Jump to content

Рио Капоэйра

Бой двух капоэйристов (1925)

Капоэйра кариока — это уличная версия капоэйры , существовавшая в Рио-де-Жанейро в 19 веке. В капоэйре кариока использовались все доступные средства, включая различные виды оружия, такие как ножи , опасные бритвы , дубинки и мачете . Капоэйра этого периода также известна как капоэйрагем .

Рио-де-Жанейро был эпицентром капоэйры в 19 веке. В начале 19 века он распространялся преимущественно среди чернокожих рабов, родившихся в португальской Анголе . [ 1 ] Африканцы массово присутствовали в Рио, проводя свои игры, праздники, фестивали. Они сформировали свои капоэйра- мальты , рабские « братские военизированные организации », защищавшие кварталы. [ 2 ]

К середине 19 века капоэйра все больше отделялась от музыки и танцев и, по сути, представляла собой преступную деятельность. [ 3 ] После Парагвайской войны (1865-1870) капоэйра стала заниматься политикой. [ 4 ] К концу 19 века демографический состав капоэйристов в Рио значительно изменился: большинство составляли свободные креолы (чернокожие, родившиеся в Бразилии), смешанные и белые .

Широкое распространение жестокой практики капоэйры в Рио привело к общенациональному запрету капоэйры. После запрета в 1890 году и последующих массовых арестов капоэйры мальтас этот стиль капоэйры практически исчез.

Современная капоэйра происходит от традиционной капоэйры Анголы , сохранившейся в Баии .

В начале 19 века приезжие в Рио-де-Жанейро могли принять его за африканский город. [ 5 ] Примерно две трети населения Рио имели африканское происхождение. [ 6 ] поскольку почти 80 процентов из них прибыли из Анголы. [ 7 ] Порабощенное население, первоначально насчитывавшее 12 000 в 1808 году (около 20% городского населения), быстро увеличилось до более чем 36 000 к 1821 году , составляя примерно 45% жителей города. [ 5 ]

В 1808 году принц Дом Жуан VI вместе с королевским двором переехал в Рио-де-Жанейро. Из-за роста городов на производства было привлечено больше рабов . [ 8 ] Городские рабы жили без непосредственного надзора, и их основной обязанностью было приносить деньги хозяину. Африканцы всегда присутствовали на публике, с частыми танцами, фестивалями и шествиями. [ 5 ] Многие из их деятельности, такие как капоэйра, африканские религии и батуке , подавлялись и преследовались. [ 9 ] Начальник новой королевской полицейской гвардии майор Видигал , известный преследователь капоэристов, сам был превосходным капоэристом. [ 10 ]

Капоэйра практиковалась в закрытых обществах порабощенных африканцев, хотя колониальные власти сурово наказывали за это. Термин капоэйра впервые упоминается в 1789 году как «самое тяжкое из преступлений» в судебном протоколе, в котором сообщается, что молодой человек Адао был сурово наказан 500 ударами плетью за занятия капоэйрой :

Между капоэйристами произошла драка, и один из них был убит. Согласно законам королевства, самым тяжким преступлением было занятие капоэйражемом [...] Адао был невиновен по обвинению в убийстве, но его статус капоэйра был подтвержден. В качестве наказания он должен был получить пятьсот ударов плетью и два года общественных работ. [ 11 ]

- Судебный протокол 1789 года.

В группах капоэйры, известных как мальтас , знания капоэйры сохранялись и передавались. [ 12 ]

Жестокая рабская игра

[ редактировать ]
Игра капоэйры или военного танца , Рио-де-Жанейро, между 1822 и 1824 годами, автор Ругендас.
Публичное избиение негров , на площади Санта-Ана, между 1822 и 1824 годами Ругендас .
« Негры сражаются, Бразилия » Огастеса Эрла , изображающая нелегальную капоэйру в Рио-де-Жанейро ок. 1824 г.

13 декабря 1811 года группа капоэйра напала на полицию ( Corpo de Permanentes ). Эти капоэйры, вооруженные ножами, намеревались насильно забрать у тюремных охранников одного из своих арестованных товарищей. [ 13 ]

Между 1812 и 1814 годами в капоэйре Рио резко возросло использование бритв: с менее пяти случаев в 1812 году до примерно сорока в 1814 году. [ 14 ] 30 сентября 1812 года раб Педро Бенгела был арестован за игру в капоэйру с бритвой на площади Кариока и приговорен к 100 ударам плетью. В январе 1813 года обвинения были предъявлены еще трем капоэйристам: один получил 200 ударов плетью, другой — 50, третий — 200 ударов плетью. [ 15 ]

В марте 1814 года шеф полиции увидел на улице жестокую капоэйру, когда мимо проходил принц Жуан. Они были « с ножами, палками и лентами, которые они иногда используют, чтобы выйти, вызывая большие беспорядки и крича ». [ 16 ]

Похоже, что типичная одежда капоэйры того периода включала шляпу и цветные ленты . Многие арестованные капоэйристы носили цветные ленты , особенно желтые и красные , связанные с религиями Конго/Анголы . 13 декабря 1814 года двое африканских рабов были арестованы за игру в капоэйру и ношение цветных ленточек. [ 17 ] Африканский раб Бернардо Мозамбик был арестован 14 марта 1815 года за « игра в капоэйру, владение бритвой и привязывание красной ленточки к шесту ». Три дня спустя порабощенный африканец Жуан Конго был арестован за игру в капоэйру, а также за хранение трости, ножа и лент. [ 17 ] Они также обычно носят шляпы или кепки . Эти предметы, возможно, обозначали их этническую принадлежность, но неясно, указывали ли они на принадлежность к банде.

