Jump to content

Голу (фестиваль)

Тамильский: Боммаи Голу
Телугу: Боммала Колуву (Мера игрушек)
Каннада: Бомбе Хабба (Фестиваль кукол)
Композиция из кукол Дасара
Наблюдается Индусы Тамилнада, Андхра-Прадеша, Карнатаки и некоторых частей Кералы.
Тип индуистский
Обряды Рассказ с куклами, посещение семьи.
Начинается Махалая
Заканчивается Виджаядашами
Связано с Наваратри

Голу — это праздничная выставка кукол и статуэток в Южной Индии во время осеннего праздничного сезона, особенно во время многодневного Наваратри фестиваля индуистского (Дуссера, Дасара) . Эти экспозиции, как правило, тематические и повествуют легенды из индуистских текстов о придворной жизни, свадьбах, повседневных сценах и миниатюрной кухонной утвари. Они также известны как Голу , Гомбе Хабба , Боммаи голу или Боммала Колуву . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Каждый отображаемый предмет на витрине голу иногда называют куклой голу или эквивалентом. Обычно их изготавливают сельские ремесленники из глины и дерева, а затем ярко раскрашивают. Обычно они располагаются в нечетное количество пади (ярусов или ступеней), чтобы рассказать историю. Часто встречаются темы, связанные с богиней, а также такие события, как ожидаемая свадьба в семье и среди друзей. [ 2 ] [ 4 ] Во время сезона демонстрации голу семьи и соседи навещают друг друга с подарками, чтобы посмотреть и поболтать над выставкой голу, поделиться праздничной едой, а иногда вместе сыграть музыку или спеть религиозные песни. [ 4 ] [ 5 ] Крупные индуистские храмы, такие как храм Минакши в Мадурае , каждый год устраивают сложные представления голу в честь Наваратри . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Боммаи голу по -тамильски означает украшение куклы. Боммала Колуву на телугу означает двор игрушек, а Гомбе Хабба означает фестиваль кукол на каннаде . Это часть ежегодного индуистского фестиваля Дасара-Виджаядасами, где молодые девушки и женщины демонстрируют куклы, статуэтки, придворную жизнь, повседневные сцены, а также божественное присутствие богинь Сарасвати , Парвати и Лакшми в домах тамилов, каннада и телугу во время Наваратри , девять ночей. [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]
Традиционные куклы жениха и невесты, сделанные дома из сухого кокоса, Карнатака.

В первый день Наваратри , после пуджи Ганапати , проводится ритуал приветствия богинь Сарасвати , Дурги и Лакшми посредством индуистского ритуала под названием Каласа Ааваханам , который выполняется пожилым мужчиной или женщиной из семьи в благоприятное время ( мухуртам ). . Затем следует построить стойку из нечетных полок голу (или пади ) (обычно 3, 5, 7, 9 или 11), установленных с использованием деревянных досок. После того, как ступеньки покрываются тканью, их украшают различными куклами, статуэтками и игрушками в зависимости от их размера с изображением божеств наверху. [ 4 ]

Традиционная выставка голу в Мельбурне, Австралия
7 Steps Golu в Мельбурне, Австралия, 2023 г.

Куклы преимущественно представлены с изображениями из индуистских мифологических текстов, придворной жизни, королевской процессии, Ратха-ятры, свадеб, детских праздников, повседневных сцен, миниатюрной кухонной утвари - всего, с чем играла бы маленькая девочка. Это традиционная практика собирать вместе деревянные фигурки жениха и невесты, называемые « Марапакчи Боммаи » или «Паттада Гомбе», обычно сделанные из сандалового дерева, тика, палисандра или сушеного кокоса и каждый год украшаемые новой одеждой перед тем, как выставить их на выставке. голу. На юге Индии родители преподносят невесте «Марапакчи Боммаи» во время свадьбы как часть свадебного приданого, чтобы положить начало ежегодной традиции «Наваратри голу» в ее новом доме с мужем. [ 9 ] Эти куклы представляют собой пары, одетые в свадебные наряды, изображающие мужа и жену, символизирующие процветание и плодородие, а также начало коллекции голу невесты. Демонстрационные фигурки передаются из поколения в поколение как семейные реликвии, и зачастую им уже несколько поколений. В старом королевстве Майсур «Паттада Гомбе» также считается данью уважения королям династии Водеяров, которые правили регионом около 600 лет. [ 9 ]

