Титановые сплавы
Титановые сплавы — это сплавы , содержащие смесь титана и других химических элементов . Такие сплавы обладают очень высокой прочностью на разрыв и вязкостью (даже при экстремальных температурах). Они легкие по весу, обладают исключительной коррозионной стойкостью и способностью выдерживать экстремальные температуры. Однако высокая стоимость обработки ограничивает их использование в военных целях, самолетах , космических кораблях , велосипедах , медицинских приборах, ювелирных изделиях, высоконагруженных компонентах, таких как шатуны на дорогих спортивных автомобилях , а также некотором спортивном оборудовании премиум-класса и бытовой электронике .
Хотя «технически чистый» титан имеет приемлемые механические свойства и используется для ортопедических и зубных имплантатов , для большинства применений титан легируют небольшими количествами алюминия и ванадия , обычно 6% и 4% соответственно по весу. Эта смесь имеет твердую растворимость , которая резко меняется в зависимости от температуры, что позволяет ей подвергаться осаждению . Этот процесс термообработки проводится после того, как сплаву придана окончательная форма, но до того, как он будет использован, что значительно упрощает изготовление высокопрочного изделия.
Категории
[ редактировать ]Титановые сплавы обычно делятся на четыре основные категории: [1]
- Альфа-сплавы, содержащие только нейтральные легирующие элементы (например, олово ) и/или альфа-стабилизаторы (например, алюминий или кислород ). Они не подлежат термической обработке. Примеры включают в себя: [2] Ти-5Ал-2Сн-ЭЛИ, Ти-8Ал-1Мо-1В.
- Околоальфа-сплавы содержат небольшое количество пластичной бета-фазы. Помимо стабилизаторов альфа-фазы, около-альфа-сплавы легируются 1–2% стабилизаторами бета-фазы, такими как молибден , кремний или ванадий. Примеры включают в себя: [2] Ti-6Al-2Sn-4Zr-2Mo , Ti-5Al-5Sn-2Zr-2Mo, IMI 685, Ti 1100.
- Альфа- и бета-сплавы, которые являются метастабильными и обычно включают некоторую комбинацию альфа- и бета-стабилизаторов и которые можно подвергать термической обработке. Примеры включают в себя: [2] Ти-6Ал-4В , Ти-6Ал-4В-ЭЛИ, Ти-6Ал-6В-2Sn, Ти-6Ал-7Nb и Ти62А [3]
- Бета-сплавы и около-бета-сплавы, которые являются метастабильными и содержат достаточное количество бета-стабилизаторов (таких как молибден, кремний и ванадий), позволяющих им сохранять бета-фазу при закалке , а также которые также можно обрабатывать на раствор и состаривать для повышения прочности. Примеры включают в себя: [2] Ti-10V-2Fe-3Al , Ti-29Nb-13Ta-4,6Zr, [4] Ти-13В-11Сг-3Ал, Ти-8Мо-8В-2Фе-3Ал, Бета С, Ти-15-3.
Без категории
[ редактировать ]не коммерциализируются на Западе, Хотя бинарные сплавы титана с магнием , калием , кальцием и литием они производятся в сосуде под давлением дуговой плавки при давлении до 140 атмосфер. [5]
Бета-титан
[ редактировать ]Бета-титановые сплавы обладают BCC аллотропной формой титана (называемой бета). Элементами, используемыми в этом сплаве, являются один или несколько из следующих элементов, кроме титана, в различных количествах. Это молибден , ванадий , ниобий , тантал , цирконий , марганец , железо , хром , кобальт , никель и медь .
Титановые сплавы обладают отличной формуемостью и легко свариваются. [6]
Бета-титан в настоящее время широко используется в ортодонтии и был принят для использования в ортодонтии в 1980-х годах. Этот тип сплава в некоторых случаях заменил нержавеющую сталь, поскольку нержавеющая сталь доминировала в ортодонтии с 1960-х годов. Он имеет соотношение прочность/модуль упругости почти в два раза больше, чем у аустенитной нержавеющей стали 18-8, большие упругие прогибы в пружинах и уменьшенную силу на единицу смещения в 2,2 раза ниже, чем у приборов из нержавеющей стали.
