Период круглой головы

Круглой Головы Наскальные рисунки — самые ранние из нарисованных . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] монументальная форма наскального искусства Центральной Сахары , [ 7 ] который был в основном создан между 9500 и 7500 л.н. [ 8 ] и перестал создаваться к 3000 г. до н.э. [ 4 ] Периоду Круглоголового предшествует период Кель Эссуф , за которым следует пастырский период . [ 2 ] Наскальные изображения Круглой Головы в Центральной Сахаре насчитывают до нескольких тысяч изображений. [ 4 ] Художественные формы человека и неодомашненных животных (например, берберийская овца , антилопа ) обычно изображаются с множеством деталей (например, танцы , церемонии , маски , формы духовных животных) в нарисованных наскальных рисунках Круглой Головы. [ 2 ] Раскрашенные наскальные изображения Круглой Головы и выгравированные наскальные изображения Кел-Эссуфа обычно находятся в одном и том же регионе, а иногда и в одних и тех же каменных убежищах. [ 2 ] Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили и окружающих горных районов имеют значительное сходство с традиционными культурами Африки к югу от Сахары . [ 4 ]
В начале 10-го тысячелетия до нашей эры, в эпоху эпипалеолита , стены каменных убежищ (например, Тин Торха, Тин Ханакатен) использовались в качестве фундамента для протодеревенских хижин, в которых проживали семьи, а также очагов , которые, возможно, были подходящими для подвижного образа жизни полуоседлых эпипалеолитических охотников-собирателей. [ 9 ] [ 10 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели построили простую каменную стену , датируемую 10 508 ± 429 кал. BP/9 260 ± 290 BP, которая, возможно, использовалась в качестве ветрозащитной полосы . [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели в некоторой степени занимались переработкой флоры , были специалистами по использованию берберийских овец ( Ammotragus lervia ). [ 11 ] Хотя и редко, но также использовались керамика и каменные комплексы. [ 11 ] Охотники эпипалеолита особенно охотились на берберийских овец, среди других животных, а также использовали керамику и основные каменные конструкции между 10 000 и 8 800 лет назад. [ 2 ] Охотники эпипалеолита, обладавшие сложной социальной организацией, а также исключительными каменными орудиями и керамикой, создали наскальную живопись Круглоголового. [ 4 ] В раннем периоде голоцена полуоседлые охотники эпипалеолита и мезолита, создавшие утонченную материальную культуру (например, каменные орудия, украшенную керамику ) уже в 10 000 лет назад, [ 6 ] также создал выгравированные Кель Эссуф и расписал стили наскального искусства Круглой Головы, расположенные в регионе (например, некоторые в Акаке , некоторые в Тадрарте) Ливии , в регионе (например, некоторые в Тадрарте , наиболее распространенном в Тассили-н' Ajjer ) Алжира , в области (например, Джадо) Нигерии и области (например, Джадо ) Нигера . [ 6 ] [ 12 ]
В период ранней Сахары наскальные художники Круглой Головы, имевшие развитую культуру и занимавшиеся охотой и собирательством , также занимались гончарным делом, использовали растительность и управляли животными. [ 13 ] Культурное значение пастушьих берберийских овец (Ammotragus lervia) показано через их присутствие в наскальных рисунках Круглой Головы по всей Центральной Сахаре (например, ливийский регион Тадрарт-Акакус, алжирский регион Тассили-н'Аджер). [ 14 ] Берберийских овец держали в каменных загонах возле пещеры Уан Афуда. [ 14 ] Это продолжалось до 9500 г. до н.э. до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 14 ] Между 7500 г. до н.э. и 3500 г. до н.э. в Зеленой Сахаре неодомашненная флора Центральной Сахары выращивалась , хранилась и готовилась , а одомашненных животных (например, берберийских овец ) доили и управляли охотники-собиратели возле каменного убежища Такаркори, которое является репрезентативным. более широкой Сахары; это продолжалось до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 15 ]
Между 8800 и 7400 годами назад мезолитические охотники-собиратели охотились на различные виды животных и использовали многочисленные технологии шлифования и расслоения камня и керамики с целью увеличения общего количества собранной неодомашненной растительности. [ 11 ] Среди охотников-собирателей мезолита между 8800 и 7400 л.н. использовалась керамика из-за увеличения расселения и приобретения неодомашненной растительности, а также значительного использования каменных шлифовальных инструментов. [ 2 ] В Уан-Афуде в мезолитических поселениях охотников-собирателей сохранились остатки корзин с неодомашненной растительностью внутри и шнуров, датируемые периодом между 8700 и 8300 годами до нашей эры. [ 9 ]
Классификации
[ редактировать ]Наскальные рисунки подразделяются на различные группы (например, Бубалин , Кел Эссуф , Круглоголовые, Пастораль , Кабалин, Камелин), на основе множества факторов (например, метода искусства, организмов, мотивов , наложений). [ 2 ]
В 5000 году до нашей эры буйвол ( Bubalus antiquus ) в Африке подвергся массовому вымиранию; следовательно, выгравированные на камне изображения этих макроскопических, неодомашненных буйволов в незамкнутых зонах наскальных рисунков привели к тому, что их идентифицировали как бубалинов. [ 2 ] Напротив, в закрытых зонах наскального искусства есть выгравированные произведения искусства Кель Эссуф («дух мертвых» на языке туарегов), которые изображают короткорукие маленькие человеческие фигуры с ногами и придатками полового члена. [ 2 ]
Художественные формы человека и неодомашненных животных (например, берберийская овца , антилопа ) обычно изображаются с множеством деталей (например, танцы , церемонии , маски , формы духовных животных) в нарисованных наскальных рисунках Круглой Головы. [ 2 ] Раскрашенные наскальные рисунки Круглой Головы и выгравированные наскальные рисунки Кел-Эссуфа обычно находятся в одном и том же регионе, а иногда и в одних и тех же каменных убежищах, в отличие от гравированных наскальных рисунков Бубалина, которые редко появляются в зонах наскального искусства, где преимущественно изображаются нарисованные наскальные рисунки Круглой Головы. [ 2 ]
