Jump to content

Восстание Альпухаррас (1568–1571)

(Перенаправлено с восстания в Мориско )
Восстание Альпухаррас (1568–1571)

Основные центры восстания Мориско
Дата 24 декабря 1568 г. - март 1571 г.
Расположение
Альпухаррас , , Гранада Королевство Корона Кастилии
Результат

Испанская победа

  • Массовая депортация большинства мориско из Гранады в Кастилию.
  • Заселение Гранады католическими поселенцами.
Воюющие стороны
Испания Испания Мавританские повстанцы
 Османский Алжир
Добровольцы из Королевства Фес
Командиры и лидеры
Испания Иоанн Австрийский
Испания Маркиз Мондехар
Испания Маркиз Лос Велес
Испания герцог Сесса
Абен Хумея   X
Абен Абу   X
Регентство Алжира Очки
Сила
2200 (первоначально)
20,000 (1570)
4000 (первоначально)
25,000 (1570)
Жертвы и потери
Неизвестный Около 250 000 мусульман отправились в изгнание. [1]

Второе восстание Альпухаррас ( араб . ثورة البشرات الثانية ; 1568–1571), иногда называемое Войной Альпухаррас или Восстанием Мориско , было вторым подобным восстанием против кастильской короны в горном регионе Альпухарра и в регионе Гранады-Альтиплано. , к северо-востоку от города Гранада. Повстанцами были мориски , номинально католические потомки мудехаров ( мусульман под властью Кастилии) после первого восстания Альпухаррас (1499–1501) .

К 1250 году в результате завоевания Испании католическими державами остался только Гранадский эмират на юге Испании. [2] В 1492 году город Гранада пал перед католическими монархами Изабеллой I Кастильской и Фердинандом II Арагонским — и по условиям капитуляции весь регион с мусульманским большинством перешёл под власть христиан.

Однако мусульманские жители города вскоре восстали против христианского правления в 1499 году, за ними последовали горные деревни: это восстание было подавлено к 1501 году. [3] Мусульмане, находившиеся под христианским правлением (до этого известные как мудехары), были затем вынуждены обратиться в христианство, став номинально католическим населением, известным как «мориско».

Недовольство среди новых «мориско» привело ко второму восстанию, возглавленному мориско, известному как Абен Хумея , которое началось в декабре 1568 года и продолжалось до марта 1571 года. Этот жестокий конфликт произошел в основном в горном регионе Альпухарра, на южных склонах горы. Сьерра-Невада между городом Гранада и побережьем Средиземного моря, часто известная как Война Альпухаррас. [4] [примечание 1]

Когда в 1568 году распространился слух о том, что османы наконец пришли их освободить, мусульмане вблизи Гранады, «полагая, что дни христианского правления прошли, пришли в ярость. Священники по всей сельской местности подверглись нападениям, калекам или убийствам; некоторые были сожжены заживо; одного зашили внутрь свиньи и приготовили на гриле; красивых христианских девушек усердно насиловали, некоторых отправляли в гаремы марокканских и алжирских правителей». [5] [6] [7]

Большая часть населения Мориско была затем изгнана из Королевства Гранада и рассеяна по всему Королевству Кастилия (современные Кастилия, Эстремадура и Андалусия). Поскольку в результате многие более мелкие поселения в Гранаде остались почти пустыми, для их заселения были привезены католические поселенцы из других частей страны.

Падение Гранады и мусульманские восстания 1499–1501 гг.

[ редактировать ]
Принудительное обращение под руководством Франсиско Хименеса де Сиснероса было одной из главных причин восстаний.

Королевство Гранада было последним государством в Испании, управляемым мусульманами. После длительной осады город Гранада пал перед католическими монархами Фердинандом и Изабель в 1492 году. По условиям Гранадского договора первоначально к мусульманскому населению относились терпимо : им разрешалось оставаться в своих жилищах, и их судили в соответствии с своим собственным законам и не будут обязаны обращаться в христианство. [8]

Тем не менее, они оказались под давлением, требующим обращения, и растущее недовольство привело к восстанию в 1499 году в городе Гранада, которое было быстро подавлено, а в следующем году еще два серьезных восстания в горных деревнях Альпухарры региона ниже Сьерра-Невады. . Сам Фердинанд повел в этот район армию. В западных частях Королевства также произошли восстания. Подавление со стороны католических сил было жестоким, самый жестокий эпизод произошел в Лаухар-де-Андаракс , где двести мусульман были сожжены в местной мечети. [9]

Это восстание позволило католикам заявить, что мусульмане нарушили условия Гранадского договора, который поэтому был аннулирован. По всему региону мусульмане теперь были вынуждены выбирать между обращением в христианство или изгнанием. Подавляющее большинство выбрало обращение и стало известно как « мориски » или «новые христиане», хотя многие продолжали говорить на андалузском арабском языке и сохранять свои мавританские обычаи. [10]

Причины второго восстания

[ редактировать ]

