Хесус А. Вилламор
Хесус Антонио Вильямор | |
---|---|
![]() Вильямор выходит из самолета по возвращении с поля Батангас. | |
Псевдоним(а) | Джесс [ 1 ] |
Рожденный | 7 ноября 1914 г. Бангед, Абра , Провинция Филиппины |
Умер | 28 октября 1971 г. Вашингтон, округ Колумбия , США | ( 56 лет
Верность | ![]() ![]() |
Услуга/ | ВВС США [ 2 ] Авиационный корпус филиппинской армии [ 3 ] [ 4 ] |
Лет службы | 1936 [ 3 ] –1971 [ 5 ] |
Классифицировать | Полковник [ 2 ] |
Единица |
|
Команды | 6-я эскадрилья преследования, авиакорпус филиппинской армии |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | ![]() ![]() |
Отношения | Игнасио Вильямор (отец) |
Хесус Антонио Вильямор (7 ноября 1914 – 28 октября 1971) был филиппино - американским пилотом, шпионом и награжденным Медалью за отвагу, сражавшимся с японцами во Второй мировой войне .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Хесус Вильямор был одним из шести детей помощника судьи Верховного суда Филиппин ( Игнасио Вильямора судьи, осудившего лидера независимости Филиппин Макарио Сакая) из Бангеда, Абры и Марикиты Флорес. [ 3 ] Он изучал коммерцию в колледже Де Ла Саль (ныне DLSU-Manila) в Маниле , надеясь продолжить деловую карьеру. [ 3 ]
Летом он и его семья поехали в Багио и остановились в одном из правительственных домов на переулке Хогана, который сейчас принадлежит судье Апелляционного суда, чуть ниже Кабинетного холма вдоль Леонард Вуд-роуд. Одним из его товарищей по играм в это время был Роберто Лим, сын бригадного генерала Висенте Лима . Позже Роберто учился у Вилламора на самолете Стирмана . Вильямор также подпишет первую гражданскую лицензию Лима. [ 6 ] [ 7 ]
Джесс (так его называл один из друзей) в возрасте от 14 до 15 лет уже был авиационным жуком. Поскольку его отец и дяди были юристами, его родители не слишком одобряли желание Вилламора заняться авиацией и поощряли его следовать семейным традициям юридической практики. После смерти отца его мать смягчилась и призвала Вилламора заняться полетами. Он беспокоился, что из-за своего небольшого роста не сможет пройти медосмотр. Тем не менее, Вильямор научился летать на самолете Cox-Klemin в филиппинской корпорации Air Taxi Corp. в Грейс-парке, расположенном рядом с кладбищем Ла Лома . Он заработал свое крыло под руководством генерального директора PATCO капитана Уильяма «Джиттер Билл» Брэдфорда, который позже стал главой «Бамбукового флота», который служил спасательным кругом USAFFE во время битвы при Коррегидоре . [ 8 ] Вилламор также учился у пилотов-инструкторов и Первой мировой войны ветеранов Берта Холла , Чарли Хестона и Дона Нидлера. [ 9 ]
После 20 часов одиночного полета Вилламор отправился в Бюро аэронавтики, чтобы подать заявку на получение лицензии пилота, но провалил тест. Директор Бюро капитан Рассел Моган отметил, что полет Вилламора небезопасен, и сказал Брэдфорду, что Вилламор никогда больше не должен летать. Холл, с другой стороны, был возмущен отказом Моэна Вилламора. Несколько дней спустя Холл призвал мать Вилламора отправить его в авиационную школу Далласа в Техасе . По пути в Соединенные Штаты Вильямор познакомился с однокурсниками Аугсто Лучано и Рафаэлем Росесом-младшим . Позже Вильямор получил «лицензию транспортного пилота» в Далласской авиационной школе. [ 9 ]
