Jump to content

Андрей Моциони

Андрей Мосиони де Фоэн
Мочиони в качестве депутата сейма Венгрии , 1865 г.
Верховный комиссар Баната
В офисе
1849–1852
Чрезвычайный советник императорского сейма.
В офисе
31 мая - 29 сентября 1860 г.
Депутат Сейма Венгрии
В офисе
14 декабря 1865 – 1869 гг.
избирательный округ Жудец Крассо
Личные данные
Рожденный 27 июня 1812 г.
Пешт , Венгерское королевство , Австрийская империя
Умер 5 мая 1880 г. ) ( 1880-05-05 ) ( 67 лет
Тимишоара , Транслейтания , Австро-Венгрия
Национальность Австрийский (до 1867 г.)
Австро-Венгрия (с 1867 г.)
Политическая партия Деакис (1865)
Супруг Лаура Чернович
Отношения Антон Мосиони (брат)
Георге Мочони (брат)
Петар Чарноевич (тесть)
Александру Мочиони (племянник)
Профессия Землевладелец, юрист, госслужащий, журналист, бизнесмен

Андрей Мочони де Фоэн (также пишется Андреа де Мочиони или Андрейу Мочиони , фамилия также Мочсони , Мочони , Мочиони или Мочсони ; немецкий : Андреас Мочони де Фоэн или Андреас фон Мочсони , венгерский : фени Мочсони Андраш ; 27 июня 1812 г. - 23 апреля). 5 мая 1880) — австрийский и венгерский юрист, политик и неформальный лидер этнической румынской общины, один из основателей Румынской академии . Имея смешанное арумынское и албанское происхождение, воспитанный как греческий православный , он принадлежал к семье Мочиони , которая была возведена в венгерское дворянство . Он воспитывался в своем родовом поместье в Банате , в Фёни , где присоединился к административному аппарату и считался румыном, по крайней мере, с 1830-х годов. Он приобрел известность во время Венгерской революции 1848 года : он был сторонником Дома Лотарингии , пытаясь добиться большей автономии для банатских румын в обмен на лояльность. Австрийцы назначили Мочиони на руководящую должность в этом регионе, но умерили его ожидания, включив Банат в целом в состав региона. Воеводство Сербии . Это разочарование подтолкнуло Мочиони отказаться от политики на протяжении большей части 1850-х годов.

Попытка Австрии обеспечить новую административную формулу в 1860-х годах привела к включению Мочиони в императорский сейм . В 1860 году он также организовал Национальное собрание в Банате — неудачный проект, стремившийся получить автономию по этническому признаку. Затем он колебался между этническим федерализмом внутри номинального венгерского королевства и полным централизмом под опекой Австрии, но потерпел неудачу в своей попытке продвигать бойкот выборов в качестве политического оружия. Он отметил политическое соперничество с румынами, которые встали на сторону венгерского радикализма , в частности с Эфтими Мургу . Проработав один полный срок в Сейме Венгрии , Мочиони также обратился к сотрудничеству с румынами Трансильвании и помог Андрею Шагуне восстановить независимую Трансильванскую митрополию для румынских православных христиан. Вместе со своими братьями Георге и Антоном и адвокатом Винченциу Бабешем газету Альбина» он основал венскую « .

Создание Австро-Венгрии и присоединение Баната к землям Короны Святого Стефана стали серьезными ударами по националистически-лоялистской кампании Мочиони. Мочиони уехал в Фени, больной и вне поля зрения общественности на последнее десятилетие своей жизни. Он по-прежнему был известным филантропом и спонсором румынской прессы, но у него были конфликты с избирателями округа Крассо и румынскими крестьянами в его поместьях, что способствовало его добровольной изоляции. У него остались жена Лаура, дочь Петра Чарноевича , и племянник, политик Александру Мочиони .

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и молодость

[ редактировать ]

Моциони, вероятно, произошли от Петру Мучины, арумынского (или «македо-румынского») священника из Аспропотамоса в Фессалии или Москополе , который заявил о лояльности монархии Габсбургов и участвовал в Великой турецкой войне . [ 1 ] Он и один из его братьев погибли в бою где-то в Банате. [ 2 ] Протоиерей Константин Мочони, или «Константин Моцони», который, возможно, был сыном Мучины, поселился среди греческой православной (греческой, румынской и арумынской) общины Пешта в 1740-х годах. [ 3 ] Семейные документы свидетельствуют о том, что он был родом из Москополе и умер в возрасте 110 лет; под его руководством семья основала прибыльный бизнес и начала покупать поместья в Венгрии и Банате. [ 4 ] Два его сына Андрей и Михай были возведены в дворянство королем-императором Иосифом II : первый в феврале 1783 года, второй в июне 1798 года, после выдающейся службы в войне Первой коалиции . [ 5 ] Таким образом, Моциони были одной из примерно 200 арумынских семей, получивших титулы, и к 1800 году стали интегрированными с 12 500 румынскими дворянскими семьями, зарегистрированными в Венгрии (из общего числа 340 000). [ 6 ]

Андрей-старший был убит при загадочных обстоятельствах, не успев получить диплом, но диплом был вручен его жене. [ 7 ] Более старшая ветвь, созданная ими, стала известна как Мосиони де Фоэн , или феньи Моксони , в отношении ее основного поместья Фёни (Фени) . Это контрастировало с потомками Михая, армалистами Моционисами, которые не владели титульным имением - хотя они построили поместье в Бирчише (Марошберкес) , в основном они базировались в Пеште, где основали библиотеку Кефалы. [ 8 ] Андрей второй был внуком настоящего Андрея, рожденного в семье юриста Иоанна Мосиони де Фоэна (1780–1854) и его жены Юлианы Панайот (1787–1858). [ 9 ] По материнской линии Андрей имел албанские корни. [ 10 ] [ 11 ] У него был старший брат Петру, 1808 года рождения, и двое младших: Антон и Георге (1816 и 1823 года рождения соответственно). [ 12 ] Среди других братьев и сестер были братья Георгий и Люциан (последний из которых умер молодым) и сестра Екатерина. [ 10 ] [ 11 ] [ 13 ] У Иоанна и Юлианы было еще 11 детей. [ 14 ] Андрей был одновременно дядей и двоюродным братом писателя Александру Мочони , рожденного от кровного брака Екатерины и ее дяди Михая Мочони. [ 11 ] [ 15 ]

Герб Мосиони де Фоэн, пожалованный в 1783 г.
Литография Андрея Моциони, ок. 1840 г.

