Андрей Моциони
Андрей Мосиони де Фоэн | |
---|---|
![]() Мочиони в качестве депутата сейма Венгрии , 1865 г. | |
Верховный комиссар Баната | |
В офисе 1849–1852 | |
Чрезвычайный советник императорского сейма. | |
В офисе 31 мая - 29 сентября 1860 г. | |
Депутат Сейма Венгрии | |
В офисе 14 декабря 1865 – 1869 гг. | |
избирательный округ | Жудец Крассо |
Личные данные | |
Рожденный | 27 июня 1812 г. Пешт , Венгерское королевство , Австрийская империя |
Умер | 5 мая 1880 г. Тимишоара , Транслейтания , Австро-Венгрия | ( 67 лет
Национальность | Австрийский (до 1867 г.) Австро-Венгрия (с 1867 г.) |
Политическая партия | Деакис (1865) |
Супруг | Лаура Чернович |
Отношения | Антон Мосиони (брат) Георге Мочони (брат) Петар Чарноевич (тесть) Александру Мочиони (племянник) |
Профессия | Землевладелец, юрист, госслужащий, журналист, бизнесмен |
Андрей Мочони де Фоэн (также пишется Андреа де Мочиони или Андрейу Мочиони , фамилия также Мочсони , Мочони , Мочиони или Мочсони ; немецкий : Андреас Мочони де Фоэн или Андреас фон Мочсони , венгерский : фени Мочсони Андраш ; 27 июня 1812 г. - 23 апреля). 5 мая 1880) — австрийский и венгерский юрист, политик и неформальный лидер этнической румынской общины, один из основателей Румынской академии . Имея смешанное арумынское и албанское происхождение, воспитанный как греческий православный , он принадлежал к семье Мочиони , которая была возведена в венгерское дворянство . Он воспитывался в своем родовом поместье в Банате , в Фёни , где присоединился к административному аппарату и считался румыном, по крайней мере, с 1830-х годов. Он приобрел известность во время Венгерской революции 1848 года : он был сторонником Дома Лотарингии , пытаясь добиться большей автономии для банатских румын в обмен на лояльность. Австрийцы назначили Мочиони на руководящую должность в этом регионе, но умерили его ожидания, включив Банат в целом в состав региона. Воеводство Сербии . Это разочарование подтолкнуло Мочиони отказаться от политики на протяжении большей части 1850-х годов.
Попытка Австрии обеспечить новую административную формулу в 1860-х годах привела к включению Мочиони в императорский сейм . В 1860 году он также организовал Национальное собрание в Банате — неудачный проект, стремившийся получить автономию по этническому признаку. Затем он колебался между этническим федерализмом внутри номинального венгерского королевства и полным централизмом под опекой Австрии, но потерпел неудачу в своей попытке продвигать бойкот выборов в качестве политического оружия. Он отметил политическое соперничество с румынами, которые встали на сторону венгерского радикализма , в частности с Эфтими Мургу . Проработав один полный срок в Сейме Венгрии , Мочиони также обратился к сотрудничеству с румынами Трансильвании и помог Андрею Шагуне восстановить независимую Трансильванскую митрополию для румынских православных христиан. Вместе со своими братьями Георге и Антоном и адвокатом Винченциу Бабешем газету Альбина» он основал венскую « .
Создание Австро-Венгрии и присоединение Баната к землям Короны Святого Стефана стали серьезными ударами по националистически-лоялистской кампании Мочиони. Мочиони уехал в Фени, больной и вне поля зрения общественности на последнее десятилетие своей жизни. Он по-прежнему был известным филантропом и спонсором румынской прессы, но у него были конфликты с избирателями округа Крассо и румынскими крестьянами в его поместьях, что способствовало его добровольной изоляции. У него остались жена Лаура, дочь Петра Чарноевича , и племянник, политик Александру Мочиони .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и молодость
[ редактировать ]Моциони, вероятно, произошли от Петру Мучины, арумынского (или «македо-румынского») священника из Аспропотамоса в Фессалии или Москополе , который заявил о лояльности монархии Габсбургов и участвовал в Великой турецкой войне . [ 1 ] Он и один из его братьев погибли в бою где-то в Банате. [ 2 ] Протоиерей Константин Мочони, или «Константин Моцони», который, возможно, был сыном Мучины, поселился среди греческой православной (греческой, румынской и арумынской) общины Пешта в 1740-х годах. [ 3 ] Семейные документы свидетельствуют о том, что он был родом из Москополе и умер в возрасте 110 лет; под его руководством семья основала прибыльный бизнес и начала покупать поместья в Венгрии и Банате. [ 4 ] Два его сына Андрей и Михай были возведены в дворянство королем-императором Иосифом II : первый в феврале 1783 года, второй в июне 1798 года, после выдающейся службы в войне Первой коалиции . [ 5 ] Таким образом, Моциони были одной из примерно 200 арумынских семей, получивших титулы, и к 1800 году стали интегрированными с 12 500 румынскими дворянскими семьями, зарегистрированными в Венгрии (из общего числа 340 000). [ 6 ]
Андрей-старший был убит при загадочных обстоятельствах, не успев получить диплом, но диплом был вручен его жене. [ 7 ] Более старшая ветвь, созданная ими, стала известна как Мосиони де Фоэн , или феньи Моксони , в отношении ее основного поместья Фёни (Фени) . Это контрастировало с потомками Михая, армалистами Моционисами, которые не владели титульным имением - хотя они построили поместье в Бирчише (Марошберкес) , в основном они базировались в Пеште, где основали библиотеку Кефалы. [ 8 ] Андрей второй был внуком настоящего Андрея, рожденного в семье юриста Иоанна Мосиони де Фоэна (1780–1854) и его жены Юлианы Панайот (1787–1858). [ 9 ] По материнской линии Андрей имел албанские корни. [ 10 ] [ 11 ] У него был старший брат Петру, 1808 года рождения, и двое младших: Антон и Георге (1816 и 1823 года рождения соответственно). [ 12 ] Среди других братьев и сестер были братья Георгий и Люциан (последний из которых умер молодым) и сестра Екатерина. [ 10 ] [ 11 ] [ 13 ] У Иоанна и Юлианы было еще 11 детей. [ 14 ] Андрей был одновременно дядей и двоюродным братом писателя Александру Мочони , рожденного от кровного брака Екатерины и ее дяди Михая Мочони. [ 11 ] [ 15 ]
