Аюрбарвада Буянту Хан
Император Жэньцзун Юаня Юань Жэньцзун Буянту хан Пуян Духан ᠪᠣᠶᠠᠨᠲᠦ ᠬᠠᠭᠠᠨ | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8-й каган Монгольской империи (Номинал из-за раздела империи ) Император Китая (4-й император династии Юань ) | |||||||||||||||||||||
Император династии Юань | |||||||||||||||||||||
Царствование | 7 апреля 1311 г. - 1 марта 1320 г. | ||||||||||||||||||||
Коронация | 7 апреля 1311 г. | ||||||||||||||||||||
Предшественник | Кюлюг Хан | ||||||||||||||||||||
Преемник | Гегин Хан | ||||||||||||||||||||
Рожденный | 9 апреля 1285 г. | ||||||||||||||||||||
Умер | 1 марта 1320 г. | ( 34 года||||||||||||||||||||
Императрица | Императрица Раднашири из клана Хонгирад (м.?–1320) | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Дом | Борижин | ||||||||||||||||||||
Династия | Юань | ||||||||||||||||||||
Отец | Дармабала | ||||||||||||||||||||
Мать | Подробнее Хатун |
Буянту-хан ( монгольский : Буянт-хан; монгольское письмо : ᠪᠣᠶᠠᠨᠲᠦ ; Китайский : 普顏篤汗 ), урожденный Аюрбарвада (монгольский: Аурбарбад). ᠠᠶᠤᠷᠪᠠᠷᠪᠠᠳᠠ ; Китайский : 愛育黎拔力八達 ), также известный под своим храмовым именем как император Жэньцзун Юань ( китайский : 元仁宗 , 9 апреля 1285 — 1 марта 1320), был четвертым императором династии Юань в Китае. Помимо императора Китая , он считается восьмым великим ханом Монгольской империи , хотя это было лишь номинально из-за разделения империи . Его царственное имя «Буянту-хан» на монгольском языке означает «благословенный/добрый хан». Его личное имя «Аюрбарвада» произошло от санскритского соединения «Аюр-парвата» ( आयुर् पार्वत ), что означает «гора долголетия», в отличие от императора Уцзуна имени Кайшань (海山, «горы и моря» на китайском языке). ). [ 1 ]
Аюрбарвада был первым юаньским императором, который активно поддерживал принятие конфуцианских принципов в систему управления. Император, наставником которого был конфуцианский академик Ли Мэн , мирно взошел на трон и изменил политику своего старшего брата Хайсана. Что еще более важно, Аюрбарвада восстановила систему экзаменов на государственную службу во времена династии Юань.
Борьба за преемственность
[ редактировать ]Аюрбарвада был вторым сыном Дармабалы и Даги (Тарги) из Хунггирата и правнуком Хубилай-хана (годы правления 1260–1294). Его наставником был конфуцианский ученый Ли Мэн , который сильно повлиял на его будущие политические взгляды с раннего подросткового возраста. [ 2 ]
В 1305 году Булуган- хатун отстранила Аюрбарваду от двора и отправила его в Хэнань в качестве принца Хуай-нина. Однако его дядя Темур-хан умер, не оставив наследника, 2 февраля 1307 года, поскольку за год до него умер его сын Тачу.
Вдова Темура Булуган из племени Баяуд держала подальше братьев Хайишана и Аюрбарвады, по материнской линии Хунггирад, и пыталась назначить своего фаворита, мусульманина Ананду, их дядей и губернатором Нинся . Дархан : Харгасун, правый канцлер ( китайский 右 丞相 ) правительства, узнавший о плане Булугана, отозвал Аюрбарваду и Ли Мэн из Хуайчжоу ( китайский : 懷州 ) в столицу Даду . Они успешно разработали стратегию по заключению в тюрьму Ананды и Булугана. После этого Аюрбарвада приветствовал своего старшего брата Хайишана , который был еще далеко от Даду, унаследовавшим трон. После коронации последнего в июне 1307 года наследным принцем был назначен Аюрбарвада . Братья пообещали друг другу, что их потомки будут править по очереди.
