Мужчина, который принял жену за шляпу
![]() Обложка книги - Мужчина, который принял жену за шляпу | |
Автор | Оливер Сакс |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Неврология , психология |
Жанр | История болезни |
Издатель |
|
Дата публикации | 1985 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя |
|
Страницы | 233 ( первое издание ) |
ISBN | 0-671-55471-9 |
ОКЛК | 12313889 |
616.8 19 | |
Класс ЛК | RC351 .S195 1985 г. |
Предшественник | Нога, на которой можно стоять (1984) |
С последующим | Видя голоса (1989) |
«Человек, который принял жену за шляпу и другие клинические истории» — это книга невролога Оливера Сакса 1985 года , в которой описываются истории болезни некоторых его пациентов. Сакс выбрал название книги на основе исследования одного из своих пациентов, страдающего зрительной агнозией . [1] неврологическое заболевание, из-за которого он не может распознавать лица и предметы. Книга легла в основу одноименной оперы Майкла Наймана , премьера которой состоялась в 1986 году.
Книга состоит из двадцати четырех эссе, разделенных на четыре раздела («Потери», «Излишки», «Транспорт» и «Мир простоты»), каждый из которых посвящен определенному аспекту функции мозга . В первых двух разделах обсуждаются дефициты и избытки (с особым упором на правое полушарие мозга), а в третьем и четвертом разделах описываются феноменологические проявления со ссылкой на спонтанные воспоминания, измененное восприятие и необычайные качества ума, обнаруживаемые у людей с умственными нарушениями. . [2]
Помимо описания случаев, Сакс комментирует их, объясняет их патофизиологическую подоплеку, обсуждает потенциальные нейробиологические последствия таких случаев и иногда ссылается на некоторые психологические концепции, такие как душа , ид, эго и супер-эго .
Содержание
[ редактировать ]Отдельные эссе в этой книге включают:
- «Человек, который принял жену за шляпу» о докторе П., певце и учителе музыки, страдающем зрительной агнозией . Он воспринимает отдельные признаки предметов, но не может правильно идентифицировать их или целые предметы, частью которых они являются. Сначала он предполагает, что на его зрение повлиял диабет, но офтальмолог подозревает неврологическую проблему и направляет его к Саксу. Выходя из смотровой комнаты Сакса во время своего первого визита, он на мгновение хватает жену за голову, предполагая, что это его шляпа. Не имея возможности вылечить проблему доктора П., Сакс призывает его сосредоточиться на своих музыкальных интересах, которые остаются нетронутыми.
- «Пропавший моряк» о Джимми Дж., у которого антероградная амнезия (потеря способности формировать новые воспоминания ) из-за синдрома Корсакова, приобретенного после довольно тяжелого эпизода алкоголизма в 1970 году. Он ничего не может вспомнить из своей жизни с тех пор, как окончание Второй мировой войны , включая события, произошедшие всего несколько минут назад. Время от времени он может вспомнить несколько фрагментов своей жизни между 1945 и 1970 годами, например, когда он видит слово «спутник» в заголовке и впоследствии упоминает о своей работе по отслеживанию спутников, которая могла произойти только в 1960-х годах. Он считает, что сейчас 1945 год (отрывок охватывает его жизнь в 1970-х и начале 1980-х годов), и, похоже, ведет себя как нормальный, умный молодой человек, если не считать его неспособности вспомнить большую часть своего прошлого и событий повседневной жизни. дневная жизнь. Он изо всех сил пытается найти смысл, удовлетворение и счастье, постоянно забывая, что он делает, от одного момента к другому.
- «Речь президента», [3] о палате афазиаков и агнозиаков, слушающих речь неназванного актера-президента, «старого обаятеля», предположительно Рональда Рейгана . Многие из них посмеялись над этой речью, а другие были шокированы. Сакс отмечает, что, хотя афазии испытывают трудности со словами, они могут понимать естественную речь, потому что слова сочетаются с другими выразительными сигналами. Они остро осознают, когда слова и сигналы не совпадают. Агнозиаки восприняли слова президента, не поняв их, и нашли их нелогичными, причем один заметил, что "он плохо говорит прозой".
- «Бестелесная дама», уникальный случай потери женщиной всего чувства проприоцепции (ощущения положения частей тела относительно других соседних частей тела) вследствие острой полиневропатии . В течение нескольких месяцев она учится управлять своим телом только с помощью визуальной обратной связи.
- «Человек, который упал с кровати» рассказывает о молодом человеке, в котором доктор Сакс видит студента-медика. Сакс встречает пациента на полу своей больничной палаты, где рассказывает Саксу, что проснулся и обнаружил в своей кровати странную ногу. Предположив, что одна из медсестер разыграла его, он попытался выбросить ногу из кровати, но обнаружил, что привязался к ней. Хотя Сакс пытается убедить пациента, что нога принадлежит ему, он остается в замешательстве из-за явного случая соматопарафрении .
- «На уровне», еще один случай нарушения проприоцепции. Доктор Сакс беседует с пациентом, у которого есть проблемы с прямохождением, и обнаруживает, что он потерял врожденное чувство равновесия из-за симптомов, подобных болезни Паркинсона , которые повредили его внутреннее ухо; Пациент, сравнив свое чувство равновесия с уровнем плотника , предложил построить аналогичный уровень внутри очков. Это позволяет ему судить о своем балансе на глаз, и через несколько недель задача следить за уровнем стала менее утомительной.
