Королевский некрополь Ая
Королевский некрополь Ая | |
---|---|
![]() План некрополя, на котором гипогеи A и B показаны оранжевым и коричневым цветом соответственно. | |
Координаты | 33 ° 34'2,4 "с.ш. 35 ° 23'4,0" в.д. / 33,567333 ° с.ш. 35,384444 ° в.д. |
Создан для | Место упокоения финикийской сидонской царской семьи. |
Архитектурный стиль (ы) | финикийский |
![]() |
Королевский некрополь Айя ( арабский : قياعة , латинизированный : Qiya'ah или Qiyaa ; [ а ] [ 1 ] также латинизированная как «Аяа») представляла собой группу из двух гипогеев , в которых в общей сложности находился 21 саркофаг царей и дворян города Сидон (современная Саида ), прибрежного города в Ливане и известного финикийского города-государства . Саркофаги были очень разнообразны по стилю: египетский, греческий, ликийский и финикийский. Финикийцы демонстрировали разнообразные погребальные практики, включая погребение и кремацию . Хотя письменных свидетельств об их вере в загробную жизнь мало, археологические данные свидетельствуют о том, что они верили в загробную жизнь, известную как «Дом Вечности». Захоронения в Финикии железного века, такие как некрополь Аяа, обычно располагались за пределами поселений и имели различные типы гробниц и методы захоронения.
Царский некрополь Айя располагался у подножия холма Хлалия , на высоте 35 метров и примерно в 500 метрах от моря, на окраине города Сидон. Ранее это место было исследовано французским востоковедом и библеистом Эрнестом Ренаном, который отметил наличие остатков древней каменной кладки . Участок принадлежал Мехмеду Шерифу Эфенди, жителю Сидона, который добывал на этой земле строительный материал. Открытие некрополя в Аяа было сделано в начале 1877 года одним из рабочих Шерифа Эфенди. Однако открытие приписывают американскому пресвитерианскому священнику Уильяму Кингу Эдди, который впервые узнал о некрополе от рабочего Шерифа Эффенди. Впоследствии Эдди сообщил об открытии средствам массовой информации и сыграл значительную роль в привлечении внимания к этому месту. Царский некрополь Аяа — самый известный из царских некрополей Сидона периода Ахеменидов ; они состоят из групп высеченных в скалах подземных погребальных камер, доступных через вертикальные шахты. [ 2 ]
Открытие некрополя стало переломным моментом в карьере Османа Хамди-бея , отца-основателя османской археологии и музеологии ; это было его «самое значительное археологическое достижение», которое прочно повысило его статус в западном археологическом сообществе. Это послужило причиной строительства главного здания Стамбульского археологического музея , получившего название «Музей саркофагов». Даже сегодня саркофаги Аяа являются одними из самых ярких экспонатов музея, который на сегодняшний день остается крупнейшим подобным музеем в Турции . [ 3 ] [ 4 ]
Время открытия этого места имело политическое значение, поскольку Османская империя только начала утверждать себя в области археологии. Обнаружение саркофага Эшмуназара II Ренана тремя десятилетиями ранее и последующая миссия в Фениции взволновали европейское научное сообщество; при новом режиме фотографии этого открытия были доступны европейским ученым, но находки должны были храниться в Стамбуле - это считалось «провалом в европейских приобретениях». [ 5 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Финикийские погребальные практики
[ редактировать ]Финикийцы возникли как отдельная культура на левантийском побережье в позднем бронзовом веке ( ок. 1550 – ок. 1200 до н.э. ) как одна из преемниц хананеев культур - . [ 6 ] [ 7 ] Они были организованы в независимые города-государства , которые имели общий язык, культуру и религиозные обряды. Однако у них были разнообразные методы погребения, включая погребение и кремацию . [ 8 ]