Андрей младший был уроженцем Пешта, но вырос в основном в Фени, где, по словам ученого Пауна Отимана , он получил «глубоко христианское православное образование, вдохновленное македо-румынскими традициями и культурой». [ 16 ] Первоначально моциони говорили только на арумынском и венгерском языках. [ 17 ] Тем не менее, семья поощряла межкультурные контакты: Иоан говорил на одиннадцати языках. [ 11 ] По словам банатского сербского журналиста Михайло Полит-Десанчича , местные моционисы, в том числе Андрей, также старались изучать сербский язык и «вели себя как сербы». [ 18 ] В глазах современников Андрей был человеком выдающейся культуры и воспитания. Андрей «в совершенстве» владел арумынским, румынским, венгерским, сербским, а также латынью, французским и немецким языками. [ 19 ] Как и его отец, он получил степень юриста в 1828 году. [ 20 ] или 1832 г., из Королевского университета Пешта . [ 21 ] Затем он работал в местной администрации Баната. В 1836 году он был вторым нотариусом округа Торонталь был назначен первым претором . , а в 1843 году [ 22 ] Этнолог Елена Родика Колта датирует окончательную самоидентификацию моционистов румынами этим периодом, отмечая, что они считали весь арумынский этнос ветвью румынского сообщества. [ 23 ] Во время своего пребывания в Пеште Андрей начал часто посещать литературный салон, организованный Атанасиу Грабовски де Ападия в Терезвароше , встречаясь с представителями арумынских и румынских идей. [ 24 ]
Участвуя в Congregatio Generalis в Торонтале , Андрей Мочиони придерживался «консервативно-прогрессивной» стороны румынского собрания, дистанцируясь от революционных либералов . [ 25 ] Отчасти благодаря его вкладу Торонталь оставался безопасным местом для консервативного клуба Иштвана Сечени , приверженного «умеренному прогрессу» для страны в целом и «национальному сохранению» румын. В 1847 году ему удалось получить место в сейме Венгрии для своего брата Петру, собрав голоса консервативных венгров, сербов, болгар , армян и швабов . [ 26 ]
Революция 1848 года и руководство Баната
[ редактировать ]В тот же период его втянули в австрийскую и венгерскую революции . Как и многие румыны, Мочони поддерживал либеральные реформы первого и оставался верным Францу Иосифу I , выступая против подъема венгерского национализма . Это настроило его против провенгерского революционера Эфтими Мургу , который заручился поддержкой различных других банатцев. [ 27 ] Венгерское государство отреагировало конфискацией имущества Мочиони и отправкой его в изгнание. [ 28 ] К сентябрю 1849 года он был в Вене , где выступал в качестве представителя Румынии вместе с Иоаном Добраном и Винченциу Бабешем . [ 29 ] Петру Мочони также действовал там как «доверенное лицо» банатских румын. [ 30 ] представив стадиону «Франц» ряд политических предложений от их имени. [ 31 ]
После капитуляции Вилагоша и возобновления австрийского контроля лояльность Мочиони была вознаграждена, и он был назначен верховным комиссаром Баната в составе нового воеводства Сербии и Баната Темешвар . [ 11 ] [ 32 ] Таким образом, он непосредственно управлял примерно 600 000 человек. [ 31 ] Однако ему не понравилась такая договоренность, и в декабре 1849 года он обратился к принцу Феликсу Шварценбергскому с просьбой добиться отделения Баната как автономной румынской провинции. [ 33 ] Во время его мандата в состав администрации входило все большее число румын. [ 27 ] В тандеме его родственники Мочиони обратились к румынам Трансильвании , также лоялистам, и вместе с ними начали настаивать на создании румынского герцогства из румынских территорий в Венгрии. [ 34 ] Комиссар также участвовал в подобных проектах, предложив открыть румынскую прессу в Араде , расположенном на традиционной границе Баната с Трансильванией и Партиумом . [ 35 ] К 1850 году Мочиони также проводил кампанию за восстановление Трансильванской (румынской) православной митрополии , полностью отделенной от Карловицкого Патриархата . [ 10 ] Петру впервые поддержал это дело в 1840-х годах. [ 30 ]
В 1852 году Мочиони в конце концов ушел с поста комиссара, выразив протест против обращения с румынами со стороны австрийского правительства. [ 36 ] Однако власти попросили его пересмотреть свое решение, опасаясь, что они становятся непопулярными среди большинства населения. [ 27 ] Хотя он не возобновил свою прежнюю должность, он продолжил работу в качестве президента Центральной комиссии в Темешваре (Тимишоара) ; он также был адвокатом Кассационного суда Австрии . [ 37 ] Он оставил все должности в государственном аппарате в 1856 году и удалился в Фени. Это решение было закреплено в 1858 году смертью брата Петру, убитого собственным домовладельцем или швейцаром в Пеште. [ 38 ] Убийство, которое некоторые авторы рассматривают как политическое убийство, [ 26 ] завершился судебным процессом над знаменитостями, в котором Эманоил Годжу представлял Моциони в качестве истцов. [ 39 ]
В 1859 году в Фени Мочони женился на сербской единоверщице Лауре, графине Чернович (Чарноевич). [ 40 ] [ 41 ] Женщина «выдающейся красоты», [ 42 ] она также была известна коллекционированием древнеримских монет. [ 43 ] и картины Николы Попеску на римские сюжеты. [ 44 ] Ее отец, граф Петар Чарноевич , был союзником венгерских революционеров; обездоленный и обанкротившийся, он переехал в Фоэни, чтобы жить с парой. [ 45 ] Они также делили поместье с Александру и другими армалистами Моционисами, которые были так же разочарованы венгерской политикой и постепенно покинули Пешт. [ 46 ]
Автор Атанаси Мариан Мариенеску отмечает, что Мочони, «везде поощряемый и поддерживаемый румынской интеллигенцией , стал повсюду лидером румын в национальных и церковных делах, и это лидерство признавалось и его братьями». [ 11 ] Его программа была изложена в книге Caus'alimbelor şi natiunalitătilor in Austri'a («Дело языков и национальностей в Австрии»), которая была анонимно напечатана в 1860 году венскими мхитаристами и которая, по словам историка литературы Аурела Василиу, Мочиони, возможно, был автором самого себя. Он определил как «абсурдное» понятие «венгерского самоуправления в пределах Австрии», охарактеризовав федерализацию как лучший вариант для всех австрийских румын, а также для «немадьярских братских народов». [ 47 ] В манифесте также подробно говорилось об опасностях мадьяризации , утверждалось, что венгерское правление всегда относилось к румынам как к «стадам крупного рогатого скота». Напротив, немецкий национализм «не был чем-то, чего румыны когда-либо боялись, и они никогда не будут его бояться; иногда он может ускользнуть, как это произошло в последние десять лет, и, таким образом, на какое-то время нанести ущерб культуре, развитию и процветанию нашей нации: но денационализировать нас — это никогда!» [ 48 ]