Некоторые бета-титановые сплавы могут превращаться в твердый и хрупкий гексагональный омега-титан при криогенных температурах. [7] или под воздействием ионизирующего излучения. [8]
Температура перехода
[ редактировать ]Кристаллическая структура титана при температуре и давлении окружающей среды представляет собой плотноупакованную гексагональную α-фазу с соотношением ac/a 1,587. При температуре около 890 °C титан претерпевает аллотропное превращение в объемноцентрированную кубическую β-фазу, которая остается стабильной до температуры плавления.
из альфа в бета Некоторые легирующие элементы, называемые альфа-стабилизаторами, повышают температуру перехода . [я] в то время как другие (бета-стабилизаторы) снижают температуру перехода. Алюминий, галлий , германий , углерод , кислород и азот являются альфа-стабилизаторами. Молибден , ванадий , тантал , ниобий , марганец , железо , хром , кобальт , никель , медь и кремний являются бета-стабилизаторами. [9]
Характеристики
[ редактировать ]Как правило, бета-фаза титана является более пластичной фазой, а альфа-фаза более прочная, но менее пластичная из-за большего количества плоскостей скольжения в ОЦК- структуре бета-фазы по сравнению с альфа-фазой ГПУ . Альфа-бета-фаза титана обладает промежуточными механическими свойствами.
Диоксид титана растворяется в металле при высоких температурах, и его образование происходит очень энергично. Эти два фактора означают, что весь титан, за исключением наиболее тщательно очищенного, содержит значительное количество растворенного кислорода и поэтому может считаться сплавом Ti–O. Выделения оксидов придают некоторую прочность (как обсуждалось выше), но плохо реагируют на термообработку и могут существенно снизить ударную вязкость сплава.
Многие сплавы также содержат титан в качестве незначительной добавки, но поскольку сплавы обычно классифицируются в зависимости от того, какой элемент составляет большую часть материала, они обычно не считаются «титановыми сплавами» как таковыми. См. подраздел о применении титана .
Титан сам по себе является прочным и легким металлом. Она прочнее обычных низкоуглеродистых сталей, но на 45% легче. Он также в два раза прочнее слабых алюминиевых сплавов, но лишь на 60% тяжелее. Титан обладает превосходной коррозионной стойкостью к морской воде и поэтому используется в гребных валах, такелажах и других частях лодок, подвергающихся воздействию морской воды. Титан и его сплавы используются в самолетах, ракетах и ракетах, где важны прочность, малый вес и устойчивость к высоким температурам. [10] [11] [12] Кроме того, поскольку титан не вступает в реакцию в организме человека, его и его сплавы используют в искусственных суставах, винтах и пластинах для переломов, а также в других биологических имплантатах. См.: Титановые ортопедические имплантаты .
Марки титана
[ редактировать ]на Международный стандарт ASTM бесшовные трубы из титана и титановых сплавов касается следующих сплавов, требующих следующей обработки:
«Сплавы могут поставляться в следующих состояниях: марки 5, 23, 24, 25, 29, 35 или 36, отожженные или состаренные; марки 9, 18, 28 или 38, подвергнутые холодной обработке и снятые напряжения или отожженные; марки 9. , 18, 23, 28 или 29 — трансформированное бета-состояние и 19, 20 или 21 — обработанные раствором или обработанные раствором и состаренные». [13]
«Примечание 1 — материал класса H идентичен соответствующему числовому классу (т. е. класс 2H = класс 2), за исключением более высокого гарантированного минимального UTS , и всегда может быть сертифицирован как отвечающий требованиям соответствующего числового класса. Классы 2H, 7H, 16H и 26H предназначены в первую очередь для использования в сосудах под давлением». [13]
«Оценки H были добавлены в ответ на запрос ассоциации пользователей на основе изучения более 5200 коммерческих отчетов об испытаниях классов 2, 7, 16 и 26, из которых более 99% соответствовали минимальному UTS 58 тысяч фунтов на квадратный дюйм ». [13]
- 1 класс
- Это самый пластичный и мягкий титановый сплав. Это хорошее решение для холодной штамповки и агрессивных сред. ASTM/ASME SB-265 устанавливает стандарты для технически чистого титанового листа и пластины. [14]
- 2 класс
- Нелегированный титан, стандартный кислород.
