Рассел Эйткен (офицер Королевских ВВС)
Рассел Фолкнер Эйткен | |
---|---|
Псевдоним(а) | Экскаватор |
Рожденный | Аутрам , Новая Зеландия | 15 сентября 1913 г.
Умер | 25 февраля 1989 г. Больница Кенепуру, Веллингтон , Новая Зеландия | (75 лет)
Похороненный | Кладбище Порируа , Веллингтон, Новая Зеландия |
Верность | Новая Зеландия |
Услуга/ | Королевские ВВС (1937–1957) |
Классифицировать | Капитан группы |
Команды удержаны | Королевские ВВС Брэдвелл Бэй Королевские ВВС Хокинге № 3-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Кавалер Ордена Британской Империи Крест ВВС Упоминание в депешах (три) |
Капитан группы Рассел Фолкнер Эйткен CBE , AFC (15 сентября 1913 - 25 февраля 1989) был офицером новозеландского происхождения, служившим в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны. Он был пионером в использовании самолетов-амфибий для спасения пилотов Королевских ВВС, сбитых над Ла-Маншем и Северным морем .
Эйткен родился в Аутраме , Новая Зеландия, и поступил на службу в ВВС Великобритании в 1937 году. Первоначально он был направлен в авиацию флота в качестве инструктора, но также помогал с разработкой вооружения и введением в эксплуатацию Blackburn Skua пикирующего бомбардировщика / истребителя . После недолгого участия в норвежской кампании , он служил в RAF Gosport , когда начал использовать Supermarine Walrus , самолет-амфибию, для спасения пилотов, которые выпрыгнули с парашютом или бросились в Ла-Манш во время битвы за Британию . Позже он командовал эскадрильей ночных истребителей и организовывал вторжения в оккупированную Францию. В сентябре 1942 года он был назначен командиром Королевских ВВС Хокинге , став самым молодым человеком в Королевских ВВС, руководившим станцией. Позже он командовал базой британских ВВС в заливе Брэдвелл . К концу войны он был удостоен звания офицера Ордена Британской империи , награжден Крестом ВВС и упоминался в депешах трижды . Он продолжал служить в Королевских ВВС в послевоенный период, выйдя в отставку в 1957 году. Последние годы своей жизни он провел в Новой Зеландии, где и умер в возрасте 75 лет.
Ранняя жизнь [ править ]
Рассел Фолкнер Эйткен родился в Аутраме, Отаго , Новая Зеландия, 15 сентября 1913 года. [1] Его семья была фермерами в этом районе. В юности преуспев в легкой атлетике, особенно в спринте, он получил образование в средней школе Гора, а затем поступил в среднюю школу для мальчиков Тимару . После окончания школы он работал на семейной ферме. на краткосрочную службу В 1937 году он отправился в Англию, подав заявку в Королевских ВВС (RAF). он прошел некоторую летную подготовку на аэродроме Тайери . Прежде чем покинуть Новую Зеландию, [2]
После получения 5 июля звания исполняющего обязанности пилота ВВС Великобритании, [3] Эйткен по прозвищу Диггер был направлен в Береговое командование , но затем был отдан в аренду в авиацию флота в качестве летного инструктора. [4] Его актерское звание подтверждено в мае следующего года. [5] его инструктирующая работа была связана с запуском самолетов с катапульт . [2] Он также занимался экспериментальной работой, помогая разрабатывать радиоуправляемые самолеты и торпеды , а также участвовал во внедрении Blackburn Skua палубного пикирующего бомбардировщика / истребителя на вооружение ВВС флота . Он был первым человеком, который управлял таким самолетом с помощью катапульты. [4]
В середине 1939 года правительство Новой Зеландии организовало закупку 30 бомбардировщиков Vickers Wellington для Королевских ВВС Новой Зеландии . Эйткен был выбран для переправки одного из «Веллингтонов» в Новую Зеландию, но после начала Второй мировой войны бомбардировщики были переданы в распоряжение Королевских ВВС, и он возобновил службу в авиации флота. [4]
Вторая мировая война [ править ]
произведен в летные офицеры . В ноябре 1939 года [6] Эйткен оставался на преподавательской работе до середины 1940 года. [4] перемежалась периодами службы на борту ряда авианосцев , начиная с HMS Courageous и затем HMS Furious . Позже он служил на HMS Ark Royal , и во время одного рейса в феврале 1940 года его унесло в море, когда корабль уклонялся во время бомбардировки, организованной Люфтваффе . Единственный человек, потерявшийся за бортом в результате инцидента, был подобран следующим эсминцем . Во время кампании в Норвегии Эйткен перелетел на истребителе Hawker Hurricane с авиабазы Ark Royal в Тронхейм . [7] [8]
