История капоэйры

История капоэйры исследует истоки и развитие капоэйры , бразильского боевого искусства, сочетающего в себе элементы танца, акробатики и музыки.
В прошлом многие участники использовали для этого искусства название «Ангола» или термин brincar de Angola («игра в Анголу»). [ 2 ] В официальных документах капоэйра была известна как «капоэйрагем», а практикующий был известен как «капоэйра». Постепенно это искусство стало известно как капоэйра, а практикующего стали называть капоэйристом. [ 3 ]
Капоэйра впервые появилась среди африканцев в Бразилии , в ранний колониальный период . Существующие источники документально подтверждают только две африканские боевые игры, в которых используются удары ногами и головой: энголо в Анголе и моренги на Мадагаскаре и прилегающих островах. [ 4 ] Согласно старым местре капоэйры и традициям внутри сообщества, капоэйра зародилась в Анголе . [ 5 ] [ 6 ] Хотя происхождение капоэйры не совсем ясно, многие исследования подтверждают устную традицию, определяя энголо как древнее искусство и определяя регион Кунене как его родину. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Тем не менее, некоторые авторы полагают, что помимо энголо существовали и другие предки. [ 10 ] В основе капоэйры мы находим техники, разработанные в энголо, в том числе удары ногой в форме полумесяца , толкающие удары , подсечки , стойки на руках , колеса телеги , уклонения и даже культовые Meia lua de compasso , удар скорпиона и L-удар . [ 8 ] [ 11 ]
было отправлено больше рабов, Из Южной Анголы в Рио-де-Жанейро чем из любого другого региона Африки. [ 12 ] Рио-де-Жанейро, эпицентр капоэйры в 19 веке, стал свидетелем развития чрезвычайно жестокого стиля капоэйра кариока, связанного с бандами или мальтами . Эта капоэйра уличного боя представляла собой смесь различных боевых техник: удары ногами, головой, удары руками, бой на ножах и бой на палках . [ 13 ] только первый, возможно, произошел из ангольского искусства. [ 14 ] Эта жестокая версия капоэйры сейчас практически вымерла.
Современная капоэйра родом из Баии и была систематизирована местре Бимбой и местре Пастинья в региональном и ангольском стиле. Несмотря на существенные различия, оба местре ввели важные новшества — они перенесли тренировки и рода с улиц в закрытые помещения, учредили академические круги , предписали униформу, начали обучать женщин и представили капоэйру более широкой аудитории.
16-17 века: депортация африканцев в Бразилию.
[ редактировать ]
Ну, есть одно, в чем никто не сомневается: капоэйру нас учили негры-рабы, привезенные из Анголы. [ 5 ]
С 16 века португальские колонисты начали захватывать рабов из Анголы и переправлять их в Бразилию . В 1617 году они основали колонию в Бенгеле . В 1627 и 1628 годах они провели две важные военные кампании во внутренние регионы. Один отважился к истоку реки Кунене , а другой направился на центральные территории, населенные народом кунене, известным своими боевыми искусствами . [ 15 ] Некоторые порабощенные ангольцы привезли с собой свое традиционное боевое искусство энголо . [ 16 ]
Основной экономической деятельностью в колониальной Бразилии было производство сахарного тростника . Португальские колонисты создали крупные фермы по выращиванию сахарного тростника, называемые энгенхос (двигатели), на которых используется рабский труд. Рабов, живущих в нечеловеческих условиях, заставляли тяжело работать и часто подвергали физическим наказаниям за мелкие проступки. [ 17 ]
Вскоре освобожденные рабы начали основывать свои поселения в отдаленных районах, которые они называли киломбо банту означает военный лагерь , что на языке кимбунду . [ 18 ] Португальские источники упоминают, что для поимки воина киломбо потребовалось более одного драгуна , поскольку они защищались с помощью « странно движущейся боевой техники ». [ 19 ] Губернатор провинции заявил, что «киломбо победить труднее, чем голландских захватчиков». [ 19 ]
Некоторые киломбо выросли и стали независимыми государствами, самое крупное из которых - Киломбо-дус-Пальмарес , африканское королевство в Западном полушарии, просуществовавшее почти столетие (1605-1694). [ 19 ] Киломбос привлекал беглых рабов, выходцев из Бразилии и даже европейцев, сбежавших от закона. [ 19 ] Повседневная жизнь в киломбо предлагала свободу и возможность жить самостоятельно. В таком многоэтническом сообществе, которому постоянно угрожают португальские колониальные войска, капоэйру обучают как эффективному боевому искусству. [ 19 ]
18 век: Распространение капоэйры в города и репрессии.