В 1526 году Карл V (Карл I Испанский) издал Указ, согласно которому законы против ереси (например, мусульманские практики «новых христиан») будут строго соблюдаться; среди других ограничений, он запрещал использование арабского языка и ношение мавританской одежды. Мориско удалось добиться приостановки этого срока на сорок лет, заплатив крупную сумму (80 000 дукадо). [11]

Поскольку теперь все оставшиеся мавры официально были христианами («мориско»), мечети могли быть разрушены или превращены в церкви. Дальнейших объяснений христианства практически не было или вообще не было; более того, сами священники по большей части были слишком невежественны, чтобы это сделать. [12] С другой стороны, они наказывали мориско, не присутствовавшего на воскресной мессе; Мориски должны были выучить на латыни Молитву Господню, Аве Марию , Кредо и Десять заповедей; детей нужно было крестить, а бракосочетание заключалось по христианским обрядам. Неизбежно нарастало напряжение. [13]

Семья Мориско, прогуливающаяся по деревне, картина Кристофа Вайдица, 1529 год.

Архиепископ Гранады, убежденный, что мориски сохраняют свои обычаи и традиции и никогда не станут настоящими христианами, созвал в 1565 году синод епископов королевства Гранады. [14] Было решено, что политика убеждения должна быть заменена политикой репрессий и что теперь следует применить меры 1526 года. Это означало запрет всех отличительных обычаев мориско: языка, одежды, общественных бань, религиозных церемоний и т. д. Более того, в каждом месте, где проживали мориско, по крайней мере, дюжина «старых христиан» (т.е. не тех, кто предположительно был обращен в христианство) должна была быть установлен; Дома мориско следует проверять по пятницам, субботам и праздничным дням, чтобы убедиться, что в них не исполняются коранические обряды; за главами домохозяйств следует внимательно следить, чтобы они подавали хороший пример; их сыновей следует отвезти в Старую Кастилию за счет родителей, чтобы они воспитывались, изучая христианские обычаи и забывая о своем происхождении. [15]

Филипп II , ставший королем в 1556 году, дал свое одобрение: результатом стала Прагматика от 1 января 1567 года. [16] Мориски пытались договориться о его приостановке, как это было в 1526 году, но этот король был непреклонен. Лидер Мориско Франсиско Нуньес Мулей выступил с заявлением, протестуя против несправедливости, совершенной в отношении Мориско: «День ото дня наше положение ухудшается, с нами плохо обращаются во всех отношениях; и это делают судьи и чиновники… Как можно лишать людей их собственный язык, на котором они родились и выросли? В Египте, Сирии, на Мальте и в других местах есть люди, подобные нам, которые говорят, читают и пишут по-арабски, и они такие же христиане, как и мы». [17] Американский историк Генри Чарльз Ли писал: «Пути мориско разошлись; среднего пути не было, и у них была голая альтернатива — подчинение или восстание». [18]

Когда безуспешность их призывов стала очевидной, мориски Гранады начали готовиться к восстанию, проводя тайные собрания в мавританском квартале Альбайсин. [19] Власти арестовали Мориско, который, по их мнению, мог участвовать в заговоре; они также планировали изгнать морисков из Королевства и заменить их «старыми христианами» (т.е. не недавними новообращенными). После года бесплодных переговоров в 1568 году лидеры Мориско решили взяться за оружие. [20]

Восстание 1568–71 (Война Альпухаррас)

[ редактировать ]

Через несколько месяцев после публикации « Прагматики» 1 января 1567 года мориски начали готовить восстание. Оружие, мука, масло и другие припасы хранились в недоступных и безопасных пещерах, которых хватило на шесть лет. [21]

Главные лидеры, в том числе некоторые из Альпухарры, проводили собрания в частных домах в Альбайсине и оттуда отдавали свои приказы.

Провозглашение Абена Хумеи королем Мориско

На собрании 17 сентября 1568 г. было предложено избрать вождя, который возглавит восстание. Восстание началось в сочельник в деревне Безнар в долине Лекрин, когда королем был провозглашен Эрнандо де Кордова-и-Валор : на торжественной церемонии его облачили в пурпур согласно старому ритуалу для королей Гранады и многих богатых Мориски присутствовали в черных одеждах. [22] Он был выбран потому, что он происходил из рода халифов Кордовы, Омея, и поэтому взял мавританское имя Абен Хумея (или «Омея»). Многие другие места в тахасе (районах) Оргивы, Покейры, Хувилеса и других деревень Мориско в Альпухарре последовали этому примеру.

