Jump to content

Леббеус Вудс

Леббеус Вудс
Леббеус Вудс
Рожденный ( 1940-05-31 ) 31 мая 1940 г.
Умер 30 октября 2012 г. (30 октября 2012 г.) (72 года)
Род занятий Архитектор и художник
Веб-сайт Леббеусвудс .wordpress

Леббеус Вудс (31 мая 1940 — 30 октября 2012) — американский архитектор и художник, известный своими нетрадиционными и экспериментальными проектами. [2] [3] Леббеус Вудс и его творчество, известные своими богатыми, но в основном незавершенными работами и, тем не менее, значительным влиянием на архитектурную сферу, считаются провидческими, описывающими радикально экспериментальный мир, построенный на принципах неоднородности и множественности и устраняющими, таким образом, разрыв между многочисленными областями, включая архитектура, философия и математика. Переконфигурируя архитектурное пространство в условиях кризиса, будь то природный, социальный, политический или финансовый, Вудс заявил: «Мне не интересно жить в фантастическом мире. Все мои работы по-прежнему призваны создавать настоящие архитектурные пространства. Но меня интересует то, каким был бы мир, если бы мы были свободны от традиционных ограничений. Возможно, я смогу показать, что могло бы произойти, если бы мы жили по другим правилам». [4]

Вудс родился в Ист-Лансинге, штат Мичиган, изучал архитектуру в Университете Иллинойса и инженерное дело в Университете Пердью . Хотя Вудс называл себя архитектором, он так и не получил ученой степени в области архитектуры и не получил лицензии на занятие архитектурой. Сначала он работал в офисе Ээро Сааринена в качестве полевого представителя в здании Фонда Форда, спроектированном Саариненом в Нью-Йорке. Покинув офис Сааринена, он некоторое время работал в фирме Richardson, Severns Scheeler & Associates в Шампейне, штат Иллинойс. В этот период он также создавал картины для Художественного музея Индианаполиса. В 1976 году он обратился исключительно к теории и экспериментальным проектам. [3] он спроектировал световой павильон в блоке срезанной пористости в Чэнду , Китай Вместе со Стивеном Холлом . [5] и здания в Гаване , Куба . [6] [7] В 1988 году Вудс стал соучредителем Научно-исследовательского института экспериментальной архитектуры , некоммерческой организации, занимающейся развитием экспериментальной архитектурной мысли и практики, одновременно продвигая концепцию и восприятие самой архитектуры.

Как художник, Вудс иллюстрировал «Кольцо Нибелунга » Вагнера и антологию рассказов Артура Кларка 1983 года «Страж» . [8] Выставка работ Вудса, включая его рисунки, была организована Музеем современного искусства Сан-Франциско в 2013 году. На открытии состоялась беседа архитекторов Южной Калифорнии Тома Мейна и Нила Денари , которые помнили Вудса как наставника и друга. [9] Это была передвижная выставка, которая проходила в 2014 году в Художественном музее Эли и Эдит Броуд при Университете штата Мичиган и Центре рисования в Нью-Йорке. [10]

Автор девяти книг, он был лауреатом премии Chrysler Design Award 1994 года . [3] Он был профессором архитектуры в Cooper Union в Нью-Йорке и в Европейской аспирантуре в Саас-Фе , Швейцария . [2]

Философия

[ редактировать ]

В то время как целью большинства архитекторов является построение их задуманного произведения, для Вудса сущность архитектуры вышла за эти пределы, стремясь к чему-то иному, чем идея, выраженная в виде построенной формы. Заинтересовавшись тем, что произойдет, если архитектор будет освобожден от традиционных ограничений, он не намеревался генерировать и строить проектное предложение конкретной геометрической формы, чтобы подойти к существующей архитектурной проблеме. Напротив, его работы состоят из замысловатых рисунков и дизайнов, представляя и исследуя новые типы пространства . Тем не менее, он не считал свою архитектуру ни утопической, ни призрачной, а попыткой приблизиться к реальности с помощью радикального набора идей и условий. [4]