[ редактировать ]Ко второй половине XVIII века энголо прочно обосновалось в Рио-де-Жанейро и других городах. [ 16 ] Термин «игра в анголе» также использовался для обозначения этого искусства, где и «ангола» , и «энголо» на самом деле произошли от одного и того же слова банту. [ 20 ] Среди африканцев Баии ангольская дичь передавалась как своего рода тайное знание, которым они не делились с другими. [ 21 ]
Любое проявление среди чернокожих не только боевых искусств, но и простой акробатики считалось подозрительным и запрещалось. [ 22 ] сообщила о свободном чернокожем человеке в Рио В 1780-х годах инквизиция за « колдовство ». Одним из показателей его роли как специалиста по ритуалам была его привычка ходить на руках . [ 23 ]

Одно из первых описаний перевернутых ударов ногами относится к Баии 18 века. В деле инквизиции сообщалось о свободном африканце по имени Жуан, который обладал способностью становиться «одержимым» и общаться с предками. Чтобы добиться этого, ему пришлось бы «идти на одной ноге, резко забрасывая другую через плечо». [ 23 ]
К концу XVIII века ангольскую боевую технику в Бразилии стали называть капоэйрой . [ 24 ] назван в честь полян в лесу , где живут освобожденные рабы и практикуют свои навыки. [ 25 ] Термин «капоэйра» впервые упоминается в судебном протоколе 1789 года, в котором сообщается, как молодой человек по имени Адао был сурово наказан 500 ударами плетью за занятия капоэйрой :
Между капоэйристами произошла драка, и один из них был убит. Согласно законам королевства, самым тяжким преступлением было занятие капоэйражемом [...] Адао был невиновен по обвинению в убийстве, но его статус капоэйра был подтвержден. В качестве наказания он должен был получить пятьсот ударов плетью и два года общественных работ. [ 23 ]
- Судебный протокол 1789 года.
Капоэйра практиковалась в сензалах (кварталах рабов), на сельских плантациях и среди городских чернокожих общин. Полицейские записи о практиках капоэйры существовали с конца 18 века в Рио-де-Жанейро , Сальвадоре и Ресифи . Колониальное правительство пыталось подавить это, установив суровые физические наказания, включая выслеживание практикующих и открытое их убийство. [ 26 ]
XIX век: банды капоэйры Рио-де-Жанейро
[ редактировать ]
В начале 19 века принц Дом Жуан VI вместе с королевским двором переехал в Рио-де-Жанейро. Из-за роста городов на производства было привлечено больше рабов . [ 27 ] Городские рабы обычно работали без непосредственного надзора, искали работу и платили часть своему хозяину. Это способствовало распространению среди них практики капоэйры во время и после работы.
Жестокая рабская игра
[ редактировать ]В марте 1814 года полицейский шеф увидел на улице жестокую капоэйру, когда мимо проходил принц. Они были « с ножами, палками и лентами, которые они иногда используют, чтобы выйти, вызывая большие беспорядки и крича ». [ 28 ]
Полиция представила капоэйрагем как хорошо организованную сеть территориальных групп со своей символикой и сленгом. Согласно полицейскому отчету 1815 года, красная шляпа была символом капуэристов. Некоторые арестованные капоэйры носили цветные ленты , особенно желтые и красные, связанные с религиями Конго/Анголы . Они также обычно носят шляпы или кепки , а иногда и перья . Эти предметы, возможно, обозначали их этническую принадлежность, но неясно, указывали ли они на принадлежность к банде. Некоторые даже были арестованы за то, что «ходили капоэйрой». [ 29 ]

Свистом капоэйристы сигнализировали друг другу. [ 30 ] В 1817 году полиция объявила строгие наказания за хранение ножей, а также тех, кто «свистит и палками», включая 300 ударов плетью (только для рабов) и три месяца принудительных работ:
Такое же наказание будет применяться ко всем тем, кто бродит по городу, свистя и держа в руках палки, совершая беспорядки большую часть времени без цели и хорошо известных под названием капоэйра, даже если они не провоцируют каких-либо травм или смерти. или любое другое преступление […] [ 28 ]
В 1817 году один офицер потребовал арестовать «всех негров и мулатов», которые «развлекаются играми в капоэйраж» в семи разных местах города. [ 31 ]
В 1821 году Военная комиссия Рио-де-Жанейро написала военному министру о «срочной необходимости немедленно и публично наказать негров-капоэйристов, пойманных военной школой и спровоцировавших беспорядки». В письме также сообщается, что «эти капоэйристы нанесли шесть смертей и множество ножевых ранений». [ 32 ] 6 февраля 1822 года император Педро I пообещал четырехдневный отпуск любому солдату, поймавшему капоэйриста. [ 33 ]
Между 1822 и 1825 годами баварский художник Иоганн Мориц Ругендас описывает капоэйру как игру с ударами головой:
У негров есть еще одна военная игра, гораздо более жестокая, джогар капоэра : два чемпиона бросаются друг на друга и стремятся ударить головой в грудь противника, которого хотят сбросить на землю. С помощью прыжков в сторону или столь же искусных парирований они уклоняются от атаки; но, бросаясь друг на друга, более или менее подобно козлам, они иногда сильно ранят голову: поэтому часто можно видеть, как шутки заменяются яростью, до такой степени, что удары и даже ножи окрашивают дичь кровью. [ 34 ]

В 1829 году закон ограничил количество ударов раба пятьюдесятью в день. Однако были сделаны исключения для двух основных угроз системе: киломбола публично били по столбам на площадях Кампо-де-Сантана . и капоэйры, которых в качестве сдерживающего фактора [ 35 ]
В июле 1831 года полицейский патруль столкнулся с группой из более чем 200 « черных и мулатов », участвовавших в бою в пригороде Катете . Они приостановили бой и забросали патруль камнями, ранив его лидера. Когда патруль атаковал, они разделились на отдельные фракции и разошлись в противоположных направлениях. Этот инцидент подразумевает уровень организации внутри групп капоэйры в тот период. [ 30 ]
Рост насилия в капоэйре
[ редактировать ]Преподобный Джеймс Флетчер, посетивший Рио в 1850-х годах, охарактеризовал лидеров капоэйры как тех, у кого погибло больше всего людей. [ 36 ] В полицейском отчете от февраля 1854 года было отмечено, что всего за один день «капоэйры совершили семь убийств в приходе Санта-Анна». [ 37 ] Фольклорист Мелло Мораес описывает, как капоэйра жестоко прерывала публичные мероприятия в Рио середины 19 века:
Иногда, прерывая ход процессии или ход парада, можно было слышать, наряду с криками бегущих в ужасе дам, негров, несущих на руках молодого господина, отцов, ищущих убежища для жены и детей, ужасное «Заткнись!» Неисправность'. Каксингелес . [ученики капоэйры] летели впереди, капоэйрагема взрывалась без каких-либо ограничений, а хаос приводил к разбитым головам, разбитым фонарным столбам, ножевым ранениям и смертям [ 38 ]
Данные полиции середины XIX века показывают, что капоэйра была основной причиной арестов:

«Из 288 рабов, попавших в тюрьму Калабусу в 1857 и 1858 годах, 80 (31%) были арестованы за капоэйру и только 28 (10,7%) за побег. Из 4303 арестов в полицейской тюрьме Рио в 1862 году 404 задержанных — почти 10% — были арестованы за капоэйру». [ 39 ]
Стандартным наказанием для заключенных в тюрьму капоэйристов были порка (только рабов) и принудительный труд на верфях. [ 30 ]
В сельских поместьях капоэйру играли как форму развлечения. В 1859 году французский журналист Шарль Рибейроль описал свободные афро-бразильские практики на фазенде в провинции Рио-де-Жанейро:
В субботу вечером, после последнего рабочего задания на неделе и в праздники, дающие безделье и отдых, у негров есть час-два вечера для танцев. Они собираются на своем террейро , зовут, собирают и подстрекают друг друга, и праздник начинается. Вот это капоэйра , разновидность пиррова танца, со смелыми боевыми эволюциями, управляемыми конголезским барабаном; вот батук с его холодными или неприличными позами, которые ускоряет или сдерживает урукунго , альт с тонкими струнами; дальше — это бешеный танец, в котором провоцируют взгляд, грудь и бедра. Это своего рода опьяненная судорога, которую называют лунду . [ 38 ]
В 1860-х годах банды капоэйры сильно пострадали из-за призыва к войне в Парагвае . Начальник полиции ясно дал понять, что хочет использовать вербовку, чтобы очистить город от капоэйры. [ 31 ] Однако только в Рио за участие в войне было освобождено 2900 рабов, среди них многочисленные капоэйры. [ 31 ]
Война Нагоаса и Гуаямоса
[ редактировать ]К 1870-м годам банды капоэйры сформировали две основные мальты : Нагоас и Гуайамос , организованные городскими приходами . [ 40 ] В Гуайаму есть такие партии, как Святой Франциск, Святая Рита, Ору-Прету, Маринья и Сен-Домингуш де Гужман. Их цвет был красным . В Нагоа есть такие вечеринки, как Сент-Люсия, Святой Иосиф, Лапа, Святая Анна и Мура. Цвет у них был белый . Многие рабочие, носившие эти цвета, часто подвергались насилию. [ 40 ] У этих партий были лидеры, помощники, полицейские и рядовые солдаты. [ 40 ] который открывает военные принципы в бандитской культуре. [ 41 ] Более того, многие капоэйры служили полицейскими, Национальной гвардией или солдатами. [ 42 ]
Обе банды регулярно проводили воскресные учения с применением ножей и бритв:

Инструкторами новичков служили самые известные капоэйры. Сначала удары репетировали чистой рукой; когда ученик воспользовался уроками, их стали репетировать с деревянным оружием и, наконец, в ход пошли даже их клинки, и место упражнений часто становилось кровавым. [ 40 ]
Уличные бои на Мальте были исключительно жестокими, в них применялось все доступное оружие, такое как дубинки и ножи, что часто приводило к большому числу жертв.
