Jump to content

Момпер Сенат

Уолтер Момпер и Тино Шверзина (6 мая 1990 г.)

Сенат Момпер занимал свой пост с 16 марта 1989 г. по 24 января 1991 г., первоначально в качестве правительства Западного Берлина , а после воссоединения Германии 3 октября 1990 г. вместе с магистратом Восточного Берлина Шверзиной в качестве правительства новой земли Берлин. . После неожиданной победы на выборах в Палату представителей 29 января 1989 года красно-зеленая коалиция между Берлинской социал-демократической партией (СДПГ) и Альтернативным списком за демократию и защиту окружающей среды (АЛ) заменила предыдущую ХДС/ХДС. Правительство СвДП под руководством Эберхарда Дипгена . Правящим мэром стал Уолтер Момпер ( СДПГ ). Альянс СДПГ/АЛ был вторым красно-зеленым правительством земли в Германии после третьего правительства Бёрнера в Гессене (1985–1987).

Падение Берлинской стены стало поворотным моментом как для Берлина, так и для двадцатимесячного срока полномочий Сената . После воссоединения Германии и Берлина сенат Момпер более трех месяцев занимал должность вместе с магистратом Шверзиной в качестве правительства Берлина в целом. После продолжающихся конфликтов АЛ вышла из коалиции 15 ноября 1990 года, за две недели до того, как все равно были назначены новые выборы в Палату представителей . Причиной этого стало сражение на Майнцерштрассе, инициированное Эрихом Петцольдом (СДПГ). На первых общеберлинских выборах в Палату представителей 2 декабря 1990 года и СДПГ, и АЛ понесли тяжелые потери.

Предварительные условия

[ редактировать ]

Сенат ХДС/СвДП под руководством Эберхарда Дипгена

[ редактировать ]
Эберхард Дипген (1989)

В бывшей штаб-квартире СДПГ в Западном Берлине ХДС был самой сильной парламентской группой в Палате представителей с 1975 года и правящим мэром с 1981 года. Выборы 1963 года с результатом 61,9% с тех пор терпели поражения почти на всех выборах. После того как Рихард фон Вайцзеккер был избран федеральным президентом в 1984 году, Эберхард Дипген возглавил Сенат ХДС/СвДП. Дипген, которого считали менее харизматичным технократом и дергателем за ниточки, [ 1 ] была четко подтверждена на выборах в Палату представителей Берлина 10 марта 1985 года . ХДС был представлен в Палате представителей 69 местами, СДПГ получила 48, Альтернативный список 15 и СвДП 12.

Скандал с антами раскрывался на протяжении всего 10-го законодательного периода. До смены правительства в 1981 году именно СДПГ погрязла в так называемом «красном болоте» или «берлинском чувстве», от дела Гарского до дела Крейзеля и других. [ 2 ] Однако даже Рихард фон Вайцзеккер не смог изменить сеть взаимоотношений между государственным и частным сектором в островном городе; в своей правительственной декларации он яростно раскритиковал сложившуюся систему использования своих преимуществ и покровительства должностям как «партийную политику». [ 2 ] Напротив, при правительстве ХДС система коррупции еще больше укрепилась. [ 3 ] Личная, чрезвычайно тесная сеть группы высокопоставленных политиков ХДС, на которой основывалась позиция Дипгена, теперь оказалась частью этой системы. [ 4 ] Сенатор от ХДС Клаус Франке и сенатор по окружающей среде от СвДП Хорст Феттер были вынуждены снять шляпы, а сенатор от внутренних дел Генрих Люммер также был вынужден уйти в отставку из-за предыдущего сотрудничества с НДП . ХДС преуменьшил скандал и считал себя жертвой «клеветнической кампании». [ 5 ]

Избирательная кампания

[ редактировать ]

Несмотря на все скандалы, Дипген пользовался относительной популярностью в Берлине, хотя его считали довольно бледным и далеко не пользовавшимся таким же уровнем почитания, как фон Вайцзеккер, Вилли Брандт или Эрнст Ройтер . Различные опросы показали, что среди ведущих кандидатов Эберхарда Дипгена и Вальтера Момпера около 60% берлинцев отдали бы предпочтение Дипгену, если бы они могли напрямую избрать правящего мэра. [ 6 ] Он извлек пользу из плотной серии крупных мероприятий по случаю празднования 750-летия в 1987 году и когда Западный Берлин стал культурным городом Европы в 1988 году, которые, казалось, затмили политические проблемы Берлина и дела ХДС. [ 7 ] ХДС полностью полагался на премию мэра. На большинстве предвыборных плакатов был изображен портрет правящего мэра с предвыборным лозунгом «Он нужен Берлину», позже «Он нужен Берлину». [ 8 ]

СДПГ, с другой стороны, избегала персонализации выборов и не особо выделяла в предвыборной кампании своего ведущего кандидата Вальтера Момпера, лидера парламентской группы СДПГ с марта 1985 года и председателя партии с июня 1986 года. Он сосредоточился на традиционно социал-демократических областях политики. С 1987 года начались кампании по контролю за арендной платой , разработке плана землепользования , равенству женщин и против политики здравоохранения Боннской коалиции ХДС/СвДП. [ 9 ]

По мере приближения дня выборов избирательная кампания становилась все более пустой. [ 7 ] Лозунги на предвыборных плакатах казались взаимозаменяемыми, а иногда и непонятными: «Счастливый новый Берлин» (ХДС), «Берлин — это свобода» (СДПГ) или «Счастливый 1993 год» (СвДП). [ 8 ] Только АЛ активно занималась вопросами, важными для населения, но опиралась на альтернативную среду и уклонялась от дорогостоящих рекламных мер. [ 7 ] Незадолго до выборов крайне правая партия Die Republikaner , которая баллотировалась впервые, поляризовала и полемизировала партию Die Republikaner, поляризованную ксенофобскими и авторитарными телевизионными рекламными роликами, а также мероприятием, в котором доминировал федеральный председатель Франц Шенхубер и сопровождалось жестокие контрдемонстрации. [ 7 ]

Отношение СДПГ и АЛ к красно-зеленой коалиции перед выборами

[ редактировать ]

Поскольку федеральное правительство ХДС/СвДП под руководством Гельмута Коля , казалось, неумолимо теряло свою репутацию в Федеративной Республике, возникло настроение к переменам, и казалось возможным получить красно-зеленое большинство на федеральных выборах в декабре 1990 года. Берлин мог бы послужить испытательным полигоном для красно-зеленого федерального правительства. [ 10 ] Однако, поскольку перед выборами казалось почти невероятным, что СДПГ и Альтернативный список смогут компенсировать дефицит примерно в 12% пунктов от правительства ХДС/СвДП, АЛ и, тем более, социал-демократы включились в избирательную кампанию. без серьезного рассмотрения возможной совместной коалиции.

