20 апреля 1973 г.
- ^ упомянуто в Der Spiegel 42/1974, стр. 156–161.
- ^ цитируется Der Spiegel 16/1973, стр. 194–197.
- ↑ Интервью с режиссёром Йоахимом Герцем, 10/2002 . В «Новом Меркере» No. 155 (22-й год) май/июнь 2009 г.
- ↑ Рихарда Вагнера Иоахим Герц ставит «Кольцо Нибелунга» в Лейпцигском оперном театре. I. Часть: «Золото Рейна», «Валькирия». II часть: Зигфрид, Сумерки богов. Академия художеств Германской Демократической Республики. Берлин 1975 и 1980 гг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитер Кранц: Берлинский театр. 100 спектаклей за три десятилетия , Берлин 1990 – в том числе разговоры по душам.
- Михаэль Хайнеманн и Кристель Паппель-Герц (ред.): Опера с сердцем. Музыкальный театр Иоахима Герца. Том 1: От оперы в стиле барокко к музыкальной драме. Кёльн 2010, ISBN 978-3-936655-92-6 .
- Михаэль Хайнеманн и Кристель Паппель-Герц (ред.): Опера с сердцем. Музыкальный театр Иоахима Герца . OCLC 869915634 Том 2: Между романтизмом и реализмом. Кёльн 2011. ISBN 978-3-936655-93-3 .
- Михаэль Хайнеманн и Кристель Паппель-Герц (ред.): Опера с сердцем. Музыкальный театр Иоахима Герца . Том 3: Музыкальный театр в современности. С предисловием Петра Конвичного . Кёльн 2012. ISBN 978-3-936655-94-0 .
- Кристоф Каммертонс : Иоахим Герц , в Lexikon der Oper , vol. 1, под редакцией Элизабет Стричер, Laaber 2002, стр. 680–683.
- Эккарт Крёплин : Оперный театр в ГДР. Между новой эстетикой и политическими догмами . Хеншель 2020. ISBN 978-3-89487-817-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Иоахима Герца и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Иоахим Герц (публикации) Дор