Jump to content

Рассел Эйткен (офицер Королевских ВВС)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Рассел Фолкнер Эйткен
Эйткен (в центре) обсуждает воздушный бой с группой пилотов 3-й эскадрильи, 1941 год.
Псевдоним(а) Экскаватор
Рожденный ( 1913-09-15 ) 15 сентября 1913 г.
Аутрам , Новая Зеландия
Умер 25 февраля 1989 г. ( 1989-02-25 ) (75 лет)
Больница Кенепуру, Веллингтон , Новая Зеландия
Похороненный
Кладбище Порируа , Веллингтон, Новая Зеландия
Верность Новая Зеландия
Услуга/ ветвь Королевские ВВС (1937–1957)
Классифицировать Капитан группы
Команды удержаны Королевские ВВС Брэдвелл Бэй
Королевские ВВС Хокинге
№ 3-я эскадрилья
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Кавалер Ордена Британской Империи
Крест ВВС
Упоминание в депешах (три)

Капитан группы Рассел Фолкнер Эйткен CBE , AFC (15 сентября 1913 - 25 февраля 1989) был офицером новозеландского происхождения, служившим в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны. Он был пионером в использовании самолетов-амфибий для спасения пилотов Королевских ВВС, сбитых над Ла-Маншем и Северным морем .

Эйткен родился в Аутраме , Новая Зеландия, и поступил на службу в ВВС Великобритании в 1937 году. Первоначально он был направлен в авиацию флота в качестве инструктора, но также помогал с разработкой вооружения и введением в эксплуатацию Blackburn Skua пикирующего бомбардировщика / истребителя . После недолгого участия в норвежской кампании , он служил в RAF Gosport , когда начал использовать Supermarine Walrus , самолет-амфибию, для спасения пилотов, которые выпрыгнули с парашютом или бросились в Ла-Манш во время битвы за Британию . Позже он командовал эскадрильей ночных истребителей и организовывал вторжения в оккупированную Францию. В сентябре 1942 года он был назначен командиром Королевских ВВС Хокинге , став самым молодым человеком в Королевских ВВС, руководившим станцией. Позже он командовал базой британских ВВС в заливе Брэдвелл . К концу войны он был удостоен звания офицера Ордена Британской империи , награжден Крестом ВВС и упоминался в депешах трижды . Он продолжал служить в Королевских ВВС в послевоенный период, выйдя в отставку в 1957 году. Последние годы своей жизни он провел в Новой Зеландии, где и умер в возрасте 75 лет.

Ранняя жизнь [ править ]

Рассел Фолкнер Эйткен родился в Аутраме, Отаго , Новая Зеландия, 15 сентября 1913 года. [1] Его семья была фермерами в этом районе. В юности преуспев в легкой атлетике, особенно в спринте, он получил образование в средней школе Гора, а затем поступил в среднюю школу для мальчиков Тимару . После окончания школы он работал на семейной ферме. на краткосрочную службу В 1937 году он отправился в Англию, подав заявку в Королевских ВВС (RAF). он прошел некоторую летную подготовку на аэродроме Тайери . Прежде чем покинуть Новую Зеландию, [2]

После получения 5 июля звания исполняющего обязанности пилота ВВС Великобритании, [3] Эйткен по прозвищу Диггер был направлен в Береговое командование , но затем был отдан в аренду в авиацию флота в качестве летного инструктора. [4] Его актерское звание подтверждено в мае следующего года. [5] его инструктирующая работа была связана с запуском самолетов с катапульт . [2] Он также занимался экспериментальной работой, помогая разрабатывать радиоуправляемые самолеты и торпеды , а также участвовал во внедрении Blackburn Skua палубного пикирующего бомбардировщика / истребителя на вооружение ВВС флота . Он был первым человеком, который управлял таким самолетом с помощью катапульты. [4]

В середине 1939 года правительство Новой Зеландии организовало закупку 30 бомбардировщиков Vickers Wellington для Королевских ВВС Новой Зеландии . Эйткен был выбран для переправки одного из «Веллингтонов» в Новую Зеландию, но после начала Второй мировой войны бомбардировщики были переданы в распоряжение Королевских ВВС, и он возобновил службу в авиации флота. [4]

Вторая мировая война [ править ]