- Оценка 2Н
- Нелегированный титан (класс 2 с минимальным UTS 58 тысяч фунтов на квадратный дюйм).
- 3 класс
- Нелегированный титан, средний кислород.
- Сорта 1–4 нелегированы и считаются технически чистыми или «CP». Обычно предел прочности и текучести увеличивается с номером марки этих «чистых» марок. Разница в их физических свойствах обусловлена прежде всего количеством межузельных элементов . Они используются для защиты от коррозии, где важны стоимость, простота изготовления и сварки.
- Класс 5, также известный как Ti6Al4V , Ti-6Al-4V или Ti 6-4.
- не путать с Ti-6Al-4V-ELI (марка 23), это наиболее часто используемый сплав. Его химический состав состоит из 6% алюминия, 4% ванадия, 0,25% (максимум) железа , 0,2% (максимум) кислорода и остального титана. [15] Он значительно прочнее технически чистого титана (классы 1–4), имея при этом ту же жесткость и тепловые свойства (за исключением теплопроводности, которая примерно на 60 % ниже у Ti Grade 5, чем у CP Ti). [16] Среди его многочисленных преимуществ – возможность термической обработки. Этот сорт представляет собой превосходное сочетание прочности, коррозионной стойкости, свариваемости и технологичности.
«Этот альфа-бета-сплав является «рабочей лошадкой» в титановой промышленности. Этот сплав полностью поддается термической обработке при сечениях до 15 мм и используется при температуре примерно до 400 °C (750 °F). Поскольку он является наиболее часто используемым сплав - более 70% всех выплавляемых марок сплавов представляют собой подсорт Ti6Al4V, его использование охватывает многие области применения в авиационно-космических планерах и компонентах двигателей, а также основные неаэрокосмические применения, в частности, в морской, морской и энергетической отраслях». [17]
« Области применения : Лопасти, диски, кольца, планеры, крепежные детали, компоненты. Сосуды, корпуса, ступицы, поковки. Биомедицинские имплантаты». [15]
- Обычно Ti-6Al-4V используется при температуре до 400 градусов Цельсия. Его плотность составляет около 4420 кг/м. 3 , модуль Юнга 120 ГПа и предел прочности 1000 МПа. [18] Для сравнения: отожженная нержавеющая сталь марки 316 имеет плотность 8000 кг/м. 3 , модуль упругости 193 ГПа и предел прочности 570 МПа. [19] Закаленный алюминиевый сплав 6061 имеет плотность 2700 кг/м. 3 , модуль 69 ГПа и предел прочности 310 МПа соответственно. [20]
- Стандартные характеристики Ti-6Al-4V включают: [21] [22]
- АМС: 4911, 4928, 4965, 4967, 6930, 6931, Т-9046, Т9047.
- АСТМ: Б265, Б348, Ф1472
- Мил: Т9046 Т9047
- ДМС: 1592, 1570, 1583
- Боинг: БМС 7-269
- 6 класс
- содержит 5% алюминия и 2,5% олова. Он также известен как Ti-5Al-2,5Sn. Этот сплав используется в планерах и реактивных двигателях благодаря хорошей свариваемости, стабильности и прочности при повышенных температурах. [23]
- 7 класс
- содержит от 0,12 до 0,25% палладия . Эта марка аналогична марке 2. Небольшое добавленное количество палладия придает ей повышенную стойкость к щелевой коррозии при низких температурах и высоком уровне pH . [24]
- Оценка 7Н
- идентичен классу 7 (класс 7 с минимальным UTS 58 тысяч фунтов на квадратный дюйм).
