Восстание Альпухаррас (1568–1571)
Восстание Альпухаррас (1568–1571) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные центры восстания Мориско | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Испания | Мавританские повстанцы Османский Алжир Добровольцы из Королевства Фес | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иоанн Австрийский Маркиз Мондехар Маркиз Лос Велес герцог Сесса | Абен Хумея X Абен Абу X Очки | ||||||
Сила | |||||||
2200 (первоначально) 20,000 (1570) | 4000 (первоначально) 25,000 (1570) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Около 250 000 мусульман отправились в изгнание. [1] |
Второе восстание Альпухаррас ( араб . ثورة البشرات الثانية ; 1568–1571), иногда называемое Войной Альпухаррас или Восстанием Мориско , было вторым подобным восстанием против кастильской короны в горном регионе Альпухарра и в регионе Гранады-Альтиплано. , к северо-востоку от города Гранада. Повстанцами были мориски , номинально католические потомки мудехаров ( мусульман под властью Кастилии) после первого восстания Альпухаррас (1499–1501) .
К 1250 году в результате завоевания Испании католическими державами остался только Гранадский эмират на юге Испании. [2] В 1492 году город Гранада пал перед католическими монархами — Изабеллой I Кастильской и Фердинандом II Арагонским — и по условиям капитуляции весь регион с мусульманским большинством перешёл под власть христиан.
Однако мусульманские жители города вскоре восстали против христианского правления в 1499 году, за ними последовали горные деревни: это восстание было подавлено к 1501 году. [3] Мусульмане, находившиеся под христианским правлением (до этого известные как мудехары), были затем вынуждены обратиться в христианство, став номинально католическим населением, известным как «мориско».
Недовольство среди новых «мориско» привело ко второму восстанию, возглавленному мориско, известному как Абен Хумея , которое началось в декабре 1568 года и продолжалось до марта 1571 года. Этот жестокий конфликт произошел в основном в горном регионе Альпухарра, на южных склонах горы. Сьерра-Невада между городом Гранада и побережьем Средиземного моря, часто известная как Война Альпухаррас. [4] [примечание 1]
Когда в 1568 году распространился слух о том, что османы наконец пришли их освободить, мусульмане вблизи Гранады, «полагая, что дни христианского правления прошли, пришли в ярость. Священники по всей сельской местности подверглись нападениям, калекам или убийствам; некоторые были сожжены заживо; одного зашили внутрь свиньи и приготовили на гриле; красивых христианских девушек усердно насиловали, некоторых отправляли в гаремы марокканских и алжирских правителей». [5] [6] [7]
Большая часть населения Мориско была затем изгнана из Королевства Гранада и рассеяна по всему Королевству Кастилия (современные Кастилия, Эстремадура и Андалусия). Поскольку в результате многие более мелкие поселения в Гранаде остались почти пустыми, для их заселения были привезены католические поселенцы из других частей страны.
Фон
[ редактировать ]Падение Гранады и мусульманские восстания 1499–1501 гг.
[ редактировать ]Королевство Гранада было последним государством в Испании, управляемым мусульманами. После длительной осады город Гранада пал перед католическими монархами Фердинандом и Изабель в 1492 году. По условиям Гранадского договора первоначально к мусульманскому населению относились терпимо : им разрешалось оставаться в своих жилищах, и их судили в соответствии с своим собственным законам и не будут обязаны обращаться в христианство. [8]
Тем не менее, они оказались под давлением, требующим обращения, и растущее недовольство привело к восстанию в 1499 году в городе Гранада, которое было быстро подавлено, а в следующем году еще два серьезных восстания в горных деревнях Альпухарры — региона ниже Сьерра-Невады. . Сам Фердинанд повел в этот район армию. В западных частях Королевства также произошли восстания. Подавление со стороны католических сил было жестоким, самый жестокий эпизод произошел в Лаухар-де-Андаракс , где двести мусульман были сожжены в местной мечети. [9]
Это восстание позволило католикам заявить, что мусульмане нарушили условия Гранадского договора, который поэтому был аннулирован. По всему региону мусульмане теперь были вынуждены выбирать между обращением в христианство или изгнанием. Подавляющее большинство выбрало обращение и стало известно как « мориски » или «новые христиане», хотя многие продолжали говорить на андалузском арабском языке и сохранять свои мавританские обычаи. [10]
