Jump to content

Джуманас

(Перенаправлено с людей Джумано )

Джуманос — племя или несколько племен, населявших большую территорию западного Техаса , Нью-Мексико и северной Мексики , особенно вблизи региона Хунта-де-лос-Риос с его многочисленным оседлым коренным населением. Они жили в районе Биг-Бенд в горном и бассейновом районе. Испанские исследователи впервые зарегистрировали встречи с жумано в 1581 году. Более поздние экспедиции отметили их на обширной территории Юго-Запада и Южных равнин .

Последнее историческое упоминание содержится в устной истории 19-го века , но к началу 18-го века их население уже сократилось. [ 1 ] Ученые обычно утверждают, что джумано исчезли как отдельный народ к 1750 году из-за инфекционных заболеваний, работорговли и войн, а остатки были поглощены апачами или команчами . Ходж предположил, что они стали частью народа Уичито .

Варианты написания имени, засвидетельствованные в испанских документах, включают Jumana , Xumana , Humana , Umana , Xoman и Sumana . [ 2 ]

Примерное расположение индейских племен в западном Техасе и прилегающей Мексике, около 1600 г.

В испанских записях XVI–XVIII веков часто упоминаются индейцы Джумано, а французы также упоминают их как присутствующих в районах восточного Техаса. В последние десятилетия 17 века они были известны как торговцы и политические лидеры Юго-Запада. [ 3 ] Современные ученые не уверены, были ли хумано отдельным народом, организованным в отдельные группы, или же испанцы использовали хумано как общий термин для обозначения нескольких различных групп, поскольку упоминания охватывали народы на большой географической территории.

Ученые не смогли определить, на какой языковой семье говорил исторический жумано, но юто-ацтекский , таноанский и атабаскский языки . были предложены [ 4 ] Джумано были идентифицированы в исторических записях современного Техаса. Они объединились и стали новым народом в процессе этногенеза, сформировавшимся из беженцев, спасавшихся от болезней, испанских миссий и набегов испанских рабов к югу от Рио-Гранде. [ 5 ]

Кабеса де Вака, возможно, встретил Хумано в 1535 году недалеко от Ла-Хунты , места слияния рек Кончос и Рио-Гранде в Пресидио, штат Техас . Он описывает свой визит к «коровьему народу» в одном из городов, но, возможно, это были оседлые индейцы Ла-Хунты. Это были люди «с лучшими телами, какие мы видели, и величайшей живостью». Он описал их метод приготовления пищи, при котором они бросали горячие камни в подготовленные тыквы, чтобы приготовить еду, вместо того, чтобы использовать ремесленную керамику. Этот метод приготовления пищи распространен среди кочевников Великих равнин , для которых керамика была слишком тяжелой, чтобы ее можно было переносить и широко использовать. По этой причине ученые полагают, что он, возможно, описывал полукочевого Джумано. [ 6 ]

Испанский исследователь Антонио де Эспехо впервые использовал термин Хумано в 1582 году для обозначения земледельческих народов, живущих в Ла-Хунте. Этот район был торговым перекрестком и, по-видимому, привлекал множество индейцев разных племен, одной из групп которых были джумано. Среди других названий, которые испанцы использовали для индейских групп возле Ла-Хунты, были Кабрис, Хулимес, Пассагуатес, Патарабуэйес, Амотоманкос, Отомакос, Чоломес , Абриачес и Кагуатес. [ 7 ] Член экспедиции Эспехо опознал как Хумано людей, охотящихся на буйволов, которых они встретили на реке Пекос недалеко от Пекоса, штат Техас . [ 8 ]

Известно, что охотники имели тесные отношения с индейцами Ла-Хунты, но были ли они кочевниками, постоянно охотившимися на бизонов , или часть каждого года жили в Ла-Хунте, неизвестно. [ 9 ] Чарльз Келли предположил, что оседлыми людьми, жившими в Ла-Хунте, были патарабуайе , а охотниками на бизонов - жумано. В этом сценарии кочевник Джумано поддерживал тесные отношения — и, возможно, говорил на похожем языке — с людьми, живущими в Ла-Хунте, но отличался от них. Со своей признанной родины между реками Пекос и Кончо в Техасе джумано много путешествовали, чтобы торговать мясом и шкурами с патарабуайе и другими индейцами в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [ 10 ]

