Соглашение Джеймс Бэй и Северного Квебека
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке ( французское : Convention de la Baie-James et du Nord Québécois ) — это соглашение о земельных претензиях аборигенов , одобренное в 1975 году кри и инуитами северного Квебека , а затем слегка измененное в 1978 году северо-восточным Квебеком. Соглашение ( французский : Accord du Nord-Est Québécois Квебека ), согласно которому коренная нация наскапи присоединилась к соглашению. Соглашение охватывает вопросы экономического развития и собственности на севере Квебека, а также создание ряда культурных, социальных и государственных учреждений для коренных народов, которые являются членами общин, участвующих в соглашении.
История
[ редактировать ]До создания Канадской Конфедерации земли северного Квебека были частью Земли Руперта — территории, находившейся под управлением Компании Гудзонова залива в рамках хартии, полученной ею от короля Карла II в 1670 году. В 1870 году Земля Руперта была передана Канаде , и В 1895 году регион между тогдашней провинцией Квебек и Гудзоновом проливом стал округом Унгава территорий Северо-Западных . В 1898 году граница Квебека была продлена на север до реки Истмейн . Квебек продолжал претендовать на оставшийся округ Унгава, к северу от реки Истмейн, и в 1912 году эта территория была передана Квебеку при условии, что с коренными народами региона будет заключен договор, признающий их культурные права и отказывающийся от своего титула. на землю в Квебек и Канаду. В то время не существовало ранее существовавшего договора, регулирующего эту область. Правительство Квебека не сразу взялось за такие переговоры.
В 1960-х годах Квебек начал разработку потенциальных гидроэнергетических ресурсов на севере, а в 1971 году создал Корпорацию развития Джеймс-Бей для продолжения разработки горнодобывающей промышленности, лесного хозяйства и других потенциальных ресурсов, начиная с гидроэлектростанции Джеймс-Бэй . Это масштабное предприятие, которым руководило все более напористое правительство Квебека без консультации с коренными народами, встретило сопротивление большинства кри и инуитов северного Квебека . Ассоциация индейцев Квебека - специальный представительный орган коренных жителей северного Квебека - подала в суд на правительство и 15 ноября 1973 года выиграла судебный запрет в Верховном суде Квебека, блокирующий строительство гидроэлектростанций до тех пор, пока провинция не заключит соглашение с коренными народами.
Это решение было отменено Апелляционным судом Квебека семь дней спустя, после того как попытки правительства быстро договориться о соглашении не увенчались успехом. Тем не менее, юридическое требование о том, чтобы Квебек заключил договор, охватывающий территорию, не было отменено, хотя строительство продолжалось.
В течение следующего года правительство Квебека заключило необходимое соглашение. 15 ноября 1974 года – ровно через год после решения Верховного суда – было подписано принципиальное соглашение между правительством Канады , провинцией Квебек , государственной корпорацией Hydro-Québec , Большим советом кри (под председательством Билли Даймонд ), а также Ассоциация инуитов Северного Квебека . [1] Окончательное соглашение – Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке (по-французски: La Convention de la Baie James et du Nord Québécois ) – было подписано 11 ноября 1975 года. Первоначально это соглашение распространялось только на претензии, предъявленные квебекским кри и инуитам ; однако 31 января 1978 года наскапи Квебека подписали параллельное соглашение – Северо-восточное Квебекское соглашение – и присоединились к институтам, созданным в соответствии с соглашением 1975 года.
Ведение переговоров о первом земельном праве от имени инуитов, [2] Ассоциация инуитов Северного Квебека (NQIA) включила в состав Зеведея Нунгака , Лазаруси Эпоо. [3] (Инукджуак), Томми Кейн, Джонни Уотт, Чарли Уотт (из форта Чимо) и Джейкоб Овиталтук. [4] Чарли Уотт приобрел карту развития залива Джеймс и обнаружил, что две реки могут подвергнуться воздействию; «Большой Кит» и «Каниапискау» должны были быть перекрыты плотиной и отведены в сторону. [5]
Зеведей Нунгак описывает подход правительства Квебека к переговорам как «открытую жадность, подкрепленную грубой силой». [6] Другой раздел, в котором Зеведей описывает отношение Квебека, был следующим: «В статусе нашего положения мы являемся Боссами; у нас есть юридическая власть над всей землей. Вам нужно наше разрешение, чтобы получить какие-либо выгоды от этой земли, над которой мы «maitres chez nous». [7]
Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке было дополнительно изменено примерно 20 дополнительными соглашениями, влияющими на реализацию и детали первоначального соглашения, а также расширяющими его положения. Более того, Конституционный акт 1982 года закрепил в Конституции Канады все права, предоставленные договорами и соглашениями о земельных претензиях, принятыми до 1982 года, придав правам, изложенным в первоначальном соглашении, статус конституционных прав.
