Николай Велимирович
Николай Велимирович | |
---|---|
Святой епископ | |
Рожденный | Никола Велимирович 4 января 1881 г. Лелич , Сербия |
Умер | 18 марта 1956 г. Южный Ханаан, Пенсильвания , США | (75 лет)
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 24 мая 2003 г., Сербская Православная Церковь. |
Главный храм | Монастырь Лелич, Сербия |
Праздник | 3 мая ( OS 20 мая) [ 1 ] [ 2 ] |
Атрибуты | Облачен епископом |
Николай Велимирович ( сербская кириллица Николай Велимирович; 4 января 1881 [ 23 декабря 1880] - 18 марта [ OS 5 марта] 1956) был епископом епархий OS Охридской : и Жичской (1920–1956) в Сербской Православной Церкви . Влиятельного писателя-богослова и весьма одаренного оратора, его часто называли новым Иоанном Златоустом. [ 3 ] а историк Слободан Г. Маркович называет его «одним из самых влиятельных епископов Сербской Православной Церкви в двадцатом веке». [ 4 ]
В молодости он был близок к смерти от дизентерии и решил, что посвятит свою жизнь Богу, если выживет. Он жил и был пострижен в монахи под именем Николай в 1909 году. Он был рукоположен в духовенство и быстро стал важным лидером и представителем Сербской Православной Церкви, особенно в ее отношениях с Западом. Когда нацистская Германия оккупировала Югославию во время Второй мировой войны , Велимирович был заключен в тюрьму и в конечном итоге отправлен в концентрационный лагерь Дахау .
После освобождения союзниками в конце войны он решил не возвращаться в Югославию (которая стала Социалистической республикой после войны ). Он переехал в Соединенные Штаты в 1946 году, где оставался до своей смерти в 1956 году. Он решительно поддерживал единство всех восточных православных церквей и установил особенно хорошие отношения с англиканской и епископальной церковью . [ 5 ]
Он основал монастырь Лелич. 24 мая 2003 года он был канонизирован Священным Синодом Сербской Православной Церкви в лике святых как святой Николай Охридский и Жичский (Sveti Nikolaj Ohridski i Žički), хотя его часто называют святым. [ нужна ссылка ] именуемый святым Николаем Сербским.
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Он родился как Никола Велимирович в маленькой деревне Лелич , Валево в Княжестве Сербия . [ 6 ] в день праздника святого Наума Охридского, монастырь которого впоследствии станет его епископской кафедрой. Он был первым из девяти детей, рожденных Драгомиром и Катариной Велимировичами (урожденной Филипович), набожными фермерами. Будучи очень слабым, он был крещен вскоре после рождения в монастыре Челие . Ему дали имя Никола, потому что святой Николай был покровителем семьи. Первые уроки о Боге, Иисусе Христе, житиях святых и святых днях церковного года ему давала мать, которая также регулярно водила его в монастырь Целие для молитвы и Святого Причастия . [ 7 ]
Образование
[ редактировать ]Его формальное образование также началось в монастыре Челие и продолжилось в Валево. Он подал заявление о поступлении в Военную академию, но получил отказ, поскольку не сдал медосмотр. Его приняли в семинарию Святого Саввы в Белграде , где, помимо стандартных предметов, он исследовал значительное количество произведений как восточных, так и западных авторов, таких как Шекспир, Вольтер, Ницше, Маркс, Пушкин, Толстой, Достоевский, и другие. [ 8 ] Окончил его в 1905 году. [ 7 ]
Никола был выбран профессором семинарии Святого Саввы, но было решено, что ему необходимо продолжить восточно-православное обучение, прежде чем стать учителем. Как выдающегося студента его выбрали для продолжения обучения в России и Западной Европе. У него был дар к языкам, и вскоре он хорошо знал русский, французский и немецкий языки. Он учился в Духовной академии в Санкт-Петербурге, а затем отправился в Швейцарию и получил степень доктора богословия на Старокатолическом теологическом факультете Бернского университета с отличием . [ 7 ] [ 4 ]
Доктор богословия он получил в 1908 году, защитив диссертацию на тему « Вера в воскресение Христово как основание догматов Апостольской церкви» . Эта оригинальная работа была написана на немецком языке и опубликована в Швейцарии в 1910 году, а затем переведена на сербский язык. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии была подготовлена в Оксфорде и защищена в Женеве на французском языке. Название было «Философия Беркли» .
