Хьюберт Лэтэм
Хьюберт Лэтэм | |
---|---|
Рожденный | Париж, Франция | 10 января 1883 г.
Умер | 25 июня 1912 г. возле форта Аршамбо (ныне Сарх ), Чад | (29 лет)
Причина смерти | Нападение буйвола (официально) или убийство (заявлено как минимум в одной публикации) |
Национальность | Французский |
Занятие | Авиатор |
Известный | Летчик-новатор и пилот-дисплей |
Артур Чарльз Хьюберт Лэтэм [1] (10 января 1883 г. [1] — 25 июня 1912) — пионер французской авиации . Он был первым человеком, попытавшимся пересечь Ла-Манш на самолете. Из-за отказа двигателя во время первой из двух попыток пересечь Ла-Манш он стал первым человеком, посадившим самолет на водоем .
В августе 1909 года на Grande Semaine d'Aviation de la Champagne он установил мировой рекорд высоты 155 метров (509 футов) на своей Antoinette IV . В апреле 1910 года он установил официальный мировой рекорд скорости полета 48,186 миль в час (77,548 км/ч) на своей Антуанетте VII.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лэтэм родился в Париже в богатой протестантской семье. Семья его французской матери была банкирами Mallet Frères et Cie , а его отец, Лайонел Лэтэм, был сыном Чарльза Лэтэма, английского купца-авантюриста и торговца индиго и другими товарами, который поселился в Гавре в 1829 году. [2] Английские дедушки Хьюберта Лэтэма были торговцами, торговыми банкирами и юристами в лондонском Сити и Ливерпуле. [3] его домом был многовековой замок Майбуа недалеко от Шартра , который его отец купил у виконта де Малейсси в 1882 году. [4] [5] Одной из двоюродных бабушек Лэтама по материнской линии была мать канцлера Германии Теобальда фон Бетмана Хольвега (назначенного в 1909 году), что делало его троюродным братом авиатора. [6]
У Лэтэма было двое братьев и сестер: старшая сестра Эдми и младшая сестра Леони. Трое детей выросли в небольшом, но элитном кругу протестантского высшего общества. Все трое детей свободно говорили на французском, английском и немецком языках. Его отец, Лайонел, умер от пневмонии в 1885 году, а мать так и не вышла замуж повторно.
Лэтэм учился Баллиол-колледже в Оксфордского университета в течение одного 1903/4 учебного года. [1] после чего он выполнил свои обязательства по военной подготовке резервиста в Париже. [7] а затем сопровождал своего двоюродного брата, воздухоплавателя Жака Фора, во время ночного перелета через Ла-Манш (из Лондона в Париж) на газовом шаре 11–12 февраля 1905 года. [8] Он также успешно участвовал в гонках на моторных лодках «Антуанетта» на регате в Монако в апреле 1905 года. [9] совместно со своим двоюродным братом Жюлем Гастамбидом и Леоном Левавассером, изобретателем двигателя Антуанетты. [8] [10] Затем он вместе с друзьями возглавил исследовательскую экспедицию в Абиссинию (Эфиопия) в 1906/07 году, во время которой он собрал образцы для Музея естественной истории в Париже и выполнил исследовательские работы для Французского колониального управления. [11] В 1908 году его путешествие продолжилось на Дальний Восток, а позже в том же году он вернулся во Францию. [12]
Авиационная карьера
[ редактировать ]Ассоциация с самолетом Антуанетта
[ редактировать ]Лэтэм вернулся с Дальнего Востока как раз вовремя, чтобы воспользоваться возможностью стать свидетелем нескольких выступлений Уилбура Райта , который находился во Франции, пытаясь продать свой самолет французскому правительству, в своем флаере в Кэмп д'Авур. [13] недалеко от Ле-Мана . [14] Заинтригованный идеей полета, Лэтэм искал авиастроительную компанию, которая могла бы обучить его пилотированию. Он выбрал компанию «Антуанетта» , возглавляемую Жюлем Гастамбидом, дальним родственником [15] и Леон Левавассер , содиректор, конструктор и главный инженер, которого Лэтэм знал по Монако, поскольку именно Левавассер спроектировал лодки, на которых Лэтэм участвовал в гонках, а также построил их двигатели, которые стали предшественниками его авиационных моторов. Компания Antoinette (названная в честь дочери Гастамбида) была основана в 1906 году для производства и продажи двигателей Левавассера. Выгодное соотношение мощности к весу двигателей сделало их привлекательными для других ранних авиастроителей, в том числе Габриэля Вуазена , Луи Блерио , Альберто Сантос-Дюмона и Генри Фармана , которые использовали их для своих самолетов. В 1907 году компания решила строить собственные самолеты, и после нескольких неудачных попыток разработать летную модель первый моноплан Antoinette был наконец представлен в конце 1908 года. [16]
Лэтэм присоединился к фирме в феврале 1909 года, и его учили летать пилоты компании Эжен Велферингер и Рене Демасне. [17] [18] Лэтэму потребовалось несколько недель, чтобы освоить сложное управление, но Левавассер осознал его потенциал и не уволил его. Как только Лэтэм стал профессионалом, в течение следующих двух лет он участвовал в соревнованиях по авиации по всей Европе и США, устанавливая рекорды и выигрывая призы. Его выступления принесли ему известность по обе стороны Атлантики. В то время как многие другие пилоты летали на « Антуанетте» на соревнованиях, либо для компании, либо в частном порядке, никто не владел этим самолетом так хорошо, как Лэтэм.