Первые действия повстанцев произошли в городе Гранада: их возглавил «великий визирь» Абена Хумеи Фаракс Абен Фаракс, который в ту же ночь с 24 на 25 декабря вошел в Альбайсин (мавританский квартал) с группой монфиев – преступники, по тем или иным причинам покинувшие деревни и скитавшиеся по горам. Его целью было убедить жителей Мориско присоединиться к восстанию, но он не добился большого успеха — за ним последовали лишь несколько сотен. Эта неудача в столице оказала решающее влияние на ход кампании по всему Гранадскому королевству. [23]

Восстание приняло фанатический характер, сопровождавшееся пытками и убийствами священников и дьяков, разрушением и осквернением церквей. в этом сыграли банды монстров . Большую роль [24]

Первый этап

[ редактировать ]

Испанскую кампанию возглавили маркиз де Мондехар на западе Альпухарры и маркиз де Лос Велес на востоке. Мондехар, пришедший из Гранады в январе 1569 года, добился быстрого успеха на местности, которая должна была благоприятствовать защитникам. Он преодолел первое естественное препятствие – мост в Таблате, частично разрушенный маврами, – и добрался до Оргивы вовремя, чтобы спасти христиан, удерживаемых в плену в башне. [25]

Таблитный мост

Первое крупное сражение произошло в долине реки к востоку от Оргивы, где мавры потерпели поражение. Затем передовому отряду удалось пересечь узкое ущелье (изображение) и подняться по крутому склону горы, чтобы добраться до деревни Бубион в долине Покейра , где Абен Хумея разместил свою штаб-квартиру, а мавры хранили оборудование и ценности. Вскоре к ним присоединились маркиз и основная часть его армии, и они пошли более длинным, но безопасным маршрутом. [26]

Подход к долине Покейра

В следующие несколько дней армия пересекла горы и напала на Португос и Питрес, снова освобождая христианских пленников в церквях. Отсюда путь был открыт в деревни дальше на восток. [27]

Американский историк Генри Чарльз Ли писал о «короткой, но блестящей кампании Мондехара... Несмотря на сильный снегопад и сильный холод, в почти недоступных горах он сражался битву за битвой, не давая врагу передышки и воспользовавшись каждым полученным преимуществом. Мориски быстро проиграли». сердцем и добивался условий капитуляции... К середине февраля [1569 г.] восстание было практически подавлено, Абен Хумея скитался, днем ​​скрываясь в пещерах, а ночью ища убежища в домах, имевших поручительства». [28]

Действительно, в Португосе некоторые мавританские лидеры пытались договориться об условиях капитуляции с Мондехаром, который ответил, что будет ходатайствовать перед королем Филиппом, но тем временем наказание повстанцев должно продолжаться. [29] Если бы он и доложил королю, это не принесло бы ему никакой пользы, поскольку усилило бы обвинения против него в чрезмерном милосердии. Фактически христианская кампания была скомпрометирована давней враждой между двумя полководцами, и ее разжигала канцелярия в Гранаде, которая несколько раз направляла жалобы на Мондехара королю Филиппу. [примечание 2]

Последующая кампания была отмечена бесчинствами со стороны войск: это была недисциплинированная армия, а состоявшая в основном из необученных добровольцев, которым не платили, а рассчитывали на добычу, которую они могли собрать. [30] Летописец Перес де Хита писал, что половина из них были «худшими негодяями в мире, движимыми только желанием украсть, разграбить и разрушить деревни Мориско». [31]

Мориски также совершили множество актов мести «старым христианам». С некоторых священников сдирали кожу заживо, напоминая об их строгости по отношению к тем, кто не посещал мессу, к женщинам, которые не открывали лица, и вообще к тем, кто продолжал практиковать свои старые обряды. Церкви систематически поджигались и грабили; а также дома священников и христиан вообще. [32]

Обе стороны продали в рабство многих своих пленников. Мориски продавали христиан купцам из Северной Африки в обмен на оружие. Со своей стороны, те, кого захватили христианские солдаты, особенно женщины, считались военной добычей, и они имели право оставить добычу себе, поскольку Корона отказывалась от пятой части доходов, которые обычно причитались. Начальники и офицеры также брали себе пленных, в том числе детей. Сама корона действительно получала выгоду от продажи рабов, как в случае со многими маврами из числа несовершеннолетних, которые были проданы на рынке в Гранаде в пользу короля. [33]

Второй этап

[ редактировать ]

Это продолжалось с марта 1569 года по январь 1570 года. Теперь инициатива принадлежала повстанцам Мориско, которые получили поддержку, когда города на равнине и в других местах присоединились к восстанию. Таким образом, их число выросло с 4000 в 1569 году до 25000 в 1570 году, включая некоторых берберов и турок. [34] Их тактика заключалась в том, чтобы устроить засаду на своих противников, избегая боя на открытой местности, полагаясь на свои знания сложной местности Сьерры и занимая высоты, с которых они могли совершать дерзкие атаки.

Испанский флот был призван для подкрепления армии и защиты побережья Гранады от османских подкреплений из Северной Африки. [35]

Третий этап

[ редактировать ]

Это началось в 1570 году, после того как король Филипп освободил маркиза Мондехара от его командования и назначил на его место своего сводного брата дона Хуна Австрийского , чтобы принять на себя общее командование, а маркиза Лос-Велеса для ведения операций на востоке. часть королевства.