В 1816 году полиция сообщила, что черные капоэйры, особенно на улице Дирейта, устраивали беспорядки и бросали камни во время своих игр в городе. [ 18 ]

25 июля 1817 года были арестованы два капоэйриста, Хосе Бенгела и Хоаким Аугусто, у одного был острый нож ( faça de ponta ), а у другого — сабля ( приклад ). [ 19 ] В 1817 году полиция объявила строгие наказания за хранение ножей, а также тех, кто «свистит и палками», включая 300 ударов плетью (только для рабов) и три месяца принудительных работ:

Такое же наказание будет применяться ко всем тем, кто бродит по городу, свистя и держа в руках палки, совершая беспорядки большую часть времени без цели и хорошо известных под названием капоэйра, даже если они не провоцируют каких-либо травм или смерти. или любое другое преступление […] [ 16 ]

Свистом капоэйристы сигнализировали друг другу. [ 20 ] В 1817 году один офицер потребовал арестовать «всех негров и мулатов», которые «развлекаются играми в капоэйраж» в семи разных местах города. [ 21 ]

4 февраля 1818 года пятеро рабов, игравших капоэйру, были схвачены с опасными бритвами . [ 19 ] В том же году был арестован еще один африканский раб за игру в капоэйру и « ношение белой соломенной шляпы с большой желто-красной лентой, привязанной к макушке ». [ 17 ]

15 января 1819 года раб Александр Мозамбик был заключен в тюрьму за занятия капоэйрой и приговорен к трем месяцам заключения с 300 ударами плетью. [ 15 ] 25 ноября 1819 года раб Хосе Ангола был арестован за игру в капоэйру и признан лидером капоэйры. [ 19 ]

3 января 1820 года раб Хоаким Ангола был арестован за хранение бритвы и «клуба капоэйры». [ 19 ] 20 марта 1820 года Бернардо Мина был арестован, но его друг Эстанислао пытался сопротивляться аресту, призывая на помощь товарищей по капоэйре. Они забросали патруль камнями и окружили его в безуспешной попытке освободить капоэйристов. [ 22 ] 28 февраля 1820 года рабы Франсиско Реболо и Хосе Гангела были арестованы « за то, что находились на собрании капоэйристов и носили красные шляпы — символ капоэйры ». [ 17 ]

В январе 1821 года раб Игнасио Моссанж играл в капоэйру бритвой и был приговорен к 300 ударам плетью и трем месяцам тюремного заключения. [ 15 ] В декабре 1821 года , после « шести смертей и множества ножевых ранений », Военный комитет потребовал публично и жестко наказать арестованных чернокожих капоэйристов, пойманных в военном училище, и выступил против их освобождения под давлением рабовладельцев. [ 18 ] [ 23 ] Между 1810 и 1821 годами из 4853 арестов 438 были связаны с капоэйрой. [ 15 ] 6 февраля 1822 года император Педро I пообещал четырехдневный отпуск любому солдату, поймавшему капоэйриста. [ 24 ]

Между 1822 и 1824 годами немецкий художник Иоганн Мориц Ругендас описал игру капоэйра:

Два участника стоят лицом друг к другу, каждый из которых пытается ударить противника головой в грудь и сбить его с ног. Они поворачивают колеса и останавливаются, прежде чем начать атаку. Иногда они стоят, как козлы, бодаются друг с другом. Игра часто превращается в дикую драку, когда достаются ножи и проливается кровь. [ 15 ]

17 апреля 1824 года боевые искусства были использованы для спасения захваченных членов киломбо на окраине Рио-Сити. [ 25 ] Постановление от 30 августа 1824 года предписывало арестованным черным капоэйрам работать на плотине вместо порки. [ 15 ] К декабрю 1824 года полиция сообщила о крупных нарушениях со стороны черных капоэйр по воскресеньям и праздникам, что привело к ножевым ранениям, травмам и кражам. [ 18 ]

Подавление восстания наемников

[ редактировать ]
Негры в тюрьме , около 1830 года , автор Дебре.

В июне 1828 года восстание немецких и ирландских наёмников вспыхнуло . Они двинулись к королевскому дворцу, вызвав к 10 июня общегородские беспорядки. Хотя традиция предполагает, что майор Видигал призвал капоэйристов, они могли просто воспользоваться шансом сразиться с белыми иностранцами во время хаоса. [ 24 ] Один из очевидцев писал:

Многим немцам в Сан-Кристоване удалось собраться в одном месте. Те, кто этого не сделал, столкнулись с группой черных капоэйристов и вступили в смертельный бой. Даже будучи расквартированными и вооруженными винтовками, повстанцы не могли противостоять кулакам, камням и палкам. Они падали на улицах и площадях, раненые или мертвые. [ 26 ]

Немецкий обозреватель утверждал, что всего за три дня рабы обрели доверие на пять десятилетий, почувствовав свою вновь обретенную силу. [ 24 ] После подавления мятежа комиссар полиции издал указ, запрещающий всем чернокожим, особенно рабам, использовать любое оружие. [ 27 ]

В 1829 году закон ограничил количество ударов плетью раба до пятидесяти в день. Однако были сделаны исключения для двух основных угроз системе: киломбола публично били по столбам на площадях Кампо-де-Сантана . и капоэйры, которых в качестве сдерживающего фактора [ 28 ]

было издано несколько указов, В 1830 году регулирующих нежелательную африканскую деятельность, включая собрания, игры, ритуалы, наготу и капоэйру:

особенно те, которые запрещают собрания рабов или участие в похоронах с суеверными обрядами, предполагающими скопление людей, развратные действия и непристойные словесные выражения. Эти приказы также охватывают запреты на скопление людей и игры в тавернах, на улицах и площадях, а также правила, касающиеся наготы рабов или мусора на площадях и улицах. Кроме того, они решают вопросы, связанные с капоэйрой и поиском рабов, чтобы предотвратить использование оружия и палок. [ 29 ]

Похоронная процессия сына черного короля , картина Дебре ок. 1835 г. (подробно)

26 июля 1831 года многочисленные группы капоэйры, организованные в отряд из более чем 200 « черных и мулатов », напали на патруль муниципальной охраны, состоявший из высокопоставленных людей, преследуя своего начальника. Они вступили в бой в пригороде Катете , забросав камнями командира патруля. После этого они разделились на отдельные фракции и разошлись в противоположных направлениях. Причина нападения неизвестна, но, вероятно, они стремились отомстить за какую-то предполагаемую несправедливость. [ 30 ] Этот инцидент подразумевает высокий уровень организации внутри групп капоэйры. [ 20 ] На следующий день генеральный инспектор полиции рекомендовал обучить и разрешить лояльным гражданам использовать огнестрельное оружие для оказания помощи полиции в задержании капоэйристов и других преступников. [ 18 ] Вскоре после этого была основана Национальная гвардия.

16 ноября 1832 года инспектор полиции сообщил, что черные капоэйры и подобные им лица прячут копья и оружие в маримбах , кусках сахарного тростника и маленьких черных рукоятках кнутов, изготовленных на месте. [ 19 ]

В июне 1833 года начальник полиции Рио-де-Жанейро выразил обеспокоенность по поводу смелости капоэйры, что привело к инцидентам с бросанием камней на Кампо-де-Сантана. [ 18 ] 18 ноября 1833 года двое чернокожих мужчин были зарезаны, а двое раненых сообщили о нападениях капоэйристов. [ 18 ]

Рост насилия в капоэйре

[ редактировать ]

Я не учился на священника
Ни быть врачом
Я изучал капоэйру
Избить инспектора [полиции]
(песня капоэйра из Рио XIX века) [ 31 ]

Примерно в 1840-х годах власти заметили изменения в сообществе капоэйры, что привело к появлению новой терминологии. Термины «рабы капоэйры» и «черные капоэйры» были заменены на «капоэйра» и «группы капоэйры». Эти группы были хорошо и иерархически организованы. [ 32 ]

С 1840-х годов большинство нарушителей капоэйры отправляли на флот. [ 33 ] 3 марта 1842 года комиссар полиции писал адмиралу, что отправка пяти капуеристов на флот может вызвать большое восстание:

Негров капоэйры собираются выпороть , Бриггс , ок. 1840.

Я посылаю Вашей Светлости следующих людей и прошу мобилизовать их на службу во флоте: Фелисиано Франсиско, чернорабочий; Инасио Вьегас Туриньо, торговец курицей; Франсиско Песанья, торговец курицей; Эмигидио Маркус, чернорабочий; и Домингуш Антониу Перейра, поденщик – все чернокожие Минас, – которые живут в густонаселенном районе. Это могло спровоцировать внезапное очень большое скопление капоэйристов, что потребовало вмешательства полиции. Я считаю, что было бы лучше разделить этих людей и предложить им другое будущее. [ 34 ]

14 мая 1847 года командир квартала Кампо-де-Сантана увидел, как четыре капоэйра прибежали, размахивая ножами и преследуя убегавшего чернокожего мужчину, который «свистел изо всех сил». Когда они достигли границы квартала, погоня прекратилась. [ 35 ] В июне 1849 года полицейскому патрулю не удалось арестовать двух капоэйров, которые сопротивлялись аресту с помощью ударов. После их ареста патруль был окружен товарищами и забивал их камнями. [ 13 ]

В Рио с 1850 года начали креолы появляться , родившиеся в Бразилии в семье африканских рабов и носителей португальского языка. Свободные креолы и белые в конечном итоге стали лидерами банд капоэйры. [ 36 ] К середине века убийства и ранения стали более распространенными в войне за территорию. [ 37 ]

По словам Фильо, статус лидера достигали только те, «чью храбрость невозможно было преодолеть». [ 12 ] Преподобный Джеймс Флетчер, посетивший Рио в 1850-х годах, охарактеризовал лидеров капоэйры как тех, у кого погибло больше всего людей. [ 12 ] В 1853 году комиссар полиции написал министру юстиции о недавнем массовом убийстве в приходе Санта-Анна:

Интересно, что причиной этих преступлений является не месть или грабеж, а удовольствие наблюдать за потоком крови. Злоумышленники утверждают, что желание попробовать металл на эти акты насилия их толкает . Они широко известны как капоэйра. В течение одного февральского дня эти негодяи убили семь человек в районе Санта-Ана. [ 38 ]

Гравюра, изображающая Мандуку да Прайя в разгар уличной битвы капуеристов в Рио.

