Jump to content

История евреев в Антверпене

Голландская синагога в Антверпене
Интерьер синагоги Эйзенмана

История евреев , Антверпена насчитывает по меньшей крупного города современной Бельгии , мере восемьсот лет. Еврейская жизнь впервые была зафиксирована в городе в эпоху Высокого Средневековья . В то время как еврейское население росло и уменьшалось на протяжении веков, к началу Второй мировой войны в Антверпене существовала процветающая еврейская община, насчитывавшая около 35 000 человек, многие из которых были связаны с алмазной промышленностью города . Нацистская оккупация Антверпена в 1940 году и Холокост уничтожили еврейское население города. К моменту освобождения Антверпена в сентябре 1944 года еврейское население сократилось примерно до 1200 человек.

С тех пор еврейская община Антверпена превратилась в крупный европейский центр харедимского (и особенно хасидского ) ортодоксального иудаизма . Антверпен в настоящее время является одним из двух городов в Европе (вместе с Лондоном ), в которых в 21 веке проживает значительная часть харедим. В 2018 году в Антверпене проживало около 20 000 евреев-харедим (из них около 10 000 — хасиды). [1]

Ранняя история

[ редактировать ]

Основанием еврейской общины в районе Фландрии принято считать 1022 год, когда Болдуин IV, граф Фландрии , пригласил Якоба бар-Жектиэля и еще тридцать евреев из Руана поселиться в Аррасе . [2]

Первым официальным документом, в котором упоминается еврейская община самого Антверпена, является завещание Генриха III , герцога Брабанта , который в 1261 году выразил пожелание, чтобы евреи Брабанта были изгнаны из-за их предполагаемого статуса ростовщиков . [3] Хотя общину в конечном итоге не изгнали, налоги для нее были увеличены. В следующем столетии, в 1348 году, евреи Антверпена и других крупных городов региона были обвинены в отравлении колодцев и были за это сурово наказаны: многие из них были «повешены, сожжены на кострах, забиты до смерти или утоплены». ' [4]

Возможно, многие из евреев, которые помогли превратить Антверпен в торговый центр Нидерландов, были беженцами из Англии и Франции.

Новая группа еврейских иммигрантов начала селиться в Антверпене в начале 16 века, когда город стал относительно безопасным убежищем для криптоевреев, спасающихся от преследований и изгнаний на Пиренейском полуострове. Часто незначительное присутствие сохранялось в течение следующих полутора столетий, хотя евреям не разрешалось получать гражданство, а преследования были обычным явлением при испанском правлении, и многие евреи были изгнаны. Некоторые вернулись после Вестфальского мира .

Лишь в 1794 году и с приходом Французской революции евреи снова смогли свободно поселиться в Антверпене. В соответствии с императорским указом Наполеона от 20 июля 1808 года евреи на всей территории, находившейся под французским правлением, включая Антверпен, были вынуждены получить фиксированные имена и фамилии (которые запрещалось брать из еврейской Библии ). [5]

Нынешняя еврейская община Антверпена была официально основана в 1816 году, когда в городе проживало около ста евреев. Эта первая юридически признанная община была известна как Еврейская община (по-французски Communauté israélite ). Первые еврейские публичные молитвы прошли в частном доме Моисея Крейна, получив одобрение городских властей. Евреи Антверпена приобрели во владение кладбище в 1828 году. В 1829 году в Антверпене проживал 151 еврей.

Холокост

[ редактировать ]

Накануне Второй мировой войны в городе проживало около 50 000 евреев. [ нужна ссылка ] Многие из них были связаны с алмазной промышленностью, и существовала живая еврейская культура с различными организациями, спортивными клубами и культурными группами, включая сионистские группы. Когда Бельгия была освобождена в 1944 году, там осталось всего 800 евреев. [ нужна ссылка ] . Во время Второй мировой войны 65% евреев города погибли в Холокосте (против только 35% евреев Брюсселя). 14 апреля 1941 года произошел так называемый « Антверпенский погром », когда около 200 последователей Vlaams Nationaal Verbond («Фламандский национальный союз»), Volksverwering («Народная оборона»), Антиеврейской лиги и других пронацистских антифашистских организаций - Семитские группы сожгли две синагоги на Остенстраат, разбили окна принадлежащих евреям магазинов, повредили религиозные символы и преследовали еврейское население. [6] В мае – сентябре 1942 года около 1500 мужчин-евреев из Антверпена были отправлены на принудительные работы в Северной Франции, где они строили «Атлантическую стену» для Организации Тодта . С конца июля по ноябрь 1942 года евреи в Антверпене трижды задерживались немцами при содействии местной полиции. Из общины, насчитывающей около 35 000 евреев в Антверпене до войны. [ нужна ссылка ] , после 1945 года в городе осталось около 15 000 человек. [ нужна ссылка ] .