Учитывая прогнозируемый результат выборов, СДПГ было легко исключить союз с АЛ и таким образом успокоить напуганных избирателей. [ 11 ] С другой стороны, АЛ решила заявить о своей готовности сотрудничать с социал-демократами после того, как отвергла возможную коалицию или даже просто терпимость в преддверии выборов 1985 года в Палату представителей. Особая изолированность Западного Берлина привела к тому, что АЛ пошла по особому пути по отношению к федеральным зеленым. [ 11 ] Особенно сильно оно было в левоальтернативном спектре экологи города, тогда как классические не играли особой роли. [ 12 ] Кроме того, АЛ была формально независима от федеральной партии, даже если взяла на себя роль ассоциации штата. Споры между « Реалос», стремящимися к участию в правительстве, и « Фундис», ориентированными на фундаментальную оппозицию, которая доминировала и угрожала расколоть федеральную партию в 1980-е годы, никогда не играли такой значительной роли в АЛ. Вместо этого АЛ рассматривалась как относительно однородная, но явно левая региональная ассоциация, которая отдавала базовым демократическим процессам принятия решений особенно высокий приоритет. [ 13 ]

Опросы перед выборами

[ редактировать ]
Даты ХДС СПД АЛ СвДП РЕП
25 января 1989 г. [ 14 ] 41% 36% 11% 7%
в. 25 января 1989 г. [ 15 ] 40% 36% 10% 8% 3%
10 января 1989 г. [ 16 ] 43% 34% 11% 9%
ш. 28 декабря 1988 г. [ 17 ] 43% 38% 10% 6%

Несмотря на беспокойство берлинского ХДС, вызванное скандалом с Антесом, опросы предсказывали явное большинство в пользу коалиции ХДС/СвДП всего за три недели до дня выборов. Всего за несколько дней до выборов появились признаки ожесточенной борьбы между политическими лагерями, хотя по-прежнему с черно-желтым большинством и явным преимуществом ХДС над СДПГ. Согласно опросу Инфас По заказу SFB журнала Kontraste [ de ] , ситуация на рынке труда была самым важным вопросом для 24% респондентов, защита окружающей среды для 23% и жилищное строительство для 20%. Двумя неделями ранее, Опрос, проведенный по заказу Стерна, показал, что наиболее важными проблемами являются арендная плата и нехватка жилья, за которыми следуют иностранцы и перенаселенность университетов. [ 18 ]

Выборы в Палату представителей 29 января 1989 г.

[ редактировать ]
Вторые голоса Мандат
ХДС 37,7 55
СПД 37,3 55
АЛ 11,8 17
РЕП 7,5 11
СвДП 3,9

Выборы в Палату представителей 29 января 1989 г. вызвали неожиданность по нескольким причинам: [ 19 ] ХДС, победа которого считалась несомненной, потерпела тяжелое поражение и рухнула на 8,7% пунктов при 37,7% голосов. СДПГ, с другой стороны, набрала 4,9% против 37,3% и, получив 55 мест в парламенте, получила столько же мест, что и ХДС. Вместе с аналогичным усилением «Альтернативного списка» (11,8%, +1,2%) это привело к явному большинству «красно-зеленых», поскольку СвДП – что также удивительно – предыдущий партнер ХДС по коалиции с 3,9% (-4,6%), явно не смог вновь войти в Палату представителей. Третьим результатом, который никак не был предсказан и был встречен с шоком, стал приход республиканцев, получивших 7,5% голосов и, таким образом, одиннадцать мест с первой попытки.

Создание коалиции

[ редактировать ]
Ратуша Шенеберга, резиденция управляющего мэра и Сената до 1991 года и Палаты представителей до 1993 года.

Коалиционные переговоры

[ редактировать ]

Вечером в день выборов Вальтер Момпер отклонил новое предложение о сотрудничестве со стороны Альтернативного списка, заметив, что он «не пригоден для управления». [ 20 ] Большая коалиция возникла сразу после выборов. [ 21 ] С другой стороны, СДПГ и АЛ добились явного большинства и добились значительных успехов, в то время как предыдущая правящая коалиция явно была отстранена голосованием. Таким образом, альянс СДПГ/ХДС как единственная альтернатива союзу с АЛ не имел большинства среди базы СДПГ, тем более что опросы показали, что только 17,2% берлинцев хотели такого правительства, а 23,9% были за красно-зеленые. [ 11 ]

Через несколько дней состоялись неформальные переговоры, в которых со стороны СДПГ приняли участие Вальтер Момпер, мэр округа Кройцберг Герд Вартенберг и бывший председатель штата Юрген Эгерт, а также Бернд Кёппль, Харальд Вольф и Ренате Кюнас от Альтернативного списка. . [ 21 ] Ханс-Кристиан Штрёбеле , один из самых видных членов АЛ, представитель левого крыла партии и представитель федеральной партии в 1990/91 году, присутствовал лишь на нескольких собраниях. [ 21 ] Совет делегатов АЛ раскритиковал этот тип обсуждения, поскольку он противоречил демократическим принципам на низовом уровне, но в конечном итоге одобрил предварительные переговоры. [ 21 ] 11 февраля 1989 года общее собрание членов, высший руководящий орган партии, проголосовало за официальные переговоры по коалиции большинством в 99,8% присутствующих. [ 22 ] АЛ вступила в коалиционные переговоры, которые начались 13 февраля 1989 года, без какой-либо узнаваемой стратегии или существенной подготовки. Единственной основой для переговоров была вся программа АЛ, которая была полностью адаптирована к оппозиционной парламентской группе и состояла из набора индивидуальных требований. [ 23 ]

Вальтер Момпер провел коалиционные переговоры с Эберхардом Дипгеном параллельно переговорам с АЛ. [ 22 ] Обращаясь к АЛ, он сформулировал в качестве «пробных камней» признание монополии государства на применение силы , прав и присутствия союзников в Берлине и связей Берлина с Федерацией , что он сделал предварительным условием для коалиции. [ 22 ] АЛ было нелегко прийти к согласию, поскольку эти вопросы вызывали споры внутри партии. Согласившись, Момпер с самого начала сумел дисциплинировать AL, а также смог оправдать собственную смену курса. [ 24 ]

Коалиционное соглашение было подписано в начале марта 1989 года. АЛ смогла заявить о себе в коалиционном соглашении, особенно в области экологического обновления городов, которое стало руководящим принципом коалиции. Проблематичным оказалось то, что около 30 наиболее спорных вопросов были включены в коалиционное соглашение в качестве «испытательных приказов», а это означало, что важные вопросы разногласий были отложены нерешенными. [ 24 ]

Результат переговоров был одобрен на общем собрании АЛ 11 и 12 марта 1989 года удивительно явным большинством в 80% голосов и в почти эйфорическом настроении. [ 25 ] Предложения терпимо относиться к правительству меньшинства СДПГ вместо вступления в коалицию (Харальд Вольф и Биргит Аркенштетте из Левого форума внесли это предложение как голос меньшинства переговорной комиссии) или вступить в повторные переговоры с СДПГ (это предложение было внесено Дитер Кунцельманн и другие) остались без шансов. [ 24 ] Также 12 марта специальная партийная конференция СДПГ утвердила коалицию с АЛ. [ 26 ]

Энн Кляйн, одна из восьми женщин в Сенате

Кадровое обеспечение Сената

[ редактировать ]

Лишь после полного завершения предметных переговоров начались переговоры о структуре департаментов . [ 24 ] AL заявил права на экологический портфель и получил его как Управление Сената по городскому развитию и охране окружающей среды. Женское портфолио также имело важное значение для Альтернативного списка. Взамен оно отказалось от права назначать мэром женщину, то есть заместителя главы правительства. [ 24 ] Эту функцию взяла на себя Ингрид Штамер , сенатор по здравоохранению и социальным вопросам от СДПГ. Третья должность в сенате, отданная AL, касалась образования, профессиональной подготовки и спорта. Это означало, что все традиционные портфели достались социал-демократам. По словам Кристиана Штребеле, АЛ не выдвигала никаких требований по этому поводу, поскольку «просто не верила, что может это сделать». [ 24 ] Хильде Шрамм стала вице-президентом Палаты представителей, а АЛ также предоставила четырех государственных секретарей и, вместе с Ингвильд Киле, заместителя пресс-атташе Сената. [ 24 ]