В октябре 1861 года Адольф Добрянский , стремившийся создать фракцию русинов Карпат , Яна назвал Мочиони и Франциски своими личными примерами в политике. [ 49 ] Примерно с 1860 года Мочиони посвятил себя национальному пробуждению румын, налаживая связи между австрийскими подданными в Банате, Трансильвании и Буковинском герцогстве , а также теми, кто проживал в недавно сформированных Объединенных княжествах . В ноябре 1860 года, когда графа Менсдорфа-Пуйи послали доложить Францу Иосифу о требованиях банатских румын, Мочиони позвонил и организовал Национальное собрание. Это потребовало создания Банатского капитанства, а когда запрос был отклонен, административного объединения с Трансильванией. [ 50 ] Он отметил, что румынам необходимо сформировать единое «моральное тело», «призванное как нация участвовать в конституционной жизни Австрии». [ 51 ] В своем Меморандуме Трону Мочиони также предположил, что Банат представляет собой «индивидуальность», отличную от сербских и венгерских регионов, и предположил, что «бесконечные проблемы» возникнут в результате его дальнейшего объединения. [ 52 ]
Императорский сейм и разделение церкви
[ редактировать ]
31 мая 1860 г. [ 53 ] Мочиони был поддержан императорским сеймом , который рассматривал административные реформы, основанные на новых этнических отношениях. Он был «чрезвычайным советником» вместе с Андреем Шагуной из Трансильвании и Николае де Петрино из Буковины, поддерживая региональную автономию и восстановление румынской метрополии. [ 54 ] По происхождению все трое были на самом деле арумынами. [ 55 ] Как сообщается, и Шагуна, и Мочони возражали против того, чтобы выборы в Сейм были недемократичными, соглашаясь с Дьёрдь Аппони в том, что можно сказать, что делегаты представляют только самих себя. попросил их Их возражение было зарегистрировано, но эрцгерцог Райнер не настаивать на этом пункте. [ 56 ] В своем региональном избирательном округе Мочиони также был одним из двух представителей воеводства, включая Банат. Другим был сербский прелат Самуило Маширевич . [ 57 ] К сентябрю 1860 года Мочиони пояснил, что считает себя законным представителем Баната и «народом». [ 58 ]
6 июня Мочиони был избран в бюджетный комитет и с этой должности проводил кампанию за субсидирование румынских православных церквей наравне с другими религиями, признанными государством. [ 59 ] Провозглашая равенство наций против требований венгерской гегемонии, он обнаружил, что обсуждает этот вопрос с Дьёрдь Майлатом , который обвинил его в поддержке мятежных доктрин Джузеппе Гарибальди . Мочиони защищал свои идеи как мейнстрим, утверждая, что равенство было обещано самим Францем Иосифом. [ 60 ] В конце концов Мочиони встал на сторону «централистов», которые поддерживали пропорциональное представительство в централизованной Австрии; Петрино, «федералист», хотел региональной децентрализации на основе старых законов, которые, хотя и отдавали предпочтение буковинцам, оставили бы румын в Венгрии недостаточно представленными как группу. [ 61 ] Эти двое объединили усилия, выступая против предполагаемого союза Буковины и австрийской Галиции . [ 62 ]
Мандат Мочиони закончился отзывом сейма 29 сентября 1860 года. [ 62 ] Его попытка обеспечить автономию Баната потерпела неудачу: этот регион вместе со всем воеводством был повторно присоединен к венгерской короне в декабре 1860 года. В апреле 1861 года Мочони убедил банатских румын бойкотировать будущие выборы в восстановленный венгерский сейм. . Это решение было отменено позже в том же году, когда новое этническое собрание приняло резолюцию, призывающую к выдвижению единых румынских кандидатов, поддержанных всеми избирателями. [ 63 ] Сам Мочиони был избран от округа Крассо (Караш) в Лугоже (Лугош) . Его соперником был Мургу, который встал на сторону Адресной партии и поддержал присоединение к Венгрии. Мочони, считавшийся кандидатом от румынских националистов, набрал 621 голос против 94, при этом только восемь румын проголосовали против него. [ 64 ] Праздничная толпа несла румынский триколор с лозунгом Sa traiésca D. Andreasu de Mocioni, alesu cercului Lugosiu («Да здравствует господин Андрейу де Мочиони, избранный кружком Лугожа»). Спикер, советник Йоановиц, предположил, что выборы утвердят Мочиони в качестве лидера Баната, румынского эквивалента Йожефа Этвёша . [ 65 ]
Однако Мочиони не согласился быть включенным в список кандидатов. [ 66 ] и немедленно отказался от своего места. [ 67 ] В своем обращении он пояснил, что «не имеет ничего общего с венгерской диетой Пешта, поскольку никогда не собирался становиться венгром». [ 68 ] У него также был скандал с бургграфом Темешвара , провенгерским Петру Черменой , но их спор был в конечном итоге улажен Бабешем. [ 69 ] Сам сейм был распущен позже в том же году. [ 63 ] Решением Мочиони этих неудач была попытка создания де-факто «политического органа» и « коронной земли » для всех румын Империи. [ 63 ] Конкретный проект был выдвинут Иосифом Ходошю в начале 1861 года. Он должен был установить «румынскую национальную диету» для Трансильвании, Баната, Буковины, а также Кришаны и Марамуреша . [ 70 ]
В параллельных дебатах по церковным делам Шагуна, назначенный митрополит, назвал Мочони одним из своих «самых ярых сторонников». [ 71 ] один «борется, как мужественный лев, за иерархическое разделение». [ 72 ] Выступая посредником между Карловицким патриархом Иосифом Раячичем и его румынским духовенством, он предложил созвать представительный синод по вопросу отделения, зная, что это будет в пользу румын. [ 73 ] Патриарх воспротивился этому шагу и приостановил переговоры, заявив, что «[сербский] народ забьет меня камнями до смерти». [ 74 ] Смерть Раячича в конце 1861 года вызвала замешательство среди сербских епископов, предоставив Мочиони возможность объединяться в сети и вести кампанию за национальный раскол. [ 75 ] Свой политический манифест автономии он изложил в статьях для Gazeta Transilvaniei из Короны , а также в отчетах, адресованных Францу Иосифу. [ 76 ] вместе с Шагуной и Александру Стерка-Шулуцю В том же году Мочони основал Общество ASTRA , которое пропагандировало румынскую идентичность и культуру, созданное, несмотря на продолжающиеся уловки со стороны венгерских чиновников. [ 77 ] Он также подал заявку на пост президента ASTRA, но проиграл Шагуне. [ 78 ]
Он добился большего успеха в своей кампании за православную метрополию, основанную в декабре 1864 года; с 1865 года он включил банатские румынские церкви в качестве епархии Карансебеш . [ 79 ] Уже в 1862 году Мочони, Шагуна и Евдокию Хурмузаки сумели заручиться сочувствием Франца Иосифа по этому вопросу. [ 80 ] Об этой победе он написал в Telegraful Român в Трансильвании и в Concordia в Буковине, убеждая «правоверных румын» не участвовать в выборах замены Раячича. [ 81 ] Тем не менее, Мочиони был разочарован Шагуной, который не поддержал его план по созданию нового епископства в Темешваре . [ 82 ] Во время этого столкновения он отказался от финансовой поддержки церковного историка Николае Тинку-Веля , которому пришлось печатать свои работы с помощью ASTRA. [ 83 ]
