Майкл Ситтоу
Майкл Ситтоу | |
---|---|
Рожденный | в. 1469 Ревель (Таллинн), Эстония |
Умер | 1525 Ревель (Таллинн), Эстония |
Образование | Ганс Мемлинг |
Известный | Живопись, Портреты |
Движение | Ранняя нидерландская живопись |
Майкл Ситтоу ( ок. 1469–1525), также известный как Мастер Мишель , Мишель Ситтоу , Михель, Мигель и несколько других вариантов, [1] был художником из Таллина (Ревеля), Ливонии , обучавшимся традициям ранней нидерландской живописи . Большую часть своей жизни Ситтоу работал придворным художником-портретистом у Изабеллы Кастильской и ее родственников Габсбургов в Испании и Нидерландах, а также у других известных королевских домов . Его считают одним из самых выдающихся нидерландских художников той эпохи. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Михаэль Ситтов родился в 1468 или 1469 году в ганзейском городе Ревеле ( по-эстонски : Таллинн , ныне столица Эстонии) в богатой семье. Его отцом был художник и резчик по дереву Клавес (Клавес, Клаес) Ситтов (также ван дер Ситтов, или Саттов). [3] ), а его матерью была Маргарет Мельнер. [4] Он был старшим из трех братьев, за ним следовали Клэйвс и Джаспер. [5]
Происхождение отца Зиттова, Клавеса (ван дер) Зиттова, неясно — его предки по отцовской линии, возможно, прибыли в Эстонию из деревни Зиттов недалеко от Висмара , Германия; Также было высказано предположение, что он мог быть местным эстонцем , немцем или даже фламандцем по происхождению. Известно, что Кловес поселился в ганзейском городе Ревеле в 1454 году, а его гражданином стал в 1457 году. Отец Зиттова, по-видимому, был для художника состоятельным человеком, владевшим несколькими домами в городе и став асессором в художников гильдии Ревель в 1479 году. [4] Клавес Зиттов женился на Маргарете Мёльнер в 1468 году. Мать Зиттова была шведоязычной и дочерью богатого купца Олефа Мёльнера (Олеф Андерссон Мёльнар) из Финляндии . [6]
Сначала Майкл Ситтоу изучал живопись и скульптуру в мастерской своего отца, одновременно посещая городскую школу, где изучал латынь, арифметику и пение. [4] После смерти отца в 1482 году Мишель продолжил обучение в Брюгге (современная Бельгия) с 1484 по 1488 год. Считается, что он работал подмастерьем в ведущей нидерландской мастерской немецкого художника Ганса Мемлинга . [3] [7]
Майкл Ситтоу стал независимым мастером в период с 1488 по 1491/92 годы, хотя и не стал мастером в местной гильдии Брюгге . [8] Работая портретистом, он путешествовал по Южной Европе, где в его творчестве проявились черты французского и итальянского искусства. [4] [5]
С 1492 года Ситтоу работал в Толедо, Испания, у Изабеллы Кастильской в качестве придворного художника . Изабелла собрала к своему двору академиков и художников из нескольких стран. Ситтоу стал известен как Мельхиор Алеман («Немец»). [9] при дворе, хотя в письмах императора Максимилиана и Маргариты Австрийской говорится также о художнике Мичеле Фламенко («Майкл Флеминг»), которым, возможно, был Майкл Ситтоу. [3] Ситтоу был самым высокооплачиваемым художником при дворе королевы, получая зарплату в размере 50 000 мараведи в год ( Хуан де Фландес , второй по величине художник, получал 20 000 мараведи). [9] Ситтоу сотрудничал с Хуаном де Фландесом над серией небольших панно из жизни Христа и Богородицы для королевы. [8]
Официально Зиттов работал на Изабеллу до ее смерти в 1504 году, хотя он покинул Испанию двумя годами ранее и, предположительно, работал во Фландрии у зятя королевы Габсбургов Филиппа Красивого и невестки эрцгерцогини Маргариты Австрийской . [6] пишет портрет Филиберта Доброго, герцога Савойского . [10]
