Святая Моника
Моника ( ок. 332–387 ) была ранней североафриканской христианской святой и матерью Августина Гиппопотама . Ее помнят и почитают в католической и православной церквях, хотя и в разные праздники, за ее выдающиеся христианские добродетели ее мужа , особенно за страдания, причиненные прелюбодеянием , и ее молитвенную жизнь, посвященную исправлению ее сына, который много писал о ней. благочестивые поступки и жизнь с ней в его «Исповеди» . Популярные христианские легенды вспоминают, как Моника каждую ночь плакала о своем сыне Августине.
Жизнь
[ редактировать ]Предполагается, что Моника родилась в Тагасте (современный Сук Ахрас , Алжир ). [ 2 ] она, как полагают, была берберкой . Судя по имени, [ 3 ] В раннем возрасте она вышла замуж за Патриция, язычника -декуриона , из Тагасте. [ 4 ] Сообщается, что Патриций имел вспыльчивый характер и, по-видимому, имел распутные привычки; очевидно, его мать вела такое же поведение. , дела и молитвенные привычки Моники Милостыня раздражали Патриция, но говорят, что он всегда уважал ее. [ 5 ]
У Моники было трое детей, переживших младенчество: два сына, Августин и Навигий, и дочь «Перпетуя» Гиппопотама . Не имея возможности добиться для них крещения, она сильно горевала, когда Августин заболел. В отчаянии она попросила Патриция разрешить Августину креститься; он согласился, но отозвал это согласие, когда мальчик выздоровел.
Но облегчение Моники от выздоровления Августина сменилось беспокойством, поскольку он зря тратил свою обновленную жизнь, будучи своенравным и, как он сам говорит, ленивым. В конце концов его отправили в школу в Мадауросе . Ему было 17 лет, и он изучал риторику в Карфагене, когда умер Патриций. [ 5 ]
Августин стал манихеем в Карфагене. Когда по возвращении домой он поделился своими взглядами на манихейство, Моника прогнала его из-за своего стола. Однако говорят, что ей было видение, которое убедило ее примириться с ним. [ 5 ]

В это время она посетила некоего (неназванного) епископа, который утешал ее словами: «дитя слез тех никогда не погибнет». Моника последовала за своим своенравным сыном в Рим , куда он уехал тайно; когда она приехала, он уже уехал в Милан , но она снова последовала за ним. Здесь она нашла Амвросия и через него в конечном итоге увидела, как Августин обратился в христианство после 17 лет сопротивления.
В своей книге «Исповедь » Августин писал об особом обычае своей матери, когда она «приносила в некоторые часовни, воздвигнутые в память святых, приношения в виде каши, хлеба, воды и вина». [ 6 ] Когда она переехала в Милан, епископ Амвросий запретил ей употреблять приношение вина, так как «это могло быть поводом для чревоугодия для уже напоенных». Так, Августин писал о ней:
Вместо корзины, наполненной плодами земными, она научилась приносить в молельни мучеников сердце, полное более чистых прошений, и раздавать все, что могла, нищим – чтобы могло совершиться причащение Тела Господня. справедливо прославляться в тех местах, где по примеру его страстей мученики были принесены в жертву и коронованы.
— Признания 6.2.2
Моника и ее сын провели шесть мирных месяцев в Руси Кассициакуме (современный Кассаго Брианца ), после чего Августин был крещен Амвросием в церкви Святого Иоанна Крестителя в Милане. Моника и Августин отправились в Африку и отправились в путь, остановившись в Чивитавеккье и Остии . Здесь Моника умерла, и горе Августина вдохновило его «Исповедь» .
Почитание
[ редактировать ]
Моника была похоронена в Остии , и поначалу казалось, что о ней почти забыли, хотя в VI веке ее тело было перенесено в потайной склеп церкви Санта-Ауреа в Остии. Моника была похоронена возле гробницы Авреи Остийской . [ 7 ] Позже ее могила была перенесена в базилику Сант-Агостино в Риме .
Аниций Аучений Басс написал погребальную эпитафию Моники, сохранившуюся в древних рукописях. [ 7 ] Настоящий камень, на котором оно было написано, был вновь обнаружен летом 1945 года в церкви Санта-Ауреа. Фрагмент был обнаружен после того, как два мальчика рыли яму, чтобы установить футбольный столб во дворе рядом с Санта-Ауреа. [ 8 ]
Перевод с латыни Дугласа Боина гласит:
Здесь добродетельнейшая мать юноши положила свой прах, второй свет твоим заслугам, Августин. Будучи священником, служа небесным законам мира, ты учил [или учишь] вверенных тебе людей своим характером. Слава, превосходящая похвалы ваших достижений, венчает вас обоих – Мать Добродетелей, более удачливую благодаря своему потомству. [ 7 ]
Однако в XIII веке культ святой Моники начал распространяться, и 4 мая устроили праздник в ее честь. В 1430 году папа Мартин V приказал перевезти мощи в Рим. Говорят, что по пути произошло много чудес, и культ святой Моники окончательно утвердился. Позже Руана архиепископ Гийом д'Эстутвиль построил в Риме церковь в честь Августина, Базилику Сант-Агостино, и поместил мощи святой Моники в часовне слева от главного алтаря. Однако Канцелярия Святой Моники, похоже, не нашла места в Римском Бревиарии до 16 века.