Его пребывание в Британии оказало влияние на его взгляды и образование, что видно из того, что он цитирует или упоминает Чарльза Диккенса , лорда Байрона , Джона Мильтона , Чарльза Дарвина , Томаса Карлейля , Шекспира и Джорджа Беркли . [ 4 ]
Монашеская жизнь
[ редактировать ]Осенью 1909 года Никола вернулся домой и тяжело заболел дизентерией . Он решил, что, если выздоровеет, станет монахом и посвятит свою жизнь Богу. В конце 1909 года его здоровье поправилось, и он был пострижен в монахи, получив имя Николай . [ 9 ] Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха , а затем возведен в сан архимандрита . В 1910 году ему была поручена миссия в Великобританию, чтобы заручиться поддержкой англиканской церкви в обучении молодых студентов, которые были эвакуированы, когда австрийские, немецкие и болгарские войска угрожали сокрушить страну.
Миссии во время Первой мировой войны
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2018 г. ) |
За свою жизнь отец Николай четыре раза побывал в США . Он посетил Великобританию в 1910 году. Он изучал английский язык и умел обращаться к аудитории и производить на слушателей сильное впечатление. Вскоре после начала Первой мировой войны это способствовало назначению его сербским правительством на миссию в США. В 1915 году как никому не известный сербский монах он объехал большинство крупных городов США, где читал многочисленные лекции, борясь за объединение сербов и южнославянских народов. Эта миссия получила распространение: Америка отправила в Европу более 20 000 добровольцев, большинство из которых позже воевали на Салоникском фронте . Во время американской кампании Велимировича произошло великое отступление сербской армии через горы Албании . Он вернулся домой в 1916 году; поскольку его страна теперь находилась в руках врага, вместо этого он отправился в Британию. Он не только выполнил свою миссию, но и был удостоен степени доктора богословия Honoris Causa университета Кембриджского . [ 10 ]
Он прочитал серию заметных лекций в церкви Св. Маргариты в Вестминстере и проповедовал в соборе Святого Павла , что сделало его первым православным христианином, проповедовавшим в соборе Святого Павла. [ 11 ] Профессор факультета православного богословия Богдан Любардич выделил три этапа в развитии идей Велимировича: доохридский этап (1902–1919), охридский этап (1920–1936) и постохридский этап (1936–1956). ). [ 4 ]
Епископ
[ редактировать ]В 1919 году архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Жичского. [ 10 ] но пробыл в этой епархии недолго, и ему было предложено принять сан епископа в Охридской епархии (1920–1931) и Охридской и Битолской епархии (1931–1936) в южных частях Королевства Югославия . В 1920 году он в третий раз снова отправился в Соединенные Штаты, на этот раз с миссией организовать Сербскую православную епархию Северной Америки. [ 12 ] В 1927 году он совершил еще одну поездку в Соединенные Штаты. [ 13 ]
1930-е годы
[ редактировать ]Канцлер Германии Адольф Гитлер наградил его гражданской медалью в 1935 году за вклад в 1926 году в восстановление немецкого военного кладбища времен Первой мировой войны в Битоле . [ 14 ] В 1936 году он, наконец, возобновил свою первоначальную должность епископа в Жичской епархии , вернувшись в монастырь Жича недалеко от Валево и Лелича, где он родился.
Задержание и заключение во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2016 г. ) |
Во время мировой войны , в 1941 году, как только немецкие войска оккупировали Югославию, епископ Николай был арестован нацистами в монастыре Жича , Второй после чего был заключен в монастырь Любостиня . Позже его перевели в монастырь Войловица (недалеко от Панчево ), где он содержался вместе с Сербским Патриархом Гаврилом V до конца 1944 года. 15 сентября 1944 года Патриарх Гаврило V (Дожич) и епископ Николай были отправлены в Дахау. концентрационный лагерь , который был в то время основным концлагерем для священнослужителей, арестованных нацистами. И Велимирович, и Дожич содержались в качестве особых заключенных ( Ehrenhäftlinge ), заключенных в так называемый Эренбункер (или Проминентенбункер ), отделенный от территории рабочего лагеря, вместе с высокопоставленными нацистскими вражескими офицерами и другими известными заключенными, чьи аресты были продиктованы непосредственно Гитлером. . [ 15 ]
