Jump to content

Генрих (епископ Финляндии)

(Перенаправлено с Генри, епископа Упсалы )

Генри
Генри идет на свою убийцу Лалли . Картина из церкви Тайвассало около 1450 года.
Епископ, миссионер, мученик
Рожденный в. 1100
Королевство Англии
Умер Традиционно 20 января 1156 г. [ 1 ]
Озеро Кёйлиё , финских племен земли (ныне Финляндия )
Почитается в Католическая церковь
Англиканское сообщество
лютеранство
канонизирован Предварительное собрание [ 2 ]
Главный храм Раньше собор Турку , сегодня только католический собор Хельсинки.
Праздник 19 января
Покровительство Католический собор Хельсинки
Споры Существование оспаривается

Генрих ( финский : Henrik ; шведский : Henrik ; латынь : Henricus ; умер около 20 января 1156 г.) [ 1 ] ) был средневековым английским священнослужителем . Он приехал в Швецию вместе с кардиналом Николасом Брейкспиром в 1153 году и, скорее всего, был назначен новым архиепископом Упсалы , но независимая церковная провинция Швеции могла быть основана только в 1164 году после гражданской войны, и Генриха послали организовать Церковь в Финляндии, где христиане существовали уже два столетия.

По легенде, он вошел в Финляндию во время Первого крестового похода вместе с королем, святым Эриком Шведским, и умер мученической смертью , став покровителем католической церкви в Финляндии . Однако подлинность рассказов о его жизни и служении широко оспаривается, и нет никаких исторических записей о его рождении, смерти или даже о его существовании.

Вместе со своим предполагаемым убийцей, крестьянином Лалли , Генрих является важной фигурой в ранней истории Финляндии . Его праздник отмечает большинство лютеранской церкви Финляндии . [ 3 ] а также Католической церковью Финляндии . Его память отмечена в литургических календарях нескольких лютеранских и англиканских церквей.

Жизнь и чудеса

[ редактировать ]

Легенда о жизни епископа Генриха, или его Vita , была написана спустя 150 лет после него, в конце XIII века, и содержит мало конкретных сведений о нем. Говорят, что он был епископом английского происхождения в Уппсале во времена короля Швеции Эрика Святого в середине XII века и правил мирным королевством вместе с королем в небесном сосуществовании. -нехристиан Чтобы справиться с предполагаемой угрозой со стороны финнов , Эрик и Генри были вынуждены сражаться с ними. После того, как они завоевали Финляндию, крестили народ и построили множество церквей, король-победитель вернулся в Швецию, а Генрих ( Хенрикус ) остался с финнами, более готовыми жить жизнью проповедника, чем жизнью верховного епископа. [ 4 ]

Легенда завершается тем, что Генрих пытался наказать убийцу каноническим образом. Обвиняемый пришел в ярость и убил епископа, которого таким образом считали мучеником. [ 4 ]

Легенда настоятельно подчеркивает, что Генрих был епископом Уппсалы, а не епископом Финляндии. [ 5 ] что позже стало общепринятым утверждением, в том числе и самой церкви. [ 6 ] Из жалости он остался в Финляндии, но епископом там так и не был назначен. В легенде не говорится, были ли епископы в Финляндии до него и что произошло после его смерти; там даже не упоминается о его захоронении в Финляндии. настолько В биографии мало конкретной информации о Финляндии, что ее можно было создать где угодно. [ 4 ] Латынь схоластична, а грамматика в целом исключительно хороша. [ 7 ]

Епископ Генрих в окружении своих преемников, как это изображено в Миссале Абоэнсе .

Генриха» За «Житием следует более местное чудо — список из одиннадцати чудес , которые, как говорят, испытали разные люди через некоторое время после смерти епископа. За исключением священника из Скара , у которого заболел живот после насмешек над Генрихом, все чудеса, похоже, происходили в Финляндии. Другими чудесами, которые обычно происходили после молитвы епископу Генриху, были: [ 4 ]

  1. Убийца потерял скальп, когда надел на голову епископскую шапку
  2. Палец епископа был найден следующей весной.
  3. Мальчика воскресили из мертвых в Кайсале
  4. воскресла девочка из мертвых В Вехмаа
  5. исцелилась больная женщина В Састамале
  6. Францисканцу . по имени Эрленд вылечили головную боль
  7. Слепая женщина вернула себе зрение в Кюрё
  8. Мужчина с парализованной ногой снова смог ходить в Кюрё
  9. Больная девочка исцелилась
  10. Группа рыбаков из Кокемяки пережила шторм

Большинство версий легенды о Генрихе включают лишь некоторые из этих чудес. [ 8 ]

Развитие легенды

[ редактировать ]
Собор Турку был центром культа Генриха.

Генрих и его крестовый поход в Финляндию также были частью легенды о короле Эрике. начала XIII века Приложение Västgötalagen , в котором содержится краткое описание памятных деяний Эрика, также не содержит упоминаний о Генрихе или крестовом походе. [ 9 ] Генрих и крестовый поход не появляются до тех пор, пока не появится версия легенды об Эрике, датируемая 1344 годом. Сходство в фактическом содержании и фразеологии общих событий указывает на то, что одна из легенд послужила моделью для другой. [ 10 ] Легенда о Генрихе обычно считается написанной не позднее 1280-х или 1290-х годов, для освящения собора Турку в 1300 году, когда его предполагаемые останки были перенесены туда из Ноусиайнена , прихода недалеко от Турку . [ 11 ]

Отсутствие в исторических записях

[ редактировать ]

Тем не менее, даже в 1470-х годах легенда о крестовом походе была проигнорирована в Chronica regni Gothorum , хронике истории Швеции, написанной Эриком Олаем, каноником Уппсальского собора . [ 12 ]

Примечательно в развитии легенды то, что первый канонически избранный епископ Турку , Йохан (1286–1289) польского происхождения, был избран архиепископом Упсалы в 1289 году, после трех лет пребывания на своем посту в Турку. Шведские епископы Финляндии [ 13 ] до него Беро , Рагвальд и Кеттиль, очевидно, были выбраны шведским королем . С новой ситуацией было связано также назначение брата короля герцогом Финляндии в 1284 году, что бросило вызов прежней позиции епископа как единоличной власти во всех местных делах. За Йоханом в Турку последовал епископ Магнус (1291–1308), родившийся в Финляндии. [ 14 ]

В 1291 году документ капитула собора не упоминает Генриха, хотя в нем много раз упоминается собор и выборы нового епископа. [ 15 ] В папском письме Папы Николая IV от 1292 года Дева Мария указана как единственная покровительница Турку. [ 16 ]

Появление в исторических записях

[ редактировать ]

Первое упоминание о епископе Генрихе в исторических источниках относится к 1298 году, когда он упоминается вместе с королем Эриком в документе провинциального синода Упсалы в Тельге. Этот документ, хотя он неоднократно упоминался в качестве источника на протяжении веков, не был правильно датирован до 1910 года. [ 17 ]

Генрих изображен на печати епископа Турку Бенедикта в 1332 году.