В 1934 году в голландском городе Утрехт был основан орден «Zusters Augustinessen van Sint-Monica», который занимался социальной работой и предлагал приют женщинам с нежелательной беременностью или женщинам, ставшим жертвами домашнего насилия или жестокого обращения. Сестры также открыли несколько начальных школ. В период своего расцвета у ордена было шесть монастырей в Амстердаме, Утрехте, Ситтарде, Маастрихте, Хилверсюме и Арнувиле на окраине Парижа. Поскольку монастырь Хилверсюм, Город Бога, был закрыт в 2014 году, остался только Утрехт в качестве дома отдыха для пожилых сестер и Казелла, лесной приют недалеко от Хилверсюма, где молодые люди по-прежнему приветствуются для медитативного пребывания.

Город Санта-Моника в Калифорнии назван в честь Моники. Легенда гласит, что в 18 веке отец Хуан Креспи назвал местный капающий источник Лас Лагримас де Санта Моника («Слезы Святой Моники»; сегодня известный как источники Серра ), который напоминал слезы, которые Моника пролила из-за раннего нечестия своего сына. [ 9 ] Однако, как записано в его дневнике, Креспи на самом деле назвал это место Сан-Грегорио . [ 9 ] Что известно наверняка, так это то, что к 1820-м годам название Санта-Моника уже использовалось, а его первое официальное упоминание произошло в 1827 году в виде разрешения на выпас скота. [ 9 ] В парке Палисадес Санта-Моники есть статуя этого святого работы скульптора Юджина Морахана ; оно было завершено в 1934 году. [ 10 ]
Монику чествуют в англиканской и епископальной церкви 4 мая. [ 11 ] [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Патрисия Макгерр описала свою жизнь в романе 1964 года « Мои братья, помните Монику: роман о матери Августина» . [ 13 ]
В фильме 2010 года « Беспокойное сердце: Исповедь святого Августина» Святую Монику сыграла итальянская актриса Моника Герриторе .
В оратории «Обращение Сант-Агостино» (1750), сочиненной Иоганном Адольфом Хассе (либретто герцогини Марии Антонии Баварской ), драматизируется роль Моники в обращении ее сына Августина. [ 14 ]
В своем стихотворении «Исповедь» Франк Бидар сравнивает отношения Моники и ее сына Августина с отношениями между рассказчиком стихотворения и его матерью. [ 15 ]
В «Ангеле предупреждения», пятом эпизоде третьего сезона телесериала « Зло » , Дэвид утверждает, что Моника была чернокожей, хотя в религиозном искусстве традиционно изображалась белой. На самом деле считается, что она была берберкой. [ 3 ] В десятой серии третьего сезона он призывает Святую Монику, пробегая мимо демонического призрака сексуального искушения в образе своей коллеги Кристен. Он продолжает молиться об избавлении от искушения, и его посещает святая Моника.
Галерея
[ редактировать ]-
«Брак Святой Моники» , Антонио Виварини, 1441 г.
-
Явление ангела святой Монике , Пьетро Магги, 1714 г.
-
Фреска Симона Бенедикта Файстенбергера, 1749 г.
-
Святая Моника в пейзаже ( Александр Кабанель )
-
Святая Моника , Михаэль Вильманн , Национальный музей во Вроцлаве.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фалола, Тойин; Жан-Жак, Даниэль (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества [3 тома]: Энциклопедия культуры и общества . Пенсильвания: ABC-CLIO. п. 7. ISBN 9781598846669 .
- ^ Бретт и Фентресс 1997 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Power 1999 , стр. 353–354.
- ^ «ОВНЕ: 1029 Отец Августина» . www.augnet.org . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Святая Моника» . Францисканские СМИ . 27 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2020 г. Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Признания 6.2.2
- ^ Jump up to: а б с «Церковь Сант-Ауреа» . Остия-Антика.org . Проверено 15 марта 2011 г.
- ^ Браун 2000 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Скотт 2004 , стр. 17–18.
- ^ «Скульптура Санта-Моники» . Вы здесь.com. nd Архивировано из оригинала 7 октября 2020 г. Проверено 14 марта 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 01 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-234-7 .
- ^ Макгерр 1964 .
- ^ Смитер 1977 , с. 98.
- ^ Бидар 1983 .
Источники
[ редактировать ]- Бидар, Франк (1983). «Исповедальня» . Парижское обозрение .
- Бретт, Майкл; Фентресс, Элизабет (1997). Берберы . Уайли-Блэквелл.
- Браун, Питер (2000). Августин Гиппопотам: Биография: Новое издание с эпилогом . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Макгерр, Патрисия (1964). Братья мои, помните Монику: Роман матери Августина . Нью-Йорк: Пи Джей Кенеди.
- Пауэр, Ким (1999). «Семья, Родственники». У Аллана Д. Фицджеральда (ред.). Августин сквозь века: энциклопедия . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3843-8 .
- Скотт, Паула А. (2004). Санта-Моника: история на грани. Серия «Создание Америки» . Аркадия.
- Смитер, Ховард Э. (1977). История оратории . УНК Пресс. ISBN 978-0-8078-1274-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эверетт Фергюсон , Энциклопедия раннего христианства , Тейлор и Фрэнсис, 1998, с. 776
- Джон Дж. О'Мира , Молодой Августин: рост ума святого Августина до его обращения , Лондон, Лонгманс, Грин и Ко, 1954 г.
- Фолькер Шир и Корин Шляйф , Открывая Гусиную книгу: Праздник Святой Моники, 2018 г. [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- [2] и EWTN
- Святая Моника в Священных текстах
- [3]