Mariya Kuznetsova (singer)

Maria Nikolaevna Kuznetsova ( Russian : Мария Николаевна Кузнецова ; 22 July [ O.S. 10 July] 1880 – 25 April 1966), also known as Maria Kuznetsova-Benois , was a 20th century Russian opera singer and dancer.
До революции Кузнецова была одной из самых знаменитых оперных певиц в императорской России, работая с Рихардом Штраусом , Николаем Римским-Корсаковым и Жюлем Массне . Она часто выступала в паре с Федором Шаляпиным . Покинув Россию в 1917 году, Кузнецова еще тридцать лет продолжала выступать за границей, прежде чем выйти на пенсию. [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]
Кузнецова родилась в 1880 году в Одессе , в дочери портретиста Николая Кузнецова . [ 1 ] [ 2 ] Мать Кузнецова происходила из выдающейся семьи ученых и интеллектуалов румынского и русско - еврейского происхождения. [ 3 ]
Ее бабушка по материнской линии, Эмилия (Невахович) Мечникова, была дочерью Льва Неваховича (1776–1831), русско-еврейского писателя, переводчика и основателя движения Хаскала в России. [ 3 ] [ 4 ] Эмилия вышла замуж за гвардейского офицера Илью Мечникова и родила двух сыновей; Нобелевской премии лауреат микробиолог Эли Мечников и социолог Лев Мечников . [ 3 ]
Успешную карьеру сделали и двоюродные дедушки Кузнецовой Михаил и Александр Неваховичи. Михаил был карикатуристом и основателем первого в России сатирического журнала «Миш-Маш» ( «Ералаш» ). [ 3 ] Александр был драматургом и работал репертуарным директором Императорских театров Санкт-Петербурга во времена правления Николая I . [ 3 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Кузнецова первоначально изучала балет в Санкт-Петербурге, Россия, но отказалась от танцев, чтобы заниматься музыкой у баритона Иоахима Тартакова. [ 5 ] [ 6 ] Кузнецова была лирическим сопрано с чистым и красивым певческим голосом. [ 5 ] Она также обладала выдающимся талантом актрисы. [ 5 ] Игорь Стравинский охарактеризовал ее как «очень аппетитную как на вид, так и на слух» . [ 7 ]
Впервые она дебютировала в Санкт-Петербургской консерватории в партии Татьяны в Чайковского опере «Евгений Онегин» в 1904 году. [ 5 ] Второй дебют Кузнецова состоялся в 1905 году в Мариинском театре в роли Маргариты в опере Шарля Гуно « Фауст» . [ 2 ] [ 6 ] Однажды вечером, вскоре после ее дебюта в Мариинском театре, в вестибюле театра разгорелся спор между студентами и армейскими офицерами, когда Кузнецова исполняла партию Эльзы в « Вагнера » Лоэнгрине . Прежде чем началась паника, невозмутимая Кузнецова прервала выступление, а затем быстро успокоила толпу, возглавив всех воодушевляющим исполнением российского государственного гимна «Боже, царя храни!». . [ 8 ]
Она оставалась солисткой Мариинского театра двенадцать лет до революции 1917 года. [ 5 ] [ 9 ] За свою долгую карьеру Кузнецова исполнила несколько ролей, в том числе Февронию в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и девушку Февронию . [ 2 ] заглавную роль в » Массне « Клеопатре , Воглинде в первой русской постановке « и » Вагнера Золота Рейна Фаусты в другом творении Массне, «Роме» . » Чайковского Среди других знаковых ролей - Оксана в «Черевичках , Таис в «Таис» Массне , Виолетта в Верди » «Травиате » Римского-Корсакова , Снегурочка в «Снегурочке , Мими в Пуччини » «Богеме , Антонида в . » Глинки «Жизни для детей Царь , Людмила в «Руслане» и Людмила и Тамара в А. Рубинштейна » «Демоне . [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ]
В конце концов, у Кузнецовой появилось немало последователей за рубежом; дебютировала в Парижской опере в 1908 году и в Лондоне в Ковент-Гардене в 1909 году. [ 6 ] В этот период она появилась в Эммануэля Шабрие «Гвендолин» (1910) и Жюля Массне «Рома» (1912). [ 6 ] В 1916 году Кузнецова дебютировала в Америке, выступив в Нью-Йорке и Чикаго . [ 6 ] В Нью-Йорке она произвела фурор, выступив с Манхэттенской оперной труппой в первой американской постановке « Клеопатры» . [ 6 ]
Русский балет
[ редактировать ]Накануне Первой мировой войны Кузнецова участвовала и помогала финансировать знаменитые Русские сезоны» балета Сергея Дягилева Русского « в Лондоне и Париже. [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ]