Венгерская диета
[ редактировать ]Вернувшись в Арад, Мочиони помог создать там Национальную ассоциацию культуры и просвещения под председательством Прокопие Ивачковича и Антона Мочиони. Он получил его коллекцию исторических документов и назначил его делегатом в Вену, чтобы поблагодарить императора за поддержку румынской культуры. [ 84 ] В 1863 году его благотворительная деятельность расширилась. Он пожертвовал свой единственный источник дохода, доходы Фоэни, голодающему населению этой деревни и даже влез в долги, пытаясь обеспечить их. [ 85 ] Он также интересовался коневодством , и один из его скакунов стал предком конской вереницы, населявшей большую часть Фоэни. [ 86 ]
Некоторое время румыны Баната продолжали умолять императора о предоставлении румынскому самоуправлению в Банате. В одной из таких петиций, распространенной в декабре 1863 года, Францу Иосифу также предлагалось окружить себя румынскими советниками, в том числе «Андреа де Мочиони, сеньором Фени», человеком, отличающимся «политическими, патриотическими и национальными добродетелями». [ 87 ] Как отмечает историк Тудор-Раду Тирон, восстановление венгерского правления в конечном итоге подтолкнуло Моциони обратно в венгерскую политику, что объясняет, почему Андрей, Антон и Георге заняли места в последнем сейме Венгрии (1865 г.). [ 88 ] Избранный в Лугоже, Андрей служил с 14 декабря 1865 года и вступил в партию Деака во время своего пребывания в должности ; остальные братья были независимыми румынскими депутатами. [ 89 ] Александру также получил место в этом законодательном органе от Риттберга . Известный как теоретик национального либерализма , он был главным сторонником законопроекта о национальностях, который, в случае принятия, создал бы автономные единицы для румын в Венгрии. [ 90 ]
К тому времени вклад Моциони в национальное дело был признан в Объединённых княжествах, обычно известных как « Княжество Румыния ». С января 1865 года он был почетным членом националистического Буковинского общества. [ 91 ] 22 апреля 1866 года Румынское Регентство назначило Андрея Мочиони одним из основателей Румынской академии (или «Румынского литературного общества», как оно называлось в то время). [ 92 ] Он был назначен представителем Баната вместе с Бабешем, который в 1883 году написал биографию Мочиони. [ 93 ] С 1861 года Моциони и Бабеш сотрудничали в противодействии венгерской националистической пропаганде за рубежом, пропагандируя румынскую точку зрения. По словам Бабеша, их усилия были саботированы Абдолонимом Убичини , Иштваном Тюрром и Джовенале Вегецци Рускалла , которые хотели венгерско-румынского союза против Австрии; но также нашел поддержку со стороны Ласло Телеки из Партии резолюций . [ 94 ] Параллельно с карьерой юриста Бабеш также помог семье Моциони вернуть 5 миллионов флоринов у их венгерских должников и после этого стал их доверенным советником. [ 95 ]
Позже, в 1866 году, отголоски проекта «Капитанство» Мочиони были заметны в радикальном предложении, выдвинутом в Сейме Бабешем, Ходошю и Сигизмундом Поповичу : оно признавало подчинение венгерской короне и правительству, но стремилось переопределить Венгрию на основе этнического федерализм и корпоративизм . [ 96 ] Эти усилия также потерпели неудачу. К сентябрю 1866 года Мочони и Бабеш начали высказываться в Сейме о желании австрийских румын объединиться с Княжеством Румыния. [ 97 ]
Период 1866–1867 годов стал большим разочарованием для всех фракций внутри румынского собрания: возвращение венгерского национализма не встретило сопротивления после австро-прусской войны , а Ausgleich 1867 года создал Австро-Венгрию , присоединив большую часть румынского населения к землям Корона Святого Стефана . Результат особенно повлиял на Мочиони. [ 98 ] » депутатами Сейма В течение нескольких месяцев после заключения нового соглашения Мочиони и Бабеш участвовали в составлении еще одного протеста, также подписанного сербскими, словацкими и « русинскими . Резолюцию, требовавшую гарантий для меньшинств, должен был прочитать Мочиони. Он ушел в отставку, уступив место более популярному депутату, сербу Милану Манойловичу . [ 99 ] Брат Антон Мочиони вместе с сербами Стеваном Брановачки и Светозаром Милетичем продолжали поддерживать кампанию, предлагая разделить Венгрию на шесть провинций по этническому признаку. [ 100 ]
Окончательный вывод
[ редактировать ]В 1869 году Андрей Мочиони отказался от всякой активности и вернулся в Фени. [ 7 ] [ 98 ] В том же году в анализе газеты Der Wanderer отмечалось, что «хотя Андреа Мочиони навсегда останется истинным лидером» румынского собрания, Александру становился тактиком и сдерживал сопротивление румын венгерскому национализму. [ 101 ] Андрей также продолжал активно выступать в качестве спонсора и филантропа, предоставляя средства для этнологической работы Бабеша и венской румынской газеты « Альбина» . [ 102 ] Он и его братья опубликовали и написали для последнего листа вместе с Бабешем. [ 103 ] а также финансирует прорумынские кампании в немецкоязычном журнале Ost und West . [ 104 ] Историк Андрей Сабин Фаур описывает «Альбину» как единственное явно либеральное румынское издание, появившееся в Австро-Венгрии. Эта цель была изложена в первой редакционной статье, подписанной Моционисами, которая обещала, что Альбина будет стремиться быть «настолько свободной и либеральной, насколько это разрешено законом и лояльностью». [ 105 ]
Выборы в марте 1869 года разожгли конфликт между «Мосионистской партией» Александру и проправительственной партией Деака, которую на местном уровне представлял Бела Сзенде . Как сообщила Альбина , последний пытался привлечь на свою сторону румынских избирателей с помощью взяток, а также использовал улан для запугивания оппозиции. [ 106 ] К тому времени различным фракциям, стремившимся сформировать Румынскую национальную партию, удалось создать только Трансильванское и Банатское фракции. Последний под председательством Антона Мочони признал венгерское правление и стремился получить румынские права в пределах своей юрисдикции. [ 107 ] В отчете 1872 года его сторонникам также утверждалось, что Андрей и другие Моциони были «испытаны отвращением» и «деморализованы» поведением румынских избирателей в Лугоже и Крассо, которые действовали как «прозелиты [венгерского] правительства». [ 108 ]