Нагоа Либеральной и Гуаямун использовались соответственно в качестве ударной силы Консервативной и партией . [ 43 ] Республиканская партия, основанная в 1870 году, была среди редких политических образований, последовательно выступавших против Мальты. Крупный политический инцидент произошел в 1873 году, когда банды капоэйры жестоко разогнали республиканское собрание, вдохновленное провозглашением республики в Испании .
В 1881 году большинство арестованных капоэйристов (60%) были свободными гражданами (обычно рабочими) против 40% рабов. [ 38 ] В 1885 году белые составляли не менее 22% арестованных капоэйристов, а в 1890 году эта цифра увеличилась до 33%, черные составляли 36% и 30% соответственно, в то время как остальные не подпадали под определение цвета кожи. [ 44 ]
Политическое насилие и запрет капоэйры
[ редактировать ]13 мая 1888 года рабство в Бразилии закончилось Золотым законом , подписанным принцессой Изабель . [ 45 ] Сразу после этого бразильский имперский режим сформировал Черную гвардию ( Guarda Negra ), секретную военизированную организацию, состоящую из освобожденных африканских рабов и капуеристов. [ 46 ] Целью было обеспечить восшествие на престол принцессы Изабеллы в противовес растущему республиканскому движению. [ 47 ] Капоэйристы Guarda Negra совершали ужасные преступления, жестоко срывая как частные, так и публичные собрания республиканцев. Самый крупный штурм произошел 30 декабря 1888 года во время собрания республиканцев во Французском гимнастическом обществе. Когда Сильва Жардим начал свою речь, комната превратилась в поле битвы, где было много убитых и раненых. [ 48 ]
15 ноября 1889 года Первая Бразильская республика была провозглашена . После переворота республиканцы ввели строгие меры против банд. Всего за неделю было арестовано 111 капоэйров. [ 42 ] В 1890 году новая республика издала указ о запрете капоэйры на всей территории страны. [ 49 ]

Заниматься упражнениями на ловкость и физическую ловкость, известными как капоэйражем, на общественных улицах и площадях; заниматься бегом с оружием или инструментами, способными причинить телесные повреждения, подстрекать к массовым беспорядкам или беспорядкам, угрожать конкретным или неустановленным лицам или внушать страх причинения вреда: Наказание — лишение свободы на срок от двух до шести месяцев. Для лидеров или голов штраф удваивается. [ 50 ]
- Уголовный кодекс Соединенных Штатов Бразилии (1890 г.), О бродягах и капоэйре.
Во время запрета любой человек, уличенный в занятиях капоэйрой, подвергался аресту. Уличные роды , по-видимому, исчезли, хотя их остатки могли сохраниться в некоторых трущобах или рабочих кварталах. [ 51 ] Капоэйра медленно угасала в Рио и Ресифи, сохранившись только в Баии.
Именно в этот период легендарные бойцы капоэйры, такие как Бесуро в Баии, Насименту Гранде в Ресифи и Мандука да Прайя в Рио. прославились [ 52 ]
20 век: Кодификация капоэйры
[ редактировать ]
В начале 20-го века некоторые преподаватели капоэйры пытались обойти запрет, включив элементы гимнастики и других разрешенных боевых искусств, таких как дзюдо . Профессор Марио Алейшо был первым, кто продемонстрировал капоэйру, «переработанную, сделанную больше и лучше», которую он смешал с дзюдо , борьбой , джого до пау и другими видами искусства, чтобы создать Дефеса Пессоал (Личная защита). [ 53 ] [ 54 ] В 1928 году Анибал «Зума» Бурламаки опубликовал первое руководство по капоэйре, Ginástica nacional, Capoeiragem metodizada e regada , где он также представил боксу, правила, подобные для соревнований по капоэйре. Это имело большое влияние, его даже преподавали в академиях. [ 54 ] Инесил Пенья Мариньо опубликовала похожую книгу. [ 53 ] Феликс Пелигрини основал школу капоэйры в 1920-х годах, намереваясь практиковать ее с научной точки зрения. [ 54 ] Местре Синхозиньо из Рио-де-Жанейро создал в 1930 году метод обучения, который лишил капоэйру всей ее музыки и традиций, превратив ее в полноценное боевое искусство. [ 55 ]
Хотя эти усилия помогли сохранить капоэйру, [ 55 ] они также привели к упадку традиционной формы капоэйры. [ 53 ]
В начале 1930-х годов местре Бимба , традиционный капоэйрист, имеющий в своих записях как легальные, так и нелегальные бои, основал свою школу в Сальвадоре , штат Баия . Он разработал систематический метод обучения капоэйре, включая традиционные элементы музыки и танца, а также новые элементы из других боевых искусств. [ 56 ] По совету Сиснандо Бимба назвал свой стиль luta Regional Raiana (региональный бой Баиан ), потому что капоэйра все еще была незаконной. [ 57 ] В 1937 году Бимба основал Centro de Cultura Física e Luta Regional с разрешения министра образования Сальвадора . Его работа была очень хорошо принята, и он преподавал капоэйру культурной элите города. [ 57 ]
К 1940 году капоэйра окончательно утратила криминальный подтекст и была легализована.