- «Близнецы» об аутистах . Доктор Сакс знакомится с братьями-близнецами, которые не умеют ни читать, ни умножать, но играют в «игру» по поиску очень больших простых чисел . Хотя близнецы смогли спонтанно генерировать числа от шести до двадцати цифр, Саксу пришлось обратиться к книге простых чисел, чтобы присоединиться к ним. Близнецы также моментально подсчитывают 111 выпавших спичек, одновременно отмечая, что 111 — это три 37-ки. Эта история была подвергнута сомнению Макото Ямагучи, который сомневается в том, что книга больших простых чисел могла существовать в том виде, в котором она описана, и указывает, что надежные научные отчеты поддерживают только приблизительное восприятие при быстром подсчете большого количества предметов. [4] [5] Ученый-аутист Дэниел Таммет отмечает, что близнецы предоставили спичечный коробок и, возможно, заранее пересчитали его содержимое, отмечая, что он считает значение 111 «особенно красивым и похожим на спичку». [6]
- «Eyes Right» о женщине лет шестидесяти, у которой нарушено полушарие пространства . Она совершенно забывает идею «левого» по отношению к собственному телу и окружающему миру. Когда медсестры кладут еду или напитки на ее левый бок, она не замечает, что они там. Доктор Сакс пытается показать пациентке левую сторону ее тела с помощью видеоэкрана; когда больная видит левую часть своего тела справа, ее охватывает тревога и она просит ее прекратить.
- «Собака под кожей» рассказывает о 22-летнем студенте-медике «Стивене Д.», который, проведя ночь под воздействием амфетаминов , кокаина и PCP , просыпается и обнаруживает, что у него чрезвычайно обостренное чувство запах . [7] Много лет спустя Сакс раскрыл, что на самом деле он был Стивеном Д. [8]
- «Художник-аутист» о 21-летнем парне по имени Хосе, которого считали «безнадежно умственно отсталым» и у которого были припадки; однако, когда Саксу дали карманные часы и попросили их нарисовать, он взял себя в руки и нарисовал часы с удивительными подробностями.
В популярной культуре
[ редактировать ]Кристофер Роуленс написал либретто для камерной оперы режиссера Майкла Морриса на музыку Майкла Наймана на основе заглавного рассказа. «Человек, который принял жену за шляпу» был впервые поставлен Институтом современного искусства в Лондоне в 1986 году. Впоследствии телевизионная версия оперы транслировалась в Великобритании.
Питер Брук адаптировал книгу Сакса в нашумевшую театральную постановку « L'Homme Qui...» , премьера которой состоялась в Театре Буфф-дю-Нор в Париже в 1993 году. Индийская театральная труппа поставила пьесу под названием «Синяя кружка» , основанную на книге. В главных ролях: Раджат Капур , Конкона Сен Шарма , Ранвир Шори и Винай Патхак .
The Man Who В честь этой книги назван альбом , шотландской инди-поп- группы Travis . [9]
См. также
[ редактировать ]- Антрополог на Марсе , книга Сакса, 1995 г.
- Проприоцепция
- Афазия
- Слепое зрение
- Полупространственное пренебрежение
- против Рамачандрана
- Дэниел Левитин
- Стивен Пинкер
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сакс, Оливер. Мужчина, который принял жену за шляпу . Пробный камень, 1998, стр. 8–22.
- ^ Сакс 1985 , с. 163.
- ^ «Речь президента» . Junkfoodfor Thought.com . Нездоровая пища для размышлений. 1 апреля 2008 года . Проверено 17 августа 2009 г.
- ^ Ямагучи, Макото (2006). «Сомнительные аспекты отчета Оливера Сакса (1985)» (PDF) . Журнал аутизма и нарушений развития . 37 (7): 1396, обсуждение 1389-9, 1401. doi : 10.1007/s10803-006-0257-0 . ПМИД 17066308 .
- ^ Ямагучи, Макото (2007). «Ответ на комментарии Снайдера по поводу начальных навыков близнецов-аутистов и Ямагути (2006). Письмо редактору: отчет «Сомнительные аспекты Оливера Сакса» (1985)» » (PDF) . Журнал аутизма и нарушений развития . 37 (7): 1401. doi : 10.1007/s10803-007-0397-x . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уилсон, Питер (31 января 2009 г.). «Сообразительный ученый находит свой голос» . www.theaustralian.news.com.au . Австралиец . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Сакс 1985 , с. 149.
- ^ Сакс 2007 , с. 158.
- ^ «Обзоры», Музыка , Великобритания : BBC .
Библиография
[ редактировать ]- Сакс, Оливер (декабрь 1985 г.). Мужчина, принявший жену за шляпу, и другие клинические истории . Книги Саммита. ISBN 0-671-55471-9 .
- Сакс, Оливер (22 октября 2007 г.). Музыкофилия: Сказки о музыке и мозге . Альфред А. Кнопф. ISBN 978-1-4000-4081-0 . , 158 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сакс, Оливер, «Человек, который принял свою жену за шляпу» , Книги (официальный сайт) .
- Сакс, Оливер (1987), Открытый разум , Архив .