Двоюродный брат Лэтэма, Рене Лабушер, отвечал за разработку двигателей «Антуанетты» и весной 1909 года стал первым пассажиром, которого Юбер Лэтэм пронес на 200 метров, на высоте 5 метров над землей, в Мурмелон-ле-Гран. [19]
Летная школа
[ редактировать ]В начале 1909 года компания Antoinette работала с французской армией в Кэмп-Шалон недалеко от Мурмелон-ле-Гран, чтобы организовать первые испытания военных самолетов, летную школу и мастерскую. Школа, которой руководил зять Левавассера Шарль Вахтер, включала в себя Antoinette Trainer - элементарный авиасимулятор, который состоял из полуцилиндра, установленного на универсальном шарнире , с органами управления полетом, шкивами и короткими крыльями (стойками), позволяющими обучаемому сохранять равновесие, пока инструктор применяет внешние силы. [20]
Через несколько месяцев после того, как он научился летать и развил свою технику полета, Лэтэм стал главным инструктором школы. [21] 17 августа 1909 года он был награжден Сертификатом авиатора № 9 Аэроклубом Франции . [22] Среди его учениц в 1909 году была Мари Марвингт , которая стала первой женщиной, выполнявшей боевые вылеты в качестве пилота бомбардировщика и создавшей службы санитарной авиации по всему миру. [23] и Инфанте Альфонсо, герцог Гальера , двоюродный брат короля Испании Альфонсо XIII и первый испанский военный летчик. [24]
Попытки выиграть приз Daily Mail за пересечение каналов
[ редактировать ]В мае 1909 года, через три месяца после того, как Лэтэм присоединился к компании, он наконец осознал свой потенциал и пролетел 37,5 минут со скоростью 45 миль в час на высоте чуть более 30 м (98 футов). Неделю спустя он установил европейский рекорд беспосадочного полета - 1 час и 7 минут, что серьезно бросило вызов мировому рекорду Райтов. Во время этого полета он убрал руки с руля, достал сигарету из серебряного портсигара и выкурил ее в мундштуке из слоновой кости, установив таким образом новый рекорд. [25] Это порадовало Левавассера, поскольку продемонстрировало устойчивость самолета при управлении без рук. Затем, 6 июня 1909 года, Лэтэм выиграл Приз Амбруаза Гупи за пролет по прямой в шесть километров за 4 минуты 13 секунд. Эти полеты убедили Левавассера в том, что Лэтэм явно был его лучшим пилотом, и он был назван лучшим пилотом компании. Более того, учитывая продолжительность полетов, которые совершал Лэтэм, Левавассер был удовлетворен тем, что его моноплан Antoinette IV был достаточно надежным для непрерывного полета продолжительностью от 45 минут до 1 часа, и поэтому Лэтэм мог попытаться перелететь через Ла-Манш, чтобы выиграть приз в фунтах стерлингов. Приз в размере 1000 долларов США (5000 долларов США в 1910 году), предложенный Daily Mail . [26]
9 июля 1909 года, находясь лагерем в Сангатте , в нескольких милях к западу от Кале, на французском побережье Ла-Манша, Лэтэм официально сообщил Daily Mail , что намерен пересечь Ла-Манш по воздуху и получить свой приз. Ему приходилось несколько раз возобновлять свое намерение, поскольку его попытка постоянно откладывалась из-за плохой погоды. [27] В течение следующих четырех дней граф Шарль де Ламбер , франко-российский авиатор, также уведомил Daily Mail о своем намерении побороться за приз и разбил свой лагерь в Виссане , в нескольких милях к западу от Сангатта, привезя с собой два построенных французами « Райта». С ним летчики (№ 2 и 18). [28]
19 июля Лэтэм вылетел из Кап-Блан-Нез, недалеко от Сангатта . [29] но всего через 8 миль (13 км) у его Антуанетты IV отказал двигатель, и Лэтэму пришлось броситься в Ла-Манш, тем самым выполнив первую в мире посадку самолета на море. Неповрежденный фюзеляж остался на плаву, поэтому он закурил сигарету и стал ждать помощи французского эсминца-торпедоносца «Гарпон» . следовавшего за ним [30] После подъема самолета двигатель был осмотрен и внутри был обнаружен кусок провода. [18] Левавассер заявил, что осечка произошла из-за этого провода. [31]
В своей книге 1958 года «Летающий свидетель» Гарри Харпер спросил, Грэм Уоллес рассказывает, что, когда 19 июля Левавассер был окружен толпой, приветствовавшей Лэтэма на набережной Кале, репортер Daily Mail не разочаровала ли его неудача. Ответ был:
- «Ни в коем случае. Мы доказали, что над Ла-Маншем можно летать. Небольшая авария с мотором, что это? Несчастные случаи случаются с велосипедами, лошадьми, даже с креслами для купания... У нас есть машина, которая может передвигаться по земле, по воздуху и по воде. Бегает, летает, плавает. C'est un triomphe !»». [32]
Лэтэма Поскольку операция по спасению первой Антуанетты привела к серьезным повреждениям самолета, Левавассер был вынужден организовать отправку второго самолета с завода в Пюто , пригороде Парижа, и он прибыл 21 июля. Это была их новейшая модель. , Antoinette VII , и он никогда не испытывался в полете, хотя Лэтэму все же удалось однажды ненадолго полетать на нем, пока он ждал, пока утихнет ненастная погода.