Причины второго восстания
[ редактировать ]В 1526 году Карл V (Карл I Испанский) издал Указ, согласно которому законы против ереси (например, мусульманские практики «новых христиан») будут строго соблюдаться; среди других ограничений, он запрещал использование арабского языка и ношение мавританской одежды. Мориско удалось добиться приостановки этого срока на сорок лет, заплатив крупную сумму (80 000 дукадо). [11]
Поскольку теперь все оставшиеся мавры официально были христианами («мориско»), мечети могли быть разрушены или превращены в церкви. Дальнейших объяснений христианства практически не было или вообще не было; более того, сами священники по большей части были слишком невежественны, чтобы это сделать. [12] С другой стороны, они наказывали мориско, не присутствовавшего на воскресной мессе; Мориски должны были выучить на латыни Молитву Господню, Аве Марию , Кредо и Десять заповедей; детей нужно было крестить, а бракосочетание заключалось по христианским обрядам. Неизбежно нарастало напряжение. [13]
Архиепископ Гранады, убежденный, что мориски сохраняют свои обычаи и традиции и никогда не станут настоящими христианами, созвал в 1565 году синод епископов королевства Гранады. [14] Было решено, что политика убеждения должна быть заменена политикой репрессий и что теперь следует применить меры 1526 года. Это означало запрет всех отличительных обычаев мориско: языка, одежды, общественных бань, религиозных церемоний и т. д. Более того, в каждом месте, где проживали мориско, по крайней мере, дюжина «старых христиан» (т.е. не тех, кто предположительно был обращен в христианство) должна была быть установлен; Дома мориско следует проверять по пятницам, субботам и праздничным дням, чтобы убедиться, что в них не исполняются коранические обряды; за главами домохозяйств следует внимательно следить, чтобы они подавали хороший пример; их сыновей следует отвезти в Старую Кастилию за счет родителей, чтобы они воспитывались, изучая христианские обычаи и забывая о своем происхождении. [15]
Филипп II , ставший королем в 1556 году, дал свое одобрение: результатом стала Прагматика от 1 января 1567 года. [16] Мориски пытались договориться о его приостановке, как это было в 1526 году, но этот король был непреклонен. Лидер Мориско Франсиско Нуньес Мулей выступил с заявлением, протестуя против несправедливости, совершенной в отношении Мориско: «День ото дня наше положение ухудшается, с нами плохо обращаются во всех отношениях; и это делают судьи и чиновники… Как можно лишать людей их собственный язык, на котором они родились и выросли? В Египте, Сирии, на Мальте и в других местах есть люди, подобные нам, которые говорят, читают и пишут по-арабски, и они такие же христиане, как и мы». [17] Американский историк Генри Чарльз Ли писал: «Пути мориско разошлись; среднего пути не было, и у них была голая альтернатива — подчинение или восстание». [18]
Когда безуспешность их призывов стала очевидной, мориски Гранады начали готовиться к восстанию, проводя тайные собрания в мавританском квартале Альбайсин. [19] Власти арестовали Мориско, который, по их мнению, мог участвовать в заговоре; они также планировали изгнать морисков из Королевства и заменить их «старыми христианами» (т.е. не недавними новообращенными). После года бесплодных переговоров в 1568 году лидеры Мориско решили взяться за оружие. [20]
Восстание 1568–71 (Война Альпухаррас)
[ редактировать ]Через несколько месяцев после публикации « Прагматики» 1 января 1567 года мориски начали готовить восстание. Оружие, мука, масло и другие припасы хранились в недоступных и безопасных пещерах, которых хватило на шесть лет. [21]
Главные лидеры, в том числе некоторые из Альпухарры, проводили собрания в частных домах в Альбайсине и оттуда отдавали свои приказы.
На собрании 17 сентября 1568 г. было предложено избрать вождя, который возглавит восстание. Восстание началось в сочельник в деревне Безнар в долине Лекрин, когда королем был провозглашен Эрнандо де Кордова-и-Валор : на торжественной церемонии его облачили в пурпур согласно старому ритуалу для королей Гранады и многих богатых Мориски присутствовали в черных одеждах. [22] Он был выбран потому, что он происходил из рода халифов Кордовы, Омея, и поэтому взял мавританское имя Абен Хумея (или «Омея»). Многие другие места в тахасе (районах) Оргивы, Покейры, Хувилеса и других деревень Мориско в Альпухарре последовали этому примеру.