Восстановление общества после Холокоста

[ редактировать ]

Еврейская община в 21 веке

[ редактировать ]

Еврейская община Антверпена насчитывает около 20 000–25 000 членов. Большинство жителей, считающих себя евреями, принадлежат к традиционным или православным общинам, хотя уровни религиозной практики различаются. Харедим, или ультраортодоксальные евреи , традиционно концентрируются в центре города, в районе к югу от центрального железнодорожного вокзала Антверпена . Этот район также иногда называют «Еврейским Антверпеном» ( голландский : Joods Antwerpen ). Его главной достопримечательностью является непосредственная близость к алмазной бирже, где раньше работала большая часть населения. Здесь также расположены еврейские школы, магазины кошерной еды и другие еврейские удобства.

В последние годы многие представители молодого поколения светских евреев уехали из многолюдного центра города. Также наблюдался небольшой, но устойчивый рост ортодоксальных спутниковых общин в пригородах, таких как Эдегем, благодаря тяжелой работе, проделанной хабадскими хлиахами, раввином Менахемом Менделем Герцем, Вильрийком и Брасхаатом . Это может привести к тому, что стороннему наблюдателю община Антверпена в подавляющем большинстве покажется харедим. После Нью-Йорка , Лондона и Парижа Антверпен является одной из крупнейших общин евреев-харедим за пределами Израиля. [ нужна ссылка ]

Внутри известной религиозной общины ашкенази есть два религиозных совета, известных как общины; и небольшой совет сефардов:

  • Израильское общество Антверпена Шомре Хадасс ; в первую очередь ориентирована на современную православную общину. Его возглавляет главный раввин Давид Моше Либерман. Этот совет также поддерживает ценности религиозного сионизма и придерживается произраильской позиции в общественных делах.
  • Ортодоксальная израильская организация Gemeente Machsike Hadass в первую очередь ориентирована на ультраортодоксальное сообщество харедим .
  • «Португальско-израильская община Антверпена» — религиозная община сефардов .

Покойный раввин Хаим Крайсвирт в течение многих лет был главным раввином общины Махзикей Хадасс и широко считался выдающимся знатоком Талмуда . Он умер в 2001 году, и его заменил раввин Рубинштейн из Израиля, который умер через несколько месяцев после своего назначения на этот пост. С декабря 2010 года эту должность занял раввин Аарон Шифф . Раввин Шифф, последователь нынешнего Великого раввина Белза (династия хасидов) раввина Иссахара Дова Рокича , является выпускником ешивы Эрлау в Иерусалиме , а ранее был раввином местной Александровской синагоги.

Существенная разница между этими двумя организациями очевидна в приверженности Шомрей Хадас религиозной сионистской доктрине, которую отвергает Махзикей Хадас.

Хасидские евреи

[ редактировать ]

Евреи-хасиды составляют около сорока процентов евреев Антверпена. [7] Хасидские движения, представленные в Антверпене, включают:

Пшеворское движение — единственное международно признанное хасидское движение, ребе которого базируется в Антверпене. Пшеворскер Ребе , раввин Лейбиш Лейзер, живет в Антверпене, как и его предшественники. Пшеворскерские хасиды проживают главным образом в Антверпене, Лондоне и Манчестере ; во время еврейских праздников многие приезжают в Антверпен, чтобы увидеть своего ребе.

В Антверпене есть и другие хасидские ребе, в том числе Ребе Спинка и Ребе Жемиградер. У этих групп есть ребе и в других местах.