Ученые, изучающие погребальную практику в Финикии железного века ( ок. 1200 – ок. 500 до н. э. ), отмечают отсутствие древних текстов, описывающих представления о жизни после смерти и погребальных ритуалах. [ 9 ] Однако различные находки дают информацию о том, что финикийцы, как и другие народы древнего Ближнего Востока, верили в жизнь после смерти и бессмертие души. Загробную жизнь называли «Домом Вечности», и считалось, что мертвые продолжают жить в подземном мире. [ 10 ] [ 9 ] Археологические находки дополняют ограниченные письменные источники; в Финикии железного века захоронения обычно располагались за пределами поселений. Были обнаружены различные типы гробниц, такие как земляные ямы , гробницы , высеченные в скалах гробницы , некоторые с валами , и гробницы, построенные из тесаной кладки. При ингумации умершего хоронили неповрежденным, укладывали прямо на пол, ставили на деревянную доску или скамейку или внутри гроба. Более состоятельных умерших иногда бальзамировали и заворачивали в саван или одевали, а в гробницу помещали подношения, такие как еда и питье, в глиняные сосуды, амулеты, маски из различных материалов, терракотовые статуэтки. [ 11 ] Похороны сопровождались причитаниями, о чем свидетельствует саркофаг Скорбящей женщины, найденный в царском некрополе Аяа, и саркофаг Ахирама, обнаруженный в царском некрополе Библоса . Горе выражалось плачем, ударами себя в грудь и разрыванием одежды. [ 12 ]
Археологические свидетельства элитных захоронений периода Ахеменидов изобилуют внутренними районами Сидона. К ним относятся погребения в подземных хранилищах, высеченных в скалах нишах, а также шахтные и камерные гробницы в Сарепте . [ 13 ] Айн аль-Хильве , [ 14 ] Да, [ 15 ] [ 16 ] Мгарет Аблун, [ 17 ] и Храм Эшмуна . [ 18 ] Элитные финикийские захоронения характеризовались использованием саркофагов, постоянным упором на целостность гробницы, [ 19 ] [ 20 ] и свидетельства мумификации, [ б ] предполагая влияние Египта на элитные погребальные обычаи. [ 25 ] Сохранившиеся погребальные надписи призывают божеств помочь в получении благословений, а также накликать проклятия и бедствия на того, кто осквернил гробницу. [ 26 ]
Эллинистическое влияние
[ редактировать ]Греческая культура оказала значительное, но меньшее влияние на финикийскую религию по сравнению с египетской культурой. Мирные торговые связи между финикийцами и греками начались во втором тысячелетии до нашей эры и продолжали расширяться. Греческое влияние на финикийскую культуру, включая религию и искусство, стало более выраженным с V века до нашей эры, даже когда Финикия находилась под властью Персии. Сидонская элита восхищалась греческим искусством и архитектурой, о чем свидетельствует использование греческих мифологических сцен в их памятниках. Они также согласились отождествлять своих богов с греческими аналогами, такими как Эшмун с Асклепием и/или Аполлон и Мелькарт с Гераклом. Финикийская образованная элита начала изучать греческий язык, углубляясь в греческую мифологию и философию.
В финикийских царских гробницах классической эпохи в Сидоне показано использование мрамора при изготовлении антропоидных саркофагов, имитирующих элитные египетские базальтовые саркофаги. Эти антропоидные саркофаги постепенно приобретали все более реалистичные лица из-за эллинистического влияния. [ 12 ]
История раскопок
[ редактировать ]Предыдущие открытия в Сидоне
[ редактировать ]Последовательные открытия некрополей XIX века во внутренних районах Сидона дали редкое представление о прошлом города. Остатки древнего города были застроены плотной матрицей узких средневековых базаров и густонаселенных жилых кварталов. Первое упоминание об открытии древнего некрополя в Сидоне было сделано в 1816 году английским исследователем и египтологом Уильямом Джоном Бэнксом . [ 27 ] [ 28 ] Бэнкс, который был гостем британского авантюриста и археолога Хестера Стэнхоупа , посетил обширный некрополь, случайно обнаруженный в 1814 году, в Вади-Абу-Гияс у подножия городов Брамие и Хлалие, к северо-востоку от Сидона. Он набросал план одной из могильных пещер, сделал точные акварельные копии ее фресок и снял две фресковые панели, которые отправил в Англию. [ с ] [ 28 ]