Сама легенда также впервые упоминается в письме архиепископа Упсалы в 1298 году, где Эрик и Генрих упоминаются вместе как мученики, которым нужно было молиться ради ситуации в Карелии . [ 18 ] связывая свой предполагаемый крестовый поход в Финляндию с новыми походами на Новгород . Война между Новгородом и Швецией за контроль над Карелией началась в 1293 году. Первое достоверное появление изображения Генриха на печати епископа Турку произошло лишь в 1299 году. [ 19 ]

Первое упоминание о Генрихе Упсальском как покровителе собора Турку относится только к 14 августа 1320 года, когда он упоминается как второй покровитель собора после Девы Марии. [ 20 ] назвал его Когда позже Папа Бонифаций IX покровителем . собора Турку наряду с Девой Марией и назвал его святым, это было в 1391 году [ 21 ] Некоторые источники утверждают, что Генрих был канонизирован в 1158 году, но эта информация восходит к поздней публикации Иоганна Вастовиуса в 1623 году и обычно рассматривается как выдумка. [ 22 ]

Таким образом, почитание Генриха как святого и его отношение к королю Эрику, похоже, появились в исторических записях одновременно, в середине 1290-х годов, при сильной поддержке церкви. Это коррелирует с началом войны против Новгорода. Источники не подтверждают популярное предположение о том, что культ Генриха развился в Ноусиайнене и постепенно распространился среди простых людей до официального принятия. В 1232 году церковь в Ноусиайнене была посвящена только Деве Марии. [ 23 ] и только в 1452 году Генрих упоминался как патронус Ноусиайнена. [ 24 ]

Почитание

[ редактировать ]
Генриха также почитали в Лундском соборе .

Несмотря на громкое начало культа Генриха , потребовалось более 100 лет, чтобы почитание святого Генриха получило широкое признание по всей Швеции. По состоянию на 1344 год мощей епископа в Упсальском соборе не было . Генриха По словам одного биографа, почитание было редкостью за пределами Туркуской епархии на протяжении всего XIV века. [ 25 ] Аббатство Вадстена недалеко от Линчёпинга, похоже, сыграло ключевую роль в распространении легенды о Генрихе в других частях Швеции в начале 15 века. [ 26 ] Генрих никогда не пользовался высшим тотальным дуплексным почитанием в Уппсале и не был покровителем тамошней церкви, какой статус он имел как в Турку, так и в Ноусиайнене. [ 27 ]

В конце римско-католической эпохи в Швеции Генрих прочно утвердился как местный святой. Епархии в Швеции и других странах, почитающие Генриха, были следующими, классифицированными по его местному рейтингу: [ 28 ]

  1. Дуплекс Тотум : Турку, Линчепинг , Стренгнес
  2. Дуплекс : Уппсала, Лунд ( Дания ), Вестерос , Векшё
  3. Полудуплекс : Нидарос ( Норвегия )
  4. Симплекс : Толпа [ 29 ]

Генри, кажется, был известен в северной Германии , но в других частях римско-католического мира его практически игнорировали. [ 30 ]

Оригинал Давайте все порадуемся .

В епископстве Турку ежегодный праздник Генриха приходился на 20 января ( talviheikki , «Зимний Генрих»), согласно традициям, в день его смерти. В другом месте его мемориал прошел уже 19 января. [ 31 ] поскольку более выдающиеся святые поминались уже 20 января. После Реформации день Генриха в Финляндии также был перенесен на 19-е число. [ 32 ] Существование праздника впервые упоминается в 1335 году и, как известно, отмечается в литургическом календаре с начала 15 века. Еще один мемориал состоялся 18 июня ( kesäheikki , «Летний Генрих»), в день перенесения его мощей в собор Турку. [ 33 ]

Gaudeamus omnes («Пусть все радуются»), григорианское вступление к мессе в честь Генриха, сохранилось в конце 14 или начале 15 века Graduale Aboense . [ 34 ]

Политические аспекты

[ редактировать ]
Епископ Генрих крестит финнов у источника Куппис , псевдоисторическая картина Р.В. Экмана 1850-х годов в соборе Турку.

Согласно легенде, создание Финляндской церкви было полностью делом рук святого короля Эрика Шведского, которому помогал епископ самой важной епархии страны. Первая половина легенды описывает, как король и епископ правили Швецией как «два великих светила» с чувством «внутренней любви» друг к другу, подчеркивая мирное сосуществование светского и церковного правления в счастливую эпоху, когда «хищные волки» не могли ударить своими «ядовитыми зубами по невиновным». [ 4 ] Реальность была совсем иной: предшественник Эрика, сам Эрик и двое его преемников были убиты почти в течение десятилетия, что стало одним из самых кровавых времен для шведской королевской семьи. В 1150-х годах епископ Уппсалы также вел ожесточенную борьбу с епископом Линчёпинга по поводу того, какая кафедра станет архиепископской. [ 35 ] Сам крестовый поход описывается как короткое и бескровное мероприятие, которое было проведено только для того, чтобы привести «слепых и злых язычников Финляндии» под христианский порядок. [ 4 ]

Автор легенды, видимо, был особенно заинтересован в том, чтобы представить епископа смиренным мучеником. Он полностью проигнорировал место своей смерти и захоронения, а также другие «внутренние» финские интересы, которые гораздо более очевидны в народных традициях. Легенда и народные предания со временем повлияли друг на друга, и церковь постепенно переняла у своего святого епископа множество дополнительных деталей. [ 36 ]

Народные традиции

[ редактировать ]

Среди множества народных преданий о Генрихе наиболее заметной является народная поэма «Смертельная поэма епископа Генриха» ( Piispa Henrikin surmavirsi ). Стихотворение почти полностью игнорирует жизнь и служение Генриха и концентрируется на его смерти. [ 37 ]

Происхождение Генри

[ редактировать ]

Согласно стихотворению, Генрих вырос в «Капустной стране» ( Каалимаа ), которая на протяжении веков озадачивала финских историков. Название может быть связано с прибрежной зоной на севере Финляндии, называемой Каланд , которая также упоминается в связи с неродственным ранним проповедником в Весилахти , верхняя Сатакунта , местное название которого было «Рыба Каланда» ( Каланнин кала , также известный как Хуннун). герра ). [ 38 ] Епископ Микаэль Агрикола писал в своей книге «Se Wsi Testi» в 1548 году, что первые шведские поселенцы в Финляндии прибыли с Готланда на островки на побережье Каланда, подвергаясь преследованиям со стороны финнов и ища помощи у своих родственников в Швеции. [ 39 ]