Испанцы идентифицировали как Humanas или Ximenas людей, связанных с деревнями томпиро- пуэбло в Салинасе , районе примерно в 50 милях к востоку от Рио-Гранде на границе Великих равнин. Пуэбло, позже названное Гран-Кивира, было самым большим из нескольких городов Хумано. Это место позволяло торговать с индейцами Великих равнин, охотившимися на буйволов. Джумано также разрабатывали обширные месторождения соли, в честь которых испанцы назвали регион Салинас . Они обменивали соль на сельскохозяйственную продукцию. Было установлено, что люди, живущие в пуэбло Томпиро, говорят на таноанском языке. [ 11 ] Историк Дэн Флорес предположил, что джумано, связанные с деревнями пуэбло, были предками кайова , которые также говорят на таноанском языке. [ 12 ] Города Томпиро были заброшены к 1672 году, вероятно, из-за смертей от эпидемий завезенных из Европы болезней, набегов апачей и обременительных испанских сборов еды и рабочей силы. [ 13 ]

Ученые предположили, что четвертой группой людей в Техасе могли быть Джумано. В 1541 году Франсиско Васкес де Коронадо встретил группу людей, которых он назвал Тейас, в верховьях реки Бразос . С тех пор ученые идентифицировали тейа как апачей, уичито или джумано. Райли предполагает, что они были кочевыми родственниками жителей деревни Пуэбло в Гран-Кивире и соляных водах. В течение следующих двух столетий людей, ставших известными как Уичито, в исторических записях часто называли Джумано. [ 14 ] Ученые сходятся во мнении, что, как минимум, джуманос включали в себя кочевые охотники на бизонов из долин рек Пекос и Кончо в Техасе. Поскольку как кочевники и торговцы они часто находились вдали от своей родины, это может объяснить, что испанцы называли джумано самых разных индейцев разных культур и мест. [ 15 ] В своей книге «Юго-Запад Индии: 1580–1830: этногенез и переосмысление» (1999) Гэри Андерсон предполагает, что джумано представляли собой народ, состоящий из нескольких этнических групп из разных частей современного Техаса. Они объединились и стали новым народом в процессе этногенеза, сформировавшимся из беженцев, спасавшихся от болезней, испанских миссий и набегов испанских рабов к югу от Рио-Гранде. [ 16 ]

В 16 веке, когда испанцы пришли в Томпиро- Пуэбло в Нью-Мексико, Томпиро активно торговали с Хумано. [ 17 ] Исторические записи показывают, что францисканские миссионеры, в том числе Хуан де Салас , были удивлены, обнаружив, что Юманос приближается к ним с просьбой о крещении. Джуманос заявили, что они получили инструкции от «дамы в синем», предположительно сестры Марии Иисуса из Агреды . [ 18 ]

По оценкам ученых, в 1580 году население коренных американцев, частично или полностью жумано, живших вдоль рек Рио-Гранде и Пекос, составляло где-то от 20 000 до 30 000 человек. [ 19 ] Другие люди, возможно, были идентифицированы как часть народа Джумано или, по крайней мере, тесно связаны с ним, живя в это время восточнее Техаса. Другими группами, тесно связанными с жумано и которые иногда идентифицировались как жумано, были Джулимес , Тобосо и Кончо, живущие все дальше на юг вдоль реки Кончос от ее пересечения с Рио-Гранде. [ 20 ]

Хумано конца 17 века стремились к союзу с испанцами. Они находились под давлением липан-апачей и мескалеро-апачей, наступавших с севера, а засуха отрицательно повлияла на урожайность сельскохозяйственных культур и стада буйволов на их территории. Джумано просили открыть на их территории христианские миссии; они пытались выступить посредниками между испанцами и другими племенами. Испанцы посещали их на родине на реке Кончо в 1629, 1650 и 1654 годах. В 1654 году испанцы из экспедиции Диего де Гвадалахара помогли хумано в битве против куитао (вероятно, уичито ) и собрали богатый урожай шкуры бизона. [ 21 ] В 1680-х годах вождь Хумано Хуан Сабита сыграл важную роль в налаживании торговых и религиозных связей с испанцами. Во второй половине 17 века колонисты, похоже, потеряли интерес к Джумано, перенеся свои приоритеты на Каддо восточного Техаса. Каддо были более многочисленными и вызывали большее беспокойство у испанцев, поскольку французы пытались установить среди них торговый плацдарм.