В 1857 году Киддер и Флетчер описали капоэйру как «членов своего рода тайного общества, где вся слава достаётся тому, кто уничтожит больше всего жизней». [ 2 ] 19 января 1859 года министр юстиции заявил, что капоэйры используют дни фестиваля для своих «пробегов», совершают преступления и намеренно пугают мирных граждан. [ 39 ] Фольклорист Мелло Мораес описывает, как капоэйра жестоко прерывала публичные мероприятия в Рио середины 19 века:

Иногда, прерывая ход процессии или ход парада, можно было слышать, наряду с криками бегущих в ужасе дам, негров, несущих на руках молодого господина, отцов, ищущих убежища для жены и детей, ужасное «Заткнись!» Неисправность'. Каксингелес . [ученики капоэйры] летели впереди, капоэйрагема взрывалась без каких-либо ограничений, а хаос приводил к разбитым головам, разбитым фонарным столбам, ножевым ранениям и смертям [ 40 ]

Некоторые капоэйры работали в государственных учреждениях, таких как полиция, пожарная команда, Национальная гвардия. 19 января 1859 года министр пожаловался, что в свободное время многие солдаты снимали форму и занимались капоэйрой. [ 33 ] В 1859 году комиссар полиции потребовал увольнения жестокого капореиста Фелисберто ду Амарала из Национальной гвардии:

Этот человек очень опасен и известен как глава капоэйры, встречающейся в районе Санта-Рита. Именно он бросил камень и ранил в голову полицейского Лусио Фелисиану да Коста во время преследования группы капоэйра. [ 41 ]

Данные полиции середины XIX века показывают, что капоэйра была основной причиной арестов:

«Из 288 рабов, попавших в тюрьму Калабусу в 1857 и 1858 годах , 80 (31%) были арестованы за капоэйру и только 28 (10,7%) за побег. Из 4303 арестов в полицейской тюрьме Рио в 1862 году 404 задержанных — почти 10% — были арестованы за капоэйру». [ 42 ]

Стандартным наказанием для заключенных в тюрьму капоэйристов были порка (только рабов) и принудительный труд на верфях. [ 20 ]

Парагвайская война (1864–1870)

[ редактировать ]

Многие капоэйры были отправлены на Парагвайскую войну ( 1864–1870 гг . ), и взамен им были обещаны свобода и привилегии. Полиция использовала вербовку, чтобы очистить город от капоэйры. [ 21 ]

Батальоны капоэйры состояли из капоэйристов, которых заставляли вступать в армию на улицах или в тюрьмах. Эти батальоны специализировались на вторжении и захвате вражеских траншей и кораблей, используя в основном белое оружие, такое как штыки, мачете и мечи. [ 43 ] Капоэйристы были настолько жестоки и эффективны в бою, что заслужили репутацию бразильских воинов. [ 43 ]

Война возвысила маргинализированных людей до героев, а лидеры банд стали ассоциироваться с влиятельными людьми. [ 36 ] В декабре 1869 года военная полиция поймала группу капоэйристов возле королевского дворца. В ходе расследования выяснилось, что четверо из них были военными полицейскими. [ 33 ]

После войны только в Рио за участие в войне было освобождено 2900 рабов, среди них много капоэйристов. [ 21 ]

Капоэйра и политическое насилие

[ редактировать ]
Карикатура, высмеивающая набор капоэйристов в полицию, продвигаемый Консервативной партией (1885 г.). Обратите внимание на использование палочек.

После войны многие капоэристы стали ассоциироваться с правящими политиками, подкупая голоса и запугивая избирателей в пользу Консервативной партии. [ 36 ] Прибегнув к насилию в отношении оппозиционных избирателей, эти банды добились безнаказанности на своих территориальных владениях. [ 36 ]

К 1870-м годам банды капоэйры сформировали две основные мальты : Нагоас и Гуайамос , организованные городскими приходами . [ 44 ] В Гуайаму есть такие партии, как Святой Франциск, Святая Рита, Ору-Прету, Маринья и Сен-Домингуш де Гужман. Их цвет был красным . В Нагоа есть такие вечеринки, как Сент-Люсия, Святой Иосиф, Лапа, Святая Анна и Мура. Цвет у них был белый . Многие рабочие, носившие эти цвета, часто подвергались насилию. [ 44 ] У этих партий были лидеры, помощники, полицейские и рядовые солдаты. [ 44 ] который открывает военные принципы в бандитской культуре. [ 45 ] Более того, многие капоэйры служили полицейскими, Национальной гвардией или солдатами. [ 46 ] Соарес предполагает, что, хотя гуаямусы были представителями смешанной расы, нагоа были в основном чернокожими африканского происхождения. Ассунсао считает это предположение проблематичным, поскольку африканцы и креолы присутствовали во всех приходах города. [ 47 ]

Обе банды регулярно проводили воскресные учения с применением ножей и бритв:

Женская капоэйра с бритвой 1882 года .

Инструкторами новичков служили самые известные капоэйры. Сначала удары репетировали чистой рукой; когда ученик воспользовался уроками, их стали репетировать с деревянным оружием и, наконец, в ход пошли даже их клинки, и место упражнений часто становилось кровавым. [ 44 ]

В 1871 году комиссар полиции прояснил растущую проблему капоэйры: это не является противозаконным; Преступлением являются только телесные повреждения, нападения или убийства, совершенные капоэйрами. Это усложняет судебные иски, поскольку они являются членами Национальной гвардии, а не бродягами, а также ветеранами армии и флота. [ 48 ]

Уличные бои на Мальте были исключительно жестокими, в них применялось все доступное оружие, такое как дубинки и ножи, что часто приводило к большому числу жертв. В 1872 году комиссар полиции обнаружил, что группы капоэйры, организованные по районам с конкретными лидерами, не только конкурируют между собой за контроль, но также «убивают и калечат других невинных граждан». [ 37 ]

Нагоа Либеральной и Гуаямун использовались соответственно в качестве ударной силы Консервативной и партией . [ 49 ] Недавно основанная Республиканская партия была среди редких политических образований, выступавших против Мальты. В 1872 году капоэйра участвовала в августовских выборах. [ 50 ] Главный политический инцидент произошел в феврале 1873 года , когда банды капоэйры жестоко разогнали республиканское собрание, вдохновленное провозглашением республики в Испании . Газета Republica от марта 1873 года писала:

Это царство террора: мы находимся под каблуком бандитов. Опасения, которые мы выразили, когда увидели, что избиратели поддались этим оскорбительным нападкам, полностью и печально подтвердились. [ 51 ]

Во время карнавала бойцы капоэйры водили оркестры по улицам города. [ 52 ] Печально известных капоэйров обычно можно было увидеть только во время военных парадов, где они располагаются в авангарде войск. [ 53 ] В 1878 году Мораеш Фильо писал, что капоэйры формируются группами от 20 до 100 человек перед войсками и карнавальными процессиями, «провоцируя беспорядки, бегство, ранения». [ 39 ] 27 января 1878 года полиция арестовала большую банду капоэйристов, «шедших впереди отряда 10-го пехотного батальона». [ 53 ] В ту же ночь были арестованы сто капоэйров. [ 51 ]

29 января 1878 года две женщины, Изабель и Ана, были арестованы за «демонстрацию своего мастерства в капоэйрагеме». [ 53 ]

В 1881 году большинство арестованных капоэйристов (60%) были свободными гражданами (обычно рабочими), против 40% рабами. [ 40 ] В 1885 году белые составляли не менее 22% арестованных, а в 1890 году эта цифра увеличилась до 33%, черные составляли 36% и 30% соответственно, в то время как остальные не подпадали под определение цвета кожи. [ 54 ]

Формирование Черной гвардии

[ редактировать ]

13 мая 1888 года рабство в Бразилии закончилось Золотым законом , подписанным принцессой Изабель . [ 55 ] Сразу же бразильский имперский режим сформировал Черную гвардию ( Guarda Negra ), секретную военизированную организацию, состоящую из освобожденных африканских рабов и капуеристов. [ 56 ] Его члены принесли присягу на верность принцессе Изабелле. [ 57 ] Целью было обеспечить восхождение Изабеллы на престол в противовес растущему республиканскому движению. [ 58 ]

Капоэйристы Guarda Negra совершали ужасные преступления, жестоко срывая как частные, так и публичные собрания республиканцев. Самый крупный штурм произошел 30 декабря 1888 года во время собрания республиканцев во Французском гимнастическом обществе. Когда Сильва Жардим начал свою речь, комната превратилась в поле битвы, где было много убитых и раненых. [ 59 ] 15 июля 1889 года газета Novidades описала одно из таких нападений:

Капоэйра кариока с использованием лампарины , удара опасной бритвой по шейной артерии жертвы, Каликсто , 1906 год .

Капоэйры дошли до того, что забросали республиканцев камнями перед Бразильским Конгрессом... План состоял в том, чтобы атаковать республиканцев одновременно с фронта и с тыла... Были подняты дубинки, размахивались бритвы, и камни летели в воздух. ... Многие получили ранения. В городе распространилась паника. Прибыла кавалерия. [ 60 ]

15 ноября 1889 года была Бразильская республика провозглашена Первая . После переворота республиканцы ввели строгие меры против организованной преступности . Комиссар полиции Сампайо Феррас подготовил список выдающихся капоэйристов и начал массовые аресты. Всего за неделю, с 12 по 18 декабря 1889 года, было арестовано 111 капоэйристов. [ 46 ] В 1890 году Новая Республика издала указ о запрете капоэйры на всей территории страны. [ 61 ]

Заниматься упражнениями на ловкость и физическую ловкость, известными как капоэйражем, на общественных улицах и площадях; заниматься бегом с оружием или инструментами, способными причинить телесные повреждения, подстрекать к массовым беспорядкам или беспорядкам, угрожать конкретным или неустановленным лицам или внушать страх причинения вреда: Наказание — лишение свободы на срок от двух до шести месяцев. Для лидеров или голов штраф удваивается. [ 62 ]

- Уголовный кодекс Соединенных Штатов Бразилии (1890 г.), О бродягах и капоэйре.

Во время запрета любой человек, уличенный в занятиях капоэйрой, подвергался аресту. Уличные роды , по-видимому, исчезли, хотя их остатки могли сохраниться в некоторых трущобах или рабочих кварталах. [ 63 ] 10 января 1890 года , когда подавление капоэйры было в самом разгаре, Педро Мурат Пилар, брат Луиса Мюрата , генерального секретаря губернатора Рио-де-Жанейро, был арестован по обвинению в капоэйре. [ 64 ]

Эта политика, несомненно, увенчалась успехом, и могущественные банды капоэйры были расформированы. Но это явление не исчезло совсем. [ 65 ] Во время преследования капуэристов в Рио-де-Жанейро многие из них бежали в Сан-Паулу . [ 66 ]

Незаконный период

[ редактировать ]
Карикатура капоэйры-кариока с использованием кокады (кокосовых конфет), удара головой в подбородок при захвате противника, автор Каликсто , 1906 год .

