Душан Пиревец
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |

Душан Пирьевец , известный под псевдонимом Ахач (20 марта 1921 — 4 августа 1977), был словенским партизаном , историком литературы и философом . Он был одним из самых влиятельных общественных интеллектуалов в Словении после Второй мировой войны .
Ранние годы и революционная деятельность
[ редактировать ]Душан Пиревец родился в Солкане , который тогда был пригородом итальянского города Гориция . Место его рождения сейчас находится в словенском городе Новая Горица . Его отцом был историк литературы Август Пиревец из Гориции; его мать, Ива, урожденная Мозетич, происходила из богатой купеческой семьи из Солкана. [ 1 ] Его сестра, Ивица Пирьевец , позже стала антинацистской агитатором, была схвачена и убита нацистами в 1944 году (ее имя носит улица в люблянском районе Тацен в районе Шмарна Гора ). Вскоре после рождения Пирьевца семья переехала в Любляну , на территории тогдашнего Королевства сербов, хорватов и словенцев , где его отец работал главным библиотекарем Национальной научной библиотеки . Пиревец посещал Люблянскую техническую среднюю школу, а в 1939 году поступил в Загребский университет , где изучал агрономию . В 1940 году вступил в Коммунистическую партию Югославии .
Уже в подростковом возрасте Пирьевец проявил интерес к литературе, особенно к французским поэтам . За годы до Второй мировой войны он опубликовал несколько статей под разными псевдонимами в известном либерально-прогрессивном литературном журнале «Люблянский звон» . Вместе с молодым поэтом Карелом Дестовником Каюхом он был соредактором радикального журнала « Свободна младина » («Свободная молодежь»).
В начале 1940-х годов он принял участие в «Конфликте левых литературных сил», полемике с участием критического хорватского писателя левого толка Мирослава Крлежа против идеологических сторонников жесткой линии Коммунистической партии вокруг Бориса Зихерла и Эдварда Карделя . В полемике, которая в основном развивалась вокруг соотношения между личной свободой творчества и коллективной революционной активностью, Пиревец защищал настойчивое требование Крлежа на свободе творчества, пытаясь показать, что это не противоречит марксистско-ленинской позиции.
партизан
[ редактировать ]Вскоре после вторжения войск Оси в Югославию в апреле 1941 года Пиревец присоединился к партизанскому сопротивлению Фронта освобождения словенского народа , приняв боевое имя Ахач, под которым он оставался известным до конца своей жизни. В конце 1941 года он участвовал в борьбе против итальянского фашистского оккупационного режима в так называемой Люблянской губернии . Он выбрал боевое имя Ахак (Агафий). Выбор был весьма символичен: с конца XVI века святой Агафий почитался в Словенских землях как покровитель от турецких нашествий, а в XVII веке его почитали еще и как святого защитника Крайны . [ 2 ]
Его организационный талант был замечен лидером коммунистов Алешем Беблером , который добился повышения Пирьевца до звания политического комиссара в воинских частях, действующих в Нижней Крайне . За это время он прославился своей воинственностью и жестоким обращением с противниками. В весьма спорных мемуарах, опубликованных посмертно в 1990 году, его товарищ-боец и известный публицист Йоже Яворшек даже обвинил Пирьевца в сожжении заживо военнопленных. [ 3 ] Он также участвовал во внутреннем расследовании массового убийства группы цыган в районе Белой Карниолы в 1942 году, но был оправдан. В 1943 году его отправили для организации борьбы сопротивления в Словенское Приморье и во Фриульскую Словению в Италии , а в 1944 году — в южную Каринтию .
После окончания войны Пирьевец был помещен в пропагандистские подразделения недавно созданного коммунистического режима в Словении. С 1945 по 1947 год он работал редактором ежедневной газеты «Людска правица» («Народное правосудие»), главной коммунистической газеты Словении. Там он познакомился с литературным критиком Бояном Штихом , который познакомил его с современными тенденциями в литературе. В 1947 году Пиревец стал председателем секции Агитпропа университета Люблянского . В этот период он стал близким другом Витомила Жупана , с которым он участвовал в нескольких провокациях того, что они считали «реакционной и мелкобуржуазной» культурной сценой в Любляне. Летом 1948 года он был арестован и предан суду на показательном процессе за многочисленные тяжкие преступления, такие как подрывная деятельность, аморальные действия и изнасилование. В отличие от своего близкого друга, который был арестован и обвинен в тех же преступлениях на том же суде, Пирьевец был приговорен к относительно мягкому наказанию — двум годам тюремного заключения. Уже через полгода его выпустили на свободу и назначили условный срок. Его исключили из Коммунистической партии и лишили всех военных наград.