- 9 класс
- содержит 3,0% алюминия и 2,5% ванадия. Эта марка представляет собой компромисс между простотой сварки и изготовления «чистых» марок и высокой прочностью марки 5. Она обычно используется в авиационных трубках для гидравлики и в спортивном оборудовании.
- 11 класс
- содержит от 0,12 до 0,25% палладия. Эта марка обладает повышенной коррозионной стойкостью. [25]
- 12 класс
- содержит 0,3% молибдена и 0,8% никеля. Этот сплав обладает отличной свариваемостью. [25]
- классы 13 , 14 и 15
- все они содержат 0,5% никеля и 0,05% рутения .
- 16 класс
- содержит от 0,04 до 0,08% палладия. Эта марка обладает повышенной коррозионной стойкостью. [26]
- 16Н класс
- идентичен классу 16 (класс 16 с минимальным UTS 58 тысяч фунтов на квадратный дюйм).
- 17 класс
- содержит от 0,04 до 0,08% палладия. Эта марка обладает повышенной коррозионной стойкостью. [26]
- 18 класс
- содержит 3% алюминия, 2,5% ванадия и от 0,04 до 0,08% палладия. По механическим характеристикам эта марка идентична марке 9. Добавленный палладий придает ему повышенную коррозионную стойкость. [26]
- 19 класс
- содержит 3% алюминия, 8% ванадия, 6% хрома, 4% циркония и 4% молибдена.
- 20 класс
- содержит 3% алюминия, 8% ванадия, 6% хрома, 4% циркония, 4% молибдена и от 0,04% до 0,08% палладия.
- 21 класс
- содержит 15% молибдена, 3% алюминия, 2,7% ниобия и 0,25% кремния.
- Марка 23, также известная как Ti-6Al-4V-ELI или TAV-ELI.
содержит 6% алюминия, 4% ванадия, 0,13% (максимум) кислорода. ELI означает Extra Low Interstitial. Уменьшение количества внедренных элементов, кислорода и железа, улучшает пластичность и вязкость разрушения при некотором снижении прочности. [25] TAV-ELI — наиболее часто используемый титановый сплав для медицинских имплантатов . [25] [27]
- Стандартные характеристики Ti-6Al-4V-ELI включают: [27]
- АМС: 4907, 4930, 6932, Т9046, Т9047
- АСТМ: Б265, Б348, Ф136
- Мил: Т9046 Т9047
- 24 класс
- содержит 6% алюминия, 4% ванадия и от 0,04% до 0,08% палладия.
- 25 класс
- содержит 6% алюминия, 4% ванадия, 0,3–0,8% никеля и 0,04–0,08% палладия.
- классы 26 , 26H и 27
- все содержат от 0,08 до 0,14% рутения.
- 28 класс
- содержит 3% алюминия, 2,5% ванадия и от 0,08 до 0,14% рутения.
- 29 класс
- содержит 6% алюминия, 4% ванадия и от 0,08 до 0,14% рутения.
- классы 30 и 31
- содержат 0,3% кобальта и 0,05% палладия.
- 32 класс
- содержит 5% алюминия, 1% олова, 1% циркония, 1% ванадия и 0,8% молибдена.
- классы 33 и 34
- содержат 0,4% никеля, 0,015% палладия, 0,025% рутения и 0,15% хрома. Обе марки идентичны, за исключением незначительной разницы в содержании кислорода и азота. [26] Эти марки содержат в 6–25 раз меньше палладия, чем марка 7, и, следовательно, дешевле, но обеспечивают аналогичные коррозионные характеристики благодаря добавлению рутения. [28]
- 35 класс
- содержит 4,5% алюминия, 2% молибдена, 1,6% ванадия, 0,5% железа и 0,3% кремния.
- 36 класс
- содержит 45% ниобия.
- 37 класс
- содержит 1,5% алюминия.
