Jump to content

Период круглой головы

Фигурки с круглой головой и зооморфные фигурки, в том числе берберийская овца. [ 1 ]

Круглой Головы Наскальные рисунки — самые ранние из нарисованных . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] монументальная форма наскального искусства Центральной Сахары , [ 7 ] который был в основном создан между 9500 и 7500 л.н. [ 8 ] и перестал создаваться к 3000 г. до н.э. [ 4 ] Периоду Круглоголового предшествует период Кель Эссуф , за которым следует пастырский период . [ 2 ] Наскальные изображения Круглой Головы в Центральной Сахаре насчитывают до нескольких тысяч изображений. [ 4 ] Художественные формы человека и неодомашненных животных (например, берберийская овца , антилопа ) обычно изображаются с множеством деталей (например, танцы , церемонии , маски , формы духовных животных) в нарисованных наскальных рисунках Круглой Головы. [ 2 ] Раскрашенные наскальные изображения Круглой Головы и выгравированные наскальные изображения Кел-Эссуфа обычно находятся в одном и том же регионе, а иногда и в одних и тех же каменных убежищах. [ 2 ] Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили и окружающих горных районов имеют значительное сходство с традиционными культурами Африки к югу от Сахары . [ 4 ]

В начале 10-го тысячелетия до нашей эры, в эпоху эпипалеолита , стены каменных убежищ (например, Тин Торха, Тин Ханакатен) использовались в качестве фундамента для протодеревенских хижин, в которых проживали семьи, а также очагов , которые, возможно, были подходящими для подвижного образа жизни полуоседлых эпипалеолитических охотников-собирателей. [ 9 ] [ 10 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели построили простую каменную стену , датируемую 10 508 ± 429 кал. BP/9 260 ± 290 BP, которая, возможно, использовалась в качестве ветрозащитной полосы . [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели в некоторой степени занимались переработкой флоры , были специалистами по использованию берберийских овец ( Ammotragus lervia ). [ 11 ] Хотя и редко, но также использовались керамика и каменные комплексы. [ 11 ] Охотники эпипалеолита особенно охотились на берберийских овец, среди других животных, а также использовали керамику и основные каменные конструкции между 10 000 и 8 800 лет назад. [ 2 ] Охотники эпипалеолита, обладавшие сложной социальной организацией, а также исключительными каменными орудиями и керамикой, создали наскальную живопись Круглоголового. [ 4 ] В раннем периоде голоцена полуоседлые охотники эпипалеолита и мезолита, создавшие утонченную материальную культуру (например, каменные орудия, украшенную керамику ) уже в 10 000 лет назад, [ 6 ] также создал выгравированные Кель Эссуф и расписал стили наскального искусства Круглой Головы, расположенные в регионе (например, некоторые в Акаке , некоторые в Тадрарте) Ливии , в регионе (например, некоторые в Тадрарте , наиболее распространенном в Тассили-н' Ajjer ) Алжира , в области (например, Джадо) Нигерии и области (например, Джадо ) Нигера . [ 6 ] [ 12 ]

В период ранней Сахары наскальные художники Круглой Головы, имевшие развитую культуру и занимавшиеся охотой и собирательством , также занимались гончарным делом, использовали растительность и управляли животными. [ 13 ] Культурное значение пастушьих берберийских овец (Ammotragus lervia) показано через их присутствие в наскальных рисунках Круглой Головы по всей Центральной Сахаре (например, ливийский регион Тадрарт-Акакус, алжирский регион Тассили-н'Аджер). [ 14 ] Берберийских овец держали в каменных загонах возле пещеры Уан Афуда. [ 14 ] Это продолжалось до 9500 г. до н.э. до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 14 ] Между 7500 г. до н.э. и 3500 г. до н.э. в Зеленой Сахаре неодомашненная флора Центральной Сахары выращивалась , хранилась и готовилась , а одомашненных животных (например, берберийских овец ) доили и управляли охотники-собиратели возле каменного убежища Такаркори, которое является репрезентативным. более широкой Сахары; это продолжалось до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 15 ]

Между 8800 и 7400 годами назад мезолитические охотники-собиратели охотились на различные виды животных и использовали многочисленные технологии шлифования и расслоения камня и керамики с целью увеличения общего количества собранной неодомашненной растительности. [ 11 ] Среди охотников-собирателей мезолита между 8800 и 7400 л.н. использовалась керамика из-за увеличения расселения и приобретения неодомашненной растительности, а также значительного использования каменных шлифовальных инструментов. [ 2 ] В Уан-Афуде в мезолитических поселениях охотников-собирателей сохранились остатки корзин с неодомашненной растительностью внутри и шнуров, датируемые периодом между 8700 и 8300 годами до нашей эры. [ 9 ]

Классификации

[ редактировать ]

Наскальные рисунки подразделяются на различные группы (например, Бубалин , Кел Эссуф , Круглоголовые, Пастораль , Кабалин, Камелин), на основе множества факторов (например, метода искусства, организмов, мотивов , наложений). [ 2 ]

В 5000 году до нашей эры буйвол ( Bubalus antiquus ) в Африке подвергся массовому вымиранию; следовательно, выгравированные на камне изображения этих макроскопических, неодомашненных буйволов в незамкнутых зонах наскальных рисунков привели к тому, что их идентифицировали как бубалинов. [ 2 ] Напротив, в закрытых зонах наскального искусства есть выгравированные произведения искусства Кель Эссуф («дух мертвых» на языке туарегов), которые изображают короткорукие маленькие человеческие фигуры с ногами и придатками полового члена. [ 2 ]

Художественные формы человека и неодомашненных животных (например, берберийская овца , антилопа ) обычно изображаются с множеством деталей (например, танцы , церемонии , маски , формы духовных животных) в нарисованных наскальных рисунках Круглой Головы. [ 2 ] Раскрашенные наскальные рисунки Круглой Головы и выгравированные наскальные рисунки Кел-Эссуфа обычно находятся в одном и том же регионе, а иногда и в одних и тех же каменных убежищах, в отличие от гравированных наскальных рисунков Бубалина, которые редко появляются в зонах наскального искусства, где преимущественно изображаются нарисованные наскальные рисунки Круглой Головы. [ 2 ]

По сравнению с нарисованными наскальными рисунками с круглой головой, помимо метода художественного производства, изображения домашнего скота отличают гравированные / окрашенные пасторальные наскальные изображения; эти отчетливые изображения в Центральной Сахаре служат свидетельством того, что в этот регион проникли разные группы населения. [ 2 ] Уменьшение появления крупных неодомашненных организмов и увеличение количества одногорбых верблюдов и лошадей, изображенных на более поздних наскальных рисунках (например, Пастораль, Рыжий, Кабелин) по всей Сахаре, служит свидетельством того, что Зеленая Сахара подвергается усиленному высыханию . [ 2 ]