Евреи-нехасиды

[ редактировать ]

Хотя евреи, не принадлежащие к какой-либо хасидской группе, вероятно, уже не намного превосходят по численности хасидов, они имеют значительное присутствие. Три основные синагоги в Антверпене, известные на местном уровне по своим адресам: синагоги Ван Ден Нестлей и Боумистерстраат (на фото выше), синагоги Шомре Хадасс и синагога Остенстраат, не связаны ни с каким хасидским движением.

Есть небольшая литовская еврейская община. Кроме того, существуют организации грузинских евреев , сефардская синагога и светские еврейские организации.

Как и другие города с крупными еврейскими общинами, Антверпен окружен проволокой, называемой « эрув » (Eiroew по-голландски). В отличие от эрувов Нью-Йорка или других крупных городов, эрув Антверпена окружает весь центр города. Наличие этого эрува позволяет евреям интерпретировать город как один большой дом, что позволяет избежать нарушения внутри него некоторых правил субботы. Проволоку, составляющую эрув, можно найти недалеко от Сингела на высоте 6 метров и у входа в Алмазный район. [8]

По всему еврейскому району расположен ряд еврейских школ (95% еврейских детей Антверпена получают религиозное образование). Три основные еврейские школы в Антверпене — это Йесоде Хатора из Махсике Хадас, а также школы Явне и Тачкемони из Шомре Хадас.

Население Йесоде Хатора - Бет Джейкоб состоит в основном из студентов хасидов, харедим и православных. Он обеспечивает обучение как религиозным, так и светским наукам: учащиеся обучаются по двойной учебной программе, начиная с дошкольного/детского сада, через начальную и среднюю школу. Основанная в 1903 году, это старейшая из еврейских школ Антверпена, в которой учится больше всего еврейских студентов. Студенты получают образование в соответствии с ценностями харедимского иудаизма и соответствуют образовательным требованиям Министерства образования Бельгии. Студенческое население разделено по полу; Студенты мужского пола посещают Йесоде Хатора, а студентки посещают Бет Джейкоб. В соответствии с религиозной идеологией, которая не придаёт большого значения светскому обучению, школа активно препятствует получению светского высшего образования.

Школа Явне связана с религиозным сионистским движением. Подобно Йесоде Хатора/Бет Иаков, школа Явне следует двойной учебной программе, состоящей из религиозного и светского обучения. Студенты получают образование в соответствии с ценностями религиозного сионизма и соответствуют образовательным требованиям Министерства образования Бельгии. Школа не смешанная, они встречаются на детских площадках; Студенты мужского пола посещают ешиву Тихонит, а женщины - Ульпена Либанот. По оценкам, 98% студентов Явне обычно эмигрируют в Израиль (в еврейских общинах это обычно называют «совершением алии ») в течение одного года после окончания средней школы. В последние годы в светской учебной программе были достигнуты далеко идущие улучшения. Религиозное обучение также соответствует высоким стандартам и широко развитой учебной программе.

Тачкемони — это школа совместного обучения, привлекающая в основном учащихся из светских еврейских семей и некоторых современных ортодоксальных семей. Высокий уровень владения ивритом и серьезная подготовка к Иерусалимскому экзамену (Бечина Йерушалмит), проводимому Еврейским агентством и Еврейским университетом Иерусалима, делают его одним из лучших еврейских учебных заведений в Европе. Большинство выпускников продолжают обучение в университете после окончания средней школы, и многие проводят год в Израиле. Тачкемони была основана в 1920 году раввином Моше Авигдором Амиэлем, умеренным религиозным сионистом. Его представление о сильном еврейском образовании, наряду с хорошим светским образованием, до сих пор является частью культуры Тачкемони.

Кроме того, есть несколько колледжей , где женатые мужчины могут продолжить обучение. Знаменитая ешива харедим Эц Хаим , где учатся сотни молодых людей со всего мира, теперь расположена в районе Вилрейк , ранее бывшая в пригородных городках Антверпена, сначала в Хайде, затем в Капеллене.