Предположения о том, что Ситтоу, возможно, посетил Лондон примерно в 1503–05 годах, чтобы написать портреты Генриха VII ( Национальная портретная галерея, Лондон ), больше не принимаются. [11]
Когда Филипп умер в 1506 году, Ситтоу снова потерял своего покровителя. В том же году он вернулся в Ревель, где его отчим, стекольщик Дидерик ван Катвейк, захватил дома его родителей, поскольку мать Михаила умерла в 1501 году. Ван Катвейк отправился в герцогство Брабант в 1501 году и предложил урегулирование спора о собственности Ситтоу, от которого последний отказался. [3] Поскольку местный суд не поддержал иск Ситтова о наследстве, ему пришлось обратиться в суд высшей инстанции Любека . Он выиграл дело в Любеке, но не смог официально зарегистрировать дома родителей как свою собственность до смерти отчима в 1518 году. [5] [6]
В 1507 году Майкл Ситтов вступил в Гильдию Святого Канута ( нем . St. Kanutigilde , эстонский : Püha Kanuti gild ), гильдию местных художников , и женился в 1508 году. Несмотря на то, что Ситтов был известным мастером в Европе, его принимали только как подмастерьем , и ему нужно было написать шедевр, прежде чем стать полноценным мастером в гильдии. [6] Ситтоу выполнял различные местные заказы и работал в церкви Святого Петра в Сьюнтио , Финляндия. [5]
В 1515 году Ситтоу снова был в Испании, на этот раз, чтобы потребовать непогашенные долги, понесенные Изабеллой Кастильской, и примечательно, что в документации по его иску он упоминается как pintor criado de madama la prinçesa doña Margarita , то есть «художник». принцессы Маргариты (Австрийской)». Кажется вероятным, что это имело место, по крайней мере, годом ранее. В 1514 году Ситтоу посетил Копенгаген , чтобы написать портрет Кристиана II Датского . Портрет был частью дипломатии, посвященной помолвке Кристиана II с племянницей Маргариты Изабеллой Австрийской . Портрет, хранящийся в Государственном музее искусств в Копенгагене , вероятно, является копией утерянного оригинала или второй копией, заказанной у Ситтоу. [5] [12]
По некоторым данным, в 1514 году Зиттов также написал портрет Марии Тюдор, королевы Франции (ныне находится в Венском музее истории искусств ), дочери Генриха VII, в рамках переговоров о помолвке. [13] Ранее предполагалось, что это портрет Екатерины Арагонской , написанный в 1503–1505 годах. Две другие картины Ситтоу, изображающие Марию Магдалину (Детройт) и Деву Марию (Берлин), возможно, также использовали ту же модель или взяли портрет в качестве отправной точки - использование членов королевских семей в качестве моделей для священных фигур обнаружено в суде. искусство в Нидерландах в это время. «Берлинская Дева» составляла вторую половину диптиха с вашингтонским портретом Диего де Гевары, испанского придворного Габсбургов, наиболее известного тем, что подарил портрет Арнольфини эрцгерцогине Маргарите Австрийской , губернатору Испанских Нидерландов.
Повторная идентификация портрета как Мэри Роуз, однако, не затрагивает две другие картины и не рассматривает все детали самой картины, что вызвало критику по поводу принятия музеем новой предполагаемой личности. Автор этой переидентификации даже заходит так далеко, что предполагает, что у Екатерины Арагонской не было причин носить символ гребешков, поскольку ее эмблемой являются не они, а гранат. Не считая того, что гребешки являются символом святого Иакова Великого, покровителя Испании. Примечательно, что паломничество к его святыне в Сантьяго-де-Компостела было отмечено ношением гребешков, и известно, что Екатерина Арагонская совершила это паломничество. Таким образом, достоверность этой повторной идентификации сомнительна.