Хронология

[ редактировать ]

Для наскального искусства Сахары самой спорной среди академических дискуссий остается тема хронологии. [ 2 ] Наскальные изображения Круглоголового, Кель-Эссуфа и Бубалина, как старейшие хронологические типы, считались менее определенными по сравнению с более молодыми хронологическими типами (например, наскальные рисунки с изображением сахарских животных, которые можно было хронологически приблизить к определенному периоду времени). [ 2 ] Следовательно, были разработаны два типа хронологии (т.е. высокая хронология и низкая хронология). [ 2 ]

Дата создания наскальных изображений Бубалина была приближена к позднему периоду плейстоцена или раннему периоду голоцена с использованием остатков глины, марганца и оксида железа в темной патине . [ 2 ] По оценкам, каменные стены образовались между 9200 и 5500 л.н. с использованием веществ органического происхождения, обнаруженных в глубине каменных стен. [ 2 ] Петроглифы Курты доисторического Египта , на которых изображены неодомашненные животные, оцениваются как минимум в 15 000 лет назад; это использовалось в качестве дополнительного соображения для наскальных рисунков Бубалина, датируемых задолго до 10 000 лет назад. [ 2 ]

Хотя наскальные рисунки Кель-Эссуфа и наскальные рисунки Бубалина не были обнаружены наложенными друг на друга, в дополнение к наскальным рисункам Кель-Эссуфа, обнаруженным в темной патине, они были найдены наслоенными под наскальными рисунками Круглой Головы. [ 2 ] Из-за многослойности и художественного сходства между наскальными рисунками Кель-Эссуфа и наскальными рисунками Круглой Головы в Центральной Сахаре, гравированные наскальные рисунки Кель-Эссуфа считаются художественным предшественником нарисованных наскальных рисунков Круглой Головы. [ 2 ]

Достоверность высокой хронологии подтверждается декоративно детализированной сахарской керамикой, датированной 10 726 годом до нашей эры. [ 2 ] В скальном укрытии Акакуса с наскальными рисунками Круглой Головы найдены лопаточка и каменные шлифовальные инструменты с остатками охры на них, служащие свидетельством живописи. [ 2 ] Краска с наскальных рисунков Круглой Головы в регионе (например, Акакус) в Ливии также была проверена и датирована 6379 годом до нашей эры. [ 2 ] В целом, они демонстрируют продолжение традиции наскального искусства Круглой Головы даже в пасторальный период . [ 2 ]

Основываясь на 13 образцах отложений, взятых с пола непосредственно на стенах наскальных рисунков Круглой Головы или рядом с ними в Сефаре и Ти-н-Тазарифте и определенных с помощью метода оптически стимулированной люминесценции , можно сделать вывод, что наскальные рисунки Круглой Головы могли быть созданы в голоцене. и может иметь конечную дату от 9000 до 10 000 лет назад. [ 16 ] Большинство ученых считают, что с 9500 по 7500 лет назад рок-художники Круглой Головы создавали наскальные рисунки Круглой Головы. [ 8 ]

существовала с 60 000 до 20 000 лет назад или с 40 000 до 20 000 лет назад Атерианская культура . [ 2 ] Между 16 и 15 тысячелетиями до нашей эры окружающая среда была влажной. [ 2 ] От 20 000 до 13 000 лет назад существовала разнообразная климатическая система. [ 2 ] Высокогорные районы с горами были значительно более влажными, чем низкогорные районы без гор, что привело к изменению климата. [ 2 ] В высокогорных регионах выпадало значительное количество осадков, вплоть до образования озер, тогда как в низкогорных регионах наблюдалась значительная засушливость. [ 2 ] В поздний период плейстоцена с его разнообразной климатической системой горная среда оставалась достаточно влажной, что позволяло поддерживать жизнь животных, растений и человека. [ 2 ]

Истоки наскального искусства с круглой головой

[ редактировать ]
Плато Джадо : пример картины Круглоголовых, изображающий антропоморфа, очень близкого к Кель Эссуфа. модели
Фигура круглой головы в берберийской овцы. маске в стиле [ 1 ]

Мори (1967) первым выдвинул гипотезу, что наскальные рисунки Круглой Головы произошли от наскальных рисунков Кел Эссуфа в регионе Акакус; Эта гипотетическая эволюция одного типа наскального искусства в другой получает поддержку благодаря тому, что наскальные рисунки Круглой Головы были наложены на наскальные рисунки Кель-Эссуфа в Тадрарте в Алжире. [ 5 ] Наложение наскальных рисунков Круглой Головы на наскальные рисунки Кел-Эссуфа рассматривается как демонстрация того, что наскальные рисунки Кель-Эссуфа хронологически предшествуют наскальным рисункам Круглой Головы, а также воспринимается как образец развития, от более простых подробных гравюр Кел-Эссуфа к более сложным детальным (например, , пальцы) Картины с круглой головкой. [ 5 ] Мори (1967) нашел постоянную поддержку со стороны Hallier & Hallier (1999) и Streidter et al. (2002-2003). [ 5 ]

Поразительное сходство между наскальными изображениями Кель-Эссуфа и Круглой Головы, наряду со сходством форм, включает в себя следующие примечательные черты: формы в форме «полумесяца», соединенные с плечами, гравированные формы в форме «полумесяца». луна» рядом с «фигурами», формами с луками и палками и рогами на головах форм Кел Эссуф, которые по конфигурации (например, форме, положению) подобны формам с круглой головой. [ 5 ] Из-за отсутствия этих сходств в пасторальных наскальных рисунках эти сходства можно считать культурными особенностями, уникальными для охотников-собирателей, создавших наскальные рисунки Кель-Эссуфа и Круглой головы. [ 5 ]

Культурной особенностью, уникальной для наскальных изображений Кель-Эссуфа, в отличие от наскальных изображений Круглой Головы, являются формы полового члена; эти формы полового члена или дополнительные придатки могут указывать на мужскую принадлежность и могут отсутствовать на наскальных рисунках с круглой головой из-за табу. [ 5 ] Помимо этого отсутствия, наскальные рисунки Кель-Эссуфа и Круглой Головы в основном состоят из мужских форм искусства. [ 5 ]