Реагируя на серию реформ, изменивших капоэйру почти до неузнаваемости, местре Пастинья решил сохранить и популяризировать традиционный африканский стиль, известный как капоэйра де Ангола . [ 58 ] [ 59 ] от которого реформаторы дистанцировались. В 1941 году он основал свой Centro Esportivo de Capoeira Angola (CECA) в районе Сальвадора Пелуринью , который привлек многих традиционных капоэйристов. Термин «капоэйра Ангола» произошел от слова brincar de angola («игра в Анголу»), термина, использовавшегося раньше. [ 2 ] Название капоэйра Ангола использовалось и другими мастерами, в том числе не входившими в школу Пастиньи. [ 2 ] Другими иконами капоэйры Анголы того времени были Вальдемар , Кобринья Верде и Гато Прету. [ 60 ]

Именно через академическую систему капоэйра распространилась по всей Бразилии. [ 61 ] Начиная с 1950-х годов, стили капоэйры Баиан, региональный и ангольский, приобрели общенациональную популярность в Бразилии. Многие баийские мигранты в Рио-де-Жанейро начали преподавать капоэйру. [ 62 ]
В начале 1970-х годов военный режим пытался заняться капоэйрой, стремясь превратить ее в национальную гимнастику . В 1972 году Бразильская конфедерация бокса представила « Технические правила капоэйры» , регулирующие удары ногами, этику, униформу, соревнования и стандартизирующие уровни учащихся. Для идентификации студентов использовались ремни цвета бразильского флага. Первоначально разрешалось большинство движений, но удары головой были запрещены из-за несчастных случаев, а игры стали более регламентированными. Салв! до или после занятий и вывешивание бразильского флага стало обязательным. Спонтанные роды после турниров были запрещены. [ 62 ]
Все эти попытки контролировать капоэйру со стороны государства были далеки от успеха. [ 63 ] Практика капоэйры распространилась по всей стране в 1970-х и 1980-х годах с ростом таких групп, как Muzenza . Это сделало профессию учителя капоэйры более привлекательной, особенно для чернокожих и бедных мужчин без формального образования. [ 62 ]
Международное распространение капоэйры
[ редактировать ]Артур Эмидио , вероятно, первый капоэйрист, выступавший за границей, путешествуя по Америке и Европе в 1950-х и начале 1960-х годов. Нестор Капоэйра, вероятно, стал первым, кто преподавал капоэйру в Европе. Получив красный пояс , он отправился за границу, преподавал в Лондоне в 1971 году и в течение трех лет гастролировал по европейским городам. [ 64 ] С 1970-х годов местре Лусидио преподавал капоэйру в Японии . Бира Алмейда , ученица Местре Бимбы, поселилась на западном побережье Соединенных Штатов в 1979 году. После этого многочисленные бразильские группы гастролировали по Европе, Соединенным Штатам и другим странам, демонстрируя капоэйру наряду с другими бразильскими ритмами и танцами.
В 1987 году преподаватели Сензалы Местре Пейшиньо, Соррисо, Гарринча и Тони Варгас провели шесть месяцев в Европе, организуя семинары и первую европейскую встречу с капоэйрой. В 1992 году Жоао Гранде , весьма уважаемый мастер капоэйры, основал свою академию в Нью-Йорке. [ 64 ] С 1988 года местре Паулу Сикейра организует ежегодную летнюю встречу в Гамбурге, которая стала одним из крупнейших событий капоэйры в Европе. В 2001 году Европа увидела своего первого уроженца местре Эдгардо Сананьелло. [ 64 ]

В апреле 2002 года в Сиднее прошел Первый международный чемпионат Азии и Тихоокеанского региона по капоэйре, в котором приняли участие 60 групп.
Капоэйра сегодня является активным экспортером афро-бразильской культуры по всему миру. Присутствующая на всех континентах, капоэйра каждый год привлекает в Бразилию тысячи иностранных студентов и туристов. Иностранные капоэйристы усердно изучают португальский язык, чтобы лучше понять это искусство и стать частью него. Известные капоэйра- местре часто преподают за границей и открывают свои собственные школы. Представления капоэйры, обычно театральные, акробатические и с небольшой воинственностью, являются обычным явлением во всем мире. [ 65 ]
В общих чертах, глобализированная капоэйра имеет тенденцию быть очень инклюзивной, возможно, даже большей, чем в самой Бразилии. Школа капоэйры стала пространством, где «обыгрываются и пересматриваются классовые, этнические, гендерные и культурные различия». [ 66 ]
В 2014 году кружок капоэйры был добавлен в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества . Конвенция признала, что «кружок капоэйры — это место, где знания и навыки приобретаются путем наблюдения и подражания» и что он «способствует социальной интеграции». и память о сопротивлении историческому гнету». [ 65 ] [ 67 ]
Происхождение капоэйры
[ редактировать ]Дело в том, что капоэйра зародилась среди африканцев в Бразилии и долгое время распространялась исключительно внутри чернокожего сообщества. Вопрос в том, привезли ли они развитое боевое искусство со своей родины или развили его в Бразилии?