Дон Жуан Австрийский , Хуан Пантоха де ла Крус .

Леа описывает Велеса как «амбициозного, высокомерного и самоуверенного… Он бросился в войну и плохо управлял ею на каждом шагу, но он был любимцем короля, который поддерживал его во всем этом… Были сделаны большие приготовления, чтобы дать Дону Джону силу Это соответствовало его достоинству и должно было быстро подавить любое сопротивление. Города и поселки были призваны предоставить свои квоты, а испанскому послу в Риме было приказано привести итальянские галеры в Испанию, чтобы помочь эскадре базирования в охране побережья и перехвате подкреплений из них. Африки, а также передать «терцио Неаполя» (батальон регулярного военнослужащего численностью около трёх тысяч человек). [36]

Это была большая мобилизация для подавления восстания горцев , не имеющих военной подготовки и организации и плохо оснащенных оружием. Но король Филипп был одержим своими проблемами за границей и явно чувствовал, что должен устранить эту проблему у себя на пороге. Османский флот совершил набег на испанское побережье и в 1558 году захватил Балеарские острова . В испанских Нидерландах проповеди кальвинистских лидеров привели к беспорядкам в 1566 году и к открытой войне в 1568 году: Филипп не хотел неприятностей на своем заднем дворе. . [37] Более того, как и католические лидеры всей Европы, он был полон решимости искоренить «ересь» всех видов – а мавры к тому времени были официально классифицированы как еретики.

Дон Хуан прибыл в Гранаду в апреле 1569 года. Возвращаясь к рассказу Леа: «Противоречивые мнения привели к длительным дискуссиям, в ходе которых ничего не было сделано; кампания развалилась; умиротворенные мориски, доведенные до отчаяния уходом Мондехара, отослали обратно свою охрану. и отозвали свою клятву верности, и вместе с ними ушли многие места, которые ранее оставались верными… Гранада была фактически осаждена, поскольку мориско опустошили Вегу [равнину] до самых ворот… Восстание, которое до сих пор ограничивалось Альпухаррасом и Сьерра-Невада, простиравшаяся с одной стороны до гор Альмерии, а с другой — до гор Малаги. Вся земля была в огне, и казалось, что сил Испании было недостаточно, чтобы потушить пожар». [38]

При нападении на Альбунюэлас испанские войска убили всех мужчин, которым не удалось спастись, и вернули полторы тысячи женщин и детей, которые были разделены между солдатами в качестве рабов. [39] В октябре того же года король объявил «войну огня и крови» ( una guerra a fuego ya sangre ) – уже не просто вопрос наказания за восстание. свободу действий ( campo franco ) брать любую добычу, которую они могли найти, будь то рабы, скот или имущество. Он также дал солдатам [40]

В январе 1570 года дон Джон начал свою новую кампанию с отрядом в 12 000 человек; другой контингент во главе с герцогом Сессским имел 8000 пеших и 350 всадников. [41] В апреле 1570 года в районе Питрес-Покейра возобновились бои. По мере того, как кампания продолжалась и деревни были захвачены, католические силы значительно сократились из-за дезертирства.

10 февраля, после двухмесячной осады, дон Хуан захватил Галеру и приказал ее уничтожить; в марте он взял Серона; а в конце апреля он направился в Альпухарру, разместив свою штаб-квартиру в Падулесе. Там к нему присоединилась вторая армия под командованием герцога Сессы , которая покинула Гранаду в феврале и переправилась через Альпухарру с запада на восток. В то же время третья армия прибыла из Антекеры, чтобы в начале марта достичь Сьерры Бентомис, еще одного очага восстания. [42]

Четвертый этап

[ редактировать ]

Это продолжалось с апреля 1570 года до весны 1571 года. Католические силы были значительно усилены пехотой и кавалерией. Под предводительством дона Хуана и герцога Сесса они начали новую кампанию, вторгнувшись в Альпухарру, уничтожая дома и посевы, предавали мужчин мечу и брали в плен всех женщин, детей и стариков, которых они встречали на своем пути. «Испания напрягла все нервы и собрала подавляющие силы, чтобы совершить то, что Мондехар сделал с несколькими тысячами человек двенадцатью месяцами ранее». [43]

В мае король Абен Абу наконец принял условия капитуляции, согласно которым тем, кто сдался и сдал свое оружие, будет сохранена жизнь. Но когда появились берберы и сообщили о приближении большого подкрепления, Абен Абу решил продолжать сражаться. Сообщения здесь запутаны: некоторые говорят, что три галеры, только что прибывшие из Алжира с оружием, боеприпасами и продовольствием, повернули назад, потому что услышали, что Абу сдается. Как бы то ни было, такая помощь до повстанцев не дошла, но католикам был дан повод возобновить военные действия: «В сентябре 1570 года Сьерра подверглась нападению одновременно с обоих концов, в ходе безжалостной опустошительной войны, уничтожившей все урожаи, уничтожившей мужчин и тысячи женщин и детей приводили в качестве рабов. Те немногие пленные, которые были взяты в плен, были казнены или отправлены на галеры». [44]

Это наступление королевских войск открыло разрыв между теми морисками, которые хотели продолжить борьбу, и теми, кто выступал за условия капитуляции. В мае после встречи в Андараксе многие повстанцы бежали в Северную Африку. Вскоре после этого по приказу Абена Абу был казнен лидер сторонников капитуляции Эрнандо эль-Хабаки.

