Махешвари
![]() Диви Дхвадж (दिव्यध्वज), Флаг общины Махешвари |


Махешвари , также пишется Махешвари , — индуистская каста в Индии, родом из нынешнего штата Раджастхан . [ 1 ] Их традиционным занятием является торговля, и поэтому они составляют часть более широкого сообщества, основанного на занятиях Баниа , которое также включает такие касты, как хандельвалы , освалы и агравалы , гаойсы .
Баниаса Раджастана часто называют Марвари , а также Махаджанами — термин, который предпочитают члены общины, потому что Баниа может иметь негативный подтекст и подразумевать более низкое социальное положение, чем то, которое, по их мнению, они занимают. [ 2 ] [ 3 ]
Махешвари заявляют, что они имеют раджпутское происхождение. [ 4 ] К.К. Бирла , промышленник, чья семья происходит из касты Махешвари, [ а ] рассказал традиционную историю происхождения общины. В нем говорится, что 72 группы из кшатрийской варны на территории нынешнего Раджастана решили в 8 веке отказаться от своей традиционной роли в пользу членства в вайшья- варне. Вдохновленные на это своей преданностью Шиве , другое имя которого — Махеш , они приняли имя Махешвари и, таким образом, основали 72 отдельные семейные линии, которые существуют в небольшой, сплоченной общине Махешвари по сей день. [ 6 ] [ б ] Эти линии, известные как кхапы , традиционно практикуют экзогамию в браке и в основном вайшнавизм в религии. [ 8 ] Некоторые фамилии в сообществе Махешвари: Агивал, Аагсуд, Аджмера, Асава, Аттал, Бахети, Баджадж, Балади, Балдва, Бангад, Бхандари, Бхансали, Бхаттад, Бхурадья, Бхутда, Бидада, Бирла, Бияни, Буб, Бунг, Чандак, Чапарвал. , Читлангья, Чечани, Чохда, Даад, Дага, Дарак, Даргад, Девпура, Дхупад, Дхут, Гадайя, Гаграни, Гаггар, Гаттани, Гильда, Хеда, Хуркат, Инани, Джаджу, Джахотия, Джанвар, Кабра, Качоля, Кахалья, Калани, Калантри, Калия, Какани, Карва, Касат, Хатвар, Ладда, Лахоти, Лахотия, Лохия, Мальпани, Малу, Мандханья, Мандвора, Манияр, Мантри, Модани, Мундхра, Навал, Навандхар, Нолакха, Ньяти, Паллод, Партани, Порвал, Рандхад, Рати, Сабу, Сарда, Сикчи, Содхани, Сомани, Сони, Тапдия, Таури, Тошнивал, Тотла и еще много. [ 9 ]
Существует вариант мифа о происхождении, записанный Сивкараном Рамратаном Дараком в 1923 году и впоследствии упоминаемый современными учеными, такими как Лоуренс Бэбб. В этой версии 72 раджпута поддержали принца в срыве жертвоприношения, приносимого некоторыми мудрецами, которые в ответ прокляли их так, что они превратились в камень. Именно Шива освободил их от проклятия, вернув их к жизни и тем самым вдохновив их преданность. [ 10 ]
Приход колониальной торговли с британцами побудил народ марвари в Раджастане расширить свои деловые интересы и географическое влияние. [ 11 ] Махешвари были среди торговцев Марвари, переехавших на плато Декан в начале 19 века, где торговля опиумом была известна; [ 12 ] они работали банкирами в штате Хайдарабад ; к 1850 году [ 8 ] и в последней четверти века они стали значительной группой в торговле хлопком в Бомбее . [ 11 ] В 20 веке некоторые семьи Махешвари, Тару, такие как Бирлы , использовали накопленное богатство от своих традиционных занятий, чтобы стать видными промышленниками, и в настоящее время они являются ведущими бизнесменами почти во всех городах Индии. Сообщество Махешвари является одним из самых богатых сообществ и вносит больший вклад в подоходный налог страны, чем любое другое сообщество. Это сообщество также считается крупнейшим донором социальных работ. [ 13 ] [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Семья Бирла была изгнана сообществом в 1922 году, когда один из них нарушил правила кастового брака. [ 5 ]
- ↑ Переход от статуса кшатрия к статусу вайшья вполне мог быть непроизвольным. Успех вторжения мусульманских сил в досредневековый Раджастхан вынудил многие местные традиционные боевые группы либо принять ислам, либо принять то, что считалось более низким социальным положением, чтобы выжить. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хардгроув, Энн (август 1999 г.). «Поклонение Сати и общественная идентичность марвари в Индии» . Журнал азиатских исследований . 58 (3): 723–752. дои : 10.2307/2659117 . JSTOR 2659117 .
- ^ Эллис, Кристин М. Коттам (1991). «Джайнские купеческие касты Раджастана» . В Кэрритерсе, Майкл; Хамфри, Кэролайн (ред.). Ассамблея слушателей: джайны в обществе . Издательство Кембриджского университета. стр. 83–84. ISBN 978-0-52136-505-5 .
- ^ Шрейдер, Хейко (1997). Изменение финансового ландшафта в Индии и Индонезии: социологические аспекты монетизации и рыночной интеграции . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 130. ИСБН 978-3-82582-641-3 .
- ^ Дебнат, Дебашис (1995). «Иерархии внутри иерархии: некоторые наблюдения о кастовой системе в Раджастане». Индийский антрополог . 25 (1): 23–30. JSTOR 41919761 .
- ^ Вайнбергер-Томас, Кэтрин (1999) [1996]. Пепел бессмертия: сожжение вдов в Индии (переводная ред.). Издательство Чикагского университета. п. 177. ИСБН 978-0-22688-568-1 .
- ^ Бирла, К.К. (2009). Кисти с историей . Пингвин. стр. 40–41. ISBN 978-8-18475-851-1 .
- ^ Девра, GSL (2003). «Политическая дикость и социальное расчленение - Вархас: забытый клан Северо-Западной Индии (досредневековый период)». Труды Индийского исторического конгресса . 64 : 216–232. JSTOR 44145463 .
- ^ Jump up to: а б Леонард, Карен Исаксен (2011). «Семейные фирмы в Хайдарабаде: модели усыновления, брака и наследования в Гуджарати, Госвами и Марвари» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 53 (4): 827–854. дои : 10.1017/S0010417511000429 . JSTOR 41241866 . S2CID 85553204 .
- ^ «Фамилия и Готра Махешвари самаджа | Themeheshwari.com» . www.themaheshwari.com . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Бэбб, Лоуренс А. (2002). «Насилие и построение торговой кастовой идентичности». В Бэббе, Лоуренс А.; Джоши, Варша; Мейстер, Майкл В. (ред.). Множественные истории: культура и общество в изучении Раджастана . Рават. п. 22. ISBN 978-8-17033-720-1 .
- ^ Jump up to: а б Калангуткар, Арчана (2012). «Марварис в торговле хлопком в Мумбаи: сотрудничество и конфликт (около: 1850–1950»). Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 658–667. JSTOR 44156261 .
- ^ Мурти, Сулочана Кришна (2001). «Имперская торговля и «туземный торговый мир» в Западной Индии с особым акцентом на опиум». Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 436–441. JSTOR 44155786 .
- ^ Шрейдер, Хейко (1997). Изменение финансового ландшафта в Индии и Индонезии: социологические аспекты монетизации и рыночной интеграции . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 130. ИСБН 978-3-82582-641-3 .