Также было высказано предположение, что это имя могло быть связано с гэльским языком происхождению епископа , что предположительно относилось к шотландскому , хотя легенда указывает на то, что он был коренным англичанином. [ 40 ]

Народные предания не содержат никакой информации о крестовом походе. Король Эрик кратко упоминается в предисловии к «Смерти» как обеспокоенный «брат» Генриха. Генри предстает как одинокий проповедник, который более или менее передвигался по юго-западной Финляндии. Помимо имени, он имеет мало общего с Генрихом из церковной биографии . [ 41 ]

Кокемяки часто упоминается в традициях как место, где проповедовал Генрих. Позже Кокемяки стал одним из центральных приходов Сатакунты . Впервые эта провинция упоминается в исторических документах в 1331 году. [ 42 ]

Смерть и погребение

[ редактировать ]
Картина, на которой Лалли убивает Генри. Романтизированный рисунок XIX века. Картина К.А. Экмана .

Версия смерти епископа, представленная смертниками, отличалась от жития. Убийцу епископа звали Лалли . Жена Лалли Кертту лживо заявила ему, что, покидая поместье, их неблагодарный гость Генрих, путешествуя в одиночку посреди зимы, без разрешения и вознаграждения насильственным путем забрал еду, пирог из печи и пиво из погреба. , себе и сено для своей лошади, и не оставил ничего, кроме пепла. Предполагается, что это разозлило Лалли так, что он немедленно схватил лыжи и отправился в погоню за вором, в конце концов преследуя Генриха по льду озера Кейлиёнярви в Эуре . Там он убил его на месте топором. [ 37 ] Затем Лалли украл шляпу покойного святого человека, называемую митрой , и надел ее себе на голову. Когда мать Лалли спросила его, где он нашел шляпу, он попытался снять ее, но вместе с ней остался и скальп. Затем Лалли умерла мучительной смертью. Светская версия 17-го века самодовольно комментирует следующее: [ 43 ]

Теперь епископ в радости,
Лалли в жестоких пытках.
Епископ поет с ангелами,
Исполняет радостный гимн.
Лалли катается на лыжах в аду.
Его левая лыжа скользит вперед.
В густой дым пыток.
Своим посохом он наносит удары по:
Демоны жестоко преследовали его.
В адской жаре
Они нападают на его жалкую душу.

Светская версия сказки 17 века должна была быть исполнена во время ежегодного паломничества по последнему маршруту Хенрика.

В некоторых версиях поэмы, считающихся более старыми, оружием Лалли был меч. Топор был орудием убийства святого Олафа, который был очень популярен в Финляндии и, возможно, повлиял на легенду о Генрихе. [ 43 ] Однако, поскольку Лалли не изображается как представитель высшего сословия, маловероятно, что он обладал таким дорогим оружием, как меч, а топор является исторически более вероятным выбором для убийства Генри.

Перед смертью Генрих поручил кучеру собрать оставшиеся части его тела в ткань, перевязанную синей веревкой, и поместить ее в телегу, запряженную жеребцом. Когда жеребец сломался, он должен был заменить его быком, а когда вол остановится, он должен был построить церковь. [ 37 ] Здесь должны были быть похоронены останки Хенрика.

Средневековые народные предания перечисляют эпидемии и несчастья, постигшие Лалли после убийства епископа. Говорят, что его волосы и кожа головы выпали, когда он снимал епископскую шапку, взятую в качестве трофея. Сняв с его пальца архиерейское кольцо, остались одни кости. В конце концов он наткнулся на озеро и утонул. [ 37 ] [ 44 ]

Развитие народных традиций

[ редактировать ]

По сути, смерть — это простая история о вспыльчивом человеке, который становится жертвой острого языка своей «сквернословящей жены». В стихотворении нет жалости к Лалли, и он не изображен героем истории, истинным антагонистом которой является Кертту. Изображение смерти Генриха основано на независимой традиции, которая когда-то составляла прямую конкуренцию легенде, которая сегодня в значительной степени забыта. Остается неизвестным, были ли эти две традиции построены вокруг одного и того же человека. [ 41 ]

Стихотворение, построенное на традиционном метре Калевалы , сохранилось в нескольких произведениях 17 и 18 веков из разных частей Финляндии. Некоторые из его элементов встречаются и в более ранних работах, но они едва ли старше vita . [ 45 ] Ведутся споры о том, было ли оригинальное стихотворение создано одним или несколькими людьми. Однако писатель имел поверхностное представление о церковных сказаниях. [ 45 ]

И Лалли (Лаурентий), и Кертту (Гертруда) — изначально немецкие имена, что может указывать на то, что стихотворение было частично построено по иностранным образцам, влияние которых заметно и в других аспектах. То, как Лалли манипулируют для совершения преступления, и то, что с ним происходит позже, кажется, взято из средневековой басни об Иуде . [ 44 ] Также имели место обширные заимствования из несвязанных между собой финских легенд дохристианской эпохи, в результате чего оригинального материала осталось совсем мало. [ 46 ]

Судя по находкам из руин средневековой церкви на крошечном острове Кирккокари («Церковная скала», ранее известная как «Остров Святого Генриха») на озере Кёйлиёнярви, почитание епископа началось во второй половине XIV века, намного позже Генриха. получил официальный статус местного святого, и через 200 лет после его предполагаемой смерти. [ 47 ] Небольшой амбар в близлежащем Кокемяки , который, как утверждается, был местом отдыха епископа в ночь перед его смертью, согласно дендрохронологическим исследованиям не мог быть датирован ранее конца 15 века. [ 48 ]

Однако утверждение стихотворения о том, что Генрих был похоронен в Ноусиайнене, было признано правдой уже около 1300 года, когда его предполагаемые кости были перенесены из Ноусиайнена в собор Турку. середины XV века В Chronicon episcoporum Finlandensium также подтверждено, что Кёйлио является местом его смерти. [ 49 ] не упоминается Ни одно из этих мест в биографии никак . Церковь, похоже, постепенно дополняла свои собственные легенды, перенимая элементы народных традиций, особенно в 15 веке. [ 45 ]

Исторические источники

[ редактировать ]

Сегодня легенда о Генрихе подвергается сомнению некоторыми историками до такой степени, что ее называют чистым воображением. Полностью вымышленные святые не были исключением в Европе. [ 50 ] и нет никаких прямых свидетельств ни крестового похода, ни Генриха. [ 51 ]