20 февраля 1855 года Антуан-Эме Перетье, канцлер французского консульства в Бейруте и археолог- любитель, был проинформирован охотником за сокровищами Альфонсом Дуригелло об археологической находке в выдолбленном скалистом кургане, который был известен местным жителям как Магарет Аблун . Пещера Аполлона». [ 29 ] [ 30 ] [ 2 ] [ 31 ] Дуригелло воспользовался отсутствием законов, регулирующих археологические раскопки и распоряжение находками во время османского правления в Ливане , и был вовлечен в прибыльный бизнес по раскопкам и торговле археологическими артефактами. При османах достаточно было либо владеть землей, либо иметь разрешение владельца на раскопки. Все находки, полученные в результате раскопок, становились собственностью нашедшего. [ 32 ] На проведение раскопок на месте пещеры Дуригелло купил исключительное право у землевладельца, тогдашнего муфтия Сидона Мустафы Эффенди. [ 32 ] [ 33 ] Дуригелло, которого в отчете де Люина называют «агентом» Перетье, раскопал саркофаг Эшмуназара II в подземном сводчатом гипогее и продал его Перетье. [ 29 ] [ 30 ] [ 33 ] [ 34 ]
Обнаружение и вывоз в Стамбул
[ редактировать ]В начале 1887 года Мехмед Шериф Эффенди, владелец участка земли, известного как Айя, получил от местных властей разрешение на эксплуатацию его в качестве карьера. Один из рабочих Шерифа Эфенди обнаружил шахту и гробницу. [ 35 ] [ 36 ] С наступлением темноты рабочий Шерифа направился в дом американского пресвитерианского священника Уильяма Кинга Эдди, жителя Сидона, чтобы сообщить ему о находке. Двое мужчин спустились на веревке в глубокую шахту, где Эдди, осмотрев гробницу, понял, что она имеет большое значение. Он был первым, кто сообщил об этой находке средствам массовой информации, и, следовательно, согласно американскому миссионерскому повествованию, ему приписывают это открытие. [ 36 ] [ 37 ] Эдди сообщил об этом английскому востоковеду Уильяму Райту статью, в , который написал в «Таймс» которой умолял Британский музей «принять немедленные меры, чтобы обезопасить эти сокровища и предотвратить их попадание в руки турок-вандалов». [ 37 ]
2 марта 1887 года Шериф сообщил каймакаму Сидона Садик-бею о шахте и гробнице. Садык-бей осмотрел это место и заметил через дыру в восточной стене шахты два саркофага. Он передал этот вопрос вали Сирии Рашиду Нашиду-паше и губернатору Бейрута Насухи-бею и поручил колодец заботе Эссада Эффенди из жандармерии Сидона. [ 35 ]
Садик-бей обнаружил вход в две дополнительные погребальные камеры по обе стороны от первой, в каждой из которых находились саркофаги. Начид Пача был проинформирован о находках, и работы были приостановлены из-за деликатного характера находок до прибытия Бечара Эффенди , главного инженера вилайета Сирии . 15 марта Бечара Эффенди прибыл в Сидон и открыл в общей сложности семь погребальных камер, в каждой из которых находился как минимум один саркофаг. Он написал сводный отчет Министерству народного просвещения в Стамбуле, на основании которого султан Абдул Хамид поручил новому куратору Стамбульского археологического музея Осману Хамди бею раскопать некрополь и перевезти ценности обратно в Стамбул. [ 38 ]
Хамди-бей покинул Стамбул 18 апреля 1887 года в сопровождении Демосфена Балтацци-бея, директора археологической службы вилайета Айдин . [ 39 ] Через 12 дней они прибыли в Сидон. [ 40 ] [ 37 ] Хамди-бей заплатил Мехмеду Шерифу Эффенди, владельцу земли, 1500 османских лир по повелению султана. [ 39 ]
