Архивы планеты

Архивы планеты ( французский : Les archives de la planète ) — проект, предпринятый с 1908 по 1931 год для фотографирования человеческих культур по всему миру. Его спонсировал французский банкир Альберт Кан , в результате чего было снято 183 000 метров пленки и 72 000 цветных фотографий из 50 стран. Начавшись с кругосветного путешествия, которое Кан совершил со своим шофером, проект разросся и включил в себя экспедиции в Бразилию , сельскую Скандинавию , на Балканы , в Северную Америку , на Ближний Восток , в Азию и Западную Африку , а также в другие места, а также задокументировал исторические события, такие как последствия Второй Балканской войны , Первой мировой войны во Франции и турецкой войны за независимость . убеждениями Кана Он был вдохновлен интернационалистическими и пацифистскими . Проект был остановлен в 1931 году после того, как Кан потерял большую часть своего состояния в результате краха фондового рынка в 1929 году . С 1990 года коллекция находится в ведении Музея Альберта-Кана , и большинство изображений доступны в Интернете.
История
[ редактировать ]
В ноябре 1908 года Альберт Кан , французский банкир из еврейской семьи, заработавший состояние на спекуляциях на развивающихся рынках , [1] отправился в кругосветное путешествие со своим шофером Альфредом Дутертром. [2] Дутертр фотографировал места, которые они посетили, используя технику, называемую стереографией , которая была популярна среди путешественников, поскольку ее фотопластинки были небольшими и требовали короткой выдержки . [1] Он также принес с собой пленочную камеру Pathé и несколько сотен цветных пластинок. [2] Сначала они остановились в Нью-Йорке , затем в Ниагарском водопаде и Чикаго . После недолгого пребывания в Омахе, штат Небраска , Дутертре и Кан отправились в Калифорнию , где Дутертр сделал снимки руин после землетрясения в Сан-Франциско 1906 года . [3] 1 декабря они сели на пароход, следующий в Иокогаму в Японии . По пути они провели девятнадцать часов с остановкой в Гонолулу, Гавайи . [4] Они пересекли международную линию перемены дат 12 декабря и прибыли в Иокогаму . через шесть дней [5] После Японии их путешествие по Азии проходило через Китай , Сингапур и Шри-Ланку . [6]
Вернувшись во Францию, Кан нанял двух профессиональных фотографов, Стефана Пассе и Огюста Леона, последний из которых, вероятно, [7] приехал с Каном в путешествие по Южной Америке в 1909 году. [1] на котором Рио-де-Жанейро и Петрополис были сфотографированы в цвете. [7] Другие ранние экспедиции включали визит Леона в сельские районы Норвегии и Швеции в 1910 году. [8]
Официально создание «Архивов планеты» началось в 1912 году, когда Кан назначил географа Жана Брюнеса руководить проектом в обмен на кафедру в Коллеж де Франс, подаренную Каном. Стереография была заменена процессом автохромирования , который давал цветные фотографии , но требовал длительной выдержки, а также видеоролики . были добавлены [9] Кан задумал проект как «инвентаризацию поверхности земного шара, населенной и освоенной человеком, какой она есть в начале 20-го века». [10] и надеялся, что проект будет способствовать развитию его интернационалистских и пацифистских идеалов, а также документально задокументировать исчезающие культуры. [11] Философ Анри Бергсон , близкий друг Кана, оказал сильное влияние на проект. [12]
В 1912 году Пассет был отправлен в Китай (первая официальная миссия проекта). [13] и Марокко , а Брюнес отправился с Леоном в Боснию и Герцеговину, а затем в Македонию в 1913 году. Экспедиция была прервана Второй Балканской войной ; когда война закончилась, Пассет отправился в этот регион, чтобы задокументировать ее последствия. [14]
