Капоэйра Ангола
Капоэйра Ангола | |
---|---|
![]() | |
Другие имена | Ангола, Ангола игра |
Боевое искусство | капоэйра |
Место происхождения | Ангола |
Дата творения | неизвестный |
Капоэйра де Ангола (Анголан Капоэйра ) или просто Ангола -это традиционный стиль капоэйры , афро-бразильского боевого искусства . Более новый стиль, основанный на реформе Капоэйры Анголы, называется региональным .
Тем не менее, термин «Капоэйра Ангола» несколько неоднозначен и может означать две вещи:
- Традиционная капоэйра Ангола до его кодификации в 20 -м веке.
- Современная капоэйра Ангола, кодифицированная Mestre Pastinha , на основе старшего.
Хотя Mestre Pastinha стремился сохранить оригинальное искусство, он, тем не менее, ввел значительные изменения в практике капоэйры. Он запрещает оружие и смертельные ходы, прописал форму, перешел на тренировку с улицы в академические круги и начал преподавать женщин. [ 1 ] Но для Mestre Pastinha Капоэйра Ангола была « прежде всего боевым и жестоким боем ». [ 2 ]
Практика Капоэйры Анголы заключается в развитии песнопений , музыки и культуры в дополнение к боевому искусству и поддерживать капоэйру как можно ближе к его африканским корням. [ 3 ] Анголерос сохраняет устные традиции о происхождении Капоэйры и поддерживают связь с исконным искусством Энколо . [ 4 ]
Капоэйра Ангола восстановила для мейнстрима Капоэйры традиции умело сыгранной музыкой капоэйры, которой региональным стилем. пренебрегал [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Название Капоэйра Ангола признает тот факт, что ангольские рабы в Баии были теми, кто больше всего выделялся в своей практике. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Происхождение Ангольской игры
[ редактировать ]
Капоэйра приехала из Африки, привезенной африканцем. Мы все это знаем. [ 7 ]
Ну, есть одна вещь, в которой никто не сомневается: те, кто преподавал Капоэйру нам, были негритянскими рабами, которые были доставлены из Анголы. [ 8 ]
Капоэйра впервые появилась среди африканцев в Бразилии , в начале колониального периода . Как и в других афро-бразильских формах, устная общение является основой передачи знаний и традиций. [ 9 ] Согласно старым местрисам и традициям капоэйры в сообществе, Капоэйра происходит из Анголы . [ 8 ] [ 10 ] Само название Капоэйра де Ангола (Анголан Капоэйра) подчеркивает происхождение дисциплины. Старые имена, включая Jogo de Angola (Angolan Game) или Brincar de Angola (играя в Анголе), [ 11 ] Также подчеркните ангольское происхождение этой дисциплины. Тем не менее, некоторые авторы XIX века отвергли это утверждение, потому что в то время в Африке не была известна игра, похожая на капоэйра. [ 12 ]
В середине двадцатого века художник Neves E Sousa принес подробные рисунки N'Golo от Анголы в Бразилию, показывая, что в Анголе есть искусство, похожее на капоэйру. [ 13 ] С тех пор многие исследования поддержали устную традицию, выявляя Энголо как исконное искусство и определяя регион Кунене как место его рождения. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Традиционная капоэйра Ангола
[ редактировать ]развивалась чрезвычайно жестокая версия Капоэйры В 19 -м веке в Рио -де -Жанейро , связанная с бандами , организованной преступностью и убийством. Эта уличная боевая капоэра кариока использовала ноги, головы, ручные удары, борьба с ножами и борьба с палками , [ 17 ] и сильно отличался от оригинального ангольского искусства. [ 18 ] Правительство Бразилии полностью запретило практику капоэйры по всей стране в 1890 году. [ 19 ]

На плантациях Сальвадора Капоэйра была формой развлечения и активности. В Капоэйре Анголе в Баии была неотъемлемая связь с религией, и почти все игроки были черными или метизосом . [ 20 ] Среди африканцев Баии Капоэйра Ангола была передана как своего рода тайное знание, которое они не разделяли с другими. [ 7 ] Мунис Содре написал:
В маленьком городке под названием Итапема был только один человек, который знал, как играть в Капоэйре, парикмахера. Этому человеку это не понравилось, когда людям упомянули, что он знал капоэйру. Это был своего рода личный секрет. Что -то связано с религиозными обещаниями и обязательствами. Во всех случаях, когда Капоэйра была почти религиозной и имела очень сильное африканское присутствие. [ 21 ]
В отличие от Рио, Капоэйра в Баии не стала оружием организованной преступности, хотя были также бандами соседства Капоэйра, [ 22 ] и Capoeiristas также использовали лезвия. [ 23 ] Кэрибе , художник ранних иллюстраций Капоэйры, написал, что Jogo de Dentro («Внутренняя игра», с противниками, очень близкими друг к другу) был сыгран с ножами в Капоэйре Ангола Родас . [ 24 ] Старая Бахианская Капоэйра также была известна бродяжницей . [ 25 ]
Несмотря на незаконную, Капоэйра продолжала играть в Баии. Местре Бимба , который начал изучать капоэйру в Сальвадоре в 1912 году, вспоминает, что в те времена « Капоэйра практиковалась водителями лошадей, Лонгхоорэмена, работников док-джок и Маландрос ». [ 26 ] Полиция использовала хулиганов в качестве агента провокаторов на собраниях Капоэйры:
В 1917 году нас пригласили в капоэйру Роду в Curva Grande. У Капоэйры Роды были только жесткие парни, все они были обучены, чтобы дать нам избиение в сговоре с полицией. Капоэйра Рода принадлежала сержанту военной полиции. Встал сильный аргумент, сержант вытащил огнестрельное оружие, которое было взято из руки сержанта капоиристом, у которого есть прозвище Хулио Кабеса де Лейтоа, большой нарушитель нарушения нарушения. Была большая перестрелка, это было похоже на поле битвы. Кавалерия вмешалась, полиция и капоиристы были в силе. Они сделали из нас капоирист в курятнике, но это была ловушка. [ 7 ]
была Капоэйра Школа Бесуро Мананга В течение 1920 -х годов в городе Амаро Санто [ 27 ] В течение 1920 -х годов Мастер Норонха и другие мастера основали Центр Капоэйры Анголы в Сальвадоре, Бахия . [ 28 ] В течение 1930 -х годов одним из самых известных игроков в стиле Анголы был Сэмюэль Франциско Баррето де Соуза, известный дорогой Мастер Бога. [ 21 ]
Первый центр Капоэйры Анголы
[ редактировать ]
В течение 1920 -х годов Мастер Норонха , Гистовино Ливино и многие другие магистры Капоэйры Анголы основали Центр Капоэйры Анголы Стоун Ладера, район Либердад , в Сальвадоре, Баия . [ 28 ] Основательными мастерами были: Норонха, Ливино, Маре, Дор, Раймундо Апр, Персио, Джеральдо Шляпник, Ювенал, Джеральдо Пе де Би, Зехи, Фелисиано Шелковые усы, Бонома, Генрике сгорел, Черный Джагуар, Кемент, Алгемиро Гран -Глаз Лонгсхер. Антонио Галиндо, Антонио Бока -де -Порко Стейведор, Candido Small Golden Chompion of Bahia, Lúcio Pequeno, Кабула Банк. [ 7 ] Цвета этого центра были зелеными и желтыми, цвета бразильского флага, и они были символизированы на одежде, которую носят ученики. [ 29 ] Были четкие правила боя в их центре Капоэйры Анголы:
Капоириста, которую тянут низким в демонстрации или хвостом Stingray поглощается или коленом в устье штанов или бедро, . Противник обходится избитым, если он немедленно признал его поражение вне демонстрации. Это правила Капоэйры Анголы. Боевое кольцо составляет 4 прохода на 4, будет судья Капоэйра Анголы, чтобы судить игрока Анголы, который превосходит атаку. [ 7 ]
Реформа и легализация капоэйры
[ редактировать ]С начала 20 -го века многие учителя пытались вернуть Капоэйру в правовую рамку. После нескольких попыток кодифицировать уличную версию Капоэйры из Рио, Местре Бимба из Сальвадора реформировал Бахианс Капоэйру и кодифицировал ее в региональном стиле.