Содержание
[ редактировать ]Соглашение Джеймса Бэя затрагивает ряд вопросов и, будучи первым договором между Канадой и коренными народами с 1920-х годов, оно мало похоже на предыдущие договоры, но стало прототипом многих соглашений, заключенных с тех пор. Он установил ряд положений, главным образом в следующих областях:
- Земли
- Традиционные земли подписавших сторон разделены на три категории:
- Категория I : Земли, зарезервированные исключительно для использования бенефициарами инуитов и кри.
- Категория II : Земли, принадлежащие Короне в праве Квебека , но на которых права на охоту, рыбалку и отлов зарезервированы за коренными народами и на которые разделены полномочия по развитию лесного хозяйства, горнодобывающей промышленности и туризма.
- Категория III : Земли, на которых некоторые конкретные права на охоту и сбор урожая закреплены за коренными народами, но все остальные права являются общими в соответствии с совместной схемой регулирования.
- В разделе 7 Соглашения о заливе Джеймс и Северном Квебеке говорится, что северный Квебек, выше 55-й параллели, принадлежит инуитам. Эта земля разделена на три категории: земли категории I - примерно 14 000 квадратных километров, земли категории II - 150 929 квадратных километров и земли категории III - 908 000, что составляет почти 60% территории Квебека.
Категория I. Право собственности на земли категории I было передано общественным корпорациям инуитов (теперь известным как землевладельческие корпорации) для целей сообщества инуитов. Каждой общине было выделено около 243 квадратных миль. Хотя земли категории I принадлежат общинам инуитов Нунавика, права на недра и полезные ископаемые по-прежнему принадлежат правительству Квебека, хотя они не могут добывать полезные ископаемые в недрах без разрешения местной деревни и без компенсации. Земли категории I не могут быть проданы или переданы, кроме как Короне в праве Квебека.
- Примечание* Ни при каких обстоятельствах общая площадь земель категории I не может превышать 3130 квадратных миль без согласия Квебека или быть менее 3130 квадратных миль без согласия инуитов.
Категория II – Земли категории II принадлежат правительству Квебека, но инуиты имеют исключительные права на охоту, рыбалку и отлов. Категория II может быть отнята Квебеком в целях развития, но только с согласия и компенсации ближайшей деревни.
Категория III – Земли категории III – это все, что не относится к землям категории I или категории II. Земли категории III принадлежат Квебеку, и правительство Квебека может санкционировать проекты развития, не консультируясь с близлежащими общинами и землевладельческими корпорациями. Земли категории III представляют собой территорию совместного использования инуитов и не-инуитов в вопросах доступа, а также для охоты, рыболовства и промысла.
- Экологическая и социальная защита
- Раздел 23: Окружающая среда и социальная защита к северу от 55-й параллели является одним из 30 разделов JBNQA. В этом разделе они создали Комиссию по качеству окружающей среды Кативик (KEQC) и Экологический консультативный комитет Кативик (KEAC). Эти два комитета несут ответственность за оценку и изучение проектов развития, которые будут реализованы на земле, принадлежащей правительству провинции и регулируемой в соответствии с Соглашением Джеймс-Бей и Северного Квебека (JBNQA). Для того, чтобы любой проект был реализован в Нунавике, им необходимо следовать конкретным мандатам, таким как; определить возможные негативные воздействия на землю, животных и людей. Они несут ответственность за то, чтобы компании шли в ногу с потребностями людей и земли, оценивая и адаптируя правила и законы. Компании, желающие развиваться на этой земле, должны оценить и изучить окружающую среду, чтобы предвидеть будущее развитие региона, и передать свои оценки двум комитетам, и они определят, будет ли это предложение принято. В информационных целях и принятии соответствующих мер все решения и рекомендации передаются федеральному и провинциальному правительству, включая затронутые районы.
Инуиты всегда с уважением относились к земле и морю северной части Канады. Здесь мы жили и выживали тысячи лет. Здесь наши предки учили своих детей, где собирать ягоды, как добывать еду и делать на земле орудия труда. Земля, дикая природа и море были и остаются отличными поставщиками для нас, инуитов, кри и наскапи. Важно, чтобы землю уважали и обращались с ней с правильными намерениями для будущих поколений и будущего развития. Эти мандаты были созданы для того, чтобы наша экосистема и наш образ жизни процветали вместе с растущим населением и потребностью в развитии.
- Экономическое развитие и финансовая компенсация
- В обмен на свои подписи правительства Квебека и Канады, а также Гидро-Квебек согласились предоставить коренным народам северного Квебека обширную прямую финансовую компенсацию - около 225 миллионов канадских долларов, которые будут управляться и использоваться для экономического развития через три корпорации развития, принадлежащие коренным народам: Компенсационный совет Cree , корпорация Makivik и корпорация развития Naskapi .