- 38 класс
- содержит 4% алюминия, 2,5% ванадия и 1,5% железа. Этот сорт был разработан в 1990-х годах для использования в качестве брони. Железо уменьшает количество ванадия, необходимого в качестве бета-стабилизатора. Его механические свойства очень близки к марке 5, но хорошая обрабатываемость в холодном состоянии аналогична марке 9. [29]
Термическая обработка
[ редактировать ]Титановые сплавы подвергают термической обработке по ряду причин, основными из которых являются повышение прочности за счет обработки на раствор и старения, а также оптимизация специальных свойств, таких как вязкость разрушения, усталостная прочность и сопротивление ползучести при высоких температурах.
Альфа- и около-альфа-сплавы не могут быть радикально изменены термической обработкой. Снятие напряжений и отжиг — это процессы, которые можно использовать для этого класса титановых сплавов. Циклы термообработки бета-сплавов существенно отличаются от таковых для альфа- и альфа-бета-сплавов. Бета-сплавы можно не только снимать напряжения или отжигать, но также обрабатывать на раствор и состаривать. Альфа-бета-сплавы представляют собой двухфазные сплавы, содержащие как альфа-, так и бета-фазы при комнатной температуре. Фазовым составом, размерами и распределением фаз в альфа-бета-сплавах можно в определенных пределах манипулировать путем термообработки, что позволяет регулировать свойства.
- Альфа и околоальфа сплавы
- Микроструктурой альфа-сплавов нельзя сильно манипулировать путем термообработки, поскольку альфа-сплавы не подвергаются значительным фазовым изменениям. В результате альфа-сплавы не могут получить высокую прочность путем термической обработки. Тем не менее, альфа- и около-альфа-титановые сплавы можно снять и отжечь.
- Альфа-бета-сплавы
- Путем обработки, а также термической обработки альфа-бета-сплавов при температуре ниже или выше температуры альфа-бета-перехода можно добиться больших микроструктурных изменений. Это может привести к существенному упрочнению материала. Обработка на раствор плюс старение используются для достижения максимальной прочности альфа-бета-сплавов. Также для этой группы титановых сплавов практикуются и другие термические обработки, в том числе термообработки для снятия напряжений.
- Бета-сплавы
- В коммерческих бета-сплавах можно комбинировать обработку для снятия напряжений и старения.
Приложения
[ редактировать ]Аэрокосмические конструкции
[ редактировать ]Титан регулярно используется в авиации из-за его устойчивости к коррозии и нагреву, а также высокого соотношения прочности и веса. Титановые сплавы обычно прочнее алюминиевых сплавов , но при этом легче стали . Он использовался в самой ранней программе «Аполлон» и проекте «Меркурий» . [30]
Сплав Ti-3Al-2,5V, состоящий из 3% алюминия и 2,5% ванадия , был разработан для низкотемпературных сред, сохраняя высокую вязкость и пластичность даже в криогенных условиях космоса. [31] Он используется в компонентах аэрокосмической промышленности, таких как каркасы самолетов и шасси . [32]
Архитектурное использование
[ редактировать ]Титановые сплавы иногда использовались в архитектуре.