Вернувшись в Манилу, Вилламор обнаружил, что ни у PATCO, ни у ее конкурента, компании Far Eastern Air Transport (FEATI) , нет для него мест. Затем Вильямор подал заявку на место в первом наборе кадетов Летной школы филиппинской армейской авиации в 1936 году. К нему присоединились шесть других студентов: лейтенант Антонио Аланди, Франсиско Рейес, Рамон М. Зоса, Андрес О. Круз, Джейкоб. Уиранле и Азариас М. Падилья. Первую партию выучил под руководством лейтенанта Уильяма «Джерри» Ли на модели Stearman Model 73 . [ 9 ] [ 10 ]
Позже Вильямор вместе с Франсиско Рейесом были отправлены в Рэндольф-Филд в Сан-Антонио , штат Техас, для дальнейшего обучения в 1936 году. По пути в Соединенные Штаты они сделали остановку в Токио , где у них была возможность осмотреть военно-морской истребитель Mitsubishi A5M . Позже Рейес был исключен из класса, но Вильямор продолжал летать вместе с ним, за что получил прозвище «Маленький вождь Умпа » . новости о том, что его собираются назначить третьим лейтенантом PAAC. [ 9 ]
Военная служба
[ редактировать ]94-я эскадрилья преследования
[ редактировать ]Перед возвращением на Филиппины Вильямор был отправлен на поле Селфридж в Детройте , чтобы присоединиться к 94-й эскадрилье преследования под командованием лучшего аса Первой мировой войны Эдди Рикенбакера , летавшего на Боинге P-26 , вместе с пилотами-асом Второй мировой войны Джоном Р. Эллисоном. и Филип Кокран . [ 9 ]
Авиационный корпус филиппинской армии
[ редактировать ]Вернувшись в Манилу в 1938 году, Вильямор был назначен командиром сцены PAAC на поле Заблан в Кэмп-Мерфи , а к 1939 году получил звание 1-го лейтенанта и директора по летной подготовке. Здесь у него будет возможность обучать подполковника Дуайта Д. Эйзенхауэра , который станет первым президентом Соединенных Штатов с лицензией пилота , и подполковника Ричарда Сазерленда . [ 9 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Он также начал летать на B-17 в составе стратегической бомбардировочной эскадрильи ВВС США. [ 3 ]
Вилламору было поручено возглавить 6-ю эскадрилью преследования (ныне 6-ю эскадрилью тактических истребителей) на аэродроме Николс . 26 июля 1941 года по приказу президента Франклина Д. Рузвельта Филиппинская армия была включена в состав Вооружённых сил США на Дальнем Востоке . После этого 15 августа PAAC был введен в состав ВВС Дальнего Востока со 141 пилотом, 17 наземными офицерами, 1200 военнослужащими и 64 самолетами под командованием майора Базилио Фернандо. Не меньше, чем сам генерал Макартур, был вступающим в должность офицером. [ 14 ] [ 15 ] Генерал Макартур предсказал, что Япония начнет атаку в апреле 1942 года, а произойдет это самое раннее в январе 1942 года.