Из Нидерландов Ситтоу вернулся в Испанию и работал на Фердинанда II Арагонского , а в 1516 году — на испанского короля Карлоса I, будущего Карла V, императора Священной Римской империи . деревянную скульптуру Богородицы работы Ситтоу и три картины Когда Карл V отрекся от власти, он взял с собой на пенсию в монастырь Юсте . [3] [5] [6] Вполне возможно, что Ситтоу отправился в Испанию, пытаясь взыскать невыплаченную зарплату с королевы Кастилии Изабеллы. [8]
В 1516 году (возможно, 1517 или 1518 году) Михаил Ситтов вернулся в Эстонию. [7] В 1518 году он женился на Дороти, дочери купца по имени Аллунсзе, в Ревеле. Их сын Мишель умер вскоре после рождения. В 1523 году Ситтоу стал гильдмастером ( олдерманном ) гильдии Святого Канута. [5] Майкл Ситтоу умер от чумы в Ревеле между 20 декабря 1525 года и 20 января 1526 года. [8] Похоронен на кладбище богадельни церкви Святого Духа ( эстонский : Pühavaimu kirik ) в Таллинне (Ревель).
Работы Майкла Ситтоу
[ редактировать ]Имя Майкла Ситтоу было почти неизвестно на протяжении веков, пока в 1914 году Макс Дж. Фридлендер не выдвинул гипотезу, что мастер Михель , придворный художник королевы Изабеллы, является автором диптиха, обнаруженного недалеко от Бургоса , изображающего Богородицу с Младенцем на одной стороне. и рыцарь ордена Калатравы с другой. В последующие десятилетия ученые составили картину карьеры мастера Михеля в Испании, Нидерландах и Дании, но только в 1940 году эстонско-датский историк Пауль Йохансен идентифицировал загадочного мастера Михеля как Михаэля Ситтоу из Ревеля. [3] [6]
Майкл Ситтоу специализировался в основном на небольших религиозных произведениях и портретах, которые иногда излучают меланхолическое настроение. Его стиль находится под сильным влиянием его учителя Ганса Мемлинга , а также демонстрирует влияние элегантности портретов Жана Перреаля . [2] Ситтоу использовал полупрозрачные слои краски, чтобы добиться изысканной и приглушенной цветовой гармонии в сочетании со световыми эффектами и чувствительностью к текстуре. [14] Э. П. Ричардсон описал работу Ситтоу: «/.../художник, чем-то похожий на Антониса ван Дейка в более позднюю эпоху; блестящий художник на религиозные темы, но обладающий выдающимися качествами как портретист. Его портреты — одни из лучших для своего времени, яркие, откровенный, элегантный и сдержанный». [3]
Лишь немногие сохранившиеся картины можно с уверенностью отнести к Ситтоу, и существует множество проблем с атрибуцией его работ. Хотя его биография хорошо документирована, единственные работы, которые можно с уверенностью приписать ему, — это две довольно нетипичные очень маленькие панели из большой серии, в основном написанной Хуаном де Фландесом для королевы Изабеллы. Атрибуция обоих портретов (сегодня находится в Вашингтоне, округ Колумбия) по имени Дон Диего де Гевара (ум. Брюссель в 1520 году, дворянин, чья семья происходила из Сантандера на севере Испании; ценный член двора Габсбургов в Бургундии). [15] ), и картина «Богоматерь с Младенцем» , которая вместе с ней когда-то составляла диптих , [16] почти наверняка, поскольку внебрачный сын Диего Фелипе де Гевара упоминает портрет своего отца работы Ситтоу. [17]
Большинство картин Ситтоу не подписаны и не датированы - единственная картина, которую можно датировать с уверенностью, - это портрет Кристиана II Датского. [6] Майклу Ситтоу приписывают более тридцати работ, однако большинство из них документально не подтверждено как его авторство.