Биомедицинский
[ редактировать ]Титановые сплавы широко используются для изготовления металлических ортопедических протезов суставов и операций на костных пластинах. Обычно они изготавливаются из кованых или литых заготовок с помощью станков с ЧПУ , САПР или методом порошковой металлургии . Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Деформированные изделия сопровождаются значительными потерями материала во время механической обработки до окончательной формы изделия, а для литых образцов получение изделия в его окончательной форме несколько ограничивает дальнейшую обработку и обработку (например, дисперсионное твердение ), однако литье является более эффективным с точки зрения материала. Традиционные методы порошковой металлургии также более эффективны с точки зрения использования материалов, однако получение полностью плотных изделий может быть распространенной проблемой. [33]
С появлением производства твердых форм произвольной формы ( 3D-печати ) появилась возможность изготавливать биомедицинские имплантаты по индивидуальному заказу (например, тазобедренные суставы). Испытания показывают, что он на 50% прочнее, чем следующий по прочности сплав аналогичной плотности, используемый в аэрокосмической отрасли. [34] Хотя в настоящее время методы изготовления произвольной формы не применяются в больших масштабах, они дают возможность перерабатывать отработанный порошок (из производственного процесса) и обеспечивают селективную настройку желаемых свойств и, следовательно, характеристик имплантата. Электронно-лучевая плавка (EBM) и селективная лазерная плавка (SLM) — два метода, применимые для изготовления титановых сплавов произвольной формы. Параметры производства сильно влияют на микроструктуру продукта, где, например, высокая скорость охлаждения в сочетании с низкой степенью плавления в SLM приводит к преимущественному образованию мартенситной альфа-первичной фазы, что дает очень твердый продукт. [33]
- Ти-6Ал-4В / Ти-6Ал-4В-ЭЛИ
- Этот сплав обладает хорошей биосовместимостью и не является ни цитотоксичным, ни генотоксичным. [35] Ti-6Al-4V имеет низкую прочность на сдвиг и плохие свойства поверхностного износа в определенных условиях нагрузки: [15]
Биосовместимость : Отличная, особенно когда требуется прямой контакт с тканями или костью. Низкая прочность Ti-6Al-4V на сдвиг делает его нежелательным для использования в костных винтах или пластинах. Он также имеет плохие свойства поверхностного износа и имеет тенденцию к заеданию при скользящем контакте с самим собой и другими металлами. Обработка поверхности, такая как азотирование и оксидирование, может улучшить износостойкость поверхности. [15]
- Ти-6Ал-7Нб
- Этот сплав был разработан в качестве биомедицинской замены Ti-6Al-4V, поскольку Ti-6Al-4V содержит ванадий, элемент, который продемонстрировал цитотоксические эффекты при выделении. [36] : 1 Ti-6Al-7Nb содержит 6% алюминия и 7% ниобия. [36] : 18
Ti6Al7Nb — специальный высокопрочный титановый сплав с превосходной биосовместимостью для хирургических имплантатов. Используется для замены тазобедренных суставов и применяется в клинической практике с начала 1986 года. [37]
Автомобильная промышленность
[ редактировать ]Титановые сплавы используются в автомобильной промышленности благодаря своим выдающимся характеристикам. Ключевые области применения включают компоненты двигателя, такие как клапаны и шатуны , выхлопные системы , пружины подвески и крепежные детали . [38] [39] Эти сплавы помогают снизить вес автомобиля, что приводит к повышению топливной эффективности и производительности. [40] титана Кроме того, долговечность и устойчивость к коррозии продлевают срок службы автомобильных деталей. Однако высокая стоимость и сложность производства титана ограничивают его использование в основном в высокопроизводительных и роскошных автомобилях . [41]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ В титане или титановом сплаве температура перехода из альфа в бета - это температура, выше которой бета-фаза становится термодинамически выгодной.
- Источники
- ^ Характеристики альфа-, альфа-бета и бета-титановых сплавов
- ^ Jump up to: а б с д Титан – Техническое руководство . АСМ Интернешнл. 2000. ISBN 9781615030620 .
- ^ Ван, Б.; Чжоу, Л.; Ду, Дж.; Цао, Ю. (январь 2023 г.). «Анализ остаточных напряжений при электронно-лучевой сварке присадочной проволокой сплава Ти62А» . Журнал исследований материалов и технологий . 23 : 985–997. дои : 10.1016/j.jmrt.2023.01.081 .
- ^ Наждахмади, А.; Зарей-Ханзаки, А.; Фаргадани, Э. (1 февраля 2014 г.). «Повышение механических свойств сплава Ti–29Nb–13Ta–4,6Zr термической обработкой без ущерба для его биосовместимости». Материалы и дизайн . 54 : 786–791. дои : 10.1016/j.matdes.2013.09.007 . ISSN 0261-3069 .