За исключением бывшего сенатора по здравоохранению Эриха Петцольда, который теперь стал сенатором внутренних дел, и нового сенатора по экономике Питера Митцшерлинга, с 1974 по 1980 год являвшегося директором Сената по вопросам труда, СДПГ воздержалась от рассмотрения бывших членов Сената. Новый глава канцелярии Сената Дитер Шредер имел опыт работы в Сенате и до недавнего времени был профессором международного права. Мэр и сенатор по вопросам здравоохранения и социальных дел Ингрид Штамер ранее была членом городского совета , а сенатор по вопросам юстиции Ютта Лимбах была профессором права в Свободном университете . Сенатором по финансам стал Норберт Мейснер , ранее возглавлявший исследования в Jugendsozialwerk и представитель левого крыла партии, Вольфганг Нагель до этого был представителем парламентской группы СДПГ по политике строительства и редактором Немецкого института городских дел . Журналистка Анке Мартини-Глотц переехала из боннского партийного руководителя СДПГ в Берлин в качестве сенатора по культуре, а социолог и вице-президент Свободного университета Барбара Ридмюллер-Зель стала сенатором по науке. Хорст Вагнер, Берлин Председатель IG-Metall от правого крыла СДПГ возглавил Сенатское управление по вопросам труда, транспорта и труда, а Хайде Пфарр, бывший профессор права и вице-президент Гамбургского университета , выросшая в Берлине, стала сенатором по федеральным делам. . Таким образом, большинство членов Сената имели небольшой административный опыт.

На общем собрании АЛ реальные кадровые дебаты начались только после одобрения коалиционного соглашения. [ 24 ] Хайди Бишофф-Пфланц, председатель парламентской группы и признанный деятель левой интеграции, рассматривалась на пост сенатора по делам женщин, молодежи и семьи, но она отказалась. [ 27 ] В конце концов, были согласованы три малоизвестных политика-специалиста, ни один из которых не был членом парламентской группы или даже АЛ, и поэтому не ожидалось, что они будут привносить внутрипартийные конфликты в работу правительства. [ 28 ] Михаэль Шрайер, экономист, научный сотрудник парламентской группы зеленых в Бундестаге и единственная женщина-сенатор, которая была членом (западногерманской) партии зеленых, взяла на себя важный сквозной портфель по городскому развитию и защите окружающей среды. Женское портфолио пополнила адвокат и бывший научный сотрудник Вальтрауда Шоппе в Бундестаге Анне Кляйн , которая одержала победу в ожесточенных дебатах против женского политика АЛ Хельги Хентшель. [ 27 ] Сенатором по вопросам образования, профессионального обучения и спорта стала заместитель Берлинского GEW председателя Сибилла Фолькхольц . Оба были независимыми. На левого коалиционного скептика Харальда Вольфа была возложена задача по укреплению координации между партией, парламентской фракцией и сенаторами в качестве члена исполкома. [ 29 ]

Сенат Момпера, в состав которого вошли восемь сенаторов-женщин и пять сенаторов-мужчин, а также правящий мэр, стал первым правительством земли Германии, в котором большинство составляют женщины. Женщины-сенаторы от обеих партий встречались в доме Хайде Пфарр на так называемом «завтраке ведьм» перед каждой сессией Сената. [ 30 ] Палата представителей избрала новый Сенат 16 марта 1989 года с особенностью Берлина, заключавшейся в том, что каждый сенатор должен был избираться Палатой представителей индивидуально.

Список сенаторов и государственных секретарей

[ редактировать ]
учреждение [ 31 ] Имя Вечеринка Государственные секретари
Управляющий мэр Уолтер Момпер СПД Дитер Шредер (глава канцелярии Сената, СДПГ)
Мэр Ингрид Штамер СПД
Сенатор по здравоохранению и социальным вопросам Армин Чопе,
Урсула Кляйнерт
Сенатор юстиции Ютта Лимбах СПД Вольфганг Шомбург
Сенатор по образованию, профессиональному обучению и спорту Сибилла Фолькхольц беспартийный для АЛ Ханс-Юрген Кун (АЛ),
Юрген Диттбернер
Сенатор по науке и исследованиям Барбара Ридмюллер-Зил СПД Ханс Кремендал (СДПГ)
Сенатор по вопросам труда, транспорта и государственных предприятий Хорст Вагнер СПД Герхард Шнайдер
Сенатор по финансам Норберт Мейснер СПД
Сенатор по строительству и жилью Вольфганг Нагель СПД Ханс Гёрлер (СДПГ)
Сенатор по экономике Питер Митцшерлинг СПД Йорг Роммерскирхен (СПД)
Сенатор по внутренним делам Эрих Петцольд СПД Детлеф Боррманн
Сенатор по городскому развитию и охране окружающей среды Майкл Шрайер Зеленые для AL Клаус-Мартин Грот (независимый от AL)
Сенатор по федеральным делам Хайде Пфарр СПД
Сенатор по вопросам культуры Анке Мартини СПД Ханс Киршнер
Сенатор по делам женщин, молодежи и семьи Энн Кляйн беспартийный для АЛ Хельга Хентшель (Алабама),
Герд Хармс (Алабама)
Ганс-Кристиан Штребеле (1987)

Общественная реакция

[ редактировать ]

Поскольку «Альтернативный список» с самого начала настаивал на максимальной прозрачности, общественность всегда была хорошо информирована о статусе коалиционных переговоров. [ 32 ] В ходе коалиционных переговоров большое количество инициатив и институтов левой альтернативной среды представили АЛ требования, которые были обусловлены индивидуальными интересами. [ 32 ] Не было недостатка и в советах из Западной Германии. Например, Ютта Дитфурт , представительница Фундиса и представитель федеральной партии зеленых до декабря 1988 года, которая была принципиально привержена оппозиционной работе, отвергла участие правительства. [ 10 ] С другой стороны, реалист Отто Шили , перешедший на сторону социал-демократов в ноябре 1989 года, рекомендовал СДПГ «оставаться очень твердыми» в вопросе о пробных камнях. [ 10 ] Шили, а также спектр внутри АЛ вокруг группы «Зеленые пантеры в движении», стремившиеся сформировать коалицию, пытались использовать возможность реформировать партию в своих интересах. [ 10 ] После выступления Штребеле на федеральном собрании зеленых в Дуйсбурге в марте 1990 года, в котором он назвал красно-зеленую коалицию в Берлине «возможностью века», которое было встречено овациями, делегаты поддержали курс берлинской коалиции. с подавляющим большинством. [ 33 ]

ХДС заранее решительно выступил против красно-зеленой коалиции. Дипген охарактеризовал предстоящий правительственный союз как «коалицию безумия». [ 34 ] В случае, если раздражающая фигура Кристиан Штрёбеле станет сенатором юстиции, он объявит референдум против Сената. [ 35 ] Профсоюзная «Инициатива Zukunft Berlins nicht gefährden» («Не подвергайте опасности будущее Берлина») организовала на Курфюрстендамме демонстрацию против запланированной «Коалиции разрушения», в которой приняли участие около 1000 демонстрантов. [ 36 ] Берлинский союз получил поддержку федеральной партии. Ее генеральный секретарь Хайнер Гейслер представил мрачный сценарий левой системы советов и недоступных социальных льгот. [ 37 ] Депутат Бундестага Эдуард Линтнер намекнул на «раболепие по отношению к ГДР» и заявил, что Берлин «угрожает стать неуправляемым и в конечном итоге должен оказаться во власти жестоких демонстраций». [ 38 ] Рудольф Зейтерс раскритиковал, что «избирателей обманули, обманули и обманули», поскольку Момпер всегда исключал коалицию с AL перед выборами. [ 38 ] В документе ХДС, озаглавленном «СДПГ: предательство избирателей», о Хильде Шрамм полемично говорилось : «Как дочь гитлеровского министра вооружений Шпеера , она примиряется с прошлым в АЛ». [ 38 ] В нынешний час в Бундестаге председатель СвДП Отто граф Ламбсдорф увидел, что город идет «по пути к независимому политическому единству Берлина», то есть следует идеям ГДР. [ 38 ]