По сравнению с нарисованными наскальными рисунками с круглой головой, помимо метода художественного производства, изображения домашнего скота отличают гравированные / окрашенные пасторальные наскальные изображения; эти отчетливые изображения в Центральной Сахаре служат свидетельством того, что в этот регион проникли разные группы населения. [ 2 ] Уменьшение появления крупных неодомашненных организмов и увеличение количества одногорбых верблюдов и лошадей, изображенных на более поздних наскальных рисунках (например, Пастораль, Рыжий, Кабелин) по всей Сахаре, служит свидетельством того, что Зеленая Сахара подвергается усиленному высыханию . [ 2 ]
Хронология
[ редактировать ]Для наскального искусства Сахары самой спорной среди академических дискуссий остается тема хронологии. [ 2 ] Наскальные изображения Круглоголового, Кель-Эссуфа и Бубалина, как старейшие хронологические типы, считались менее определенными по сравнению с более молодыми хронологическими типами (например, наскальные рисунки с изображением сахарских животных, которые можно было хронологически приблизить к определенному периоду времени). [ 2 ] Следовательно, были разработаны два типа хронологии (т.е. высокая хронология и низкая хронология). [ 2 ]
Дата создания наскальных изображений Бубалина была приближена к позднему периоду плейстоцена или раннему периоду голоцена с использованием остатков глины, марганца и оксида железа в темной патине . [ 2 ] По оценкам, каменные стены образовались между 9200 и 5500 л.н. с использованием веществ органического происхождения, обнаруженных в глубине каменных стен. [ 2 ] Петроглифы Курты доисторического Египта , на которых изображены неодомашненные животные, оцениваются как минимум в 15 000 лет назад; это использовалось в качестве дополнительного соображения для наскальных рисунков Бубалина, датируемых задолго до 10 000 лет назад. [ 2 ]
Хотя наскальные рисунки Кель-Эссуфа и наскальные рисунки Бубалина не были обнаружены наложенными друг на друга, в дополнение к наскальным рисункам Кель-Эссуфа, обнаруженным в темной патине, они были найдены наслоенными под наскальными рисунками Круглой Головы. [ 2 ] Из-за многослойности и художественного сходства между наскальными рисунками Кель-Эссуфа и наскальными рисунками Круглой Головы в Центральной Сахаре, гравированные наскальные рисунки Кель-Эссуфа считаются художественным предшественником нарисованных наскальных рисунков Круглой Головы. [ 2 ]
Достоверность высокой хронологии подтверждается декоративно детализированной сахарской керамикой, датированной 10 726 годом до нашей эры. [ 2 ] В скальном укрытии Акакуса с наскальными рисунками Круглой Головы найдены лопаточка и каменные шлифовальные инструменты с остатками охры на них, служащие свидетельством живописи. [ 2 ] Краска с наскальных рисунков Круглой Головы в регионе (например, Акакус) в Ливии также была проверена и датирована 6379 годом до нашей эры. [ 2 ] В целом, они демонстрируют продолжение традиции наскального искусства Круглой Головы даже в пасторальный период . [ 2 ]
Основываясь на 13 образцах отложений, взятых с пола непосредственно на стенах наскальных рисунков Круглой Головы или рядом с ними в Сефаре и Ти-н-Тазарифте и определенных с помощью метода оптически стимулированной люминесценции , можно сделать вывод, что наскальные рисунки Круглой Головы могли быть созданы в голоцене. и может иметь конечную дату от 9000 до 10 000 лет назад. [ 16 ] Большинство ученых считают, что с 9500 по 7500 лет назад рок-художники Круглой Головы создавали наскальные рисунки Круглой Головы. [ 8 ]
Климат
[ редактировать ]существовала с 60 000 до 20 000 лет назад или с 40 000 до 20 000 лет назад Атерианская культура . [ 2 ] Между 16 и 15 тысячелетиями до нашей эры окружающая среда была влажной. [ 2 ] От 20 000 до 13 000 лет назад существовала разнообразная климатическая система. [ 2 ] Высокогорные районы с горами были значительно более влажными, чем низкогорные районы без гор, что привело к изменению климата. [ 2 ] В высокогорных регионах выпадало значительное количество осадков, вплоть до образования озер, тогда как в низкогорных регионах наблюдалась значительная засушливость. [ 2 ] В поздний период плейстоцена с его разнообразной климатической системой горная среда оставалась достаточно влажной, что позволяло поддерживать жизнь животных, растений и человека. [ 2 ]
Истоки наскального искусства с круглой головой
[ редактировать ]

Мори (1967) первым выдвинул гипотезу, что наскальные рисунки Круглой Головы произошли от наскальных рисунков Кел Эссуфа в регионе Акакус; Эта гипотетическая эволюция одного типа наскального искусства в другой получает поддержку благодаря тому, что наскальные рисунки Круглой Головы были наложены на наскальные рисунки Кель-Эссуфа в Тадрарте в Алжире. [ 5 ] Наложение наскальных рисунков Круглой Головы на наскальные рисунки Кел-Эссуфа рассматривается как демонстрация того, что наскальные рисунки Кель-Эссуфа хронологически предшествуют наскальным рисункам Круглой Головы, а также воспринимается как образец развития, от более простых подробных гравюр Кел-Эссуфа к более сложным детальным (например, , пальцы) Картины с круглой головкой. [ 5 ] Мори (1967) нашел постоянную поддержку со стороны Hallier & Hallier (1999) и Streidter et al. (2002-2003). [ 5 ]
Поразительное сходство между наскальными изображениями Кель-Эссуфа и Круглой Головы, наряду со сходством форм, включает в себя следующие примечательные черты: формы в форме «полумесяца», соединенные с плечами, гравированные формы в форме «полумесяца». луна» рядом с «фигурами», формами с луками и палками и рогами на головах форм Кел Эссуф, которые по конфигурации (например, форме, положению) подобны формам с круглой головой. [ 5 ] Из-за отсутствия этих сходств в пасторальных наскальных рисунках эти сходства можно считать культурными особенностями, уникальными для охотников-собирателей, создавших наскальные рисунки Кель-Эссуфа и Круглой головы. [ 5 ]
Культурной особенностью, уникальной для наскальных изображений Кель-Эссуфа, в отличие от наскальных изображений Круглой Головы, являются формы полового члена; эти формы полового члена или дополнительные придатки могут указывать на мужскую принадлежность и могут отсутствовать на наскальных рисунках с круглой головой из-за табу. [ 5 ] Помимо этого отсутствия, наскальные рисунки Кель-Эссуфа и Круглой Головы в основном состоят из мужских форм искусства. [ 5 ]