Первые действия повстанцев произошли в городе Гранада: их возглавил «великий визирь» Абена Хумеи Фаракс Абен Фаракс, который в ту же ночь с 24 на 25 декабря вошел в Альбайсин (мавританский квартал) с группой монфиев – преступники, по тем или иным причинам покинувшие деревни и скитавшиеся по горам. Его целью было убедить жителей Мориско присоединиться к восстанию, но он не добился большого успеха — за ним последовали лишь несколько сотен. Эта неудача в столице оказала решающее влияние на ход кампании по всему Гранадскому королевству. [23]
Восстание приняло фанатический характер, сопровождавшееся пытками и убийствами священников и дьяков, разрушением и осквернением церквей. в этом сыграли банды монстров . Большую роль [24]
Первый этап
[ редактировать ]Испанскую кампанию возглавили маркиз де Мондехар на западе Альпухарры и маркиз де Лос Велес на востоке. Мондехар, пришедший из Гранады в январе 1569 года, добился быстрого успеха на местности, которая должна была благоприятствовать защитникам. Он преодолел первое естественное препятствие – мост в Таблате, частично разрушенный маврами, – и добрался до Оргивы вовремя, чтобы спасти христиан, удерживаемых в плену в башне. [25]
Первое крупное сражение произошло в долине реки к востоку от Оргивы, где мавры потерпели поражение. Затем передовому отряду удалось пересечь узкое ущелье (изображение) и подняться по крутому склону горы, чтобы добраться до деревни Бубион в долине Покейра , где Абен Хумея разместил свою штаб-квартиру, а мавры хранили оборудование и ценности. Вскоре к ним присоединились маркиз и основная часть его армии, и они пошли более длинным, но безопасным маршрутом. [26]
В следующие несколько дней армия пересекла горы и напала на Португос и Питрес, снова освобождая христианских пленников в церквях. Отсюда путь был открыт в деревни дальше на восток. [27]
Американский историк Генри Чарльз Ли писал о «короткой, но блестящей кампании Мондехара... Несмотря на сильный снегопад и сильный холод, в почти недоступных горах он сражался битву за битвой, не давая врагу передышки и воспользовавшись каждым полученным преимуществом. Мориски быстро проиграли». сердцем и добивался условий капитуляции... К середине февраля [1569 г.] восстание было практически подавлено, Абен Хумея скитался, днем скрываясь в пещерах, а ночью ища убежища в домах, имевших поручительства». [28]
Действительно, в Португосе некоторые мавританские лидеры пытались договориться об условиях капитуляции с Мондехаром, который ответил, что будет ходатайствовать перед королем Филиппом, но тем временем наказание повстанцев должно продолжаться. [29] Если бы он и доложил королю, это не принесло бы ему никакой пользы, поскольку усилило бы обвинения против него в чрезмерном милосердии. Фактически христианская кампания была скомпрометирована давней враждой между двумя полководцами, и ее разжигала канцелярия в Гранаде, которая несколько раз направляла жалобы на Мондехара королю Филиппу. [примечание 2]
Последующая кампания была отмечена бесчинствами со стороны войск: это была недисциплинированная армия, а состоявшая в основном из необученных добровольцев, которым не платили, а рассчитывали на добычу, которую они могли собрать. [30] Летописец Перес де Хита писал, что половина из них были «худшими негодяями в мире, движимыми только желанием украсть, разграбить и разрушить деревни Мориско». [31]
Мориски также совершили множество актов мести «старым христианам». С некоторых священников сдирали кожу заживо, напоминая об их строгости по отношению к тем, кто не посещал мессу, к женщинам, которые не открывали лица, и вообще к тем, кто продолжал практиковать свои старые обряды. Церкви систематически поджигались и грабили; а также дома священников и христиан вообще. [32]
Обе стороны продали в рабство многих своих пленников. Мориски продавали христиан купцам из Северной Африки в обмен на оружие. Со своей стороны, те, кого захватили христианские солдаты, особенно женщины, считались военной добычей, и они имели право оставить добычу себе, поскольку Корона отказывалась от пятой части доходов, которые обычно причитались. Начальники и офицеры также брали себе пленных, в том числе детей. Сама корона действительно получала выгоду от продажи рабов, как в случае со многими маврами из числа несовершеннолетних, которые были проданы на рынке в Гранаде в пользу короля. [33]
Второй этап
[ редактировать ]Это продолжалось с марта 1569 года по январь 1570 года. Теперь инициатива принадлежала повстанцам Мориско, которые получили поддержку, когда города на равнине и в других местах присоединились к восстанию. Таким образом, их число выросло с 4000 в 1569 году до 25000 в 1570 году, включая некоторых берберов и турок. [34] Их тактика заключалась в том, чтобы устроить засаду на своих противников, избегая боя на открытой местности, полагаясь на свои знания сложной местности Сьерры и занимая высоты, с которых они могли совершать дерзкие атаки.
Испанский флот был призван для подкрепления армии и защиты побережья Гранады от османских подкреплений из Северной Африки. [35]
Третий этап
[ редактировать ]Это началось в 1570 году, после того как король Филипп освободил маркиза Мондехара от его командования и назначил на его место своего сводного брата дона Хуна Австрийского , чтобы принять на себя общее командование, а маркиза Лос-Велеса для ведения операций на востоке. часть королевства.