В августе 1943 года немецкий генерал Герман Нойбахер стал специальным эмиссаром министерства иностранных дел Германии в Юго-Восточной Европе. С 11 сентября 1943 года на него также возложили ответственность за Албанию. В декабре 1944 года в рамках урегулирования Нойбахера с Миланом Недичем и Димитрием Льотичем немцы были освобождены Велимировичем и Дожичем, которые были переведены из Дахау в Словению , поскольку нацисты пытались использовать авторитет Патриарха Гаврилы и Николая среди сербов, чтобы получить союзники в антикоммунистическом движении. [ 16 ] Вопреки утверждениям о пытках и жестоком обращении в лагере, Патриарх Дожич сам заявил, что и с ним, и с Велимировичем обращались нормально. [ 17 ] Во время своего пребывания в Словении Велимирович благословил добровольцев Димитрия Льотича и других коллаборационистов и военных преступников, таких как Доброслав Евдевич и Момчило Джуич . [ 18 ] В последние годы Второй мировой войны в книге «Речи сербского народа кроз тамнички прозор» он говорит, что евреи осудили и убили Христа, «задохнувшись смрадным духом сатаны», и далее он пишет, что «евреи оказались худшими противниками Бога, чем язычник Пилат», «Так учит их Дьявол, отец их», «Дьявол научил их, как восставать против Сына Божия, Иисуса Христа». [ 19 ] Позже Велимирович и Патриарх Гаврило (Дожич) были перевезены в Австрию и окончательно освобождены 36-й пехотной дивизией США в Тироле в 1945 году. [ 7 ]
Иммиграция и последние годы
[ редактировать ]После войны он так и не вернулся в Социалистическую Федеративную Республику Югославию , но, проведя некоторое время в Европе, наконец иммигрировал в качестве беженца в Соединенные Штаты в 1946 году. Там, несмотря на проблемы со здоровьем, он продолжил свою миссионерскую деятельность. за что он считается Апостолом и Миссионером Нового Континента (цитата отца Александра Шмемана ), а также был зачислен в список американских святых. [ нужна ссылка ] и включены в иконы и фрески Всех американских святых . [ 20 ] [ 21 ]
Его книги были запрещены коммунистическим правительством Югославии в 1947 году. [ 22 ]
Он преподавал в нескольких восточно-православных семинариях, таких как семинария Св. Саввы ( Либертивилл, Иллинойс ), Свято-Тихоновская православная духовная семинария и монастырь ( Южный Ханаан, Пенсильвания ) и православная духовная семинария Св. Владимира (ныне в Крествуде, Нью-Йорк ).
Литературная критика
[ редактировать ]Амфилохие Радович отмечает, что часть его успеха заключается в его высоком образовании, умении хорошо писать и понимании европейской культуры. [ 23 ]
Литературный критик Милан Богданович утверждает, что все, что Велимирович написал после своего пребывания в Охриде , было не чем иным, как перефразированием восточно-православного канона и догмы. Богданович считает его консерватором, прославившим Церковь и ее церемонии как институт. [ 24 ] Другие говорят, что он привнес мало новизны в восточно-православную мысль. [ 25 ] Это, однако, объясняется истинно-православной мыслью, потому что, как пишет святитель Иоанн Дамаскин : «Именно поэтому я ничего не говорю (учу) из того, что мое. Я кратко выражаю мысли и слова, переданные Богочестивыми и мудрецы». [ 26 ]
Посмертный
[ редактировать ]Велимирович умер 18 марта 1956 года во время молитвы у изножья своей кровати перед литургией в Свято-Тихоновской православной духовной семинарии в городке Южный Ханаан, округ Уэйн, штат Пенсильвания , где в его комнате установлена святыня. Он был похоронен возле могилы поэта Йована Дучича в монастыре Святого Саввы в Либертивилле, штат Иллинойс . После падения коммунизма его останки были перезахоронены в его родном городе Лелич 12 мая 1991 года рядом с его родителями и племянником, епископом Йованом Велимировичем. 19 мая 2003 года Священное Архиерейское собрание Сербской Православной Церкви признало епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича) ликом святого и постановило включить его в список святых Святой Православной Церкви (5 и 18 марта). [ 1 ] [ 2 ] [ 9 ]
Просмотры
[ редактировать ]Национализм Святого Саввы
[ редактировать ]В 1935 году Николай произнес речь о национализме Святого Саввы, эта речь представляла собой анализ творчества Святого Саввы. Сен-Савианский национализм включает национальную церковь, национальную династию, национальное государство, национальное образование, национальную культуру и национальную оборону. Основой и центром сен-савианского национализма является национальная церковь. [ 28 ]
Он заявил, что сен-савианский национализм – это не идеология, а образ жизни православных сербов в Церкви Христовой. Этот образ жизни, созданный святителем Саввой, представляет собой сочетание сербского национализма и православного клерикализма. [ 29 ]
В этой речи он также пришел к выводу, что национализм Святого Саввы направлен против расизма и ненависти, заявив, что:
«Те из вас, кто воевал в Первой мировой войне, могут лично свидетельствовать о редком зрелище, как наши солдаты вели себя по отношению к солдатам из Африки и Азии, к людям черной и желтой расы, которых европейцы привезли на поле боя из своих В то время как сами европейцы были отчуждены от своих подданных, чернокожие и желтокожие люди, не желая с ними ни есть, ни пить, ни оставаться под одними палатками, до тех пор наши воины дружили с ними, ели и пили, посещали их при себе. болели, помогали им, когда они были в беде, на их торжествах поздравляли и пировали, разговаривая с ними пальцами и руками, сербы смотрели на негров как на людей и относились к ним как к людям. Поэтому никаких обоснованных возражений против Сен- не может быть. савианский национализм, что он узок и исключителен». [ 30 ]
Он также заявил, что тремя величайшими ценностями сербского народа являются: Бог, Король и Дом.