Пирамиды в Гизе

В его воображаемом мире архитектура служит инструментом непрерывной трансформации человека как пользователя, который становится его создателем, придавая ему смысл и содержание посредством своего способа действия в пространстве. Все люди, независимо от того, имеют ли они архитектурное образование или нет, должны стать творцами этого нового мира . Человек без архитектурного образования призван выступать в роли архитектора и параллельно архитектору необходимо выступать в качестве человека без архитектурного образования. [11] С этой целью Вудс увидел параллелизм между проектировщиком здания который и создателем пирамиды , следует формам, навязанным теми, кто представляет, выражает, доминирует и эксплуатирует подчинение других регулирующим правилам. С одной стороны, на самом нижнем уровне конструкции Вуд помещает обитателя пирамиды как носителя всей ее нагрузки. С другой стороны, архитектор, проектирующий нетиповые здания, или свободное пространство неизвестного назначения и значения, переворачивает пирамиду и создает новые типы зданий. Каждый житель этой перевернутой структуры становится волчком. В неопределенной тьме пустоты, где находится это сооружение, множество пирамид проникают и растворяются одна в другой. Они генерируют поток; форма неопределенности; противоречивый план ; город ; неизвестного происхождения и назначения состояние непрерывной трансформации. [12] Это также можно увидеть в проекте Вудса Horizon Houses, о котором он заявляет:

Леббеус Вудс: Дома горизонта (2000)

Это структуры, экспериментирующие с нашим восприятием пространственных преобразований, осуществляемые без каких-либо существенных изменений самих структур. В этих проектах меня беспокоил вопрос пространства. На инженерные вопросы о том, как повернуть дома, можно было бы ответить с помощью обычных механических средств — кранов и тому подобного, — но они кажутся неуклюжими и неэлегантными. Механическое решение может заключаться в идее самоходных конструкций с использованием гидравлики. Но есть более насущный вопрос: как меняющиеся пространства повлияют на то, как мы могли бы в них жить? [13]

Большинство его исследований посвящено проектированию систем в условиях кризиса: порядку существующего противостоит порядок нового. Его проекты — это политически заряженные и провокационные видения возможной реальности; временные, локальные и основанные на вкладе их создателей. Он наиболее известен своими предложениями по Сан-Франциско, Гаване и Сараево, которые были включены в публикацию «Радикальная реконструкция» в 1997 году (Сараево после войны, Гавана в тисках продолжающегося торгового эмбарго и Сан-Франциско после землетрясения в Лома-Приета). ).

Архитектура и война не являются несовместимыми. Архитектура — это война. Война – это архитектура. Я воюю со своим временем, с историей, со всей властью, которая находится в фиксированных и запуганных формах. Я один из миллионов тех, кто не вписывается в это общество, у кого нет ни дома, ни семьи, ни учения, ни твердого места, которое я мог бы назвать своим, ни известного начала и конца, ни «священного и исконного места». Я объявляю войну всем иконам и финалам, всем историям, которые сковывали бы меня моей собственной фальшью, моими собственными жалкими страхами. Я знаю только мгновения и жизни, которые подобны мгновениям, и формы, которые появляются с бесконечной силой, а затем «тают в воздухе». Я архитектор, строитель миров, чувственный человек, поклоняющийся плоти, мелодии, силуэту на фоне темнеющего неба. Я не могу знать твоего имени. И ты не можешь знать мою. Завтра мы начнем вместе строительство города. [14]

Осознавая необходимость переопределить смысл человеческого существования посредством архитектуры, Вудс предполагал создание пространств, защищающих разнообразные материальные и нематериальные потребности каждого из их жителей. В его работах термины обычного архитектурного словаря, такие как пустота, стена, объем и поверхность, уступают место сочетаниям разнородных и радикальных интерпретаций их содержания, включая «свободное пространство», «множественность» и « гетерархию ». . [15]

Подобным образом Мишель Фуко определил переходные пространства, которые вмещают разнообразие или другое, относящееся к каждому жителю, а не ко всему сообществу . Для него эти гетеротопии — реальные и институционализированные пространства, затерянные в сетке городской ткани. Однако они представляют собой «своего рода дислокацию или реализованную утопию, в которой все реальные пространственные устройства, все другие пространственные устройства, встречающиеся в обществе, одновременно репрезентируются, подвергаются сомнению и опрокидываются». [16]

Свободное пространство

[ редактировать ]

