GD-ROM
![]() | |
![]() Нижняя сторона диска GD-ROM | |
Тип носителя | Оптический диск |
---|---|
Емкость | 1,2 ГБ [1] |
Разработано | Ямаха |
Использование |
Оптические диски |
---|
![]() |
GD-ROM (аббревиатура от « Gigabyte Disc Read-Only Memory ») — это собственный формат оптических дисков , первоначально использовавшийся для игровой консоли Dreamcast , а также для ее аркадного аналога Sega NAOMI и некоторых игр для аркадных плат Triforce. Он был разработан Yamaha для борьбы с пиратством, свойственным стандартным компакт-дискам , и для обеспечения увеличенной емкости хранилища без затрат на новый DVD-ROM . Он похож на стандартный компакт-диск, за исключением того, что ячейки на диске расположены более плотно друг к другу, что приводит к более высокой емкости хранилища - 1 гигабайт . [1] это на 46% больше, чем у обычного компакт-диска емкостью 700 мегабайт.
Dreamcast оказалась единственной консолью шестого поколения с диском, основанным на технологии CD, а не на DVD; даже меньшие 8-см (3-дюймовые) диски Nintendo GameCube вмещали на 20% больше данных, поскольку основаны на технологии DVD. Кроме того, GD-ROM оказался неэффективной мерой по борьбе с пиратством, когда был обнаружен забытый MIL Dreamcast. Функциональность CD можно использовать для загрузки игр, записанных на компакт-диск, хотя часть содержимого будет удалена.
После прекращения поддержки Dreamcast во всем мире 31 марта 2001 года Sega продолжала использовать формат GD-ROM в игровых автоматах с Sega NAOMI 2 , Triforce и Sega Chihiro . С выпуском Sega Lindbergh в 2005 году Sega перешла на DVD-диски и продолжила использовать спутниковые и интернет-технологии в игровых автоматах. Последние игры Naomi 2 и Triforce на дисках были выпущены в 2006 году, что стало последним выпуском в формате GD-ROM.
История [ править ]
GD-ROM был разработан в результате сотрудничества Sega и Yamaha и впервые коммерчески появился с запуском Dreamcast в Японии в ноябре 1998 года. Формат был создан в ответ на то, что разработчики превысили емкость CD-ROM; хотя DVD-ROM мог бы устранить это ограничение, внедрение новой на тот момент технологии сделало бы стоимость производства консоли непомерно высокой. [2] В результате Dreamcast считалась одной из самых безопасных консолей на рынке благодаря защите от копирования и большей емкости GD-ROM по сравнению с CD-ROM; [3] однако это было сведено на нет из-за недостатка поддержки Dreamcast формата MIL-CD, компакт -диска смешанного режима, впервые выпущенного 25 июня 1999 года, который включает интерактивные визуальные данные, аналогично CD+G . [4] [5] [а] [б] Хакерская группа под названием Utopia опубликовала свой эксплойт в июне 2000 года, обнаружив, что они могут заменить визуальные данные кодом Dreamcast, что позволяет запускать игры, записанные на записываемые компакт-диски, на консоли без каких-либо модификаций ; [4] [7] Первоначально для облегчения этой задачи использовались загрузочные диски, но впоследствии хакеры обнаружили возможность самостоятельной загрузки игр с записи без необходимости использования загрузочного диска. [7] [8] Поскольку формат GD-ROM может хранить около 1 ГБ данных, незаконное копирование игр Dreamcast на компакт-диск емкостью 650 МБ иногда требовало удаления определенных функций игры, хотя это не влияло на их игровые возможности. [7] Первоначально Sega отреагировала агрессивным требованием прекратить и воздерживаться от онлайн-торговых площадок, продающих пиратские игры, объявив об этом через месяц после выпуска эксплойта; [3] В конце концов компания выпустила новую версию оборудования Dreamcast, в которой к концу 2000 года была удалена поддержка MIL-CD, закрывая лазейку. [9] [10] [11] Игры, выпущенные примерно в то время, также начали включать более надежную систему защиты от копирования, предотвращающую незаконное использование. [12]
Перед выпуском Dreamcast Sega «подтвердила, что владельцы Dreamcast однажды смогут обновить привод GD-ROM до DVD» в рамках своей общей системы расширения, чтобы сохранить его конкурентоспособность по сравнению с более мощными современниками. [13] В июне 1999 года газета Nihon Keizai Shimbun сообщила о разработке системы распространения DVD компанией Sega совместно с Hitachi , Nippon Columbia и дополнительным партнером; одно известное запланированное его использование включало зашифрованные выпуски с несколькими названиями, доступ к которым можно было получить через загружаемые ключи продукта . [14] Несмотря на демонстрацию DVD-дисплея Dreamcast на выставке E3 2000, [15] Планы по созданию дополнения к DVD или полностью отдельного устройства так и не были реализованы за короткий период производства Dreamcast, что сделало ее единственной консолью шестого поколения , не принявшей этот формат.