Днем позже Луи Блерио разбил лагерь чуть менее чем в 2 милях (3,2 км) от Латама в Ле-Бараке и объявил о своем намерении побороться за приз на своем моноплане Blériot XI . [18] [29] [31] и двум участникам пришлось ждать лучшей погоды. [18] Тем временем де Ламбер повредил один из своих флаеров во время испытательного полета вскоре после прибытия Блерио и решил отказаться от участия в соревнованиях. [33]
Около 3 часов утра 25 июля 1909 года команда Блерио заметила изменение погоды, разбудила его, подготовила самолет и дождалась рассвета, чтобы предпринять попытку, если благоприятные условия сохранятся. Левавассер и остальная часть команды Лэтэма, однако, проспали всю ночь и не заметили эту возможность, что подверглось резкой критике со стороны сторонников Лэтэма. Блерио вылетел ровно на рассвете (4.41 утра), чтобы совершить первое успешное пересечение Ла-Манша на самолете. [34]
Гарри Харпер, репортер Daily Mail , который был свидетелем этого события, написал, что Левавассер проснулся как раз вовремя, чтобы увидеть, как самолет Блерио покидает французское побережье, и бросился будить Лэтэма и его команду, чтобы посмотреть, можно ли поймать Блерио или догнать его, если последнему не удастся пересечь Ла-Манш. К тому времени, когда моноплан Лэтэма занял позицию на вершине скал в Кап-Блан-Нез, поднялся порывистый ветер, сопровождавшийся проливным дождем, так что «любая попытка взлета была бы не чем иным, как самоубийством». [35]
Два дня спустя, 27 июля, Лэтэм предпринял вторую попытку пересечь Ла-Манш. Он был в нескольких минутах от прибытия в окрестности Дувра, когда отказ двигателя снова вынудил его броситься в море. На этот раз он не смог контролировать угол снижения так хорошо, как в первой попытке, и, ударившись о воду, серьезно повредил самолет и получил серьезные рваные раны на лбу. Хотя никакой окончательной причины отказа двигателя во второй попытке обнаружено не было, были выдвинуты две возможности. Во-первых, инновационная система впрыска топлива засорилась из-за нефильтрованного топлива. [17] Пионер авиации Габриэль Вуазен, который использовал двигатели Antoinette в своих самолетах, предположил еще одну возможность, которая, как он утверждал, также была причиной первой неудачи Лэтэма: « Antoinette V-8 [двигатель] выдавал значительно меньшую мощность после работы более 15 минут. Именно эта проблема спровоцировала падение Лэтэма в море». [36]
Лэтэм хотел сделать еще одну попытку, но, как писал британский летчик-первопроходец Клод Грэм-Уайт :
- «Это дань мужеству Лэтэма в том, что, как только он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы снова летать, он захотел предпринять третью попытку пересечь Ла-Манш. Но директора компании «Антуанетта», уже потратившие большую сумму денег на проекта и потеряв две машины, не были склонны рисковать третьим предприятием, особенно потому, что великая летная встреча в Реймсе была уже неизбежна, и они хотели отправить туда все имеющиеся у них машины». [37]
Дальнейшая авиационная карьера
[ редактировать ]Лэтэм участвовал еще в двенадцати соревнованиях по всей Европе, а в конце 1910 — начале 1911 года — в четырех соревнованиях в Соединенных Штатах: в Нью-Йорке, где проходила вторая гонка Международного золотого кубка Гордона Беннета , где Лэтэм был членом французской команды (это был первый полет на соревнованиях на Антуанетте VII, оснащенной двигателем V-16 мощностью 100 л.с. [38] ); Балтимор, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. [39]
Шампанское 1909 г.