Леа описывает Велеса как «амбициозного, высокомерного и самоуверенного… Он бросился в войну и плохо управлял ею на каждом шагу, но он был любимцем короля, который поддерживал его во всем этом… Были сделаны большие приготовления, чтобы дать Дону Джону силу Это соответствовало его достоинству и должно было быстро подавить любое сопротивление. Города и поселки были призваны предоставить свои квоты, а испанскому послу в Риме было приказано привести итальянские галеры в Испанию, чтобы помочь эскадре базирования в охране побережья и перехвате подкреплений из них. Африки, а также передать «терцио Неаполя» (батальон регулярного военнослужащего численностью около трёх тысяч человек). [36]
Это была большая мобилизация для подавления восстания горцев , не имеющих военной подготовки и организации и плохо оснащенных оружием. Но король Филипп был одержим своими проблемами за границей и явно чувствовал, что должен устранить эту проблему у себя на пороге. Османский флот совершил набег на испанское побережье и в 1558 году захватил Балеарские острова . В испанских Нидерландах проповеди кальвинистских лидеров привели к беспорядкам в 1566 году и к открытой войне в 1568 году: Филипп не хотел неприятностей на своем заднем дворе. . [37] Более того, как и католические лидеры всей Европы, он был полон решимости искоренить «ересь» всех видов – а мавры к тому времени были официально классифицированы как еретики.
Дон Хуан прибыл в Гранаду в апреле 1569 года. Возвращаясь к рассказу Леа: «Противоречивые мнения привели к длительным дискуссиям, в ходе которых ничего не было сделано; кампания развалилась; умиротворенные мориски, доведенные до отчаяния уходом Мондехара, отослали обратно свою охрану. и отозвали свою клятву верности, и вместе с ними ушли многие места, которые ранее оставались верными… Гранада была фактически осаждена, поскольку мориско опустошили Вегу [равнину] до самых ворот… Восстание, которое до сих пор ограничивалось Альпухаррасом и Сьерра-Невада, простиравшаяся с одной стороны до гор Альмерии, а с другой — до гор Малаги. Вся земля была в огне, и казалось, что сил Испании было недостаточно, чтобы потушить пожар». [38]
При нападении на Альбунюэлас испанские войска убили всех мужчин, которым не удалось спастись, и вернули полторы тысячи женщин и детей, которые были разделены между солдатами в качестве рабов. [39] В октябре того же года король объявил «войну огня и крови» ( una guerra a fuego ya sangre ) – уже не просто вопрос наказания за восстание. свободу действий ( campo franco ) брать любую добычу, которую они могли найти, будь то рабы, скот или имущество. Он также дал солдатам [40]
В январе 1570 года дон Джон начал свою новую кампанию с отрядом в 12 000 человек; другой контингент во главе с герцогом Сессским имел 8000 пеших и 350 всадников. [41] В апреле 1570 года в районе Питрес-Покейра возобновились бои. По мере того, как кампания продолжалась и деревни были захвачены, католические силы значительно сократились из-за дезертирства.
10 февраля, после двухмесячной осады, дон Хуан захватил Галеру и приказал ее уничтожить; в марте он взял Серона; а в конце апреля он направился в Альпухарру, разместив свою штаб-квартиру в Падулесе. Там к нему присоединилась вторая армия под командованием герцога Сессы , которая покинула Гранаду в феврале и переправилась через Альпухарру с запада на восток. В то же время третья армия прибыла из Антекеры, чтобы в начале марта достичь Сьерры Бентомис, еще одного очага восстания. [42]
Четвертый этап
[ редактировать ]Это продолжалось с апреля 1570 года до весны 1571 года. Католические силы были значительно усилены пехотой и кавалерией. Под предводительством дона Хуана и герцога Сесса они начали новую кампанию, вторгнувшись в Альпухарру, уничтожая дома и посевы, предавали мужчин мечу и брали в плен всех женщин, детей и стариков, которых они встречали на своем пути. «Испания напрягла все нервы и собрала подавляющие силы, чтобы совершить то, что Мондехар сделал с несколькими тысячами человек двенадцатью месяцами ранее». [43]
В мае король Абен Абу наконец принял условия капитуляции, согласно которым тем, кто сдался и сдал свое оружие, будет сохранена жизнь. Но когда появились берберы и сообщили о приближении большого подкрепления, Абен Абу решил продолжать сражаться. Сообщения здесь запутаны: некоторые говорят, что три галеры, только что прибывшие из Алжира с оружием, боеприпасами и продовольствием, повернули назад, потому что услышали, что Абу сдается. Как бы то ни было, такая помощь до повстанцев не дошла, но католикам был дан повод возобновить военные действия: «В сентябре 1570 года Сьерра подверглась нападению одновременно с обоих концов, в ходе безжалостной опустошительной войны, уничтожившей все урожаи, уничтожившей мужчин и тысячи женщин и детей приводили в качестве рабов. Те немногие пленные, которые были взяты в плен, были казнены или отправлены на галеры». [44]
Это наступление королевских войск открыло разрыв между теми морисками, которые хотели продолжить борьбу, и теми, кто выступал за условия капитуляции. В мае после встречи в Андараксе многие повстанцы бежали в Северную Африку. Вскоре после этого по приказу Абена Абу был казнен лидер сторонников капитуляции Эрнандо эль-Хабаки.