Битва при Заблане
[ редактировать ]
Через восемь часов после нападения на Перл-Харбор , 8 декабря 1941 года, 10:00 по тихоокеанскому времени, бомбардировщики и истребители Императорской японской армии и флота взлетели с авиабазы Такао на Формозе атаковали объекты вокруг Багио и аэродрома Иба в Замбалесе и второй волной . атаковать авиабазу Кларк и военно-морскую базу Сангли-Пойнт . На следующий день возможности FEAF были подорваны, поскольку они обнаружили, что половина парка самолетов уничтожена, а японцы, в свою очередь, потеряли только 7 самолетов за два дня налетов, что дало им практическое превосходство в воздухе над Северным Лусоном. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Когда FEAF был поврежден, 6-я эскадрилья преследования на аэродроме Николс была одним из оставшихся подразделений, доступных для встречи с врагом. В 11:30 10 декабря, пока подразделение обедало, прозвучал сигнал общевойскового распоряжения , и PAAC должно было пройти боевое крещение . [ 19 ] Капитан Вильямор вместе с лейтенантами Годофредо Джулиано, Джеронимо Акланом, Альберто Аранзасо и Хосе Гозаром встретил очередную волну бомбардировщиков Mitsubishi G3M и истребителей Mitsubishi A6M Zero в небе аэродрома Заблан и Пасига на своих Boeing P-26 Peashooters . [ 16 ] [ 20 ] [ 21 ]
Капитан Вилламор первым поднялся в воздух и встретил нападавших, но обнаружил, что его значительно превосходят лучшие японские истребители. Японский «Зеро» бросился в погоню, и капитан Вилламор маневрировал своим самолетом, чтобы отбросить противника. Он пикировал на своем Р-26, обнимал верхушки деревьев долины Марикина и даже летал под проводами высокого напряжения . Японский пилот отказался от погони, думая, что упал на землю. Затем капитан Вилламор остановился и обнаружил, что на него набросился еще один японец Зеро. Он развернул свой самолет на вертикальном левом берегу, поставив его в стойло , но настроив орудия на бой лицом к лицу с противником. Японский пилот был удивлен маневром, но капитан Вильямор смог выстрелить первым, попав в крылья «Зеро» и загоревшись. Это было первое подтвержденное убийство PAAC. [ 9 ]
Несмотря на недостаток, Вилламору и его эскадрилье на счету четырех сбитых самолетов - одного бомбардировщика Mitsubishi G3M и трех самолетов Mitsubishi A6M Zero . Два из них принадлежат самому Вилламору. После приземления своего самолета капитан Вильямор был встречен филиппинской армии начальником штаба генералом Базилио Вальдесом , который спросил его, боялся ли он все это время, и капитан Вильямор подтвердил то же самое. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 9 ]
Битва при Батангасском поле
[ редактировать ]На следующий день 6-я эскадрилья преследования перебралась на аэродром Батангас к северу от города Батангас . Около полудня 12 декабря группа из 27 бомбардировщиков и 17 истребителей атаковала аэродром Батангас. Летная группа PAAC из пяти P-26 под командованием капитана Вилламора поднялась в воздух, чтобы встретить приближающуюся группу вражеских бомбардировщиков, направлявшихся на юг. Лейтенант Сезар Баса двумя часами ранее был отправлен на разведку и присоединился к полету в качестве ведомого капитана Вилламора. Пикируя с большей высоты, капитан Вилламор и группа PAAC атаковали головной самолет японского бомбардировщика Mitsubishi G3M «Nell», забив свой второй сбитый самолет за войну. Японские «Зеро» преследовали защитников, и в продолжающейся рукопашной схватке PAAC полагался на облачность и перехитрил более быстрых «Зеро» на более крутых поворотах. [ 9 ]
Тем временем лейтенант Баса преследовал капитана Вилламора, но вскоре на него набросился японский Зеро. Его самолет был поврежден, а крылья отломаны, но лейтенант Баса смог выпрыгнуть из своего P-26. Позже было обнаружено изрешеченное пулями тело Басы, и, по словам капитана Вилламора, первый был подстрелен японскими истребителями во время спуска с парашютом. Лейтенант Баса стал первым филиппинцем, пострадавшим в воздушном бою. [ 26 ] [ 27 ] [ 20 ] [ 28 ] [ 9 ]