[ редактировать ]На Grande Semaine d'Aviation de la Champagne 22–29 августа 1909 года в Реймсе, Франция (первое настоящее международное авиационное соревнование, собравшее в день открытия почти 100 000 зрителей. [40] Лэтэм занял второе место в соревнованиях по скорости 68,9 км/ч (42,8 миль в час) и был первым в соревновании по высоте, пилотируя Antoinette IV , установив мировой рекорд - 155 метров (509 футов). [41] Он также участвовал в Гран- при, пытаясь пролететь наибольшее расстояние по трассе за один непрерывный полет, сделав несколько попыток на двух разных самолетах за три дня. Он получил призы за второе место на одном самолете ( Антуанетта IV ) и пятое на другом ( Антуанетта VII ). [42] [43]
Лэтэм участвовал в составе французской команды в первом Международном авиационном чемпионате , широко известном как Кубок Гордона Беннета с момента его открытия несколькими годами ранее как соревнование по полетам на воздушных шарах, которое также проводилось во время первой «Реймсской недели». Пилотируя « Антуанетту VII», он занял третье место вместе с Гленном Кертиссом , единственным американцем, участвовавшим в соревновании, получив первый приз, а Луи Блерио занял второе место. [44]
Блэкпул 1909 г.
[ редактировать ]Один из наиболее впечатляющих показательных полетов Лэтэма состоялся в Блэкпуле , Англия, 22 октября 1909 года, где он летел во время шторма. [45] [46] [47] Был дан сигнал, что скорость ветра превышает 15 миль в час. [46] но Лэтэм взлетел и преодолел 8 миль (13 км) за 11 минут. [45] при ветре скоростью от 23 до 40 миль в час. [48]
Когда он летел по ветру, позже он подсчитал, что его путевая скорость во время полета достигала 100 миль в час. [49] Однако когда он полетел прямо против ветра, один из самых сильных порывов ветра, с которым он столкнулся, отбросил его назад. Сообщается, что это первый раз, когда люди видели, как самолет летит задним ходом. По словам одного местного историка, инцидент произошел из-за выполнения его обещания лететь, данного двоюродному брату царя и его жене, с которыми он ужинал накануне вечером. [49] Газетные репортеры окрестили его «Королем воздуха», подобно тому, как прозвище «Король бури» было создано прессой после его столкновений с сильным ветром в Реймсе. [45] [50]
Мировые рекорды
[ редактировать ]7 января 1910 года в Мурмелон-ле-Гран , Франция, Лэтам поднялся на высоту 1100 м (3600 футов), что более чем на 610 м (2000 футов) выше его предыдущего мирового рекорда и превышает предыдущие заявления о неофициальных рекордах. [51] Позже в том же году, в июле, во время второго Semaine de l'Aviation de la Champagne в Реймсе, Лэтэм снова установил мировой рекорд высоты - 1384 м (4541 фут). [52]
23 апреля 1910 года в Ницце, Франция, он установил официальный мировой рекорд скорости полета - 48,186 миль в час (77,548 км/ч) на своей Антуанетте VII. [53] [54]
Американское пребывание
[ редактировать ]Во время посещения авиасалона в Балтиморе [55] в США в ноябре 1910 года Лэтэм принял участие в специальных демонстрациях для зрителей, состоящих из представителей правительства и армии США, чтобы продемонстрировать возможности самолетов для ведения войны на суше и на море. [56] Во время одного из учений по моделированию сброса бомб с использованием мешков с мукой вместо взрывчатки он был оценен как попадающий в яблочко, сбросив один из них в трубу линкора. [57]
В декабре 1910 года в Лос-Анджелесе, когда Лэтэм участвовал в авиационном соревновании, один из самых богатых горожан спросил его, не подумает ли он о том, чтобы приехать в свое поместье и попытаться подстрелить дикую утку в воздухе со своего самолета. Лэтэм согласился и застрелил двоих из одолженного дробовика и, таким образом, стал первым человеком, охотившимся на дикую птицу с самолета. И снова у Левавассера были причины радоваться очередной демонстрации устойчивости своего самолета. Лэтэм заказал одну из уток, и она до сих пор выставлена в замке Майбуа . [58] [59]
В Лос-Анджелесе Лэтэм попал в серьезную аварию из-за порывов ветра. Он неправильно оценил силу ветра при попытке приземлиться, в результате чего его отбросило на склон холма. Газета Los Angeles Times опубликовала следующий заголовок об инциденте:
- «Борется с ураганом с помощью искусственной птицы. Авиатор Лэтэм отчаянно рискует, в то время как огромная толпа задерживает дыхание, и после ужасной борьбы с ветром его машина разбивается о склон холма - он не пострадал». [60]
Крушение в Бруклендсе
[ редактировать ]Лэтэм пережил еще одну катастрофу в начале 1911 года, когда совершил демонстрационный полет на Бруклендс автодроме в Англии. Гарри Харпер описал инцидент:
... «Лэтэм подбросил свою машину в воздух так, что товарищи-летчики ахнули. Они никогда раньше не видели ничего подобного. Но, выполняя последний маневр, он на несколько дюймов ошибся в оценке своего роста над навесом. Один кончики его крыльев едва коснулись крыши. Мгновенно раздался разрушительный грохот. Поднялось огромное облако пыли, и затем можно было увидеть моноплан, висящий на вершине крыши. Казалось, это почти наверняка. Лэтэм, должно быть, погиб. Удар казался таким сильным, а крушение таким полным, но внезапно среди дрейфующих облаков пыли можно было увидеть тонкую, щеголеватую фигуру, отделившуюся от разбитого фюзеляжа и ловко опустившуюся на неповрежденную часть. Затем с крыши вылез неизбежный портсигар, и Лэтэм сидел и курил, пока кто-то не появился с лестницей. [61]
Военные испытания