Хотя с октября 1570 года многие мориски сдались, несколько тысяч продолжали сражаться. Большинство из них укрылись в пещерах, но многие из них умерли от удушья, когда христианские войска зажгли костры у входов. [45]
В 1571 году Иоанну Австрийскому наконец удалось подавить восстание в Альпухарре. Последние повстанцы, потеряв крепость Жювилес, были убиты в своих пещерах: среди них Абен Абу, который был зарезан своими последователями в пещере недалеко от Бершулеса. Затем сопротивление рухнуло. [46]
Диего Уртадо де Мендоса – более просвещенный из современных испанских источников – сделал горький комментарий: «День за днем мы сражались с нашими врагами, в холод или в жару, голодные, не имея боеприпасов, страдая от постоянных ранений и смертей, пока не смогли противостоять нашим врагам». враги: воинственное племя, хорошо вооруженное и уверенное в благоприятствующей им местности. В конце концов их изгнали из своих домов и владений; мужчин и женщин сковали вместе; пленных детей продали тому, кто больше заплатил, или увезли в отдаленные места. была сомнительной победой, с такими последствиями, что можно было бы усомниться в том, были ли те, кого Бог хотел наказать, нами или врагом». [47]
Масштабы восстания
[ редактировать ]Когда началось восстание, Королевство Гранада насчитывало едва 150 000 жителей, большинство из которых были морисками. Точное число восставших неизвестно, но послы Франции и Генуэзской Республики при Мадридском дворе подсчитали, что в январе 1569 года насчитывалось 4000 повстанцев, а к весне 1570 года — 25 000, из которых около 4000 были турками или берберами с Севера. Африка, пришедшая поддержать восстание. [48]
С другой стороны, королевская армия вначале имела 2000 пехотинцев и 200 кавалеристов под командованием маркиза де Мондехара. Их число существенно возросло, когда дон Джон взял на себя командование: при осаде Галеры у него было 12 000 человек, в то время как герцог Сесса в то же время командовал от 8 000 до 10 000 человек. [49]
С самого начала в Альпухарре восстание распространилось на равнины и другие горные районы на окраинах королевства. Особенно драматичный конфликт произошел на хребте ( пеньон ) над Фрихилианой, в Ахаркии, где собрались целые семьи мориско со всех окрестностей: осада продолжалась с июня 1569 года по сентябрь, когда по морю были переброшены испанские подкрепления. [50] Мориски, проживающие в городах, включая столицу Альмерию, Малагу, Гуадикс, Базу и Мотриль, и прилегающих к ним районах, не принимали участия в восстании, хотя и сочувствовали ему. [51]
Такое особое отношение городов можно объяснить присутствием большего числа «старых христиан» и лучшей интеграцией мориско в эти общины. С другой стороны, в Альпухарре и других регионах, где началось восстание, были деревни, где единственным «старым христианином» был приходской священник. [52]
Расселение и переселение
[ редактировать ]После подавления восстания значительная часть населения Мориско была изгнана из бывшего Королевства Гранада. Сначала их собирали и держали в церквях, затем в суровых зимних условиях, при скудном питании, водили пешком группами, под конвоем солдат; многие умерли в пути. Многие отправились в Кордову, другие — в Толедо и до Леона. Жители региона Альмерия были доставлены на галерах в Севилью. Общее число изгнанных оценивается примерно в 80 000 человек, что составляет примерно половину мориско Гранады. [53]
Депортации означали значительное сокращение населения, на компенсацию которого потребовались десятилетия; они также вызвали коллапс экономики, учитывая, что мориски были ее основным двигателем. Более того, многие поля остались необработанными, фруктовые сады и мастерские были разрушены во время боев. [54]
Испанская администрация уже в 1571 году заложила основу для повторного заселения. Земля, оставшаяся свободной в результате изгнания мориско, будет разделена; поселенцам будет оказываться поддержка до тех пор, пока их земля не начнет приносить плоды. Общая земля будет сохранена; асекии (оросительные каналы) и водохранилища будут отремонтированы; источники будут общего пользования; пастбища будут предоставлены для скота; были обещаны различные финансовые преимущества. Поселенцам были гарантированы хлеб и мука, семена для посевов, одежда, материалы для обработки земли, а также волы, лошади и мулы. Были различные налоговые льготы. [55]
Власти Гранады отправили чиновников на поиски кандидатов даже из Галисии и Астурии, а также из горных районов Бургоса и Леона. Процесс был трудным, медленным и дорогостоящим. Большее число было выходцами из западной Андалусии, но они также были выходцами из Галисии, Кастилии, Валенсии и Мурсии.