Андрей младший был уроженцем Пешта, но вырос в основном в Фени, где, по словам ученого Пауна Отимана , он получил «глубоко христианское православное образование, вдохновленное македо-румынскими традициями и культурой». [ 16 ] Первоначально моциони говорили только на арумынском и венгерском языках. [ 17 ] Тем не менее, семья поощряла межкультурные контакты: Иоан говорил на одиннадцати языках. [ 11 ] По словам банатского сербского журналиста Михайло Полит-Десанчича , местные моционисы, в том числе Андрей, также старались изучать сербский язык и «вели себя как сербы». [ 18 ] В глазах современников Андрей был человеком выдающейся культуры и воспитания. Андрей «в совершенстве» владел арумынским, румынским, венгерским, сербским, а также латынью, французским и немецким языками. [ 19 ] Как и его отец, он получил степень юриста в 1828 году. [ 20 ] или 1832 г., из Королевского университета Пешта . [ 21 ] Затем он работал в местной администрации Баната. В 1836 году он был вторым нотариусом округа Торонталь был назначен первым претором . , а в 1843 году [ 22 ] Этнолог Елена Родика Колта датирует окончательную самоидентификацию моционистов румынами этим периодом, отмечая, что они считали весь арумынский этнос ветвью румынского сообщества. [ 23 ] Во время своего пребывания в Пеште Андрей начал часто посещать литературный салон, организованный Атанасиу Грабовски де Ападия в Терезвароше , встречаясь с представителями арумынских и румынских идей. [ 24 ]

Участвуя в Congregatio Generalis в Торонтале , Андрей Мочиони придерживался «консервативно-прогрессивной» стороны румынского собрания, дистанцируясь от революционных либералов . [ 25 ] Отчасти благодаря его вкладу Торонталь оставался безопасным местом для консервативного клуба Иштвана Сечени , приверженного «умеренному прогрессу» для страны в целом и «национальному сохранению» румын. В 1847 году ему удалось получить место в сейме Венгрии для своего брата Петру, собрав голоса консервативных венгров, сербов, болгар , армян и швабов . [ 26 ]

Революция 1848 года и руководство Баната

[ редактировать ]

В тот же период его втянули в австрийскую и венгерскую революции . Как и многие румыны, Мочони поддерживал либеральные реформы первого и оставался верным Францу Иосифу I , выступая против подъема венгерского национализма . Это настроило его против провенгерского революционера Эфтими Мургу , который заручился поддержкой различных других банатцев. [ 27 ] Венгерское государство отреагировало конфискацией имущества Мочиони и отправкой его в изгнание. [ 28 ] К сентябрю 1849 года он был в Вене , где выступал в качестве представителя Румынии вместе с Иоаном Добраном и Винченциу Бабешем . [ 29 ] Петру Мочони также действовал там как «доверенное лицо» банатских румын. [ 30 ] представив стадиону «Франц» ряд политических предложений от их имени. [ 31 ]

После капитуляции Вилагоша и возобновления австрийского контроля лояльность Мочиони была вознаграждена, и он был назначен верховным комиссаром Баната в составе нового воеводства Сербии и Баната Темешвар . [ 11 ] [ 32 ] Таким образом, он непосредственно управлял примерно 600 000 человек. [ 31 ] Однако ему не понравилась такая договоренность, и в декабре 1849 года он обратился к принцу Феликсу Шварценбергскому с просьбой добиться отделения Баната как автономной румынской провинции. [ 33 ] Во время его мандата в состав администрации входило все большее число румын. [ 27 ] В тандеме его родственники Мочиони обратились к румынам Трансильвании , также лоялистам, и вместе с ними начали настаивать на создании румынского герцогства из румынских территорий в Венгрии. [ 34 ] Комиссар также участвовал в подобных проектах, предложив открыть румынскую прессу в Араде , расположенном на традиционной границе Баната с Трансильванией и Партиумом . [ 35 ] К 1850 году Мочиони также проводил кампанию за восстановление Трансильванской (румынской) православной митрополии , полностью отделенной от Карловицкого Патриархата . [ 10 ] Петру впервые поддержал это дело в 1840-х годах. [ 30 ]

В 1852 году Мочиони в конце концов ушел с поста комиссара, выразив протест против обращения с румынами со стороны австрийского правительства. [ 36 ] Однако власти попросили его пересмотреть свое решение, опасаясь, что они становятся непопулярными среди большинства населения. [ 27 ] Хотя он не возобновил свою прежнюю должность, он продолжил работу в качестве президента Центральной комиссии в Темешваре (Тимишоара) ; он также был адвокатом Кассационного суда Австрии . [ 37 ] Он оставил все должности в государственном аппарате в 1856 году и удалился в Фени. Это решение было закреплено в 1858 году смертью брата Петру, убитого собственным домовладельцем или швейцаром в Пеште. [ 38 ] Убийство, которое некоторые авторы рассматривают как политическое убийство, [ 26 ] завершился судебным процессом над знаменитостями, в котором Эманоил Годжу представлял Моциони в качестве истцов. [ 39 ]

В 1859 году в Фени Мочони женился на сербской единоверщице Лауре, графине Чернович (Чарноевич). [ 40 ] [ 41 ] Женщина «выдающейся красоты», [ 42 ] она также была известна коллекционированием древнеримских монет. [ 43 ] и картины Николы Попеску на римские сюжеты. [ 44 ] Ее отец, граф Петар Чарноевич , был союзником венгерских революционеров; обездоленный и обанкротившийся, он переехал в Фоэни, чтобы жить с парой. [ 45 ] Они также делили поместье с Александру и другими армалистами Моционисами, которые были так же разочарованы венгерской политикой и постепенно покинули Пешт. [ 46 ]

Автор Атанаси Мариан Мариенеску отмечает, что Мочони, «везде поощряемый и поддерживаемый румынской интеллигенцией , стал повсюду лидером румын в национальных и церковных делах, и это лидерство признавалось и его братьями». [ 11 ] Его программа была изложена в книге Caus'alimbelor şi natiunalitătilor in Austri'a («Дело языков и национальностей в Австрии»), которая была анонимно напечатана в 1860 году венскими мхитаристами и которая, по словам историка литературы Аурела Василиу, Мочиони, возможно, был автором самого себя. Он определил как «абсурдное» понятие «венгерского самоуправления в пределах Австрии», охарактеризовав федерализацию как лучший вариант для всех австрийских румын, а также для «немадьярских братских народов». [ 47 ] В манифесте также подробно говорилось об опасностях мадьяризации , утверждалось, что венгерское правление всегда относилось к румынам как к «стадам крупного рогатого скота». Напротив, немецкий национализм «не был чем-то, чего румыны когда-либо боялись, и они никогда не будут его бояться; иногда он может ускользнуть, как это произошло в последние десять лет, и, таким образом, на какое-то время нанести ущерб культуре, развитию и процветанию нашей нации: но денационализировать нас — это никогда!» [ 48 ]