Вместе с Висарионом Романом и Партением Косма братья Мочиони основали в 1871 году банк Альбина в Сибиу , предоставлявший кредиты румынскому бизнесу. [ 109 ] В то время Андрей Мочиони также предоставил средства в надежде на создание румынского регионального театра и стал крестным отцом Андрея, ребенка актеров Михаила и Матильды Паскали . [ 110 ] Семья в целом предоставила стипендиальный фонд для детей из неблагополучных семей, которым руководил Бабеш. [ 111 ] Среди отмеченных лауреатов - писательница Груя Люба Мургу , [ 112 ] биолог Виктор Бабеш и юрист Кориолан Бредичеану . [ 113 ] У бывшего депутата и венгерской почты был нерешенный спор по поводу создания почтового отделения в Фоени, которое чиновники считали слишком дорогостоящим. Мочиони сдал экзамен на почтмейстера и за свой счет построил здание, которое с мебелью из красного дерева и серебряными чернильницами было признано «самым элегантным почтовым отделением». [ 114 ]
Друзья по-прежнему настаивали на том, чтобы Мочиони вернулся в политику. Он принципиально отказался, но допустил теоретическую возможность: «Я больше не буду сражаться и приносить себя в жертву четырем ветрам, а буду терпеливо ждать начала национального возрождения, если оно вообще когда-нибудь начнется». [ 63 ] В декабре 1875 года он был выбран представителем «национального церковного конгресса» избирателями Факсада (Фэгет) , но отказался от должности, которая досталась Константину Рэдулеску. [ 115 ] Местная традиция, зафиксированная в 1905 году газетой «Трибуна» , отмечала, что к тому времени он и его жена-сербка были ненавистны местным румынам, которые однажды напали на поместье и разбили его окна. [ 116 ] Согласно сообщению в арадской ортодоксальной газете Biseric'a si Scóla , Мочиони также был отстранен от религиозных дел после того, как «подлый сплетник оклеветал его, совершенно неожиданно и без малейшей правдивости». [ 72 ]
Здоровье Мочиони ухудшалось, и по этой причине он никогда не посещал ни одной сессии Румынской академии. [ 117 ] С 1879 года болезнь Мочиони обострилась, и, когда он был прикован к постели, его отправили в Темешвар (теперь официально Темешвар) под наблюдение специалиста. [ 40 ] Мочиони умер 5 мая (23 апреля) 1880 года. Хотя в некоторых источниках местом его смерти указывается Фени, [ 88 ] Согласно современным сообщениям, он умер в Темешваре после того, как впал в непродолжительную кому и находился под присмотром своей жены Лауры. [ 40 ] Их брак не произвел на свет наследников. [ 11 ] [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]
Тело Мочиони было доставлено в Фени для православного захоронения в общей сербско-румынской церкви, которую он и его жена обставили. [ 118 ] Лаура унаследовала все его богатство, что спровоцировало семейную вражду Мочиони. [ 7 ] Уже будучи лицензированным почтовым работником, она продолжила работу Мочиони в качестве почтмейстера. [ 114 ] Она умерла в поместье в августе 1892 года в возрасте 53 лет. [ 119 ] и был похоронен рядом с ним. [ 118 ] В последние годы она продолжала благотворительную деятельность Мочиони, но только обслуживала местную сербскую общину и наказывала румынскую неблагодарность. По данным Tribuna , "новое поколение" румын, "более просвещенное, чем предыдущее", выражало стыд и сожаление по поводу того, что оттолкнуло ее. [ 116 ]
Участие семьи в венгерской консервативной политике было пересмотрено в 1890-х годах новым поколением радикалов, которые утверждали, что «мочионизм» был образцом «мадьярофилии». [ 120 ] К тому времени вокруг останков Андрея Мочиони разразился скандал. Церковь осталась собственностью Карловецкого Патриархата, который в 1900 году отказался передать тело для перезахоронения в мавзолее Мочиони. Он цитировал тексты, в которых осуждалось разлучение мужа и жены после смерти, но румынская пресса подозревала, что такое сопротивление было доказательством «нетерпимого» сербского национализма . [ 118 ] В конце концов разделение было произведено, и Андрея перезахоронили на новом месте. [ 7 ]
Различные поместья Мочиони достались братьям Александру и Евгению. Некоторые из них были унаследованы сыновьями Евгения, а затем перешли к Екатерине Мочиони и ее мужу Ено, графу Телеки ; другие достались буковинскому барону Иоану Мокшони-Старче , приемному сыну Александру. [ 121 ] Тем не менее, основное поместье в Фёни было унаследовано графами Чавоши . [ 7 ] [ 116 ] в то время как его лошадей продолжали разводить австрийцы Якоб Хаас и Людвиг Дойч. [ 86 ] Имущество было разграблено крестьянами во время революционных событий , ознаменовавших распад Австро-Венгрии в 1918 году. Согласно одному румынскому сообщению, этот инцидент дал венгерской королевской жандармерии повод убивать румын. [ 122 ]
Большая часть других активов осталась у выжившей семьи после создания Великой Румынии , когда Антон-младший выкупил особняк Фени, надеясь превратить его в культурный клуб. [ 7 ] По словам историка Висентиу Бугариу, к 1930 году Андрей Мочони уже был забыт, став жертвой «невежества и безразличия». [ 26 ] Эту тенденцию осудил банатский политик Север Боку . Хотя он критиковал «мосионистский» консерватизм в Австро-Венгрии, в межвоенный период он прославился своей работой по сохранению и проливанию света на вклад семьи как «моральной династии». [ 123 ] Боку написал профиль Андрея Мочони как исследование национальной педагогики. [ 124 ] заявляя, что любой банатец, не знающий о роли Моциониса, «является банатцем только по названию». [ 125 ] Мочиони или любой другой из его родственников также упоминается в диалектической банатской поэзии межвоенного периода. В число сэмплов входит песня Георгия Гарды Că tăt Bănatu-i fruncea! («И все же Банат - вершина») и Кассиана Р. Мунтяну ( Vicejî nořtri «Наши храбрецы»). [ 126 ]
Со смертью Антона-младшего в 1943 году прямая линия Мочиони была прервана; однако интерес к семье все еще поддерживал племянник Боку, ученый Ион Д. Сучу. [ 127 ] В 1950-х годах поместья подлежали национализации при коммунистическом режиме , который превратил комплекс Фоэни в общественную баню, а затем в склад химикатов. После румынской революции 1989 года особняк был перепрофилирован под культурный клуб и в основном функционировал как дискотека, а затем был передан местной ратуше. [ 7 ] В коммунистический и посткоммунистический период наследство Мочиони пришло в упадок, а переданные на хранение коллекции все еще разграблялись в 2003 году. [ 128 ] В последний период бюсты Андрея и Александру Мочони были установлены в парке Скудиер в Тимишоаре. [ 129 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Колта, с. 66; Дехеляну, с. 216. См. также Бугариу, с. 399
- ^ Дехелеану, стр. 216.