«И здоровая душа нашего народа знала и знает, что нет жизни, порядка и счастья без Бога, без дома и без царя.
Без Бога – даже за порог.
Без Короля – ничего хорошего.
Без дома – судьба Содома». [ 31 ]
Николай конструирует национализм святого Саввы как евангелиста. платформу, которая должна послужить моделью для создания национальной церкви. Этот национализм, в отличие от национализма, возникшего из Просвещения и светской традиции, основывается на вере как основной принцип. По мнению Николая, национализм Святого Саввы а) евангельская, поскольку защищает целостность человеческой личности и способствует его совершенствованию, и б) органический, потому что защищает индивидуальность самих народов, не давая им впасть в империализма и распадается на интернационализм. Утверждаясь на святости как на высшем личном и церковном идеале, такие Евангелический национализм, по мнению Николая, становится барьером на пути шовинизма и исключительности по отношению к другим народам. Согласно этому Сен-Савианский национализм, пропагандируемый Николаем, всеми народами на земле, независимо от крови, языка и религии, являются народом Божьим и братья между собой. [ 32 ]
В своих трудах середины 1930-х годов Николай указывал на политическую отклонения от хорошего национализма. В своей статье «Между левым и правым» с 1935 года Николай критикует интернационализм и фашизм, два наиболее мощные движения и политические порядки в Европе того времени. Интернационализм для Николая был отрицанием нации и национальной решимости, а фашизм - идолопоклонством собственной нации. [ 33 ]
Views on Mihailovićs Chetniks
[ редактировать ]Святой Николай Велимирович и святой Юстин Попович поддерживали четников Михайловича.
Николай Велимирович поддержал Дражу и его четников. Он написал книгу под названием «Земля мертвых», в которой описал борьбу четников против национал-социалистической Германии. 18 июля 1954 г. он произнес речь о Драже и его Сен-Савианской борьбе. [ 34 ]
Обвинения в антисемитизме
[ редактировать ]Некоторые из сочинений и публичных выступлений Николая Велимировича были идентифицированы историками как содержащие антисемитскую риторику и/или разжигание ненависти, направленное против евреев . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Примечательно, что первое письменное упоминание об антисемитских убеждениях Велимировича появилось более чем за десять лет до начала Второй мировой войны и его пребывания в концентрационном лагере Дахау . Фактически, первый зарегистрированный случай выражения Велимировичем
Антисемитские убеждения восходят к проповеди, произнесенной в 1927 году в Соединенных Штатах. [ 38 ]
Провозглашения Велимировича из проповеди 1927 года под названием «История о волке и ягненке» резюмированы социальным психологом Йованом Байфордом:
В своем толковании известной христианской притчи о волке и ягненке Велимирович назвал «еврейских лидеров в Иерусалиме» во время распятия «волками», чья жажда крови Агнца Божьего была мотивирована их «волками». богоненавистный национализм». [ 38 ]
Краткое изложение Байфордом «Истории о волке и ягненке» Велимировича важно, поскольку оно служит доказательством того, что Велимирович, возможно, использовал библейский подтекст и христианские притчи как средство «подтверждения» своих антисемитских заявлений перед своими последователями. Интервью, которое Йован Байфорд провел с Младеном Обрадовичем (лидером сербской крайне правой политической организации «Образ »), может свидетельствовать о том, что это объяснение все еще сохраняется среди некоторых членов сербского православного общества. Велимировича Современный защитник репутации и статуса святого , Обрадович защищает антисемитские сочинения Велимимировича, заявляя, что слова Велимировича лишь перекликаются с тем, что было написано в раннехристианских текстах: [ 39 ]
У вас есть самые слова Господа Иисуса Христа, когда Он говорит фарисеям, что они «змеиное порождение» или что отец их — Дьявол; Епископ Николай лишь цитирует Евангелия. [ 39 ]
В речи, произнесенной в 1936 году в монастыре Жица в Сербии, Велимирович выступил против того, что он считал еврейской угрозой христианству, перед выдающейся аудиторией, в которую входил премьер-министр Югославии Милан Стоядинович . Велимирович использовал отдельные строки этой речи, чтобы обвинить евреев в тайных и скоординированных действиях против христианства и «веры в настоящего Бога». [ 40 ]