Доминирующая в городе Springer пресса ( BZ , Bild , Die Welt , Berliner Morgenpost ) всегда твердо стояла на стороне ХДС. [ 39 ] Однако газета Morgenpost также говорила об ударах ниже пояса со стороны ХДС ввиду жесткой, порой иррациональной критики возможного красно-зеленого сената, уже прозвучавшей в ходе коалиционных переговоров. [ 34 ] Еще до начала переговоров консервативные национальные СМИ, такие как Frankfurter Allgemeine Zeitung, предсказывали экономический спад Берлина, если будет сформировано красно-зеленое правительство. [ 10 ] Либерально-критическая, малотиражная газета «Тагесспигель» больше симпатизировала сенату Момпера. В ходе коалиционных переговоров малый таз создал в левоальтернативной среде эйфорическое настроение оптимизма по поводу возможности создания красно-зеленой коалиции. [ 40 ]

Франц Шозер, управляющий директор Немецкой конференции промышленности и торговли, посоветовал прекратить инвестиции, поскольку Берлин может оказаться на пути к совершенно другой экономической системе. [ 41 ] Берлинская торгово-промышленная палата говорила о «целой связке » в дирижистских мер коалиционном соглашении, не имея возможности назвать их точнее. [ 41 ] С другой стороны, ее президент назвал заявление Хайнера Гейсслера о том, что красно-зеленый Сенат разрушит экономику, «пропагандой». [ 34 ]

Работа Красно-Зеленого Сената до ноября 1990 г.

[ редактировать ]

Первые месяцы коалиции

[ редактировать ]

До лета 1989 года сотрудничество СДПГ и АЛ характеризовалось общим стремлением к разрешению конфликтов. [ 42 ] Вопреки ожиданиям оппозиции, что красно-зеленые не получат большинства и что избиратели почувствуют себя обманутыми, опросы, проведенные в мае 1989 года, показали, что и СДПГ, и АЛ добьются дальнейших успехов на новых выборах, в то время как ХДС и республиканцы потерять позиции по сравнению с январскими выборами. [ 43 ]

Первым тестовым случаем, который привел к конфликту между СДПГ и АЛ, стал спор по поводу продолжения расширения Гросклиники Рудольфа-Вирхова при одновременном отказе от университетской больницы Шарлоттенбурга - проекта предыдущего Сената ХДС/СвДП. что AL хотел отменить. [ 42 ] Еще одним предметом разногласий было строительство линии электропередачи, также инициированное сенатом Дипгена, которая должна была соединить Берлин с электросетью Западной Германии. Поскольку генеральная ассамблея АЛ дала сенаторам императивный мандат отвергнуть проект и не обсуждать какие-либо компромиссы, коалиция впервые оказалась под угрозой распада. [ 44 ] Широкие массы также категорически отвергли создание нового пограничного перехода на Шихауштрассе по экологическим соображениям. Во всех трех случаях сенаторы и парламентская группа отклонили голосование широких масс, чтобы продолжить коалицию, без санкции партии. В результате будущие распоряжения генеральной ассамблеи приобрели характер словесно-радикальных пустых формул, которые уже не могли оказывать угрожающего воздействия на СДПГ. [ 45 ] Напротив, после первоначальных оговорок социал-демократы согласились с законопроектом, внесенным АЛ, о введении муниципального избирательного права для иностранцев . [ 46 ]

Уже в марте 1989 года «Альтернативный список» в своей новой роли правящей партии впервые вступил в конфликт с левой альтернативной средой, точнее с автономной сценой, когда несколько домов в Кройцберге были оккупированы и выселены. с согласия сенаторов от АЛ. [ 47 ] вспыхнули жестокие уличные бои, АЛ действовала аналогичным образом, когда 1 мая 1989 года в Кройцберге несмотря на по деэскалации стратегию полиции .

Сенат спровоцировал яростные протесты экологически оправданными, крайне непопулярными мерами. [ 48 ] Ограничение скорости было введено на примерно шестикилометровом участке AVUS , который до этого был единственным участком автострады без ограничения скорости в Берлине. Жители Берлина восприняли это как глубокое вторжение в их образ жизни, поскольку ранее они воспринимали это как символ свободы, чтобы иметь возможность ускориться после транзитного маршрута через ГДР за пограничным переходом Дрейлинден. [ 48 ] ADAC в течение длительного периода времени организовывал вечерние контрдемонстрации. [ 44 ] Закрытие Гафельхаусзее в Грюневальде для движения частного транспорта, введение зон со скоростью 30 км/ч в жилых районах и повсеместное создание полос для автобусов также сопровождались протестами. В частности, против автобусных полос на Курфюрстендамме яростно выступали, в частности, ХДС. Напротив, введение экологической карты для Berliner Verkehrsbetriebe не вызвало никаких протестов.

Фаза взаимного недоверия между СДПГ и АЛ началась в конце лета 1989 года. [ 42 ] Поворотным моментом в коалиционных настроениях стала безуспешная десятинедельная забастовка воспитателей детских садов , требовавших коллективного договора и улучшения условий труда. [ 29 ] В ходе самой продолжительной забастовки в послевоенной истории Берлина АЛ встала на сторону учителей детских садов, а СДПГ отказалась вести переговоры с бастующими. Ввиду растущей напряженности в Сенате все более важную роль приобретали еженедельные заседания парламентских групп. Хотя Коалиционный комитет вскоре потерпел неудачу, с осени 1989 года эта встреча стала настоящей основой сотрудничества. [ 49 ]

Отношения с ГДР до 9 ноября 1989 г.

[ редактировать ]

Характерной чертой отношений «Альтернативного списка» с ГДР и немецким подразделением было то, что 25 мая 1989 года вице-президент Палаты представителей Хильде Шрамм отказалась произнести ритуальные слова увещевания, с которыми Палата представителей была открыт с 1955 года: «Я заявляю о нашей несгибаемой воле к тому, чтобы Германия и ее столица Берлин были объединены в мире и свободе». [ 48 ] Даже в широких кругах СДПГ разговоры о воссоединении долгое время считались ложью. [ 48 ] В то время как некоторые ведущие зеленые в федеральной партии, такие как Петра Келли , Герт Бастиан , Лукас Бекманн, Вильгельм Кнабе или Милан Горачек , а иногда и Антье Фоллмер , поддерживали особенно тесный контакт, а зеленые в целом имели самые интенсивные отношения с оппозиционными партиями. В кругах ГДР всех западногерманских партий, в частности, влиятельная окружная ассоциация АЛ Кройцберг была чрезвычайно дружелюбна к СЕПГ. [ 50 ] Дело дошло до того, что «постоянным представителем СЕПГ в зеленой парламентской группе» среди зеленых депутатов Бундестага считался «кройцберг» Дирк Шнайдер, член Бундестага с 1983 по 1985 год. [ 51 ] После воссоединения Шнайдер, работавший специально против оппозиции в ГДР, и бывший кандидат в мэры округа Кройцберг Клаус Круассан , среди прочих, были разоблачены как сотрудники Министерства государственной безопасности . [ 50 ] Независимо от их позиции по отношению к оппозиции и их оценки прав человека в ГДР, принятие двухгосударственности Германии вряд ли вызывало споры среди зеленых и АЛ. [ 52 ]