Вудс ввел термин «свободное пространство», чтобы предложить архитектурный подход, свободный от своего традиционного, предопределенного и детерминистского характера, или же архитектуру, которая инструментализирует постоянно меняющийся ландшафт современной эпохи, подвергающийся естественным и антропогенным изменениям. В отличие от модели организации и развития современного города свободное пространство было для Вудса полем непредсказуемых сил и непрерывных трансформаций как его пользователя, так и общества, которому свойственна морфологическая изменчивость и идеологическая раскрепощенность. [12] Концепция социальная была свободного пространства адресована оставшемуся пустому пространству, значение которого отличается от значения неопределенной пустоты, будь то перцептуальная, естественная, политическая, или культурная. здания Масса не является необходимым условием существования пространства. Акт абстракции — это полностью творческая логика , ведущая к покрытию оставшегося пустого пространства человеческой энергией и движением. Вычитаемую массу невозможно заменить чем-либо другим, поскольку энергия, потерянная в процессе вычитания, может быть передана системе только через энергию человека, обеспечивая тем самым баланс системы. [12] Вудса В свободном пространстве пользователь здания играет роль творца, а пространство существует только тогда, когда оно обитаемо. Он предназначен не для конкретной социальной группы , а для тех, кто желает превратить свою повседневную жизнь из статичной в текучую и из детерминистской в ​​экзистенциальную. Он не имеет заранее определенного плана использования и не является частью здания определенного типа. Целью создания такого пространства является трансформация пользователя посредством его существования в беспрецедентную и совершенно неопределимую пространственную реальность. Общество Вудса может быть основано только на интеллекте, находчивости и инициативе по повышению осведомленности человека, который призван идентифицировать и гармонизироваться со сложностью своей самодостаточности в пространстве и времени. Для этого им необходимо разработать новые и более экспериментальные способы использования свободного пространства . [12]

Вудс разработал всеобъемлющую теорию о стене как структурном элементе, придав ей многомерное значение, совершенно отличное от значения границы. Для него стены образуются в результате эфемерной культуры , развивающейся в условиях кризиса , проявляющегося не в ее ядре, где выражены наиболее разрушительные последствия, а в зонах на ее периферии. Зоны кризиса образуются в результате столкновения разнородных ситуаций, вещей и идеологий и представляют собой единственные места, где могут возникнуть новые и жизненно важные идеи для развития новой культуры. В этом контексте стена является элементом, который определяет, а не разделяет пространства, находящиеся между различными пространственными условиями, и ее пользователем является тот, кто намеренно пошел туда, не вписываясь ни в одно из традиционно спроектированных пространств. Роль стены заключается не в том, чтобы построить совершенно новую логику и не отказаться от существующих систем и идей, а в том, чтобы вызвать новый образ мышления о пространстве. [11]

Множественность

[ редактировать ]

В философии Вудса пространство и структура представляют собой форму шума или хаоса , известную как множественность . В его работе множественность определяется как источник изменений, состоящий из неопределенных составов элементов с неразличимыми траекториями. Элементы образуют совокупность, но не целостность. Таким образом, множественность можно описать, но не дать четкого определения. Он содержит ощущение неопределенного движения, которое может влиять и создавать наборы элементов, а не переход от одной точки к другой. Множественность , по мнению Вудса, напрямую связана с созиданием, но предполагает возможность хаоса и насилия . Множественность хаоса вызывает бесконечную серию изменений, некоторые из которых являются жестокими. В таких обстоятельствах Вудс представлял себе мир, который возрождается и постоянно трансформируется, реагируя тем самым на постоянно меняющуюся окружающую среду, а также на потребности каждого человека. [11]

Гетерархия

[ редактировать ]

В обществе, где гетерогенность устанавливается как форма однородности, Вудс предвидел основу гетерархии , социальной структуры, основанной на диалоге и сотрудничестве. В этом контексте человек выступает как уникальная сущность, называемая гетерос , относящаяся к другому ; тот, который отличается от группы. [12] В этом обществе, по мнению Вудса, архитектору необходимо сначала уважать и удовлетворять потребности каждого гетеросексуального члена, чтобы в конечном итоге удовлетворить потребности более широкой группы. [12]

Работает

[ редактировать ]

Могила Эйнштейна

[ редактировать ]