По вечерам соседские женщины приглашают друг друга посетить свои дома, чтобы посмотреть представления голу; они также обмениваются подарками и сладостями. зажигается лампа Кутхувилакку В центре украшенного ранголи и поются религиозные гимны и шлоки . После совершения пуджи приготовленные блюда предлагаются Богине, а затем гостям. [ 4 ] Первые 3 дня фестиваля посвящены Дурге , затем следующие 3 дня посвящены Лакшми и, наконец, последние 3 дня посвящены Сарасвати .

На 9-й день Сарасвати Пуджи предлагаются особые пуджи богине Сарасвати . Во время пуджи кладут книги и музыкальные инструменты, и им поклоняются как источнику знаний. [ нужна ссылка ]

Некоторые считают, что 10-й день, Виджаядашами , является самым благоприятным днем ​​из всех. Это был день, когда индуисты верят, что асура Махишасура был окончательно уничтожен Дургой. Считается, что это знаменует собой новое и процветающее начало. Позже, вечером Виджаядашами , одну из кукол с выставки символически усыпляют, а Калашу перемещают немного на север, чтобы отметить окончание выставки голу Наваратри того года. [ нужна ссылка ] Возносятся молитвы, чтобы поблагодарить божества за успешное завершение фестиваля Наваратри в том году и с надеждой на успех в следующем году. Затем ступеньки разбираются и куклы упаковываются на следующий год. [ нужна ссылка ]

Выставка кукол Боммалы Колуву в доме на телугу, начало 1950-х годов.

Практика голу появилась в нынешней Карнатаке, где она тесно связана с королевскими празднованиями Наваратри при монархии Виджаянагара , во время которых, вероятно, появился голу, а затем в штатах Наякас и Полигарс , которые распространили его в Андхра-Прадеше и Тамил Наду. [ 9 ] Наваратри, тогда называвшиеся Маханавами , были государственными праздниками, во время которых королевская власть посредством многочисленных светских и религиозных ритуалов возобновляла свои союзы со своими вассалами , устанавливала свой престиж среди своих подданных и за пределами границ и узаконивала осуществление своей власти. Именно эти весьма пышные торжества повлияли на практику голу в домохозяйствах южного Декана , где воспроизводится порядок общества, подобный порядку сановников и зрителей в Дурбаре (см. Маханавами Дибба в Хампи ). [ 9 ]

В некоторых частях Андхра-Прадеша до сих пор существует традиция показывать голу во время празднования Макара Санкранти (в январе). [ 9 ] который на телугу носит название санкранти боммала колуву (సంక్రాంతి బొమ్మల కొలువు). Этот обычай объясняется тем, что Наваратри — это период, который наступает четыре раза в течение года, по одному за сезон, включая Магха Гупта Наваратри (или Зимнюю Наваратри). [ 9 ]

Боммала колуву стала элементом этоса Южной Индии, особенно штатов-наследников эпохи Виджаянагара и Наяка (Карнатака, Андхра-Прадеш и Тамил Наду). [ 9 ] Ассоциация Наваратри с празднованием царской власти и власти в период Виджаянагара привела к появлению множества праздников, которые сохраняются до сих пор. Эти связанные праздники включают Дасару Майсура или Наваратри Рамнада .