1 мая 1887 года Хамди-бей начал раскопки: он руководил строительством лестницы для извлечения фрагментов саркофага через поверхностную шахту и руководил раскопками наклонной траншеи, которая начиналась от соседней рощи, известной как Бостан эль-Магара, и простиралась до одно из подземных хранилищ некрополя. [ 41 ] Траншею завершили вечером 13 мая. [ 42 ] Он приказал закрыть хранилища, чтобы отпугнуть любопытных местных жителей и грабителей, разместил на месте охрану и построил трамвайные пути, которые обеспечили легкий доступ к некрополю, чтобы облегчить поиск саркофагов. [ 43 ] После раскопок он приказал привезти из Стамбула фрегат и погрузить на него саркофаги через отверстия, прорезанные в его борту. [ 44 ]
Группа людей приехала из Бейрута, чтобы посетить это место и осмотреть коллекцию, и в одном саркофаге было обнаружено хорошо сохранившееся человеческое тело, плавающее в жидкости. [ 44 ] Однако во время транспортировки, когда Хамди-бей обедал, рабочие перевернули саркофаг и вылили жидкость, так что, по словам Джессапа, «тайна чудесной жидкости снова была сокрыта в сидонском песке». Примечательно, что после того, как «своеобразная жидкость» покинула саркофаг, тело начало разлагаться. [ 44 ] [ 45 ] Хамди-бей отметил в 1892 году, что он сохранил часть ила, оставшегося на дне саркофага. [ 46 ]
Бечаре Эффенди приписывают открытие новых погребальных камер, разработку транспортных механизмов и контроль доставки огромных находок на фрегат, направлявшийся в музей Константинополя. [ 47 ] [ 48 ]
Все гробницы были осквернены в древности [ 49 ] кроме N17. [ 50 ] Хамди-бей считал, что все похороненные были родственниками. [ 49 ]
Сдача музея в эксплуатацию
[ редактировать ]17 августа 1887 года османские власти объявили, что:
Поскольку прочность и вес древностей, недавно найденных в Сидоне, делают невозможным их вход и защиту в Императорском музее, [было решено, что] существует необходимость в новом зале. [ 52 ]
Французско-левантийский архитектор Александр Валлори , ученый-архитектор Школы изящных искусств Хамди-бея, ранее проектировавший дворец Йылдыз , был назначен проектировщиком нового здания. [ 39 ] Строительство началось в 1888 году, было расширено до двух этажей в 1889 году и открыто 13 июня 1891 года. В дизайн музея включен ряд архитектурных элементов, заимствованных из саркофагов Аяа. Османский журнал Servet-i Fünun неоднократно описывал новый музей как достигший уровня великих музеев Западной Европы. [ 53 ]
В новом здании музея разместились саркофаги Аяа наряду с другими саркофагами и стелами, которые ранее собирал музей. Саркофаги Аяа были «первой крупномасштабной и относительно полной археологической коллекцией из одного места». В каталоге музея 1893 года описывается, как каждый из саркофагов превосходил свои эквиваленты, и что они дают возможность визуализировать развитие таких форм искусства с течением времени посредством «непрерывной серии от примитивного ионийского искусства до византийского искусства»; саркофаг Табнит демонстрировал египетское погребальное искусство, впоследствии адаптированное в финикийские антропоидные саркофаги, оба позже вытесненные греко-римским стилем, такие как Саркофаг Скорбящих женщин и Саркофаг Александра. [ 54 ] [ 55 ]
Расположение
[ редактировать ]«По возвращении в Саиду я обнаружил, что тот замечательный некрополь, из которого были взяты те великолепные саркофаги, которые Константинопольский музей вывез из Саиды три года назад, был уничтожен! Ибо скала, в которой находились эти прекрасные могильные склепы, достойные археологических чудеса, которые они содержали, вся скала была жестоко разрушена и превращена в глупую каменную кладку. И там, где покоился прах короля Табнита, есть! только пустая яма, которую уважали землетрясения, опустошения завоевателей и столетия варварства, была стерта преступной глупостью несчастного садовника Саиды».