В начале 1930 -х годов Mestre Bimba разработал систематический метод обучения для Capoeira, включая удары от других боевых искусств. [ 30 ] Он назвал это Региональной Байаной Лутой (региональной бахийской борьбы), потому что Капоэйра все еще была незаконной. [ 31 ] В 1937 году Bimba основал Centro de Cultura Física E Luta Regional с разрешения секретаря по образованию Сальвадора . Его работа была очень хорошо принята, и он преподавал Капоэйру в культурную элиту города. [ 31 ]
К 1940 году Капоэйра, наконец, потеряла свой преступный коннотацию и была легализована.
Pastinha's Capoeira Angola Center
[ редактировать ]![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() цвета
| |
Также известен как | чешский |
---|---|
Дата основана | 1941 |
Страна происхождения | Бразилия |
Основатель | Висенте Пастерина |
Искусство преподается | Капоэйра Ангола |
Искусство предка | Энганал |
Предки школ | Capoeira Center Ангола |
Практикующие | Жоао Пекено Жоао Гранде |
Капоэйра не моя, она принадлежит африканцам в Бразилии. [ 32 ]
В ответ на серию реформ, которые значительно изменили капоэйру, Mestre Pastinha решила сохранить и популяризировать традиционный африканский стиль, известный как Capoeira de Angola , [ 33 ] [ 34 ] от которых реформаторы дистанцировались.
В 1941 году старая капоэйра Ангола Мешресс, управлявший первым центром Капоэйры Анголы, узнал способного человека в Пассинхе и поручил ему управлять центром в Либердаде. [ 28 ] В том же году он юридически зарегистрировал спортивный центр Капоэйры Анголы (CECA), в Сальвадорском соседке Пелуриньо , который привлек много традиционных капоиристов. Он сделал свою миссию, чтобы явно отделить Капоэйру Анголу от насилия. [ 35 ] Pastinha принял цвета своего любимого футбольного клуба, Ypiranga , Yellow and Black, которые стали отличительными признаками стиля Анголы, который он преподавал. [ 36 ]
Несмотря на их значительные различия, оба Mestres представили крупные инновации - они отодвинули обучение и Родас от улицы, создали академические круги , предписанную форму, начали преподавать женщин и представлять Капоэйру более широкой аудитории.
Академический период
[ редактировать ]Pastinha собрала множество отличных игроков вокруг него не только из -за его стиля игры, но и его личных качеств. [ 37 ] Тем не менее, многие мастера Capoeira Angola, включая Waldemar , Green Smalk и Black Cat, не стали частью школы Pastinha, и искусство продолжало жить и за пределами Академии. [ 11 ] [ 38 ] Местр Вальдемар регулярно держал Родас в районе Либердаде в 1940 -х и 1950 -х годах.
Традиционный метод изучения Капоэйры Анголы, который сохранялся до 1960 -х и старше, полагался на интуитивное обучение и наблюдение. Не было никакого структурированного обучения, сосредоточенного на повторяющихся движениях. [ 39 ] Усилия Анголероса по различению Капоэйры Анголы сорвали попытки властей в 1970 -х годах , чтобы униформировать Капоэйру как национальный спорт бразильцев. [ 40 ]
Параллельно Капоэйра Ангола начала терять популярность, и к 1970 -м годам многие Анголеирос переключились на региональную популяризированную Групо Сензалой . Некоторые из старых Ангольских Местерс ушли на пенсию, и они больше не преподавали из -за отсутствия учеников. [ 41 ]
Но с 1980 -х годов, в основном, кажется, возникает обратное. Наблюдая за разными игроками Анголеро из Баии, региональные игроки, такие как Marrom из Сензалы в Рио -де -Жанейро, Деральдо в Бостоне и Китай в Барселоне, решили стать Анголеросом. [ 42 ] С 1985 года Capoeira Angola испытала возрождение с притоком новых студентов. Возможно, из-за увеличения учащихся или, возможно, с успехом метода Сензалы , учителя Анголы приняли новый метод обучения, включая разминки , структурированные последовательности движений, равномерное исполнение ударов и многое другое. [ 39 ] В результате современные анголерос из конкретной академии, как правило, демонстрируют униформный стиль игры. [ 39 ]