Хотя с октября 1570 года многие мориски сдались, несколько тысяч продолжали сражаться. Большинство из них укрылись в пещерах, но многие из них умерли от удушья, когда христианские войска зажгли костры у входов. [45]

В 1571 году Иоанну Австрийскому наконец удалось подавить восстание в Альпухарре. Последние повстанцы, потеряв крепость Жювилес, были убиты в своих пещерах: среди них Абен Абу, который был зарезан своими последователями в пещере недалеко от Бершулеса. Затем сопротивление рухнуло. [46]

Диего Уртадо де Мендоса – более просвещенный из современных испанских источников – сделал горький комментарий: «День за днем ​​мы сражались с нашими врагами, в холод или в жару, голодные, не имея боеприпасов, страдая от постоянных ранений и смертей, пока не смогли противостоять нашим врагам». враги: воинственное племя, хорошо вооруженное и уверенное в благоприятствующей им местности. В конце концов их изгнали из своих домов и владений; мужчин и женщин сковали вместе; пленных детей продали тому, кто больше заплатил, или увезли в отдаленные места. была сомнительной победой, с такими последствиями, что можно было бы усомниться в том, были ли те, кого Бог хотел наказать, нами или врагом». [47]

Масштабы восстания

[ редактировать ]

Когда началось восстание, Королевство Гранада насчитывало едва 150 000 жителей, большинство из которых были морисками. Точное число восставших неизвестно, но послы Франции и Генуэзской Республики при Мадридском дворе подсчитали, что в январе 1569 года насчитывалось 4000 повстанцев, а к весне 1570 года — 25 000, из которых около 4000 были турками или берберами с Севера. Африка, пришедшая поддержать восстание. [48]

С другой стороны, королевская армия вначале имела 2000 пехотинцев и 200 кавалеристов под командованием маркиза де Мондехара. Их число существенно возросло, когда дон Джон взял на себя командование: при осаде Галеры у него было 12 000 человек, в то время как герцог Сесса в то же время командовал от 8 000 до 10 000 человек. [49]

С самого начала в Альпухарре восстание распространилось на равнины и другие горные районы на окраинах королевства. Особенно драматичный конфликт произошел на хребте ( пеньон ) над Фрихилианой, в Ахаркии, где собрались целые семьи мориско со всех окрестностей: осада продолжалась с июня 1569 года по сентябрь, когда по морю были переброшены испанские подкрепления. [50] Мориски, проживающие в городах, включая столицу Альмерию, Малагу, Гуадикс, Базу и Мотриль, и прилегающих к ним районах, не принимали участия в восстании, хотя и сочувствовали ему. [51]

Такое особое отношение городов можно объяснить присутствием большего числа «старых христиан» и лучшей интеграцией мориско в эти общины. С другой стороны, в Альпухарре и других регионах, где началось восстание, были деревни, где единственным «старым христианином» был приходской священник. [52]

Расселение и переселение

[ редактировать ]

После подавления восстания значительная часть населения Мориско была изгнана из бывшего Королевства Гранада. Сначала их собирали и держали в церквях, затем в суровых зимних условиях, при скудном питании, водили пешком группами, под конвоем солдат; многие умерли в пути. Многие отправились в Кордову, другие — в Толедо и до Леона. Жители региона Альмерия были доставлены на галерах в Севилью. Общее число изгнанных оценивается примерно в 80 000 человек, что составляет примерно половину мориско Гранады. [53]

Депортации означали значительное сокращение населения, на компенсацию которого потребовались десятилетия; они также вызвали коллапс экономики, учитывая, что мориски были ее основным двигателем. Более того, многие поля остались необработанными, фруктовые сады и мастерские были разрушены во время боев. [54]

Испанская администрация уже в 1571 году заложила основу для повторного заселения. Земля, оставшаяся свободной в результате изгнания мориско, будет разделена; поселенцам будет оказываться поддержка до тех пор, пока их земля не начнет приносить плоды. Общая земля будет сохранена; асекии (оросительные каналы) и водохранилища будут отремонтированы; источники будут общего пользования; пастбища будут предоставлены для скота; были обещаны различные финансовые преимущества. Поселенцам были гарантированы хлеб и мука, семена для посевов, одежда, материалы для обработки земли, а также волы, лошади и мулы. Были различные налоговые льготы. [55]

Libro de apeos , хранящаяся в ратуше Бубиона.
Типичная деревня Альпухаррана. Он немного расширился с мавританских времен, но сохранил основные оригинальные черты: узкие улочки, плоские крыши, дымоходы-котелки. Церковь находится на месте бывшей мечети.