Сравнительный анализ наскальных изображений Тассили-н'Аджер и Джадо привел к выводу, что наскальные изображения Круглой головы в Джадо были предшественниками наскальных изображений Круглой головы в Тассили-н'Аджер. [ 17 ] Взяв за основу горную местность Джадо, создатели наскальных изображений Круглоголового Джадо мигрировали из Джадо в Тассили и, как продолжение художественной традиции Джадо, создали наскальные рисунки Круглоголового Тассили-н'. Адджер. [ 17 ]

Считается, что «клеванные круглоголовые Джадо», или наскальные рисунки Кель-Эссуфа в горах Джадо на севере Нигера, имеют большое сходство с наскальными рисунками Круглоголовых в этом регионе (например, Тадрарт, Тассили) в Алжире, а также с некоторыми наскальными рисунками. в регионе (например, Акакус) Ливии; следовательно, это рассматривается как демонстрация того, что охотничьи общества, создавшие эти наскальные рисунки, принадлежали к одной и той же культурной единице и культурной идеологии, хотя и имели культурные различия, уникальные для каждой области. [ 18 ]

Хотя наскальные рисунки Круглой Головы встречаются в меньшем количестве в горных регионах (например, Тадрарт, Акакус) Алжира и Ливии, в наибольшем количестве они встречаются на плато Тассили. [ 5 ] Предшественники наскальных рисунков Круглой Головы, возможно, возникли в гористой северной местности (например, Адрар-Бус, Эйр) Нигера. [ 5 ] Эти территории считаются археологически схожими (например, керамика). [ 5 ] Неодомашненная флора и животные использовались в эпипалеолитических и мезолитических культурах охотников-собирателей между 10 000 и 8 000 BP, а также 8 800 BP и 7 400 BP. [ 5 ] Судя по датам, полученным для керамики в северной Сахаре (8-е тысячелетие до н.э.), Тибести (8949 до н.э.), Ливии (8950 до н.э.) и Тин-Ханакатене (9420 до н.э.), ядро ​​древнейшей керамики Сахары может быть вероятно, находились в общем регионе (например, Тассили, Эйр , Адрар Бус ) Нигера и Алжира. [ 5 ] Рок-исполнители Round Head, возможно, произошли из этой основной области и, возможно, имели культурную практику общения на большом расстоянии среди других рок-исполнителей Round Head. [ 5 ] Появление и распространение керамики в Сахаре может быть связано с возникновением как Круглоголового, так и наскального искусства Кель-Эссуфа, которые занимают скальные убежища в одних и тех же регионах (например, Джадо , Акакус , Тадрарт ), а также имеют общие сходства (например, , черты, формы) друг с другом. [ 19 ]

Наскальные рисунки с круглой головой и охотники-собиратели

[ редактировать ]

Наскальное искусство с круглой головой

[ редактировать ]

Наскальные рисунки Круглой Головы — самые ранние наскальные рисунки в Центральной Сахаре. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Наскальные изображения Круглой Головы в Центральной Сахаре насчитывают до нескольких тысяч изображений. [ 4 ] В регионе (например, Тассили, Тадрарт) в Алжире и регионе (например, Акакус) в Ливии существует по меньшей мере 149 раскрашенных изображений тела, 85 изображений держателей палок, 77 изображений рогатых изображений и 34 изображения носителей лука, которые были распознаны. [ 5 ] В регионе Тассили есть как минимум 55 изображений с повязками на руке, 43 изображения с чертами, похожими на форму буквы «Т», 22 связанных и 20 отдельных форм в форме «полумесяца» и 7 изображений «Великого Бога». . [ 5 ] Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили-н'Аджер расположены в каменных комплексах городского типа (например, скальных убежищах, скальных арках, скальных каньонах). [ 20 ] Последний период наскальных изображений Круглоголовых характеризовался как негроидный (например, доминирующая нижняя челюсть, большие губы, округлый нос). [ 21 ] Отчетливое изображение одинокой домашней коровы, созданное в стиле наскального искусства Круглоголовой, может служить свидетельством того, что некоторые охотники-собиратели, создавшие наскальные изображения Круглоголовой, переняли культуру скотоводства у прибывших скотоводов. [ 21 ]

Традиция наскального искусства Круглой Головы является продолжением традиции наскального искусства Кель-Эссуфа . [ 22 ] В то время как наскальные рисунки Бубалина не отдают должного внимания людям, наскальные рисунки Круглой Головы действительно отдают должное людям; Разница в выдающемся положении человека, изображенная наскальными художниками Бубалина и рок-художниками Круглой Головы, как показатель растущего осознания важности и активности людей, может рассматриваться как репрезентативный переход в наскальном искусстве Центральной Сахары от периода палеолита к периоду неолита . [ 22 ] Буйволы , крупный рогатый скот , крокодилы и рыбы изображены на наскальных рисунках Круглой Головы. [ 22 ] Наскальные рисунки Круглой Головы также содержат изображения, связанные с сельским хозяйством и приручением животных ; например, в Тассили-Н'Аджер есть наскальное изображение Круглой головы, на котором изображена антилопа с намордником . [ 22 ]

В ранний период голоцена наскальные рисунки Круглой Головы были созданы в Тассили-Н'Аджере в Алжире и в Тадрарт-Акакусе в Ливии , 70% которых состоят из антропоморфных форм искусства; мужские и женские формы искусства имеют шрамирования разные знаки ; линейные узоры дизайна предназначены исключительно для мужских форм искусства, тогда как узоры в форме полумесяца и концентрические круговые узоры предназначены исключительно для женских форм искусства. [ 23 ] Между 5-м и 4-м тысячелетиями до нашей эры наскальные рисунки Центральной Сахары изображают рогатую бегущую женщину, которая, возможно, была богиней или танцовщицей. [ 24 ] со шрамами на теле (например, грудь, живот, бедра, плечи, икры), [ 25 ] был создан африканцами в период круглоголового периода. [ 26 ] [ 24 ] Тассили Н'Аджер, в Танзумаитаке, Алжир. [ 25 ]

Изображение круглой головы рогатой бегущей женщины со шрамами на теле , которая могла быть богиней или танцовщицей. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Охотники-собиратели

[ редактировать ]

Охотники-собиратели Центральной Сахары, например жители региона Акакус, обладали чувством монументальности. [ 27 ] В то время как архитектурные памятники, используемые для жилищных или ритуальных целей, отсутствуют в Центральной Сахаре в ранний период голоцена, наскальные рисунки Круглой Головы можно рассматривать как монументальные наскальные рисунки Центральной Сахары в ранний период голоцена. [ 7 ] Ранее также обсуждалась возможность существования в Центральной Сахаре охотников-собирателей, которые не создавали никаких наскальных рисунков. [ 28 ]