[ редактировать ]К осени 1911 года Левавассер завершил постройку самолета, известного как Monobloc или Antoinetteblindé (фр. «бронированный»), который был спроектирован и спроектирован в соответствии с требованиями военного министерства Франции. Он участвовал в военных испытаниях, проходивших в Реймсе в октябре 1911 года, чтобы составить конкуренцию 10 другим машинам от такого же количества компаний. Левавассер настоял на том, чтобы пилотом был Лэтэм. К сожалению, в спешке с постройкой своего самолета для участия в испытаниях Левавассер так и не смог его испытать. В результате самолету не удалось подняться в воздух, несмотря на две попытки Лэтэма, поскольку у Левавассера не было достаточно мощного двигателя, который мог бы справиться со значительным весом самолета. [62] Провал Monobloc . и последующая потеря потенциально прибыльного государственного контракта стали последним ударом по компании Antoinette, которая закрылась в следующем месяце
Смерть
[ редактировать ]В конце декабря 1911 года Лэтэм покинул Францию, чтобы предпринять экспедицию во Французское Конго. После недавних войн за сохранение контроля над этой частью Африки этот регион продолжал оставаться виртуальной зоной боевых действий, находящейся под управлением французских колониальных военных властей. В Сахаре к северу от Конго планировалось построить несколько аэродромов, и в то время ходили слухи, что Лэтэма, возможно, попросили провести оценку условий во внутреннем регионе для французского колониального управления. Один авиационный журналист предположил, что он должен был «действовать от их имени в вопросе, который не разглашается». [63] Лэтэм не отправил самолет, а вместо этого привез подвесной двигатель для каноэ. [64]
Хотя он был опытным и опытным охотником на дикую дичь, официально сообщается, что его смерть наступила в результате растерзания раненым буйволом. [65] Однако в одной анонимной статье в современной газете, появившейся в 1914 году, утверждалось, что адъютант-комендант форта французской колониальной армии, расположенный недалеко от форта Аршамбо, который забрал его тело после его смерти, обнаружил, что у Лэтэма была единственная голова. рану и не увидел никаких следов на теле Лэтэма или вокруг него, характерных для разъяренного буйвола. Автор утверждал, что комендант, основываясь на вещественных доказательствах и противоречивых показаниях допрошенных носильщиков, полагал, что Лэтэм мог быть убит одним из нескольких его носильщиков, возможно, для того, чтобы украсть его винтовки, но был не в силах это доказать. [66] Первоначально Латам был похоронен в Форт-Лами (ныне Нджамена , столица Чада), поскольку французские колониальные законы запрещали транспортировку любых человеческих останков в другую страну до тех пор, пока не пройдет целый год после смерти. В январе 1914 года мать Лэтэма организовала выемку трупа своего сына и отправку его в Гавр, где он был повторно похоронен на семейном участке. [67] Он никогда не был женат и поэтому не оставил прямых потомков.
В собственном письменном отчете Лэтэма о его последних неделях в буше описывается его беспокойство по поводу дисциплины его команды носильщиков, а также его беспокойство по поводу уровня разногласий и насилия, которые царили на этой территории, находящейся под военным управлением. [68] Официальное расследование смерти Лэтэма не приняло во внимание его опасения и записало инцидент как трагический несчастный случай на охоте. [69]
Авиационный репортер и писатель Гарри Харпер, который был свидетелем карьеры Лэтэма от его попыток пересечь Ла-Манш до провала моноблока на французских военных испытаниях два года спустя, написал следующее о Хьюберте Лэтэме в своей последней книге, опубликованной в 1956 году:
«Худой, щеголеватый, бледный, Лэтэм всегда казался вялым и утомленным, пока не занял свое место за штурвалом своего любимого самолета. Затем он, казалось, стал другим человеком. Его глаза сверкали. Он появился в мгновение ока и стал очень живым. И я не думаю, что когда-либо существовал более прекрасный пилот». [70]
Наследие
[ редактировать ]Статуя, воздвигнутая французами в память о Лэтэме, возвышается над Ла-Маншем возле памятника Дуврскому патрулю . [71] на вершине Кап-Блан-Нез между Кале и Булонь-сюр-Мер . [72]
По словам Генри Виллара в его книге 2002 года « Контакт! История первых авиаторов :
В замке Майбуа с гордостью выставлен красивый серебряный трофей, врученный Латаму берлинским аэроклубом за первый сухопутный полет в Германии, совершенный 27 сентября 1909 года между зарождающимися летными полями Темпельхофа и Йоханнисталя .На широком лугу, примыкающем к замку, установлен каменный памятник в память о том дне, когда Юбер впервые прилетел из Парижа на обед. Памятник стоит в центре Майбуа, напротив площади Отеля де Виль. [58]
Поскольку маршрут D939 проходит через Майбуа, он называется «улица Юбера Латама».( масштаб: 1000 регион: FR 48 ° 37'59 "N 1 ° 08'50" E / 48,633 ° N 1,1472 ° E )
Художественная версия Лэтэма - центральный персонаж романа Человек мира» 2021 года. Лейна Маэ « [73]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хиллиард, Эдвард, изд. Реестр колледжа Баллиол, 1832-1914 гг ., стр. 193. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Эллиот, Брайан А. Блерио, Вестник эпохи , стр. 77
- ↑ Семейное древо Лэтэма хранится в архивах компании швейных мастеров, Лондон. См. также Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 12–15.