С помощью своего друга, художника и дизайнера Леона Бакста , Кузнецова получила роль жены Потифара в Рихарда Штрауса балете «Легенда об Иосифе» (или «Жозефслегенде» ) в 1914 году. [ 6 ] В постановке приняли участие настоящие представители эдвардианского мира искусства. Его поставил Дягилев, сочинил и дирижировал Штраус, хореографию поставил Мишель Фокин , спроектировали Бакст и Хосе Мария Серт , а главную роль танцевал Леонид Мясин . [ 2 ] [ 14 ] [ 15 ]
Это была важная роль, и она, конечно, была в хорошей компании, но у них был жесткий график, и у них было мало времени на репетиции. Что еще хуже, Штраус был в плохом настроении, потому что его возлюбленная Ида Рубинштейн , которая должна была танцевать роль Лидии Соколовой , внезапно отказалась от проекта. [ 15 ] Более того, Штраус ненавидел работать с французскими музыкантами и постоянно был в конфликте с оркестром. [ 15 ] Тем временем Дягилев еще не оправился от ухода Вацлава Нижинского в прошлом году из «Русского балета». [ 15 ]
Несмотря на проблемы за кулисами и возмущенную британскую прессу, считавшую произведение непристойным, весной балет успешно дебютировал и в Лондоне, и в Париже. [ 15 ] как сообщает The New York Times :
- ПАРИЖ, 14 мая – Сегодня вечером в Опере сезон русского балета открылся премьерой оперы Рихарда Штрауса «Легенда о святом Иосифе»...
- Партию Иосифа превосходно исполнил молодой артист Московского «Художника» Леонид Миассин, пришедший с этой целью в балетную труппу М. Дягилева. Госпожа Кузнецова на время отказалась от пения, чтобы выдать себя за жену Потифара...
- Переполненный дом был явно очень доволен. [ 16 ]
Самым запоминающимся в постановке стали роскошные декорации Серта в венецианском стиле и костюмы Бакста. [ 15 ] Соколова вспоминает, что костюм Кузнецовой особенно вдохновил:
- Она передвигалась на высоких позолоченных сабо в сопровождении слуг, у двоих из которых была пара волкодавов медового цвета на белых поводках... [ 15 ]
Помимо того, что попробовала свои силы в балете, Кузнецова в тот сезон выступила в нескольких операх. В одном запоминающемся выступлении она присоединилась к знаменитому русскому басу Федору Шаляпину в постановке Бородина « Князя Игоря» в хореографии Фокина, поставленной на Друри-Лейн 8 июня 1914 года. [ 17 ]
Жизнь в изгнании
[ редактировать ]После революции 1917 года Кузнецова бежала из России. [ 9 ] совершил достаточно драматичный побег, переодевшись юнгой и спрятавшись в багажнике парохода на борту корабля, направлявшегося в Швецию. [ 6 ] Ее первое выступление в изгнании состоялось в Стокгольмской опере в 1919 году.

Позже в том же году она была помолвлена в Gaieté-Lyrique в Париже, пела вместе с Люсьеном Фужером , Марией Барриентос , Лидией Липковской , Жоржеттой Леблан , Андре Жилли и Ванни Марку . [ 18 ]
и другими участвовала в большом благотворительном концерте в Парижской опере В 1920 году Кузнецова вместе с Верой Каралли , чтобы собрать средства для помощи обедневшим соотечественникам- эмигрантам . [ 19 ]
Другие выступления Кузнецовой 1920-х годов носили более практический и менее филантропический характер. Она организовывала частные концерты и сольные выступления, на которых пела русскую и испанскую народную музыку , цыганскую музыку и оперу. [ 20 ] На этих концертах после пения она часто исполняла испанские народные танцы и фламенко . [ 14 ] [ 21 ] Помимо этих частных выступлений, Кузнецова работала солисткой в Ковент-Гарден , Копенгагенском оперном театре и других театрах и оперных театрах по всей Европе. В 1922 году вместе с Леоном Бакстом она основала Театр миниатюр , где выступала очень недолгое время.
В 1927 году с помощью украинского баритона Михаила Каракаша и его жены Елизаветы Поповой, а также графа Алексея Церетелли Кузнецова основала Русскую оперу в Париже. [ 5 ] [ 12 ] [ 22 ] Русская опера поставила ряд балетов и опер в Лондоне, Париже, Барселоне , Мадриде , Милане , а также в Буэнос-Айресе и Японии . В период с 1927 по 1933 год [ 5 ] [ 6 ] Она также дала концерт в Шанхае в мае 1935 года.