Создатели наскальных изображений Круглоголовых обладали смуглой кожей . [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 12 ] [ 29 ] [ 20 ] Темнокожие этнические группы, создавшие наскальные рисунки Круглоголового, отличались от туарегов- берберов . [ 29 ] [ 20 ] Давно проживающие туареги из того же района также признали наскальные рисунки Круглоголовых творением чернокожих людей, которые когда-то проживали в регионе Тассили. [ 30 ] Темный цвет кожи охотников, создавших наскальные рисунки Круглой головы, был подтвержден путем тестирования образцов кожи, взятых из человеческих останков, расположенных в регионе Акакус в Ливии и регионе Тассили в Алжире. [ 4 ]

В районе Акакус, в каменном укрытии Уан Мухуджиаг , обнаружены мумии ребенка (5405 ± 180 л.н.) и взрослой (7823 ± 95 л.н./7550 ± 120 л.н.). [ 11 ] В районе Тассили-н'Аджер, в каменном убежище Тин-Ханакатен, жил ребенок (7900 ± 120 лет назад/8771 ± 168 лет назад) с деформациями черепа, вызванными болезнью, или искусственными деформациями черепа , имеющими сходство с деформациями черепа, совершаемыми в эпоху неолита. эпохи нигерийцы , а также еще один ребенок и трое взрослых (9420 ± 200 BP/10726 ± 300 кал BP). [ 11 ] Основываясь на исследовании мумии ребенка Уан Мухуджиаг и ребенка Тин Ханакатен, результаты подтвердили, что эти народы Центральной Сахары из эпипалеолита , мезолита и пасторального периодов обладали темной кожей . [ 11 ] Соукопова (2013) заключает: « Остеологическое исследование показало, что скелеты можно разделить на два типа: первый мелано -африканский тип с некоторым сходством со Средиземноморьем , другой — устойчивый негроидный тип. Таким образом, чернокожие люди разной внешности жили в Тассили и, скорее всего, во всей Центральной Сахаре еще в 10-м тысячелетии до нашей эры». [ 11 ]

История культуры

[ редактировать ]

В начале 10-го тысячелетия до нашей эры, в эпоху эпипалеолита , стены каменных убежищ (например, Тин Торха, Тин Ханакатен) использовались в качестве фундамента для протодеревенских хижин , в которых проживали семьи, а также очагов , которые, возможно, были подходящими для подвижного образа жизни полуоседлых эпипалеолитических охотников-собирателей. [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели построили простую каменную стену , датируемую 10 508 ± 429 кал. BP/9 260 ± 290 BP, которая, возможно, использовалась в качестве ветрозащитной полосы . [ 9 ] Эпипалеолитические охотники-собиратели в 10 тыс. л.н. в некоторой степени занимались переработкой флоры, были специалистами по использованию берберийских овец ( Ammotragus lervia ). [ 11 ] Хотя и редко, но также использовались керамика и каменные комплексы. [ 11 ] Охотники эпипалеолита особенно охотились на берберийских овец, среди других животных, а также использовали керамику и основные каменные конструкции в период от 10 000 до 8 800 лет назад. [ 2 ] Охотники эпипалеолита, обладавшие сложной социальной организацией, а также исключительными каменными орудиями и керамикой, создали наскальную живопись Круглоголового. [ 4 ] В раннем периоде голоцена полуоседлые охотники эпохи эпипалеолита и мезолита, создавшие утонченную материальную культуру (например, каменные орудия, украшенную керамику) уже в 10 000 лет назад, [ 6 ] также создал выгравированные Кель Эссуф и расписал стили наскального искусства Круглой Головы, расположенные в регионе (например, некоторые в Акаке , некоторые в Тадрарте) Ливии , в регионе (например, некоторые в Тадрарте , наиболее распространенном в Тассили-н' Ajjer ) Алжира , в области (например, Джадо) Нигерии и области (например, Джадо ) Нигера . [ 6 ] [ 12 ]

В регионе Тадрарт-Акакус в Ливии охотники-собиратели, возможно, начали селиться начиная с 10 721 до 10 400 кал. лет назад. [ 31 ] Охотники-собиратели жили в различных местах Тин Торхи (например, Восточная Торха, Северная Торха, Две Пещеры). [ 31 ] На Востоке Торхи охотники-собиратели использовали кости, блестящие каменные изделия, скорлупу страусиных яиц и керамику. [ 31 ] Флора (например, Brachiaria , Echinochloa , Panicoideae , Panicum , Pennisetum , Sorghum / Andropogoneae ) также все чаще использовалась вместе с каменными орудиями, предназначенными для измельчения, и керамикой, предназначенной для кипячения. [ 31 ] Самый ранний костяной инструмент в Две пещеры Торха датируется периодом между 9774 и 9534 кал. [ 31 ]

Зооморфные фигуры, в том числе берберийская овца. [ 1 ]

Большинство костяных орудий было найдено на Востоке Торхи. Костяные орудия происходят от различных видов фауны (например, Ammotragus lervia , Bird, Canis aureus , Gazella dorcas , Big Bovid , Phacochoerus aethiopicus , Vulpes rueppelli ). [ 31 ] Костяной инструмент с украшениями, возможно, использовался в качестве ручки для эмблемы лидерства. [ 31 ] Также присутствует человеческая кость, которая может свидетельствовать о вмешательстве человека. [ 31 ] различные методы дебитации На отдельных костях применялись (например, раскалывание, распиливание) с использованием различных видов каменных орудий (например, лезвий , пластинок , отщепов ), а также методов (например, истирания, соскабливания) для формирования костных орудий. [ 31 ] Процесс происходил локально, и тип каменных орудий, использованных в процессе формирования костяных орудий, возможно, также использовался для измельчения охры и обработки флоры. [ 31 ] Украшения из костяных инструментов могут отражать стиль и дизайн, заимствованные из плетения корзин (например, корзины , шнуры), которые могут быть похожи на плетение корзин (например, плетеные изделия, веревки) и дизайн керамики, встречающийся в регионе Акакус. [ 31 ]

Отличительные конструкции различных костяных предметов (например, изделия в форме песочных часов, ножа -лопатки из зуба бородавочника , двух подвесок лидерства , эмблемы ), которые были искусно созданы, спроектированы и использованы охотниками-собирателями из Оловянной Торхи, возможно, служили маркерами коллективной идентичности, а созданные костяные предметы могли служить жизненно важной цели в торговле с другими группами. [ 31 ]

