Теннет люди
Люди Теннет (называемые «Теннет» в ранних исследованиях языка [1]) - южносуданцы. Их язык иногда называют нгаарит. Традиционные танцы Теннет делятся на следующие категории: Лалу, Ньялилия, Лодук и так далее.
Сообщается, что большинство Теннетов двуязычны. Они говорят на языках соседних общин. Они граничат с Лопитом на востоке и западе, с Пари на северо-западе, с Большим Пибором и Бором на севере, а также с Топосой и Лааримом на северо-востоке. Тем не менее, они сохранили сильную этническую идентичность и сопротивлялись поглощению соседними общинами, сохраняя свою культуру и язык. Они все еще используют Tennet.
Расположение
[ редактировать ]
Родина Теннета состоит из пятнадцати (15) деревень на севере Торита в Восточной Экватории . Население Теннета оценивается в 30 000 человек. [ 1 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Теннеты рассказывают, что когда-то они были частью более крупной группы, в которую также входили нынешние мурле , дидинга и лаарим бойя , другие члены юго-западной сурмской языковой семьи. Члены охотничьего отряда проткнули ориби копьями , но после приготовления выпили бульон сами, вместо того, чтобы по обычаю отдать его старейшинам. Возникли разногласия, и в конце концов они разделились, разделившись на четыре более мелкие группы. Остальные три группы имеют схожие истории. [ 2 ] По некоторым оценкам, это событие относится к началу девятнадцатого века. [ 3 ]
Теннет научились обработке железа у жителей Бари. [ 4 ] Однако во время гражданских войн в Судане активность кузнецов снизилась.
Язык
[ редактировать ]Теннет — нило-сахарский , восточно-суданский , сурмический язык. Он имеет несколько особенностей, характерных для других сурмических языков: имплозивные согласные , несколько стратегий обозначения чисел на существительных, [ 5 ] [ 6 ] выраженная система именительного падежа, [ 7 ] и порядок VSO, но вопросительные слова в конце предложения. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Люди Теннета практикуют скользящее земледелие . выращивают Сорго в основном на равнинах под деревнями, но возделывают и поля на склонах гор. Они разводят крупный рогатый скот, который является основным мерилом богатства и используется для получения невест , а также охотятся, ловят рыбу и разводят коз и овец. Однако они в первую очередь зависят от сорго, и засуха может вызвать острую нехватку продовольствия.
Управление
[ редактировать ]Сообщества Теннет управляются правящим возрастным набором, называемым Мачиги Луч (это слово означает правителей и владельцев земли). [ 9 ] Члены Мачиги Луч — молодые люди, достаточно взрослые, чтобы участвовать в боевых действиях (угонах скота и защите деревни). Они принимают решения, но также несут ответственность перед вышедшими на пенсию Мачиги Луч, старейшинами. Новая группа Мачиги Луч создается примерно каждые двенадцать лет.
Музыка
[ редактировать ]Музыка Теннета — пентатоника, то есть «Ругумон» . В деревнях распространены резные флейты, а во время танцев используются барабаны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запись Теннета в Ethnologue
- ^ Аренсен (1992)
- ^ В центре внимания юг: факты о штате Восточная Экватория. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine – Sudan Vision Daily . Проверено 24 ноября 2011 г.
- ^ Диммендал (1989)
- ^ Рэндал (1995:37)
- ^ Аренсен (1998)
- ^ Рэндал (2000:70)
- ^ Аренсен и др. (1997)
- ↑ Южный Судан: смена караула. Архивировано 25 марта 2010 г. в Wayback Machine – информационное агентство «Интерпресс» . Проверено 24 ноября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аренсен, Джонатан Э. 1992. Мыши — это люди: язык и общество среди мурле Судана . Публикация Международного музея культур, 27. Даллас: Международный музей культур.
- Аренсен, Джонатан, Ники де Йонг, Скотт Рэндал, Питер Ансет. 1997. «Вопросительные вопросы в сурмических языках и универсалии Гринберга», Периодические статьи по изучению суданских языков 7:71–90. Найроби: Летний институт лингвистики.
- Аренсен, Джонатан Э. 1998. «Категоризация мурле» в книге Геррита Диммендала и Марко Ласта (ред.), Surmic Languages and Cultures . 181–218. Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг.
- Диммендал, Геррит. 1989. «О языковой смерти в Восточной Африке», Дориан, Нэнси К. (ред.), Исследование устаревания: исследования сокращения и смерти языка ( Исследования социальных и культурных основ языка 7. ) Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Рэндал, Скотт. 1995. «Номинальная морфология в Теннете», магистерская диссертация, Техасский университет в Арлингтоне.
- Рэндал, Скотт. 2000. «Эргативное происхождение Теннета», Периодические статьи по изучению суданских языков . 8:67-80. Найроби: Летний институт лингвистики.
- Такер, Арчибальд Н. и Маргарет А. Брайан. 1956. Небантуские языки северо-восточной Африки . «Справочник африканских языков, 3». Лондон: Издательство Оксфордского университета Международного африканского института.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- об этнологе Информация на Теннете
- В центре внимания юг: факты о штате Восточная Экватория – Sudan Vision Daily .
- Южный Судан: Смена караула – ИА «Интерпресс» .