- ^ Береньи, стр. 213–214; Колта, с. 66; Дехеляну, с. 216–217
- ^ Береньи, стр. 22–23, 112, 213–214; Дехеляну, с. 216–217; Тайрон, стр. 28–29, 31–32
- ^ Береньи, стр. 214–215; Колта, стр. 66–67, 83; Дехеляну, с. 217; Тайрон, стр. 31–35
- ^ Тайрон, стр. 29, 31–32
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Штефан Оба: «Как они смеялись над особняком семьи Мочони из Фёни. Это была общая ванная комната, детский сад, склад, тренажерный зал и дискотека» в Адевэруле (издание Тимишоары), 21 октября, 2015 год
- ^ Колта, стр. 66–70
- ^ Тайрон, стр. 28, 32
- ^ Jump up to: а б с Теодор Капидан , «Румыны из Македонии. Роль македонских румын в Трансильвании. IV», в Cultura Poporului , выпуск 30/1923, стр. 1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Атанаси Мариан Мариенеску , «Македо-румыны из Венгрии», в В. А. Урекия , Македо-румынский альбом , с. 72. Бухарест: Соцецу, Сандер и Теклю , 1880. ОСЛК 45239179
- ^ Дехелеану, с. 219; Тайрон, с. 30, 31, 32
- ^ Дехелеану, стр. 219.
- ^ Береньи, с. 184; Дехеляну, с. 219
- ^ Береньи, с. 137; Колта, стр. 71–74; Дехеляну, с. 218; Тирон, с. 32
- ^ Отиман, стр. 27.
- ^ Береньи, с. 214
- ^ Милин (2011), стр. 383.
- ^ Отиман, стр. 28–29. См. также Болгария, стр. 399.
- ^ Тайрон, с. 28
- ^ Береньи, с. 87; Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219; Отиман, с. 28
- ^ Болгарский, стр. 399; Дехеляну, стр. 219; Тирон, стр. 28.
- ^ Колта, с. 71
- ^ Береньи, стр. 26–27, 118, 145, 189
- ^ Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219–220
- ^ Jump up to: а б с Болгария, с. 399
- ^ Jump up to: а б с Дехеляну, с. 220
- ^ Болгария, с. 399; Дехеляну, с. 220; Тирон, с. 29
- ^ Литиус, с. 33
- ^ Jump up to: а б Мурешан и Сучу, с. 107
- ^ Jump up to: а б Чоранеску, стр. 218.
- ^ Болгария, с. 399; Чоранеску, с. 218; Дехеляну, с. 220; Мурешан и Сучу, с. 107; Тайрон, с. 29–30
- ^ Jump up to: а б Тирон, с. 30
- ^ Чоранеску, с. 44; Милин (2011), с. 398. См. также Береньи, стр. 200–201; Мурешан и Сучу, с. 107
- ^ Литиус, стр. 37–38
- ^ Дехелеану, с. 220; Тирон, с. 30
- ^ Тайрон, с. 30. См. также Дехелеану, с. 220
- ^ Бугариу, с. 399; Дехеляну, с. 219, 220, 221; Тирон, с. 30
- ^ Нес, стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с «Ce e nou?», в Familia , выпуск 33/1880, стр. 211
- ^ Дехелин, стр. 219, 220; Тирон, с. 30
- ^ Милин (2011), стр. 382.
- ^ Бабешю, стр. 179–180.
- ^ «Песта в 12 Ноемвре н.», в Альбине , выпуск 87/1866, стр. 3
- ^ Милин (2011), стр. 382–383
- ^ Колта, стр. 74–75
- ^ Василиу, стр. 383–386.
- ^ Василиу, стр. 384–385.
- ^ Мария Майер, «Русины (карпатские украинцы) и парламентские выборы 1865 года», в Centuries , Vol. 108, выпуски 5–6, 1974, стр. 1148
- ^ Болгария, стр. 399–400; Тирон, с. 30. См. также Чоранеску, стр. 89–90; Милин (2010), с. 21; Мурешан и Сучу, с. 107; Отиман, с. 28
- ^ Чоранеску, с. 90
- ^ Милин (2010), с. 21
- ^ Пачатиан, с. 269
- ^ Метрополитен... , с. 222, 327; Болгария, с. 399; Дехеляну, с. 220–221; Лупас, с. 187–189; Миллер, с. 12; Отиман, с. 28; Грешник, пассим ; Тирон, с. 30
- ^ Дехелеану, с. 221
- ^ Пачатиан, стр. 269–270
- ^ Пачатиан, стр. 268–269, 270
- ^ Пачатиан, с. 278
- ^ Пачатиан, стр. 270, 274, 278–279
- ^ Стефан Малфер, «Представления Гарибальди в Австрии», в Жан-Иве Фретинье, Поль Пастер (ред.), « Меняющиеся времена», № 23. Гарибальди: модель, контрмодель , стр. 114. Руан: Публикации университетов Руана и Гавра, 2011. ISBN 978-2-87775-508-5 . См. также Чоранеску, с. 89
- ^ Лупаш, стр. 189; Миллер, стр. 12; Пацэтян, стр. 277–279.
- ^ Jump up to: а б Пацэтян, стр. 275.
- ^ Jump up to: а б с д Болгария, с. 400.
- ^ «Алегерея», стр. 179–180. См. также Береньи, стр. 102–103; Влад, с. 39–42
- ^ «Выбор», стр. 180.
- ^ Страна, с. 39
- ^ Овидиу Эмиль Юдеан, Александру Оноеску, «Политика, национализм и парламентаризм: румынские представители в парламенте Будапешта (1861–1918)», в Transylvanian Review , Vol. XXII, выпуск 4, зима 2013, с. 6; Папио Илариано, стр. 4–5, 68.
- ^ Папио Илариано, с. 4
- ^ Бабешю, стр. 173–174.
- ^ Морар, стр. 14–15
- ^ Хитчинс, с. 13
- ^ Jump up to: а б «Послания прихода Вифлеема, XIV», в журнале «Епископство и школа» , выпуск 51/1887, стр. 412–413
- ^ Метрополитен... , с. 229; Хитчинс, стр. 13; Лупаш, стр. 193, 258.