Ранняя карьера при Кюлюг-хане и возведение на престол
[ редактировать ]Аюрбарвада был назначен главой высших центральных административных органов, известных как Чжуншу Шэн, при его брате и предшественнике Хайишан Кюлюг-хане . [ 2 ] Он окружил себя китайскими учеными Чэнь Хао, Ван И, Ван Юэ, Чжао Мэнфу , Ван Цзе, Чан Яохо, Шан-е, Яо Суй и Ся ку; художники Шан Чэн и Ван Чэн-пэн; Чагаан, учёный из Балха и Хайи, уйгурский автор текстов.
Он умел читать и писать по-китайски, ценить китайскую живопись и каллиграфию в дополнение к своим глубоким знаниям конфуцианства и истории Китая . [ 3 ] Находясь под сильным влиянием конфуцианской политической этики , он, естественно, был против эксплуататорской политики своего брата. Сторонники Хайишана обвинили Ли Мэна в том, что он посоветовал Аюрбарваде оставить трон себе; Ли Мэн покинул суд сразу после вступления Хайшаня на престол. Аюрбарвада выступил в защиту Ли Мэн, но в итоге ничего особенного не добился. Его несогласие с высшими чиновниками брата оставалось скрытым до его собственного возведения на престол.
Хайишан умер в январе 1311 года. В отличие от борьбы за престол Юань в 1307 году, наследование Аюрбарвадой трона его старшего брата Хайшана в апреле 1311 года было мирным и плавным переходом в истории империи Юань. [ 4 ] Это стало возможным благодаря тому факту, что Хайшань назначил его наследником в июне 1307 года в соответствии с их предыдущим соглашением, и впоследствии назначил его титульным главой Чжуншу Шэн, подобно тому, как это сделал Хубилай-хан при уходе за ним. Женджин станет его преемником. его приветствовали под титулом Буянту На вступлении на курилтай .
Реформация
[ редактировать ]Хотя можно было ожидать общей преемственности в политике и персонале между двумя царствами, учитывая братскую любовь между Хайшаном и Аюрбавадой и мирный путь, которым один сменял другого, то, что должно было произойти в начале правления Аюрбарвады, на самом деле было противоположным: политическая чистка главных министров Хайшана и изменение большей части его политики. Эти изменения в политике можно объяснить культурной и идеологической ориентацией Аюрбарвады и его непростыми политическими отношениями со своим покойным братом. Находясь под сильным влиянием конфуцианской политической этики, он, естественно, был против эксплуататорской политики, проводимой Государственным департаментом при Хайшане. [ 5 ]
Аюрбарвада был известен своими усилиями по реформированию правительства Юаня, основанными на принципе конфуцианства, хотя эти реформы были проведены к неудовольствию некоторой монгольской знати. Как только он взошел на престол, он распустил созданный во время правления Хайишана Департамент государственных дел, в результате чего были казнены 5 высокопоставленных чиновников. Он также отменил жидийские бумажные банкноты и монеты, выпущенные двором Хайшана; и восстановил банкноты Чжунтун и Чжиюань в качестве единственной официальной валюты . Бюрократия была сокращена до уровня 1293 года, а новые высокие должности были понижены до первоначального статуса, который они имели во время правления Хубилая. Различные проекты общественных зданий Хайсана были остановлены. Он назначил Ли Мэн и Чжан Куя великими советниками, а также назначил других, включая монголов и семюрэней (каста различных народов из Центральной Азии и Запада). Управление рыночных налогов, созданное для надзора за купцами, было упразднено при попытке его упразднения со стороны семуренов. [ 6 ]
Самой заметной реформой, которую он провел, было повторное введение имперской системы экзаменов для государственных чиновников, аналогичной той, что существовала в предыдущих династиях Китая. [ 7 ] Система имперских экзаменов, хотя и неоднократно обсуждалась во время правления Хубилая, до этого времени не вступила в силу. Теперь оно полностью основывалось на неоконфуцианстве , которое с тех пор утвердилось в качестве государственной философии Китая на многие столетия. Для этих экзаменов были установлены квоты на основе расы, что позволило определенному количеству как монголов, так и ханьских китайцев войти в правительство в качестве гражданских чиновников. Например, начиная с 1313 г. были введены экзамены для потенциальных чиновников - проверка их знаний по важным историческим трудам - в 1315 г. 300 назначений были переданы в суд, причем дополнительная четверть должностей была отдана китайцам неханьского происхождения.