Реестр собственности ( Libro de Apeos ) деревень долины Покейра, типичный для Альпухарры в целом, предоставляет богатую информацию. [примечание 3] Там говорится, что в Бубионе было 23 поселенца, плюс 5 в Альгуастаре (позже объединенном с Бубионом), 29 в Капилейре, 13 в Пампанейре. Из жителей Бубиона девять были выходцами из Галисии; пятеро уже жили в деревне, в том числе три вдовы, два представителя духовенства и первый мэр (Кристобаль де Каньябате, мориско, чье обращение, по-видимому, считалось искренним). В Libro de Apeos указаны все имена, некоторые из которых еще предстоит найти.
Раздача земель началась в сентябре 1571 г.: большинство поселенцев получили определенное количество орошаемых земель, виноградники, яйца тутового шелкопряда, фруктовые, ореховые и каштановые деревья. Зерновые и оливковые мельницы должны были оставаться государственной собственностью в течение шести лет. Три мельницы в рабочем состоянии и четыре нуждающиеся в ремонте были приписаны двум жителям Пампанейры. Об этих грантах было официально объявлено на собрании на площади Бубион 28 июня 1573 года, после чего поселенцы могли начать разметку и обработку своих земель.
Их жизнь была непростой. Дома находились в плохом состоянии, ирригационные каналы ( acequias ) были повреждены, домашний скот большей частью исчез (среди апеосов ни один не упоминается ). Приехавшие из других регионов не имели опыта ведения сельского хозяйства в горах; многие сдались. К 1574 году в Покейре осталось только 59 семей из первоначальных 70.
Программа переселения так и не восстановила прежнюю численность населения Альпухарры. До Реконкисты население Альпухарры, вероятно, составляло около сорока тысяч человек, в основном мавры и несколько «старых христиан». Война 1568–1571 годов и последующее изгнание оставили лишь горстку обращенных мавров («новых христиан»): по оценкам, их численность составляла чуть более двухсот семей во всей Альпухарре и всего семь в Покейре.
Число христианских поселенцев, фактически оставшихся в Альпухарре, составляло около семи тысяч. Многие из них были одинокими или имели небольшую семью, тогда как мавританские семьи насчитывали в среднем пять или шесть человек, а до восстания их население составляло около сорока тысяч человек. Постепенно семьи поселенцев расширялись, в результате чего по переписи 1591 года население достигло пика в двенадцать тысяч человек. Но затем произошла вспышка чумы, нашествие саранчи из Африки и последовательные годы засухи со значительным снижением урожаев. Численность населения резко сократилась и медленно восстанавливалась. [56]
Некоторые деревни были заброшены. В Покейре крошечная деревушка Альгуастар, упомянутая выше, обезлюдела к концу XVI века (вероятно, из-за чумы). Как правило, поселенцы сохраняли дома такими, какими они их видели, и при строительстве копировали тот же стиль с плоской крышей. Мечети были разрушены или превращены в церкви; башни заменили минареты.
Между 1609 и 1614 годами испанская корона предприняла изгнание мориско со всей Испании. Около половины мориско Гранады осталось в регионе после расселения; только 2000 человек были изгнаны из города Гранады, многие из которых остались смешанными и защищенными старыми христианами, которые были менее враждебны по отношению к ним, чем в других регионах Испании (особенно в Королевстве Валенсия). [57] [58]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Часто используется множественное число «Альпухаррас», поскольку сейчас эта территория находится на территории двух испанских провинций, Гранады и Альмерии, но, вероятно, она имеет более раннее происхождение. У Альпухарры есть несколько предложенных арабских этимологий, наиболее распространенной из которых является «Аль-Бугшарра» (земля пастбищ). Также было предложено докельтское происхождение, Al , что означает «высокая гора», как и везде в Европе.
- ^ Маркиз Мондехар (Иньиго Лопес де Мендоса-и-Мендоса) жил с 1512 по 1580 год и был третьим в линии Мондехар. В 1560 году он был послом при Папе в Риме. Он был генерал-капитаном Гранады и, таким образом, командовал испанскими войсками в начале Альпухарранской войны. После отстранения от этого командования он стал наместником Валенсии, затем Неаполя.