- ^ Метрополитен... , с. 229; Лупаш, стр. 193.
- ^ Боксан (2011), стр. 366–367; Хитчинс, стр. 14–16; Мурешан и Сучу, стр. 108.
- ^ Отиман, стр. 28; Мурешан и Сучу, стр. 107–108.
- ^ "Бюллетень Astra Satu-Mare. Astra la Abrud", в Afirmarea , выпуск 9/1938, стр. 109.
- ^ Лупаш, с. 748
- ^ Бокшан (2011), стр. 366–367; Тирон, стр. 30–31. См. также Бугариу, с. 400; Хитчинс, стр. 17–20.
- ^ Метрополитен... , стр. 327–328; Хитчинс, стр. 16–17; Лупаш, стр. 271–272, 278; Мурешан и Сучу, стр. 108.
- ^ Метрополитен... , с. 328; Бокшан (2011), стр. 366; Лупаш, стр. 272.
- ^ Боксан (2011), стр. 366–368; П. Ионеску, «Наблюдения по поводу ответа Его Высокопреосвященства архимандриту доктору Илариону Пушкариу», в «Епархиальных ведомостях », выпуск 28/1901, стр. 5.
- ^ Бокшан (2011), стр. 367–368.
- ^ «Венгрия. Первое общее собрание Национальной ассоциации в Араду, культуры и общения румынского народа (Продолжение № 39)», в «Румынском телеграфе» , выпуск 40/1863, стр. 164.
- ^ Болгария, стр. 400; Дехеляну, стр. 221.
- ^ Jump up to: а б К.Г. Врангель, Коневодство Венгрии в словах и картинках. Четвертый том: Венгерское коневодство; Частные конные заводы. Часть вторая , стр. 22–23. Штутгарт: издательство Schickhardt & Ebner, 1895. ОСЛК 312705921
- ^ «Plansórea Romaniloru Banatiani (вывод из прошлого Нрулу)», в Foaia pentru Minte, Anima si Literatura , выпуск 29/1863, стр. 207.
- ^ Jump up to: а б Тирон, с. 31
- ^ Даниэль Баллабас, Йожеф Пап, Юдит Пал, Представители и основные ордена в Венгрии эпохи дуализма. 2. Архонтология членов Парламента , с. 97, 218, 334, 337. Эгер: Лицеум Киадо, 2020. ISBN 978-963-496-144-4
- ^ Береньи, стр. 215–220; Николае Бокшан, «Либерализм и национализм в парламентской деятельности Александру Моксони (1865–1871)», в Transylvanian Review , Vol. XXII, выпуск 4, зима 2013 г., стр. 17–24; Чоранеску, с. 92; Дехелеану, стр. 222–223; Милин (2010), стр. 21–28.
- ^ Д. Мурарашу, «Комментарии Eminescien 1866–1874. La mormântul lui Aron Pumnul », в Михае Эминеску , Opere I. Poems (I) , стр. 269. Бухарест: Grai şi Suflet - Cultura Nacială, 1995. ISBN 973-9232-07-8
- ^ Бугария, с. 400; Отиман, проходящий мимо ; Тайрон, стр. 28, 31
- ^ Отиман, пассим ; Тайрон, с. 31. См. также Бугариу, с. 400; Лупаш, с. 271
- ^ Бабешю, стр. 174–176.
- ^ Косма, стр. 267–268
- ^ Милин (2010), с. 23. См. также Неш, стр. 113–114.
- ^ Сорин Ливиу Дамен, «Румыны и венгры в контексте австро-прусской войны (1866 г.)», в «Анналах Университета Крайовы», серия «История» , том XVI, выпуск 1, 2011 г., стр. 280–281.
- ^ Jump up to: а б Болгария, стр. 400; Тирон, стр. 31.
- ^ «Коллективная демонстрация по вопросу о национальности», в Романулу , 22 декабря 1867 г., стр. 1096.
- ^ Нес, стр. 15, 114–116, 132–133
- ^ «Разновидности. Направление», в Альбине , выпуск 10/1869, стр. 2.
- ^ Косма, стр. 263–268; Дехелеану, стр. 221–222; Мунтяну, стр. 64; Нес, стр. 298; Отиман, стр. 28.
- ^ Береньи, стр. 202–204; Косма, с. 264–266
- ^ Метрополитен... , стр. 331–332.
- ^ Андрей Сабин Фаур, «Соображения относительно политического словаря румын Габсбургской империи: рецепция либерализма и консерватизма (1838–1914)», в «Вестнике студенческих научных кружков». Археология, История, Музееведение , Том 24, 2018, с.
- ^ «Эпизоды первых выборов аблегату 18 марта, которые начались в Лугосиу, но распались», в Альбине , выпуск 36/1869, стр. 2–3.
- ^ Нес, стр. 132–133
- ^ «Лугосиу, 4 авру 1872 г.», в Альбине , выпуск 9/1872, с. 2
- ^ Нес, стр. 136.
- ^ Береньи, стр. 56, 162. См. также Неш, с. 228
- ^ Береньи, стр. 210, 220–221, 237; Бугариу, с. 400; Дехеляну, с. 221; Нес, с. 301–302
- ^ Косма, стр. 270.
- ^ Береньи, с. 220
- ^ Jump up to: а б «Разное. Самая нарядная почтовая контора», в «Газете Трансильвания », № 54/1880, стр. 3.
- ^ «Разновидности. In Cercelu Fagetului», в Albina , выпуск 82/1875, с. 3
- ^ Jump up to: а б с «Концерт де ла Фоэни», в «Трибуне» , выпуск 37/1905, стр. 2
- ^ Отиман, с. 28
- ^ Jump up to: а б с «Новости. Нетерпимость», в Tribuna Poporului , № 110/1900, с. 3
- ^ «Что и теперь? Некролог», в «Семье » , выпуск 32/1892, стр. 382
- ^ Александру Кандиано-Попеску , Воспоминания из моей жизни , стр. 152–153. Бухарест: Издательство Эминеску , 1998. ISBN 973-22-0673-Х
- ^ Колта, стр. 77–83
- ^ Николае Бокшан, «Банатская революция осени 1918 года в коллективной памяти [ sic ]», в Transylvanian Review , Vol. XXIV, Выпуск 4, Зима 2015, с. 29
- ^ Мунтяну, стр. 8, 20, 47, 51–52, 58, 64–65, 91
- ^ Муресан и Сучу, стр. 90.
- ^ Мунтяну, стр. 48.
- ^ Иоан Виорел Болдуряну, Симион Данила, Корнел Унгуряну , Антология литературы на банатском диалекте (поэзия, проза, театр); 1891–2011 , стр. 61, 71. Тимишоара: Издательство Universităi de Vest , 2011. ISBN 978-973-125-339-8
- ^ Мурешан и Сучу, стр. 89–90, 92–94, 106.