Ученый
[ редактировать ]В период с 1948 по 1952 год Пиревец изучал французский язык и сравнительную литературу в Люблянском университете под руководством историка литературы Антона Оквирка . С 1952 по 1961 год он работал клерком в Институте литературы Словенской академии наук и искусств , позже дослужился до должности личного помощника президента института Йосипа Видмара .
В 1958 году Пиревец стал ассистентом кафедры сравнительного литературоведения Люблянского университета. В 1959 году он активно участвовал в так называемом «деле Слодняка», когда консервативно настроенный историк литературы Антон Слодняк был уволен с поста профессора словенской литературы за публикацию в Германии антологии словенской литературы , в которую вошли несколько авторов. которые не пользовались благосклонным отношением к коммунистическому режиму. [ 4 ] В том же году Пиревец снова был принят в Коммунистическую партию.
Между 1961 и 1962 годами Пиревец начал длительную полемику с сербским писателем Добричей Чосичем по поводу культурной политики в Социалистической Федеративной Республике Югославии . В отличие от Чосича, который выступал за более единую и централизованную культурную политику в Югославии, Пиревец защищал культурную автономию отдельных республик Югославской федерации. Полемика придала Пирьевцу высокую степень общественной известности.
В 1961 году Пиревец защитил докторскую диссертацию по сравнительному литературоведению, а в 1963 году стал профессором факультета искусств Люблянского университета. В конце 1960-х годов он приобрел известность среди студентов как харизматичный профессор. Кафедра сравнительного литературоведения, где он преподавал, стала одним из самых ярких центров словенской интеллектуальной сцены 1960-х и 1970-х годов. Среди учеников Пирьевца были Дмитрий Рупель , Нико Графенауэр , Руди Шелиго , Андрей Инкрет и многие другие интеллектуалы, которые позже составили ядро интеллектуального движения, сосредоточенного вокруг альтернативного журнала Nova revija . В этот период Пиревец также подружился с историком литературы Тарасом Кермаунером и философом Иво Урбанчичем , которые представляли критические позиции по отношению к коммунистической системе. В 1964 году Пиревец раскритиковал решение режима запретить публикацию альтернативного журнала «Перспектива» и по этой причине снова был исключен из партии.
В 1960-х годах Пиревец опубликовал несколько монографий о современной словенской литературе, уделив особое внимание периоду конца века . Наибольшую известность получили его исследования о писателе и эссеисте Иване Цанкаре . Он также опубликовал многочисленные исследования классических произведений западного канона , среди которых наиболее известен его трактат о проблеме зла в произведениях Достоевского . Свои научные исследования он основывал на эстетических теориях Гегеля , Георга Лукача и Михаила Бахтина , а также на Сартра экзистенциальной философии Романа Ингардена и феноменологии литературной науки . Он также был восприимчив к течениям, исходившим из нового историзма .
В этот период Пиревец поддерживал тесные контакты со школой Праксис , которая пыталась сформулировать альтернативное и гуманистическое видение марксизма . Он также был членом комитета знаменитой летней школы Корчулы , организованной группой Praxis . С 1969 по 1971 год он работал редактором словенского журнала « Содобность» .
В конце 1960-х — начале 1970-х годов Пиревец симпатизировал студенческому движению , развивавшемуся в Люблянском университете. В 1971 году он присоединился к протестам против ареста двух студентов университета, Фране Адама и Милана Йезиха , которые переросли в оккупацию студентами факультета искусств.
С 1970-х годов Пиревец постепенно отошел от своих прежних марксистских позиций. Под влиянием философа Ивана Урбанчича он все больше приближался к философии Мартина Хайдеггера , с которым лично познакомился в 1974 году.