Сравнительный анализ наскальных изображений Тассили-н'Аджер и Джадо привел к выводу, что наскальные изображения Круглой головы в Джадо были предшественниками наскальных изображений Круглой головы в Тассили-н'Аджер. [ 17 ] Взяв за основу горную местность Джадо, создатели наскальных изображений Круглоголового Джадо мигрировали из Джадо в Тассили и, как продолжение художественной традиции Джадо, создали наскальные рисунки Круглоголового Тассили-н'. Адджер. [ 17 ]
Считается, что «клеванные круглоголовые Джадо», или наскальные рисунки Кель-Эссуфа в горах Джадо на севере Нигера, имеют большое сходство с наскальными рисунками Круглоголовых в этом регионе (например, Тадрарт, Тассили) в Алжире, а также с некоторыми наскальными рисунками. в регионе (например, Акакус) Ливии; следовательно, это рассматривается как демонстрация того, что охотничьи общества, создавшие эти наскальные рисунки, принадлежали к одной и той же культурной единице и культурной идеологии, хотя и имели культурные различия, уникальные для каждой области. [ 18 ]
Хотя наскальные рисунки Круглой Головы встречаются в меньшем количестве в горных регионах (например, Тадрарт, Акакус) Алжира и Ливии, в наибольшем количестве они встречаются на плато Тассили. [ 5 ] Предшественники наскальных рисунков Круглой Головы, возможно, возникли в гористой северной местности (например, Адрар-Бус, Эйр) Нигера. [ 5 ] Эти территории считаются археологически схожими (например, керамика). [ 5 ] Неодомашненная флора и животные использовались в эпипалеолитических и мезолитических культурах охотников-собирателей между 10 000 и 8 000 BP, а также 8 800 BP и 7 400 BP. [ 5 ] Судя по датам, полученным для керамики в северной Сахаре (8-е тысячелетие до н.э.), Тибести (8949 до н.э.), Ливии (8950 до н.э.) и Тин-Ханакатене (9420 до н.э.), ядро древнейшей керамики Сахары может быть вероятно, находились в общем регионе (например, Тассили, Эйр , Адрар Бус ) Нигера и Алжира. [ 5 ] Рок-исполнители Round Head, возможно, произошли из этой основной области и, возможно, имели культурную практику общения на большом расстоянии среди других рок-исполнителей Round Head. [ 5 ] Появление и распространение керамики в Сахаре может быть связано с возникновением как Круглоголового, так и наскального искусства Кель-Эссуфа, которые занимают скальные убежища в одних и тех же регионах (например, Джадо , Акакус , Тадрарт ), а также имеют общие сходства (например, , черты, формы) друг с другом. [ 19 ]
Наскальные рисунки с круглой головой и охотники-собиратели
[ редактировать ]Наскальное искусство с круглой головой
[ редактировать ]Наскальные рисунки Круглой Головы — самые ранние наскальные рисунки в Центральной Сахаре. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Наскальные изображения Круглой Головы в Центральной Сахаре насчитывают до нескольких тысяч изображений. [ 4 ] В регионе (например, Тассили, Тадрарт) в Алжире и регионе (например, Акакус) в Ливии существует по меньшей мере 149 раскрашенных изображений тела, 85 изображений держателей палок, 77 изображений рогатых изображений и 34 изображения носителей лука, которые были распознаны. [ 5 ] В регионе Тассили есть как минимум 55 изображений с повязками на руке, 43 изображения с чертами, похожими на форму буквы «Т», 22 связанных и 20 отдельных форм в форме «полумесяца» и 7 изображений «Великого Бога». . [ 5 ] Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили-н'Аджер расположены в каменных комплексах городского типа (например, скальных убежищах, скальных арках, скальных каньонах). [ 20 ] Последний период наскальных изображений Круглоголовых характеризовался как негроидный (например, доминирующая нижняя челюсть, большие губы, округлый нос). [ 21 ] Отчетливое изображение одинокой домашней коровы, созданное в стиле наскального искусства Круглоголовой, может служить свидетельством того, что некоторые охотники-собиратели, создавшие наскальные изображения Круглоголовой, переняли культуру скотоводства у прибывших скотоводов. [ 21 ]
Традиция наскального искусства Круглой Головы является продолжением традиции наскального искусства Кель-Эссуфа . [ 22 ] В то время как наскальные рисунки Бубалина не отдают должного внимания людям, наскальные рисунки Круглой Головы действительно отдают должное людям; Разница в выдающемся положении человека, изображенная наскальными художниками Бубалина и рок-художниками Круглой Головы, как показатель растущего осознания важности и активности людей, может рассматриваться как репрезентативный переход в наскальном искусстве Центральной Сахары от периода палеолита к периоду неолита . [ 22 ] Буйволы , крупный рогатый скот , крокодилы и рыбы изображены на наскальных рисунках Круглой Головы. [ 22 ] Наскальные рисунки Круглой Головы также содержат изображения, связанные с сельским хозяйством и приручением животных ; например, в Тассили-Н'Аджер есть наскальное изображение Круглой головы, на котором изображена антилопа с намордником . [ 22 ]
В ранний период голоцена наскальные рисунки Круглой Головы были созданы в Тассили-Н'Аджере в Алжире и в Тадрарт-Акакусе в Ливии , 70% которых состоят из антропоморфных форм искусства; мужские и женские формы искусства имеют шрамирования разные знаки ; линейные узоры дизайна предназначены исключительно для мужских форм искусства, тогда как узоры в форме полумесяца и концентрические круговые узоры предназначены исключительно для женских форм искусства. [ 23 ] Между 5-м и 4-м тысячелетиями до нашей эры наскальные рисунки Центральной Сахары изображают рогатую бегущую женщину, которая, возможно, была богиней или танцовщицей. [ 24 ] со шрамами на теле (например, грудь, живот, бедра, плечи, икры), [ 25 ] был создан африканцами в период круглоголового периода. [ 26 ] [ 24 ] Тассили Н'Аджер, в Танзумаитаке, Алжир. [ 25 ]

Охотники-собиратели
[ редактировать ]Охотники-собиратели Центральной Сахары, например жители региона Акакус, обладали чувством монументальности. [ 27 ] В то время как архитектурные памятники, используемые для жилищных или ритуальных целей, отсутствуют в Центральной Сахаре в ранний период голоцена, наскальные рисунки Круглой Головы можно рассматривать как монументальные наскальные рисунки Центральной Сахары в ранний период голоцена. [ 7 ] Ранее также обсуждалась возможность существования в Центральной Сахаре охотников-собирателей, которые не создавали никаких наскальных рисунков. [ 28 ]