Предложение 1980 года о строительстве небесного кенотафа Альберта Эйнштейна на орбите и отправке в глубокий космос. Вуд представлял его как «судно, которое несет луч света к краям космоса и в конечном итоге бесконечно возвращается по орбите к своему началу». [17]

Терра Нова — Корейская демилитаризованная зона

[ редактировать ]

В 1988 году в рамках выставки «Кёнг-парк» в «Витрине искусства и архитектуры» в Нью-Йорке Вудс предложил решение архитектурного и политического характера для решения кризиса в Корейской демилитаризованной зоне (ДМЗ) , полосе земли , которая проходит через Корейский полуостров и почти делит его пополам, образуя нейтральную зону между северной и южной частью. Он был создан де-факто в 1953 году в соответствии с Соглашением о примирении в Корее между Северной Кореей (Корейской Народно-Демократической Республикой) и Организацией Объединенных Наций , согласно которому войска каждой стороны должны были отойти от линии фронта на 2 км, оставив таким образом нейтральную зону в 4 км. широкая полоса между ними. [11]

Проект Вудса Terra Nova-DMZ преследовал двойную цель: во-первых, прокомментировать военные и социальные последствия политического разделения Корейского полуострова с символической и эстетической архитектурной точки зрения; во-вторых, задуматься о жесткой взаимосвязи между архитектурой и ландшафтом. структуру из стали и алюминия С этой целью он разделил Корейский полуостров пополам по вертикали, представив себе куполообразную гигантских размеров, чтобы сделать военную технику, скопившуюся в этом районе, необнаружимой с помощью спутниковой или аэрофотосъемки . Таким образом, он спроектировал свободное пространство , охватывающее всю длину полуострова и состоящее из подвижных архитектурных элементов, охватывающее реки Хан и Накдонг на юге и расширяющееся вплоть до побережья Корейского пролива . На севере, меньшая структура поднималась до Имджина и покрывала водохранилище Чанджин, доходя до подножия горы Хамгён. Функция архитектурных элементов купола заложила основу для второй натуры , или, по словарю Вудса, Терра Нова . В этой новой природе установились диалектические отношения между концами военного диполя , не означающие слияния характеристик и идеологий каждого полюса. [11]

В 1995 году Вудс занимался городской тканью Гаваны , в период, когда Куба переживала последствия социально-политической революции , переходящей в коммунизм , самым важным из которых было торговое эмбарго со стороны Соединенных Штатов . В соответствии с этими условиями кубинское правительство поощряло строительство общественных зданий и социального жилья в качестве формы финансовой и технической поддержки. Целые строительные блоки, изготовленные в Югославии, были перевезены в Гавану готовыми к сборке, что положило начало развитию архитектуры, аналогичной той, которая реализована в Восточной Европе . Работа Вудса была направлена ​​на активизацию каждого гражданина Гаваны, предлагая практику радикальной архитектуры, которую он считал продолжением революции, а не адаптацией к старым привычкам и условиям. [18] С этой целью он разработал три архитектурных предложения. [11]

Первый из них касался проспекта Малекон длиной 6 км , который образует северную границу между Гаваной и Карибским морем. Здесь Вудс задумал создать искусственный волнолом , который защитил бы городскую структуру от приливов, вызванных тропическими штормами и ураганами, затопляющими большую часть города каждые три-четыре года. Его также можно будет использовать как балкон с видом на море для отдыха. Используя энергию приливов, волнолом будет наклоняться, увеличивая высоту и силу (Woods, 2010). Вудс стремился использовать границу двояким образом: с одной стороны, чтобы защитить и отделить городскую ткань от сил природы; с другой стороны, создать новое пространство на основе расширения старой границы между сушей и морем в попытке примирить искусственный и природный элементы. [11]

Второе предложение касалось исторического центра города, известного как Гавана Вьеха , который ведет к гавани и находится в состоянии разложения , поскольку для сохранения его исторических зданий не требуется средств. Вудс представил концепцию стены , чтобы предложить строительство городской стены вдоль границы старого города, чтобы объединить действия по разложению и реконструкции Старой Гаваны. Это было массивное сооружение, в котором находились инженерные коммуникации, обеспечивающие новые виды использования и жилья в старом городе. Он был изготовлен из дешевых и легких материалов, но с использованием новейших технологических средств того времени. Стена в этой работе функционировала не как граница, изолирующая старую часть города Гаваны от новой, а как форма свободного пространства, переопределяющая отношения между ними. [11]