- ^ Memodoc.com Замки и исторические места в Европе и Луаре, автор Гийом де Моран (1999), стр. 3 из 4. См.: French Wiki - История Майбуа.
- ^ Виллард, Генри Серрано, Контакт! История первых авиаторов с.63.
- ↑ Daily Mail от 20 июля 1909 г. скопировала сообщения немецких газет. Дедушка Лэтэма по материнской линии Изабелла и бабушка Анна были сестрами де Ружмон, см. цитату Теобальда фон Бетмана Хольвега и Уолша из буклета о потомках семьи Де ла Рош, CIII, 7-е поколение, стр. 20.
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 22-24.
- ^ Jump up to: а б Журнал Flight , 17 июля 1909 г., стр. 427: The Channel Flight См. также Lafitte, Pierre, et cie (редактор), La Vie en Grand Air , № 336, февраль 1905 г., стр. 129–31 и/или его содержание переведено. и использовался Уолшем, «Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм» , стр. 24–30.
- ^ Эллиот, Брайан А. Блерио, Вестник эпохи , стр. 42-3 и стр.77.
- ^ Гастамбид, Роберт, L'Envol, Париж, 1932 , стр. 26-31, цитируется Эллиотом, Брайаном А. Блерио, Вестник эпохи , стр. 42-3 и стр. 77 и Уолш, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. .35-8
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 43-60.
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 59-60.
- ↑ Camp d'Auvours на French Wiki
- ^ Кинг, Стивен Х., Страсть, покинувшая землю: Замечательные самолеты Леона Левавассера , стр.55.
- ^ Руфенахт, Шарль, Мишель де ла Рош: Его предки и его потомки с. 101 и след.
- ^ Кинг, Стивен Х., Страсть, покинувшая землю: Замечательные самолеты Леона Левавассера , стр. 27 и далее.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Стивен Х., Страсть, покинувшая землю: замечательные самолеты Леона Левавассера , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Журнал Flight Magazine, 30 марта 1951 г., стр. 366: Портрет пионера , автор Колин Бойл.
- ^ «ИстоБлерио, Brevet Numero 86-Рене Лабушер» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 г. Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Питер А. Хэнкок; Деннис А. Винченци; Джон А. Уайз; Мустафа Мулуа (17 декабря 2008 г.). Человеческий фактор в моделировании и обучении . ЦРК Пресс. п. 18. ISBN 978-1-4200-7284-6 .
- ↑ Журнал Flight Magazine, декабрь 1909 г., Учебный «класс» в Шалоне.
- ^ «Алфавитный список летчиков-авиаторов» . L’Aérophile (на французском языке). Париж: 39. 1 января 1911 г. Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ Лам, Дэвид М. (2004). «Мари Марвингт и развитие авиационной медицинской эвакуации» . Авиационная, космическая и экологическая медицина . 74 (8). Ассоциация аэрокосмической медицины: 863–8. ПМИД 12924762 .
- ^ Журнал Flight Magazine, 21 октября 1975 г., стр. 246: Инфанте Альфонсо.
- ^ Бретт, Р. Даллас, История британской авиации 1908-1914 , стр.26.
- ^ Кинг, Стивен Х., Страсть, покинувшая землю: замечательные самолеты Леона Левавассера , стр. 56-57.
- ^ Журнал Flight , 17 июля 1909 г., стр.427: The Channel Flight.
- ^ Журнал Flight Magazine, 17 июля 1909 г., стр. 428: Граф де Ламбер в Виссане.
- ^ Jump up to: а б Журнал Flight Magazine, 24 июля 1909 г., стр. 442.
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 93-97.
- ^ Jump up to: а б Журнал Flight Magazine, 24 июля 1909 г., стр. 441.