Однако предполагаемая насильственная смерть епископа не является основанием сомневаться в его потенциальном существовании, поскольку многие епископы были убиты во время беспорядков XII и XIII веков, хотя большинство из них не были возведены в сан святых. Саксон Грамматик сказал о битве при Фотевике в 1134 году, что никогда еще не было убито так много епископов одновременно. Среди известных епископов, умерших насильственно, были архиепископ Упсалы в 1187 году, [ 52 ] Епископ Эстонии в 1219 г. [ 53 ] и епископ Линчёпинга в 1220 году. [ 54 ]

Епископ Упсалы

[ редактировать ]

Нет никаких исторических записей о епископе Уппсалы по имени Генрих во время правления короля Эрика (около 1156–1160 гг.). Ранние этапы существования епархии остаются неясными вплоть до Стефана , который был назначен архиепископом в 1164 году. [ 55 ]

Некий Генрих упоминается в Incerti scriptoris Sueci Chronicon Primorum в ecclesia Upsalensi Archiepiscoporum , хронике архиепископов Упсалы, до Копманна и Стефана, но после Свериния (вероятно упоминается в немецких источниках в 1141/2 как « Сивардус »). [ 56 ] ), Николаус и Свено. [ 57 ] Помимо имени, летопись знает, что он был замучен и похоронен в Финляндии в соборе Турку . Последние исследования датируют хронику началом 15 века, когда легенда о Генрихе уже утвердилась в королевстве, поэтому ее свидетельства не имеют большого значения. [ 58 ]

Церковь Гамла Уппсала , место пребывания епископов и архиепископов Упсалы до 1273 года.

конца XV ​​века Новая легенда утверждала, что Генрих прибыл в Швецию в свите папского легата Николаса Брейкспира, будущего папы Адриана IV , и был назначен им епископом Упсалы. Хотя «Новая легенда» называет 1150 год годом крестового похода, из других источников известно, что Николай действительно был в Швеции в 1153 году. Неизвестно, был ли это просто вывод автора, основанный на том факте, что Николай также был англичанин. [ 59 ] Однако ни в одном источнике, описывающем визит, нет информации о ком-либо по имени Генрих, сопровождавшем легата, а также о том, что он назначил нового епископа в Уппсале. [ 60 ] Другое утверждение Legenda nova заключалось в том, что Генрих был перенесен в собор Турку уже в 1154 году, что, безусловно, было ложью, поскольку собор был построен только в 1290-х годах. [ 61 ] В конце 16 века епископ Паулюс Юустен утверждал, что Генрих был епископом Упсалы в течение двух лет до крестового похода. Основываясь на этих постулатах, историки начала XX века определили 1155 год как год крестового похода и 1156 год как год смерти Генриха. [ 61 ] Историки разных веков также предполагают другие годы с 1150 по 1158 год. [ 1 ]

Вопреки этим утверждениям, средневековые шведские «Анналы Средневековья» [ 62 ] и легенда XIII века о святом Ботвиде. [ 63 ] упоминают некоего Генриха как епископа Уппсальского ( Henricus scilicet Upsalensis ) в 1129 году, участвовавшего в освящении вновь построенной церкви святого. [ 64 ] Судя по всему, это тот самый епископ Генрих, который погиб в битве при Фотевике в 1134 году, сражаясь вместе с датчанами после изгнания из Швеции. Как известно из Chronicon Roskildense, написанного вскоре после его смерти, и из Саксона Грамматика начала Gesta Danorum XIII века, он бежал в Данию из Сигтуны , резиденции первых епископов Уппландии, прежде чем она была перенесена на несколько километров в свое более позднее место в Уппсала где-то до 1164 года. [ 65 ] [ 66 ] Его игнорируют во всех шведских епископских хрониках, если только это не тот самый Генрих, дата которого позже была отнесена к 1150-м годам. Это сделало бы заявление о его прибытии в Финляндию вместе с королем Эриком поздним нововведением, где память об убитом епископе в Уппсале где-то в XII веке была повторно использована в новом контексте. [ 67 ]

Примечателен также рассказ, записанный Адамом Бременским в его Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum (Деяния епископов Гамбургской церкви) от 1075/6 года о некоем иностранце по имени Герик , который был убит и замучен во время проповеди среди свеонов . Адам услышал эту историю от короля Дании Свейна II . [ 68 ] По мнению некоторых историков, сходство с более поздней легендой об англичанине Хенрике , якобы убитом и замученном в Финляндии, слишком разительно, чтобы быть совпадением. [ 69 ]

Епископ Финляндии

[ редактировать ]

Не осталось ни одного исторического источника, подтверждающего существование епископа по имени Генрих в Финляндии. Однако сохранились папские письма, в которых упоминается неопознанный епископ Финляндии в 1209, 1221, 1229 и 1232 годах. [ 70 ] В некоторых копиях другого папского письма 1232 года епископ назван «Н.». [ 23 ] но буква «Н», возможно, изначально тоже была чем-то на нее похожа. Первым достоверно известным епископом Финляндии является Фома , который впервые упоминается в 1234 году. [ 71 ] Однако возможно, что Фулько , епископ Эстонии, упомянутый в источниках 1165 и 1171 годов, [ 72 ] был тем же самым, что и Фолькинус, легендарный епископ Финляндии конца XII века, но это остается лишь теорией. [ 73 ]

Папа Александр III был первым Папой, затронувшим ситуацию католической миссии в Эстонии и Финляндии .

Ни один епископ или епархия Финляндии не упоминается в папском письме от 1171 (или 1172) казалось бы хорошо информированного Папы Александра III , который иначе рассматривал ситуацию с церковью в Финляндии. Папа упоминает, что в Финляндии работали проповедники, предположительно из Швеции, и что он обеспокоен плохим обращением с ними со стороны финнов. [ 74 ] Ранее, в 1165 году, Папа уполномочил первого епископа-миссионера Эстонии назначить и был близким знакомым как с Эскилом , архиепископом Лунда , так и со Стефаном , архиепископом Уппсалы, которые оба провели время с ним во Франции, где он был сослан в 1160-х гг. Следуя за ситуацией в Эстонии, Папа лично вмешался в работу эстонской миссии в 1171 году, заказав помощь местному епископу Фулько из Норвегии. [ 72 ]

Ни один сохранившийся список епископов или епархий под управлением архиепископа Упсалы от 1164, 1189, 1192, 1233, 1241 или 1248 годов не содержит каких-либо упоминаний о Финляндии, ни фактических, ни пропагандистских. Никаких утверждений о шведском епископе в Финляндии нет ни в одном другом источнике, относящемся к эпохе, предшествовавшей так называемому Второму шведскому крестовому походу в 1249 году. [ 75 ]

Архиепископ Андерс Сунесен (сидит) первым сообщил Папе о епископе в Финляндии.