Создатели наскальных изображений Круглоголовых обладали смуглой кожей . [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 12 ] [ 29 ] [ 20 ] Темнокожие этнические группы, создавшие наскальные рисунки Круглоголового, отличались от туарегов- берберов . [ 29 ] [ 20 ] Давно проживающие туареги из того же района также признали наскальные рисунки Круглоголовых творением чернокожих людей, которые когда-то проживали в регионе Тассили. [ 30 ] Темный цвет кожи охотников, создавших наскальные рисунки Круглой головы, был подтвержден путем тестирования образцов кожи, взятых из человеческих останков, расположенных в регионе Акакус в Ливии и регионе Тассили в Алжире. [ 4 ]
В районе Акакус, в каменном укрытии Уан Мухуджиаг , обнаружены мумии ребенка (5405 ± 180 л.н.) и взрослой (7823 ± 95 л.н./7550 ± 120 л.н.). [ 11 ] В районе Тассили-н'Аджер, в каменном убежище Тин-Ханакатен, жил ребенок (7900 ± 120 лет назад/8771 ± 168 лет назад) с деформациями черепа, вызванными болезнью, или искусственными деформациями черепа , имеющими сходство с деформациями черепа, совершаемыми в эпоху неолита. эпохи нигерийцы , а также еще один ребенок и трое взрослых (9420 ± 200 BP/10726 ± 300 кал BP). [ 11 ] Основываясь на исследовании мумии ребенка Уан Мухуджиаг и ребенка Тин Ханакатен, результаты подтвердили, что эти народы Центральной Сахары из эпипалеолита , мезолита и пасторального периодов обладали темной кожей . [ 11 ] Соукопова (2013) заключает: « Остеологическое исследование показало, что скелеты можно разделить на два типа: первый мелано -африканский тип с некоторым сходством со Средиземноморьем , другой — устойчивый негроидный тип. Таким образом, чернокожие люди разной внешности жили в Тассили и, скорее всего, во всей Центральной Сахаре еще в 10-м тысячелетии до нашей эры». [ 11 ]
История культуры
[ редактировать ]В начале 10-го тысячелетия до нашей эры, в эпоху эпипалеолита , стены каменных убежищ (например, Тин Торха, Тин Ханакатен) использовались в качестве фундамента для протодеревенских хижин , в которых проживали семьи, а также очагов , которые, возможно, были подходящими для подвижного образа жизни полуоседлых эпипалеолитических охотников-собирателей. [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели построили простую каменную стену , датируемую 10 508 ± 429 кал. BP/9 260 ± 290 BP, которая, возможно, использовалась в качестве ветрозащитной полосы . [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели в 10 тыс. л.н. в некоторой степени занимались переработкой флоры, были специалистами по использованию берберийских овец ( Ammotragus lervia ). [ 11 ] Хотя и редко, но также использовались керамика и каменные комплексы. [ 11 ] Охотники эпипалеолита особенно охотились на берберийских овец, среди других животных, а также использовали керамику и основные каменные конструкции в период от 10 000 до 8 800 лет назад. [ 2 ] Охотники эпипалеолита, обладавшие сложной социальной организацией, а также исключительными каменными орудиями и керамикой, создали наскальную живопись Круглоголового. [ 4 ] В раннем периоде голоцена полуоседлые охотники эпохи эпипалеолита и мезолита, создавшие утонченную материальную культуру (например, каменные орудия, украшенную керамику) уже в 10 000 лет назад, [ 6 ] также создал выгравированные Кель Эссуф и расписал стили наскального искусства Круглой Головы, расположенные в регионе (например, некоторые в Акаке , некоторые в Тадрарте) Ливии , в регионе (например, некоторые в Тадрарте , наиболее распространенном в Тассили-н' Ajjer ) Алжира , в области (например, Джадо) Нигерии и области (например, Джадо ) Нигера . [ 6 ] [ 12 ]
В регионе Тадрарт-Акакус в Ливии охотники-собиратели, возможно, начали селиться начиная с 10 721 до 10 400 кал. лет назад. [ 31 ] Охотники-собиратели жили в различных местах Тин Торхи (например, Восточная Торха, Северная Торха, Две Пещеры). [ 31 ] На Востоке Торхи охотники-собиратели использовали кости, блестящие каменные изделия, скорлупу страусиных яиц и керамику. [ 31 ] Флора (например, Brachiaria , Echinochloa , Panicoideae , Panicum , Pennisetum , Sorghum / Andropogoneae ) также все чаще использовалась вместе с каменными орудиями, предназначенными для измельчения, и керамикой, предназначенной для кипячения. [ 31 ] Самый ранний костяной инструмент в Две пещеры Торха датируется периодом между 9774 и 9534 кал. [ 31 ]

Большинство костяных орудий было найдено на Востоке Торхи. Костяные орудия происходят от различных видов фауны (например, Ammotragus lervia , Bird, Canis aureus , Gazella dorcas , Big Bovid , Phacochoerus aethiopicus , Vulpes rueppelli ). [ 31 ] Костяной инструмент с украшениями, возможно, использовался в качестве ручки для эмблемы лидерства. [ 31 ] Также присутствует человеческая кость, которая может свидетельствовать о вмешательстве человека. [ 31 ] различные методы дебитации На отдельных костях применялись (например, раскалывание, распиливание) с использованием различных видов каменных орудий (например, лезвий , пластинок , отщепов ), а также методов (например, истирания, соскабливания) для формирования костных орудий. [ 31 ] Процесс происходил локально, и тип каменных орудий, использованных в процессе формирования костяных орудий, возможно, также использовался для измельчения охры и обработки флоры. [ 31 ] Украшения из костяных инструментов могут отражать стиль и дизайн, заимствованные из плетения корзин (например, корзины , шнуры), которые могут быть похожи на плетение корзин (например, плетеные изделия, веревки) и дизайн керамики, встречающийся в регионе Акакус. [ 31 ]
Отличительные конструкции различных костяных предметов (например, изделия в форме песочных часов, ножа -лопатки из зуба бородавочника , двух подвесок лидерства , эмблемы ), которые были искусно созданы, спроектированы и использованы охотниками-собирателями из Оловянной Торхи, возможно, служили маркерами коллективной идентичности, а созданные костяные предметы могли служить жизненно важной цели в торговле с другими группами. [ 31 ]