произведен в летные офицеры . В ноябре 1939 года [6] Эйткен оставался на преподавательской работе до середины 1940 года. [4] перемежалась периодами службы на борту ряда авианосцев , начиная с HMS Courageous и затем HMS Furious . Позже он служил на HMS Ark Royal , и во время одного рейса в феврале 1940 года его унесло в море, когда корабль уклонялся во время бомбардировки, организованной Люфтваффе . Единственный человек, потерявшийся за бортом в результате инцидента, был подобран следующим эсминцем . Во время кампании в Норвегии Эйткен перелетел на истребителе Hawker Hurricane с авиабазы ​​Ark Royal в Тронхейм . [7] [8]

Битва за Британию [ править ]

Супермарин Морж рулит в море

На ранних этапах битвы за Британию многие британские летчики-истребители, спасавшиеся над Ла-Маншем или Северным морем , утонули или умерли от переохлаждения, прежде чем их спасли с помощью спасательных шлюпок или катеров , если они вообще были обнаружены. Это вызывало серьезную озабоченность у ВВС Великобритании в то время, когда обученные и опытные летчики-истребители были жизненно важны для воздушной обороны Великобритании. В июле Эйткен находился в Госпорте и наблюдал множество воздушных боев над Портсмутом и Саутгемптоном , в ходе которых самолеты бросали в море. Он предложил своему командиру использовать самолеты-амфибии в службе спасения сбитых пилотов как более быструю альтернативу катерам, которые, как он часто видел, добирались до сбитых пилотов. [8] [9]

Получив одобрение своей инициативы, Эйткен приобрел Supermarine Walrus . [10] биплан-амфибия с экипажем из четырех человек, находившийся на вооружении ВВС Великобритании с 1933 года. [11] Затем он расположился у острова Уайт , на южном побережье Англии. Плавая в море, он ждал, пока над ним начнутся воздушные бои, прежде чем взлететь, чтобы подобрать пилотов, которые бросили воду или выпрыгнули с парашютом. Вскоре к нему присоединилась еще пара пилотов, которые также управляли «Моржами», но с авиабазы ​​Королевского военно-морского флота в Форде . Эти полуофициальные службы спасения воздуха и моря прекратили свое существование в конце августа, когда подверглись бомбардировкам Госпорт и Форд. К этому времени Эйткен отвечал за спасение как минимум 35 пилотов, как британских, так и немецких. [8] [12] Его работа помогла создать Воздушно-морские спасательные службы , которые управляли воздушно-морскими спасательными эскадрильями для сбора экипажей Королевских ВВС, утонувших в море. [13]

военная Позже служба

В сентябре 1940 года Эйткен был отправлен в истребительное командование , присоединившись к 3-й эскадрилье , которая управляла «Харрикейнами», и ей было поручено патрулировать Скапа-Флоу , защищая там корабли Королевского флота от атак Люфтваффе. [14] получил звание лейтенанта авиации . Через два месяца после прибытия [15] он был назначен командиром эскадрильи в апреле 1941 года. В это время она дислоцировалась недалеко от Лондона и отвечала за противовоздушную оборону города. Эскадрилья начала выполнять вылеты на ночных истребителях , нацеливаясь на немецкие бомбардировщики во время молниеносной атаки . 10 мая во время одного особенно сильного налета на Лондон Эйткен сбил Junkers Ju 88 средний бомбардировщик , один из примерно 30 бомбардировщиков, уничтоженных в тот вечер. [1] [14]

Айктен стоит рядом с Hawker Hurricane в своем летном снаряжении.

Эскадра атаковала немецкие суда, проходившие через Ла-Манш, потопив несколько судов. Затем Эйткен начал организовывать миссии по вторжению в оккупированную Францию, его «Харрикейны» нацеливались на немецкие бомбардировщики, возвращавшиеся после налетов на Великобританию. На их счету не менее 15 уничтоженных самолетов противника. [16] Он оставался командиром эскадрильи, действовавшей теперь из Хансдона , до апреля 1942 года, после чего был назначен в штаб 11-й группы Истребительного командования. [17] [18]

