Теория трех слоев
Теория трех слоев — это теория когнитивных способностей, предложенная американским психологом Джоном Кэрроллом в 1993 году. [1] [2] Он основан на факторно-аналитическом исследовании корреляции переменных индивидуальных различий на основе таких данных, как психологические тесты, школьные оценки и рейтинги компетентности, из более чем 460 наборов данных. Этот анализ предложил трехуровневую модель, в которой каждый уровень учитывает изменения корреляций внутри предыдущего слоя.
Три слоя (страты) определяются как представляющие узкие, широкие и общие когнитивные способности . Факторы описывают устойчивые и наблюдаемые различия между людьми в выполнении задач. Кэрролл далее утверждает, что они не являются простыми артефактами математического процесса, но, вероятно, отражают физиологические факторы, объясняющие различия в способностях (например, скорость срабатывания нервов). Это не меняет эффективности оценки факторов при учете поведенческих различий.
Кэрролл предлагает таксономический аспект различия между факторами уровня и факторами скорости. Задачи, которые способствуют выявлению факторов уровня, можно сортировать по сложности, а отдельных лиц дифференцировать по тому, приобрели ли они навыки выполнения задач. Задачи, влияющие на факторы скорости, отличаются относительной скоростью, с которой люди могут их выполнить. Кэрролл предполагает, что различие между факторами уровня и скорости может быть самой широкой таксономией когнитивных задач, которую можно предложить. Гилфорда Кэрролл отличает свой иерархический подход от таксономических подходов, таких как модель структуры интеллекта (трехмерная модель с содержанием, операциями и продуктами).
Развитие теории трех слоев
[ редактировать ]Теория трех слоев основана главным образом на теории Спирмена (1927). [3] модель общего интеллекта и Horn & Cattell's (1966). [4] теория текучего и кристаллизованного интеллекта. На модель Кэрролла также сильно повлияло издание стандартного комплекта ETS 1976 года. [5] Его факторный анализ во многом соответствовал модели Хорна-Кеттелла, за исключением того, что Кэрролл считал, что общий интеллект является значимой конструкцией.
Эта модель предполагает, что интеллект лучше всего концептуализировать в иерархии трех слоев.
Страта III (общий интеллект): фактор g объясняет корреляцию между широкими способностями на страте II.
Уровень II (широкие способности): 8 широких способностей — подвижный интеллект, кристаллизованный интеллект, общая память и обучение, широкое зрительное восприятие, широкое слуховое восприятие, широкие способности к извлечению информации, высокая скорость когнитивных функций и скорость обработки информации.
Страта I (конкретный уровень): более конкретные факторы под стратой II. [6]
Кевин МакГрю (2005) [7] объединили модель Хорна-Кеттела с моделью Кэрролла, чтобы создать Теорию когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (Теория CHC) , которая с тех пор оказала влияние на разработку тестов. Джонсон и Бушар [8] раскритиковали теорию CHC и две основные теории, на которых она основана, предполагая, что их модель g-VPR обеспечивает лучшее объяснение имеющихся данных.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Б. Кэрролл (1993), Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований , издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
- ^ Дж. Б. Кэрролл (1997), «Трехуровневая теория когнитивных способностей» в Д. П. Фланагане, Дж. Л. Геншафте и др., Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы , Guilford Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США, стр. 122-130.
- ^ Спирман, К. (1927), Способности человека , Лондон: Макмиллан.
- ^ Хорн Дж. и Кеттелл Р. (1966). «Уточнение и проверка теории текучего и кристаллизованного общего интеллекта». Журнал педагогической психологии . 57 (5): 253–270. дои : 10.1037/h0023816 . ПМИД 5918295 .
- ^ Экстром, РБ; Французский, JW; Харман, Х.Х. «Когнитивные факторы: их идентификация и репликация». Монографии по многомерным поведенческим исследованиям . 79 (2): 3–84.
- ^ «Человеческий интеллект: Джон Б. Кэррол» . www.intelltheory.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ МакГрю, Когнитивные способности. В Д. П. Фланагане и П. Л. Харрисоне (ред.). (2012). Современная интеллектуальная оценка : теории, тесты и проблемы. (стр. 151–179). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Джонсон, В. и Бушар-младший, Т. (2005). «Структура человеческого интеллекта: это вербальное, перцептивное и вращение изображений (VPR), а не плавное и кристаллизованное». Интеллект . 33 (4): 393–416. дои : 10.1016/j.intell.2004.12.002 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хант, Эрл (2011). Человеческий интеллект . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88162-3 .
- Кейт Т. и Рейнольдс М. (2010). Способности Кеттелла-Хорна-Кэрролла и когнитивные тесты: что мы узнали за 20 лет исследований . Психология в школах , 47 (7), 635–650.