Тем временем лейтенант Антонио Мондинго также был застрелен японским нападавшим и был вынужден спастись. При приземлении его спасли мирные жители. Лейтенант Мануэль Конде также пострадал от того же, но смог посадить свой P-26 на поле Заблан. Однако его самолет взорвался через несколько мгновений после того, как он вышел и укрылся от японского обстрела. В результате японцы потеряли два бомбардировщика, а PAAC - 3 самолета. [ 9 ]
6-я эскадрилья преследования вернулась на аэродром Николс 13 декабря с четырьмя оставшимися P-26, а на следующий день лейтенант Гозар, в свою очередь, в последний раз за войну смог самостоятельно подняться на встречу японским рейдерам. Лейтенанту Гозару удалось пережить столкновение с тремя японскими Зеро, совершив одно неподтвержденное убийство, и посадить свой потрепанный самолет. [ 29 ] [ 30 ]
Несмотря на то, что 6-я эскадрилья преследования значительно превосходила их по численности и численности, достижения 6-й эскадрильи преследования стали легендой и источником воодушевления среди наземных войск и гражданского населения, которые были свидетелями их защиты в небе Лусона . 15 декабря капитан Вильямор, капитан Колин Келли и лейтенант Гозар были лично награждены генералом Дугласом Макартуром Крестом за выдающиеся заслуги за доблестную защиту воздушного пространства над Манилой . Напарник лейтенанта Гозара, лейтенант Годофредо Хулиано, с другой стороны, получил Золотой крест. [ 31 ] [ 32 ]
Отступление в Батаан
[ редактировать ]После активации военного плана «Оранжевый» 6-й эскадрилье преследования и остальной части PAAC было приказано уничтожить имеющиеся у них самолеты. Капитану Вильямору и его подразделению было приказано отступить к Батаану , и они преобразовали свою задачу в противовоздушную оборону . Он присоединится к генералу Макартуру и президенту. Мануэль Л. Кесон на пароме в Форт-Миллс на острове Коррегидор , 24 декабря 1941 года. Капитан Вильямор и его подразделение все еще надеялись получить новые самолеты из Австралии. [ 33 ] Однако груз конвоя из Пенсаколы так и не был доставлен.
За руководство своей эскадрильей Вилламор дважды был отмечен армией Соединенных Штатов за храбрость, получив Крест за выдающиеся заслуги за действия 10 декабря 1941 года и кластер дубовых листьев вместо второй награды Креста за выдающиеся заслуги (DSC) за Действия 12 декабря 1941 года. [ 3 ] [ 34 ] Вильямор - единственный филиппинец, дважды получивший DSC.
Генералу Гарольду Хьюстону Джорджу , командующему Дальневосточными ВВС , Макартур поручил провести аэрофотосъемку Тернате и Кавите и обнаружить артиллерийские позиции майора Тошинори Кондо. Джордж поручил эту миссию капитану Вилламору. 9 февраля 1942 года капитан Вилламор провел разведывательную миссию над оккупированным Кавите на ПТ-13 в сопровождении четырех американских P-40 Warhawk . Капитан Вилламор сидел в кресле студента-пилота, а сержант. Хуан В. Абанес из 5-й фотографической эскадрильи вызвался сесть и управлять камерой. Не успели появиться 6 японских Зеро. Самолет капитана Вилламора был поврежден, но все же смог благополучно приземлиться. Один Р-40 был потерян ценой 4 Зеро. Миссия капитана Вилламора оказалась успешной: пленки были доставлены, информация была сопоставлена с наземными наблюдателями и был открыт контрбатарейный огонь. [ 35 ] [ 36 ] [ 9 ]
Побег в Австралию
[ редактировать ]В конце февраля 1942 года был передан приказ о том, что половина офицеров PAAC и FEAF должна быть эвакуирована из Батаана и Коррехидора и явиться на аэродром Дель Монте в Букидноне . Капитан Вилламор был одним из выбранных офицеров, и они взяли на себя СС «Легаспи» , который должен был прорвать японскую блокаду. По прибытии на Минданао капитан Гозар и офицеры PAAC и FAEF прибыли на аэродром Дель Монте. [ 9 ]
На аэродроме Дель-Монте капитан Вильямор продолжал выполнять разведывательные миссии в районе Висайских островов и Минданао на самолете Stearman. Однажды он стал свидетелем нападения японцев с воздуха на одинокий катер в водах острова Бохол . После того, как генерал Эдвард П. Кинг сдал ВВС США в Батаане, капитан Вильямор стал свидетелем последних попыток воздушной контратаки на Филиппинах 11 апреля со стороны бомбардировщиков миссии Ройса . К 14 апреля капитан Вильямор был эвакуирован в Австралию на бомбардировщике B-25 Mitchell вместе с Нэтом Флойдом из New York Times и полковником Чи Вангом, китайским военным атташе на Филиппинах. [ 9 ]