Тамил Наду

[ редактировать ]

В Тамил Наду выставка голу является засвидетельствованной практикой при дворе королей Танджора и Пудуккоттая . [ 10 ] [ 11 ] были Говорят, что в голу дворца Танджор представлены фигурки, представляющие до 18 различных каст или социальных групп. [ 10 ] [ 11 ]

Однако только в конце XIX века голу распространился среди простого населения вдали от королевских дворов и их влияния. Это распространение произошло независимо от этих королевских дворов и королевских регионов, от мадрасской буржуазии высших каст ( четтиаров , айерсов , айенгаров и т. д.), которые, вероятно, переняли эту практику у канарских и телугуских общин города. В результате голу уже давно ассоциируется с богатыми людьми из высшего и среднего класса, принадлежащими к городским и высшим кастам. [ 12 ] Социо-культурный маркер, ошибочно представленный как эксклюзивный для тамильских браминов (в некоторых семьях нет этой практики, которая, как говорят, «отсутствует в их привычках»). [ 12 ] ), но реален, когда речь идет об индуистской буржуазии Мадраса 20-го века (состоящей со значительной долей брахманов ). С тех пор голу претерпело постоянное и даже более широкое распространение, особенно в соответствии с логикой социальной мобильности среди городского среднего и рабочего класса. [ 12 ] Многие крупные храмы штата организуют выставки голусов, и теперь их устанавливают во многих общественных местах и ​​общинах. Однако голу все еще далек от того, чтобы стать систематической особенностью домохозяйств Тамилнада, и эта практика еще не стала частью привычек многих людей и более распространена в некоторых семьях высших каст. [ 9 ] Социо-культурная характеристика практики голу, которой нет в Карнатаке. [ 9 ]

С его современным внедрением в контексте, далеком от монархии, практика Голу приобрела чисто религиозное измерение в Тамил Наду, где Колуву не имеет очевидных связей с королевской семьей и представляет собой, скорее, миниатюрное воспроизведение мира, всей целостности, и его посвящение Деви , у которой ищут защиты.

Значение

[ редактировать ]
Гончар и ларек по продаже расписных фигурок. Картина в Патна стиле школы компании , написанная Шивой Даялом Лалом в 1870 году.

Голу также имеет значительную связь с сельскохозяйственными и ремесленными профессиями Индии. Помимо экономической составляющей фестиваля, это важный повод для общения. В это время года родственники и друзья на юге Индии обязательно посещают дома друг друга. Это также очень важное событие, которое способствует творческому самовыражению женщин и всей семьи для совместной работы над эстетическим аспектом. [ 4 ] [ 13 ] В наши дни куклы голу изготавливаются либо из глины , либо из папье-маше , причем последнее имеет небольшой вес. Большинство кукол производятся в Вилачери в Мадурае . Некоторые куклы также изображают различных борцов за свободу Индийского движения за независимость и таких персонажей, как Человек-паук и Супермен, учитывая необходимость удовлетворения более молодой аудитории. Некоторые используют разборные ступени, которые легко установить.

Что касается практики Голу при дворе Танджора, то королевский покровительствовал искусству и ремеслам, включая гончарное дело и работу с глиной, что, в частности, способствовало созданию танджорских кукол (наиболее известными являются танджорские наутчи или танцовщицы с покачивающимися head), которые появились во времена правления Серфоджи II и сегодня обычно выставляются в голах. [ 11 ] Помимо Танджавура , практика Боммала колуву способствовала созданию или сохранению многих других форм традиционных и древних ремесел, таких как обработка дерева в Кондапалли ( игрушки Кондапалли , известные особенно своей серией Дасаватара ) в Андхра-Прадеше или Чаннапатне ( игрушки Чаннапатна ). в Карнатаке, двух других местах, известных своим не менее востребованным мастерством изготовления деревянных фигурок и игрушек для украшения кукольных дворов. [ 10 ] Это также стало отличным выходом для многих ремесленников на юге Индии, которым было труднее зарабатывать на жизнь своим опытом, который менее востребован в индустриальном обществе. Например, в Вилачери в Тамилнаде, где местные гончары, которые, в частности, делали терракотовых лошадей ( пурави ) для поклонения Айянару , переучились делать фигурки колову примерно в 1960-х годах и с тех пор получили признание в своей новой области работы. [ 14 ]