В период ранней Сахары наскальные художники Круглой Головы, имевшие развитую культуру и занимавшиеся охотой и собирательством , также занимались гончарным делом, использовали растительность и управляли животными. [ 13 ] Культурное значение пастушьих берберийских овец (Ammotragus lervia) показано через их присутствие в наскальных рисунках Круглой Головы по всей Центральной Сахаре (например, ливийский регион Тадрарт-Акакус, алжирский регион Тассили-н'Аджер). [ 14 ] Берберийских овец держали в каменных загонах возле пещеры Уан Афуда. [ 14 ] Это продолжалось до 9500 г. до н.э. до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 14 ] Между 7500 г. до н.э. и 3500 г. до н.э. в Зеленой Сахаре неодомашненная флора Центральной Сахары выращивалась . , хранилась и готовилась, а одомашненных животных (например, берберийских овец ) доили и управляли охотники-собиратели возле каменного убежища Такаркори, которое является репрезентативным более широкой Сахары; это продолжалось до начала пасторального неолита в Сахаре. [ 15 ]

Между 8800 и 7400 годами назад мезолитические охотники-собиратели охотились на различные виды животных и использовали многочисленные технологии шлифования и расслоения камня и керамики с целью увеличения общего количества собранной неодомашненной растительности. [ 11 ] Среди охотников-собирателей мезолита между 8800 и 7400 л.н. использовалась керамика из-за увеличения расселения и приобретения неодомашненной растительности, а также значительного использования каменных шлифовальных инструментов. [ 2 ] В Уан-Афуде в мезолитических поселениях охотников-собирателей сохранились остатки корзин с неодомашненной растительностью внутри и шнуров, датируемые периодом между 8700 и 8300 годами до нашей эры. [ 9 ]

До миграции скотоводов в Джебель-Увейнат между 4400 и 3300 годами до нашей эры африканские охотники-собиратели, возможно, создали нарисованные наскальные рисунки с круглой головой в Джебель-Увейнате . [ 32 ]

Поскольку Зеленая Сахара подвергалась опустыниванию , формальное завершение картин Круглоголового произошло к 3000 году до нашей эры. [ 4 ]

Этнография

[ редактировать ]

Наскальные рисунки Круглой Головы Тассили и окружающих горных районов имеют значительное сходство с традиционными культурами Африки к югу от Сахары . [ 4 ] Поскольку одним из основных аспектов культур стран Африки к югу от Сахары являются их консервативные ценности, несмотря на изменения в материальной экономике, основные ценности остаются (например, роль женщины в вынашивании и воспитании детей, участие мужчин в церемониях, способствующих позитивному течению времени). . [ 4 ] Создатели наскальных изображений Круглоголовых обладали смуглой кожей . [ 3 ] [ 33 ] [ 21 ] [ 12 ] [ 29 ] [ 20 ] Темнокожие этнические группы, создавшие наскальные рисунки Круглоголового, отличались от туарегов- берберов . [ 29 ] [ 20 ]

Традиционные культуры Африки к югу от Сахары имеют заметное сходство с наскальными рисунками Круглой Головы. [ 4 ] Например, мужчины преимущественно принимают участие в основных церемониях традиционных африканских культур южнее Сахары, в то время как женщины не могут ни получить глубокого священного понимания (например, мифов о сотворении мира ), ни принять участие во многих церемониях. [ 4 ] Церемонии в Африке к югу от Сахары, проводимые преимущественно мужчинами, а духовные знания, предназначенные для мужчин, прошедших ритуальную инициацию, в культурном отношении соответствуют тому, что 95% изображений наскальных рисунков Круглой Головы принадлежат мужчинам. [ 34 ]

Маски — постоянная тема как в наскальном искусстве Круглой головы, так и в современной африканской культуре. [ 4 ] Ограниченной группе мужчин (например, родственникам умерших и их предкам мужского пола, мужчинам-посвященным в ритуалы) разрешается вступать в физический контакт с секретными масками. [ 4 ] Повторное закрашивание наскальных изображений Круглоголового в Тассили аналогично повторному закрашиванию, которое происходит у молодых посвященных мужчин в скальных убежищах Мали (где хранятся маски) у народа догонов . [ 4 ]

Важным аспектом участия молодых мужчин и женщин в церемониях стран Африки к югу от Сахары является раскрашивание тела. [ 4 ] Символика раскраски тела регулярно используется с целью обращения к духам с просьбой об улучшении репродуктивной способности и безопасности. [ 4 ] Молодые посвященные мужчины получают духовную эмблему посоха, обозначающую мир и мудрость; после этого посвященные мужчины получают зарезервированную охотничью эмблему лука. [ 4 ] Традиционные культуры стран Африки к югу от Сахары регулярно используют эмблемы с рогами, ссылаясь на свою направленность на улучшение репродуктивных способностей и развития. [ 4 ] Для сравнения, наскальные рисунки Круглой Головы могли быть созданы в специально выбранных каменных убежищах путем инициации людей, проходивших церемониальные обряды. [ 4 ] Как и в случае с нигерийскими сонгайцами , которые носили большие кольца на среднем пальце, чтобы обеспечить защиту от сил, которые могут причинить вред, и злых духов, полосы, которые носили 90% мужчин-круглоголовых представителей рок-искусства, возможно, носили для обеспечения аналогичного вида духовной безопасности. . [ 4 ]

Между африканцами к югу от Сахары и наскальным искусством Круглой Головы существует значительное сходство в исполнительских ролях женщин. [ 6 ] Например, во многих традиционных культурах стран Африки к югу от Сахары мужчины обычно являются главными церемониальными лидерами, а женщины обычно выполняют второстепенные, но, тем не менее, важные функции в рамках церемоний. [ 6 ] Мужчины обычно являются основными участниками центральных церемоний различной цели (например, исцеление, огонь, вызов дождя), а женщины являются второстепенными участниками, которые вносят свой вклад музыкально , вокально и ритмично . [ 6 ] В то время как мужчины впадают в психологический транс посредством танца, женщины оказывают помощь мужчинам (например, южноафриканские женщины сан , музыкально окружающие мужчин сан, когда они танцуют вокруг костра). [ 6 ] Обряды первого менструального цикла являются примером церемоний, в которых главными действующими лицами являются женщины. [ 6 ] Для сравнения, церемониальные изображения в наскальных рисунках Круглой Головы (например, в Тан Зумайтаке) изображают женские человеческие художественные формы, несущие палки и округлые формы, соединенные с руками. [ 6 ]