Первое упоминание о епископе в Финляндии содержится в папском письме 1209 года. Оно было отправлено Андерсу архиепископу Лундскому Папой Иннокентием III как ответ на более раннее письмо архиепископа, которое не сохранилось. По словам архиепископа, епископ вновь созданной церкви в Финляндии умер, по-видимому, по естественным причинам, поскольку его кончина считается «законной», а кафедра какое-то время пустовала. Архиепископ жаловался Папе, как трудно найти кого-либо на должность епископа в Финляндии, и планировал назначить кого-то, не обладающего формальными соответствующими требованиями, кто уже работал в Финляндии. Папа одобрил предложение архиепископа, не подвергая сомнению его мнение. [ 76 ] Примечательно, что архиепископ Упсалы Валериус (1207–1219/1224) также находился в то время в Дании, временно изгнанный из Швеции после того, как вступил в союз со свергнутым королем Сверкером , еще одним изгнанником в Дании. [ 55 ]

Состоялось ли когда-либо назначение упомянутого проповедника, остается неизвестным. Следует отметить, что королем Швеции в то время был Эрик , внук его более известного тезки Эрика Святого. Эрик захватил Швецию в 1208 году и через два года был коронован. Папа, который решительно встал на сторону Сверкера, сначала проигнорировал его, но, наконец, признал его в 1216 году, комментируя многие просьбы, которые он, по-видимому, делал с тех пор, как вступил в должность. Судя по папскому письму того года, у Эрика, судя по всему, был план вторжения в какую-то страну, которая якобы была «отнята у язычников его предшественниками», и ему было разрешено поставить там епископа. [ 77 ] Подобные письма были отправлены королю Дании в 1208 и 1218 годах, который, как известно, оба раза имел в виду Эстонию . [ 75 ] Швеция также напала на Эстонию в 1220 году. [ 54 ] Эрик умер от болезни в 1216 году. О времени его пребывания на посту короля почти ничего не известно. [ 18 ]

Тем не менее, кто-то в конечном итоге был назначен и поставлен новым епископом, поскольку в 1221 году Папа Гонорий III направил письмо непосредственно неназванному епископу Финляндии. Согласно письму, архиепископ Валерий [ 78 ] следил за ситуацией в Финляндии и направил доклад Папе, обеспокоенный угрозой со стороны неопознанных «варваров». Примечательно, что, цитируя Валериуса в своем письме, Папа называет церковь в Финляндии «новой», то же самое утверждение, которое Андерс сделал 12 годами ранее. [ 79 ] Список шведских епископов, сохранившийся с той эпохи, взят из коронации короля Джона Сверкерсона в 1219 году и в нем упоминаются епископы, присутствовавшие при коронации. Финляндия, как и Векшё, не входят в число тех пяти, которые, по-видимому, были всеми епископами Шведского королевства в то время. [ 80 ] Так что возможное положение финского епископа при первенстве Упсалы крайне маловероятно. [ 75 ]

Несмотря на то, что в мероприятиях 1209/1221 года участвовало так много высокопоставленных представителей церкви, более поздние хроники совершенно ничего не знают о ситуации в Финляндии того времени и о том, был ли тогда вообще епископ. Говорят, что первым епископом 13-го века был Фома , а его предшественник остается неизвестным. Согласно хроникам 15 и 16 веков, за Генрихом последовали епископы Родульф и Фолькин , после которых до Фомы был перерыв в 25–30 лет. [ 6 ] [ 49 ] Однако, согласно папскому письму Ex tuarum, такого разрыва никогда не существовало, поскольку архиепископ Лундский получил право помазать в Финляндию нового епископа в 1209 г. после смерти предыдущего. Поэтому логику и датировки писателей XVI века следует признать ложными. Дата 1209 года слишком ранняя для такого доминиканца, как Фома, чтобы вступить в должность, и поэтому Родольфа, первого настоящего епископа Финляндии, и его преемника Фольквина следует рассматривать как епископов 13-го века, назначенных и назначенных датчанами, а не датчанами. Шведы. [ 81 ] Еще одним доказательством этого является древняя финская система налогообложения церковных налогов, уходящая корнями в Данию, а не в Швецию. [ 82 ] То же самое касается налогообложения, особенно на Аландских островах, и старой финской денежной системы. [ 83 ] Как уже почти сто лет назад указывал И.В. Руут, Финляндия была в то время датской, а не шведской миссионерской территорией, куда датчане, согласно датским анналам, совершали туда экспедиции в 1191, 1202 и, возможно, даже в 1210 году. [ 84 ]

Наследие

[ редактировать ]

Реликвии

[ редактировать ]
(Пустой) саркофаг Генриха в церкви Ноусиайнен с изображениями крестового похода.

Генриха предположительно похоронили в Ноусиайнене , откуда его кости – или, по крайней мере, что-то, что считалось его костями – были перевезены в Турку в 1300 году. [ 85 ] Помимо традиций, единственным источником, связывающим Нусиайнена с ранними епископами, является письмо, подписанное епископом Томасом в Нусиайнене в 1234 году. [ 86 ] Археологические раскопки докатолических кладбищ в Ноусиайнене и прилегающих приходах показывают явный разрыв традиций в начале 13 века, но среди находок 12 века в религиозной среде не наблюдается резких изменений. [ 87 ]

Как бы то ни было, могила епископа, судя по всему, была обнаружена Нусиайненом позднее после его возведения в сан святых. В ряде средневековых документов упоминается, что могила епископа продолжала находиться в местной церкви, что, по-видимому, означает, что не все кости были перевезены в Турку. [ 88 ] Позже церковь украсила грандиозный кенотаф XV века , копию которого можно найти в Национальном музее Финляндии в Хельсинки . [ 89 ]

Палец Генриха изображен на печати епископства Турку 1618 года.