В начале 1900-х годов капоэйра начала получать признание среди элиты как национальное боевое искусство и спорт. Хотя капоэйра все еще была официально объявлена ​​вне закона, первые руководства по капоэйре были опубликованы в небольших, уединенных военных кругах в Рио-де-Жанейро. Эти руководства предназначались исключительно для использования «братьями по оружию». [ 43 ] В 1907 году в Рио-де-Жанейро был опубликован справочник Guia do capoeira ou Ginástica Brasileira (Руководство по капоэйре или бразильской гимнастике). В справочнике представлены главы с подробными объяснениями, охватывающими правильные стойки, основные позиции и стратегии как защиты, так и нападения. Во введении говорится:

Эта работа была написана высокопоставленным офицером бразильской армии, знатоком оружия, военным инструктором и знатоком защитной гимнастики, подлинного искусства капоэйры. [...] Наши усилия направлены на то, чтобы поднять бразильскую гимнастику на национальный уровень, как английский футбол, французский сават, немецкую борьбу и другие национальные виды спорта. [ 67 ]

В 1909 году состоялся знаменитый официальный матч, когда капоэйрист по имени Франсиско да Силва Сириако, известный как «Макако», победил японского инструктора по джиу-джитсу по имени Садо Мияко ударом ноги рабо де аррайя . [ 68 ] После матча его вынесли со стадиона на плечах, и в Рио его провозгласили национальным героем. [ 68 ]

Первые школы капоэйры были основаны в Рио и Нитерое еще в 1910-х годах, но просуществовали недолго. [ 69 ] В 1927 году Марио Сантос во введении к своей брошюре обратился со следующим призывом:

Пришло время освободиться от зарубежного спорта и обратить внимание на то, что принадлежит нам... Бразильская гимнастика по ценности равна всем остальным... лучше, чем бокс, в котором используются только руки; лучше, чем греко-римская борьба, основанная только на силе. Он превосходит японский ближний бой, сочетающий в себе все эти искусства, потому что он включает в себя интеллект и жизненную силу, характерные для нашей горячей крови, за счет сочетания упражнений рук, ног, головы и тела! [ 67 ]

В том же году бразильский писатель и политик Коэльо Нето опубликовал книгу, в которой подчеркнул важность обучения капоэйре, считая ее превосходящей другие боевые искусства. Он выступал за то, чтобы «капоэйра должна преподаваться во всех школах, на всех армейских и военно-морских базах», подчеркивая необходимость убрать ее с улиц в образовательную систему. [ 70 ] В 1920-х и 1930-х годах были открыты официальные школы и институты капоэйры. [ 70 ]

В 1928 году Анибал Бурламаки опубликовал первое официальное руководство по капоэйре, Gymnástica Nacional (capoeiragem),methodisada e regrada , где он представил боксу, правила, подобные для соревнований по капоэйре. Целью руководства было превратить капоэйру из стигматизированной уличной практики в законный вид спорта.

В начале 1930-х годов Синхозиньо , военный офицер и инструктор по боевым искусствам внушающей страх полиции Особой при диктаторе Варгасе , основал свою академию капоэйры в Рио. [ 43 ] Первый находился в оживленном центре города, а второй был основан в богатом районе пляжа Ипанема в 1936 году «для хороших молодых людей, стремящихся к смелости». [ 70 ]

В 1930-е годы практикующих капоэйру могли арестовывать за демонстрацию физических навыков. Однако количество арестов и особенно осуждений постепенно уменьшалось. Из всех обвиняемых в капоэйре 76% были освобождены после суда. [ 69 ]

В 1930-х и 1940-х годах капоэйра претерпела трансформационный этап в своей истории, поскольку власти и интеллектуалы работали над тем, чтобы представить ее как продукт уникальных условий Бразилии, превратив ее в национальный вид спорта.

Игра капоэйры под звуки барабана нгома , c. 1823.

До середины девятнадцатого века барабаны были выдающимся музыкальным инструментом в капоэйре. В начале и середине девятнадцатого века в Рио путешественники первоначально описывали капоэйру как военный танец с барабанным боем или аплодисментами . [ 71 ] Позже музыка и музыкальные инструменты исчезли.

В 1818 году Жуан Ангола был арестован за хранение небольшого барабана на собрании капоэйра. [ 72 ] Игра на барабане могла повлечь за собой суровое наказание, как, например, 5 декабря 1820 года , когда раб Матиас Бенгела получил за это 200 ударов плетью. [ 73 ] Несмотря на наказание, барабанная дробь продолжалась. На иллюстрации Ругендаса 1824 года изображен участник роды, играющий на барабане.

В 1833 году игра на африканских барабанах в Рио-де-Жанейро была запрещена законом. [ 73 ] Из-за размера барабана его нельзя было спрятать, что приводило к тайной барабанной дроби в отдаленных местах по ночам. Чтобы избежать ареста, рабы использовали самодельные ударные инструменты, такие как глиняные или металлические кусочки, ракушки и камни. [ 73 ] Игра на барабанах, сопровождавшая капоэйру в Рио-де-Жанейро, исчезла к середине столетия. [ 73 ]

В 1859 году французский журналист Шарль Рибейроллс описал игру капоэйра на плантациях в провинции Рио-де-Жанейро, «сопровождаемую мощным, воинственным ритмом конголезского барабана ». [ 72 ]

В середине 1860-х годов Марсилио Диас был арестован в Рио за то, что играл капоэйру перед группой музыкантов. [ 74 ]

В начале девятнадцатого века африканские рабы имели ограниченный выбор одежды, которая отражала их социальный статус, и им было запрещено носить обувь. [ 75 ] В первые два десятилетия 19 века капоэйра в основном использовала желтые и красные ленты и шляпы . [ 76 ] В религии Конго развевающаяся на ветру лента была посредником между двумя мирами — физическим и духовным. [ 77 ] Его также использовали на общественных мероприятиях и похоронах, а также на алтарях. В Конго африканцы клали на алтари белые ленты, чтобы общаться со сверхъестественными силами. [ 77 ]

Антонио Пигафетта сообщал, что при дворе короля Конго «носили очень маленькие жёлто-красные шапочки. [ 77 ]

Капоэйры начала девятнадцатого века обычно носили узкие брюки и редко рубашку . К середине века куртка или пальто приобрели популярность. По словам Мэри Караш, шляпа оставалась важным предметом одежды, обозначающим статус. [ 78 ]