Битва за Британию [ править ]
На ранних этапах битвы за Британию многие британские летчики-истребители, спасавшиеся над Ла-Маншем или Северным морем , утонули или умерли от переохлаждения, прежде чем их спасли с помощью спасательных шлюпок или катеров , если они вообще были обнаружены. Это вызывало серьезную озабоченность у ВВС Великобритании в то время, когда обученные и опытные летчики-истребители были жизненно важны для воздушной обороны Великобритании. В июле Эйткен находился в Госпорте и наблюдал множество воздушных боев над Портсмутом и Саутгемптоном , в ходе которых самолеты бросали в море. Он предложил своему командиру использовать самолеты-амфибии в службе спасения сбитых пилотов как более быструю альтернативу катерам, которые, как он часто видел, добирались до сбитых пилотов. [8] [9]
Получив одобрение своей инициативы, Эйткен приобрел Supermarine Walrus . [10] биплан-амфибия с экипажем из четырех человек, находившийся на вооружении ВВС Великобритании с 1933 года. [11] Затем он расположился у острова Уайт , на южном побережье Англии. Плавая в море, он ждал, пока над ним начнутся воздушные бои, прежде чем взлететь, чтобы подобрать пилотов, которые бросили воду или выпрыгнули с парашютом. Вскоре к нему присоединилась еще пара пилотов, которые также управляли «Моржами», но с авиабазы Королевского военно-морского флота в Форде . Эти полуофициальные службы спасения воздуха и моря прекратили свое существование в конце августа, когда подверглись бомбардировкам Госпорт и Форд. К этому времени Эйткен отвечал за спасение как минимум 35 пилотов, как британских, так и немецких. [8] [12] Его работа помогла создать Воздушно-морские спасательные службы , которые управляли воздушно-морскими спасательными эскадрильями для сбора экипажей Королевских ВВС, утонувших в море. [13]
военная Позже служба
В сентябре 1940 года Эйткен был отправлен в истребительное командование , присоединившись к 3-й эскадрилье , которая управляла «Харрикейнами», и ей было поручено патрулировать Скапа-Флоу , защищая там корабли Королевского флота от атак Люфтваффе. [14] получил звание лейтенанта авиации . Через два месяца после прибытия [15] он был назначен командиром эскадрильи в апреле 1941 года. В это время она дислоцировалась недалеко от Лондона и отвечала за противовоздушную оборону города. Эскадрилья начала выполнять вылеты на ночных истребителях , нацеливаясь на немецкие бомбардировщики во время молниеносной атаки . 10 мая во время одного особенно сильного налета на Лондон Эйткен сбил Junkers Ju 88 средний бомбардировщик , один из примерно 30 бомбардировщиков, уничтоженных в тот вечер. [1] [14]
Эскадра атаковала немецкие суда, проходившие через Ла-Манш, потопив несколько судов. Затем Эйткен начал организовывать миссии по вторжению в оккупированную Францию, его «Харрикейны» нацеливались на немецкие бомбардировщики, возвращавшиеся после налетов на Великобританию. На их счету не менее 15 уничтоженных самолетов противника. [16] Он оставался командиром эскадрильи, действовавшей теперь из Хансдона , до апреля 1942 года, после чего был назначен в штаб 11-й группы Истребительного командования. [17] [18]
На новом посту Эйткену было поручено помочь в организации ночной обороны Лондона. Это была особенно ответственная роль, поскольку в то время Люфтваффе активизировали свои бомбардировки, нацеливаясь на города и достопримечательности, имеющие историческое значение для Британии, в так называемом « Бедекерском блиц» . Затем он перешел к организации миссий по взлому, за что был повышен до командира крыла . В сентябре 1942 года он был назначен командиром станции Хокинге . В то время он был самым молодым человеком, командовавшим станцией Королевских ВВС. [14] [16] Он был награжден Крестом ВВС (AFC) на новогодних почестях 1943 года ; это было признанием его работы по разработке ночных истребителей. [16] [19]