В Тамил Наду рост практики Голу также сопровождал рост вертепа . Как и в случае с Голу, практика рождественской кроватки долгое время была ограничена богатыми социальными слоями христиан Южной Индии. В условиях урбанизации и распространения культурных практик и моделей потребления, которые до сих пор ограничивались богатыми социальными классами, спрос на рождественские фигурки для кроваток резко возрос. Этот спрос удовлетворяют и мастера, изготавливающие фигурки Голу. [ 14 ]

Наваратири голу

См. также

[ редактировать ]
  1. Уникальные, художественные, креативные: планы Колу , The Hindu (6 октября 2012 г.)
  2. ^ Перейти обратно: а б с Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет Энн (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. стр. 443–444. ISBN  978-0-415-93919-5 .
  3. ^ Бадо-Фралик, Никки; Норрис, Ребекка Сакс (2010). Игра с Богом: мир религиозных игр и кукол . Издательство Университета Бэйлора. стр. 35–36. ISBN  978-1-60258-181-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Борне, Филипп; Бургер, Майя (2012). Религии в игре: игры, ритуалы и виртуальные миры . Богословское издательство Цюрих. стр. 188–194. ISBN  978-3-290-22010-5 .
  5. ^ Нарайанан, Васудха (2015). Якобсен, Кнут А. (ред.). Справочник Рутледжа по современной Индии . Рутледж. п. 342. ИСБН  978-1-317-40358-6 .
  6. Празднование Наваратри: выставка голу храма Минакши привлекает внимание , The Times of India (6 октября 2016 г.)
  7. Толпы толпятся в храме Мадурай Минакши ради «голу» , индус (6 октября 2013 г.)
  8. Боги и Гопурамы в полной славе , The Hindu (1 октября 2014 г.)
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нарайанан, Васудха (2018). «Королевский дарбар и домашний колус: социальный порядок, создание, воспроизводство и воссоздание». В Симмонсе, Калеб; Сен, Мумита; Родригес, Хиллари Питер (ред.). Девять ночей богини: фестиваль Наваратри в Южной Азии . Серия SUNY по индуистским исследованиям. Олбани (Нью-Йорк): Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 282–289. ISBN  978-1-4384-7069-6 . OCLC   1038021861 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Субраманиан, Арчана (22 сентября 2017 г.). «ШАГИ ЧУДЕСА» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 6 ноября 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Бхосле, Пратап Сингх Серфоджи Радже (2017). Вклад королей Танджавура маратхов (2-е изд.). Ченнаи (Мадрас): Notion Press. п. 199.ISBN  9781948230940 . OCLC   1030778138 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, Николь А. (2018). «Колус, каста и класс: Наваратри как место ритуальных и социальных изменений в городах Южной Индии». В Симмонсе, Калеб; Сен, Мумита; Родригес, Хиллари Питер (ред.). Девять ночей богини: фестиваль Наваратри в Южной Азии . Серия SUNY по индуистским исследованиям. Олбани (Нью-Йорк): Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 237–252. ISBN  978-1-4384-7069-6 . OCLC   1038021861 .
  13. ^ Нарайанан, Васудха (2015). Якобсен, Кнут А. (ред.). Справочник Рутледжа по современной Индии . Рутледж. стр. 341–342. ISBN  978-1-317-40358-6 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Джаяшри, Р. (29 сентября 2022 г.). «Куклы Вилачери: в Мадурае живет красочная традиция» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 8 ноября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1837263b3034834e835501a46210ff1__1712874960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/f1/a1837263b3034834e835501a46210ff1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golu (festival) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)