Большинство костей в Турку все еще находились на месте в 1720 году, когда они были внесены в каталог для перевозки в Санкт-Петербург во время российской оккупации Финляндии во время Великой Северной войны . Инициатором этой идеи был шведский граф Густав Отто Дуглас, перешедший на сторону России во время войны и руководивший жестокой оккупацией Финляндии. [ 90 ] Что случилось с костями после этого, остается неизвестным. По некоторым данным, российское судно, перевозившее мощи, затонуло в пути. [ 88 ] Однако общепризнано, что часть локтевой кости Генриха была помещена в реликварий епископа Хемминга , построенный в 1514 году и хранящийся в соборе. Также был приложен кусок пергамента, в котором говорилось, что кость принадлежала Генри. В ходе реставрационных работ собора реликвия была передана Национальному совету древностей . [ 91 ] Позже его поместили в алтарь собора Святого Генриха в Хельсинки. [ 92 ]

В 1924 году в запечатанном чулане собора Турку был найден череп без челюсти и несколько других костей. В популярных средствах массовой информации и даже в церкви их также называют мощами Генриха, хотя это обозначение остается спекулятивным и кости могли принадлежать другому святому. Кости в настоящее время хранятся в Кафедральном соборе Турку. [ 91 ]

Состояние Генри сегодня

[ редактировать ]
Генрих в современном гербе Ноусиайнена .
Митра на гербе Сякюля относится к епископу Генриху, а топор — к его убийце Лалли.

Хотя Генрих никогда официально не был канонизирован , согласно папскому документу того времени, он был причислен к лику святых еще в 1296 году: [ 21 ] и продолжает называться таковым и сегодня. [ 93 ] [ 94 ] Согласно традиционным сообщениям о смерти Генриха, его признание святым произошло до основания Конгрегации по делам святых и официального канонизации процесса Римско-католической церкви . В настоящее время память Генри отмечается 19 января в календаре памятных дат Евангелическо -лютеранской церкви в Америке и Евангелическо-лютеранской церкви в Канаде . [ 95 ] Генриха 19 января также является днем ​​именин (так называемым « Heikinpäivä ») в Швеции и Финляндии. [ 96 ] Его по-прежнему помнят как местного празднующего в Католической церкви Финляндии, единственный собор которой посвящен ему . [ 97 ] Собор освящен в 1860 году и возглавляется о. Жан Клод Кабеза. [ 98 ]

Остров Кирккокари на озере Кёйлиёнярви остается единственным католическим местом паломничества в Финляндии, где поминальная служба проводится каждый год во второе воскресенье июня перед праздником Ивана Купала . Кроме того, средневековый 140-километровый загородный маршрут « Путь Святого Генриха» от Кёйлиё до Ноусиайнена был размечен на всем протяжении для желающих пройти по нему. [ 99 ] Вокруг мероприятия была организована ассоциация «Экуменическое паломничество Святого Генриха». [ 100 ]

Основываясь на народных традициях о деятельности епископа, муниципалитеты Ноусиайнен , Кёйлиё и Кокемяки используют в своих гербах изображения из легенды о Генрихе. [ 101 ]

Сегодня Генрих и его предполагаемый убийца Лалли остаются двумя самыми известными личностями в средневековой истории Финляндии. [ 102 ]

[ редактировать ]