Написание Велимировичем книги «Слова к сербскому народу через тюремное окно» обычно рассматривается как наиболее убедительное свидетельство того, что канонизированный епископ придерживается антисемитских убеждений. Примечательно, что многие сторонники идеологии Велимировича предполагают, что эта работа не является окончательным доказательством истинной идеологии и убеждений епископа о евреях и иудаизме, поскольку они утверждают, что она была написана под давлением во время его пребывания в Дахау . [ 41 ] Выдержки из «Слов Велимировича к сербскому народу через тюремное окно» , которые привлекают наибольшее внимание ученых, изучающих антисемитизм, цитируются в книге Йована Байфорда « Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистические воспоминания о сербском епископе Николае Велимировиче» следующим образом:
Дьявол учит их [евреев]; Дьявол научил их, как противостоять сыну Божьему, Иисусу Христу. Дьявол на протяжении веков учил их, как бороться с сынами Христа, с детьми света, с последователями Евангелия и вечной жизни [христиан]. [...] [ 40 ]
Европа не знает ничего, кроме того, что евреи выдают за знание. Он не верит ни во что иное, кроме того, во что велят ему верить евреи. Оно не знает ценности ни для чего, пока евреи не навяжут свою собственную меру ценностей […] все современные идеи, включая демократию, забастовки, социализм, атеизм, религиозную терпимость, пацифизм, глобальную революцию, капитализм и коммунизм, являются выдумки евреев, а точнее их отца-Дьявола. [ 42 ]
Кроме того, Йован Байфорд идентифицирует антисемитскую идеологию Велимировича в работе « Индийские письма» , в которой фигура еврейской женщины изображает сатану. [ 42 ] Примечательно, что этот пример антисемитского изображения Велимировича снова связан с заговором , поскольку Велимирович описывает женщину как символ «всех деструктивных и тайных ассоциаций, замышляющих заговор против христианства, религии и государства». [ 42 ]
Несмотря на обвинения в антисемитизме, зафиксировано, что Велимирович защищал еврейскую семью, способствуя их побегу из оккупированной нацистами Сербии. Эла Трифунович (Эла Найхаус) написала в Сербскую православную церковь в 2001 году, утверждая, что она провела 18 месяцев, скрываясь в монастыре Любостиня, куда ее тайно переправил Велимирович, охранял, а затем помог двигаться дальше с фальшивыми документами. [ 43 ] Историки, склонные согласиться с мнением, что труды Велимировича доказывают его антисемитские убеждения, отмечают, что этот единственный случай, когда епископ спас еврейскую семью, обычно преувеличивается группами сторонников Велимировича как свидетельство его всеобщей доброты и самоотверженности в отношении нескольких подтвержденных антисемитских сочинений. привязан к Велимировичу. [ 44 ]
Взгляды на немцев и Гитлера
[ редактировать ]Адольф Гитлер наградил Николая Велимировича в 1935 году за его вклад в восстановление немецкого военного кладбища в Битоле в 1926 году. [ 45 ] Некоторые утверждают, что орден был возвращен в знак протеста против немецкой агрессии в 1941 году. [ 46 ]
В трактате о святом Савве в 1935 году он поддержал отношение Гитлера к немецкой национальной церкви. [ 47 ] и цитируется следующее:
Однако следует отдать должное нынешнему немецкому Лидеру, который, будучи простым ремесленником и человеком из народа, осознал, что национализм без веры – это аномалия, холодный и ненадежный механизм. И вот, в XX веке он пришел к идее святого Саввы и как мирянин предпринял среди своего народа важнейшее дело, подобающее святому, гению и герою. А для нас эту работу совершил святой Савва, первый среди святых, первый среди гениев и первый среди героев нашей истории. Он совершил это прекрасно, он совершил это без боя и без крови, и совершил он это не вчера и не позавчера, а 700 лет назад. [ 48 ]
Несмотря на обвинения в сотрудничестве, выдвинутые во времена коммунизма, некоторые действия и сочинения Велимировича были направлены против немцев, которые с подозрением относились к нему, когда он поддержал переворот в апреле 1941 года. [ 49 ] Они заподозрили его в сотрудничестве с четниками, официально арестовали его и держали сначала в монастыре Любостиня в 1941 году, а затем в 1944 году в концентрационном лагере Дахау.