Великая фигура Бога [ 1 ]

Общие черты между наскальными рисунками Круглой Головы и культурами Африки к югу от Сахары включают представления о животных с опущенными головами и могущественных божествах. [ 4 ] Животные с опущенной головой, которые появляются в южноафриканских наскальных рисунках и изображают шаманское жертвоприношение животных как ритуал дождя , также появляются в наскальных рисунках с круглой головой. [ 4 ] В наскальных рисунках Круглой Головы в Тассили могущественные божества изображены в центре стен каменного убежища. [ 4 ] Для сравнения, во всех культурах Африки к югу от Сахары скалы и пещеры регулярно считаются населенными духами, а внушающие трепет высокие горы часто рассматриваются как жилища божеств . [ 4 ]

Значительные общие черты, отсутствующие в современных культурах Северной Африки, присутствуют и могут быть обнаружены между картинами Круглоголового и современными культурами Африки к югу от Сахары. [ 35 ] Считается, что сахарская керамика имеет явное сходство с древнейшей керамикой, найденной в Дженне-Дженно и датируемой 250 годом до нашей эры. [ 35 ] Эгалитарная народа цивилизация Дженне-Дженно, вероятно, была основана прародителями и бозо манде существовала с 3 века до нашей эры по 13 век нашей эры. [ 36 ] Маски, найденные на картинах Круглоголового, очень похожи на маски, найденные в современных культурах Африки к югу от Сахары. [ 35 ] Среди других частей Африки к югу от Сахары, но особенно в Мали , Нигере и Чаде , проявляется консервативность традиционных африканских культур к югу от Сахары; Символизм, присутствующий на картинах Круглоголовых, также встречается в этих культурах, что может указывать на культурную преемственность. [ 35 ]

За исключением изображенного жирафа, изображения диких животных, животных, которые предпочитались для охоты, и охотничьих ситуаций отсутствуют в наскальных рисунках с круглой головой в Джебель-Увейнате. [ 32 ] Скорее, наскальные рисунки Круглой Головы в Джебель-Увейнате в основном состоят из человеческих форм искусства, при этом лучники , владеющие луками (например, длинными луками ) и стрелами, составляют 9% от общего наскального искусства. [ 32 ] Некоторые части (например, руки) полихромных человеческих произведений искусства, которые, возможно, имели украшения на теле, были красного цвета, а другие части (например, набедренные повязки, аксессуары, некоторые прически, луки и стрелы , большие нарукавные повязки) были белого цвета. . [ 32 ] Хотя, вероятно, и больше, по крайней мере 43% наскальных рисунков Круглой головы в Джебель-Увейнате изображают традиционный африканский танец . [ 32 ]

Как обнаружено в традиционных африканских культурах (например, татуировки, шрамирование ), некоторые формы человеческого искусства могли иметь модификации тела (например, татуировки на лице ) и прически (например, шиньоны). [ 32 ] 2% всех форм человеческого искусства (то есть шесть) имеют руки и пальцы, а у некоторых, возможно, были сжатые кулаки. [ 32 ] Человеческие формы искусства обычно изображались в виде фигур с мускулистыми руками и ногами. [ 32 ] Человеческие формы искусства состояли как из мужчин, так и из женщин, хотя всего женщин насчитывалось до девяти (4% от общего количества человеческих форм искусства). [ 32 ] Некоторые аспекты наскального искусства, хотя и становятся все более редкими, возможно, изображали мать и ее детей. [ 32 ] Возможно, также были изображения двух сверхъестественных личностей. [ 32 ]

Из 146 различных способов изображения человеческих фигур 35% были с симметричными руками и стоя, 16% — с асимметричными руками и стоя, 16% — согнутыми в коленях, 11% — с одной свободной ногой, 11% — бегущими. и гуляли, 10% стояли на коленях и сидели, а 1% прыгали или ходили на цыпочках. [ 32 ]

Среди симметричноруких форм человеческого искусства встречаются особи, изображенные в боеготовых позах. [ 32 ] Встречаются также люди, изображенные в «А-позе» — наиболее распространенной из изображенных на наскальных рисунках Круглой Головы в Увейнате, которая в западноафриканском искусстве несет в себе смысл живого человека в отличие от человека мертвый, а в африканском танце это обычно исходная позиция, имеющая значение неограниченных возможностей выражения. [ 32 ] Среди человеческих искусств с асимметричными руками один мужчина изображен с вытянутой рукой и сжатым кулаком, а другой отведен назад для последующего удара. [ 32 ] Также изображена ситуация, когда взрослый защищает двоих детей (или две формы человеческого искусства, изображенные меньшими по размеру с неясной и неясной целью). [ 32 ]

Среди коленопреклоненных человеческих фигур встречаются полуприсевшие особи. [ 32 ] Эти изображенные люди могут изображать, как это встречается в странах Африки к югу от Сахары и среди африканской диаспоры (например, афроамериканцев ), набор традиционных африканских танцевальных техник, известных как « спускание ». [ 32 ] Существует также ситуация, изображающая африканский танец и, вероятно, с участием человека элитного положения. [ 32 ] Наиболее примечательной из ситуаций для человеческих форм искусства согнутых на коленях является изображение двух танцующих людей с белыми нимбами вокруг голов, что может обозначать достижение определенного психологического/духовного состояния в результате энергичного, ритмичного африканского танца. танец . [ 32 ]

Среди форм человеческого искусства со свободной ногой есть изображения африканского танца, включающего движения приседаний и ударов ногами. [ 32 ] Две женщины с прическами шиньон исполняют движения, которые, возможно, были хореографическими африканскими танцевальными движениями. [ 32 ] Среди форм человеческого искусства (например, прыжки или хождение на цыпочках, бег/ходьба) есть особи с шиньонами. [ 32 ] Среди произведений искусства стоящих на коленях и сидящих людей больше людей изображаются сидящими, чем стоящими на коленях. [ 32 ]

Наследие

[ редактировать ]

Существует множество древних наскальных изображений (например, картин , петроглифов ) в алжирских Тадрарте и Тассили, а также в ливийских регионах Акакус в Сахаре. [ 37 ] Первоначально этот регион был заселен собирателями и охотниками примерно 10 000 лет назад. [ 37 ] а затем, заселенный пастухами в 7500 году до нашей эры, [ 37 ] что привело к развитию скотоводства в регионе. [ 2 ] Скотоводы крупного рогатого скота и овец, которые когда-то занимали более возвышенные территории (например, горные рефугиумы) в 7500 году до нашей эры, из-за усиления опустынивания, вероятно, мигрировали в более низкие возвышенные районы (например, возле озер) для временного поселения до 5000 лет назад. [ 11 ] Скотоводы после 5000 лет назад занимали более высокие и более низкие возвышенные территории на сезонной основе и владели часто используемыми каменными шлифовальными орудиями, керамикой (простой в деталях) и, при более интенсивном использовании, удаленно расположенными ресурсами. [ 11 ]