Многие его картины (упомянутые в различных документах) и почти все скульптуры не сохранились. [7] [18]
Газета 2020 года под названием «Линия Апеллеса». «Повествования и синергия в поздней готике в Кастилии» Ольги Перес Монсон и Матильды Микель Хуан упоминает Ситтоу как одного из художников, участвовавших в создании Ретабло де Сантьяго, ок. 1489–1490, в часовне Альваро де Луна, соборе примаса Толедо.
Список работ
[ редактировать ]- Богоматерь с Младенцем (левое крыло диптиха, возможно, Екатерины Арагонской), Gemäldegalerie, Берлин , теперь отделено от другого крыла, которое является следующим экспонатом.
- Портрет Диего де Гевары (правое крыло диптиха), Вашингтон, округ Колумбия, Национальная галерея искусств.
- Богородица с младенцем (Будапешт, Музей изобразительных искусств )
- Портрет Кристиана II, короля Дании (Копенгаген, Государственный музей искусств )
- Портрет дворянки, возможно, Марии Тюдор или Екатерины Арагонской , Вена, Музей истории искусств.
- Екатерина Арагонская в роли Магдалины , Детройтский институт искусств.
- Богоматерь с Младенцем и святым Бернардом (Мадрид, Музей Лазаро Галдиано )
- Портрет мужчины с жемчужиной (Мадрид, Галерея королевских коллекций )
- Христос, несущий крест, Москва, ГМИИ
- Коронация Богородицы (Париж, Лувр )
- Женский портрет (Париж, Лувр )
- Страстный алтарь ( Церковь Св. Николая, Таллинн )
- Портрет мужчины, Гаага, Маурицхейс
- Рождество, Вена, Художественно-исторический музей , версия утраченной работы Гуго ван дер Гуса. [19]
- Успение Богородицы (панно из небольшого алтаря королевы Изабеллы Кастильской) Вашингтон, округ Колумбия, Национальная галерея искусств
- Вознесение (панно из малого алтаря королевы Изабеллы Кастильской) (Частная коллекция)
Среди работ, которые Ситтоу больше не считает:
- Портрет Генриха VII, короля Англии ( Национальная портретная галерея (Лондон) ), возможно, современная копия оригинала Ситтоу. [20]
В литературе
[ редактировать ]Михаэль Ситтов (в роли Мишеля Ситтова) — главный герой Яана Кросса рассказа «Четыре монолога о святом Георгии» ( эстонский : Neli monoloogi Püha Jüri asjus , 1970). Книга написана в форме судебного расследования и исследует такие вопросы, как государственность, политическая ссылка и культурная ассимиляция. [21] Он был удостоен самой престижной премии в области короткой прозы в Эстонии — премии Фридеберта Тугласа за рассказы.
Галерея
[ редактировать ]-
Богородица с Младенцем и яблоком , ок. 1489 год , Музей изящных искусств , Будапешт.
-
Рождество , гр. 1510 , Художественно-исторический музей , Вена.
-
Молодой человек в красной шапке , ок. 1512 , Детройтский институт искусств , Мичиган.
-
Портрет дворянки, возможно, Марии Тюдор или Екатерины Арагонской , ок. 1514 год , Художественно-исторический музей , Вена.
-
Портрет Кристиана II , короля Дании, ок. 1515 , Государственный музей искусств , Копенгаген.
-
Портрет женщины , ок. 1515 , Художественно-исторический музей , Вена.
-
Портрет мужчины с жемчужиной , ок. 1517 год , Галерея королевских коллекций , Мадрид.
-
Святой Иаков Великий и Богородица с Младенцем , ок. 1520 г. , Эстонский художественный музей (Нигулисте), Таллинн.