совершил две поездки в Великобританию Леон, фотограф, участвовавший в проекте дольше всех, в 1913 году , фотографируя достопримечательности Лондона, такие как Букингемский дворец и собор Святого Павла , а также сцены в сельской местности Корнуолла . В том же году Маргерит Меспуле, единственная женщина, работавшая фотографом Архива, отправилась на запад Ирландии . [15] После Великобритании Леон отправился в Италию в сопровождении Брюнеса. [16] В том же году Пассет вернулся в Азию. Сначала он отправился в Монголию , а затем в Индию , где в январе 1914 года британские власти отказали ему в проезде через Хайберский перевал в Афганистан , где он хотел сфотографировать народ африди . [17] Позже в том же году армейский офицер и фотограф-волонтер Леон Бюзи прибыл во Французский Индокитай , где оставался до 1917 года. [18]
Начало Первой мировой войны заставило изменить направленность проекта; Кан, французский патриот, несмотря на свои интернационалистские взгляды, послал своих фотографов запечатлеть последствия войны во Франции и позволил использовать фотографии в качестве пропаганды . [19] хотя большинство фотографов держали подальше от линии фронта. [20] В 1917 году Кан заключил сделку с армией о том, чтобы двое их фотографов помогали делать снимки для его архива. Фотографии войны в конечном итоге составят 20% коллекции. [21]
В 1920-е годы фотографов отправляли в Ливан , Палестину и Турцию на Ближнем Востоке , где они документировали французскую оккупацию Ливана и турецкую войну за независимость . [22] Фредерик Гадмер был отправлен в Веймарскую Германию в 1923 году; Среди сцен, которые он снял, были последствия неудавшегося восстания сепаратистов в Крефельде . [23] Последняя поездка в Индию была совершена в 1927 году, где фотограф Роджер Дюма запечатлел золотой юбилей Джагатджита Сингха , правителя штата Капуртала . В декабре прошлого года Дюма был в Японии на похоронах императора Ёсихито . [24]
Фотографы Кана несколько раз возвращались в Америку в 1920-е годы. Люсьен Ле Сен снял фильмы о французском рыбаке в Северной Атлантике в 1923 году, а Брюнес и Гадмер в течение трех месяцев путешествовали по Канаде в 1926 году, посетив, Монреаль , Виннипег , Калгари , Эдмонтон и Ванкувер . среди прочего, [25] В 1930 году Гадмер организовал первую и единственную крупную экспедицию в рамках проекта в страны Африки к югу от Сахары , во французскую колонию Дагомея (современный Бенин ). [26]
К тому времени, когда проект был остановлен в 1931 году, после краха фондового рынка в 1929 году , который обанкротил Кана, операторы Кана посетили 50 стран и собрали 183 000 метров пленки, 72 000 цветных автохромных фотографий, 4 000 стереографических изображений и 4 000 черно-белых фотографий . бело-белые фотографии. [10] [27]
Содержание
[ редактировать ]
Дэвид Окуэфуна описывает Архив как «монументально амбициозную попытку создать фотографическую запись человеческой жизни на Земле». [28] Содержание Архива весьма разнообразно по тематике. [15] В первых экспедициях в Европу Брюнес поручил фотографам запечатлеть географию, архитектуру и местную культуру мест, которые они посетили, но также дал им свободу фотографировать и другие вещи, которые бросались в глаза. [29] Изображения в архиве включают в себя такие достопримечательности, как Эйфелева башня , [30] Великая пирамида Гизы , [31] Ангкор Ват , [32] и Тадж-Махал , [33] а также многочисленные портреты людей рабочего класса Европы. [34] и членов традиционных обществ Азии и Африки. [35] Во многих случаях операторы Кана сделали одни из первых цветных фотографий пунктов назначения. [36] Из-за длительной выдержки, необходимой для процесса автохромирования , фотографы в основном ограничивались съемкой неподвижных или постановочных объектов. [37]
Примерно пятая часть фотографий Архива была посвящена Первой мировой войне . [21] Они включали изображения тыла , военной техники, такой как артиллерийские орудия и корабли, портреты отдельных солдат (в том числе из французской колониальной империи ) и зданий, поврежденных обстрелами. [38] Лишь на нескольких изображениях явно изображены мертвые солдаты. [39]