Мелло Мораес Фильо поражался навыкам капоэйры, приписывая им почти сверхчеловеческие способности:

Капоэйрист, выступающий перед соперником, совершает прыжки, прыжки, атаки, уклонения, подскоки, финты. Он использует ноги, голову, руки, нож и бритву почти одновременно. Вполне обычно один из них побеждает десять или двадцать противников. [ 79 ]

Журналист Луис Эдмундо также описал удивительную ловкость капоэйриста:

Он бежит, отступает, приближается, оборачивается — быстро, осторожно и решительно. Он быстр, изменчив, как жидкость, и неуловим, как мысль, как молния. Он наступает и отступает, появляется вновь и исчезает за долю секунды. Вся его сила заключается в его потрясающей координации. [ 80 ]

конца XIX века Капоэйражема уличных боев представляла собой смешанное боевое искусство , сочетающее в себе пять основных боевых приемов: удары головой , удары ногами , удары открытой рукой, удары клинком и палкой . [ 81 ] Были также некоторые приемы ударов и борьбы . [ 82 ]

Удары ногами

[ редактировать ]
Карикатура на капоэйру кариока с использованием удара ногой анданте .

Репертуар ударов ногами в капоэйре кариока был в первую очередь связан с перевернутыми ударами ногами, такими как рабо де аррайя и пентана . Рабо де аррайа выполнялось путем переворота тела и поворота одной ноги для удара противника, тогда как пентана заключалась в перевороте тела и использовании обеих ног для удара в грудь противника. [ 83 ]

Удары головой

[ редактировать ]

удары головой были основной техникой капоэйры. Согласно полицейским данным, [ 82 ] Английский посетитель Рио в 1826 году написал об этом смертоносном приеме:

Им не нужны ни стилеты , ни ферро де гайола , ни какое-либо другое оружие. Вместо всего этого они используют только голову; и при этом они бодаются, как быки, в грудь своей жертвы. Я видел убитого таким образом полевого офицера и брошенного через стену в свой сад, где утром его нашла семья: верхняя часть тела была сплющена, как будто орудием смерти был молоток . [ 82 ]

Значение удара головой становится очевидным из разных названий разных ударов головой. Например, кавейра-но эспельхо , что означает «череп в зеркале», относилось к удару головой стоя, направленному в лицо, тогда как кокада обозначала удар вверх, направленный под подбородок. [ 82 ]

Техники клинка

[ редактировать ]

Основной среди техник капоэйры была лампарина (масляная лампа), специальная атака опасной бритвой по шейной артерии жертвы.

Техники против лезвий

[ редактировать ]

Капоэйристы использовали ловкость в ангольском стиле для защиты от холодного оружия, позволяя безоружным мастерам уверенно противостоять вооруженным противникам. [ 84 ] Техники борьбы с клинком в капоэйре Рио включали эспада , круговой удар ногой, чтобы обезоружить противника, держащего нож, и суицидио , целью которого является вышибить ногу противника, заставив его убить себя собственным клинком:

Этот удар уникален и страшен, потому что, если противник вооружен пунхалем или ножом, он непременно убивает себя. [ 82 ]

- Анибал Бурламаки , Национальная гимнастика (капоэйрагем) , 1928 г.

Техники палки

[ редактировать ]
Карикатура на капоэйру кариока с просеивающим ударом.

Новые боевые реалии возникли, когда португальцы, особенно моряки, привезли в Бразилию боевую традицию джого до пау . Он заключался в использовании длинного посоха и захвата его узкого конца для нанесения ударов, которые могли нанести смертельные удары. [ 85 ]

Чтобы противостоять этому, капоэйра использовала две тактики. Будучи безоружными, капоэйристы полагались на свою защитную ловкость, чтобы измотать владельца посоха, побуждая его совершить ошибку и создать возможность для атаки. Капоэйристы также начали затачивать свои короткие палки, чтобы противостоять угрозе. [ 85 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

В отличие от многих авторов, которые рассматривают капоэйру в Рио 19 века как просто преступную деятельность, Деш-Оби считает, что это было делом чести африканских рабов и их потомков. Например, капоэйра стала мощным политическим посланием, когда исполнялась перед католическими процессиями или марширующими оркестрами, поддерживаемыми правительством. [ 86 ] Навыки капоэйры также служили для защиты членов чернокожего сообщества «от случайных актов насилия или похищений». [ 86 ] Если раб, находившийся под защитой мальтийца, был продан из города, мальтийцы объединились, чтобы отомстить. Кроме того, если будет установлено, что конкретный человек, будь то порабощенный африканец, свободный цветной человек или белый, нарушил свои кодексы, Мальта выберет мстителя. [ 87 ] Акты мести часто совершались во время публичных праздников, включая крупные католические шествия или энтрудо , которые предшествовали бразильскому карнавалу . [ 88 ]

Даже во времена рабства черные капоэйры бросали вызов превосходству белых, уверенно расхаживая по улицам. Хоаким Бенгела даже осмелился войти в управление полиции в шляпе капоэйры, демонстрируя свое презрение к властям. [ 89 ] 4 июля 1812 года Мануэль Пардо вошел в штаб-квартиру полиции, словесно оскорбил и физически напал на полицейского с кнутом, мощным символом власти белых над порабощенными людьми. Эти действия были вызывающими жестами против доминирования белых в обществе. [ 89 ] По словам Деш-Оби, черные капоэйристы также выражали свою гордость, открыто владея оружием . Они бросили вызов закону, который ограничивал владение ножами только белыми бразильцами, используя лезвия как символ сопротивления и равенства. [ 88 ]