- ^ Книга Апеоса почти неразборчива (см. рисунок), и за эту информацию мы обязаны бывшему мэру Бубиона Хуану Пересу Рамону. (2012) есть гораздо больше информации В его книге «Бубион в центре Покейры» , но она распространялась только на местном уровне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Габсбурги: Власть над миром / Мартин Рейди; Пер. с англ. — М. :Альпина нон-фикшн, 2023. — 510 с. + 16 с. вкл.ISBN 978-5-00139-266-8
- ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.259.
- ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.261.
- ^ Гарсиа де Кортасар, карта, стр.291.
- ^ Бароха, Хулио Каро (2003). Мавры королевства Гранада: Очерк социальной истории . Альянс. стр. 177–86. ISBN 9788420678603 .
- ^ Фрегози, Пол (1998). Джихад на Западе: мусульманские завоевания с 7 по 21 века . Книги Прометея. п. 314. ИСБН 9781573922470 .
- ^ Ортис, Антонио Домингес; Винсент, Бернард (1993). Мавританская история: жизнь и трагедия меньшинства . Издательский Альянс. п. 40. ИСБН 9788420624150 .
- ^ Мрамор I-XIX; Флетчер стр. 314-321
- ^ Мрамор IV-xxvii; Это пп. 38–39
- ^ Харви, стр. 53-55.
- ^ Леа, стр. 215–6
- ^ Флетчер, стр.167
- ^ Леа, стр. 201-207; 213–214
- ^ Дорогой Бароха, стр.156-7.
- ^ Домингес и Винсент, стр.32
- ^ Леа, стр.227
- ^ Стоун, с. 216
- ^ Леа, стр.232
- ^ Леа, стр.236
- ^ Каро Бароха, стр. 173 кв.
- ^ Каро Бароха, стр.173
- ^ Каро Бароха, стр. 173-4; Это стр.237
- ^ Каро Бароха, стр.176
- ^ Домингес и Винсент, стр.40; Каро Бароха, стр.177-86
- ^ Мондехар и Трейси, стр. 35-36.
- ^ Трейси, стр. 35-39.
- ^ Мондехар и Трейси, стр. 37-39.
- ^ Леа, стр.241-2.
- ^ Мрамор VI-xv и Трейси стр.39
- ^ Домингес и Винсент, стр. 36-40; Это стр.238
- ^ цитируется Каро Бароха p
- ^ Каро Бароха стр.194
- ^ Дорогой Бароха, стр. 188-196.
- ^ Дорогой Нью-Йорк, стр. 197-8.
- ^ Дорогой Нью-Йорк, стр. 197-8.
- ^ Леа, стр. 237 и 247.
- ↑ Камен, в Карре, стр.161.
- ^ Леа, с. 249
- ^ Леа, с. 250
- ^ Леа, с. 253
- ^ Леа, стр. 254–5
- ^ Домингес и Винсент, стр. 36-3
- ^ Леа, стр.255
- ^ Леа, стр.261
- ^ Каро Бароха, стр. 200-201, цитируя Мармоля, Xv.
- ^ Леа, стр.261-3.
- ^ Уртадо, стр. 57-58
- ^ Домингес и Винсент, стр. 39-40.
- ^ Домингес и Винсент, стр. 39-40.
- ^ Трейси, стр.43
- ^ Домингес и Винсент, стр.41-47.
- ^ Домингес и Винсент, стр.45-46.
- ^ (на испанском языке) Генри Лапейр (28 ноября 2011 г.): География мавританской Испании , Университет Валенсии. п. 14. ISBN 978-84-370-8413-8 .
- ^ Трейси, стр. 47-48.
- ^ Леа, стр.264
- ^ Галан Санчес, Винсент, Каро Бароха, стр.82 и Трейси, стр.49-51.
- ^ Домингес и Винсент, с. 188
- ^ Гарсиа де Кортасар, карты, стр. 324-325.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Известны три современных летописца, каждый из которых участвовал в кампании 1568-71 гг.:
- МАРМОЛЬ КАРВАЙАЛЬ, Луис дель: Historia del [sic] Rebelión y Castigo de los Moriscos de Reino de Granada . Написано вскоре после войны, но опубликовано не раньше 1600 года. Охватывает всю кампанию, хотя лично он не наблюдал за всем этим и даже не присутствовал на раннем этапе (его роль заключалась в управлении снабжением армии). Эта огромная книга лучше всего доступна в столь же монументальном труде Хавьера КАСТИЛЬО ФЕРНАНДЕСА: Entre Granada y el Magreb - Vida y obra de cronista Луис дель Мармол Карвахаль (1524-1600). Университет Гранады, 2016.
- PÉRES DE HITA, Ginés: Guerras Civiles de Granada менее полная, впервые опубликованная в двух частях, в 1570 и 1595 годах. Различные недавние издания доступны на английском языке.