Третье предложение Вудса не диктовало результат, но предоставляло точные модели и правила, которые можно было преобразовать в построенные формы. Благодаря своей яркой культуре и нестабильной политической истории Гавана была для него инкубатором изучения функционирования институтов любого типа. Его целью было разработать правила и методы, с помощью которых можно было бы реорганизовать и реформировать институты. В Гаване этот центр должен был заниматься изучением и анализом целостных моделей как неподвижных, так и текучих поверхностей, представляющих парадоксальные ландшафты современных городов той эпохи, включающей человеческие и природные силы перемен. [11]

Подземный Берлин

[ редактировать ]

В Берлине 1990-х годов , чтобы уменьшить значение стены , разделявшей город на восточную и западную части, Леббеус Вудс задумал построить подземное сообщество вдоль линий метро, ​​​​проект, который снова остался на бумаге. Его цель состояла в том, чтобы побудить жителей Берлина воссоединить свой город и свою раздробленную культуру. Это потребовало бы свержения нынешней системы ценностей и социального контроля , чего Вудс хотел добиться архитектурными средствами. Начав с разрушения заброшенного и заброшенного государственными и частными учреждениями городского пространства ( фриспейса ), он предложил строительство пространств экстремальных условий жизни и обитания для тех, кто отменяет общепринятые принципы архитектуры. Эти свободные пространства будут составлять линейную сеть автономных жилых и рабочих структур, как он их описал, жители которых будут отвечать за строительство своего подземного города. [12]

В подземном городе перевернутые башни и мосты из легкого металла соединены электроникой с большими общественными пространствами, а также друг с другом. Структуры находятся в постоянной трансформации, вибрируя под воздействием сил земли. Они были задуманы как переплетенные ландшафты диалога, где существует неограниченная свобода доступа к системам связи; это «свободные зоны», которые впервые появились в философии и словаре Вудса как «Берлинские свободные зоны» . [12] В этом свободном пространстве приборные станции обеспечивают взаимодействие с другими свободными пространствами , локациями и пользователями. Они играют роль электронных узлов, подключенных к компьютерам и другим телекоммуникационным устройствам, закладывая тем самым основу для создания динамических отношений между физической реальностью архитектуры и нематериальным миром технологий . [12] Подземное общество может выжить до тех пор, пока оно остается секретным, и только если его жители используют свой интеллект для достижения состояния самоорганизации . [11]

В земном городе земля функционирует как поверхность трения, сопротивляющаяся энергии города. Таким образом, утверждает Вуд, земная жизнь ограничена только двумя измерениями, и понятие поверхности сильнее, чем представление о глубине. В этом смысле земля выступает границей. Напротив, в подземном городе, городе глубины, поверхность не служит точкой отсчета. Подземные жители не стремятся удовлетворить свои повседневные потребности стандартным способом, а архитектура подземного мира направлена ​​на то, чтобы заложить основу для новой пластичности образа мышления и восприятия пространства или, иначе говоря, экспериментального образа жизни. [12]

Влияние на фильм

[ редактировать ]

Вудс подал в суд на продюсеров фильма «12 обезьян », утверждая, что они скопировали его работу «Неомеханическая башня (Верхняя) палата». [19] Вудс выиграл «шестизначную сумму» и разрешил продолжить показ фильма. В финальных титрах говорится, что его работа «вдохновила» декорации «Комната для допросов». [20]

Вудс считается «концептуальным архитектором». [21] для «Чужого 3» — создание внешнего вида фильма, особенно вступительной части.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Вудс женился на Паттили (урожденной Хаагсма) в апреле 1961 года. У них было двое детей: Анджела, 1963 года рождения, и Леббеус Вудс II, 1967 года рождения. По состоянию на 2024 год Леббеус Вудс II в настоящее время работает в сфере финансов, а Анджела - социальный работник. . У Вудса три внучки и четыре внука.