Кодификация закона была еще одной областью, в которой усилия Аюрбарвады по реформированию династии Юань дали желаемые результаты. В том же месяце, когда он был возведен на престол в 1311 году, он поручил Чжуншу Шэну систематизировать кодексы и правила, обнародованные с начала правления Хубилая. Эта компиляция и редактирование были завершены в 1316 году, хотя процесс рецензирования сборника не был полностью завершен до 1323 года, когда его сын и преемник Шидибала официально обнародовал его под названием Да Юань Тонг Чжи ( китайский : 大元通制, « всеобъемлющие институты Великого Юаня»). [ 8 ] В некотором смысле новый кодекс также отражал некоторые монгольские обычаи и институциональные особенности, свойственные монгольской династии в истории Китая.
Он считал, что монгольская элита и сэмурен должны учиться у конфуцианской политической философии и китайского исторического опыта, чтобы управлять Китаем. [ 9 ] Во время правления Аюрбарвады ряд китайских книг и произведений был переведен или опубликован с разрешения Аюрбарвады. Это также может свидетельствовать о его любви к китайской культуре и о желании его и его чиновников (особенно монголов и жителей Центральной Азии) извлечь выгоду из конфуцианской политической мудрости и китайского исторического опыта. Примеры этих переведенных или опубликованных книг и произведений включают конфуцианскую классику Шан Шу ( китайский : 尚書, «Книга истории»), Даксюэ Яньи (китайский: 大學衍義, «Расширенное значение Великого Учения»), Чжэнгуань Чжэнъяо (貞觀政要, «Основы правления периода Чжэнгуань») и Сяо Цзин (孝經, «Книги сыновней почтительности»).
Зимой 1311 года Аюрбарвада приказал упразднить джаргучи ( судью ) княжеских учреждений, созданного Угедей-ханом (годы правления 1229–1241), и передал всех монгольских нарушителей под юрисдикцию чиенбу, одновременно пытаясь ограничить отдельных удельных судей. Он ограничил должность джаргучи судебными делами и организовал их при дворе императорского клана. [ 10 ]
В начале своего правления Аюрбарвада поощрял сельское хозяйство для увеличения государственных доходов. [ 11 ] Его старший советник Темудер принял решительные меры, которые включали сбор монопольных налогов на соль и железо, а также государственную монополию на внешнюю торговлю под управлением Управления по надзору за морской торговлей. Несмотря на расширение коммерческих связей с Европой, администрация Аюрбарвады во главе с Темудером безуспешно предприняла новую кадастровую съемку под названием Янью Цзинли ( китайский : 延祐經理 ), которая включала в себя комплексное межевание земель в 1314 году. Если бы оно было проведено должным образом, это обследование имело бы успех. значительно увеличили государственные доходы и способствовали созданию более эффективной налоговой структуры. Неэффективное проведение опроса коррумпированными чиновниками вызвало массовые трудности и недовольство. В результате в Цзянси вспыхнуло серьезное восстание. Хотя восстание было подавлено в течение двух месяцев, оно вынудило правительство полностью отказаться от программы обследования, чтобы облегчить ситуацию. осенью 1315 г. [ 12 ]
Аюрбарвада также предоставила диплом (ярлик) об освобождении францисканцев от любых налогов в 1314 году. [ 13 ] От монахов по-прежнему ожидалось, что они будут молиться за жизнь Императора и давать свое благословение в торжественных случаях.
Темудер лишил автономию княжеских уделов и казнил противников-конфуцианцев. Поскольку конфуцианцы считали Темудера «злым министром», противники финансовой централизации обвиняли Темудера в коррупции ; и Буянту-хану пришлось уволить его в 1317 году. [ 14 ] Не желая противостоять своей матери Даги (Тарги), Аюрбарвада не смог устранить Темудера.