- ХУРТАДО ДЕ МЕНДОСА, Диего: Герра-де-Гранада , опубликовано посмертно в 1627 году. Доступно в Google Книгах.
Последующие сочинения о восстаниях в Мориско основаны на этих трех основных источниках, особенно на Мармоле. Другая современная работа, гораздо менее известная:
- МОНДЕЖАР, маркиз де: Мемориал . Адресованное Филиппу II, оно должно было быть написано вскоре после первого этапа войны, когда маркиз командовал испанской армией, но оно появилось только в 1878 году во французском томе, составленном Альфредом Морелем-Фатио. Теперь электронная книга из Открытой библиотеки.
К сожалению, не существует современного отчета о войне в Альпухаррасе с мавританской стороны.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ:
- КАРО БАРОДЖА, Хулио: Мориски Королевства Гранада (5-е изд. 2000 г.). ISBN 84-7090-076-5 .
- ДОМИНГЕС ОРТИС, Антонио, и ВИНСЕНТ, Бернар: История мориско; жизнь и трагедия меньшинства (1993). ISBN 84-206-2415-2 .
- ГАРСИА ДЕ КОРТАСАР, Фернандо: Атлас истории Испании (2012). ISBN 978-84-0800-539-1 .
- ГАЛАН САНЧЕС, Анхель, и ПЕЙНАНДО САНТАЭЛЛА: Королевская казна и население Королевства Гранада - мавританская география в начале 16 века (1997).
- ФАЛЬКОНЕС, Ильдефонсо: Рука Фатимы (2011— ISBN 978-84-9908-691-0 ); Английский текст «Рука Фатимы» (2011). Исторический роман о восстании 1568–1571 годов во многом основан на цитированных выше первоисточниках. ISBN 978-0-552-77646-2 .
- КЕЙМЭН, Генри: Испанская инквизиция – исторический обзор (3-е изд. 2011 г.) (также доступно на английском языке – 4-е изд. 1999 г.). ISBN 978-84-9892-198-4 .
- САНЧЕС РАМОС, Валериано: «Война Альпухаррас (1568-1570)» в «Истории Королевства Гранада» , том. II «Мавританская эпоха и повторное заселение (1502-1630), под ред. Мануэля Барриоса Агилеры (2000).
- ВИНСЕНТ, Бернар: Сьерра-Невада и ее окрестности (Университет Гранады, 1988).
РАБОТАЕТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
- ФЛЕТЧЕР, Ричард: Мавританская Испания (1992, новое издание 2001 г.). ISBN 978-1-8421-2605-9 .
- ФЛОРИАН, М.: История мавров в Испании (французский оригинал около 1790 года, английский перевод 1840 года доступен в нескольких форматах электронных книг).
- ХАРВИ, LP: Исламская Испания, 1250–1500 гг. (1990 г.) и мусульмане в Испании, 1500–1614 гг .; учитывает множество первоисточников, как испанских, так и арабских; ISBN 0-226-31962-8 и 0-226-31963-6. Харви также написал главу в «Наследие мавританской Испании» (см. Ниже) под названием «Политическая, социальная и культурная история мориско».
- ДЖАЙЮСИ, Сальма Ишедра (редактор): Наследие мавританской Испании (1992). Огромный том (1088 страниц), состоящий из очерков специалистов в различных областях. Двое из авторов, помимо редактора, являются арабами: статью «Политическая история Аль-Андалуса» написал Махмуд МАККИ, профессор Каирского университета, а некоторые другие авторы явно знают арабский язык.
- КЕЙМЭН, Генри: «Превратности мировой державы, 1500–1700», в Испании — История , изд. Раймонд Карр (2000). ISBN 978-0198-206-194 .
- ЛЕА, Генри Чарльз: Мориски Испании (1901). Новаторская работа, тщательно задокументированная на основе оригинальных испанских источников. Переиздано в 2001 году издательством Goodword Books, Нью-Дели; также теперь из Интернет-архива.
- СМИТ, Колин, МЕЛВИЛЛ, Чарльз и УБАЙДЛИ, Ахмад: христиане и мавры в Испании (1988–92). Трехтомный труд, состоящий из выдержек из первоисточников на латыни, испанском и арабском языках, с комментариями редакции. Все они ценны, третий – по арабским источникам – особенно ценен. ISBN 0-85668-410-4 , 447-3, 449-X.
- ТРЕЙСИ, Майкл: Бубион - История деревни Альпухарран (2-е изд. 2015 г.) использует местные источники для иллюстрации опыта типичной деревни во время восстания в Мориско, ее последующего захвата христианскими силами и повторного заселения христианскими поселенцами. ISBN 978-2-930590-05-9 .