Власти Гранады отправили чиновников на поиски кандидатов даже из Галисии и Астурии, а также из горных районов Бургоса и Леона. Процесс был трудным, медленным и дорогостоящим. Большее число было выходцами из западной Андалусии, но они также были выходцами из Галисии, Кастилии, Валенсии и Мурсии.

Реестр собственности ( Libro de Apeos ) деревень долины Покейра, типичный для Альпухарры в целом, предоставляет богатую информацию. [примечание 3] Там говорится, что в Бубионе было 23 поселенца, плюс 5 в Альгуастаре (позже объединенном с Бубионом), 29 в Капилейре, 13 в Пампанейре. Из жителей Бубиона девять были выходцами из Галисии; пятеро уже жили в деревне, в том числе три вдовы, два представителя духовенства и первый мэр (Кристобаль де Каньябате, мориско, чье обращение, по-видимому, считалось искренним). В Libro de Apeos указаны все имена, некоторые из которых еще предстоит найти.

Раздача земель началась в сентябре 1571 г.: большинство поселенцев получили определенное количество орошаемых земель, виноградники, яйца тутового шелкопряда, фруктовые, ореховые и каштановые деревья. Зерновые и оливковые мельницы должны были оставаться государственной собственностью в течение шести лет. Три мельницы в рабочем состоянии и четыре нуждающиеся в ремонте были приписаны двум жителям Пампанейры. Об этих грантах было официально объявлено на собрании на площади Бубион 28 июня 1573 года, после чего поселенцы могли начать разметку и обработку своих земель.

Их жизнь была непростой. Дома находились в плохом состоянии, ирригационные каналы ( acequias ) были повреждены, домашний скот большей частью исчез (среди апеосов ни один не упоминается ). Приехавшие из других регионов не имели опыта ведения сельского хозяйства в горах; многие сдались. К 1574 году в Покейре осталось только 59 семей из первоначальных 70.

Программа переселения так и не восстановила прежнюю численность населения Альпухарры. До Реконкисты население Альпухарры, вероятно, составляло около сорока тысяч человек, в основном мавры и несколько «старых христиан». Война 1568–1571 годов и последующее изгнание оставили лишь горстку обращенных мавров («новых христиан»): по оценкам, их численность составляла чуть более двухсот семей во всей Альпухарре и всего семь в Покейре.

Число христианских поселенцев, фактически оставшихся в Альпухарре, составляло около семи тысяч. Многие из них были одинокими или имели небольшую семью, тогда как мавританские семьи насчитывали в среднем пять или шесть человек, а до восстания их население составляло около сорока тысяч человек. Постепенно семьи поселенцев расширялись, в результате чего по переписи 1591 года население достигло пика в двенадцать тысяч человек. Но затем произошла вспышка чумы, нашествие саранчи из Африки и последовательные годы засухи со значительным снижением урожаев. Численность населения резко сократилась и медленно восстанавливалась. [56]

Некоторые деревни были заброшены. В Покейре крошечная деревушка Альгуастар, упомянутая выше, обезлюдела к концу XVI века (вероятно, из-за чумы). Как правило, поселенцы сохраняли дома такими, какими они их видели, и при строительстве копировали тот же стиль с плоской крышей. Мечети были разрушены или превращены в церкви; башни заменили минареты.