19 июня 1989 года Вальтер Момпер встретился с Эрихом Хонеккером в Восточном Берлине . Эта встреча, потребовавшая длительных переговоров по дипломатическим и протокольным вопросам, должна была стать решающим испытанием политики коалиции СДПГ-Зеленых в отношении Германии и Берлина. Берлинская СДПГ, которая уже находилась в постоянном контакте с СЕПГ , внесла на этой встрече радикальные предложения. Например, предлагалось теснее интегрировать Западный Берлин в экономику ГДР и одновременно отменить специальные федеральные субсидии. [ 53 ] Кроме того, главный переговорщик Гарри Ристок зашел так далеко, что признал Берлинскую стену «возможностью» для Западного Берлина «жить в мире». [ 53 ] Поскольку он подчеркивал свои связи с Федеративной Республикой, несмотря на все уступки, СЕПГ отреагировал осторожно. [ 53 ] Хонеккер отклонил предложение о совместной заявке Восточного и Западного Берлина на проведение Олимпийских игр , сославшись на заявку Лейпцига. [ 54 ] Однако Момперу удалось облегчить жителям Западного Берлина поездку в Восточный Берлин и его окрестности. [ 54 ] Ввиду стремительного развития событий, произошедших в последующие несколько месяцев, значение этой встречи уменьшилось до незначительного второстепенного значения в истории. [ 53 ]

Еще до падения Стены в Берлине были заметны явные перемены. В Польше « Солидарность» изменила ситуацию и создала новые свободы. Поскольку Берлин был не только рядом, но и гости из Восточной Европы могли находиться в городе без визы в течение 30 дней по приказу союзной комендатуры, поляки толпами стекались в Западный Берлин. [ 55 ] Самыми очевидными изменениями стали «Польский рынок» недалеко от Потсдамской площади и множество импортно-экспортных магазинов на Кантштрассе возле станции Zoo Bahnhof . Кроме того, постоянно росло число эмигрантов из ГДР, для которых Западный Берлин часто казался более знакомым, чем Западная Германия, и поэтому они переезжали сюда в больших количествах. [ 56 ] 37 000 вновь прибывших в течение года и 500 в один день начали вытеснять город на предел его возможностей. [ 57 ] АЛ хотела относиться к мигрантам из ГДР как к просителям убежища из других стран, но для Момпера об этом не могло быть и речи. [ 54 ]

Несмотря на все изменения, Сенат придерживался своей политической линии: всегда вести переговоры с СЕПГ и почти не признавать оппозицию в ГДР. [ 58 ] Эта жесткая позиция была основана на опасении, что у Западного Берлина возникнут серьезные проблемы в случае волнений в ГДР и возможного вмешательства Советского Союза . [ 59 ] Эта политика, которая касалась исключительно официальных государственных органов, привела, например, к тому, что сенатор по окружающей среде А. Л. Шрейер подписал контракт на утилизацию опасных отходов Западного Берлина на свалке в Воркетцине в Бранденбурге, хотя это вызвало насмешку. всех экологических руководств и экологических групп в ГДР яростно протестовали. [ 54 ] Сам Момпер считал основание Социал-демократической партии ГДР (СДП) 7 октября 1989 года неэффективным подрывным элементом. [ 56 ]

29 октября Гюнтер Шабовски , представитель ЦК СЕПГ, проинформировал Вальтера Момпера о планах введения щедрых правил поездок. [ 60 ] Поскольку Момпер понимал, что это будет означать сотни тысяч посетителей, он создал проектную группу «Подготовка к увеличению потока посетителей и туристов из Восточного Берлина и ГДР». [ 57 ] В полдень дня открытия стены Момпер узнал, что в этот день Центральный комитет СЕПГ примет решение о новых правилах передвижения, и поднял Berliner Verkehrsbetriebe . тревогу в газете [ 57 ] Каким бы удивительным ни было время и способ открытия Стены 9 ноября 1989 года, оно не застало Сенат врасплох.

Падение Стены как поворотный момент

[ редактировать ]
Председатель Совета министров ГДР Ханс Модров, федеральный канцлер Гельмут Коль и Вальтер Момпер во время открытия Бранденбургских ворот 22 декабря 1989 года.

Падение Берлинской стены

[ редактировать ]

С открытием стены 9 ноября 1989 года местная и мировая политика в последний раз совпали, как это произошло при Эрнсте Ройтере во время блокады Берлина или при Вилли Брандте, когда была построена стена, а правящий мэр до этого также был иностранным политиком. Берлин стал обычным федеративным государством. [ 61 ] На следующий день после падения стены парламент не смог согласовать совместную резолюцию, поскольку АЛ строго настаивала на двухгосударственности Германии, а термин «воссоединение» не должен появляться в тексте ни при каких обстоятельствах, поскольку это было «реакционным шагом». проект". [ 62 ] Когда Момпер, Дипген и председатель парламента Юрген Вольрабе вышли на балкон ратуши Шенеберга вместе с почетными гостями из Бонна Гельмутом Колем , Гансом-Дитрихом Геншером и Вилли Брандтом , речь канцлера и диссонансное пение «Немецкой песни» прозвучали заглушенный свистом собравшейся толпы. [ 63 ]

Открытие Берлинской стены сделало Вальтера Момпера известным на всю Германию и даже во всем мире как «человека с красным шарфом», которого постоянно показывали по телевидению, и значительно повысило его популярность. [ 19 ] Его рекламировали как возможного будущего председателя СДПГ и кандидата на пост канцлера. Хотя Момпер подтвердил существование системы двух государств сразу после падения Стены, он быстро переключился на курс воссоединения, учитывая опыт на местах и ​​разворачивающиеся события. Это поставило его в противоречие с федеральной партией, поскольку кандидат на пост канцлера Оскар Лафонтен отверг быстрое объединение двух немецких земель. Поскольку Лафонтен своей позицией все чаще отводил СДПГ в сторону, в мае 1990 года средства массовой информации даже обсуждали смену ведущего кандидата с Лафонтена на Момпера во время нынешней избирательной кампании. [ 64 ]

Красная ратуша, резиденция магистрата Восточного Берлина.

Совместная работа с магистратом Восточного Берлина

[ редактировать ]

Изменившаяся ситуация быстро поставила Берлин перед совершенно новыми проблемами, такими как резко возросший объем дорожного движения. В выходные, после того как стена рухнула, около двух миллионов человек скопились в Западном Берлине, S- и U-Bahn были переполнены, станции пришлось закрыть. [ 65 ] Создание многочисленных новых пограничных переходов создало дополнительную нагрузку на транспортные маршруты. Для решения этих проблем был создан совместный региональный комитет для координации действий Западного и Восточного Берлина. Однако до воссоединения Германии и, следовательно, до объединения Берлина было еще далеко. Итак, Дипген нацелился на 1995 год. [ 61 ] Однако развитие заметно ускорилось, прежде всего, за счет стремления к быстрому созданию Валютного союза и беспрепятственного потока мигрантов на Запад. [ 66 ]

Первые свободные муниципальные выборы 6 мая 1990 года принесли СДПГ в Восточном Берлине 34,0% голосов, тогда как ХДС получил только 17,7%. Из-за сильного результата партии-преемницы СЕПГ ПДС , которую считали неспособной сформировать коалицию (30,0%) (30,0%), привела к созданию большой коалиции Магистрат Шверзина. Как и в первой свободной народной камере 18 марта 1990 г., с удивительно явной победой ХДС, а затем и в Бундестаге 2 декабря 1990 г., гражданское движение больше не играло главной роли, « Бюнднис 90» получил 9,9% голосов. голосование, Grüne Liste - 2,7%. [ 67 ] Модель третьего пути между капитализмом и социализмом в продолжающейся ГДР, которую поддерживало гражданское движение, явно не привлекала избирателей.