-
Святой Адриан и Святой Антоний , ок. 1520 г. , Эстонский художественный музей (Нигулисте), Таллинн.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Союзный список имен художников» . Исследование Гетти. 2004 . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардсон, EP (1940). «Екатерина Арагонская в образе Магдалины мастера Мишеля» (PDF) . Бюллетень Детройтского института искусств города Детройт . XIX (8): 82–83. дои : 10.1086/BULLDETINST41501098 . S2CID 186754226 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ричардсон, EP (1958). «Портрет мужчины в красной шляпе мастера Мишеля» (PDF) . Бюллетень Детройтского института искусств . XXXVIII (4): 79–83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Манд, Собака; Ристайн, Хелена (2001). Тиана Абель (ред.). Мишель Ситтов, 1469–1525: Художник, соединяющий Эстонию с Южными Нидерландами . Музей восточного искусства ( Эстонский художественный музей ). ISBN 978-9985-78-255-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ристайн, Хелена (2005). «Мишель Ситтоу» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2008 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лиивранд, Гарри (13 мая 2004 г.). «Мишель Ситтоу — наш первый европеец» . Eesti Ekspress (на эстонском языке). Экспресс Медиа . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Криста Кодрес, изд. (2005). История эстонского искусства. 2, 1520–1770 гг . История эстонского искусства (на эстонском языке). Том. 2. Эстония: Эстонская академия художеств. ISBN 978-9985-9600-2-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мишель Ситтоу – биография» . Коллекция . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дома Рафаэля Домингеса; Тереза Иренфайт; Майкл Герли; Чиё Исикава; Тесс Найтон; Кеннет Крейтнер; Элизабет А. Лефельдт; Нэнси Ф. Марино; Уильям Д. Филлипс-младший; Эмили Роуз-Фабрегас; Рональд Э. Сурц (2008). Барбара Ф. Вайсбергер (ред.). Королева Кастилии Елизавета I Монографии А. Темезиса Книги. п. 140. ИСБН 978-1-85566-159-2 .
- ^ Вайнбергер, Мартин (сентябрь 1948 г.). «Заметки о мэтре Мишеле». Журнал Берлингтон . 90 (546). Публикации журнала Burlington Magazine, Ltd.: 247–253. JSTOR 869890 .
- ^ Нэрн, Сэнди. «Тематическое исследование 4 – новое исследование самого раннего портрета Галереи: Генриха VII» . Создание искусства в тюдоровской Британии . Национальная портретная галерея . Проверено 29 мая 2009 г.
- ↑ Марта Вульф, Мишель Ситтоу , Grove Art Online, по состоянию на 31 января 2008 г.
- ^ Пол Г. Мэтьюз, «Любимая сестра Генриха VIII? «Портрет женщины в Вене» Мишеля Ситтоу», Ежегодник Музеев истории искусств, Вена, 10 (2008), стр. 140–149.
- ^ «Майкл Ситтоу» . Музей Гетти. Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ «Портрет Диего де Гевары (?)» . Коллекция . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Пол, Ричард (13 ноября 2006 г.). «Средневековье встречается с современностью» . Вашингтон Пост . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Джон Оливер Хэнд; Марта Вольф (1986). Ранняя нидерландская живопись (Систематический каталог коллекций Национальной галереи искусств) . Издательство Кембриджского университета. п. 228. ИСБН 0-521-34016-0 .
- ^ «Центр изучения живописи пятнадцатого века в Южных Нидерландах и княжестве Льеж» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2008 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Кэмпбелл, Лорн, Каталоги Национальной галереи (новая серия): Нидерландские картины пятнадцатого века , стр. 237-8, Публикации Национальной галереи, 1998, ISBN 1-85709-171-X . другая версия - « Рождество ночью » Гертгена тот Синт Янс в Лондоне (Национальная галерея).
- ^ Национальная портретная галерея, Тематическое исследование 4 - новое исследование самого раннего портрета галереи: Генриха VII.
- ^ Томсон, Ян (29 декабря 2007 г.). «Яан Кросс: Писатель, который своими романами стремился восстановить национальную память о родной Эстонии» . Независимый . Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Проверено 25 мая 2009 г.