В начале 18 века Джумано пытались создать союз со своими историческими врагами апачами. К 1729 году испанцы называли эти два племени апачами джуманос. К 1750 году жумано почти исчезли из исторических источников как отдельный народ; они, по-видимому, были поглощены бандами липанов и мескалеро-апачей, Каддо и Уичито; умер от инфекционных заболеваний или стал детрайбализированным , живя в испанских миссиях в Центральном Техасе. [ 22 ] Если предположение Флореса верно, они, возможно, мигрировали на север, в регион Блэк-Хиллз , и появились на южных равнинах около 1800 года как кайова . [ 23 ]

Европейско-американские ученые долгое время считали джумано вымершим народом. В 21 веке некоторые семьи в Техасе идентифицировали себя как апачи-Джумано. По состоянию на 2013 год они зарегистрировали 300 членов в США и стремятся к признанию племени. Вождь племени Габриэль Карраско заявил, что, по его мнению, могут быть еще 3000 человек, которые смогут претендовать на участие в программе.

  1. ^ Нэнси Поттер Хикерсон, Джуманос: Охотники и торговцы южных равнин , Остин: Техасский университет Press, 1994, стр. xii-xiv.
  2. ^ Ньюкомб, Уильям В. (2002). Индейцы Техаса: от доисторических времен до современности . Издательство Техасского университета. п. 226. hdl : 2027/heb.03714.0001.001 . ISBN  9780292784253 .
  3. ^ Хикерсон (1994), The Jumanos , стр. xiii
  4. ^ Кенмоцу, Нэнси Адель, «В поисках друзей, избегание врагов: ответ Джумано на испанскую колонизацию, 1580–1750 гг. Н.э.», Бюллетень Техасского археологического общества 72 , 2001, 25
  5. ^ Андерсон, Гэри Клейтон (1999). Юго-запад Индии, 1580-1830: этногенез и переосмысление . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3111-5 .
  6. ^ Крейгер, Алекс Д., Мы пришли голые и босиком: Путешествие Кабеса де Вака по Северной Америке . Остин: Университет Техаса Пресс, 2002, 86,
  7. ^ Хаммонд, Джордж П. и Рей, Агапито, Новое открытие Нью-Мексико, 1580–1594, Альбукерке: U of NM Press, 1966, 73–79.
  8. ^ Хаммонд и Рей (1966), «Повторное открытие Нью-Мексико», 216
  9. ^ Хаммонд и Рей (1966), «Повторное открытие Нью-Мексико», 229
  10. ^ Келли, Дж. Чарльз, Джумано и Патарабуай: отношения на перекрестке рек , Музей антропологии, Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1986
  11. ^ Райли, Кэрролл Л. Норт-Ривер . Солт-Лейк-Сити: Университет штата Юта Press, 1995, 129, 192.
  12. ^ Флорес, Дэн . «Экология бизонов и дипломатия бизонов: Южные равнины с 1800 по 1850 год», Журнал американской истории, Vol. 78, № 2, сентябрь 1991 г., стр. 472-473.
  13. ^ Кенмосту (2001), «Ищу друзей», 24
  14. ^ Райли (1995), Рио-дель-Норте , 191–192.
  15. ^ Кенмоцу (2001), «В поисках друзей», 25
  16. ^ Андерсон, Гэри Клейтон (1999). Юго-запад Индии, 1580-1830: этногенез и переосмысление . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3111-5 .
  17. ^ Андерсон (1999), с. 20
  18. ^ Хикерсон, Нэнси П. (1990). «Визиты «Дамы в голубом»: эпизод из истории Южных равнин, 1629 год» . Журнал антропологических исследований . 46 (1): 67–90. дои : 10.1086/jar.46.1.3630394 . ISSN   0091-7710 . JSTOR   3630394 . S2CID   163215598 .
  19. ^ Андерсон, Юго-Запад Индианы , с. 24
  20. ^ Андерсон, Юго-Запад Индии , с. 18
  21. ^ Болтон, Герберт Юджин. Испанские исследования на юго-западе, 1542-1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, стр. 313–314.
  22. ^ Нэнси П. Хикерсон, «Индейцы Джумано», Справочник Техаса в Интернете.
  23. ^ Флорес (1991), «Экология бизонов», 473.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6de66bc8b105e58b62361101897eb92b__1721324040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/2b/6de66bc8b105e58b62361101897eb92b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jumanos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)