GD-ROM также был доступен в качестве обновления для двоюродного брата Dreamcast аркадных автоматов, Sega NAOMI и более поздней Sega NAOMI 2 , предоставляя альтернативный носитель для своего программного обеспечения на основе картриджей. [16] [17] Он также используется в качестве опции как на Sega Chihiro , так и на Triforce , основанных соответственно на консолях Xbox и GameCube . [18] [19]
Техническая информация [ править ]
Привод GD-ROM в Dreamcast считывает данные в режиме постоянной угловой скорости (CAV) со скоростью до 12×. [2]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ MIL-CD совместим только с японскими консолями Dreamcast из-за региональной блокировки . [6]
- ^ В отличие от других компакт-дисков смешанного режима, MIL-CD был способен отключать звук своего раздела данных при воспроизведении на типичных проигрывателях компакт-дисков , предотвращая потенциальное повреждение подключенных динамиков. [5] [6]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонстон, Крис (февраль 1999 г.). «Практические действия: Dreamcast». Ежемесячник электронных игр . № 115. Зифф Дэвис . п. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хагивара, Сиро; Оливер, Ян (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Sega Dreamcast: создание единого мира развлечений». IEEE микро . 19 (6): 29–35. дои : 10.1109/40.809375 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Sega сокрушает пиратов Dreamcast» . Проводной . 20 июля 2000 года . Проверено 15 июня 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колер, Крис (октябрь 2005 г.). «Ретро-взломайте Dreamcast» . Лайфхаки для ретро-игр . О'Рейли Медиа. ISBN 9780596009175 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Первые компакт-диски MIL выпущены в Японии» . ИГН . 28 июня 1999 года . Проверено 15 июня 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гантаят, Ануп (7 июня 2000 г.). «Обзор саундтрека: Китахе — чистые песни и картинки» . ИГН . Проверено 17 июня 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Борланд, Джон (30 июня 2000 г.). «Хакеры нарушают защиту Dreamcast и распространяют игры онлайн» . CNET . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Карлесс 2004 , с. 217
- ^ Карлесс 2004 , с. 199
- ^ Гантаят, Ануп (16 января 2001 г.). «Sega Kills Формат компакт-диска MIL» . ИГН . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Закхейм, Бен (27 января 2005 г.). «Dreamcast никогда не умирает» . Engadget . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Брамвелл, Том (18 января 2001 г.). «Sega борется с пиратством» . Еврогеймер . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Расширяемость Dreamcast» (PDF) . Ежемесячник электронных игр . Том. 122. Зифф Дэвис. Сентябрь 1999 г. с. 204.
- ^ «Sega будет совместно разрабатывать технологию DVD для использования с Dreamcast?» . ИГН . 8 июня 1999 года . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Джастис, Брэндон (12 мая 2000 г.). «E3 2000: Первый взгляд – DVD-плеер Dreamcast» . ИГН .
- ^ Гантаят, Ануп (20 сентября 2000 г.). «JAMMA 2000: раскрытие Наоми 2» . ИГН . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «SEGA Arcade продолжает свое доминирование» . ИГН . 9 февраля 2001 года . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Гантаят, Ануп (19 сентября 2002 г.). «JAMMA 2002: Первый взгляд на Тихиро» . ИГН . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Гантаят, Ануп (21 февраля 2002 г.). «AOU2002: Кадры первой игры Triforce» . ИГН . Проверено 12 июня 2024 г.
Библиография [ править ]
Карлесс, Саймон (2004). Игровые хаки . О'Рейли Медиа. ISBN 978-0-596-00714-0 .