Демонстрация AL по поводу воссоединения перед Бранденбургскими воротами: Веселитесь с воссоединением! Просто будьте осторожны!

12 июня 1990 года под руководством Вальтера Момпера и Тино Шверзина состоялось первое совместное заседание Сената и магистрата («Маги-Сенат») в Красной ратуше . После этого встречи попеременно проходили в Rotes Rathaus и Rathaus Schöneberg в Западном Берлине, причем в последнее время они проводились только там из-за лучших технических условий. [ 68 ] Два председательствующих мэра и 13 сенаторов и членов городского совета имели равные права. Законопроекты сенату и магистратам перед принятием резолюции представлялись совместно ответственным сенатором и членом городского совета. Подчиненное управление должно было быть стандартизировано, а различные разработки, начиная с 1948 года, должны были быть адаптированы друг к другу. В канцелярии магистрата была создана должность магистрата на базе существующей сенатской канцелярии. Скоординированные структуры также должны были способствовать окончательному объединению городской администрации. В соответствии с Договором об объединении между ГДР и Федеративной Республикой Германия, Сенат и магистрат под руководством Тино Шверзины (СДПГ) официально управляли как двойное правительство со дня воссоединения 3 октября 1990 года до выборов совместного города. правительство. Ввиду быстрого развития событий после падения Стены и объединения Берлина в один город новые выборы в Палату представителей были назначены на 2 декабря 1990 года, в день выборов в Бундестаг.

Это стало проблематичным для Сената, когда в начале 1990 года министр финансов Тео Вайгель и Ингрид Маттеус-Майер , представитель СДПГ по финансовой политике в Бундестаге, поставили под сомнение берлинские субсидии, которые составляли половину бюджета Западного Берлина, включая берлинские пособия. , поскольку его основа также исчезла вместе со Стеной. [ 69 ] Хотя, по словам Вальтера Момпера, Гельмут Коль обещал не трогать берлинскую субсидию, федеральный кабинет министров решил в начале 1991 года постепенно сократить ее к 1994 году. [ 69 ]

Конец коалиции

[ редактировать ]
Ренате Кюнаст (крайняя справа, 17 января 1990 г.)

Эскалация коалиционного кризиса

[ редактировать ]

Новые проблемы, возникшие в результате падения Стены, существенно усилили кризис красно-зеленого альянса. Берлин в одночасье утратил свою роль «городского биотопа» и переместился из крайней периферии в центр немецкой политики и самых разнообразных интересов. Основы реформаторского «конфликтного альянса» [ 70 ] Между СДПГ и АЛ радикально изменилась, прежняя политика не могла продолжаться без перерыва, так что число критиков коалиции внутри и за пределами партий неуклонно росло. [ 42 ] Сам Вальтер Момпер, как он позже признался, был тайно убежден, что коалиция с АЛ слишком нестабильна для стоящих перед ними задач, но не видел альтернативы в большой коалиции. [ 71 ] Все чаще решения принимались небольшим кругом людей вокруг Уолтера Момпера. [ 30 ] Канцелярия Сената в основном отвечала за политику Германии и объединения и практически исключала АЛ, которая, однако, также не проявляла особого интереса к этой области политики. [ 72 ] Этот стиль руководства также подвергся критике в СДПГ. [ 30 ]

Когда «Альтернативный список» выступил против продажи большой территории на Потсдамской площади компании «Даймлер-Бенц» , это был один из редких случаев, когда он получил широкую поддержку в прессе, среди градостроителей и в некоторых частях СДПГ. [ 73 ] Вальтер Момпер и сенатор от строительства Вольфганг Нагель продолжили переговоры, которые уже начались еще до падения Стены, не рассматривая тем временем изменившуюся ситуацию, договорились о низкой цене продажи и не проинформировали должным образом ни свою парламентскую группу, ни своего партнера по коалиции. [ 74 ] Поэтому сенатор по городскому развитию Шрейер отказался от необходимой подписи и провел конкурс городского планирования на проектирование территории. [ 75 ] Когда дело дошло до подписания соглашения о покупке в Палате представителей, СДПГ приняла его голосами ХДС и против АЛ, хотя коалиционное соглашение прямо запрещало парламентским группам голосовать меняющимся большинством. [ 76 ] Также летом 1990 года Михаэль Шрайер боролась против разрешения на строительство атомного экспериментального реактора Института Хана-Мейтнера . Решение по этому спорному вопросу, ставшему очередным испытанием для коалиции, так и не было достигнуто.

AL добилась успехов, введя права ассоциаций в области охраны природы, оценку воздействия на окружающую среду для общественных проектов, закон об энергосбережении , интеграционные классы для детей с ограниченными возможностями и без инвалидности, создание центра контроля за однополым образом жизни и государственного анти-инвалидного центра. -Закон о дискриминации . [ 77 ] Однако все мандаты по пересмотру в коалиционном соглашении были решены вопреки идеям AL. [ 29 ] В марте 1990 года лидер парламентской группы АЛ Хайди Бишофф-Пфланц подала в отставку, разочаровавшись в растущих неудачах внутри правящего альянса. [ 29 ] Ее преемницей была избрана Ренате Кюнаст, чье тесное сотрудничество с лидером парламентской группы СДПГ Дитмаром Стаффельтом сохранило коалицию. [ 30 ] В июне 1990 года распад коалиции был в повестке дня общего собрания АЛ, но большинство в две трети решило в пользу безоговорочного продолжения. [ 29 ] Волна партийных отставок и внутреннего дистанцирования от коалиции достигла своего пика осенью 1990 года, когда Харальд Вольф, Биргит Аркенштетте и Астрид Гизе, среди прочих, покинули партию в сентябре, а другие активисты вокруг Хайди Бишофф-Пфланц - в ноябре. [ 78 ]

Сквоттные дома на Майнцерштрассе, 1990 г.