После прибытия в Австралию капитан Вилламор имел возможность доложиться генералу Макартуру и президенту. Мануэль Кесон. Он умолял дать ему самолеты для его эскадрильи и вернуться на Филиппины, чтобы продолжить бой. Макартур лишь дал ему слово, что скоро вернется на Филиппины. Несколько дней спустя капитан Вилламор получил указание явиться в 35-ю истребительную группу в Уильямстауне недалеко от Мельбурна , где он будет назначен директором наземной подготовки и старшим летным инструктором на Curtiss P-40 Warhawks . Здесь он воссоединился со старым другом и любителем авиации Полом «Пэппи» Ганном , который, как было известно, совершал рейсы с припасами в Коррегидор с аэродрома Дель Монте. Оба мужчины хотели вернуться на Филиппины и продолжить борьбу. Капитан Вилламор обратился к другому старому другу из штаба Макартура в Брисбене , майору Джозефу Ральфу Макмикингу, филиппино-шотландско-американскому офицеру запаса PAAC. Капитан Вилламор преподавал майору МакМиккингу в Заблане, и до войны оба некоторое время работали в PAAC. [ 9 ] [ 37 ] [ 38 ]
Майор Макмикинг выслушал капитана Вилламора и согласился, что он может оказаться полезным для еще одной миссии на Филиппины. Макмикинг привел Вилламора в офис и был представлен полковнику Эллисон из Индианы. Затем Вилламор понял, что это было разведывательное бюро союзников . Полковник Инд знал, кто такой капитан Вильямор, и рассказал ему о необходимости союзников связаться с партизанами на Филиппинах, и привел к нему своего начальника, генерала. Чарльз Уиллоуби . В ходе этой встречи было решено дать Вильямору легенду о том, что его должны были перевести в 91-ю группу авиабаз в Эмберли. [ 9 ]
Разведывательная служба
[ редактировать ]С августа по декабрь Вильямор, который теперь служит в разведывательном бюро союзников, выявлял и обучал других филиппинских офицеров операциям коммандос и шпионажу в австралийских подразделениях специальных операций. В этот период SWPA также смогла связаться с лидерами партизан, а именно с подполковником Макарио Перальта . На Рождество 1942 года Вилламору было присвоено звание майора . [ 39 ] [ 9 ]
27 декабря 1942 года Вильямор и его команда, теперь называемая Planet Party , поднялись на борт подводной лодки USS Gudgeon в доках реки Брисбен , отплыли в сторону Филиппин и прибыли в Хинбоа-ан на юго-западном берегу острова Негрос. 27 января 1943 года . [ 40 ] [ 23 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 41 ] «Планета Партия» первоначально вступила в контакт с Роем Беллом по поводу Негроса . [ 42 ] : 88–93 Вильямор продолжал работать с Беллом, который затем вошел в контакт с Джеймсом М. Кушингом в 1943 году. Вечеринку Вильямора организовал филиппино-испанский метис Эстанислао Бильбао. [ 43 ]
Вильямор покинул Хиноба-ан и отправился в Сипалай, чтобы найти безопасное место для своей радиостанции, и отправился в поход по холмам, чтобы избежать японских шпионов. Затем он поручил своему связному с партизанами связаться с лидером партизан в этом районе майором Сальвадором Абседе в районе гор Тантауайан в Кауайане . Абседе предоставил Вильямору тщательный брифинг о партизанских силах на Висайских островах и об их нынешнем положении, а также раскрыл ему свои разногласия с майором Пласидо Аусехо, который признал власть подполковника Венделла Фертига . В это время Фертиг также повысил себя до генерала, и Абседе считал, что это было несанкционировано. Вильямор чувствовал, что ему необходимо встретиться с различными фракциями и объединить их тактическим единством. [ 9 ]