- Образование
- Соглашение предусматривало создание школьного совета кри для деревень кри, школьного совета Кативик для жителей северных деревень, в основном инуитов, и специальной школы для учеников наскапи в Кававачикамаче. Использование языков коренных народов для обучения в школах явно поощряется.
- Образование инуитов – раздел 17
- Кативик Илисарнилириник (ранее Школьный совет Кативик) - единственный школьный совет, имеющий начальное, среднее образование и образование для взрослых в Нунавике. В соответствии с пунктом 17.0.3 JBNQA КИ обладает юрисдикцией в отношении уровней начального, среднего образования и образования взрослых. Во всех 14 общинах Нунавика есть хотя бы одна школа, подчиняющаяся КИ. [8] KI также предоставляет программу спонсорства послесреднего образования, которая распространяется на бенефициаров Соглашения Джеймс-Бей и Северного Квебека, которые продолжают свое послесреднее образование. [9] [ нужна полная цитата ]
- Язык обучения
- В пункте 17.0.59 JBNQA говорится, что языком обучения должен быть инуктитут, а в отношении другого языка - в соответствии с существующей практикой на территории. [10]
- Культурное программирование
- В разделе 17.0.64 говорится, что Совет может своим постановлением предусмотреть создание программ преподавания предметов и использования учебных материалов, основанных на культуре и языке инуитов. [11] Есть классы инуктитута, уроки культуры и недели культуры.
- Адаптированный календарь
- В разделе 17.0.67 говорится, что КИ может установить постановлением один или несколько школьных календарей, при этом существующие правила служат ориентиром. [12] В Нунавике школы имеют право проводить недели культуры, чтобы они могли заниматься традиционными видами деятельности, такими как охота и походы. Школьный совет уполномочен создать адаптированный календарь для продвижения этих мероприятий.
- Подготовка учителей
- В соответствии с разделом 17.0.69 КИ может постановлением учредить специальные курсы подготовки для своих преподавателей. [13] Подготовка учителей – это уникальная программа для учителей Нунавика. Учителя-инуиты обучаются не только языку, но и культуре и педагогике инуитов.
- Язык обучения
- Местное самоуправление
- Сообщества кри в Квебеке были созданы как деревни кри (муниципалитеты), а общины инуитов Нунавика были созданы как северные деревни с всеобщим избирательным правом для жителей-инуитов и не-инуитов. Кроме того, была создана региональная власть кри для обеспечения регионального управления квебекскими кри, а региональное правительство Кативик было создано для обеспечения регионального управления жителями Нунавика (за исключением деревни кри Вапмагустуи, которой управляет региональная власть кри). Власть).
- Инуитское местное самоуправление
В Соглашении о заливе Джеймс и Северном Квебеке в разделе 12 говорится, что в каждой деревне на территории инуитов к северу от 55-й параллели будет существовать местное правительство. Название северных деревень, также широко известных как «НВ», означает «Муниципалитет ___________». Это: Кууджуараапик, Умиужак, Инукджуак, Пувирнитук, Акуливик, Ивуживик, Саллуит, Кангирсуджуак, Квартак, Кангирсук, Аупалук, Тасиужак, Кууджуак, Кангирсуалуджуак. [14] Услуги муниципального управления включают здравоохранение и гигиену, градостроительство и землеустройство, общественные услуги, дорожное движение и транспорт, отдых и культуру. Например, они обеспечивают ежедневную доставку воды, очистку сточных вод/отстойники, управляют пожарными депо, организуют развлекательные/культурные мероприятия, поддерживают дороги, вывоз/вывоз мусора, освещение, отопление, электроэнергию и уборку снега. [15] Это государственное правительство, что означает, что любой, инук или не-инук, может баллотироваться на муниципальную должность. Право баллотироваться имеет любой гражданин Канады, обычно проживающий в деревне не менее тридцати шести месяцев, не имеющий муниципальных долгов, контрактов с НВ и не работающих на нее, а также не судимый за какое-либо преступление в соответствии с законодательством Канады. [16] Должен быть 1 мэр и 2–6 советников в зависимости от численности населения села. [17] Один член совета назначается представителем регионального правительства Кативик (КРГ). [18] Выборы в муниципальный совет во многом похожи на муниципальные выборы в остальной части Канады. Право голоса имеет любой человек в возрасте 18 лет и старше, имеющий канадское гражданство и проживающий на территории не менее 12 месяцев. [19]
- Здравоохранение и социальные услуги
- Ответственность за здравоохранение и социальные услуги в общинах кри лежит на Совете кри по здравоохранению и социальному обеспечению Джеймс Бэй . В Нунавике эти услуги предоставляет Совет здравоохранения и социального обеспечения Кативика . Раздел 15 JBNQA «Здравоохранение и социальные услуги (инуиты)» установил основу, на основе которой Квебек теперь будет предоставлять капитальное и оперативное финансирование в секторе здравоохранения. Организация здравоохранения и социальных услуг остается под контролем провинциальной системы, но адаптирована к особенностям региона. Передача обязанностей через JBNQA также привела к серьезной реорганизации административных и бюджетных портфелей между Канадой и Квебеком. Он также призвал к созданию Регионального совета здравоохранения и социального обеспечения Нунавика (NRBHSS) (бывший Совет здравоохранения и социального обеспечения Кативика) и медицинских учреждений для обслуживания всех лиц, обычно проживающих или временно проживающих в административном районе 10А или на территории Кативик. (раздел 15.0.10).