Между 1609 и 1614 годами испанская корона предприняла изгнание мориско со всей Испании. Около половины мориско Гранады осталось в регионе после расселения; только 2000 человек были изгнаны из города Гранады, многие из которых остались смешанными и защищенными старыми христианами, которые были менее враждебны по отношению к ним, чем в других регионах Испании (особенно в Королевстве Валенсия). [57] [58]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Часто используется множественное число «Альпухаррас», поскольку сейчас эта территория находится на территории двух испанских провинций, Гранады и Альмерии, но, вероятно, она имеет более раннее происхождение. У Альпухарры есть несколько предложенных арабских этимологий, наиболее распространенной из которых является «Аль-Бугшарра» (земля пастбищ). Также было предложено докельтское происхождение, Al , что означает «высокая гора», как и везде в Европе.
  2. ^ Маркиз Мондехар (Иньиго Лопес де Мендоса-и-Мендоса) жил с 1512 по 1580 год и был третьим в линии Мондехар. В 1560 году он был послом при Папе в Риме. Он был генерал-капитаном Гранады и, таким образом, командовал испанскими войсками в начале Альпухарранской войны. После отстранения от этого командования он стал наместником Валенсии, затем Неаполя.
  3. ^ Книга Апеоса почти неразборчива (см. рисунок), и за эту информацию мы обязаны бывшему мэру Бубиона Хуану Пересу Рамону. (2012) есть гораздо больше информации В его книге «Бубион в центре Покейры» , но она распространялась только на местном уровне.
  1. ^ Габсбурги: Власть над миром / Мартин Рейди; Пер. с англ. — М. :Альпина нон-фикшн, 2023. — 510 с. + 16 с. вкл.ISBN 978-5-00139-266-8
  2. ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.259.
  3. ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.261.
  4. ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.291.
  5. ^ Бароха, Хулио Каро (2003). Мавры королевства Гранада: Очерк социальной истории . Альянс. стр. 177–86. ISBN  9788420678603 .
  6. ^ Фрегози, Пол (1998). Джихад на Западе: мусульманские завоевания с 7 по 21 века . Книги Прометея. п. 314. ИСБН  9781573922470 .
  7. ^ Ортис, Антонио Домингес; Винсент, Бернард (1993). Мавританская история: жизнь и трагедия меньшинства . Издательский Альянс. п. 40. ИСБН  9788420624150 .
  8. ^ Мрамор I-XIX; Флетчер стр. 314-321
  9. ^ Мрамор IV-xxvii; Это пп. 38–39
  10. ^ Харви, стр. 53-55.
  11. ^ Леа, стр. 215–6
  12. ^ Флетчер, стр.167
  13. ^ Леа, стр. 201-207; 213–214
  14. ^ Дорогой Бароха, стр.156-7.
  15. ^ Домингес и Винсент, стр.32
  16. ^ Леа, стр.227
  17. ^ Стоун, с. 216
  18. ^ Леа, стр.232
  19. ^ Леа, стр.236
  20. ^ Каро Бароха, стр. 173 кв.
  21. ^ Каро Бароха, стр.173
  22. ^ Каро Бароха, стр. 173-4; Это стр.237
  23. ^ Каро Бароха, стр.176
  24. ^ Домингес и Винсент, стр.40; Каро Бароха, стр.177-86
  25. ^ Мондехар и Трейси, стр. 35-36.
  26. ^ Трейси, стр. 35-39.
  27. ^ Мондехар и Трейси, стр. 37-39.
  28. ^ Леа, стр.241-2.
  29. ^ Мрамор VI-xv и Трейси стр.39
  30. ^ Домингес и Винсент, стр. 36-40; Это стр.238
  31. ^ цитируется Каро Бароха p
  32. ^ Каро Бароха стр.194
  33. ^ Дорогой Бароха, стр. 188-196.
  34. ^ Дорогой Нью-Йорк, стр. 197-8.
  35. ^ Дорогой Нью-Йорк, стр. 197-8.
  36. ^ Леа, стр. 237 и 247.
  37. Камен, в Карре, стр.161.
  38. ^ Леа, с. 249
  39. ^ Леа, с. 250
  40. ^ Леа, с. 253
  41. ^ Леа, стр. 254–5
  42. ^ Домингес и Винсент, стр. 36-3
  43. ^ Леа, стр.255
  44. ^ Леа, стр.261
  45. ^ Каро Бароха, стр. 200-201, цитируя Мармоля, Xv.
  46. ^ Леа, стр.261-3.
  47. ^ Уртадо, стр. 57-58
  48. ^ Домингес и Винсент, стр. 39-40.
  49. ^ Домингес и Винсент, стр. 39-40.
  50. ^ Трейси, стр.43
  51. ^ Домингес и Винсент, стр.41-47.
  52. ^ Домингес и Винсент, стр.45-46.
  53. ^ (на испанском языке) Генри Лапейр (28 ноября 2011 г.): География мавританской Испании , Университет Валенсии. п. 14. ISBN   978-84-370-8413-8 .
  54. ^ Трейси, стр. 47-48.
  55. ^ Леа, стр.264
  56. ^ Галан Санчес, Винсент, Каро Бароха, стр.82 и Трейси, стр.49-51.
  57. ^ Домингес и Винсент, с. 188
  58. ^ Гарсиа де Кортасар, карты, стр. 324-325.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Известны три современных летописца, каждый из которых участвовал в кампании 1568-71 гг.:

  • МАРМОЛЬ КАРВАЙАЛЬ, Луис дель: Historia del [sic] Rebelión y Castigo de los Moriscos de Reino de Granada . Написано вскоре после войны, но опубликовано не раньше 1600 года. Охватывает всю кампанию, хотя лично он не наблюдал за всем этим и даже не присутствовал на раннем этапе (его роль заключалась в управлении снабжением армии). Эта огромная книга лучше всего доступна в столь же монументальном труде Хавьера КАСТИЛЬО ФЕРНАНДЕСА: Entre Granada y el Magreb - Vida y obra de cronista Луис дель Мармол Карвахаль (1524-1600). Университет Гранады, 2016.
  • PÉRES DE HITA, Ginés: Guerras Civiles de Granada менее полная, впервые опубликованная в двух частях, в 1570 и 1595 годах. Различные недавние издания доступны на английском языке.
  • ХУРТАДО ДЕ МЕНДОСА, Диего: Герра-де-Гранада , опубликовано посмертно в 1627 году. Доступно в Google Книгах.