Устная традиция
[ редактировать ]Капоэйра пришла из Африки, привезенная африканцами. Мы все это знаем. [ 21 ]
Ну, есть одно, в чем никто не сомневается: капоэйру нас учили негры-рабы, привезенные из Анголы. [ 5 ]

Как и в других афро-бразильских традициях, устное общение является основой передачи знаний в капоэйре. [ 68 ] Согласно старым местре капоэйры и устной традиции внутри сообщества, капоэйра зародилась в Анголе . [ 5 ] [ 6 ] Само название Capoeira de Angola (ангольская капоэйра) подчеркивает происхождение этой дисциплины. Более старые названия, включая джого де Ангола (ангольская игра) или бринкар де Ангола (игра в Анголу), также подчеркивают ангольское происхождение. [ 2 ]
Названия основных ритмов капоэйры относятся к Анголе (Ангола, Бенгела и Сан-Бенту — покровитель Анголы), а африканские упоминания в песнях в подавляющем большинстве относятся к Анголе. [ 69 ] капоэйры И барабан , и музыкальный смычок с его стилем игры явно имели ангольское происхождение. [ 69 ]
В 19 веке Пирес де Алмейда утверждает, что капоэйра была завезена из Анголы в Рио («из земель Конго»). [ 12 ] Жуан ду Риу также сообщает, что его привезли из Анголы. [ 12 ] В Баии Мануэль Раймундо Керино также приписывает это ангольцам. [ 12 ]
Местре Пастинья , обучавшийся капоэйре у учителя, родившегося в Анголе, часто говорил, что оригинальное искусство пришло из Анголы : « Капоэйра, несомненно, пришла в Бразилию вместе с африканскими рабами. Это была форма боя с уникальными характеристиками, которые сохранились и по сей день. ." [ 70 ]
Бразильский продукт
[ редактировать ]К концу 19 века, когда все больше белых начали заниматься капоэйрой, некоторые начали оспаривать ее африканское происхождение. В 1886 году Пласидо де Абреу отверг устную традицию, поскольку в то время в Африке не была известна игра, подобная капоэйре. [ 40 ] В начале 20 века капоэйра была переименована в национальный вид спорта Бразилии и особый национальный продукт. [ 71 ] [ 72 ] Даже бразильские политики заговорили о капоэйре как о национальном продукте, «превосходящем других боевых искусств». [ 73 ] Однако не все авторы поддержали новую теорию. Инезил Пенна Маринью писала в 1936 году, что капоэйра была привезена в Бразилию порабощенными банту . [ 73 ]
Многие авторы утверждают, что происхождение капоэйры неизвестно, утверждая, что это плавильный котел различных искусств и танцев , созданный где-то в Бразилии. Анибал Бурламаки утверждал, что капоэя зародилась в киломбо Пальмарес из-за потребности африканцев защищаться. Дело в том, что их воины сражались оружием, в том числе огнестрельным. [ 74 ] Нет никаких доказательств того, что капоэйра использовалась в Пальмаресе, не говоря уже о том, чтобы она там создавалась. [ 69 ]
Нестор Капоэйра считает, что капоэйра «является синтезом танцев, боев и музыкальных инструментов разных культур, из разных регионов Африки, созданных на бразильской земле», прежде всего в 19 веке. [ 75 ] Хотя он замечает, что капоэйра, в отличие от некоторого другого фольклора , «созданного простыми людьми», совсем не проста. Это чрезвычайно сложное искусство, основанное на глубокой и странной философии, «которая перетекает из рода в повседневную жизнь». [ 76 ] Он выступает против теории о том, что капоэйра зародилась в каком-то конкретном месте Бразилии, поскольку она появлялась во многих местах в самых разных формах. Поэтому он предполагает, что капоэйра может быть « своего рода архетипом, существовавшим в африканском коллективном бессознательном, который затем пророс и материализовался в Бразилии ». [ 77 ]
Майя Тальмон-Чвайсер считает, что боевые техники, игры и танцы Западной Центральной Африки, вероятно, повлияли на развитие капоэйры в Бразилии через атлантическую работорговлю из Конго-Анголы. [ 78 ]
Энголо корни
[ редактировать ]Я предполагаю, что дзого де капоэйра происходит как от ангольской традиции, так и от уникального бразильского выражения этой традиции. Точно так же, как версию джиу-джитсу, разработанную в Бразилии, можно точно назвать бразильским джиу-джитсу, без необходимости отрицать ее прямую эволюцию из японского джиу-джитсу . [ 79 ]
- М. Томас Дж. Деш-Оби

В настоящее время хорошо документировано, что основные техники капоэйры, такие как растейра , кауда де аррайя , пластина спереди , пластина сзади , полумесяц спереди , удар скорпиона , удар колесом и многие другие, были разработаны в рамках африканского боевого искусства энголо. . [ 11 ] [ 80 ]