Примерно в 2010 году Mestre Cobra Mansa и немногие другие игроки Capoeira Angola отправились в исследовательскую поездку в Анголу в поисках корней игры. Там они нашли игроков почти вымершей игры Engolo и сыграли с ними совместные игры Capoeira-Engolo. [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]
Традиционно капоэйра в Баии была исключительно сопровождалась большим барабаном банту, который был нацелен на полицейские репрессии в 19 веке. [ 43 ] В начале 20 -го века наиболее значимым музыкальным изменением стало переход от барабана к Беримбау , который стал основным инструментом в Капоэйре. [ 44 ] [ 45 ] На переход, возможно, повлиял не только музыкальные предпочтения, но и двойную роль Беримбау как оружия. [ 46 ]
До середины 20-го века в Капоэйре Ангола использовались различные комбинации инструментов. Мунис Содре написал, что в Санто Амаро музыка капоэйра была воспроизведена под звуком маленькой гитары. [ 47 ]
Mestre Pastinha формализовал инструменты оркестра Анголы Капоэйры в его академии. Он экспериментировал с различными инструментами, иногда включал гитары ( Viola de Corda ) и даже представляя испанские кастанеты в Роду . [ 36 ] Текущее стандартизированное образование трех Berimbaus, двух Pandeiros, One Agogô, One Reco-Reco и одного атабака, вероятно, не стали установлены до 1960-х годов . [ 36 ] Хотя в Местре Уолдемар Родасе у них не было Атабак , большого барабана. [ 48 ]
Сегодня типичное образование батареи в Капоэйре Ангола - три беримбауса , два пандейро , один атабак , один агого и один ганзуа . [ 49 ]
Ритмы Ангола и Сан -Бенто Гранде были только двумя среди многих других, используемых в традиционной капоэйре. [ 50 ] Pastinha основывался на своем стиле на более медленном ритме Анголы , в то время как Mestre Bimba предпочитал более быстрый Сан -Бенто Гранде , хотя оба использовали широкий спектр TOQUES . [ 50 ] Сегодня музыка Капоэйра Ангола, как правило, медленная. [ 25 ]
Методы
[ редактировать ]Капоэйра Ангола на самом деле имеет небольшое количество движений по сравнению с некоторыми другими боевыми искусствами. Согласно Mestre Pastinha, основными ударами капоэры Анголы являются: [ 51 ]
В Capoeira Angola существует ограниченное количество ударов, но каждый удар имеет многочисленные методы в зависимости от того, где он применяется. [ 52 ] У каждого удара есть вариации, так что на первый взгляд кажется простой. [ 53 ]
правильный Jogo de Dentro (внутренняя игра). Эти базовые методы позволяют разработать [ 54 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Капоэйра Ангола подчеркивает более медленную игру на уровне земли . Игры в Capoeira Angola длится долго, иногда более десяти минут, что позволяет более расширенному диалогу между участниками. [ 55 ] Капоэйра Ангола Родас может длиться от двух до пяти часов. [ 56 ] Известно, что некоторые Родас в Сальвадоре опасны, в то время как другие считаются мягкими. [ 56 ]
Практически не существует возрастного ограничения для входа в академию Капоэйры Анголы. [ 57 ] В академии Pastinha было очень большое количество людей старше 60 лет, которые практиковали капоэйру с впечатляющей совместной ловкостью и гибкостью. [ 57 ] Этот подход разделяет сходство с африканскими танцами, которые побуждают людей танцевать в соответствии с их способностями. В Африке танец доступен для всех. [ 58 ]
Капоэйра Ангола характеризуется стратегическим, с подсказывающими движениями, она ценит традиции Малиции , Маландрагема и непредсказуемости оригинальной капоэйры. [ 3 ] Антрополог Алехандро Фригерио определяет Капоэйру Анголу как искусство, по сравнению с капоэйрой региональным как спорт. Он подчеркивает следующие характеристики современной капоэйры Анголы, а именно: хитрость, комплементация (из двух игроков «движения), низкая игра, отсутствие насилия, красивые движения (согласно« черной эстетике »), медленной музыки и важности ритуала и театральности. [ 25 ]
Несмотря на игривую внешность, Капоэйра Ангола всегда является потенциально насильственной формой искусства. [ 56 ] Старые Местрос учат, что Капоэйра Ангола - это « искусство борьбы с улыбкой », но они также подчеркивают важность готовности к защите себя. [ 56 ]