Многие синагоги , школы, благотворительные организации и социальные группы заботятся об окружающей среде. Большинство евреев, живущих в Антверпене, многоязычны и общаются на разных языках. идиш , французский , иврит , английский Среди членов сообщества широко распространены и немецкий языки, а также голландский язык . Еврейская община Антверпена не сразу приняла местный голландский язык в качестве общего разговорного языка. Вместо этого, как и люди, с которыми они работали в сфере торговли алмазами, они говорили по-французски, язык торговли в Антверпене до окончания Второй мировой войны. В последние годы английский стал общепринятым языком, а более строгое соблюдение правил местного языка гарантирует, что все дети свободно говорят на голландском языке. Использование языка в еврейской общине Антверпена является сложной проблемой: хотя члены общины хорошо владеют разными языками, отсутствует единообразие, когда дело доходит до эффективного общения и обсуждения на общем языке.

Демография

[ редактировать ]

Еврейская община Антверпена сохранила сильное и активное присутствие в местной торговле алмазами. После Второй мировой войны выжившие бельгийские евреи, а также другие выходцы из Восточной Европы поселились в Антверпене и создали влиятельную и весьма успешную долю в алмазном бизнесе. Евреи Антверпена зарекомендовали себя как способные бизнесмены и женщины, будь то через созданные офисы по торговле алмазами, фабрики по огранке и полировке или в качестве брокеров по продаже алмазов.

Однако в течение последнего десятилетия большая часть оптовой торговли алмазами перешла в руки индийской общины джайнов. Благодаря легкому доступу к производственным центрам в Индии , где затраты на производство значительно дешевле, еврейская община потеряла часть своего влияния в том, что касается торговли алмазами. Однако алмазный бизнес остается распространенной профессией, которую разделяет большинство членов еврейской общины. [ нужна ссылка ]

Публикации сообщества

[ редактировать ]
  • Joods Actueel — это семейный ежемесячный журнал, которым руководят генеральный директор Терри Дэвидс и управляющий редактор Майкл Зеви Фрейлих.
  • Kehilatenu , публикуемый еженедельно издательством Shomre Hadass на голландском языке, содержит разделы, посвященные определенной части недели, включая новости сообщества.
  • Шаббат б'Шаббато , публикуемый еженедельно издательством «Махзикей Хадасс», на иврите и идише. Его обычно просматривают служители синагоги на субботних службах.
  • Lema'an Teida , еженедельный электронный информационный бюллетень на идиш, написанный Пинхасом Корнфельдом, состоит в основном из редакционного контента.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Евреи-хасиды в Антверпене: кто они?» . Новости ВРТ . 17 апреля 2018 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
  2. ^ Голб, Норман (1998). Евреи в средневековой Нормандии: социальная и интеллектуальная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521580328 .
  3. ^ Абихт, Людо (1995–96). «Западный Иерусалим: евреи и гои в Антверпене» . Нидерланды - Искусство и общество во Фландрии и Нидерландах: Ежегодник : 21–26 . Проверено 9 мая 2023 г.
  4. ^ Абихт, Людо (1995–96). «Западный Иерусалим: евреи и гои в Антверпене» . Нидерланды - Искусство и общество во Фландрии и Нидерландах: Ежегодник : 21–26 . Проверено 9 мая 2023 г.
  5. ^ «Императорский указ от 20 июля 1808 года о евреях без фиксированных имени и фамилии» . Фонд Наполеона . Проверено 9 мая 2023 г.
  6. ^ Каллис, Аристотель (2009). Геноцид и фашизм: элиминационная кампания в фашистской Европе . Рутледж. п. 280.
  7. ^ «Еврейская община Антверпена, Бельгия — Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот» . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2018 г.
  8. ^ Eruv Антверпена / Антверпен, дата обращения 25 января 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дубин, Лоис. «Введение: портовые евреи в еврейской истории атлантического мира». Еврейская история 20.2 (2006): 117–127.
  • Исидор Сингер и Сайрус Адлер, изд. (1916). Еврейская энциклопедия . Фанк и Вагналлс. стр. 658–60 .
  • Ванден Даэлен, В. «Евреи Антверпена и торговля алмазами: евреи формируют бриллианты или алмазы формируют евреев». XIV Международный конгресс по экономической истории в Хельсинки, Финляндия. 2006.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e99622cdb01a56ac5c1d216cc53eed4__1717934340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/d4/7e99622cdb01a56ac5c1d216cc53eed4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Antwerp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)