- ^ Колта, стр. 66–67, 78
- ^ Лайош Какуч, «От фонтана Пашеи возле монастыря дервишей до Парка роз. Вклад в историю парков Тимишоары», в Annales Banatului. Археология–История , Том XXIII, 2015, стр. 356.
Ссылки
[ редактировать ]- «Алегерея Д. Андреу де Моушн подписать этот документ в Лугосиу», в Foaia for Minte, Soul and Literature , выпуск 23/1861, стр. 179–181.
- Митрополит Андрейу барон Шагунский — Памятная грамота к столетнему юбилею со дня его рождения . Сибиу: Издательство столичной консистории, 1909. ОСЛК 255696418
- В. Бабешю , «Старые письма», в «Цара Барсей », том I, выпуск 2, июль – август 1929 г., стр. 173–182.
- Мария Береньи , Выдающиеся личности в истории и культуре румын Венгрии (19 век). Исследования . Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2013. ISBN 978-615-5369-02-5
- Николае Бокшан, «Андрей Шагуна и интеллектуалы Баната», в книге Думитру Цейку, Рудольфа Грефа (ред.), Историографические маршруты. Исследования в честь историка Константина Фенешана , стр. 355–376. Клуж-Напока: Румынская академия , Центр трансильванских исследований, 2011.
- Висентиу Бугариу, «Андрей Моксони де Феникс», в «Обществе штата Мэн» , выпуск 20/1931, стр. 399–400.
- Джордже Чоранеску, Объединенная Европа. От идеи до фундамента . Бухарест: Издательство Пайдея , 2004. ISBN 973-596-246-2
- Елена Родика Колта, «Библиофильские проблемы семьи Мочиони», в книге Марии Береньи (редактор), Симпозиум. Сообщения 17-го симпозиума румынских исследователей из Венгрии , стр. 65–84. Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2008. ISBN 978-963-86530-5-5
- Аурел Косма-младший, «История румынской прессы в Банате» (часть 2), в Viaa Romînească , выпуски 7–8/1932, стр. 263–273.
- Адриан Дехляну, «Семья Мочони. История одной из старейших дворянских семей в истории Румынии», в Śara Bârsei , Vol. XIV, выпуск 14, 2015 г., стр. 216–225.
- Кейт Хитчинс , «Андрей Шагуна и восстановление румынской православной митрополии в Трансильвании, 1846–1868», в Balkan Studies , Vol. VI, 1965, стр. 1–20.
- Георге Лицю, румыны из Арада в период смуты 1849–1850 гг . Арад: епархия, 1947.
- Иоанн Лупаш , митрополит Андрей Шагуна. Историческая монография . Сибиу: Типография Архиепископии, 1911. ОСЛК 935441252
- Миодраг Милин,
- «Румыно-сербское сотрудничество в национальном вопросе от дуалистической монархии», в Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства Румынии в 20 веке , Том V, стр. 20–30. Сибиу: ТехноМедиа, 2010. ISBN 978-606-8030-84-5
- «Сербы в 1848–1849 годах в Банате и Воеводине», в Annales Banatul. Археология–История , Том XIX, 2011, стр. 377–400.
- Марсель Морар, «Идеологический спор по поводу статуса Трансильвании 1860–1864 (I)», в Acta Mvsei Porolissensis , Vol. XIII, выпуск 2, 2000, стр. 11–23.
- Иоан Мунтяну, Север Боку: 1874–1951 (Mvsevm Banaticvm Temesiense: Bibliotheca Historica et Archaeologica Banatica, XX) . Тимишоара: Издательство Миртон, 1999. ISBN 973-578-760-1
- Сильвиу Мурешан, Ион Д. Сучу, «Историографические проблемы Иоанна Димитрие Сучу:« македо-румыны »», в Astra Salvensis , Vol. III, выпуск 6, 2015 г., с. 88–108.
- Теодор Неш, Жители Бихора: 1848–1918 гг . Орадя: Епархиальная типография, 1937.
- Паун Отиман , «Андрей Мочони и Висентиу Бабеш — члены-основатели Румынской академии в Банате», в журнале Academica. Журнал под редакцией Румынской академии , выпуск 10, том XXV, октябрь 2015 г., стр. 27–31.
- Теодор В. Пакэцян, «Деятельность румын в австрийском императорском сенате с 1860 года», в Трансильвании , Том. 59, выпуск 4, апрель 1928 г., стр. 267–280.
- А. Папио Илариано , Румыны австрийских государств. Конституционная независимость Трансильвании . Бухарест: Imprimerie de Journal Le National , 1861.
- Тудор-Раду Тирон, «Геральдический вклад в историю предков политического деятеля Андрея Мочиони де Фоэна (1812–1880), члена-основателя Румынской академии», в «Обзоре библиотеки Румынской академии» , Vol. 1, выпуск 1, январь – июнь 2016 г., с. 27–51.
- Аурел Василиу, «Буковина в жизни и творчестве М. Эминеску», в книге Константина Логина (ред.), Эминеску и Буковина , стр. 201–482. Черновцы: Издательство Митрополитул Сильвестру, 1943.
- Алоизиу Влад , Диетические сказки . Лугож: Пресса Траунфелльнера-Венгели, 1865. ОСЛК 935413748
- 1812 рождений
- 1880 смертей
- Члены Императорского совета (Австрия)
- Члены Сейма Венгрии
- Политики партии Деака
- Члены-учредители Румынской академии
- Австрийские государственные служащие
- Нотариусы
- Почтмейстеры
- Австрийские юристы
- Венгерские юристы
- Австрийские бизнесмены XIX века
- Бизнесмены из Австро-Венгрии
- Австрийские банкиры
- Венгерские банкиры
- Коневоды
- Венгерские коллекционеры книг и рукописей.
- Покровители литературы
- Благотворители XIX века
- Австрийские филантропы
- Венгерские филантропы
- Журналисты XIX века
- Журналисты-активисты
- Журналисты из Австро-Венгрии
- Жители Пешта, Венгрия.
- Политики из Будапешта
- Венгерский народ румынского происхождения
- Венгерский народ арумынского происхождения
- Венгерский народ албанского происхождения
- Этнические румынские политики в Австро-Венгрии
- Австрийцы арумынского происхождения
- Австрийцы албанского происхождения
- Православные христиане из Венгрии
- Члены Румынской Православной Церкви
- Члены Греческой церкви
- Венгерское дворянство
- Румынские националисты
- Выпускники Университета Этвеша Лоранда
- Люди революции 1848 года.
- Жители Сербской Воеводины