Выход АЛ из коалиции

[ редактировать ]

14 ноября 1990 года сенатор внутренних дел Эрих Петцольд (СДПГ) приказал эвакуировать 13 домов на Майнцерштрассе во Фридрихсхайне, оккупированных с апреля 1990 года, в ходе одной из самых массовых полицейских операций в Берлине в послевоенный период. Это привело к ожесточенным уличным боям. Петцольд не проинформировал AL о выселении заранее и не позволил им вмешаться в ход акции. [ 42 ]

15 ноября, за две недели до уже назначенных новых выборов, АЛ расторгла коалицию. Три женщины-сенатора подали в отставку 19 ноября, хотя они не были согласны с парламентской группой и исполнительным комитетом АЛ. [ 79 ] Хайде Пфарр приняла управление Сената по образованию, профессиональному обучению и спорту от Сибиллы Фолькхольц, Норберт Мейснер принял управление Сената по городскому развитию и охране окружающей среды от Михаэль Шрайер, а Ингрид Штамер приняла управление Сената по делам женщин, молодежи и семьи от Анны. Кляйн. Вотум недоверия Момперу, запланированный парламентской группой и исполнительным комитетом АЛ, не был внесен на рассмотрение из-за давления со стороны партийной базы. [ 80 ]

Распад коалиции произошел внезапно и, по мнению многих наблюдателей, внезапно, но лишь ознаменовал конец все более конфликтного правительственного сотрудничества. Оглядываясь назад, Харальд Вольф назвал проблемой для АЛ то, что между правящими партиями не было ни одного особенно серьезного пункта разногласий, такого как ядерная политика в Гессене, а скорее многочисленные более мелкие споры, означающие, что выход из Правительство было менее убедительно для общественности. [ 42 ] Решение о разрыве коалиции было принято легче, поскольку было известно, что новые выборы все равно состоятся через две недели. [ 81 ] Палата представителей уже прекратила свою работу на этот законодательный период. Очевидно, существовали и тактические причины для прекращения сотрудничества: «Альтернативный список» зарекомендовал себя своим недовольным основным избирателем после разрыва, и по той же причине, в данном случае с учетом интересов избирателей среднего класса, он устроил СДПГ. [ 81 ]

Выборы в Палату представителей 2 декабря 1990 г.

[ редактировать ]
Вторые голоса Западный Берлин Восточный Берлин Мандат
ХДС 40,4 49,0 25,0 101
СПД 30,4 29,5 32,1 76
ПДС 9,2 1,1 23,6 23
СвДП 7,1 7,9 5,6 18
АЛ 5,0 6,9 1,7 12
Б'90 4,4 1,3 9,8 11
РЕП 3,1 3,7 1,9

С выборами в Палату представителей, состоявшимися 2 декабря 1990 года, демократические выборы были проведены по всему Берлину впервые с 1946 года. Особенностью является то, что они были проведены в тот же день, что и федеральные выборы 1990 года, на которых население также впервые смогло принять участие. В соответствии с Соглашением четырех держав до этого момента только Палата представителей могла делегировать в Бундестаг так называемых берлинских депутатов без права голоса. Интерес к выборам в Палату представителей в Берлине был выше, чем к выборам в Бундестаг, поскольку последние считались решенными, тогда как на выборах в Палату представителей ожидался близкий результат. [ 19 ] Несмотря на выход из коалиции, АЛ не исключает возможности возобновления сотрудничества с СДПГ после выборов.

Как и результат 1989 года, ясный результат выборов 1990 года также стал большим сюрпризом. [ 19 ] И СДПГ, и АЛ потерпели значительные поражения. В западной части Берлина, то есть по сравнению с 1989 годом, обе партии потеряли 7,8 и 4,9% соответственно, причем ХДС набрал 49% по сравнению с 29,5% у СДПГ. [ 67 ] По всему Берлину СДПГ получила 30,4%, а ХДС — 40,4%, хотя на востоке она оставалась значительно позади СДПГ. Альтернативный список и объединение списков Bündnis 90/Grüne/UFV, избирательный альянс Восточных зеленых, Bündnis 90 и Независимой женской ассоциации , баллотировались на выборах отдельно и получили в общей сложности 9,2% голосов. После выборов они сформировали совместную парламентскую группу, за которой последовало слияние в 1993 году. Благодаря ПДС, получившей 9,2% голосов, АЛ и СДПГ столкнулись с конкуренцией со стороны левого лагеря. Однако партия-преемница СЕПГ еще не сыграла заметной роли в Западном Берлине на этих выборах, получив лишь 1,1% по сравнению с 23,6% в восточной части города. [ 67 ] Некоторые бывшие левые члены АЛ, такие как Дирк Шнайдер, Харальд Вольф и Клаус Круассан, баллотировались от ПДС. Шнайдер и Вольф вошли в Палату представителей по списку штата. СвДП вернулась в Палату представителей с 7,1%. Как и ожидалось, республиканцам не удалось преодолеть пятипроцентный барьер с 3,1%.

Вальтер Момпер поздравляет Эберхарда Дипгена после его избрания в Палату представителей 2 декабря 1990 года.

Большая коалиция и дальнейшее развитие событий

[ редактировать ]

Поскольку черно-желтым не удалось получить большинства, была сформирована большая коалиция под руководством Эберхарда Дипгена (Сенат Дипген III). До Дипгена только двум премьер-министрам, Максу Брауэру в Гамбурге и Хинриху Вильгельму Копфу в Нижней Саксонии, удалось вернуться в должность главы правительства после того, как их отстранили от должности голосованием в 1950-х годах. Момпер, который с горечью объявил красно-зеленых «устаревшей моделью», [ 82 ] не был членом нового Сената, но первоначально оставался лидером партии.

Вместе с сенатом Момпера преждевременно распалась и вторая красно-зеленая коалиция после гессенской. Однако союз СДПГ и зеленых существовал в Нижней Саксонии с 21 июня 1990 года ( кабинет Шрёдера I ) и светофорная коалиция с участием Альянса 90 (кабинет Штольпе I) в Бранденбурге с 1 ноября 1990 года. новые, в основном ориентированные на реальную политику члены присоединились к АЛ в 1989/90 году, в то время как чуть менее 700 членов партии, в основном левого толка Слева профиль партии как явно левого государственного объединения был релятивизирован. [ 77 ] Это развитие, которое было подкреплено в следующий законодательный период слиянием с Альянсом Восточного Берлина 90, а также опыт в правительстве и администрации способствовали структурной реформе, которая оттеснила низовые демократические элементы АЛ после 1990 года. [ 77 ] Лишь через одиннадцать лет после первого красно-зеленого эксперимента СДПГ и нынешний «Альянс 90/Зеленые» сформировали еще одно краткосрочное правительство в Берлине. После распада большой коалиции под руководством Эберхарда Дипгена Клаус Воверайт сформировал правительство красно-зеленого меньшинства (Сенат Воверайт I), которое ПДС терпела. Этот красно-зеленый сенат просуществовал только до 17 января 2002 г. и был заменен красно-красно-красным сенатом под Воверайтом после выборов в Палату представителей 21 октября 2001 г. Сенат под Воверайтом (Сенат Воверайт II).