Некоторая часть содержания Архивов вызывала споры, в частности, фильм, снятый Леоном Бизи, о раздевающейся вьетнамской девушке-подростке. [40] Бизи поручил девочке выполнить ежедневный ритуал одевания; он снял фильм не в фокусе, чтобы скрыть ее наготу. [41] На других кадрах, снятых в Касабланке в 1926 году, проститутки обнажают грудь. [42]
В архивах также хранятся тысячи портретных фотографий, в основном снятых в поместье Кана в Булони-Бийанкуре . В число субъектов входят такие государственные деятели, как премьер-министр Великобритании Рамсей Макдональд и премьер-министр Франции Леон Буржуа , британский физик Дж. Дж. Томсон , французские писатели Колетт и Анатоль Франс , бенгальский поэт Рабиндранат Тагор и американский летчик Уилбур Райт и многие другие. [43]
С 1990 года коллекция находится в ведении Музея Альберта-Кана , который сделал большинство изображений доступными для общественности в Интернете. [44]
Фотографы
[ редактировать ]- Леон Бюзи (1874–1950) был офицером французской армии, который пошел добровольцем в Архивы после того, как выиграл первый приз на Французского общества фотографии . фотоконкурсе [45]
- Поль Кастельно (1880–1944) и Фернан Кювиль (1887–1927) — французские солдаты, работавшие фотографами во время Первой мировой войны. [46] Позже Кастельно стал членом Французского географического общества. [47]
- Роджер Дюма (1891–1972) фотографировал и снимал фильмы в Японии и Индии в 1926 и 1927 годах. [48]
- Альфред Дутертр был шофером Кана, который сопровождал его в его первом кругосветном путешествии в 1908 году, сделав самые ранние фотографии в архивах. [2]
- Фредерик Гадмер (1878–1954) был отправлен в Германию в 1923 году. [23] и в Канаду в 1926 году, [49] в конечном итоге стал одним из самых опытных фотографов Архива. [50]
- Люсьен Ле Сен (1881–1931) был оператором, снимавшим кинофильмы для этого проекта. [49]
- Огюст Леон (1857–1942) был фотографом этого проекта дольше всех. [29] В Бордо он ранее работал фотографом открыток . [7] Он также курировал работу фотокинолаборатории проекта. [51]
- Маргерит Меспуле (1880–1965) была академическим фотографом-любителем и единственной женщиной, делавшей снимки для Архивов. [52]
- Стефан Пассе (1875- ок. 1943). [53] ) был одним из первых фотографов, нанятых Каном, [1] и предпринял экспедицию на Балканы. [54]
- Камиль Соважо был кинооператором, работавшим с 1919 по 1932 год. Позже он работал над фильмом 1949 года « Jour de fête ». [55]
Галерея
[ редактировать ]- Эйфелева башня и Трокадеро (Париж, 1912 г.)
- Порт Сен-Дени (Париж, 1914 г.)
- Семья (Париж, 1914)
- Сенегальский снайпер (Фес, Марокко, 1913 г.)
- Рыночная сцена (Сараево, Босния и Герцеговина, 1912 г.)
- Рыночная сцена (Крушевац, Сербия, 1913 г.)
- Деревянные дома в Бейоглу (Стамбул, Турция, 1912 г.)
- Внутренняя Монголия, 1912 год.
- Буддийский лама (Монголия, 1913 г.)
- Заключенные (Улан-Батор, Монголия, 1913 г.)
- Садху (Бомбей, Индия, 1913 г.)
- Садху и брамин (Лахор, Пакистан, 1914 г.)
- Служитель храма (Ахмадабад, Индия, 1913 г.)
- Статуя быка (Варанаси, Индия, 1914 г.)
См. также
[ редактировать ]- Сергей Прокудин-Горский , фотограф, сделавший цветные фотографии Российской империи начала 20 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лука, 2022 г. , стр. 265–267.
- ^ Jump up to: а б с Окуэфуна 2008 , с. 81.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 82–83.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 84.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 185.
- ^ Лука, 2022 , стр. 267.
- ^ Jump up to: а б с Окуэфуна 2008 , с. 85.
- ^ Лука 2022 , стр. 273.
- ^ де Лука 2022 , стр. 267–268.