После месяца проведения первоначальных опросов и контактов с партизанами на Висайских островах «Планетная партия» Вилламора смогла установить цепь прямой связи с Филиппин с генералом Дугласом Макартуром . Позднее Вильямор будет координировать деятельность различных партизанских движений на Лусоне , Минданао и Висайских островах . [ 3 ] [ 44 ] Завершив свою миссию, Вилламор вернулся в Австралию . [ 39 ] [ 45 ] безразлично Отчеты Вилламора с мест были встречены некоторыми членами SWPA , но позже они были публично одобрены президентом Эйзенхауэром. [ 46 ] [ 3 ]
Консультативная группа военной помощи
[ редактировать ]После Второй мировой войны Вильямор служил в помощи Вьетнаму Консультативной группе военной в 1951 и 1952 годах, а затем еще раз в 1955 году. [ 2 ]
Смерть
[ редактировать ]В отставке. Полковник Вильямор умер 28 октября 1971 года в Джорджтаунском университете , Вашингтон, округ Колумбия , США, и был похоронен с воинскими почестями в Libingan ng mga Bayani в форте Бонифачо , Тагуиг , который расположен примерно в двух километрах от филиппинских ВВС. Штаб-квартира носит его имя . [ 47 ]
Награды
[ редактировать ]21 января 1954 года за храбрость пилота и изобретательность офицера разведки президент Рамон Магсайсай наградил подполковника Вильямора Медалью за отвагу , высшей филиппинской военной наградой за храбрость. [ 48 ] Кроме того, Вильямор был дважды награжден Крестом за выдающиеся заслуги и один раз получил Звезду за выдающиеся заслуги . [ 48 ] Главный ВВС Филиппин объект в Метро Манила, который сначала был известен как Николс Филд , а затем авиабаза Николс, был переименован в авиабазу полковника Хесуса Вилламора в его честь. [ 5 ]
Перекрестное цитирование за выдающиеся заслуги
[ редактировать ]Служба: Иностранная
Батальон: 6-я эскадрилья преследования , дивизия: Воздушный корпус филиппинской армии.
Штаб Вооруженных сил США на Дальнем Востоке, Общий приказ № 48 (1941 г.)
Президент Соединенных Штатов Америки , уполномоченный Актом Конгресса от 9 июля 1918 года, с удовольствием вручает Крест за выдающиеся заслуги капитану (авиационный корпус) Хесусу А. Вильямору (ASN: 0-888072), авиационный корпус филиппинской армии, за исключительный героизм в связи с боевыми действиями против вооруженного противника в качестве пилота истребителя Р-26 в 6-й эскадрилье преследования ВВС Филиппин. Корпус, приданный Дальневосточным ВВС , в воздушном бою против японских войск 10 декабря 1941 года во время выполнения воздушного задания над Батангасом , Филиппинские острова. Перед лицом сильного огня противника со стороны сильных военно-воздушных сил капитан Вилламор повел свой отряд из трех самолетов-преследователей в бой против атакующих японских самолетов. Благодаря его выдающемуся примеру мужества и лидерства в условиях большой личной опасности, выходящей за рамки служебного долга, его отряд смог разгромить атакующие самолеты, тем самым предотвратив значительный ущерб на его станции. Неоспоримая доблесть капитана Вильямора в воздушном бою соответствует высшим традициям военной службы и свидетельствует о большой заслуге перед ним, авиационным корпусом филиппинской армии и Военно-воздушные силы армии США . [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлипс, Небо (1992). Секретная миссия в Мельбурн, ноябрь 1941 года . Издательство Университета Подсолнечника. п. 6. ISBN 978-0-89745-148-2 . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Обзор статей Хесуса А. Вилламора» . Онлайн-архив Калифорнии — это инициатива Калифорнийской цифровой библиотеки . Регенты Калифорнийского университета. 2009 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Иисус А. Вилламор» . Зал доблести, Military Times . Правительственная медиакорпорация Gannett . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Карстен, Питер (1998). Подготовка и социализация военнослужащих . Тейлор и Фрэнсис. п. 111. ИСБН 978-0-8153-2976-3 . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Остлунд, Майк (2006). Найдите их, преследуйте их, потопите их: загадочная гибель подводной лодки USS Gudgeon во время Второй мировой войны . Глобус Пекот. п. 391. ИСБН 978-1-59228-862-5 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ P51, Толкая конверт, Биография Роберто Х. Лима, состоящая из собрания писем, электронных писем и фотографий.