Литература

[ редактировать ]
  • Берлинское коалиционное соглашение между СДПГ и АЛ от 13 марта 1989 г. , опубликовано СДПГ Берлин, Берлин, 1989 г.
  • Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Шурен, Марбург 1993, ISBN 3-89472-079-4
  • Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Бунд, Кёльн, 1993, с. 809-822, ISBN 3-7663-2474-8
  • Экхард Джесси : Выборы в Палату представителей Берлина 7 декабря 1990 года. Исправление поправки 1989 года . В: Журнал парламентских вопросов 22 (1991), с. 390-405
  • Уолтер Момпер : Пограничный случай. Берлин в центре немецкой истории . Бертельсманн, Мюнхен 1991, ISBN 3-570-02284-6
  • Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . CH Beck, Мюнхен, 2009 г., ISBN 978-3-406-59133-4
  • Хорст В. Шмоллингер: Выборы в Палату представителей Берлина 29 января 1989 года. Удивительное изменение в партийной системе . В: Журнал парламентских вопросов 20 (1989), стр. 309–322.
  • Михаэль Шрайер : Красно-зеленый – модель снята с производства? Уроки Берлина . В: Ральф Фюкс (ред.): Можно ли еще спасти зеленых? Роволт, Рейнбек 1991, ISBN 3-499-13017-3
  1. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 367.
  2. ^ Jump up to: а б Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948-1990 гг . Мюнхен 2009, с. 382.
  3. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 383.
  4. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 377 и далее.
  5. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 381.
  6. ^ Хорст В. Шмоллингер: Выборы в Палату представителей Берлина 29 января 1989 года. Удивительное изменение в партийной системе . В: Журнал парламентских вопросов 20, с. 311.
  7. ^ Jump up to: а б с д Хорст В. Шмоллингер: Выборы в Палату представителей Берлина 29 января 1989 года. Удивительное изменение в партийной системе . В: Журнал парламентских вопросов 20, с. 312.
  8. ^ Jump up to: а б «Мы решили » В: Die Zeit , № 5/1989.
  9. ^ Хорст В. Шмоллингер: Выборы в Палату представителей Берлина 29 января 1989 года. Удивительное изменение в партийной системе . В: Журнал парламентских вопросов 20, с. 310.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 33.
  11. ^ Jump up to: а б с Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 810.
  12. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине 1989–1990 . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 809.
  13. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине 1989–1990 . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 809 ф.
  14. ^ Исследование по заказу Springer-Verlag ; Результаты по данным ТАЗ от 26 января 1989 г., местный раздел Берлин, с. 17.
  15. ^ Исследование Инфас по заказу SFB ; Результаты по данным ТАЗ от 26 января 1989 г., местный раздел Берлин, с. 16.
  16. ^ Опрос Infas, проведенный по заказу журнала SFB Contrasts; Результаты по данным ТАЗ от 11 января 1989 г., местный раздел Берлин, с. 17.
  17. ^ Опрос по заказу Стерна ; Результаты по ТАЗ от 11 января 1989 года, местный отдел Берлин, стр. 17.
  18. ^ taz , 11 января 1989 г., местный отдел Берлина, с. 17.
  19. ^ Jump up to: а б с д Экхард Джесси: Выборы в Палату представителей Берлина 7 декабря 1990 года. Исправление поправки 1989 года . В: Журнал парламентских вопросов 22 (1991), с. 391.
  20. ^ Рейнхард Аппель : Правители Берлина с 1945 года . Издание Q, Берлин, 1996 г., ISBN 3-86124-288-5, стр. 343.
  21. ^ Jump up to: а б с д Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 29.
  22. ^ Jump up to: а б с Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 811.
  23. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, стр. 30.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, стр. 812.
  25. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 54.
  26. ^ Хорст В. Шмоллингер: Выборы в Палату представителей Берлина 29 января 1989 года. Удивительное изменение в партийной системе . В: Журнал парламентских вопросов 20, с. 321.
  27. ^ Jump up to: а б Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 36.
  28. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине 1989–1990 . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 812, 816.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 814.
  30. ^ Jump up to: а б с д Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 819.
  31. Сенат Момпер (1989–1991) на сайте berlin.de, получено 23 сентября 2017 г.
  32. ^ Jump up to: а б Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 32.
  33. ^ Хуберт Кляйнерт: Взлет и падение зеленых - анализ альтернативной партии . Бонн 1992, ISBN 3-8012-0180-5, стр. 105.
  34. ^ Jump up to: а б с «Стинглз проиграл » , Der Spiegel , 11 июля, №8, 1989.
  35. ^ «Серая пантера альтернатив» , Der Spiegel , 11 июля, № 11, с. 15, 1989 г.
  36. ^ «Накрытый стол» , Der Spiegel , 11 июля, вып.
  37. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 402.
  38. ^ Jump up to: а б с д Борьба за бумаги, должности и людей . В: Die Zeit , № 12/1989.
  39. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 399.
  40. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 37.
  41. ^ Jump up to: а б Фронт предрассудков . В: Die Zeit , № 12/1989.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 813.
  43. ^ Пятьдесят дней без спотыкания . В: Die Zeit , № 19/1989.
  44. ^ Jump up to: а б Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 41.
  45. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 56.
  46. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 43 ф.
  47. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 39.
  48. ^ Jump up to: а б с д Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 406.
  49. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине 1989–1990 . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 816, 818.
  50. ^ Jump up to: а б Эрхарт Нойберт : История оппозиции в ГДР 1949–1989 гг . Ch. Links Verlag, Берлин, второе, исправленное, расширенное и исправленное издание 2000 г., ISBN 3-89331-294-3 (Федеральное агентство гражданского образования, том серии 346), стр. 637 ф., 667 ф.
  51. ^ Йошка Фишер : Красно-зеленые годы. Внешняя политика Германии от Косово до 11 сентября . Кипенхойер и Витш, Кельн, 2007 г., ISBN 978-3-462-03771-5, стр. 213.
  52. ^ Хуберт Кляйнерт: Взлет и падение зеленых - анализ альтернативной партии . Бонн 1992, ISBN 3-8012-0180-5, стр. 112 ф.
  53. ^ Jump up to: а б с д Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 407.
  54. ^ Jump up to: а б с д Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 408.
  55. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 405.
  56. ^ Jump up to: а б Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 410.
  57. ^ Jump up to: а б с Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 412.
  58. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 408 ф.
  59. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 409.
  60. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 411.
  61. ^ Jump up to: а б Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 420.
  62. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 417.
  63. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 418.
  64. ^ Даниэла Форкманн: Неудачные кандидаты на пост канцлера . В.С. Верлаг, Висбаден, 2007 г., с. 310.
  65. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 419.
  66. ^ Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 421.
  67. ^ Jump up to: а б с Подробные результаты от государственного инспектора .
  68. ^ «МагиСенат» под руководством Вальтера Момпера и Тино Шверзины» . www.berlin.de (на немецком языке). 13 марта 2013 г. Проверено 10 июля 2024 г.
  69. ^ Jump up to: а б Вильфрид Ротт: Остров. История Западного Берлина 1948–1990 гг . Мюнхен 2009, с. 425.
  70. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, стр. 8.
  71. ^ Уолтер Момпер: Пограничный случай. Берлин в центре немецкой истории . Мюнхен 1991, стр. 163.
  72. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 44 ф.
  73. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 46.
  74. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 46 ф.
  75. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 47.
  76. ^ Берлинское коалиционное соглашение между СДПГ и АЛ от 13 марта 1989 г., опубликовано СДПГ Берлин, Берлин, 1989 г., стр. 6; Гудрун Генрих: Красно-зелёные в Берлине. Альтернативный список под ответственностью правительства, 1989–1990 гг . Марбург 1993, с. 46.
  77. ^ Jump up to: а б с Гудрун Генрих: Красно-зеленые в Берлине 1989–1990 гг . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 821.
  78. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине. Альтернативный список ответственности правительства 1989–1990 гг . Марбург 1993, стр. 50.
  79. ^ Гудрун Генрих: Красно-зеленый в Берлине 1989–1990 . В: Иоахим Рашке: Зеленые. Как они стали такими, какие они есть . Кельн, 1993, с. 817.
  80. ^ Микаэле Шрайер: Красно-зеленый – модель, снятая с производства? Уроки Берлина . В: Ральф Фюкс (ред.): Можно ли еще спасти зеленых? Рейнбек 1991, с. 138.
  81. ^ Jump up to: а б Экхард Джесси: Выборы в Палату представителей Берлина 7 декабря 1990 года. Исправление поправки 1989 года . В: Журнал парламентских вопросов 22 (1991), с. 392.
  82. ^ Экхард Джесси: Выборы в Палату представителей Берлина 7 декабря 1990 года. Исправление поправки 1989 года . В: Журнал парламентских вопросов 22 (1991), с. 402.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72c4d567c918140d2f5eb322b617e6d6__1726348620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/d6/72c4d567c918140d2f5eb322b617e6d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Momper Senate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)