- ^ Jump up to: а б Лундемо 2017 , стр. 218–219.
- ^ Лука, 2022 , стр. 261.
- ^ Амад 2010 , стр. 99–101.
- ^ Амад 2010 , с. 51.
- ^ де Лука 2022 , стр. 275–276.
- ^ Jump up to: а б Окуэфуна, 2008 г. , стр. 20–21.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 24–25.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 191–194.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 229–233.
- ^ де Лука 2022 , стр. 262–263.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Лука, 2022 г. , стр. 276–277.
- ^ Джонсон 2012 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Окуэфуна, 2008 г. , стр. 26–27.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 194–195.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 87–87.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 286–287.
- ^ Бретека 2001 , с. 156.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Окуэфуна 2008 , с. 20.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 29.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 300.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 258.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 222.
- ^ Okuefuna 2008 , стр. 28–80.
- ^ Okuefuna 2008 , стр. 208–211, 242–253, 306–309.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 222, 287, 300.
- ^ Амад 2010 , с. 55.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 140–179.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 175.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 232.
- ^ Амад 2010 , стр. 283–284.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 283–284.
- ^ Окуэфуна 2008 , стр. 310–319.
- ^ Лука, 2022 , стр. 263.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 229.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 134.
- ^ Блум 2008 , с. 169.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Окуэфуна 2008 , с. 86.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 286.
- ^ Блум 2008 , с. 168.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 21.
- ^ Окуэфуна 2008 , с. 99.
- ^ Okuefuna 2008 , стр. 99–101.
- ^ Амад 2010 , с. 307.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Амад, Паула (2010). Контрархив: кино, повседневность и Archives de la Planete Альберта Кана . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13500-9 .
- де ла Бретек, Франсуа (апрель – июнь 2001 г.). «Архив планеты Альберта Кана». Двадцатый век. Revue d'histoire (на французском языке) (70): 156–158. дои : 10.2307/3771719 . JSTOR 3771719 .
- Блум, Питер Дж. (2008). Французский колониальный документальный фильм: мифологии гуманизма . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-4628-9 .
- Джонсон, Брайан (лето 2012 г.). «Обзор: Ближний Восток: рождение наций - Архив планеты Альберта Кана». Обзор исследований Ближнего Востока . 46 (1): 92–93. дои : 10.1017/S2151348100003062 . JSTOR 41762489 .
- де Лука, Тьяго (2022). «Исчезающая планета». Планетарное кино: кино, медиа и Земля . Издательство Амстердамского университета. стр. 259–298. дои : 10.2307/j.ctv25wxbjs.11 . JSTOR j.ctv25wxbjs.11 . S2CID 245373654 .
- Лундемо, Тронд (2017). «Картирование мира: Les Archives de la Planete и мобилизация памяти». Память в движении: архивы, технологии и социальные сети . Издательство Амстердамского университета. стр. 213–236. дои : 10.2307/j.ctt1jd94f0.12 . ISBN 9789462982147 . JSTOR j.ctt1jd94f0.12 .
- Окуэфуна, Дэвид (2008). Рассвет цветной фотографии: Архивы планеты Альберта Кана . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13907-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амад, Паула (2001). «Святилище» кино: от преддокументального фильма к документальному в «Архивах Планеты» Альберта Кана (1908–1931)». История кино . 13 (2): 138–159. дои : 10.2979/FIL.2001.13.2.138 . JSTOR 3815422 .
- Бургиньон, Элен (январь – март 2009 г.). «Архивы планеты». Двадцатый век. Revue d'histoire (на французском языке) (101): 203–207. JSTOR 20475560 .
- Якобсен, Кьетил Ансгар; Бьорли, Тронд Эрик, ред. (2020). Космополитика камеры: Архивы планеты Альберта Кана . Интеллектуальные книги. ISBN 978-1-78938-190-0 .
- МакГрат, Жаклин (30 марта 1997 г.). «Цветущая философия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 апреля 2022 г.
- Зима, Джей (2006). Мечты о мире и свободе: утопические моменты двадцатого века . Издательство Йельского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]