В октябре 1861 года Адольф Добрянский , стремившийся создать фракцию русинов Карпат , Яна назвал Мочиони и Франциски своими личными примерами в политике. [ 49 ] Примерно с 1860 года Мочиони посвятил себя национальному пробуждению румын, налаживая связи между австрийскими подданными в Банате, Трансильвании и Буковинском герцогстве , а также теми, кто проживал в недавно сформированных Объединенных княжествах . В ноябре 1860 года, когда графа Менсдорфа-Пуйи послали доложить Францу Иосифу о требованиях банатских румын, Мочиони позвонил и организовал Национальное собрание. Это потребовало создания Банатского капитанства, а когда запрос был отклонен, административного объединения с Трансильванией. [ 50 ] Он отметил, что румынам необходимо сформировать единое «моральное тело», «призванное как нация участвовать в конституционной жизни Австрии». [ 51 ] В своем Меморандуме Трону Мочиони также предположил, что Банат представляет собой «индивидуальность», отличную от сербских и венгерских регионов, и предположил, что «бесконечные проблемы» возникнут в результате его дальнейшего объединения. [ 52 ]

Императорский сейм и разделение церкви

[ редактировать ]
Этническая карта Сербского воеводства и военной границы Баната ( Мг. ), на которой также отмечены традиционные границы Баната. Сербы - красным, румыны - желтым, венгры - зеленым. Дунайские и банатские швабы - черным, чехи и словаки - синим, банатские болгары - розовым.

31 мая 1860 г. [ 53 ] Мочиони был поддержан императорским сеймом , который рассматривал административные реформы, основанные на новых этнических отношениях. Он был «чрезвычайным советником» вместе с Андреем Шагуной из Трансильвании и Николае де Петрино из Буковины, поддерживая региональную автономию и восстановление румынской метрополии. [ 54 ] По происхождению все трое были на самом деле арумынами. [ 55 ] Как сообщается, и Шагуна, и Мочони возражали против того, чтобы выборы в Сейм были недемократичными, соглашаясь с Дьёрдь Аппони в том, что можно сказать, что делегаты представляют только самих себя. попросил их Их возражение было зарегистрировано, но эрцгерцог Райнер не настаивать на этом пункте. [ 56 ] В своем региональном избирательном округе Мочиони также был одним из двух представителей воеводства, включая Банат. Другим был сербский прелат Самуило Маширевич . [ 57 ] К сентябрю 1860 года Мочиони пояснил, что считает себя законным представителем Баната и «народом». [ 58 ]

6 июня Мочиони был избран в бюджетный комитет и с этой должности проводил кампанию за субсидирование румынских православных церквей наравне с другими религиями, признанными государством. [ 59 ] Провозглашая равенство наций против требований венгерской гегемонии, он обнаружил, что обсуждает этот вопрос с Дьёрдь Майлатом , который обвинил его в поддержке мятежных доктрин Джузеппе Гарибальди . Мочиони защищал свои идеи как мейнстрим, утверждая, что равенство было обещано самим Францем Иосифом. [ 60 ] В конце концов Мочиони встал на сторону «централистов», которые поддерживали пропорциональное представительство в централизованной Австрии; Петрино, «федералист», хотел региональной децентрализации на основе старых законов, которые, хотя и отдавали предпочтение буковинцам, оставили бы румын в Венгрии недостаточно представленными как группу. [ 61 ] Эти двое объединили усилия, выступая против предполагаемого союза Буковины и австрийской Галиции . [ 62 ]

Мандат Мочиони закончился отзывом сейма 29 сентября 1860 года. [ 62 ] Его попытка обеспечить автономию Баната потерпела неудачу: этот регион вместе со всем воеводством был повторно присоединен к венгерской короне в декабре 1860 года. В апреле 1861 года Мочони убедил банатских румын бойкотировать будущие выборы в восстановленный венгерский сейм. . Это решение было отменено позже в том же году, когда новое этническое собрание приняло резолюцию, призывающую к выдвижению единых румынских кандидатов, поддержанных всеми избирателями. [ 63 ] Сам Мочиони был избран от округа Крассо (Караш) в Лугоже (Лугош) . Его соперником был Мургу, который встал на сторону Адресной партии и поддержал присоединение к Венгрии. Мочони, считавшийся кандидатом от румынских националистов, набрал 621 голос против 94, при этом только восемь румын проголосовали против него. [ 64 ] Праздничная толпа несла румынский триколор с лозунгом Sa traiésca D. Andreasu de Mocioni, alesu cercului Lugosiu («Да здравствует господин Андрейу де Мочиони, избранный кружком Лугожа»). Спикер, советник Йоановиц, предположил, что выборы утвердят Мочиони в качестве лидера Баната, румынского эквивалента Йожефа Этвёша . [ 65 ]

Однако Мочиони не согласился быть включенным в список кандидатов. [ 66 ] и немедленно отказался от своего места. [ 67 ] В своем обращении он пояснил, что «не имеет ничего общего с венгерской диетой Пешта, поскольку никогда не собирался становиться венгром». [ 68 ] У него также был скандал с бургграфом Темешвара , провенгерским Петру Черменой , но их спор был в конечном итоге улажен Бабешем. [ 69 ] Сам сейм был распущен позже в том же году. [ 63 ] Решением Мочиони этих неудач была попытка создания де-факто «политического органа» и « коронной земли » для всех румын Империи. [ 63 ] Конкретный проект был выдвинут Иосифом Ходошю в начале 1861 года. Он должен был установить «румынскую национальную диету» для Трансильвании, Баната, Буковины, а также Кришаны и Марамуреша . [ 70 ]

В параллельных дебатах по церковным делам Шагуна, назначенный митрополит, назвал Мочони одним из своих «самых ярых сторонников». [ 71 ] один «борется, как мужественный лев, за иерархическое разделение». [ 72 ] Выступая посредником между Карловицким патриархом Иосифом Раячичем и его румынским духовенством, он предложил созвать представительный синод по вопросу отделения, зная, что это будет в пользу румын. [ 73 ] Патриарх воспротивился этому шагу и приостановил переговоры, заявив, что «[сербский] народ забьет меня камнями до смерти». [ 74 ] Смерть Раячича в конце 1861 года вызвала замешательство среди сербских епископов, предоставив Мочиони возможность объединяться в сети и вести кампанию за национальный раскол. [ 75 ] Свой политический манифест автономии он изложил в статьях для Gazeta Transilvaniei из Короны , а также в отчетах, адресованных Францу Иосифу. [ 76 ] вместе с Шагуной и Александру Стерка-Шулуцю В том же году Мочони основал Общество ASTRA , которое пропагандировало румынскую идентичность и культуру, созданное, несмотря на продолжающиеся уловки со стороны венгерских чиновников. [ 77 ] Он также подал заявку на пост президента ASTRA, но проиграл Шагуне. [ 78 ]