- ^ Уоллес, Грэм, Flying Witness , Лондон; Патнэм, 1958, стр.111.
- ^ Р.Г. Грант, Полет: 100 лет авиации , стр.40. Лондон, Великобритания: Дорлинг-Киндерсли
- ^ Эллиот, Брайан А. Блерио, Вестник эпохи , стр. 108-37.
- ^ Харпер, Гарри, Мои пятьдесят лет в полете , с. 132. Лондон, Великобритания: Моррисон и Гибб.
- ^ Вуазен, Габриэль, «Левавассер». Пионеры: Ежеквартальный обзор авиации Vielle Tiges , октябрь 1956 г., стр. 12 и след.
- ^ Клод Грэм-Уайт и Гарри Харпер, Герои воздуха , стр.166 Нью-Йорк Ходдер и Стоутон.
- ^ Кемпферт, Вальдемар, Новое искусство полета , с. 224.
- ^ Балтимор: Нью-Йоркская телеграмма, 7 ноября 1911 г.; Журнал коммерции , Нью-Йорк, 11 ноября 1911 г.;См. также Харрис, Шервуд, «Первый полет: дни пионеров авиации » (Лондон: Macmillan, 1990).
- ^ Виллард, Голубая лента воздуха: Гонки Гордона Беннета , стр. 22.
- ^ Либерг, Оуэн, Первая воздушная гонка: Международное соревнование в Реймсе, 1909 стр. 216
- ^ Николау, Стефан, Реймс - 1909: Первая международная воздушная встреча , стр. 51 и далее».
- ^ Журнал Flight Magazine, 4 сентября 1909 г., стр. 536: Таблицы выступлений и т. Д. Реймсской встречи.
- ^ Виллард, Голубая лента воздуха: Гонки Гордона Беннета , стр. 41-52.
- ^ Jump up to: а б с Виллар, Генри Серрано, Контакт! История первых авиаторов с. 88
- ^ Jump up to: а б Журнал Flight Magazine, 30 октября 1909 г., стр.684.
- ^ Журнал Flight , 30 октября 1909 г., стр.685.
- ^ Журнал Flight , 30 октября 1909 г., стр.686.
- ^ Jump up to: а б Аспин, Крис, Диззи-Хайтс: история первых летающих людей Ланкашира . Ланкашир: Краеведческое общество Хелмшора, 1988, стр. 10–11,
- ^ The Daily Chronicle , 23 октября 1909 г. и Manchester Guardian , 23 октября 1909 г.
- ^ «ВВЕРХ НА ВЫСОТУ 3600 ФУТОВ В САМОЛЕТЕ» . Нью-Йорк Таймс . 08.01.1910. п. 1 . Проверено 10 июня 2011 г.
Хьюберт Лэтэм сегодня в Мурмелоне совершил полет на своем самолете, который побил все предыдущие рекорды по высоте, достигнутой на аппарате тяжелее воздуха. Лэтэм, приземлившись после выступления, сказал, что барометр его самолета показал высоту 3600 футов.
- ^ Журнал Flight Magazine, 16 июля 1910 г., стр. 548: Реймсская неделя 1910 г.
- ^ Купера Рейс , 25 мая 1951 г., с. 619.
- ^ Мансон, Кеннет (1978). Карманный справочник Джейн о самолетах-рекордсменах (издание First Collier Books, 1981 г.). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Макмиллан. п. 18. ISBN 0-02-080630-2 .
- ^ «Практическая авиация: рекордный полет Лэтэма над Балтимором» . Книга Royal Blue (журнал Baltimore & Ohio Railroad Magazine) . XIV (3): 1–10. Декабрь 1910 года . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ Уолш, Барбара (2013), американское издание Хьюберт Лэтэм 1883-1912: Забытый авиатор: человек своего времени , стр. 250-1
- ^ Нью-Йоркский торговый журнал , 11 ноября 1910 г.
- ^ Jump up to: а б Виллар, Генри Серрано, Контакт! История первых авиаторов стр.64
- ^ «Охота на уток на дирижабле» . Нью-Йорк Таймс . 23 декабря 1910 г. Проверено 11 июня 2011 г.
Из двуствольного ружья Лэтэм десять раз выстрелил в уток, убив нескольких и покалечив других.
- ^ Лос-Анджелес Таймс, 27 декабря 1910 г.
- ^ Харпер, Гарри «Всадники неба» с. 56. Лондон, Великобритания: Hodder and Stoughton Ltd.
- ^ Кинг, Стивен Х., Страсть, покинувшая землю: Замечательные самолеты Леона Левавассера , стр. 118.
- ^ Самолет , Том 2, январь 1912 г., стр.6
- ↑ Письмо среди частных бумаг Лэтэма, 5 декабря 1911 г.
- ^ «Как Лэтэм был убит Буйволом. Пэрис узнает запоздалые подробности смерти бесстрашного летчика в Африке» . Нью-Йорк Таймс . 7 сентября 1912 г. с. 4 . Проверено 25 декабря 2013 г.