- ^ «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ МАГНИЯ ПРИ ДУГОВОЙ ПЛАВКЕ ТИТАНОВЫХ СЛИТОВ ПРИ ДАВЛЕНИИ ДО 140 АТМ» (PDF) . ПОВЕДЕНИЕ МАГНИЯ ПРИ ДУГОВОЙ ПЛАВКЕ . 1980.
- ^ Голдберг, Джон; Берстон, Чарльз Дж. (1979). «Оценка бета-титановых сплавов для использования в ортодонтических приспособлениях». Журнал стоматологических исследований . 58 (2): 593–599. дои : 10.1177/00220345790580020901 . ПМИД 283089 . S2CID 29064479 .
- ^ Де Фонтен §§, Д.; Патон, штат Невада; Уильямс, Джей Си (ноябрь 1971 г.). «Превращение омега-фазы в сплавах титана как пример реакций, контролируемых смещением. Фазовое превращение омега в титановых сплавах как пример реакции, контролируемой смещением» . Акта Металлургика . 19 (11): 1153–1162. дои : 10.1016/0001-6160(71)90047-2 . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Исида, Таку; Вакаи, Эйичи; Макимура, Сюнсуке; Казелла, Эндрю М.; Эдвардс, Дэнни Дж.; Сеньор, Дэвид Дж.; Аммиган, Кавин; Ха, Патрик Г.; Деншам, Кристофер Дж.; Фиттон, Майкл Д.; Беннетт, Джо М.; Ким, Дохён; Симос, Николаос; Хагивара, Масаюки; Кавамура, Наритоши; Мейго, Син-итиро; Йохехара, Кацуя (2020). «Поведение двухфазных титановых сплавов при растяжении под воздействием высокоинтенсивного протонного пучка: радиационно-индуцированное омега-фазовое превращение в Ti-6Al-4V». Журнал ядерных материалов . 541 : 152413. arXiv : 2004.11562 . Бибкод : 2020JNuM..54152413I . дои : 10.1016/j.jnucmat.2020.152413 . S2CID 216144772 .
- ^ Выдехи Арун Джоши. Титановые сплавы: атлас структур и особенностей разрушения . ЦРК Пресс, 2006. дои : 10.1201/9781420006063 ISBN 978-0-429-12327-6
- ^ Ньямеке, Патрисия; Рахимпур Голрудбари, Саид; Пиили, Хайди; Луукка, Паси; Краславский, Анджей (01 мая 2023 г.). «Влияние аддитивного производства на цепочку поставок титана: пример титановых сплавов в автомобильной и аэрокосмической промышленности» . Достижения в области промышленного и производственного машиностроения . 6 : 100112. doi : 10.1016/j.aime.2023.100112 . ISSN 2666-9129 .
- ^ Гердеманн, Стивен Дж. (1 июля 2001 г.). «ТИТАН: Технологические процессы» . Передовые материалы и процессы . 159 (7): 41.
- ^ «Титан (Ti) – Химические свойства, воздействие на здоровье и окружающую среду» . www.lenntech.com . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с ASTM B861 – 10 Стандартные спецификации для бесшовных труб из титана и титановых сплавов (классы от 1 до 38)
- ^ Марки титана, применение
- ^ Jump up to: а б с д «Титан-6-4» . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Сравните материалы: коммерчески чистый титан и титан 6Al-4V (класс 5).
- ^ Титановые сплавы - Ti6Al4V, класс 5.
- ^ Данные о свойствах материала: титановый сплав 6Al-4V (класс 5).
- ^ Данные о свойствах материала: нержавеющая сталь морского класса.
- ^ Данные о свойствах материала: алюминий 6061-T6.
- ^ «6Ал-4В Титан» . Производительность Титан Групп . 15 мая 2015 г.
- ^ «Титан Ти-6Ал-4В марка 5» . Сервисная стальная аэрокосмическая корпорация . 6 октября 2020 г.