Он добился большего успеха в своей кампании за православную метрополию, основанную в декабре 1864 года; с 1865 года он включил банатские румынские церкви в качестве епархии Карансебеш . [ 79 ] Уже в 1862 году Мочони, Шагуна и Евдокию Хурмузаки сумели заручиться сочувствием Франца Иосифа по этому вопросу. [ 80 ] Об этой победе он написал в Telegraful Român в Трансильвании и в Concordia в Буковине, убеждая «правоверных румын» не участвовать в выборах замены Раячича. [ 81 ] Тем не менее, Мочиони был разочарован Шагуной, который не поддержал его план по созданию нового епископства в Темешваре . [ 82 ] Во время этого столкновения он отказался от финансовой поддержки церковного историка Николае Тинку-Веля , которому пришлось печатать свои работы с помощью ASTRA. [ 83 ]

Венгерская диета

[ редактировать ]

Вернувшись в Арад, Мочиони помог создать там Национальную ассоциацию культуры и просвещения под председательством Прокопие Ивачковича и Антона Мочиони. Он получил его коллекцию исторических документов и назначил его делегатом в Вену, чтобы поблагодарить императора за поддержку румынской культуры. [ 84 ] В 1863 году его благотворительная деятельность расширилась. Он пожертвовал свой единственный источник дохода, доходы Фоэни, голодающему населению этой деревни и даже влез в долги, пытаясь обеспечить их. [ 85 ] Он также интересовался коневодством , и один из его скакунов стал предком конской вереницы, населявшей большую часть Фоэни. [ 86 ]

Некоторое время румыны Баната продолжали умолять императора о предоставлении румынскому самоуправлению в Банате. В одной из таких петиций, распространенной в декабре 1863 года, Францу Иосифу также предлагалось окружить себя румынскими советниками, в том числе «Андреа де Мочиони, сеньором Фени», человеком, отличающимся «политическими, патриотическими и национальными добродетелями». [ 87 ] Как отмечает историк Тудор-Раду Тирон, восстановление венгерского правления в конечном итоге подтолкнуло Моциони обратно в венгерскую политику, что объясняет, почему Андрей, Антон и Георге заняли места в последнем сейме Венгрии (1865 г.). [ 88 ] Избранный в Лугоже, Андрей служил с 14 декабря 1865 года и вступил в партию Деака во время своего пребывания в должности ; остальные братья были независимыми румынскими депутатами. [ 89 ] Александру также получил место в этом законодательном органе от Риттберга . Известный как теоретик национального либерализма , он был главным сторонником законопроекта о национальностях, который, в случае принятия, создал бы автономные единицы для румын в Венгрии. [ 90 ]

К тому времени вклад Моциони в национальное дело был признан в Объединённых княжествах, обычно известных как « Княжество Румыния ». С января 1865 года он был почетным членом националистического Буковинского общества. [ 91 ] 22 апреля 1866 года Румынское Регентство назначило Андрея Мочиони одним из основателей Румынской академии (или «Румынского литературного общества», как оно называлось в то время). [ 92 ] Он был назначен представителем Баната вместе с Бабешем, который в 1883 году написал биографию Мочиони. [ 93 ] С 1861 года Моциони и Бабеш сотрудничали в противодействии венгерской националистической пропаганде за рубежом, пропагандируя румынскую точку зрения. По словам Бабеша, их усилия были саботированы Абдолонимом Убичини , Иштваном Тюрром и Джовенале Вегецци Рускалла , которые хотели венгерско-румынского союза против Австрии; но также нашел поддержку со стороны Ласло Телеки из Партии резолюций . [ 94 ] Параллельно с карьерой юриста Бабеш также помог семье Моциони вернуть 5 миллионов флоринов у их венгерских должников и после этого стал их доверенным советником. [ 95 ]

Александру Мочони выступает в Сейме Венгрии , июль 1870 года. Карикатура в арадском журнале Gura Satului.
Усадьба Мочиони в Фени, фотография 2021 года.

Позже, в 1866 году, отголоски проекта «Капитанство» Мочиони были заметны в радикальном предложении, выдвинутом в Сейме Бабешем, Ходошю и Сигизмундом Поповичу : оно признавало подчинение венгерской короне и правительству, но стремилось переопределить Венгрию на основе этнического федерализм и корпоративизм . [ 96 ] Эти усилия также потерпели неудачу. К сентябрю 1866 года Мочони и Бабеш начали высказываться в Сейме о желании австрийских румын объединиться с Княжеством Румыния. [ 97 ]

Период 1866–1867 годов стал большим разочарованием для всех фракций внутри румынского собрания: возвращение венгерского национализма не встретило сопротивления после австро-прусской войны , а Ausgleich 1867 года создал Австро-Венгрию , присоединив большую часть румынского населения к землям Корона Святого Стефана . Результат особенно повлиял на Мочиони. [ 98 ] » депутатами Сейма В течение нескольких месяцев после заключения нового соглашения Мочиони и Бабеш участвовали в составлении еще одного протеста, также подписанного сербскими, словацкими и « русинскими . Резолюцию, требовавшую гарантий для меньшинств, должен был прочитать Мочиони. Он ушел в отставку, уступив место более популярному депутату, сербу Милану Манойловичу . [ 99 ] Брат Антон Мочиони вместе с сербами Стеваном Брановачки и Светозаром Милетичем продолжали поддерживать кампанию, предлагая разделить Венгрию на шесть провинций по этническому признаку. [ 100 ]

Окончательный вывод

[ редактировать ]

В 1869 году Андрей Мочиони отказался от всякой активности и вернулся в Фени. [ 7 ] [ 98 ] В том же году в анализе газеты Der Wanderer отмечалось, что «хотя Андреа Мочиони навсегда останется истинным лидером» румынского собрания, Александру становился тактиком и сдерживал сопротивление румын венгерскому национализму. [ 101 ] Андрей также продолжал активно выступать в качестве спонсора и филантропа, предоставляя средства для этнологической работы Бабеша и венской румынской газеты « Альбина» . [ 102 ] Он и его братья опубликовали и написали для последнего листа вместе с Бабешем. [ 103 ] а также финансирует прорумынские кампании в немецкоязычном журнале Ost und West . [ 104 ] Историк Андрей Сабин Фаур описывает «Альбину» как единственное явно либеральное румынское издание, появившееся в Австро-Венгрии. Эта цель была изложена в первой редакционной статье, подписанной Моционисами, которая обещала, что Альбина будет стремиться быть «настолько свободной и либеральной, насколько это разрешено законом и лояльностью». [ 105 ]