Предполагаемые подробности трагического конца Юбера Латама, летчика-пионера, которого насмерть забодал буйвол во время охоты на крупную дичь во Французской Западной Африке в июне, только что достигли Парижа. Они показывают, что до последнего рокового момента он проявлял невозмутимое хладнокровие, которое всегда проявлял в минуты опасности во время полета.
- ↑ Journal du Havre , 15 января 1914 г.
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , с. 235
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 207-225.
- ^ Уолш, Барбара, Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм , стр. 227-234.
- ^ Харпер, Гарри, Мои пятьдесят лет в полете , с. 121. Лондон, Великобритания: Моррисон и Гибб.
- ^ Координаты памятника: регион: FR 50 ° 55'50 "N 1 ° 43'16" E / 50,93044 ° N 1,7211 ° E
- ^ Журнал Flight Magazine, 30 марта 1951 г., стр. 365: Портрет пионера Колина Бойла.
- ^ «Рецензент Мишель Энн Шинглер берет интервью у Лейна Маэ, автора книги «Человек мира»» . 29 октября 2021 г.
Источники печати
[ редактировать ]- Аспин, Крис (1988). Диззи Хайтс: История первых летателей Ланкашира . Ланкашир, Великобритания: Общество краеведения Хелмшора.
- Бретт, Р. Даллас (1936). История британской авиации 1908-1914 гг . Лондон, Великобритания: Авиационный книжный клуб.
- Эллиот, Брайан А. (2000). Блерио, Вестник эпохи . Глокс, Великобритания: Темпус. ISBN 978-0-7524-1739-4 .
- Грэм-Уайт, Клод; Харпер, Гарри (1927). Герои воздуха . Нью-Йорк, США: Ричард Клей и сыновья.
- Грант, Р.Г. (2004). Полет: 100 лет авиации . Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 1-4053-0575-4 .
- Харпер, Гарри (1956). Мои пятьдесят лет в полете . Лондон, Великобритания: Morrison and Gibb Ltd.
- Харпер, Гарри (1936). Небесные всадники: Славная история героев воздуха . Лондон, Великобритания: Hodder and Stoughton Ltd.
- Хиллиард, Эдвард, изд. (1914). "стр.193" . Реестр колледжа Баллиол, 1832–1914 гг . Напечатано для частного распространения Хорасом Хартом. Оксфорд, Великобритания. п. 193.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кемпферт, Вальдемар (1911). Новое искусство полета . Нью-Йорк, США: Додд, Мид. ISBN 978-1-59571-178-6 .
- Кинг, Стивен Х. (2007). Страсть, покинувшая землю: замечательные самолеты Леона Левавассера . Тарентум, Пенсильвания: Издательство Word Association. ISBN 978-1-59571-178-6 .
- Либерг, Оуэн С. (1974). Первая воздушная гонка: Международные соревнования в Реймсе, 1909 год . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-07230-9 .
- Николау, Стефан (1999). Реймс - 1909 год: Первая международная воздушная встреча (на французском языке). Ле Бурже, Франция: Музей авиации и космонавтики. * Руфенахт, Чарльз (1990). Мишель де ла Рош: его предки и потомки (на французском языке). Париж: Imprimerie Mares.
- Виллар, Генри Серрано (1987). Голубая лента воздуха: Гонки Гордона Беннета . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 0-87474-942-5 .
- Виллар, Генри Серрано (1968). Контакт! История первых авиаторов . Публикации Courier Dover. ISBN 978-0-486-42327-2 .
- Вуазен, Габриэль (октябрь 1956 г.). «Левавассер». Пионеры: Ежеквартальный обзор авиации Vielle Tiges (на французском языке): 12ff.
- Уоллес, Грэм (1958). Летающий свидетель: Гарри Харпер и золотой век авиации . Лондон, Великобритания: Патнэм. п. 111 . Проверено 10 апреля 2010 г.
- Уолш, Барбара (2007). Забытый авиатор Хьюберт Лэтэм . Глокс, Великобритания: The History Press. ISBN 978-0-7524-4318-8 .
- Уолш, Барбара (2013). Хьюберт Лэтэм 1883–1912: Забытый авиатор: человек своего времени . Дублин, Ирландия: Издательство Odyssey Pictures. ISBN 978-0-9547359-3-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинг, Стивен Х. (2004). Ветроубийца . Тарентум, Пенсильвания: Издательство Word Association. ISBN 1-59571-010-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Панорамное изображение статуи Юбера Латама в региональном природном парке Нор-Па-де-Кале
- Изображение Flickr статуи Юбера Латама в региональном природном парке Нор-Па-де-Кале
- Журнал BBC - Другой пилот
- Юбер Лэтэм и Орвилл Райт, Франция, 1909 год.
- Специальная коллекция Хьюберта Лэтэма (коллекция фотографий), Flickr, Архив Музея авиации и космонавтики Сан-Диего.