История смерти Генри на озере является темой песни «Köyliönjärven jäällä» финской метал-группы Moonsorrow . [ 103 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Хейккиля 2005 , стр. 55–62.
  2. ^ Хейккиля 2005 , стр. 100.
  3. ^ «День памяти святого Генриха» . Церковный годовой календарь (на финском языке). Церковный совет Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. 10 декабря 2019 года . Проверено 20 января 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Heikkila 2005 , стр. 398–417 На латыни и на финском языке. Все 52 известные версии легенды, многие из которых фрагментированы, также можно скачать с сервера университета Хельсинкского .
  5. ^ Епископ Финляндии был переименован в епископа Турку в 1259 году, см. «Письмо Папы Александра VI епископу Турку» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1259 г. На латыни.
  6. ^ Перейти обратно: а б Например, в Паулюса Юстена епископа Chronicon episcoporum Finlandensium середины XVI века (не путать с другой одноименной хроникой примерно за 100 лет до этого) Генрих без каких-либо дополнительных оговорок указан как первый епископ Финляндии.
  7. ^ Хейккиля 2005 , с. 188
  8. ^ Хейккиля 2005 , стр. 172.
  9. Исходный текст. Архивировано 24 января 2004 года на сайте Wayback Machine , размещенном в Университете Лунда . См. также Бекман, Натанаэль (S1886): Medeltidslatin bland skaradjäknar 1943:1 с. 3 .
  10. ^ Хейккиля 2005 , с. 189.
  11. ^ Хейккиля 2005 , с. 234.
  12. ^ Нюгрен 1953 , стр. 216–242.
  13. Было показано, что так называемые «канцлерские епископы Финляндии» были творением более поздних историков, особенно Юстена в его хронике финских епископов в 16 веке, Германа Шюка в Historisk Tidskrift 2/1963 в его статье. «Канслер и капелла регис под фольклунгатиден». Что касается Рагвальда и Кеттиля, то титул «канцлер» основан исключительно на воображении Юстена и противоречит реальным и известным канцлерам того времени. Что касается Беро, который упоминается уже в так называемом «фрагменте Пальмшельда», вероятно, со времен епископа Турку Магнуса Таваста из 15 века (датируется Ярлом Галленом в «De engelska munkarna i Uppsala – ett katedralkloster på 1100-talet», Historisk Tidskrift for Finland 1976, стр. 17). Шюк, Беро мог быть королевским капелланом.
  14. ^ Карри 2004 , стр. 122–123, 132–134.
  15. ^ «Письмо главы собора Турку» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1291 году. На латыни.
  16. ^ «Письмо Папы Николая IV» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1292 году. На латыни.
  17. ^ Diplomatarium Suecanum № 1746. Документ (ранее датированный 1295–1296 гг.) Ярл Галлен показал, что он датирован 22 апреля 1391 г. в его статье «Исследования Свартбока Або Домкыркана» в «Историческом журнале Финляндии», 1978 г. Тот же документ был опубликован дважды Хаузеном. , сначала с ложной датировкой в ​​«Registrum Ecclesiae». Aboensis» в 1890 году (№ 18), а затем с правильной датировкой в ​​«Средневековых часах Финляндии» в 1910 году (№ 999).
  18. ^ Перейти обратно: а б Линна 1989 , с. 113.
  19. ^ Хейккиля 2005 , стр. 97.
  20. ^ Реестр Хаузена Церкви Абоэнсиса, № 27.
  21. ^ Перейти обратно: а б Хейккиля 2005 , с. 95. См. также «История собора Турку». Архивировано 22 августа 2007 г. в Wayback Machine Архиепископии Турку.
  22. ^ Хейккиля 2005 , стр. 100, 445.
  23. ^ Перейти обратно: а б «Папское письмо капеллану Ноусиайнену» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1232 году. На латыни.
  24. ^ Хейккиля 2005 , стр. 86.
  25. ^ Хейккиля 2005 , стр. 116.
  26. ^ Хейккиля 2005 , стр. 204.
  27. ^ Хейккиля 2005 , стр. 87.
  28. ^ Хейккиля 2005 , стр. 79.
  29. Примечательно, что король Эрик был родом из Вестерготаланда, который входил в состав Скараской епархии.
  30. ^ Хейккиля 2005 , стр. 118–125.
  31. ^ короля 19 января также был день памяти датского Канута IV , канонизированного 19 января 1101 года Папой Пасхалом II . По совпадению, его мощи также были перенесены в 1300 году в собор Святого Канута в Оденсе .
  32. Речь архиепископа Юкки Паармы о Генрихе. Архивировано 28 декабря 2006 года в Wayback Machine . На финском языке.
  33. ^ Хейккиля 2005 , стр. 80,96.
  34. Graduale Aboense. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine в Европейской библиотеке .
  35. ^ Карри 2004 , стр. 110–112.
  36. ^ Хейккиля 2005 , стр. 256.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Смерть епископа Генриха . На финском языке.
  38. ^ Вернер 1958 . Ляхтеенмяки, 1946 год .
  39. ^ Агрикола 1987
  40. ^ О епископе Генрихе Лютеранской церкви Финляндии. Архивировано 24 мая 2007 года в Wayback Machine .
  41. ^ Перейти обратно: а б Хейккиля 2005 , стр. 246–256.
  42. ^ Линна, 1996, стр. 151–158. Суванто 1973 год .
  43. ^ Перейти обратно: а б «Святые Суннива и Хенрик: скандинавские святые мученики»
  44. ^ Перейти обратно: а б Статья в Science Does журнале Magazine. Архивировано 4 июля 2007 года в Wayback Machine . 2006/8. На финском языке.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Хейккиля 2005 , с. 253.
  46. Лингвистический анализ стихотворения. Архивировано 4 июля 2007 года в Wayback Machine . Предоставлено Ассоциацией Койлио; на финском языке.
  47. ^ См. «КЕСКИАЙКА» [СРЕДНЕВЕКОВЬЕ]. Архивировано из оригинала 28 мая 2007 года . Проверено 13 декабря 2006 г. ; на финском языке. См. также описание Национального управления древностей Финляндии ; на финском языке.
  48. ^ Описание зернохранилища епископа Генриха, сделанное Национальным советом древностей Финляндии .
  49. ^ Перейти обратно: а б Хроника епископов Финляндии , организованная Колумбийским университетом.
  50. ^ Delehaye 1955 .
  51. ^ Хейккиля 2005 , стр. 78.
  52. ^ Архиепископ Иоанн . Осбринк 1935 год .
  53. ^ Епископ Теодорих . Видеть «Эстонское средневековье» . Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года институтом Эстонским .
  54. ^ Перейти обратно: а б Епископ Карл Магнуссон . Андресен 2002 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Осбринк 1935 год .
  56. ^ См . Nordisk familjebok — На этой странице / på denna sida — Sevene… runeberg.org , по состоянию на 3 мая 2021 г.
  57. ^ См . НЕСЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕРЫ ПЕРВОЙ ХРОНИКИ ШВЕДСКОЙ ХРОНИКИ АРХЕПИСКОПОВ УПСАЛСА ( тр. «Первая Шведская ХРОНИКА В АРХЕПИСКОПАХ УПСАЛСА» ) На латыни, www.columbia.edu, по состоянию на 3 мая 2021 г.
  58. ^ Хейккиля 2005 , стр. 60.
  59. ^ Средневековая пропаганда Anglia docens хотела преуменьшить участие Дании в создании шведской церкви, часто утверждая, что ранние священнослужители имели английское наследие или образование. Шмид 1934 г.
  60. ^ Бергквист, Андерс. Кардинал, ставший Папой . 2003. Лекция 15 ноября 2003 г. 850-летие. Синод 1153 года.
  61. ^ Перейти обратно: а б Хейккиля 2005 , с. 59.
  62. ^ Паулссон 1974 . « Анналы» были написаны в аббатстве Сигтуна. См. статью, заархивированную 27 декабря 2007 года в Wayback Machine музея Фотевикен .
  63. Святой Ботвид в Новом католическом словаре. Архивировано 19 ноября 2008 года в Wayback Machine . Ботвид был обращен в христианство в Англии. Он был замучен около 1100 года в Швеции. Некоторые источники, архивированные 8 августа 2007 года в Wayback Machine, утверждают, что он был убит финским рабом. См. также [1] .
  64. ^ См. [2] . На шведском языке.
  65. Сигтуна упоминается как самое раннее место расположения Уппсальского престола в письме Папы Александра III королю Кнуту Эрикссону и ярлу Биргеру Брозе в 1170-х годах ( Шведский Дипломатариум I № 852. Оригинал письма).
  66. Первые епископы Уппланда были назначены в Сиктунам и Убсалам в 1060-х годах. См. Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum. Архивировано 7 февраля 2005 г. в The Wayback Machine , онлайн-текст на латыни; схолия 94 .
  67. ^ Шмид 1934 .
  68. Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum. Архивировано 7 февраля 2005 г. в The Wayback Machine , онлайн-текст на латыни. См. III
  69. ^ Линна 1996 , стр. 148–207.
  70. ^ Папские письма «1209» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . «1221» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . «1229» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . «1232» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . На латыни. Diplomatarium Fennicum, организованный Национальным архивом Финляндии .
  71. ^ «Письмо епископа Фомы своему капеллану» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . На латыни.
  72. ^ Перейти обратно: а б Фокс 1989 , стр. 37–68. Фокс 2001 , стр. 171–200
  73. ^ Джува 1964 , с. 125.
  74. ^ «Письмо Папы Александра III архиепископу Упсалы» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . На латыни.
  75. ^ Перейти обратно: а б с Город 1989 года .
  76. ^ «Письмо Папы Иннокентия III архиепископу Лундскому» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года . На латыни.
  77. ^ «Папское письмо королю Эрику в 1216 году» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . На латыни.
  78. Обратите внимание, что в письме не упоминается имя архиепископа. Однако Валерий умер в 1219 году, и кафедра Уппсалы оставалась вакантной до 1224 года.
  79. ^ «Папское письмо епископу Финляндскому» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1221 г. На латыни.
  80. ^ Шведская дипломатическая нота № 181.
  81. ^ Линна, 1996, стр. 192–202.
  82. ^ Лянтинен Арре, Средневековый епископский стол в Турку, Studia Historicala Jyväskyläensis 16, Ювяскюля, 1978, стр. 113-117.
  83. ^ Voionmaa, Väinö, Studier i Ålands Medeltidshistoria, Журнал Суоменского общества древностей XXVII, 1916, стр. 107, Voionmaa, Väinö, Национальные деньги и система измерения в Финляндии в раннем средневековье, Суоменский музей 1914 г.
  84. ^ Руут, JW Финляндия и папские легаты в первой половине 13 века. Историческая хроника 1909 года, Руут, JW, Из письма Папы Иннокентия III «Ex tuarum» от 30 октября 1209 года. Получил ли архиепископ Лунда это письмо как примас Северных стран и папский легат или непосредственно как архиепископ, Исторический архив XXII, 1 ,1911,Ruuth JW. 1191, освещено с точки зрения летописных исследований., Historillen Arkisto XXXIV, 1, 1925. О датских экспедициях в Финляндию см. также: Danmarksmiddelallige annaler, опубликовано Эриком Кроманом, Копенгаген, 1980 г.
  85. ^ Хейккиля 2005 , с. 94. Некоторые историки предполагают, что перевод произошел уже до 1296 года или даже позже 1309 года. Год 1300 относится к Хроникону середины XV века и остается общепринятым.
  86. ^ «Письмо епископа Фомы своему капеллану» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. в 1234 г. На латыни.
  87. ^ Пурхонен 1998 . Книга содержит тщательное сравнение находок с десятков кладбищ юго-западной Финляндии.
  88. ^ Перейти обратно: а б Хейккиля 2005 , с. 108.
  89. ^ Хейккиля 2005 , стр. 257–61.
  90. ^ Кари 2004 , с. 135.
  91. ^ Перейти обратно: а б См., например, новости приходов Турку и Каарина. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine . См. также статью 21.06.2007. Архивировано 26 июня 2007 года в Wayback Machine .
  92. ^ Антон, Эмиль (2017). Более католик, чем вы думали: Путешествие во времени в историю Финляндии . Хельсинки: Кирьяпая. стр. 14. ISBN  978-952-288-620-0 .
  93. Обращение Иоанна Павла II к католическим, лютеранским и православным епископам Финляндии , 7 января 1985 г. На английском языке.
  94. ^ Письмо Иоанна Павла II кардиналу Иоахиму Мейснеру по случаю 850-летия прибытия святого Генриха, епископа, и 50-летия основания Хельсинкской епархии , 17 января 2005 г. На латыни.
  95. ^ ECLA 2006 , с. 15.
  96. ^ Как Хейкки, Хенрик, Хенрикки, Анри. Также обратите внимание, что город Хэнкок в Мичигане , где проживает много жителей финского происхождения, празднует « Heikinpäivä в тот же день » (англизированное по-фински «День Генриха»). Видеть «Праздник Хейкинпайва 2007» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 года . Проверено 28 сентября 2007 г. .
  97. католического форума» См. «Указатель святых покровителей , заархивированный 29 июня 2007 года в Wayback Machine , где описано продолжающееся признание Генриха римско-католической церковью.
  98. ^ Официальный www-сайт католической епархии Хельсинки .
  99. ^ Информация о паломничестве муниципалитета Кёйлио. Архивировано 8 июня 2007 года в Wayback Machine .
  100. Экуменическое паломничество Святого Генриха. Архивировано 6 августа 2007 года в Wayback Machine .
  101. ^ Ноусиайнен , Кёйлиё и Кокемяки Гербы с описаниями. Поддерживается Федерацией муниципалитетов Финляндии .
  102. ^ Блейд 1998 .
  103. ^ Moonsorrow - На льду Кёйлиёнярви (Паканаведет II) - Genius Lyrics