После 1933 года Кузнецова давала меньше выступлений, но уже в 1947 году ее имя появилось в программе хореографического конкурса, проходившего в Копенгагене, организованного Рольфом де Маре . [ 23 ] Ее вклад в мероприятие был описан довольно просто: «Песни и танцы Испании Марии Кузнецовой и группы фламенко». [ 23 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Первым мужем Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, сын акварелиста Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936). [ 2 ]
После смерти Бенуа Кузнецова вышла замуж за племянника Жюля Массне, банкира и промышленника Альфреда Массне. [ 2 ] Альфред какое-то время работал в Российской империи, до революции, в качестве президента Société d'Industrie Minière de Chagali-Heliar, французской компании по добыче меди со штаб-квартирой в Тбилиси , Грузия . [ 24 ]
Последние годы Кузнецова провела в бедности; она жила в одной комнате в небольшом отеле недалеко от Елисейских полей, оставленном ее сыном Михаилом и бывшими коллегами и друзьями. Единственной спутницей Кузнецовой была ее костюмерша Ольга, и она зарабатывала себе на жизнь, давая уроки пения и актерского мастерства. Ольга рассказывала, как Шаляпин умер на руках Кузнецовой вопреки воле жены.
Kuznetsova died in Paris on April 25, 1966. [ 6 ] [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гроув, Джордж и Блом, Эрик. Словарь музыки и музыкантов Гроува , 879. St. Martin's Press, 1955.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Салмина-Хаскелл, Лариса. Русские картины и рисунки в Ашмоловском музее , страницы 23–24. Издано Музеем Ашмола, 1989 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шраер, Максим. Антология еврейско-русской литературы, Том I ME Sharpe, Inc.: Армонк, Нью-Йорк, 2007 г.
- ^ Ледерхендлер, Эли. Дорога к современной еврейской политике Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 1989 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Варрак, Джон и Уэст, Юэн. Краткий Оксфордский оперный словарь , стр. 276. Oxford University Press, 1996.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мэйси, Лора Уильямс. Книга оперных певцов Гроува с. 261. Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 2008 г.
- ^ Ардоин, Джон. Валерий Гергиев и Киров , стр. 109. Hal Leonard Corporation, 2001 г.
- ^ Баклер, Джули А. Литературный лорнет , стр. 52. Сан-Франциско: Stanford University Press, 2000.
- ^ Jump up to: а б Kuznetsova Anna Sergeyvena. Maria Nikolayevna Kuznetsova. Moskva: Muzyka, 1962.
- ^ Мария Николаевна Кузнецова (1880–1966)
- ^ МАРИЯ КУЗНЕЦОВА-БЕНУА-Радиопрослушивание из цикла М.Малкова "Мастера русской оперной сцены". Архивировано 10 октября 2014 г. на Wayback Machine (ru).
- ^ Jump up to: а б " Мария Николаевна Кузнецова. " Accessed May 28, 2008.
- ^ Людмила Корабельникова, Анна Вайнстейн, Суэллен Хершман. Александр Черепнин: Сага о русском композиторе-эмигранте , стр. 57-58. Издательство Университета Индианы, 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Гарофало, Линн. Наследие танца двадцатого века , стр. 154. Издательство Wesleyan University Press, 2005.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди, Майкл. Штраус: Человек, Музыка, Загадка , стр. 186. Издательство Кембриджского университета, 2006 г.
- ↑ Париж аплодирует новой работе Штрауса , The New York Times, 15 мая 1914 г.
- ^ Гарофало, Линн. Русский балет Дягилева , стр. 396. Da Capo Press, 1998.
- ^ Парижская музыка возрождается, The New York Times, 30 ноября 1919 г.
- ^ Васильев, Александр, Красота в изгнании: художники, модели и дворяне, бежавшие от русской революции и повлиявшие на мир моды , тр. Антонина В. Буи , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 2000, стр.189.
- ^ Людмила Корабельникова, Анна Вайнстейн, Суэллен Хершман. Александр Черепнин: Сага о композиторе-эмигранте из России , стр. 59. Издательство Индианского университета, 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Гроув, Джордж и Сэди, Стэнли. Словарь музыки и музыкантов New Grove , стр. 327. Macmillan Publishers, 1980.
- ^ Мосусова, Надежда. Значение архивов Белградского музыковедческого института в исторических исследованиях славянского музыкального театра. (2004) Архивировано 4 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Робинсон, Жаклин. Современный танец во Франции: приключение, 1920–1970 , стр. 125. Тейлор и Фрэнсис, 1997.
- ^ Стивенс, Гораций Дж. Справочник по меди: Руководство по мировой медной промышленности, Том X. Опубликовано автором: Хоутон, Мичиган, 1911 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Kuznetsova, Anna Sergeyvena. Maria Nikolayevna Kuznetsova. (Moskva: Muzyka, 1962.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Maria Kuznetsova, Russian Soprano 1880–1966
- Краткая биография отца Марии Николая Кузнецова с портретом его жены.
Media related to Maria Nikolaevna Kuznetsova at Wikimedia Commons