Позже Эйткен был командующим Королевскими ВВС Брэдвелл Бэй в Эссексе . Здесь располагалось несколько эскадрилий ночных истребителей, выполнявших миссии по вторжению в оккупированную Францию. [20] Он оставался командующим в течение нескольких месяцев, в том числе во время вторжения в Нормандию . [21] За всестороннюю работу во время войны он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (ОБЕ). 8 июня 1944 года [22] [23] Войну закончил командиром 150-го аэродрома. [24] Помимо награждения OBE и AFC, он также упоминался в депешах трижды ; первый был за его спасательные работы в воздухе и на море во время битвы за Британию, второй - за его обязанности ночного истребителя, а третий - за его работу в 1942 году по оказанию помощи в воздушной обороне Лондона. [23]
Дальнейшая жизнь [ править ]
После войны Эйткен остался в Королевских ВВС, и в марте 1946 года его назначение стало постоянным. [25] Он командовал аэродромом в Бирме и одно время был направлен в министерство авиации , где работал в отделе кадров. [26] Он ушел из Королевских ВВС в 1957 году, получив звание капитана группы . [16] В честь Дня Рождения 1958 года Эйткен был назначен кавалером Ордена Британской Империи. [27]
Позже он вернулся в Новую Зеландию и поселился в Порируа , где был мировым судьей . [16] [28] Он умер 25 февраля 1989 года в больнице Кенепуру в Веллингтоне . Его останки были кремированы и захоронены на кладбище Порируа. [29] Его жена умерла на пять лет раньше него. [16]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 1953 , стр. 132.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пирсон и Горман, 2020 , с. 33.
- ^ «№34419» . Лондонская газета . 20 июля 1937 г. с. 4670.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Митчелл 1945 , с. 98.
- ^ «№34513» . Лондонская газета . 24 мая 1938 г. с. 3358.
- ^ «№34767» . Лондонская газета . 5 января 1940 г. с. 87.
- ^ Пирсон и Горман 2020 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл 1945 , с. 99.
- ^ Пирсон и Горман 2020 , стр. 31–32.
- ^ Пирсон и Горман 2020 , с. 32.
- ^ Пирсон и Горман 2020 , с. 35.
- ^ Пирсон и Горман, 2020 , стр. 32–33.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 223.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл 1945 , с. 100.
- ^ «№35042» . Лондонская газета . 14 января 1941 г. с. 274.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пирсон и Горман, 2020 , с. 34.
- ^ Митчелл 1945 , с. 101.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 360.
- ^ «№35841» . Лондонская газета . 1 января 1943 г. с. 34.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 218.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 299.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 8 июня 1944 г. с. 2583.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл 1945 , с. 102.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 9.
- ^ «№37511» . Лондонская газета (Приложение). 26 марта 1946 г. с. 1531.
- ^ Митчелл, Алан В. (11 октября 1948 г.). «Многие новозеландцы занимают важные посты в послевоенных ВВС Великобритании» . Отаго Дейли Таймс . № 26899 . Проверено 12 ноября 2020 г. .
- ^ «№41404» . Лондонская газета (Приложение). 12 июня 1958 г. с. 3519.
- ^ «Мировые судьи» (PDF) . Новозеландский вестник . 13 : 218. 8 февраля 1977 г.
- ^ «Кладбищенская запись Эйткена, Рассела Фолкнера» . Городской совет Порируа . Проверено 11 июня 2024 г.
Ссылки [ править ]
- Митчелл, Алан В. (1945). Новозеландцы в воздушной войне . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания OCLC 1079233416 .
- Пирсон, Саймон; Горман, Эд (2020). Битва за Британию: пилоты и самолеты, вошедшие в историю . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1-529-37807-8 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 271476032 .
- 1913 рождений
- 1989 смертей
- Военные из Данидина
- Люди из Аутрама, Новая Зеландия
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- Капитаны групп Королевских ВВС
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Кавалеры Креста ВВС (Великобритания)
- Новозеландские кавалеры Ордена Британской Империи
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Люди, получившие образование в средней школе для мальчиков Тимару
- Похороны на кладбище Порируа