Выборы в марте 1869 года разожгли конфликт между «Мосионистской партией» Александру и проправительственной партией Деака, которую на местном уровне представлял Бела Сзенде . Как сообщила Альбина , последний пытался привлечь на свою сторону румынских избирателей с помощью взяток, а также использовал улан для запугивания оппозиции. [ 106 ] К тому времени различным фракциям, стремившимся сформировать Румынскую национальную партию, удалось создать только Трансильванское и Банатское фракции. Последний под председательством Антона Мочони признал венгерское правление и стремился получить румынские права в пределах своей юрисдикции. [ 107 ] В отчете 1872 года его сторонникам также утверждалось, что Андрей и другие Моциони были «испытаны отвращением» и «деморализованы» поведением румынских избирателей в Лугоже и Крассо, которые действовали как «прозелиты [венгерского] правительства». [ 108 ]

Вместе с Висарионом Романом и Партением Косма братья Мочиони основали в 1871 году банк Альбина в Сибиу , предоставлявший кредиты румынскому бизнесу. [ 109 ] В то время Андрей Мочиони также предоставил средства в надежде на создание румынского регионального театра и стал крестным отцом Андрея, ребенка актеров Михаила и Матильды Паскали . [ 110 ] Семья в целом предоставила стипендиальный фонд для детей из неблагополучных семей, которым руководил Бабеш. [ 111 ] Среди отмеченных лауреатов - писательница Груя Люба Мургу , [ 112 ] биолог Виктор Бабеш и юрист Кориолан Бредичеану . [ 113 ] У бывшего депутата и венгерской почты был нерешенный спор по поводу создания почтового отделения в Фоени, которое чиновники считали слишком дорогостоящим. Мочиони сдал экзамен на почтмейстера и за свой счет построил здание, которое с мебелью из красного дерева и серебряными чернильницами было признано «самым элегантным почтовым отделением». [ 114 ]

Друзья по-прежнему настаивали на том, чтобы Мочиони вернулся в политику. Он принципиально отказался, но допустил теоретическую возможность: «Я больше не буду сражаться и приносить себя в жертву четырем ветрам, а буду терпеливо ждать начала национального возрождения, если оно вообще когда-нибудь начнется». [ 63 ] В декабре 1875 года он был выбран представителем «национального церковного конгресса» избирателями Факсада (Фэгет) , но отказался от должности, которая досталась Константину Рэдулеску. [ 115 ] Местная традиция, зафиксированная в 1905 году газетой «Трибуна» , отмечала, что к тому времени он и его жена-сербка были ненавистны местным румынам, которые однажды напали на поместье и разбили его окна. [ 116 ] Согласно сообщению в арадской ортодоксальной газете Biseric'a si Scóla , Мочиони также был отстранен от религиозных дел после того, как «подлый сплетник оклеветал его, совершенно неожиданно и без малейшей правдивости». [ 72 ]

Здоровье Мочиони ухудшалось, и по этой причине он никогда не посещал ни одной сессии Румынской академии. [ 117 ] С 1879 года болезнь Мочиони обострилась, и, когда он был прикован к постели, его отправили в Темешвар (теперь официально Темешвар) под наблюдение специалиста. [ 40 ] Мочиони умер 5 мая (23 апреля) 1880 года. Хотя в некоторых источниках местом его смерти указывается Фени, [ 88 ] Согласно современным сообщениям, он умер в Темешваре после того, как впал в непродолжительную кому и находился под присмотром своей жены Лауры. [ 40 ] Их брак не произвел на свет наследников. [ 11 ] [ 33 ]

Наследие

[ редактировать ]
Склеп движения в Фени, фотография 2015 г.

Тело Мочиони было доставлено в Фени для православного захоронения в общей сербско-румынской церкви, которую он и его жена обставили. [ 118 ] Лаура унаследовала все его богатство, что спровоцировало семейную вражду Мочиони. [ 7 ] Уже будучи лицензированным почтовым работником, она продолжила работу Мочиони в качестве почтмейстера. [ 114 ] Она умерла в поместье в августе 1892 года в возрасте 53 лет. [ 119 ] и был похоронен рядом с ним. [ 118 ] В последние годы она продолжала благотворительную деятельность Мочиони, но только обслуживала местную сербскую общину и наказывала румынскую неблагодарность. По данным Tribuna , "новое поколение" румын, "более просвещенное, чем предыдущее", выражало стыд и сожаление по поводу того, что оттолкнуло ее. [ 116 ]

Участие семьи в венгерской консервативной политике было пересмотрено в 1890-х годах новым поколением радикалов, которые утверждали, что «мочионизм» был образцом «мадьярофилии». [ 120 ] К тому времени вокруг останков Андрея Мочиони разразился скандал. Церковь осталась собственностью Карловецкого Патриархата, который в 1900 году отказался передать тело для перезахоронения в мавзолее Мочиони. Он цитировал тексты, в которых осуждалось разлучение мужа и жены после смерти, но румынская пресса подозревала, что такое сопротивление было доказательством «нетерпимого» сербского национализма . [ 118 ] В конце концов разделение было произведено, и Андрея перезахоронили на новом месте. [ 7 ]

Различные поместья Мочиони достались братьям Александру и Евгению. Некоторые из них были унаследованы сыновьями Евгения, а затем перешли к Екатерине Мочиони и ее мужу Ено, графу Телеки ; другие достались буковинскому барону Иоану Мокшони-Старче , приемному сыну Александру. [ 121 ] Тем не менее, основное поместье в Фёни было унаследовано графами Чавоши . [ 7 ] [ 116 ] в то время как его лошадей продолжали разводить австрийцы Якоб Хаас и Людвиг Дойч. [ 86 ] Имущество было разграблено крестьянами во время революционных событий , ознаменовавших распад Австро-Венгрии в 1918 году. Согласно одному румынскому сообщению, этот инцидент дал венгерской королевской жандармерии повод убивать румын. [ 122 ]

Большая часть других активов осталась у выжившей семьи после создания Великой Румынии , когда Антон-младший выкупил особняк Фени, надеясь превратить его в культурный клуб. [ 7 ] По словам историка Висентиу Бугариу, к 1930 году Андрей Мочони уже был забыт, став жертвой «невежества и безразличия». [ 26 ] Эту тенденцию осудил банатский политик Север Боку . Хотя он критиковал «мосионистский» консерватизм в Австро-Венгрии, в межвоенный период он прославился своей работой по сохранению и проливанию света на вклад семьи как «моральной династии». [ 123 ] Боку написал профиль Андрея Мочони как исследование национальной педагогики. [ 124 ] заявляя, что любой банатец, не знающий о роли Моциониса, «является банатцем только по названию». [ 125 ] Мочиони или любой другой из его родственников также упоминается в диалектической банатской поэзии межвоенного периода. В число сэмплов входит песня Георгия Гарды tăt Bănatu-i fruncea! («И все же Банат - вершина») и Кассиана Р. Мунтяну ( Vicejî nořtri «Наши храбрецы»). [ 126 ]