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Агрикола, Микаэль (1987), Работы Микаэля Агриколы 1 , Седерстрем, ISBN  951-0-13900-9
  • Андресен, Лембит (2002) [1997], История Эстонии I – II. 1997. История Эстонии, AS BIT 2000, 2002 , Avita, ISBN.  9985-2-0606-1
  • Делеэ, Ипполит (1955), Агиографические легенды. Четвертое издание. Subsidia hagiographica n:o 18A , Брюссель {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • ECLA (2006), Евангелическо-лютеранское поклонение , Миннеаполис: Аугсбургская крепость, ISBN  951-746-441-Х , заархивировано из оригинала 21 июня 2010 г.
  • Хейккиля, Туомас (2005), Легенда о святом Генрихе , SKS, ISBN  951-746-738-9
  • Юва, Эйнар В. (1964), История финского народа I. Предыстория и средние века , Отава
  • Кари, Ристо (2004), Финское средневековье , WSOY, ISBN  951-0-28321-5
  • Клинге, Матти (1998), национальная биография Финляндии , Хельсинки: Suomalainen Kirjalisuuden Seura, ISBN  951-746-441-Х
  • Линна, Мартти (1989), Источники раннего средневековья в Финляндии , Gummerus kirjapaino Oy, ISBN  951-96006-1-2
  • Линна, Мартти (1996), региональный культ святых Финляндии и старые региональные подразделения. Весилахти 1346–1996. Под редакцией Хелены Хонка-Халлила , Ювяскюля {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Ляхтеенмяки, Эйно (1946), Некоторые этапы зарождения церкви Весилахти , Весилахти: община Весилахти
  • Нигрен, Эрнст (1953), Svenskt Biografiskt Lexikon , Стокгольм {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Паулссон, Гете (1974), Шведские анналы средневековья , Историческая библиотека Лунда 32
  • Пурхонен, Паула (1998), О приходе христианства в Финляндию , Vammalan Kirjapaino Oy, ISBN  951-9057-31-5
  • Ребане, Пип Пеетер (2001), От Фулько до Теодориха: меняющееся лицо Ливонской миссии - Андрес Андресен (ред.), От заката древних времен до порога государственности: Посвящение к 75-летию Сулева Вахтре , Тарту: Kleio
  • Ребане, Пип Пеетер (1989), Дания, папство и христианизация Эстонии - Мишель Маккарроне (редактор), Начало христианства в Ливонии-Латвии: материалы международного коллока по церковной истории по случаю VIII столетия Церковь в Ливонии (1186–1986), Рим, 24–25 июня 1986 года. Ватикан.
  • Шмид, Тони (1934), Христианизация Швеции , Упсала {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Суванто, Сеппо (1973), История Сатакунты. III: Средневековье , ассоциация округа Сатакунта, ISBN  951-95095-0-Х
  • Вернер, Иоахим (1958), Кирмукарму – Монца – Роэс – Вендель XIV. (СМ 65)
  • Осбринк, Густав (1935), архиепископы Свеа Рикес , Уппсала {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87b80fda84d604ab5bb688c471cf9a36__1722237780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/36/87b80fda84d604ab5bb688c471cf9a36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henry (bishop of Finland) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)