В середине 20-го века художник Невес э Соуза привез подробные рисунки н'голо из Анголы в Бразилию, показывая, что в Анголе существует искусство, похожее на капоэйру. [ 81 ] С тех пор многие исследования подтвердили устную традицию, определив энголо как древнее искусство и определив регион Кунене как его родину. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ни одно известное боевое искусство в мире не имеет более общей технической базы ударов ногами, чем капоэйра, чем энголо. [ 12 ]
Профессор Деш-Оби обнаружил, что энголо , боевое искусство бунту, разработанное в Анголе, было перенесено в Бразилию, подобно тому, как современные боевые искусства передаются . Затем эволюция от энголо к капоэйре произошла в относительно изолированном контексте, потому что у португальцев не было боевого искусства без оружия, с которым можно было бы сочетаться. [ 14 ] Хотя некоторые техники ударов руками и борцовками использовались в уличных драках, они не были включены в философию и эстетику капоэйры. Единственной новой формой был удар головой , происходящий из особой африканской практики jogo de cabeçadas . [ 14 ] Современная капоэйра по-прежнему твердо основана на ударах ногами в форме полумесяца и толчках, перевернутых позициях, подмахах и акробатических уклонениях, унаследованных от энголо . [ 82 ]
Профессор Матиас Рериг Ассунсао утверждает, что нкумби — единственная этническая группа в Анголе, известная практикующими энголо. Он задается вопросом, почему практика, ограниченная такой небольшой этнической группой, получила распространение в Бразилии. Он предполагает, что правдоподобны две гипотезы о происхождении капоэйры: [ 8 ]
- Возможно, это произошло в результате того, что родственные ангольские боевые игры были перенесены в бразильские порты и слиты с капоэйрой. Однако нет никаких свидетельств существования энголоподобных практик среди других ангольских групп.
- Альтернативно, небольшая группа Нкхумби могла бы заложить основу капоэйры, включив в нее вклад других африканцев. Это поднимает вопросы о том, как такое меньшинство может повлиять на более широкое порабощенное сообщество, хотя подобные культурные изменения происходили и раньше. [ 8 ]
Хотя он считает, что энголо и капоэйра — родственные боевые искусства, для Ассунсана «капоэйра — это гораздо больше, чем энголо». [ 8 ] Например, он указывает на Мораинги , боевую игру из Мадагаскара, как на потенциальное влияние на капоэйру. [ 83 ]
Литература
[ редактировать ]- Капоэйра, Нестор (2002). Капоэйра: истоки танцевальной игры-драки . Книги о Синей Змее. ISBN 978-1-58394-637-4 .
- Ассунсао, Матиас Рериг (2002). Капоэйра: история афро-бразильского боевого искусства . Рутледж. ISBN 978-0-7146-8086-6 .
- Капоэйра, Нестор (2007). Маленькая книга о капоэйре . Книги о Синей Змее. ISBN 9781583941980 .
- Тальмон-Чвайцер, Майя (2008). Скрытая история капоэйры: столкновение культур в бразильском боевом танце . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71723-7 .
- Деш-Оби, Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-718-4 .
- Миранда, Клисеа Мария Аугусто (2011). Воспоминания и рассказы Черной гвардии: взад и вперед о боевой организации вольноотпущенников . Сан-Паулу, Бразилия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ассунсао, 2002, стр. 98.
- ^ Jump up to: а б с д «Азбука капоэйры Анголы – Рукописи Местре Норонья | Публикации и статьи – Капоэйра» . Порталcapoeira.com. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Роберто Педрейра, Чоке: Нерассказанная история джиу-джитсу в Бразилии 1856–1949 гг.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б с д «Это бой, это танец, это капоэйра» . Реалидаде . Февраль 1967 г. - через velhosmestres.com.
- ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 156.
- ^ Jump up to: а б Из моей Африки и Бразилии, которую я видел , Альбано Невес и Соуза. Ангола: Луанда.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маттиас Рериг Ассунсао, энголо и капоэйра. От этнических к диаспоральным боевым играм в Южной Атлантике
- ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 206–207.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 219–224.
- ^ Jump up to: а б с д и Деш-Оби 2008 , стр. 291.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а б с Деш-Оби 2008 , стр. 209.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 17.
- ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 153–154.