Со смертью Антона-младшего в 1943 году прямая линия Мочиони была прервана; однако интерес к семье все еще поддерживал племянник Боку, ученый Ион Д. Сучу. [ 127 ] В 1950-х годах поместья подлежали национализации при коммунистическом режиме , который превратил комплекс Фоэни в общественную баню, а затем в склад химикатов. После румынской революции 1989 года особняк был перепрофилирован под культурный клуб и в основном функционировал как дискотека, а затем был передан местной ратуше. [ 7 ] В коммунистический и посткоммунистический период наследство Мочиони пришло в упадок, а переданные на хранение коллекции все еще разграблялись в 2003 году. [ 128 ] В последний период бюсты Андрея и Александру Мочони были установлены в парке Скудиер в Тимишоаре. [ 129 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Колта, с. 66; Дехеляну, с. 216. См. также Бугариу, с. 399
  2. ^ Дехелеану, стр. 216.
  3. ^ Береньи, стр. 213–214; Колта, с. 66; Дехеляну, с. 216–217
  4. ^ Береньи, стр. 22–23, 112, 213–214; Дехеляну, с. 216–217; Тайрон, стр. 28–29, 31–32
  5. ^ Береньи, стр. 214–215; Колта, стр. 66–67, 83; Дехеляну, с. 217; Тайрон, стр. 31–35
  6. ^ Тайрон, стр. 29, 31–32
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Штефан Оба: «Как они смеялись над особняком семьи Мочони из Фёни. Это была общая ванная комната, детский сад, склад, тренажерный зал и дискотека» в Адевэруле (издание Тимишоары), 21 октября, 2015 год
  8. ^ Колта, стр. 66–70
  9. ^ Тайрон, стр. 28, 32
  10. ^ Jump up to: а б с Теодор Капидан , «Румыны из Македонии. Роль македонских румын в Трансильвании. IV», в Cultura Poporului , выпуск 30/1923, стр. 1
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Атанаси Мариан Мариенеску , «Македо-румыны из Венгрии», в В. А. Урекия , Македо-румынский альбом , с. 72. Бухарест: Соцецу, Сандер и Теклю , 1880. ОСЛК   45239179
  12. ^ Дехелеану, с. 219; Тайрон, с. 30, 31, 32
  13. ^ Дехелеану, стр. 219.
  14. ^ Береньи, с. 184; Дехеляну, с. 219
  15. ^ Береньи, с. 137; Колта, стр. 71–74; Дехеляну, с. 218; Тирон, с. 32
  16. ^ Отиман, стр. 27.
  17. ^ Береньи, с. 214
  18. ^ Милин (2011), стр. 383.
  19. ^ Отиман, стр. 28–29. См. также Болгария, стр. 399.
  20. ^ Тайрон, с. 28
  21. ^ Береньи, с. 87; Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219; Отиман, с. 28
  22. ^ Болгарский, стр. 399; Дехеляну, стр. 219; Тирон, стр. 28.
  23. ^ Колта, с. 71
  24. ^ Береньи, стр. 26–27, 118, 145, 189
  25. ^ Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219–220
  26. ^ Jump up to: а б с Болгария, с. 399
  27. ^ Jump up to: а б с Дехеляну, с. 220
  28. ^ Болгария, с. 399; Дехеляну, с. 220; Тирон, с. 29
  29. ^ Литиус, с. 33
  30. ^ Jump up to: а б Мурешан и Сучу, с. 107
  31. ^ Jump up to: а б Чоранеску, стр. 218.
  32. ^ Болгария, с. 399; Чоранеску, с. 218; Дехеляну, с. 220; Мурешан и Сучу, с. 107; Тайрон, с. 29–30
  33. ^ Jump up to: а б Тирон, с. 30
  34. ^ Чоранеску, с. 44; Милин (2011), с. 398. См. также Береньи, стр. 200–201; Мурешан и Сучу, с. 107
  35. ^ Литиус, стр. 37–38
  36. ^ Дехелеану, с. 220; Тирон, с. 30
  37. ^ Тайрон, с. 30. См. также Дехелеану, с. 220
  38. ^ Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219, 220, 221; Тирон, с. 30
  39. ^ Нес, стр. 20.
  40. ^ Jump up to: а б с «Ce e nou?», в Familia , выпуск 33/1880, стр. 211
  41. ^ Дехелин, стр. 219, 220; Тирон, с. 30
  42. ^ Милин (2011), стр. 382.
  43. ^ Бабешю, стр. 179–180.
  44. ^ «Песта в 12 Ноемвре н.», в Альбине , выпуск 87/1866, стр. 3
  45. ^ Милин (2011), стр. 382–383
  46. ^ Колта, стр. 74–75
  47. ^ Василиу, стр. 383–386.
  48. ^ Василиу, стр. 384–385.
  49. ^ Мария Майер, «Русины (карпатские украинцы) и парламентские выборы 1865 года», в Centuries , Vol. 108, выпуски 5–6, 1974, стр. 1148
  50. ^ Болгария, стр. 399–400; Тирон, с. 30. См. также Чоранеску, стр. 89–90; Милин (2010), с. 21; Мурешан и Сучу, с. 107; Отиман, с. 28
  51. ^ Чоранеску, с. 90
  52. ^ Милин (2010), с. 21
  53. ^ Пачатиан, с. 269
  54. ^ Метрополитен... , с. 222, 327; Болгария, с. 399; Дехеляну, с. 220–221; Лупас, с. 187–189; Миллер, с. 12; Отиман, с. 28; Грешник, пассим ; Тирон, с. 30
  55. ^ Дехелеану, с. 221
  56. ^ Пачатиан, стр. 269–270
  57. ^ Пачатиан, стр. 268–269, 270
  58. ^ Пачатиан, с. 278
  59. ^ Пачатиан, стр. 270, 274, 278–279
  60. ^ Стефан Малфер, «Представления Гарибальди в Австрии», в Жан-Иве Фретинье, Поль Пастер (ред.), « Меняющиеся времена», № 23. Гарибальди: модель, контрмодель , стр. 114. Руан: Публикации университетов Руана и Гавра, 2011. ISBN   978-2-87775-508-5 . См. также Чоранеску, с. 89
  61. ^ Лупаш, стр. 189; Миллер, стр. 12; Пацэтян, стр. 277–279.
  62. ^ Jump up to: а б Пацэтян, стр. 275.
  63. ^ Jump up to: а б с д Болгария, с. 400.
  64. ^ «Алегерея», стр. 179–180. См. также Береньи, стр. 102–103; Влад, с. 39–42
  65. ^ «Выбор», стр. 180.
  66. ^ Страна, с. 39
  67. ^ Овидиу Эмиль Юдеан, Александру Оноеску, «Политика, национализм и парламентаризм: румынские представители в парламенте Будапешта (1861–1918)», в Transylvanian Review , Vol. XXII, выпуск 4, зима 2013, с. 6; Папио Илариано, стр. 4–5, 68.