Поскольку скотоводство существовало в Сахаре с 7500 г. до н.э., охотники и пастухи Центральной Сахары, возможно, жили вместе на общей территории в течение длительного периода времени. [ 11 ] Опустынивание могло привести к миграции из региона Центральной Сахары, где расположены картины Круглоголового, к озеру Чад и дельте Нигера. [ 35 ] В то время как некоторые мигрировали к югу от Сахары, другие охотники-собиратели из Центральной Сахары, возможно, переняли традиции скотоводства. [ 4 ] (например, выпас домашнего скота и коз). [ 11 ] Учитывая возможность стать социально выдающимся, создать излишки продовольствия, а также приобрести и накопить богатство, это привело к принятию некоторыми охотниками-собирателями из Центральной Сахары домашнего скотоводческого хозяйства. [ 38 ] В обмен культурная информация об использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Уан Табу, Уан Мухуджиаг) передавалась охотниками-собирателями из Центральной Сахары с прибывшими ранними скотоводческими народами. [ 38 ]

Миграция охотников-собирателей и скотоводов из Центральной Сахары произошла, когда Зеленая Сахара подверглась опустыниванию в 4000 году до нашей эры. [ 37 ] Сезонные водные пути были вероятным путем миграции к реке Нигер . [ 37 ] Чад Бэйсин , [ 37 ] [ 4 ] и долина Нила . [ 39 ] Проживание в регионе Сахеля стало происходить после того, как давно населенные поселения и погребения северного региона Нигера перестали использоваться. [ 37 ] Миграция народов Центральной Сахары в Сахельский регион Африки к югу от Сахары подтверждается керамикой, находящейся под влиянием Сахары, которая появляется в Сахельском регионе. [ 37 ]