На новом посту Эйткену было поручено помочь в организации ночной обороны Лондона. Это была особенно ответственная роль, поскольку в то время Люфтваффе активизировали свои бомбардировки, нацеливаясь на города и достопримечательности, имеющие историческое значение для Британии, в так называемом « Бедекерском блиц» . Затем он перешел к организации миссий по взлому, за что был повышен до командира крыла . В сентябре 1942 года он был назначен командиром станции Хокинге . В то время он был самым молодым человеком, командовавшим станцией Королевских ВВС. [14] [16] Он был награжден Крестом ВВС (AFC) на новогодних почестях 1943 года ; это было признанием его работы по разработке ночных истребителей. [16] [19]

Позже Эйткен был командующим Королевскими ВВС Брэдвелл Бэй в Эссексе . Здесь располагалось несколько эскадрилий ночных истребителей, выполнявших миссии по вторжению в оккупированную Францию. [20] Он оставался командующим в течение нескольких месяцев, в том числе во время вторжения в Нормандию . [21] За всестороннюю работу во время войны он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (ОБЕ). 8 июня 1944 года [22] [23] Войну закончил командиром 150-го аэродрома. [24] Помимо награждения OBE и AFC, он также упоминался в депешах трижды ; первый был за его спасательные работы в воздухе и на море во время битвы за Британию, второй - за его обязанности ночного истребителя, а третий - за его работу в 1942 году по оказанию помощи в воздушной обороне Лондона. [23]

Дальнейшая жизнь [ править ]

После войны Эйткен остался в Королевских ВВС, и в марте 1946 года его назначение стало постоянным. [25] Он командовал аэродромом в Бирме и одно время был направлен в министерство авиации , где работал в отделе кадров. [26] Он ушел из Королевских ВВС в 1957 году, получив звание капитана группы . [16] В честь Дня Рождения 1958 года Эйткен был назначен кавалером Ордена Британской Империи. [27]

Позже он вернулся в Новую Зеландию и поселился в Порируа , где был мировым судьей . [16] [28] Он умер 25 февраля 1989 года в больнице Кенепуру в Веллингтоне . Его останки были кремированы и захоронены на кладбище Порируа. [29] Его жена умерла на пять лет раньше него. [16]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 1953 , стр. 132.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пирсон и Горман, 2020 , с. 33.
  3. ^ «№34419» . Лондонская газета . 20 июля 1937 г. с. 4670.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Митчелл 1945 , с. 98.
  5. ^ «№34513» . Лондонская газета . 24 мая 1938 г. с. 3358.
  6. ^ «№34767» . Лондонская газета . 5 января 1940 г. с. 87.
  7. ^ Пирсон и Горман 2020 , стр. 33–34.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл 1945 , с. 99.
  9. ^ Пирсон и Горман 2020 , стр. 31–32.
  10. ^ Пирсон и Горман 2020 , с. 32.
  11. ^ Пирсон и Горман 2020 , с. 35.
  12. ^ Пирсон и Горман, 2020 , стр. 32–33.
  13. ^ Томпсон 1953 , стр. 223.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл 1945 , с. 100.
  15. ^ «№35042» . Лондонская газета . 14 января 1941 г. с. 274.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пирсон и Горман, 2020 , с. 34.
  17. ^ Митчелл 1945 , с. 101.
  18. ^ Томпсон 1953 , стр. 360.
  19. ^ «№35841» . Лондонская газета . 1 января 1943 г. с. 34.
  20. ^ Томпсон 1956 , стр. 218.
  21. ^ Томпсон 1956 , стр. 299.
  22. ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 8 июня 1944 г. с. 2583.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл 1945 , с. 102.
  24. ^ Томпсон 1956 , стр. 9.
  25. ^ «№37511» . Лондонская газета (Приложение). 26 марта 1946 г. с. 1531.
  26. ^ Митчелл, Алан В. (11 октября 1948 г.). «Многие новозеландцы занимают важные посты в послевоенных ВВС Великобритании» . Отаго Дейли Таймс . № 26899 . Проверено 12 ноября 2020 г. .
  27. ^ «№41404» . Лондонская газета (Приложение). 12 июня 1958 г. с. 3519.
  28. ^ «Мировые судьи» (PDF) . Новозеландский вестник . 13 : 218. 8 февраля 1977 г.
  29. ^ «Кладбищенская запись Эйткена, Рассела Фолкнера» . Городской совет Порируа . Проверено 11 июня 2024 г.

Ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64e20111e9c608b50ed8c0df996e1fa5__1718091660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/a5/64e20111e9c608b50ed8c0df996e1fa5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russell Aitken (RAF officer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)