На международном уровне Аюрбарвада продолжил империалистическую политику своих предков. Он напомнил вассальным государствам о своем воцарении, велел им вспомнить и прислать дань в нужное время и заверил их, что предпримет карательные действия, если они потерпят неудачу. Среди принцев-данников, которым он уведомил о своем восшествии на престол, названы принцы Чампы , Аннама , острова недалеко от Японии, Малабара и королевств на границах Юньнани . [ 15 ]
Во время правления Аюрбарвады также произошла война Эсен-Бука-Аюрбарвада между Чагатайским ханством под властью Эсен-Буки I и династией Юань Аюрбарвады и ее союзником Ильханатом под властью Оляйту . Война закончилась победой Юаня и Ильханства, но мир наступил только после смерти Эсен Буги в 1318 году.
Последствия
[ редактировать ]Аюрбарвада умер 1 марта 1320 года. [ 16 ] После смерти Хайишана Аюрбарвада позже во время своего правления нарушил свое обещание, сделав в 1316 году новым наследным принцем своего собственного сына Шидибалу. Таким образом, его сын стал его преемником вместо одного из сыновей Хайсана.
Его смерть породила два десятилетия политических потрясений. Фракция Хунггирата под руководством Темудера и Даги стала еще более влиятельной при дворе. После убийства Шидибалы в 1323 году никто из его потомков не правил Империей.
Семья
[ редактировать ]У него было три супруги, только двое родили ему сыновей:
- Раднашири Хатун (ум. 1322) — из племени Хонгирад.
- Шидибала, позже Гегин Хан
- Дхармашири Хатун [ 17 ] - Кореец из клана Ким
- Удус Бука, король Ана [ 18 ] (王安) с 1315 г. и принц Шуньяна (王顺阳) с 1320 г.
- Баян Ван Хатун — из кореец рода Кутуг
У него также была дочь по имени принцесса Кёкелун , которая вышла замуж за Дуолубена Кюрегена — одного из потомков Дай Сетсена, вождя племени Хонгирад и отца Бёрте .
Предки
[ редактировать ]Предки Аюрбарвада Буянту Хана |
---|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Яо Дали Яо Дали, «Юань жэньцзун юй чжунюань чжэнчжи» Император Жэньцзун и политика Среднего Юаня, Мэнъюань чжиду юй чжэнчжи вэньхуа Система Мэнъюань и политическая культура , Пекин: Пекин дасюэ чубанше, 2011.
- ^ Перейти обратно: а б Юань Ши, 22. с. 480.
- ^ Ёсикава Кодзиро Ген но шотэй но Бунгаку , стр. 234.
- ^ Питер Аллан Лордж Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795 , с. 92.
- ^ Герберт Франке, Денис Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк Кембриджская история Китая: чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 , с. 513.
- ^ CP Atwood Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр. 430.
- ^ Дж.Г. Робертс. Краткая история Китая , с. 107.
- ^ Денис Твитчетт, Герберт Франке, Джон К. Фэрбенк, в Кембриджской истории Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства (Кембридж: Cambridge University Press, 1994), стр. 518.
- ^ Герберт Франке, Денис Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк Кембриджская история Китая: чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 , с. 520.
- ^ Энциклопедия К.П. Этвуда Монголии и Монгольской империи , с. 264.
- ^ Юань Ши, 24. С. 538.
- ^ Герберт Франке, Денис Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк Кембриджская история Китая: чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 , с. 523.
- ^ П.Джексон Монголы и Запад , с. 271.
- ^ Томас Т. Алсен Культура и завоевания в монгольской Евразии , с. 38.
- ^ HH Howorth История монголов , часть 1, с. 401.
- ^ Герберт Франке, Денис Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк Кембриджская история Китая : «Чужие режимы и пограничные государства, 907–1368», с. 526.
- ^ Идер, Даваатссеренгиин; Идер, Даваатцерен (2016). Их И︠У︡анульсын хатад . Я︠А︡. Шиллегмаа, Я. Шилегмаа. Улан-Батор Хот. п. 48. ИСБН 978-99973-3-591-3 . OCLC 959984183 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чжао, Джордж Цинчжи (2008). Брак как политическая стратегия и культурное выражение: монгольские королевские браки от Мировой империи до династии Юань . Питер Лэнг. п. 21. ISBN 978-1-4331-0275-2 .