В период ранней Сахары наскальные художники Круглой Головы, имевшие развитую культуру и занимавшиеся охотой и собирательством , также занимались гончарным делом, использовали растительность и управляли животными. [ 13 ] Культурное значение пастушьих берберийских овец (Ammotragus lervia) показано через их присутствие в наскальных рисунках Круглой Головы по всей Центральной Сахаре (например, ливийский регион Тадрарт-Акакус, алжирский регион Тассили-н'Аджер). [ 14 ] Берберийских овец держали в каменных загонах возле пещеры Уан Афуда. [ 14 ] Это продолжалось до 9500 г. до н.э. до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 14 ] Между 7500 г. до н.э. и 3500 г. до н.э. в Зеленой Сахаре неодомашненная флора Центральной Сахары выращивалась . , хранилась и готовилась, а одомашненных животных (например, берберийских овец ) доили и управляли охотники-собиратели возле каменного убежища Такаркори, которое является репрезентативным более широкой Сахары; это продолжалось до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 15 ]
Между 8800 и 7400 годами назад мезолитические охотники-собиратели охотились на различные виды животных и использовали многочисленные технологии шлифования и расслоения камня и керамики с целью увеличения общего количества собранной неодомашненной растительности. [ 11 ] Среди охотников-собирателей мезолита между 8800 и 7400 л.н. использовалась керамика из-за увеличения расселения и приобретения неодомашненной растительности, а также значительного использования каменных шлифовальных инструментов. [ 2 ] В Уан-Афуде в мезолитических поселениях охотников-собирателей сохранились остатки корзин с неодомашненной растительностью внутри и шнуров, датируемые периодом между 8700 и 8300 годами до нашей эры. [ 9 ]
До миграции скотоводов в Джебель-Увейнат между 4400 и 3300 годами до нашей эры африканские охотники-собиратели, возможно, создали нарисованные наскальные рисунки с круглой головой в Джебель-Увейнате . [ 32 ]
Поскольку Зеленая Сахара подвергалась опустыниванию , формальное завершение картин Круглоголового произошло к 3000 году до нашей эры. [ 4 ]
Этнография
[ редактировать ]Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили и окружающих горных районов имеют значительное сходство с традиционными культурами Африки к югу от Сахары . [ 4 ] Поскольку одним из основных аспектов культур стран Африки к югу от Сахары являются их консервативные ценности, несмотря на изменения в материальной экономике, основные ценности остаются (например, роль женщины в вынашивании и воспитании детей, участие мужчин в церемониях, способствующих позитивному течению времени). . [ 4 ] Создатели наскальных изображений Круглоголовых обладали смуглой кожей . [ 3 ] [ 33 ] [ 21 ] [ 12 ] [ 29 ] [ 20 ] Темнокожие этнические группы, создавшие наскальные рисунки Круглоголового, отличались от туарегов- берберов . [ 29 ] [ 20 ]
Традиционные культуры Африки к югу от Сахары имеют заметное сходство с наскальными рисунками Круглой Головы. [ 4 ] Например, мужчины преимущественно принимают участие в основных церемониях традиционных африканских культур южнее Сахары, в то время как женщины не могут ни получить глубокого священного понимания (например, мифов о сотворении мира ), ни принять участие во многих церемониях. [ 4 ] Церемонии в Африке к югу от Сахары, проводимые преимущественно мужчинами, а духовные знания, предназначенные для мужчин, прошедших ритуальную инициацию, в культурном отношении соответствуют тому, что 95% изображений наскальных рисунков Круглой Головы принадлежат мужчинам. [ 34 ]
Маски — постоянная тема как в наскальном искусстве Круглой головы, так и в современной африканской культуре. [ 4 ] Ограниченной группе мужчин (например, родственникам умерших и их предкам мужского пола, мужчинам-посвященным в ритуалы) разрешается вступать в физический контакт с секретными масками. [ 4 ] Повторное закрашивание наскальных изображений Круглоголового в Тассили аналогично повторному закрашиванию, которое происходит у молодых посвященных мужчин в скальных убежищах Мали (где хранятся маски) у народа догонов . [ 4 ]
Важным аспектом участия молодых мужчин и женщин в церемониях стран Африки к югу от Сахары является раскрашивание тела. [ 4 ] Символика раскраски тела регулярно используется с целью обращения к духам с просьбой об улучшении репродуктивной способности и безопасности. [ 4 ] Молодые посвященные мужчины получают духовную эмблему посоха, обозначающую мир и мудрость; после этого посвященные мужчины получают зарезервированную охотничью эмблему лука. [ 4 ] Традиционные культуры стран Африки к югу от Сахары регулярно используют эмблемы с рогами, ссылаясь на свою направленность на улучшение репродуктивных способностей и развития. [ 4 ] Для сравнения, наскальные рисунки Круглой Головы могли быть созданы в специально выбранных каменных убежищах путем инициации людей, проходивших церемониальные обряды. [ 4 ] Как и в случае с нигерийскими сонгайцами , которые носили большие кольца на среднем пальце, чтобы обеспечить защиту от сил, которые могут причинить вред, и злых духов, полосы, которые носили 90% мужчин-круглоголовых представителей рок-искусства, возможно, носили для обеспечения аналогичного вида духовной безопасности. . [ 4 ]
Между африканцами к югу от Сахары и наскальным искусством Круглой Головы существует значительное сходство в исполнительских ролях женщин. [ 6 ] Например, во многих традиционных культурах стран Африки к югу от Сахары мужчины обычно являются главными церемониальными лидерами, а женщины обычно выполняют второстепенные, но, тем не менее, важные функции в рамках церемоний. [ 6 ] Мужчины обычно являются основными участниками центральных церемоний различной цели (например, исцеление, огонь, вызов дождя), а женщины являются второстепенными участниками, которые вносят свой вклад музыкально , вокально и ритмично . [ 6 ] В то время как мужчины впадают в психологический транс посредством танца, женщины оказывают помощь мужчинам (например, южноафриканские женщины сан , музыкально окружающие мужчин сан, когда они танцуют вокруг костра). [ 6 ] Обряды первого менструального цикла являются примером церемоний, в которых главными действующими лицами являются женщины. [ 6 ] Для сравнения, церемониальные изображения в наскальных рисунках Круглой Головы (например, в Тан Зумайтаке) изображают женские человеческие художественные формы, несущие палки и округлые формы, соединенные с руками. [ 6 ]

