Хэкхэм

Хэкхэм (или Чакам (i), Хахам (i), Хачам (i), Хах ; иврит : חכם , Романизированный : ḥāḵām , Lit. «Мудрый») - термин в иудаизме , означающий мудрый или умелый человек; Это часто относится к тому, кто является великим ученым Торой . Это также может относиться к любому культурному и изученному человеку: «Тот, кто говорит, что мудрое вещь называется Хэкхэмом , даже если он не является евреем». [ 1 ] Следовательно, в Талмудике - Мидрашической литературе, мудрых язычников обычно называют Хахмей Уммот Ха -Олам («Мудрые люди народов мира»). При использовании сефарда Хэкхэм является синонимом « раввина ».
В древние времена
[ редактировать ]Хэкхэм как официальный титул встречается еще в первом синедрине , после реконструкции этого тела, когда прекратились адрийские религиозные преследования. В дополнение к Наси Симеон Бен Гамлиэль , два других ученых стояли во главе Санедрина, а именно Натан Вавилонский как Ав Бейт Дин и раввин Мейр в роли Хахахэма. [ 2 ] Другим Хэкхэмом, упомянутым по имени, был Саймон, сын Иуды Ха-Наси , который после смерти своего отца исполнял обязанности Хэкхэма со своим старшим братом Наси . [ 3 ] Точные функции Хэкхэма не ясны. Предложение Рапопорта о том, что он был арбитром в вопросах ритуального запрета и разрешения, очень невероятно. Захария Франкель рассматривает Хэкхэма как председательствующего, чья обязанность заключалась в том, чтобы рассмотреть рассматриваемый случай с всех точек зрения, и, суммируя результаты, чтобы представить этот вопрос для обсуждения. Однако более вероятно, что Управление Хэкхэма было создано для того, чтобы обеспечить большинство в случаях разницы в разнице между NASI и AV Beit DIN в делах синедрина; Один из самых выдающихся ученых всегда был выбран для поста. Бараита , который в Moed Kattan 22B приводит к выводу, что Хэкхэм всегда был директором школы ( BET Midrash ), поскольку в дополнение к великим синедрину впоследствии стал занять место академии, были также частные академии под направление выдающихся ученых. Происхождение Управления Хэкхэма так же сомнительно, как и его продолжительность.
В еврейской Библии «Мудрый человек» был в основном изображен как практическая фигура в различных контекстах. В Исаии 40:20 «Мудрый ремесленник» (Харас Хакам) строит кумира. Точно так же, Леб-Хакам или «Опытные мастера» из Exodus 35 делают скинию , его лампы и масло, помазанное масло , алтарь сгоревшего предложения и его бронзовые ворота, его посуда (все они) и тканые предложения Аарон и его сыновья. [ 4 ] Франкель считает, что Джошуа Бен Ханания (начало 2 века) был первым Хэкхэмом. Он недостаточно поддерживает это утверждение. [ Цитация необходима ] Похоже, офис существовал в Палестине до тех пор, пока Академия Наси . Амора уйдет четвертого века рассказывает следующее правило этикета, все еще наблюдаемое в его время: «Когда Хэкхэм появляется в академии, каждый присутствующий должен подняться, как только он выйдет в четырех эллах, и должен оставаться, пока он не Четыре элла за пределами ". Вряд ли возможно, что Управление Хакхэма существовало в Талмудических академиях в Вавилонии ( нижняя мезопотамия ). где отношение экзилара к руководителям академии полностью отличалось от того, что существует в Талмудических академиях в Сирии Палеестине между последним и Наси . Здесь Хэкхэм был просто термином для еврейского ученого, который изучал в основном устные традиции. Термины Sofer "Scribe" и Qārāʾ "Reciter, читатель" были применены к библейским ученым. [ 5 ] В Седере Олам Зутта , [ 6 ] Каждый экзилар сопровождается Хэкхэмом, который, вероятно, отвечал за религиозные дела Эдеслархата; Но когда эта работа возникла в Палестине, автор, вероятно, применил палестинские условия в Вавилон. Сирийский афрахат , который встречал только вавилонских евреев, упоминает человека, «которого называют« хаккима »евреев», [ 7 ] Но это тоже может означать «мудрый человек» евреев. Множественное число, Хакихамим , обычно используется в Талмуде, а также в Таннаиме , чтобы обозначить большинство ученых против единого авторитета. Араманский эквивалент - «Раббан».
Среди сефарда
[ редактировать ]Среди сефардских евреев , особенно испанских и португальских евреев , Хэкхэм является официальным титулом местного раввина, но неизвестно, сколько лет названию. Шломо ибн Адерет обращается к некоторым из его ответов на людей с раввином Лехакхэма ... , [ 8 ] Другие снова с "Larab Rabbi ...", [ 9 ] Но возможно, что Лехакхэм просто означает «мудрый».
Фамилия Хачам встречается как среди сефардских, так и среди ашкеназских евреев, включая такие вариации, как Хах , Хачами , Хачамович , Хачамсон .
В мусульманских странах
[ редактировать ]В мусульманском мире раввина потому часто называли хахамским, что Аль-Раб является одним из имен Бога в исламе и, возможно, вызвало оскорбление из-за недопонимания. Таким образом, главного раввина Османской империи назывался Хэкхэм Баши (Хахамбаши حاخامباشی ). слово « ḥākhām» происходит от общего семитского корня ḥ - k - m , второй согласный обычно пишет ḫāʾ ⟨خ⟩ Хотя на арабском языке и на языках, которые используют арабский алфавит , чтобы отразить иврическое произношение: حاخام . Термин родственен арабским словам حاكم ḥākim (правитель/лорд) и حكيم ḥakīm (мудрый человек).
Карайт иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме караита духовные лидеры называют Хакхэмом, чтобы отличить их от своих раввинских (то есть не караинов). [ Цитация необходима ] Поскольку богословие караита основана на использовании разума отдельными лицами для определения применения законов ивритской Библии для себя, роль Хэкхэма является более «рекомендательной», чем у раввина в основном раввине иудаизме .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Талмуд, Мегилла 16а
- ^ Талмуд, Хорайот 13b
- ^ Талмуд, Кетубот 103b
- ^ Циммерли, Вальтер. Богословие Ветхого Завета в схеме . Блумсбери. п. 108
- ^ Kiddushin 49a, b; Sotah 49a; Yerushalmi Sotah 9 23b; Йерушалми Таанит 4 68a, где «Гакким» по иронии судьбы на хакаме академии
- ^ "MJC" изд. Neubauer, с. 71 и след.
- ^ "HOMILIES", XXIV., Ed. Райт, с. 394
- ^ Ответ, № 79, 395
- ^ Нас. 219, 346
Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Соломон Шехтер и Луи Гинцберг (1901–1906). "Хакам" . В певце Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью -Йорк: Funk & Wagnalls.
- Захария Франкель , в месячном, я. 345-349
- То же самое, темный ха-мишна , с. 154, и добавка, с. 7, 8
- Халеви , Дорот Ха-Ришоним , II. 20 (к отрывкам, цитируемым Халеви, добавьте yer. Mak. II. 31d)
- Rapoport, Erekh Mill , p.