Он умер в Любляне 4 августа 1977 года и был похоронен на кладбище в Шмартно под Шмарно Горой .
Личная жизнь
[ редактировать ]Пиревец был женат дважды. Его первой женой была его соратница по партизанке, университетский профессор французского языка Марьета Васич , второй — актриса, а затем писательница Неделька Кацин . Его дочь Аленка Пиревец – известная театральная актриса и кукольница. Его вторая дочь от словенской журналистки Ольги Ратей — словенский драматург Ира Ратей .
Влияние и наследие
[ редактировать ]Вместе с Эдвардом Кочбеком Пирьевец считается одним из самых влиятельных интеллектуалов Словении в период между 1945 и 1980 годами. Он оказал влияние не только на литературных критиков и историков, но и на таких философов, как Тине Хрибар , Иван Урбанчич , Дин Комель и хорватский философ Марио. Копич . [ 5 ] Он сыграл решающую роль в интеллектуальном развитии нескольких общественных деятелей, среди которых самым известным был писатель и социолог Дмитрий Рупель , который позже стал первым министром иностранных дел Словении. Пирьевец был изображен в нескольких романах и мемуарах, в том числе в » Герта Хофмана ( «Die Fistelstimme 1982), Милана Деклева «Oko v zruča » («Глаз в воздухе »), Изтока Осойника » «Brasow , Руди Шелиго » «Потерянная книга . («Потерянный сверток») и « » Тараса Кермаунера , Перечеркнутые встречи а также в Бориса Новака эпопее «Врата невозврата » («Дверь невозврата»).
Взгляд Пирьевца на национальный вопрос, сформулированный в полемике с идеологом югославского социализма Эдвардом Карделем , имел особое влияние среди словенских диссидентов-интеллектуалов конца 1970-х и 1980-х годов. Пирьевец был самым цитируемым автором « Вклада в словенскую национальную программу », публичного манифеста, написанного 16 интеллектуалами-некоммунистами в 1987 году, который часто рассматривается как начало словенского движения за независимость, кульминацией которого стала декларация независимость Словении в 1991 году.
В 1997 году в зале факультета искусств Люблянского университета был установлен бюст Пирьевца. была установлена мемориальная доска В 1998 году в его родном доме в Новой Горице .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Душан Пирьевец: словенская культура и литературная наука (Любляна: FF, 2011), 312
- ^ «Давайте наслаждаться здоровьем - Экскурсия к Святому Ахаку в Доленьско» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Йоже Яворшек, Воспоминания словенцев III. Любляна: Адит, 1990. 92.
- ^ «О Кмеклю» . лит.ijs.si. 1 ноября 2004 г.
- ^ «Пырьевецкое течение – в Хорватии» . view.work.si.
Источники
[ редактировать ]
- Алеш Габрич , Социалистическая культурная революция (Любляна: Cankarjeva založba, 1995).
- Михайло Джурич , Das Denken am Ende der Philosophie. Памяти Душана Пирьевца (Любляна: 1982).
- Тарас Кермаунер, Групповой портрет с Душаном Пирьевцем (Любляна: Научно-публицистический центр, 2002).
- Мартин Брецель, Rivoluzione e catarsi. Il pensiero filosofico di Dušan Pirjevec (Триест: Mladika 2000).
- Янко Кос , словенская литература (Любляна: Cankarjeva založba, 1982), 267–268.
- Марио Копич (редактор), Душан Пирьевец: Смерть и пустота (Загреб: Деметра, 2009). ISBN 978-953-225-124-1
- Сета Кноп (редактор), Душан Пиревец, словенская культура и литературоведение (Любляна: Znanstvena založba, Факультет искусств, 2011). ISBN 978-961-237-462-4
- 1921 рождений
- 1977 смертей
- Люди из городского муниципалитета Новой Горицы
- Словенские историки литературы
- Словенские философы ХХ века
- Выпускники Люблянского университета
- Выпускники сельскохозяйственного факультета Загребского университета
- Академический состав Люблянского университета
- Словенские марксисты
- Члены югославских партизан
- Этнические словенцы
- Феноменологи
- Югославские философы
- Югославские историки
- Словенские философы XXI века