Общие черты между наскальными рисунками Круглой Головы и культурами Африки к югу от Сахары включают представления о животных с опущенными головами и могущественных божествах. [ 4 ] Животные с опущенной головой, которые появляются в южноафриканских наскальных рисунках и изображают шаманское жертвоприношение животных как ритуал дождя , также появляются в наскальных рисунках с круглой головой. [ 4 ] В наскальных рисунках Круглой Головы в Тассили могущественные божества изображены в центре стен каменного убежища. [ 4 ] Для сравнения, во всех культурах Африки к югу от Сахары скалы и пещеры регулярно считаются населенными духами, а внушающие трепет высокие горы часто рассматриваются как жилища божеств . [ 4 ]
Значительные общие черты, отсутствующие в современных культурах Северной Африки, присутствуют и могут быть обнаружены между картинами Круглоголового и современными культурами Африки к югу от Сахары. [ 35 ] Считается, что сахарская керамика имеет явное сходство с древнейшей керамикой, найденной в Дженне-Дженно и датируемой 250 годом до нашей эры. [ 35 ] Эгалитарная народа цивилизация Дженне-Дженно, вероятно, была основана прародителями и бозо манде существовала с 3 века до нашей эры по 13 век нашей эры. [ 36 ] Маски, найденные на картинах Круглоголового, очень похожи на маски, найденные в современных культурах Африки к югу от Сахары. [ 35 ] Среди других частей Африки к югу от Сахары, но особенно в Мали , Нигере и Чаде , проявляется консервативность традиционных африканских культур к югу от Сахары; Символизм, присутствующий на картинах Круглоголовых, также встречается в этих культурах, что может указывать на культурную преемственность. [ 35 ]
За исключением изображенного жирафа, изображения диких животных, животных, которые предпочитались для охоты, и охотничьих ситуаций отсутствуют в наскальных рисунках с круглой головой в Джебель-Увейнате. [ 32 ] Скорее, наскальные рисунки Круглой Головы в Джебель-Увейнате в основном состоят из человеческих форм искусства, при этом лучники , владеющие луками (например, длинными луками ) и стрелами, составляют 9% от общего наскального искусства. [ 32 ] Некоторые части (например, руки) полихромных человеческих произведений искусства, которые, возможно, имели украшения на теле, были красного цвета, а другие части (например, набедренные повязки, аксессуары, некоторые прически, луки и стрелы , большие нарукавные повязки) были белого цвета. . [ 32 ] Хотя, вероятно, и больше, по крайней мере 43% наскальных рисунков Круглой головы в Джебель-Увейнате изображают традиционный африканский танец . [ 32 ]
Как обнаружено в традиционных африканских культурах (например, татуировки, шрамирование ), некоторые формы человеческого искусства могли иметь модификации тела (например, татуировки на лице ) и прически (например, шиньоны). [ 32 ] 2% всех форм человеческого искусства (то есть шесть) имеют руки и пальцы, а у некоторых, возможно, были сжатые кулаки. [ 32 ] Человеческие формы искусства обычно изображались в виде фигур с мускулистыми руками и ногами. [ 32 ] Человеческие формы искусства состояли как из мужчин, так и из женщин, хотя всего женщин насчитывалось до девяти (4% от общего количества человеческих форм искусства). [ 32 ] Некоторые аспекты наскального искусства, хотя и становятся все более редкими, возможно, изображали мать и ее детей. [ 32 ] Возможно, также были изображения двух сверхъестественных личностей. [ 32 ]
Из 146 различных способов изображения человеческих фигур 35% были с симметричными руками и стоя, 16% — с асимметричными руками и стоя, 16% — согнутыми в коленях, 11% — с одной свободной ногой, 11% — бегущими. и гуляли, 10% стояли на коленях и сидели, а 1% прыгали или ходили на цыпочках. [ 32 ]
Среди симметричноруких форм человеческого искусства встречаются особи, изображенные в боеготовых позах. [ 32 ] Встречаются также люди, изображенные в «А-позе» — наиболее распространенной из изображенных на наскальных рисунках Круглой Головы в Увейнате, которая в западноафриканском искусстве несет в себе смысл живого человека в отличие от человека мертвый, а в африканском танце это обычно исходная позиция, имеющая значение неограниченных возможностей выражения. [ 32 ] Среди человеческих искусств с асимметричными руками один мужчина изображен с вытянутой рукой и сжатым кулаком, а другой отведен назад для последующего удара. [ 32 ] Также изображена ситуация, когда взрослый защищает двоих детей (или две формы человеческого искусства, изображенные меньшими по размеру с неясной и неясной целью). [ 32 ]
Среди коленопреклоненных человеческих фигур встречаются полуприсевшие особи. [ 32 ] Эти изображенные люди могут изображать, как это встречается в странах Африки к югу от Сахары и среди африканской диаспоры (например, афроамериканцев ), набор традиционных африканских танцевальных техник, известных как « спускание ». [ 32 ] Существует также ситуация, изображающая африканский танец и, вероятно, с участием человека элитного положения. [ 32 ] Наиболее примечательной из ситуаций для человеческих форм искусства согнутых на коленях является изображение двух танцующих людей с белыми нимбами вокруг голов, что может обозначать достижение определенного психологического/духовного состояния в результате энергичного, ритмичного африканского танца. танец . [ 32 ]
Среди форм человеческого искусства со свободной ногой есть изображения африканского танца, включающего движения приседаний и ударов ногами. [ 32 ] Две женщины с прическами шиньон исполняют движения, которые, возможно, были хореографическими африканскими танцевальными движениями. [ 32 ] Среди форм человеческого искусства (например, прыжки или хождение на цыпочках, бег/ходьба) есть особи с шиньонами. [ 32 ] Среди произведений искусства стоящих на коленях и сидящих людей больше людей изображаются сидящими, чем стоящими на коленях. [ 32 ]
Наследие