Последующие сочинения о восстаниях в Мориско основаны на этих трех основных источниках, особенно на Мармоле. Другая современная работа, гораздо менее известная:

  • МОНДЕЖАР, маркиз де: Мемориал . Адресованное Филиппу II, оно должно было быть написано вскоре после первого этапа войны, когда маркиз командовал испанской армией, но оно появилось только в 1878 году во французском томе, составленном Альфредом Морелем-Фатио. Теперь электронная книга из Открытой библиотеки.

К сожалению, не существует современного отчета о войне в Альпухаррасе с мавританской стороны.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ:

  • КАРО БАРОДЖА, Хулио: Мориски Королевства Гранада (5-е изд. 2000 г.). ISBN   84-7090-076-5 .
  • ДОМИНГЕС ОРТИС, Антонио, и ВИНСЕНТ, Бернар: История мориско; жизнь и трагедия меньшинства (1993). ISBN   84-206-2415-2 .
  • ГАРСИА ДЕ КОРТАСАР, Фернандо: Атлас истории Испании (2012). ISBN   978-84-0800-539-1 .
  • ГАЛАН САНЧЕС, Анхель, и ПЕЙНАНДО САНТАЭЛЛА: Королевская казна и население Королевства Гранада - мавританская география в начале 16 века (1997).
  • ФАЛЬКОНЕС, Ильдефонсо: Рука Фатимы (2011— ISBN   978-84-9908-691-0 ); Английский текст «Рука Фатимы» (2011). Исторический роман о восстании 1568–1571 годов во многом основан на цитированных выше первоисточниках. ISBN   978-0-552-77646-2 .
  • КЕЙМЭН, Генри: Испанская инквизиция – исторический обзор (3-е изд. 2011 г.) (также доступно на английском языке – 4-е изд. 1999 г.). ISBN   978-84-9892-198-4 .
  • САНЧЕС РАМОС, Валериано: «Война Альпухаррас (1568-1570)» в «Истории Королевства Гранада» , том. II «Мавританская эпоха и повторное заселение (1502-1630), под ред. Мануэля Барриоса Агилеры (2000).
  • ВИНСЕНТ, Бернар: Сьерра-Невада и ее окрестности (Университет Гранады, 1988).

РАБОТАЕТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

  • ФЛЕТЧЕР, Ричард: Мавританская Испания (1992, новое издание 2001 г.). ISBN   978-1-8421-2605-9 .
  • ФЛОРИАН, М.: История мавров в Испании (французский оригинал около 1790 года, английский перевод 1840 года доступен в нескольких форматах электронных книг).
  • ХАРВИ, LP: Исламская Испания, 1250–1500 гг. (1990 г.) и мусульмане в Испании, 1500–1614 гг .; учитывает множество первоисточников, как испанских, так и арабских; ISBN   0-226-31962-8 и 0-226-31963-6. Харви также написал главу в «Наследие мавританской Испании» (см. Ниже) под названием «Политическая, социальная и культурная история мориско».
  • ДЖАЙЮСИ, Сальма Ишедра (редактор): Наследие мавританской Испании (1992). Огромный том (1088 страниц), состоящий из очерков специалистов в различных областях. Двое из авторов, помимо редактора, являются арабами: статью «Политическая история Аль-Андалуса» написал Махмуд МАККИ, профессор Каирского университета, а некоторые другие авторы явно знают арабский язык.
  • КЕЙМЭН, Генри: «Превратности мировой державы, 1500–1700», в Испании — История , изд. Раймонд Карр (2000). ISBN   978-0198-206-194 .
  • ЛЕА, Генри Чарльз: Мориски Испании (1901). Новаторская работа, тщательно задокументированная на основе оригинальных испанских источников. Переиздано в 2001 году издательством Goodword Books, Нью-Дели; также теперь из Интернет-архива.
  • СМИТ, Колин, МЕЛВИЛЛ, Чарльз и УБАЙДЛИ, Ахмад: христиане и мавры в Испании (1988–92). Трехтомный труд, состоящий из выдержек из первоисточников на латыни, испанском и арабском языках, с комментариями редакции. Все они ценны, третий – по арабским источникам – особенно ценен. ISBN   0-85668-410-4 , 447-3, 449-X.
  • ТРЕЙСИ, Майкл: Бубион - История деревни Альпухарран (2-е изд. 2015 г.) использует местные источники для иллюстрации опыта типичной деревни во время восстания в Мориско, ее последующего захвата христианскими силами и повторного заселения христианскими поселенцами. ISBN   978-2-930590-05-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b699ae0cc04bbf58fde500389259d77__1720011300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/77/6b699ae0cc04bbf58fde500389259d77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rebellion of the Alpujarras (1568–1571) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)