- ^ Лим, Аделаида (2010). Раздвигая границы: биография капитана Роберто Х. Лима . Издательство Мапуа. п. 35.
- ^ Циммерман, Дуайт. «Шаттл «Бамбукового флота» в Коррегидор» . Сеть оборонных СМИ . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Вильямор, Хесус; Снайдер, Джеральд (1968). Они никогда не сдавались . Кесон-Сити: Vera-Reyes, Inc. с. 3.
- ^ Хранитель филиппинского неба 1917-1970 гг . Пасай-Сити: Исторический комитет PAF. 1970.
- ^ «От пилота к президенту» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Джин Эдвард Смит (21 февраля 2012 г.). Эйзенхауэр в «Войне и мире» . Издательская группа Random House. стр. 130–132. ISBN 978-0-679-64429-3 .
- ^ Алькарас, Рамон (11 июня 1941 г.). «Дневник Рамона Алькараса – 11 июня 1941 года» . Филиппинский дневниковый проект . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Алькарас, Рамон (15 августа 1941 г.). «Дневник Рамона Алькараса – 15 августа 1941 года» . Филиппинский дневниковый проект . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «ВВС Филиппин» . Библиотека наследия Филиппин . Фонд Айала, Inc. Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «История ВВС Филиппин» . Официальный вестник Республики Филиппины . Канцелярия президента . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Манчестер, Уильям (1978). Американский Цезарь: Дуглас Макартур, 1880–1964 (1-е изд.). Маленький, Браун. стр. 205–212. ISBN 978-0-316-54498-6 .
- ^ Коррелл, Джон Т. «Катастрофа на Филиппинах» . Журнал ВВС . ВВС США . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Немензо, Элдон (1992). История ВВС Филиппин . Филиппинские ВВС. стр. 74–80.
- ^ Jump up to: а б Смит, Питер К. (2014). Mitsubishi Zero: Легендарный японский истребитель . Авиация «Перо и меч». п. 73. ИСБН 978-1-78159-319-6 .
- ^ «Выступление президента Корасона Акино на 50-летии ВВС Филиппин» . Официальный вестник Республики Филиппины . Канцелярия президента . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Джон Толанд (17 августа 2016 г.). Но не стыдно: шесть месяцев после Перл-Харбора . Издательская группа Random House. стр. 110–113. ISBN 978-1-101-96929-8 .
- ^ Jump up to: а б «Хесус Вильямор: Солдат, Шпион» . www.filipinaslibrary.org.ph . Библиотека филиппинского наследия . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Йенн, Билл (2019). ВВС Макартура: американская авиация над Тихим океаном и на Дальнем Востоке, 1941–51 . Барнс и Ноубл. п. 46. ИСБН 978-1-4728-3323-5 .
- ^ Макгоуэн, Сэм (29 декабря 2018 г.). «Нападение Японии на Филиппины: «Другой» Перл-Харбор» . Сеть истории войн . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Боевой филиппинский летчик» . Библиотека Конгресса . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Алькарас, Рамон (15 декабря 1941 г.). «Дневник Рамона Алькараса – 15 декабря 1941 года» . Филиппинский дневниковый проект . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Кесон, Мануэль Л. «Запись о героических поступках» . www.ibiblio.org . Ибиблио . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Нери, Фрэнсис Карем Элазеги. «История ВВС: лейтенант Хосе Гозар» . Вооруженные силы Филиппин — AFP на Facebook . Фейсбук . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Крэйвен, Уэсли; Кейт, Джеймс Ли (1979). Армейские ВВС во Второй мировой войне: Том. I — Планы и ранние действия [Глава 6] . Издательство Чикагского университета. п. 219. ИСБН 978-0-405-12135-7 . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Алькарас, Рамон (17 декабря 1941 г.). «17 декабря 1941 года» . Филиппинский дневниковый проект . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Баклагон, Ульдарико (1980). Филиппинские герои Второй мировой войны . Агрополиграфия и издательство. п. 310.