Брак Вудса с Паттили распался в 1972 году. В 1998 году он повторно женился на Александре (урожденной Вагнер), от которой у него родилась дочь Виктория. По состоянию на 2024 год Виктория — художница, проживающая в Нью-Йорке.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Медленный манифест: блог Леббеуса Вудса Клэр Джейкобсон (2015), Princeton Architectural Press , ISBN   978-1616893347
  • OneFiveFour (2011), Princeton Architectural Press , ISBN   978-0-910-41380-0
  • Шторм и падение (2004), Princeton Architectural Press , ISBN   978-1-568-98421-6
  • Радикальная реконструкция (2001), Princeton Architectural Press , ISBN   978-1-568-98286-1
  • Брошюра «Архитектура 15: Война и архитектура» (1993), Princeton Architectural Press , ISBN   978-1-568-98011-9
  • Новый город (1992), Touchstone Books , ISBN   978-0-671-78117-0 (твердый переплет), ISBN   978-0-671-76812-6 (мягкая обложка)
  1. Леббеус Вудс, архитектор-экспериментатор, умирает. Архивировано 31 октября 2012 г., в Wayback Machine на сайтеarchdaily.com, дата доступа: 30 октября 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Страница факультета Леббеуса Вудса в Европейской аспирантуре (биография, библиография и видеолекции)» . Европейская аспирантура . Архивировано из оригинала 24 октября 2010 года . Проверено 25 сентября 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Премия Chrysler Design 1994 года Леббеусу Вудсу» . Премия Крайслера за дизайн . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ярдли, Уильям (31 октября 2012 г.). «Леббеус Вудс, архитектор, который выступил против условностей, умер в возрасте 72 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2019 г.
  5. ^ «Два короткометражных фильма передают суть блока нарезанной пористости, созданного компанией Steven Holl Architects» . АрчДэйли . 20 февраля 2013. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  6. ^ Урусов, Николай (25 августа 2008 г.). «Архитектор, освобожденный от ограничений реального мира» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 7 мая 2010 г.
  7. ^ Журнал Domus, март 2013 г.
  8. ^ Кларк, Артур К. (1983). Страж . Нью-Йорк: Книги Беркли. ISBN  0-425-09389-1 .
  9. ^ Кинг, Джон (26 февраля 2013 г.). «Леббеус Вудс: артистизм превыше архитектуры» . СФГейт . Архивировано из оригинала 15 ноября 2013 года . Проверено 29 июня 2024 г.
  10. ^ «Центр рисования: Леббеус Вудс: архитектор» . Центр рисования . 30 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2024 года . Проверено 30 июня 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вудс, Леббеус (1997). Радикальная реконструкция . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press. ISBN  1568982860 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вудс, Леббеус (1992). АНАРХИТЕКТУРА: Архитектура – ​​это политический акт . Лондон: Издания Академии. стр. 8, 11, 46, 50. ISBN.  1854901486 .
  13. ^ Мано, автор Джефф (2 марта 2012 г.). «Звездное колесо горизонта» . БЛДГБЛОГ . Проверено 19 мая 2019 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  14. ^ Вудс, Леббеус (2002). Война и архитектура . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press. п. 1. ISBN  1-56898-011-6 .
  15. ^ Вудс, Леббеус. (2014). Леббеус Вудс: архитектор . Центр рисования. ISBN  9780942324846 . OCLC   908138878 .
  16. ^ Фуко, Мишель (1993). Другие пространства: утопии и гетеротопии. Архитектурная культура 1943–1968 - антология документов (под ред. Дж. Окмана). Нью-Йорк: Высшая школа архитектуры, планирования и сохранения Колумбийского университета, Риццоли. ISBN  0847815110 .
  17. ^ «Леббеус Вудс: Могила Эйнштейна» . СФМОМА . Архивировано из оригинала 30 июня 2024 года . Проверено 30 июня 2024 г.
  18. ^ «ЛЕББЕУС ВУДС» . ЛЕББЕУС ВУДС . Проверено 19 мая 2019 г.
  19. ^ «ВУДС против UNIVERSAL CITY STUDIOS, INC. | Leagle.com» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 10 июля 2014 г.
  20. Веб-сайт авторских прав на «12 обезьян». Архивировано 2 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
  21. ^ «Кинотитры к фильму «Чужой 3» » . IMDB . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 28 июня 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7645784149307f9226c0a46bbb3e7e7d__1719771900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/7d/7645784149307f9226c0a46bbb3e7e7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lebbeus Woods - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)