Капоэйра Ангола неразрывно связана с африканскими религиозными и идеологическими убеждениями. Многие межстремы Capoeira Angola в Баии имели связь с религией Candomblé . [ 59 ]
Одежда
[ редактировать ]В отличие от многих других групп капоэйры, которые играют босиком , анголерос всегда тренируется с обувью. Когда дело доходит до цвета униформы, в стиле отсутствует однородность. Хотя Mestre Pastinha в его академии требовала, чтобы ученики носили желтые и черные майки, некоторые из его преемников приняли только белые униформы в своих школах. [ 42 ]
Анголеро идентичность
[ редактировать ]Существует значительное несоответствие между тем, как некоторые игроки капоэйры определяют себя, и тем, как другие их классифицируют. Определение того, кто квалифицируется как анголеро , например, далеко не просто. Те, кто были студентами Pastinha, а затем стали мерэстро, широко признаны центральными фигурами в стиле Анголы. Это признание также распространяется на учеников других известных меров, таких как Cobrinha Verde или Waldemar . [ 60 ]
являются анголеросом Тем не менее, помимо этой основной группы, многие другие капоиристы утверждают, что также . Их утверждение сталкивается с проблемами от выделенных анголероса на двух фронтах: линия и техника. Капоиристы, которые практиковали разные стили в течение длительного периода, а затем решают переключиться на Анголу, часто рассматриваются с неодобрением и называются региональными . [ 60 ]
Интерпретации
[ редактировать ]
[Как Engolo ], капоэйра девятнадцатого века была также сыграна с более прямого положения, и наземная игра, вероятно, была разработана только позже на плоских и каменных поверхностях квадратов и пирсов в бразильских портовых городах. Следовательно, игра на местах, которая настолько знаковая в стиле Анголы - считается более африканской - вероятно, и по иронии судьбы менее африканская, чем обмены ударами с постоянной позиции, часто рассматриваемой западными инновациями. [ 15 ]
- Профессор Матиас Рёриг Ассунчао
Ассунчао отмечает, что, поскольку Капоэйра Ангола развивалась в отличие от регионального, существует тенденция «очищать» его из всех элементов, воспринимаемых как региональные, даже если они приходят из старой Анголы. [ 25 ] Кажется, что Капоэйра Ангола превратилась в значительно положительный справочник в основной капоэре. Это рассматривается как синоним с корнями капоэйры. Таким образом, на региональных событиях часто приглашаются межстры Анголеро , однако обратное редко случается, потому что региональные мересты не считаются компетентностью в кругах Анголы. [ 50 ] Таким образом, в то время как Ангола считается матерью регионального, региональный стал своего рода дьяволом для многих Анголероса, которые не любят «агрессивные» игры и «насилие». [ 42 ]
Замечательный
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]
Литература
[ редактировать ]- Pastinha, Master (1988). Капоэйра Ангола . Государственный культурный фонд Баия.
- Асунсьон, Матиас Рёриг (2002). Капоэйра: История афро-бразильского боевого искусства . Routledge. ISBN 978-0-7146-8086-6 .
- Capoeira, Nestor (2002). Капоэйра: корни танцевальной игры . Blue Snake Books. ISBN 978-1-58394-637-4 .
- Talmon-Chvaicer, Maya (2008). Скрытая история капоэйры: столкновение культур в бразильском боевом танце . Университет Техасской прессы. ISBN 978-0-292-71723-7 .
- Деш-Оби, М. Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканского боевого искусства в атлантическом мире . Колумбия: Университет Южной Каролины Пресс. ISBN 978-1-57003-718-4 .
- Варела, Серджио Гонсалес (2017). Власть на практике: прагматическая антропология афро-бразильской капоэйры . Berghahn Books. ISBN 9781785336355 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Предположение 2002 , стр. 164.
- ^ Pastinha 1988 , стр. 30
- ^ Jump up to: а беременный Харт, Стивен М.; Янг, Ричард (2003). Современные латиноамериканские культурологии . Лондон: Арнольд. С. 285–286. ISBN 0-340-80821-7 Полем OCLC 52946422 .