Еще в 2500 году до нашей эры в Центральной Сахаре группы людей периода Круглоголового, возможно, продолжали продолжать свою деятельность в качестве охотников. [ 34 ] Центрально-Сахарские охотники-собиратели, жившие в эпоху Коня в Центральной Сахаре, были идентифицированы Геродотом как « эфиопские троглодиты ». [ 21 ] [ 40 ] которые, как сообщается, преследовались Гарамантами. [ 40 ] [ 41 ] Вопреки популярному академическому мифу о североафриканцах (например, гарамантах ), участвовавших в захвате , порабощении и торговле западноафриканцев южнее Сахары в период классической античности , между южными африканцами заключались справедливые сделки с материалами (например, золотом). -Сахарские жители Западной Африки и Северной Африки (например, карфагеняне ). [ 40 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Соукопова 2013 , с. 45–55.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Сукопова, Житка (август 2017 г.). «Наскальные рисунки Центральной Сахары: размышления о чайниках и купулах» . Журнал засушливой среды . 143 : 10–12. Бибкод : 2017JArEn.143...10S . дои : 10.1016/J.JARIDENV.2016.12.011 . ISSN   0140-1963 . OCLC   7044514678 . S2CID   132225521 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (июнь 2016 г.). «Наскальные рисунки Сахары как места празднования воды» . Выражение : 69. ISSN   2499-1341 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Картины Тассили: древние корни современных африканских верований?» . Выражение : 116–119. ISSN   2499-1341 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Сходство между картинами с круглой головой и гравюрами Кель-Эссуфа» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 173, 175–177, 179. ISBN.  978-90-756-5260-4 . OCLC   1091181355 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сукопова, Житка (март 2016 г.). «Ведущая роль мужчин-охотников в доисторических ритуалах Центральной Сахары» . Выражение : 68–71. ISSN   2499-1341 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Ди Лерния, Савино (июнь 2013 г.). «Места, памятники и пейзаж: свидетельства голоцена центральной Сахары» . Азания: Археологические исследования в Африке . 48 (2): 178. дои : 10.1080/0067270X.2013.788867 . S2CID   162877973 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Сукопова, Житка (2019). «Женщины и доисторические ритуалы в наскальных рисунках Сахары с круглой головой» . Выражение : 54. ISSN   2499-1341 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соукопова 2013 , с. 20.
  10. ^ Барич, Барбара (декабрь 2008 г.). «Африка, север: Сахара, Запад и Центральная» . Энциклопедия археологии . Академическая пресса. п. 63. дои : 10.1016/B978-012373962-9.00320-4 . ISBN  9780123739629 . S2CID   128002774 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Соукопова 2013 , с. 19-24.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (март 2017 г.). «Пенис только для богов? Сексуальные образы в самых ранних наскальных рисунках Центральной Сахары» . Выражение : 69. ISSN   2499-1341 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Барич, Барбара (декабрь 2018 г.). «Сахара» . Оксфордский справочник доисторических фигурок . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН  9780199675616 . OCLC   944462988 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ротунно, Рокко; и др. (9 июля 2019 г.). «Копролиты из скальных убежищ: охотники-собиратели «выпасали» берберских овец в Сахаре в раннем голоцене» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 76–94. дои : 10.1163/21915784-20190005 . ISSN   2191-5784 . OCLC   8197143305 . S2CID   198731047 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Меркури, Анна Мария; и др. (29 января 2018 г.). «Поведение растений по отпечаткам человека и выращивание диких злаков в голоценовой Сахаре» . Природные растения . 4 (2): 73. дои : 10.1038/s41477-017-0098-1 . hdl : 11567/979083 . ПМИД   29379157 . S2CID   3302383 .
  16. ^ Мерсье, Норберт (июль 2012 г.). «OSL-датирование четвертичных отложений, связанных с теменным искусством плато Тассили-н-Аджер (Центральная Сахара)» . Четвертичная геохронология . 10 :2, 5–6. Бибкод : 2012QuGeo..10..367M . дои : 10.1016/J.QUAGEO.2011.11.010 . ISSN   1871-1014 . OCLC   5901395315 . S2CID   140611969 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Халлиер, Вашингтон; Халлиер, Бриджит К. (май 2004 г.). Мир петроглифов: «Круглоголовые» в горах Джадо и Тассили (Северный Нигер / Южный Алжир): выклеванные и нарисованные человеческие фигуры в инвентаре наскальных изображений этих регионов (PDF) . Каменные часы. п. 2. S2CID   44206739 .
  18. ^ Сукопова, Житка (сентябрь 2018 г.). «Украшенные валуны и другие забытые элементы наскального искусства Центральной Сахары» . Журнал засушливой среды . 156 : 98. Бибкод : 2018JArEn.156...96S . doi : 10.1016/J.JARIDENV.2018.05.001 . ISSN   0140-1963 . OCLC   8156836407 . S2CID   91151284 .
  19. ^ Ахмед, Акрати (май 2020 г.). «РАР Обзор» . Исследование наскального искусства . 37 (1): 109. ISSN   0813-0426 . OCLC   809603634 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Сукопова, Житка (июль 2011 г.). «Самые ранние наскальные рисунки Центральной Сахары: подходы к интерпретации» . Время и разум . 4 (2): 195. дои : 10,2752/175169711X12961583765333 . ISSN   1751-696X . OCLC   8322366572 . S2CID   143429582 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Сукопова, Житка (2020). «Доисторическая колонизация Центральной Сахары: охотники против пастухов и свидетельства наскальных рисунков» . Выражение : 59–60, 62, 66. ISSN   2499-1341 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Айн-Шеба, Нагете (3 июня 2022 г.). «Наскальные рисунки Сахары: отражение изменения климата в Сахаре» (PDF ) Табона: Журнал предыстории и археологии . 22 (22): 308–310. дои : 10.25145/j.tabona.2022.22.15 . ISSN   2530-8327 . S2CID   249349324 .
  23. ^ Барич, Барбара Э. (4 декабря 2012 г.). «Гендер в предыстории Северной Африки» . Компаньон гендерной предыстории . Джон Уайли и сыновья. стр. 301–302. дои : 10.1002/9781118294291.ch14 . ISBN  9781118294291 . OCLC   815474264 . S2CID   129703953 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Ли, Раймонд Л.; Фрейзер, Алистер Б. (2001). «Мост к богам» . Радужный мост: радуга в искусстве, мифах и науке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 14–15. Бибкод : 2001rbra.book.....L . ISBN  0-271-01977-8 . OCLC   41951270 . S2CID   16848465 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Роуэншильд, Рэйвен (июнь 1996 г.). «Модификация мужских гениталий: интерпретация полового отбора» . Человеческая природа . 7 (2): 191. дои : 10.1007/BF02692110 . ISSN   1045-6767 . OCLC   5656566239 . ПМИД   24203319 . S2CID   206820828 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Кинан, Джереми Х (2002). «Меньшие боги Сахары» . Публичная археология . 2 (3): 138. doi : 10.1179/pua.2002.2.3.131 . ISSN   1465-5187 . OCLC   5525845873 . S2CID   140954728 .
  27. ^ Канчельери, Эмануэле; Ди Лерния, Савино (23 января 2014 г.). «Возврат в центральную Сахару в начале голоцена: территориальный подход к охотникам-собирателям раннего Акака (юго-запад Ливии)» . Четвертичный интернационал . 320 : 59. Бибкод : 2014QuInt.320...43C . дои : 10.1016/J.QUAINT.2013.08.030 . ISSN   1040-6182 . OCLC   5146151649 . S2CID   128897709 .
  28. ^ Ди Лерния, Савино (март 2017 г.). «Археология наскальных рисунков в Северной Африке» (PDF) . У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков. п. 16. дои : 10.1093/OXFORDHB/9780190607357.013.17 . ISBN  978-0-19-060735-7 . S2CID   134533475 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Соукопова 2013 , стр. 107.
  30. ^ Соукопова 2013 , с. 3.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Петрулло, Джакома; Барич, Барбара (март 2021 г.). «Коллекция костяных артефактов из Вади Ти-н-Торха (Северный Тадрарт Акакус, Ливия): переоценка на основе технологического анализа» . Африканский археологический обзор . 38 : 2–3, 14–18. дои : 10.1007/s10437-020-09374-x . ISSN   0263-0338 . OCLC   8936533854 . S2CID   216390833 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Ногера, Алессандро Менарди (сентябрь 2015 г.). «Увейнат Круглоголовый: пропорции тела и позы» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 321–323, 325–330. ISBN  978-90-756-5260-4 . OCLC   1091181355 .
  33. ^ Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Картины Тассили: древние корни современных африканских верований?» . Выражение : 116–120. ISSN   2499-1341 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Круглоголовые: Религия и духовность древних охотников Центральной Сахары» . Что случилось с людьми? Люди и антропоморфы в наскальных рисунках Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 8, 14. ISBN  978-90-756-5260-4 . OCLC   1091181355 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Соукопова 2013 , стр. 105.
  36. ^ Выдрин Валентин (30 июля 2018 г.). «Языки манде» . Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199384655.013.397 . ISBN  978-0-19-938465-5 . S2CID   240363385 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сукопова, Житка (2020). «Дождь и наскальные рисунки в Сахаре: возможная интерпретация» . Выражение : 79. ISSN   2499-1341 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Гарсеа, Елена А.А. (июль 2019 г.). «Культурная адаптация Уан Табу от верхнего плейстоцена до позднего голоцена» . Уан Табу в истории расселения Ливийской Сахары . All'Insegna del Giglio. п. 233. ИСБН  9788878141841 . OCLC   48360794 . S2CID   133766878 .
  39. ^ Тохами, Адель Камель Тохами Гиди; Фараг, Хандука Ибрагим; Али, Асмаа Абделалим (октябрь 2022 г.). «Экономическая жизнь в эпоху круглых голов в Северной Африке через наскальные рисунки (7000-3000 гг. до н. э.)» (PDF) . Журнал Асуанского факультета искусств . 12 (1). дои : 10.21608/mkasu.2022.133968.1041 . ISSN   2735-4164 .
  40. ^ Перейти обратно: а б с Магнавита, Соня; Магнавита, Карлос (18 июля 2018 г.). «Не все то золото, что блестит: лицом к лицу с мифами о древней торговле между Северной Африкой и странами Африки к югу от Сахары» . Пейзажи, источники и интеллектуальные проекты прошлого Западной Африки . Брилл. стр. 25–26. дои : 10.1163/9789004380189_003 . ISBN  9789004380189 . OCLC   1041204346 . S2CID   201331821 .
  41. ^ Геродот. «Истории» . Издательство Гарвардского университета.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7028abd724a955dbd3a41f2958b0de00__1693140660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/00/7028abd724a955dbd3a41f2958b0de00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Round Head Period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)