- ^ Алькарас, Рамон (7 января 1942 г.). «7 января 1942 года» . Филиппинский дневниковый проект . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Доска почета» . Времена . 12 (7). Times Inc.: 57, 1942. ISSN 0024-3019 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Джон Гордон (1 сентября 2011 г.). Борьба за Макартура: отчаянная защита Филиппин военно-морским флотом и корпусом морской пехоты . Издательство Военно-морского института. п. 188. ИСБН 978-1-61251-062-0 .
- ^ Мортон, Луис. «Армия США во Второй мировой войне: падение Филиппин [глава 27]» . www.ibiblio.org . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Кэннон, М. Хэмлин (1954). Война на Тихом океане: Лейте, возвращение на Филиппины . Государственная типография. п. 19. LCCN 53-61979 . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Хелен Мадамба Моссман (22 октября 2014 г.). Письмо моему отцу: взросление филиппинца и американца . Университет Оклахомы Пресс. стр. 100-1 77–78. ISBN 978-0-8061-8611-5 .
- ^ Jump up to: а б Карстен, Питер (1998). Подготовка и социализация военнослужащих . Тейлор и Фрэнсис. стр. 112–113. ISBN 978-0-8153-2976-3 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Вильямор, Хесус; Снайдер, Джеральд (1982). Они никогда не сдавались . Кесон-Сити: Vera-Reyes, Inc. с. 1.
- ^ Доклады генерала Макартура . Токио: Министерство армии. 1950 год . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Миллс, Ю.А., 2009, Застрял на Филиппинах, Аннаполис: Издательство Военно-морского института, ISBN 9781591144977
- ^ Дирк Ян Барревельд (19 июля 2015 г.). Переворот Кушинга: правдивая история о том, как подполковник Джеймс Кушинг и его филиппинские партизаны захватили японский план Z. Каземат. стр. 144–147. ISBN 978-1-61200-307-8 .
- ^ Джон Глусман (25 апреля 2006 г.). Поведение под огнем: четыре американских врача и их борьба за жизнь в качестве пленников японцев, 1941–1945 гг . Издательская группа «Пингвин». стр. 346–348. ISBN 978-0-14-200222-3 .
- ^ Альфред В. Маккой (2002). Ближе, чем братья: мужественность в Филиппинской военной академии . Издательство Йельского университета. стр. 96–97. ISBN 978-0-300-17391-8 .
- ^ Шмидт, Ларри С. (28 октября 1982 г.). Участие Америки в филиппинском движении сопротивления на Минданао во время японской оккупации, 1942–1945 (PDF) (магистр военного искусства и науки). Колледж командования и генерального штаба армии США. Архивировано (PDF) из оригинала 10 ноября 2016 г. Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ «Меморандум-приказ № 261, с. 1971 г.» . Официальный вестник Республики Филиппины . Канцелярия президента . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б 1958 года Отчет Конгресса , Vol. 104, стр. 13122 (8 июля)
- ^ «Хесус Вильямор - Получатель -» . valor.militarytimes.com . Проверено 6 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документы Хесуса А. Вильямора в архиве Гуверовского института
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (США)
- Обладатели Филиппинской медали за отвагу
- Выпускники Университета Де Ла Саль
- Филиппинские военнослужащие Второй мировой войны
- 1914 рождений
- 1971 смертей
- Офицеры ВВС США
- Жители Абры (провинция)
- Захоронения в Либингане Баяни
- Медаль за отвагу Вооруженных сил Филиппин
- Филиппинские военные летчики
- Филиппинские пилоты времен Второй мировой войны
- Авиационный корпус филиппинской армии
- Филиппинские эмигранты в США