- ^ «Бразилия в рамках старой колониальной системы» (на португальском языке). Culturabrasil.pro.br. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ А. де Ассис Младший, «Киломбо», Кимбунду-португальский словарь , Луанда Ардженте, Сантос, стр. 127
- ^ Jump up to: а б с д и Гомеш, Флавио (2010). Мокамбос де Пальмарес; рассказы и источники (16–19 вв.) (на португальском языке). Издательство 7 Летрас. ISBN 978-85-7577-641-4 .
- ^ https://en.wiktionary.org/wiki/glolo
- ^ Jump up to: а б Рукописи Местре Норонья
- ^ Деш-Оби, Ти Джей «Капоэйра». Энциклопедия афроамериканской культуры и истории под редакцией Колина А. Палмера, 2-е изд., том. 2, Macmillan Reference USA, 2006, стр. 395–398. Электронные книги Гейла, link.gale.com/apps/doc/CX3444700236/GVRL?u=tamp44898&sid=GVRL&xid=fe4652ba. Доступ 19 января. 2021.
- ^ Jump up to: а б с Деш-Оби 2008 , стр. 163.
- ↑ Самое первое упоминание датируется лишь 1789 годом [Cavalcanti 2004: 201–2]
- ^ https://en.wiktionary.org/wiki/capoeira#Etymology_2_2
- ^ «Gangues do Rio: Капоэйра была подавлена в Бразилии» (на португальском языке). Guiadoestudante.abril.com.br. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Гомес, Лаурентино (2007). 1808 г.; Как безумная королева, пугливый принц и коррумпированный двор обманули Наполеона и изменили историю Португалии и Бразилии (на португальском языке). Издательство Планета. ISBN 978-85-7665-320-2 .
- ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 70.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 164.
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 83–84.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 160.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 167.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 72.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 168.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 162.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 186.
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 78.
- ^ Асунсьон, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Классические источники истории капоэйры: Пласидо де Абреу, 1886 г.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 86.
- ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 86–87.
- ^ a-capoeira-na-politica-as-maltas www.vermelho.org.br Архивировано 12 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 80–82.
- ^ Кардосо, Фернандо Энрике (1962). Капитализм и рабство в Южной Бразилии (на португальском языке). Редактор Civilização Brasileira. ISBN 978-85-200-0635-1 .
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 165.
- ^ Миранда 2011 , с. 1.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 166.
- ^ «Уголовный кодекс Бразилии – запрет капоэйры – 1890 г. – Wikisource» (на португальском языке). ru.wikisource.org . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Уголовный кодекс Бразилии – запрет капоэйры – 1890 г. – Wikisource» (на португальском языке). ru.wikisource.org . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 90–92.
- ^ Капоэйра 2007 , стр. 11.
- ^ Jump up to: а б с Капоэйра, Нестор (2012). Капоэйра: истоки танцевальной игры-драки . Североатлантические книги. ISBN 978-1-58394-637-4 .
- ^ Jump up to: а б с Джерард Тейлор, Капоэйра: Джого де Ангола от Луанды до киберпространства , том. 2 (Беркли, Калифорния: Blue Snake Books, 2007), ISBN 1583941835 , 9781583941836
- ^ Jump up to: а б Андре Луис Ласе Лопес (2015). Капоэйражем в Рио-де-Жанейро, первая репетиция: Синхозиньо и Рудольф Херманни . Европейская редакция. ISBN 978-85-900795-2-1 .
- ^ Кингсфорд-Смит, Эндрю. «Замаскированный под танец: Тайная история капоэйры» . Культурное путешествие . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Содре, Мунис (2002). Местре Бимба: Корпус Мандига (на португальском языке). Книжный магазин Травесса. ISBN 978-85-86218-13-2 .
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 129.
- ^ 11-20 января 1937 г. II АФРО-БРАЗИЛЬСКИЙ КОНГРЕСС, Капоэйра Анголы.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 154–155.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 182.
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 167–177.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 178.
- ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 186–189.
- ^ Jump up to: а б «Бразильская капоэйра получила статус ЮНЕСКО» . Новости Би-би-си . 26 ноября 2014 года . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 190.
- ^ «ЮНЕСКО – кружок капоэйры» . Конвенция об охране нематериального культурного наследия . 2014.
- ^ В роде есть женщины: Расширение прав и возможностей женщин в капоэйре.
- ^ Jump up to: а б с Деш-Оби 2008 , стр. 290.
- ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 154.
- ^ Анибал Бурламаки, Gymnástica Nacional (капоэйрагем) , 1928.
- ^ ODC, Руководство по капоэйре или бразильской гимнастике , 1907.
- ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 113.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 44.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 4.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 19.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 150–151.
- ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 19.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 288.
- ^ Документальный фильм Джого де Корпо. Capoeira and Ancestralidade (2013) Маттиаса Ассунсана и Местре Кобры Мансы дает представление об этом развитии.
- ^ ВИЗИТ АЛЬБАНО НЕВЕС Э СУЗА
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 154.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 55.