[ редактировать ]Существует множество древних наскальных изображений (например, картин , петроглифов ) в алжирских Тадрарте и Тассили, а также в ливийских регионах Акакус в Сахаре. [ 37 ] Первоначально этот регион был заселен собирателями и охотниками примерно 10 000 лет назад. [ 37 ] а затем, заселенный пастухами в 7500 году до нашей эры, [ 37 ] что привело к развитию скотоводства в регионе. [ 2 ] Скотоводы крупного рогатого скота и овец, которые когда-то занимали более возвышенные территории (например, горные рефугиумы) в 7500 году до нашей эры, из-за усиления опустынивания, вероятно, мигрировали в более низкие возвышенные районы (например, возле озер) для временного поселения до 5000 лет назад. [ 11 ] Скотоводы после 5000 лет назад занимали более высокие и более низкие возвышенные территории на сезонной основе и владели часто используемыми каменными шлифовальными орудиями, керамикой (простой в деталях) и, при более интенсивном использовании, удаленно расположенными ресурсами. [ 11 ]
Поскольку скотоводство существовало в Сахаре с 7500 г. до н.э., охотники и пастухи Центральной Сахары, возможно, жили вместе на общей территории в течение длительного периода времени. [ 11 ] Опустынивание могло привести к миграции из региона Центральной Сахары, где расположены картины Круглоголового, к озеру Чад и дельте Нигера. [ 35 ] В то время как некоторые мигрировали к югу от Сахары, другие охотники-собиратели из Центральной Сахары, возможно, переняли традиции скотоводства. [ 4 ] (например, выпас домашнего скота и коз). [ 11 ] Учитывая возможность стать социально выдающимся, создать излишки продовольствия, а также приобрести и накопить богатство, это привело к принятию некоторыми охотниками-собирателями из Центральной Сахары домашнего скотоводческого хозяйства. [ 38 ] В обмен культурная информация об использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Уан Табу, Уан Мухуджиаг) передавалась охотниками-собирателями из Центральной Сахары с прибывшими ранними скотоводческими народами. [ 38 ]
Миграция охотников-собирателей и скотоводов из Центральной Сахары произошла, когда Зеленая Сахара подверглась опустыниванию в 4000 году до нашей эры. [ 37 ] Сезонные водные пути были вероятным путем миграции к реке Нигер . [ 37 ] Чад Бэйсин , [ 37 ] [ 4 ] и долина Нила . [ 39 ] Проживание в регионе Сахеля стало происходить после того, как давно населенные поселения и погребения северного региона Нигера перестали использоваться. [ 37 ] Миграция народов Центральной Сахары в Сахельский регион Африки к югу от Сахары подтверждается керамикой, находящейся под влиянием Сахары, которая появляется в Сахельском регионе. [ 37 ]
Еще в 2500 году до нашей эры в Центральной Сахаре группы людей периода Круглоголового, возможно, продолжали продолжать свою деятельность в качестве охотников. [ 34 ] Центрально-Сахарские охотники-собиратели, жившие в эпоху Коня в Центральной Сахаре, были идентифицированы Геродотом как « эфиопские троглодиты ». [ 21 ] [ 40 ] которые, как сообщается, преследовались Гарамантами. [ 40 ] [ 41 ] Вопреки популярному академическому мифу о североафриканцах (например, гарамантах ), участвовавших в захвате , порабощении и торговле западноафриканцев южнее Сахары в период классической античности , между южными африканцами заключались справедливые сделки с материалами (например, золотом). -Сахарские жители Западной Африки и Северной Африки (например, карфагеняне ). [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Соукопова 2013 , с. 45–55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Сукопова, Житка (август 2017 г.). «Наскальные рисунки Центральной Сахары: размышления о чайниках и купулах» . Журнал засушливой среды . 143 : 10–12. Бибкод : 2017JArEn.143...10S . дои : 10.1016/J.JARIDENV.2016.12.011 . ISSN 0140-1963 . OCLC 7044514678 . S2CID 132225521 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (июнь 2016 г.). «Наскальные рисунки Сахары как места празднования воды» . Выражение : 69. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Картины Тассили: древние корни современных африканских верований?» . Выражение : 116–119. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Сходство между картинами с круглой головой и гравюрами Кель-Эссуфа» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 173, 175–177, 179. ISBN. 978-90-756-5260-4 . OCLC 1091181355 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сукопова, Житка (март 2016 г.). «Ведущая роль мужчин-охотников в доисторических ритуалах Центральной Сахары» . Выражение : 68–71. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б Ди Лерния, Савино (июнь 2013 г.). «Места, памятники и пейзаж: свидетельства голоцена центральной Сахары» . Азания: Археологические исследования в Африке . 48 (2): 178. дои : 10.1080/0067270X.2013.788867 . S2CID 162877973 .
- ^ Перейти обратно: а б Сукопова, Житка (2019). «Женщины и доисторические ритуалы в наскальных рисунках Сахары с круглой головой» . Выражение : 54. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соукопова 2013 , с. 20.
- ^ Барич, Барбара (декабрь 2008 г.). «Африка, север: Сахара, Запад и Центральная» . Энциклопедия археологии . Академическая пресса. п. 63. дои : 10.1016/B978-012373962-9.00320-4 . ISBN 9780123739629 . S2CID 128002774 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Соукопова 2013 , с. 19-24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (март 2017 г.). «Пенис только для богов? Сексуальные образы в самых ранних наскальных рисунках Центральной Сахары» . Выражение : 69. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б Барич, Барбара (декабрь 2018 г.). «Сахара» . Оксфордский справочник доисторических фигурок . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 9780199675616 . OCLC 944462988 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ротунно, Рокко; и др. (9 июля 2019 г.). «Копролиты из скальных убежищ: охотники-собиратели «выпасали» берберских овец в Сахаре в раннем голоцене» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 76–94. дои : 10.1163/21915784-20190005 . ISSN 2191-5784 . OCLC 8197143305 . S2CID 198731047 .
- ^ Перейти обратно: а б Меркури, Анна Мария; и др. (29 января 2018 г.). «Поведение растений по отпечаткам человека и выращивание диких злаков в голоценовой Сахаре» . Природные растения . 4 (2): 73. дои : 10.1038/s41477-017-0098-1 . hdl : 11567/979083 . ПМИД 29379157 . S2CID 3302383 .
- ^ Мерсье, Норберт (июль 2012 г.). «OSL-датирование четвертичных отложений, связанных с теменным искусством плато Тассили-н-Аджер (Центральная Сахара)» . Четвертичная геохронология . 10 :2, 5–6. Бибкод : 2012QuGeo..10..367M . дои : 10.1016/J.QUAGEO.2011.11.010 . ISSN 1871-1014 . OCLC 5901395315 . S2CID 140611969 .