Деш-Оби заключает, что общества капоэйры в Рио были вечными символами расширения прав и возможностей рабов. В отличие от большинства рабов в Америке, которые жили в постоянном страхе перед насилием, капоэйра внушала страх белому обществу, включая полицию, из-за своей способности к насилию. [ 90 ]

Литература

[ редактировать ]
  • Джонсон, Пол Кристофер (2002). Тайны, сплетни и боги: трансформация бразильского кандомбле . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195150582 .
  • Капоэйра, Нестор (2002). Капоэйра: истоки танцевальной игры-драки . Книги о Синей Змее. ISBN  978-1-58394-637-4 .
  • Ассунсао, Матиас Рериг (2002). Капоэйра: история афро-бразильского боевого искусства . Рутледж. ISBN  978-0-7146-8086-6 .
  • Капоэйра, Нестор (2007). Маленькая книга о капоэйре . Книги о Синей Змее. ISBN  9781583941980 .
  • Тальмон-Чвайцер, Майя (2008). Скрытая история капоэйры: столкновение культур в бразильском боевом танце . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-71723-7 .
  • Деш-Оби, Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  978-1-57003-718-4 .
  • Миранда, Клисеа Мария Аугусто (2011). Воспоминания и рассказы Черной гвардии: взад и вперед о боевой организации вольноотпущенников . Сан-Паулу, Бразилия. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 14.
  2. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 58.
  3. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 61.
  4. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 69.
  5. ^ Jump up to: а б с Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 7.
  6. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 152.
  7. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 153.
  8. ^ Гомес, Лаурентино (2007). 1808 г.; Как безумная королева, пугливый принц и коррумпированный двор обманули Наполеона и изменили историю Португалии и Бразилии (на португальском языке). Издательство Планета. ISBN  978-85-7665-320-2 .
  9. ^ Джонсон 2002 , с. 74-75.
  10. ^ Капоэйра 2002 , стр. 159.
  11. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 163.
  12. ^ Jump up to: а б с Деш-Оби 2008 , стр. 162.
  13. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 196.
  14. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 303.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 8.
  16. ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 70.
  17. ^ Jump up to: а б с д Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 36–37.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 10–11.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 20.
  20. ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 74.
  21. ^ Jump up to: а б с Ассунсао 2002 , стр. 83–84.
  22. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 19.
  23. ^ Капоэйра 2002 , стр. 160.
  24. ^ Jump up to: а б с Деш-Оби 2008 , стр. 167.
  25. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 154.
  26. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 21.
  27. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 22.
  28. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 168.
  29. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 13–14.
  30. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 196–197.
  31. ^ Ассунсао 2002 , стр. 115.
  32. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 56.
  33. ^ Jump up to: а б с Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 55.
  34. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 59.
  35. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 58–59.
  36. ^ Jump up to: а б с д Капоэйра и политика, Карлос Эугенио Вирджиния Соарес
  37. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 60.
  38. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 57.
  39. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 63.
  40. ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 78.
  41. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 54.
  42. ^ Асунсьон, 2002 г.
  43. ^ Jump up to: а б с д Капоэйра 2007 , стр. 158–159.
  44. ^ Jump up to: а б с д Классические источники истории капоэйры: Пласидо де Абреу, 1886 г.
  45. ^ Ассунсао 2002 , стр. 86.
  46. ^ Jump up to: а б Ассунсао 2002 , стр. 86–87.
  47. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 78.
  48. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 71.
  49. ^ a-capoeira-na-politica-as-maltas www.vermelho.org.br Архивировано 12 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
  50. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 80.
  51. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 83.
  52. ^ Капоэйра 2007 , стр. 11.
  53. ^ Jump up to: а б с Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 64.
  54. ^ Ассунсао 2002 , стр. 80–82.
  55. ^ Кардосо, Фернандо Энрике (1962). Капитализм и рабство в Южной Бразилии (на португальском языке). Редактор Civilização Brasileira. ISBN  978-85-200-0635-1 .
  56. ^ Капоэйра 2002 , стр. 165.
  57. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 84.
  58. ^ Миранда 2011 , с. 1.
  59. ^ Капоэйра 2002 , стр. 166.
  60. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 85.
  61. ^ «Уголовный кодекс Бразилии – запрет капоэйры – 1890 г. – Wikisource» (на португальском языке). ru.wikisource.org . Проверено 18 ноября 2013 г.
  62. ^ «Уголовный кодекс Бразилии – запрет капоэйры – 1890 г. – Wikisource» (на португальском языке). ru.wikisource.org . Проверено 18 ноября 2013 г.
  63. ^ Ассунсао 2002 , стр. 90–92.
  64. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 74.
  65. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 87.
  66. ^ Диаспора капоэйры Рио-де-Жанейро во время Первой республики: случай Сан-Паулу
  67. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 112.
  68. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 43.
  69. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 114.
  70. ^ Jump up to: а б с Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 113.
  71. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 30.
  72. ^ Jump up to: а б Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 31.
  73. ^ Jump up to: а б с д Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 35.
  74. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 65.
  75. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 47.
  76. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 38.
  77. ^ Jump up to: а б с Тальмон-Чвейзер 2008 , стр. 41.
  78. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 53.
  79. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 75–76.
  80. ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 76.
  81. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 207.
  82. ^ Jump up to: а б с д и Деш-Оби 2008 , стр. 175.
  83. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 173.
  84. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 179.
  85. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 180.
  86. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 190.
  87. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 194.
  88. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 195.
  89. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 197.
  90. ^ Деш-Оби 2008 , стр. 198.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3025b98e3cfa2a1ef4a245dce933d8c__1718870640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/8c/f3025b98e3cfa2a1ef4a245dce933d8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Capoeira carioca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)