В Дахау он был заключен в Эренбункер вместе с другими священнослужителями и высокопоставленными нацистскими офицерами противника, ему было разрешено носить собственную религиозную одежду, имея доступ к офицерской столовой. Утверждается, что он никогда не подвергался пыткам и имел доступ к медицинским услугам офицеров. Вопреки сообщениям о том, что Велимирович был освобожден, когда 36-я американская дивизия достигла Дахау, и он, и патриарх Дожич были фактически освобождены в ноябре 1944 года, проведя в лагере три месяца. Они отправились в Словению, откуда Велимирович продолжил путь сначала в Австрию, а затем в США. [ 50 ]
Во время кризиса конкордата в 1937 году Николай был против конкордата с католической церковью, его цитировали:
«...Поклянемся, что мы будем работать против всего, что служит международной фашистской церкви, и что мы будем верны всему, что мы сказали. Давайте поклянемся не поднятием рук, это фашистское приветствие, не кулаком, это испанское приветствие, но вот так: Три пальца вверх, сербы Все Валевцы, Жупляни, Мунтинцы, все родственники этих павших героев, потомки Святого Саввы, говорят: «Как мы сказали, Бог нам помог!» / Огромная толпа в несколько десятков тысяч поднимает правую руку с тремя вместе пальцами и кричит: «Боже, помоги!»
Аминь! Благословение Божие с тобой и на тебе!» [ 51 ]
Просмотры на Льотича
[ редактировать ]Велимирович был высокого мнения о Димитрие Льотиче , сербском фашистском политике и немецком коллаборационисте. [ 52 ] Но он никогда не поддерживал его политически [ 53 ]
В письмах Велимировича, написанных в 1950-е годы, было много примеров, в которых он хотел дистанцироваться от действий профашистского движения Збор в эмиграции, которое он называл «национальным безбожием», чтобы отличить его от коммунистического безбожия. . Симпатии Велимировича к религиозности Димитрия Льотича, лидера движения Збора, побудили сторонников Льотича интерпретировать слова Велимировича как поддержку политических целей Збора не только после Первой мировой войны, но и в межвоенный период. Сам Велимирович несколько раз пытался помешать политическим сторонникам Льотича узурпировать и использовать в своих политических целях издательство «Свечаник» в Мюнхене, основанное Велимировичем. Поэтому нетрудно представить, что некоторые из них подделали сочинения Велимировича, интерполировав политическую повестку дня движения Збор. [ 54 ]
Наследие
[ редактировать ]Его именем назван монастырь в Китае, штат Мичиган .
Порфирий, Сербский Патриарх, заявил, что он является одним из трех самых известных сербских богословов, получивших международное признание. [ 55 ]
Велимирович включен в книгу «100 самых выдающихся сербов» . [ 56 ]
В 2023 году в Белграде, в День Вознесения города , престольный праздник , его мощи несли перед процессией, в которой приняли участие более 100 000 человек, что сделало ее крупнейшей процессией в истории Белграда. [ 57 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Мои воспоминания из Боки 1904 г. ( )
- Франко-славянские бои в Бокка-ди-Катаро (1910 г.)
- За пределами греха и смерти (1914)
- Христианство и война: письма серба своему английскому другу (Нью-Йорк, 1915 г.)
- Новый идеал в образовании (1916)
- Религиозный дух славян (1916)
- Духовное возрождение Европы (1917)
- Речи о универсальном человеке (1920)
- Молитвы на озере (1922)
- Мысли о добре и зле (1923)
- Проповеди, тома I и II (1925 г.)
- Чтец о Святом царе Иоанне Владимире ()
- Пролог из Охрида. Архивировано 19 февраля 2008 года в Wayback Machine (1926).
- Вера образованных людей (1928)
- Война и Библия (1931)
- Символы и знаки (1932)
- Китайские мученики — святитель Николай Велимирович (Маленький миссионер, 1934 — 1938)
- Эммануэль (1937)
- Теодул (1942)
- Вера Святых (1949) (Восточно-православный катехизис на английском языке)
- Житие святого Саввы ( Zivot Sv. Save , оригинальная версия на сербском языке, 1951 г.)
- Кассиана - Наука о любви (1952)
- Единственная любовь человечества (1958) ( посмертно )
- Первый закон богов и райская пирамида (1959) ( посмертно )
- Религия Негоша (?)
- Речи под горой (?)
- Вера светих (?) ( Вера святая)
- Индийские буквы (?) ( Письма из Индии )
- Изнад истока и запада (?) ( Над востоком и западом )
- избранные произведения святителя Николая Велимировича (?) ( Избранные произведения святителя Николая Велимировича )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Автономная Православная Митрополия Западной Европы и Америки (РПЦЗ). Календарь святых Илариона на год Господень 2004. St. Hilarion Press (Остин, Техас). стр.22.
- ^ Jump up to: а б «03 мая 2017» . Вечный православный церковный календарь . Проверено 27 января 2018 г.