- ^ «Титан Ti-5Al-2,5Sn (марка 6) — Сеть материалов» .
- ^ «Титан марки 7 (титан-палладиевый сплав, Ti-IIPd) - Металлы, сплавы и мишени для распыления» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Обзор марок титана» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Активные атомные материалы – Титановая группа» .
- ^ Jump up to: а б «6Ал-4В-ЭЛИ Титан» . Производительность Титан Групп . 15 мая 2015 г.
- ^ Т. Лиан; Т. Яшики; Т. Накаяма; Т. Наканиши; РБ Ребак (23 июля 2006 г.). Сравнительное коррозионное поведение двух палладийсодержащих титановых сплавов . Конференция ASME по сосудам под давлением и трубопроводам. Ванкувер.
- ^ «Титан марки 38: высокопрочный и коррозионностойкий сплав» . Стэнфордские продвинутые материалы .
- ^ «Подготовка к первой пилотируемой миссии «Аполлон»» . НАСА . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Тренто, Чин (12 апреля 2024 г.). «Титан, используемый в аэрокосмической промышленности» . Стэнфордские продвинутые материалы . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Чжао, Циньянь; Сунь, Цяоянь (2022). «Высокопрочные титановые сплавы для аэрокосмической техники: обзор процесса плавки-ковки». Материаловедение и инженерия . 845 . дои : 10.1016/j.msea.2022.143260 .
- ^ Jump up to: а б Мурр, Ле; Хиноны, SA; Гайтан, С.М.; Лопес, Мичиган; Родела, А.; Мартинес, EY; Эрнандес, Д.Х.; Мартинес, Э.; Медина, Ф. (1 января 2009 г.). «Микроструктура и механическое поведение Ti – 6Al – 4V, полученного методом быстрого изготовления слоев, для биомедицинских применений». Журнал механического поведения биомедицинских материалов . 2 (1): 20–32. дои : 10.1016/j.jmbbm.2008.05.004 . ПМИД 19627804 .
- ^ Норонья, Иордания; Дэш, Джейсон; Роджерс, Джейсон; Лири, Мартин; Брандт, Милан; Цянь, Ма (07 января 2024 г.). «Титановые мультитопологические метаматериалы исключительной прочности» . Дополнительные материалы : e2308715. дои : 10.1002/adma.202308715 . ISSN 0935-9648 . ПМИД 38160263 .
- ^ Веласко-Ортега, Э. (сентябрь 2010 г.). «Оценка цитотоксичности и генотоксичности коммерческого титанового сплава для дентальной имплантологии in vitro». Мутат. Рез . 702 (1): 17–23. doi : 10.1016/j.mrgentox.2010.06.013 . ПМИД 20615479 .
- ^ Jump up to: а б Сопротивление усталости технически чистого титана (класс II), титанового сплава (Ti6Al7Nb) и обычных кобальт-хромовых литых кламмеров от Mali Palanuwech; Инаугурационная диссертация на получение степени доктора стоматологии на медицинском факультете Университета Эберхарда Карлса в Тюбингене; Мюнхен (2003). Проверено 8 сентября 2012 г.
- ^ Титановые сплавы - Свойства и применение Ti6Al7Nb. Проверено 8 сентября 2012 г.
- ^ «Применение титановых сплавов в автомобильной промышленности» . Современные тугоплавкие металлы . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Ян Полмир (2005). Легкие сплавы: от традиционных сплавов к нанокристаллам . Эльзевир. п. 361. ИСБН 978-0-7506-6371-7 .
- ^ Ямасита, Ёсито; Такаяма, Исаму (2002). «Применение и особенности титана для автомобильной промышленности» (PDF) . Ниппон Стил . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Ньямеке, Патрисия; Голрудбары, СР (2023 г.). «Влияние аддитивного производства на цепочку поставок титана: пример титановых сплавов в автомобильной и аэрокосмической промышленности» . Достижения в области промышленного и производственного машиностроения . 6 . дои : 10.1016/j.aime.2023.100112 .