- ^ Jump up to: а беременный Игра тела. Капоэйра и происхождение
- ^ Capoeira 2002 , стр. 226
- ^ Pastinha 1988 , стр. 27
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Рукописи мастера Норонхи
- ^ Jump up to: а беременный «Это бой, это танец, это капоэйра» . Реалидад . Февраль 1967 - через Velhosmestres.com.
- ^ В Роде есть женщины: расширение прав и возможностей женщин в Капоэйре
- ^ Предположение 2002 , стр. 156
- ^ Jump up to: а беременный «ABC Капоэйра Ангола - рукописи мастера Норонхи | Публикации и статьи - Капоэйра» . Portalcapoeira.com. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Получено 18 ноября 2013 года .
- ^ Классический источник истории Капоэйры: Плацидо де Абреу, 1886
- ^ Визит Албано Невеса Эуза
- ^ Из моей Африки и Бразилии, которые я видел , Албано Невес и Соуза. Ангола: ред.
- ^ Jump up to: а беременный Матиас Рёриг Ассунчао, Энколо и Капоэйра. От этнических до диаспорических боевых игр в южной части Атлантики
- ^ Di-Obi 2008 , стр. 206-207.
- ^ Предположение 2002 , стр. 83.
- ^ Di-Obi 2008 , стр. 209
- ^ «Бразильский уголовный кодекс - Запрет Капоэйра - 1890 - Викирус» (на португальском языке). Pt.wikisource.org . Получено 18 ноября 2013 года .
- ^ Capoeira 2002 , стр. 160.
- ^ Jump up to: а беременный Capoeira 2002 , стр. 150
- ^ Talmon-Chvaicer 2008 , стр. 117
- ^ КОБРИНХА ВЕРДЕ УЧИТЕ МАРСЕЛИНО БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО ИГРАТЬ Капоэйру с бритвой в ноге.
- ^ Capoeira 2002 , стр. 29
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Предположение 2002 , с. 198.
- ^ Capoeira 2002 , стр. 183.
- ^ Capoeira 2002 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а беременный в ABC M Noronha
- ^ Мастер Норонха
- ^ Кингсфорд-Смит, Эндрю. «Замаскирован в танцах: секретная история капоэйры» . Культурная поездка . Получено 3 октября 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Sodre, Muniz (2002). Mestre Bimba: тело Mandiga (на португальском языке). Книжный магазин Travessa. ISBN 978-85-86218-13-2 .
- ^ Capoeira 2002 , стр. 206
- ^ Предположение 2002 , стр. 129
- ^ 11-20 января 1937 г. II Афро-бразильский конгресс, Капоэйра де Ангола
- ^ Предположение 2002 , стр. 153
- ^ Jump up to: а беременный в Предположение 2002 , с. 158
- ^ Capoeira 2002 , стр. 205.
- ^ Предположение 2002 , стр. 154–155.
- ^ Jump up to: а беременный в Capoeira 2002 , стр. 225
- ^ Talmon-Chvaicer 2008 , стр. 178.
- ^ Capoeira 2002 , стр. 232.
- ^ Jump up to: а беременный в Предположение 2002 , с. 201
- ^ Di-Obi 2008 , стр. 183-185.
- ^ Di-Obi 2008 , стр. 183.
- ^ Talmon-Chvaicer 2008 , стр. 128
- ^ Di-Obi 2008 , стр. 184.
- ^ Capoeira 2002 , стр. 149
- ^ Нет Атабак! Вот как это было!
- ^ «Какие музыкальные инструменты используются в Capoeira? | Capoeira Connection» . Capoeira-connection.com . 26 октября 2011 г. Получено 9 июня 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Предположение 2002 , с. 200
- ^ Pastinha 1988 , стр. 38
- ^ Pastinha 1988 , стр. 76
- ^ Pastinha 1988 , стр. 37–38.
- ^ Предположение 2002 , стр. 157
- ^ Talmon-Chvaicer 2008 , стр. 163.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Varela 2017 , с. 112.
- ^ Jump up to: а беременный Pastinha 1988 , с. 36
- ^ Talmon-Chvaicer 2008 , стр. 165.
- ^ Varela 2017 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а беременный Предположение 2002 , с. 199.