  68. ^ Папио Илариано, с. 4
  69. ^ Бабешю, стр. 173–174.
  70. ^ Морар, стр. 14–15
  71. ^ Хитчинс, с. 13
  72. ^ Jump up to: а б «Послания прихода Вифлеема, XIV», в журнале «Епископство и школа» , выпуск 51/1887, стр. 412–413
  73. ^ Метрополитен... , с. 229; Хитчинс, стр. 13; Лупаш, стр. 193, 258.
  74. ^ Метрополитен... , с. 229; Лупаш, стр. 193.
  75. ^ Боксан (2011), стр. 366–367; Хитчинс, стр. 14–16; Мурешан и Сучу, стр. 108.
  76. ^ Отиман, стр. 28; Мурешан и Сучу, стр. 107–108.
  77. ^ "Бюллетень Astra Satu-Mare. Astra la Abrud", в Afirmarea , выпуск 9/1938, стр. 109.
  78. ^ Лупаш, с. 748
  79. ^ Бокшан (2011), стр. 366–367; Тирон, стр. 30–31. См. также Бугариу, с. 400; Хитчинс, стр. 17–20.
  80. ^ Метрополитен... , стр. 327–328; Хитчинс, стр. 16–17; Лупаш, стр. 271–272, 278; Мурешан и Сучу, стр. 108.
  81. ^ Метрополитен... , с. 328; Бокшан (2011), стр. 366; Лупаш, стр. 272.
  82. ^ Боксан (2011), стр. 366–368; П. Ионеску, «Наблюдения по поводу ответа Его Высокопреосвященства архимандриту доктору Илариону Пушкариу», в «Епархиальных ведомостях », выпуск 28/1901, стр. 5.
  83. ^ Бокшан (2011), стр. 367–368.
  84. ^ «Венгрия. Первое общее собрание Национальной ассоциации в Араду, культуры и общения румынского народа (Продолжение № 39)», в «Румынском телеграфе» , выпуск 40/1863, стр. 164.
  85. ^ Болгария, стр. 400; Дехеляну, стр. 221.
  86. ^ Jump up to: а б К.Г. Врангель, Коневодство Венгрии в словах и картинках. Четвертый том: Венгерское коневодство; Частные конные заводы. Часть вторая , стр. 22–23. Штутгарт: издательство Schickhardt & Ebner, 1895. ОСЛК   312705921
  87. ^ «Plansórea Romaniloru Banatiani (вывод из прошлого Нрулу)», в Foaia pentru Minte, Anima si Literatura , выпуск 29/1863, стр. 207.
  88. ^ Jump up to: а б Тирон, с. 31
  89. ^ Даниэль Баллабас, Йожеф Пап, Юдит Пал, Представители и основные ордена в Венгрии эпохи дуализма. 2. Архонтология членов Парламента , с. 97, 218, 334, 337. Эгер: Лицеум Киадо, 2020. ISBN   978-963-496-144-4
  90. ^ Береньи, стр. 215–220; Николае Бокшан, «Либерализм и национализм в парламентской деятельности Александру Моксони (1865–1871)», в Transylvanian Review , Vol. XXII, выпуск 4, зима 2013 г., стр. 17–24; Чоранеску, с. 92; Дехелеану, стр. 222–223; Милин (2010), стр. 21–28.
  91. ^ Д. Мурарашу, «Комментарии Eminescien 1866–1874. La mormântul lui Aron Pumnul », в Михае Эминеску , Opere I. Poems (I) , стр. 269. Бухарест: Grai şi Suflet - Cultura Nacială, 1995. ISBN   973-9232-07-8
  92. ^ Бугария, с. 400; Отиман, проходящий мимо ; Тайрон, стр. 28, 31
  93. ^ Отиман, пассим ; Тайрон, с. 31. См. также Бугариу, с. 400; Лупаш, с. 271
  94. ^ Бабешю, стр. 174–176.
  95. ^ Косма, стр. 267–268
  96. ^ Милин (2010), с. 23. См. также Неш, стр. 113–114.
  97. ^ Сорин Ливиу Дамен, «Румыны и венгры в контексте австро-прусской войны (1866 г.)», в «Анналах Университета Крайовы», серия «История» , том XVI, выпуск 1, 2011 г., стр. 280–281.
  98. ^ Jump up to: а б Болгария, стр. 400; Тирон, стр. 31.
  99. ^ «Коллективная демонстрация по вопросу о национальности», в Романулу , 22 декабря 1867 г., стр. 1096.
  100. ^ Нес, стр. 15, 114–116, 132–133
  101. ^ «Разновидности. Направление», в Альбине , выпуск 10/1869, стр. 2.
  102. ^ Косма, стр. 263–268; Дехелеану, стр. 221–222; Мунтяну, стр. 64; Нес, стр. 298; Отиман, стр. 28.
  103. ^ Береньи, стр. 202–204; Косма, с. 264–266
  104. ^ Метрополитен... , стр. 331–332.
  105. ^ Андрей Сабин Фаур, «Соображения относительно политического словаря румын Габсбургской империи: рецепция либерализма и консерватизма (1838–1914)», в «Вестнике студенческих научных кружков». Археология, История, Музееведение , Том 24, 2018, с.
  106. ^ «Эпизоды первых выборов аблегату 18 марта, которые начались в Лугосиу, но распались», в Альбине , выпуск 36/1869, стр. 2–3.
  107. ^ Нес, стр. 132–133
  108. ^ «Лугосиу, 4 авру 1872 г.», в Альбине , выпуск 9/1872, с. 2
  109. ^ Нес, стр. 136.
  110. ^ Береньи, стр. 56, 162. См. также Неш, с. 228
  111. ^ Береньи, стр. 210, 220–221, 237; Бугариу, с. 400; Дехеляну, с. 221; Нес, с. 301–302
  112. ^ Косма, стр. 270.
  113. ^ Береньи, с. 220
  114. ^ Jump up to: а б «Разное. Самая нарядная почтовая контора», в «Газете Трансильвания », № 54/1880, стр. 3.
  115. ^ «Разновидности. In Cercelu Fagetului», в Albina , выпуск 82/1875, с. 3
  116. ^ Jump up to: а б с «Концерт де ла Фоэни», в «Трибуне» , выпуск 37/1905, стр. 2
  117. ^ Отиман, с. 28
  118. ^ Jump up to: а б с «Новости. Нетерпимость», в Tribuna Poporului , № 110/1900, с. 3
  119. ^ «Что и теперь? Некролог», в «Семье » , выпуск 32/1892, стр. 382
  120. ^ Александру Кандиано-Попеску , Воспоминания из моей жизни , стр. 152–153. Бухарест: Издательство Эминеску , 1998. ISBN   973-22-0673-Х
  121. ^ Колта, стр. 77–83
  122. ^ Николае Бокшан, «Банатская революция осени 1918 года в коллективной памяти [ sic ]», в Transylvanian Review , Vol. XXIV, Выпуск 4, Зима 2015, с. 29