- ^ Память 5/18 марта (+1956). «Житие святителя Николая Велимировича» . Православие.com . Проверено 30 марта 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Маркович, Слободан Г. (2017). «Деятельность отца Николая Велимировича в Великобритании в годы Великой войны» . Балканика (48): 143–190. дои : 10.2298/BALC1748143M . hdl : 21.15107/rcub_dais_5544 .
- ^ Живая Церковь . Компания Морхаус-Горэм. 1946 год.
- ^ Милорад Томанич, Сербская церковь в состоянии войны и войны в ней, стр. 44
- ^ Jump up to: а б с д «Святой Николай (Велимирович) - проект канадской православной истории» . ортодоксканада . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Милорад Томанич, Сербская церковь в состоянии войны и ее войны, стр. 45
- ^ Jump up to: а б Упокоение святителя Николая Жичинского . ОСА – Жития святых.
- ^ Jump up to: а б Банк, Ян и Геверс, Лив. Церкви и религия во Второй мировой войне , Bloomsbury Publishing, 2016, ISBN 9781472504807 , с. 267
- ^ Маркович, Слободан Г. (2017). «Деятельность отца Николая Велимировича в Великобритании в годы Великой войны » Балканский (XLVIII): 143–190. дои : 10.2298/BALC1748143M . hdl : 21.15107/rcub_dais_5544 .
- ↑ Журнал Outlook Magazine опубликовал статью о епископе Николае после посещения Соединенных Штатов в номере от 23 февраля 1921 года (стр. 285–86).
- ^ Живой возраст, Том. 335–36, 1928–29
- ^ Байфорд 2005 , с. 32.
- ^ Лейснер, Карл. Священническое рукоположение и первая месса в концлагере Дахау , с. 183, LIT Verlag Берлин-Гамбург-Мюнстер, 2004 г.; ISBN 3825872777 , 9783825872779
- ^ Байфорд 2005 , с. 35.
- ^ Вестник Православной Церкви, июль 1946 г., стр. 66-67. Также у Дожича Г., «Воспоминания сербского патриарха Гаврило» (Белград: Сфаирос, 1990), записи за декабрь 1944 года.
- ^ Байфорд 2005 , стр. 35–36.
- ^ Байфорд 2005 , стр. 30–31.
- ^ «Соборная пресса - Все американские святые - Икона 8 x 10» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 30 июня 2009 г.
- ^ «Все Святые Северной Америки | Flickr — обмен фотографиями!» . Фликр. 27 апреля 2009 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Ранделич, Зденко (2006). Хорватия в Югославии 1945–1991: от единства к разделению . Загреб: Учебник. стр. 156–157. ISBN 953-0-60816-0 . 978-953-0-60816-0 .
- ^ Радович, А. «Богочеловеческий этос Валдики Николая» в Евтиче, А., святом епископе Николае Охридском и Жицком (Кралево, Жича, 2003).
- ^ Богданович, М., Книзевене Критике I (Белград, 1931), стр. 78.
- ^ Djordjevic, M, "Povratak propovednika", Republika No. 143-144, July 1996.
- ^ «Издания святого Никодима» . Saintnicodemos.org . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Лелич, дар Святого Николая Жички» . P-портал (на хорватском языке). 3 мая 2019 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ https://www.scribd.com/doc/30345462/Vladika-Nikolaj-Velimirovic-Nacionalizam-Svetog-Save .
- ^ https://www.in4s.net/vladika-nikolaj-velimirovic-oklevetani-svetitelj/
- ^ https://www.scribd.com/doc/30345462/Vladika-Nikolaj-Velimirovic-Nacionalizam-Svetog-Save .
- ^ https://naukaikultura.com/vladika-nikolaj-velimirovic-ovo-su-3-najvece-vrednosti-srpskog-naroda/
- ^ https://dais.sanu.ac.rs/bitstream/handle/123456789/14158/bitstream_56551.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- ^ https://dais.sanu.ac.rs/bitstream/handle/123456789/14158/bitstream_56551.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- ^ https://www.scribd.com/doc/228641591/09-Zemlja-Nedo%C4%91ija-Vladika-Nikolaj-Velimirovi%C4%87
- ^ Секель, Л. (1997). «Антисемитизм и еврейская идентичность в Сербии». Анализ современных тенденций антисемитизма . Еврейский университет Иерусалима. , номер акта. 12
- ^ Байфорд, Дж. (2004). «От предателя к святому в общественной памяти: дело сербского епископа Николая Велимировича». Анализ современных тенденций антисемитизма . Еврейский университет Иерусалима. , номер акта. 22
- ^ Kostic, S. (29 May 2003). "Sporno slovo u crkvenom kalendaru" . Vreme No. 647 .
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2008 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2008 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2008 , стр. 43–44.
- ^ Байфорд 2008 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с Байфорд 2008 , с. 45.