NRBSS — это организация, занимающаяся улучшением здоровья и благополучия населения на своей территории. Его общая задача – адаптировать программы здравоохранения и социального обслуживания к потребностям населения и реалиям региона. Он обеспечивает организацию и эффективное использование ресурсов, предоставленных региону Нунавик. (презентация NRBHSS) Создана в 1995 году.
В каждом из четырнадцати населенных пунктов есть местный медпункт. В их сестринских пунктах государственные службы включают стоматологов, медсестер, врачей, службы защиты молодежи, социальные службы. В небольших населенных пунктах людей приходится доставлять самолетом либо в Кууджуак, либо в Пувирнитук, в зависимости от того, где они живут, чтобы их осмотрел врач, а в некоторых случаях людей необходимо показать врачу на юге, в зависимости от тяжести заболевания. болезнь. В регионе Гудзонова залива больница находится в Пувирнитуке, а больница региона залива Унгава — в Кууджуаке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Билли Даймонд» . Сила перемен. Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ Пфайфф, Марго (июнь 2011 г.). «ПРЕРЫВНЫЙ ЭСКИМОС» (PDF) . Здесь наверху : 28–31 . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Эпу, Лазарь | Литература инуитов Литература инуитов » People.uqam.ca Получено 0 июня 2021 г.
- ^ Нунгак, Зеведей (2017). Борьба с колониализмом на стероидах: инуиты Квебека борются за свою родину . Тагак Керли. [Монреаль]: Автомобильная пресса. стр. 48–51. ISBN 978-1-55065-468-4 . OCLC 967787917 .
- ^ Нунгак, Зеведей (2017). Борьба с колониализмом на стероидах: инуиты Квебека борются за свою родину . Тагак Керли. [Монреаль]: Автомобильная пресса. п. 52. ИСБН 978-1-55065-468-4 . OCLC 967787917 .
- ^ Нунгак, Зеведей (2017). Борьба с колониализмом на стероидах: инуиты Квебека борются за свою родину . Тагак Керли. [Монреаль]: Автомобильная пресса. п. 72. ИСБН 978-1-55065-468-4 . OCLC 967787917 .
- ^ Нунгак, Зеведей (2017). Борьба с колониализмом на стероидах: инуиты Квебека борются за свою родину . Тагак Керли. [Монреаль]: Автомобильная пресса. п. 71. ИСБН 978-1-55065-468-4 . OCLC 967787917 .
- ^ Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке, раздел 17 стр. 217
- ^ Веб-сайт Кативик Илисарнилириник
- ^ Джеймс Бэй и Северное соглашение Квебека, раздел 17 стр. 216
- ^ Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке, раздел 17 стр. 217
- ^ Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке, раздел 17 стр. 217
- ^ Соглашение о заливе Джеймс и Северном Квебеке, раздел 17 стр. 217
- ^ Джеймс Баянд Соглашение о Северном Квебеке, раздел 12, приложение 1, 1. P.136
- ^ Резюме 12 Местное самоуправление 1,2,3,4,5,6 стр.6 и 7
- ^ Джеймс Бэй и Соглашение Северного Квебека, Хартия 1, 13 (1), 14 (3, 4,5)
- ^ Резюме 12 Местное самоуправление, стр.3
- ^ V-6.1 - Закон о северных деревнях и региональном правительстве Кативик, НАЗВАНИЕ КОНСТИТУЦИЯ И ЮРИСДИКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, раздел 239
- ^ Джеймс Бэй и Соглашение Северного Квебека, раздел 12, 46.1
Библиография
[ редактировать ]- Соглашение Джеймс-Бей и Северного Квебека и дополнительные соглашения (изд. 1998 г.) (PDF) . Сент-Фуа, Квебек: Les Publications du Québec. 1998. ISBN 2-551-17980-7 . Проверено 17 мая 2011 г.
- Соглашение о Северо-Восточном Квебеке (изд. 1984 г.) (PDF) . Оттава: Канада по делам индейцев и севера. 1984 год . Проверено 17 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дополнительные соглашения 13–18 и другие соглашения – правительство Квебека