- ^ Перейти обратно: а б Халлиер, Вашингтон; Халлиер, Бриджит К. (май 2004 г.). Мир петроглифов: «Круглоголовые» в горах Джадо и Тассили (Северный Нигер / Южный Алжир): выклеванные и нарисованные человеческие фигуры в инвентаре наскальных изображений этих регионов (PDF) . Каменные часы. п. 2. S2CID 44206739 .
- ^ Сукопова, Житка (сентябрь 2018 г.). «Украшенные валуны и другие забытые элементы наскального искусства Центральной Сахары» . Журнал засушливой среды . 156 : 98. Бибкод : 2018JArEn.156...96S . doi : 10.1016/J.JARIDENV.2018.05.001 . ISSN 0140-1963 . OCLC 8156836407 . S2CID 91151284 .
- ^ Ахмед, Акрати (май 2020 г.). «РАР Обзор» . Исследование наскального искусства . 37 (1): 109. ISSN 0813-0426 . OCLC 809603634 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сукопова, Житка (июль 2011 г.). «Самые ранние наскальные рисунки Центральной Сахары: подходы к интерпретации» . Время и разум . 4 (2): 195. дои : 10,2752/175169711X12961583765333 . ISSN 1751-696X . OCLC 8322366572 . S2CID 143429582 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (2020). «Доисторическая колонизация Центральной Сахары: охотники против пастухов и свидетельства наскальных рисунков» . Выражение : 59–60, 62, 66. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Айн-Шеба, Нагете (3 июня 2022 г.). «Наскальные рисунки Сахары: отражение изменения климата в Сахаре» (PDF ) Табона: Журнал предыстории и археологии . 22 (22): 308–310. дои : 10.25145/j.tabona.2022.22.15 . ISSN 2530-8327 . S2CID 249349324 .
- ^ Барич, Барбара Э. (4 декабря 2012 г.). «Гендер в предыстории Северной Африки» . Компаньон гендерной предыстории . Джон Уайли и сыновья. стр. 301–302. дои : 10.1002/9781118294291.ch14 . ISBN 9781118294291 . OCLC 815474264 . S2CID 129703953 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ли, Раймонд Л.; Фрейзер, Алистер Б. (2001). «Мост к богам» . Радужный мост: радуга в искусстве, мифах и науке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 14–15. Бибкод : 2001rbra.book.....L . ISBN 0-271-01977-8 . OCLC 41951270 . S2CID 16848465 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роуэншильд, Рэйвен (июнь 1996 г.). «Модификация мужских гениталий: интерпретация полового отбора» . Человеческая природа . 7 (2): 191. дои : 10.1007/BF02692110 . ISSN 1045-6767 . OCLC 5656566239 . ПМИД 24203319 . S2CID 206820828 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинан, Джереми Х (2002). «Меньшие боги Сахары» . Публичная археология . 2 (3): 138. doi : 10.1179/pua.2002.2.3.131 . ISSN 1465-5187 . OCLC 5525845873 . S2CID 140954728 .
- ^ Канчельери, Эмануэле; Ди Лерния, Савино (23 января 2014 г.). «Возврат в центральную Сахару в начале голоцена: территориальный подход к охотникам-собирателям раннего Акака (юго-запад Ливии)» . Четвертичный интернационал . 320 : 59. Бибкод : 2014QuInt.320...43C . дои : 10.1016/J.QUAINT.2013.08.030 . ISSN 1040-6182 . OCLC 5146151649 . S2CID 128897709 .
- ^ Ди Лерния, Савино (март 2017 г.). «Археология наскальных рисунков в Северной Африке» (PDF) . У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков. п. 16. дои : 10.1093/OXFORDHB/9780190607357.013.17 . ISBN 978-0-19-060735-7 . S2CID 134533475 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Соукопова 2013 , стр. 107.
- ^ Соукопова 2013 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Петрулло, Джакома; Барич, Барбара (март 2021 г.). «Коллекция костяных артефактов из Вади Ти-н-Торха (Северный Тадрарт Акакус, Ливия): переоценка на основе технологического анализа» . Африканский археологический обзор . 38 : 2–3, 14–18. дои : 10.1007/s10437-020-09374-x . ISSN 0263-0338 . OCLC 8936533854 . S2CID 216390833 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Ногера, Алессандро Менарди (сентябрь 2015 г.). «Увейнат Круглоголовый: пропорции тела и позы» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 321–323, 325–330. ISBN 978-90-756-5260-4 . OCLC 1091181355 .
- ^ Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Картины Тассили: древние корни современных африканских верований?» . Выражение : 116–120. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Круглоголовые: Религия и духовность древних охотников Центральной Сахары» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 8, 14. ISBN 978-90-756-5260-4 . OCLC 1091181355 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Соукопова 2013 , стр. 105.
- ^ Выдрин Валентин (30 июля 2018 г.). «Языки манде» . Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199384655.013.397 . ISBN 978-0-19-938465-5 . S2CID 240363385 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сукопова, Житка (2020). «Дождь и наскальные рисунки в Сахаре: возможная интерпретация» . Выражение : 79. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарсеа, Елена А.А. (июль 2019 г.). «Культурная адаптация Уан Табу от верхнего плейстоцена до позднего голоцена» . Уан Табу в истории расселения Ливийской Сахары . All'Insegna del Giglio. п. 233. ИСБН 9788878141841 . OCLC 48360794 . S2CID 133766878 .
- ^ Тохами, Адель Камель Тохами Гиди; Фараг, Хандука Ибрагим; Али, Асмаа Абделалим (октябрь 2022 г.). «Экономическая жизнь в эпоху круглых голов в Северной Африке через наскальные рисунки (7000-3000 гг. до н. э.)» (PDF) . Журнал Асуанского факультета искусств . 12 (1). дои : 10.21608/mkasu.2022.133968.1041 . ISSN 2735-4164 .
- ^ Геродот. «Истории» . Издательство Гарвардского университета.
Библиография
[ редактировать ]- Сукопова, Житка (16 января 2013 г.). Круглые головы: самые ранние наскальные рисунки в Сахаре . Издательство Кембриджских ученых. стр. 3, 19–24, 45–55, 105, 107. ISBN. 9781443845793 . OCLC 826685273 .