- ^ Sveti Vladika Nikolaj Ohridski i Žički , ( Святой епископ Охридский и Жичский Николай ) (Монастырь Жича, Кралево 2003), с. 179
- ^ Байфорд 2008 , стр. 162–163.
- ^ Байфорд 2008 , с. 47.
- ↑ См. письмо «Вы последовали мнению Филипа Коэна» в Danas , 27 июля 2002 г.
- ^ Радич, Р. Государство и религиозные общины 1945-1970 (Институт новейшей истории Сербии; Бееград, 1970), стр. 80
- ^ См. «Национализм святого Саввы» в Собрании сочинений Николая Велимировича (Владимир Максимович: Белград, 1996), стр. 36.
- ^ Евтич А., «Косовская мысль и приверженность епископа Николая», Голос Церкви, 1988, № 1. 3, с. 24
- ^ Байфорд 2008 , с. 55.
- ^ https://borbazaistinu.rs/najvazniji-govor-sv-nikolaja-zickog-bio-je-u-valjevu-26-septembra-1937-godine/
- ^ Суботич, Д., Епископ Николай и православное богомольское движение (Нова Искра, Белград, 1996), стр. 195 и др. Также Байфорд, Дж., «Подавление и отрицание антисемитизма», Хельсинкский комитет по правам человека, Белград, Огледи, No. 6, стр. 33 и Мартич, М., 1980, «Димитрий Льотич и хор югославского национального движения, 1935–1945» в «Восточноевропейском ежеквартальном журнале», Vol. 16, нет. 2, с. 219-39.
- ^ https://nicholaistudies.org/files/pdfs/2021/1/Nicholai%20Studies%20%282021%29%20I%2C%201%2C%20001-224.pdf
- ^ https://nicholaistudies.org/files/pdfs/2021/1/Nicholai%20Studies%20%282021%29%20I%2C%201%2C%20001-224.pdf
- ^ Бета, Агентство (6 марта 2021 г.). «Патриарх Порфирий о епископе Афанасии: «И когда мы играли с ним в футбол и когда он вел нас на Афон, он был там, где были святые отцы » . Еженедельно . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ 100 самых известных сербов (и сербов). Принцип. 1993. ISBN 978-86-82273-01-1 .
- ^ «Самое большое шествие в истории Белграда с мощами святителя Николая (Велимировича)» . Православие.Com . Проверено 16 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Вукович, Сава (1998). История Сербской Православной Церкви в Америке и Канаде 1891–1941 гг . Крагуевац: Каленич.
- Байфорд, Дж. Т. (2004). Канонизация епископа Николая Велимировича и легитимация религиозного антисемитизма в современном сербском обществе. Восточноевропейские перспективы, 6 (3)
- Байфорд, Дж. Т. (2004). От «предателя» к «святому» в общественной памяти: дело сербского епископа Николая Велимировича . Серия «Анализ современных тенденций антисемитизма» (ACTA), №22.
- Байфорд, Дж. Т. «Канонизирование «Пророка» антисемитизма: апофеоз епископа Николая Велимировича и легитимация религиозного антисемитизма в современном сербском обществе», отчет РСЕ/РС, 18 февраля 2004 г., том 6, номер 4
- Байфорд, Йован (2005). Подавление и отрицание антисемитизма: память о епископе Николае Велимировиче в современной сербской православной культуре . Белград: Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. ISBN 978-8-67208-117-6 .
- Байфорд, Йован (2008). Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистическая память о сербском епископе Николае Велимировиче . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-9-63977-615-9 .
- Байфорд, Йован (2011). «Епископ Николай Велимирович: «лакей немцев» или «жертва фашизма»?». В Рамете, Сабрина П.; Листхауг, Ола (ред.). Сербия и сербы во Второй мировой войне . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 128–152. ISBN 978-0-230-27830-1 .
- Коэн, Филип Дж. (1996). Тайная война Сербии: пропаганда и обман истории . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-760-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1881 рождений
- 1956 смертей
- Восточно-православные епископы 20-го века
- Христианские святые ХХ века
- Американские святые Восточной Православной Церкви
- Епископы Сербской Православной Церкви
- Восточно-православные богословы
- Восточное православие и крайне правая политика
- Христианские агиографы
- Восточно-православные писатели
- Выжившие в концлагере Дахау
- Люди из Княжества Сербия
- Духовенство из Валево
- Сербские антикоммунисты
- сербские националисты
- Сербская Православная Церковь в Северной Македонии
- Сербская Православная Церковь в Сербии
- Сербские святые Восточной Православной Церкви
- сербские богословы
- Сербские теоретики заговора
- Писатели из Валево
- Выпускники Бернского университета
- Югославские эмигранты в США