  123. ^ Мунтяну, стр. 8, 20, 47, 51–52, 58, 64–65, 91
  124. ^ Муресан и Сучу, стр. 90.
  125. ^ Мунтяну, стр. 48.
  126. ^ Иоан Виорел Болдуряну, Симион Данила, Корнел Унгуряну , Антология литературы на банатском диалекте (поэзия, проза, театр); 1891–2011 , стр. 61, 71. Тимишоара: Издательство Universităi de Vest , 2011. ISBN   978-973-125-339-8
  127. ^ Мурешан и Сучу, стр. 89–90, 92–94, 106.
  128. ^ Колта, стр. 66–67, 78
  129. ^ Лайош Какуч, «От фонтана Пашеи возле монастыря дервишей до Парка роз. Вклад в историю парков Тимишоары», в Annales Banatului. Археология–История , Том XXIII, 2015, стр. 356.
  • «Алегерея Д. Андреу де Моушн подписать этот документ в Лугосиу», в Foaia for Minte, Soul and Literature , выпуск 23/1861, стр. 179–181.
  • Митрополит Андрейу барон Шагунский — Памятная грамота к столетнему юбилею со дня его рождения . Сибиу: Издательство столичной консистории, 1909. ОСЛК   255696418
  • В. Бабешю , «Старые письма», в «Цара Барсей », том I, выпуск 2, июль – август 1929 г., стр. 173–182.
  • Мария Береньи , Выдающиеся личности в истории и культуре румын Венгрии (19 век). Исследования . Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2013. ISBN   978-615-5369-02-5
  • Николае Бокшан, «Андрей Шагуна и интеллектуалы Баната», в книге Думитру Цейку, Рудольфа Грефа (ред.), Историографические маршруты. Исследования в честь историка Константина Фенешана , стр. 355–376. Клуж-Напока: Румынская академия , Центр трансильванских исследований, 2011.
  • Висентиу Бугариу, «Андрей Моксони де Феникс», в «Обществе штата Мэн» , выпуск 20/1931, стр. 399–400.
  • Джордже Чоранеску, Объединенная Европа. От идеи до фундамента . Бухарест: Издательство Пайдея , 2004. ISBN   973-596-246-2
  • Елена Родика Колта, «Библиофильские проблемы семьи Мочиони», в книге Марии Береньи (редактор), Симпозиум. Сообщения 17-го симпозиума румынских исследователей из Венгрии , стр. 65–84. Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2008. ISBN   978-963-86530-5-5
  • Аурел Косма-младший, «История румынской прессы в Банате» (часть 2), в Viaa Romînească , выпуски 7–8/1932, стр. 263–273.
  • Адриан Дехляну, «Семья Мочони. История одной из старейших дворянских семей в истории Румынии», в Śara Bârsei , Vol. XIV, выпуск 14, 2015 г., стр. 216–225.
  • Кейт Хитчинс , «Андрей Шагуна и восстановление румынской православной митрополии в Трансильвании, 1846–1868», в Balkan Studies , Vol. VI, 1965, стр. 1–20.
  • Георге Лицю, румыны из Арада в период смуты 1849–1850 гг . Арад: епархия, 1947.
  • Иоанн Лупаш , митрополит Андрей Шагуна. Историческая монография . Сибиу: Типография Архиепископии, 1911. ОСЛК   935441252
  • Миодраг Милин,
    • «Румыно-сербское сотрудничество в национальном вопросе от дуалистической монархии», в Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства Румынии в 20 веке , Том V, стр. 20–30. Сибиу: ТехноМедиа, 2010. ISBN   978-606-8030-84-5
    • «Сербы в 1848–1849 годах в Банате и Воеводине», в Annales Banatul. Археология–История , Том XIX, 2011, стр. 377–400.
  • Марсель Морар, «Идеологический спор по поводу статуса Трансильвании 1860–1864 (I)», в Acta Mvsei Porolissensis , Vol. XIII, выпуск 2, 2000, стр. 11–23.
  • Иоан Мунтяну, Север Боку: 1874–1951 (Mvsevm Banaticvm Temesiense: Bibliotheca Historica et Archaeologica Banatica, XX) . Тимишоара: Издательство Миртон, 1999. ISBN   973-578-760-1
  • Сильвиу Мурешан, Ион Д. Сучу, «Историографические проблемы Иоанна Димитрие Сучу:« македо-румыны »», в Astra Salvensis , Vol. III, выпуск 6, 2015 г., с. 88–108.
  • Теодор Неш, Жители Бихора: 1848–1918 гг . Орадя: Епархиальная типография, 1937.
  • Паун Отиман , «Андрей Мочони и Висентиу Бабеш — члены-основатели Румынской академии в Банате», в журнале Academica. Журнал под редакцией Румынской академии , выпуск 10, том XXV, октябрь 2015 г., стр. 27–31.
  • Теодор В. Пакэцян, «Деятельность румын в австрийском императорском сенате с 1860 года», в Трансильвании , Том. 59, выпуск 4, апрель 1928 г., стр. 267–280.
  • А. Папио Илариано , Румыны австрийских государств. Конституционная независимость Трансильвании . Бухарест: Imprimerie de Journal Le National , 1861.
  • Тудор-Раду Тирон, «Геральдический вклад в историю предков политического деятеля Андрея Мочиони де Фоэна (1812–1880), члена-основателя Румынской академии», в «Обзоре библиотеки Румынской академии» , Vol. 1, выпуск 1, январь – июнь 2016 г., с. 27–51.
  • Аурел Василиу, «Буковина в жизни и творчестве М. Эминеску», в книге Константина Логина (ред.), Эминеску и Буковина , стр. 201–482. Черновцы: Издательство Митрополитул Сильвестру, 1943.
  • Алоизиу Влад , Диетические сказки . Лугож: Пресса Траунфелльнера-Венгели, 1865. ОСЛК   935413748
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ecbbf1ff6b40afbffb5ad51f9216f0e__1710065100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/0e/8ecbbf1ff6b40afbffb5ad51f9216f0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andrei Mocioni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)