Эдмон Дуригелло , 31 января 1890 г. [ 56 ]
Древний город Сидон (современная Сайда) — портовый город, расположенный в 45 км (28 миль) к югу от Бейрута в Восточном Средиземноморье . Структура города состоит из средневековых базаров, что затрудняет любые попытки раскопок нижележащих слоев старого города. Земля, где был обнаружен некрополь, находится у подножия холма Хлалия , на высоте 35 м (115 футов) и на расстоянии 500 м (550 ярдов) от моря. На момент открытия он был ограничен с восточной стороны акведуком, снабжавшим город Сидон водой, а с северной, западной и южной сторон - рощами фруктовых деревьев. Большая роща к западу от этого места была известна как Бостан эль-Магара ( араб . بستان المغارة ; Пещерная роща). [ 57 ]
Участок Айя имел примерно прямоугольную форму, размеры 100 × 250 м (330 × 820 футов) и принадлежал Мехмеду Шерифу Эфенди, сидонцу. Он был бесплодным и невозделанным, и в нем сохранились остатки древней тесаной стены, которую Эрнест Ренан обратил внимание в своем исследовании. [ 57 ]
Бостан-эль-Магара, также известный как «Пещерный сад», расположен в Айя и является домом для множества подземных гипогеумов. Вход в эти гипогеи расположен в саду к западу от места раскопок, и попасть в него можно, спустившись на несколько ступенек. Эти гипогеи были исследованы в 1888 году и обнаружили гробницы христианского периода, а также циппы и мраморную голову римского периода. Мраморную голову купил Джозеф Дуригелло за 5 фунтов. [ 1 ]
Через три года после извлечения саркофагов этот район посетил Эдмон Дуригелло, который отметил, что гробница не была защищена и камни для нее добывали местные фермеры. [ 58 ]
-
Некрополь Сидона и Аяа (отмечен цифрой «1» в правом верхнем углу)
-
План некрополя Ая
Описание
[ редактировать ]
Доступ в подземные помещения осуществлялся через квадратную вертикальную шахту, заканчивавшуюся центральным вестибюлем. Четыре грани вала были примерно выровнены по сторонам света и имели длину около 3,7 м (12 футов) каждая. Глубина колодца до пола тамбура составила 10,2 м (33 фута), включая слой почвы глубиной 1 м (3,3 фута). На восточной стене колодца, на глубине 6 метров, для предотвращения обрушения шахты были уложены три ряда хорошо ограненных тесаных блоков. Вестибюль открывался со всех четырех сторон на разной глубине в четыре разных погребальных склепа, которым Хамди-бей присвоил римские номера по мере их очистки: Хранилище I на восток, Хранилище II на запад, Хранилище IV на юг, Хранилище. V на север (см. прилагаемую схему). [ 50 ]
Убежище I
[ редактировать ]На восточной стене вестибюля находится вход в первую каменную камеру, названную Хамди Беем Убежищем I. Хранилище 1 имело низкий потолок высотой 1,8 м (5,9 фута), и в него можно было попасть через дверь высотой 1,7 м (5,6 фута) и шириной 1,6 м (5,2 фута). Вход в эту гробницу был замурован, но злоумышленники сняли несколько каменных камней, чтобы войти. Размеры свода составляли 4,25 × 3,35 м (13,9 × 11,0 футов), постепенно расширяясь к задней части и достигая ширины 3,9 м (13 футов). В Убежище 1 находились три саркофага. Саркофаг 1, названный «Саркофагом скорбящих женщин», был выполнен из белого мрамора в ионическом стиле. Его украшали скульптуры, изображающие скорбящих женщин. Саркофаг 2, также выполненный из белого мрамора, был гораздо меньше по размеру и лишен какого-либо декора. [ 59 ]
Оба саркофага были повреждены: крышка саркофага 1 была сломана в юго-западном углу, а крышка саркофага 2 была поднята и удерживалась на месте куском поврежденной декоративной пилястры саркофага 1. Хамди-бей заметил, что мародеры не подозревали о присутствии третьего саркофага (получившего название Саркофаг 17) в той же камере. Последний был сделан из черного базальта египетского происхождения; он находился под Саркофагом 1 и был обнаружен позже при расчистке гипогея. [ 59 ]
Хранилища II и III
[ редактировать ]Напротив этой первой гробницы, на западной стене колодца, находилась вторая камера (Хранилище II) размером 3,6 × 3,4 м (12 × 11 футов). Вход в эту гробницу также был замурован и взломан грабителями. Высота Хранилища II составляла 2 м (6,6 футов). В середине свода была выкопана прямоугольная яма размером 1,5 × 3 м (4,9 × 9,8 футов) и глубиной 2,35 м (7,7 футов). На дне этой первой ямы лежала еще одна прямоугольная яма меньшего размера размером 0,6 × 1,1 м (2,0 × 3,6 фута) и 0,35 м (1,1 фута), заполненная человеческими костями. [ 60 ] К северу от этих ям была обнаружена очень маленькая изначально запечатанная ниша, высеченная в скале, в которой едва помещался белый мраморный антропоидный саркофаг (Саркофаг 3), который также был разграблен. Размер этой ниши составлял 2,35 × 1,2 м (7,7 × 3,9 фута) и высота 1,2 м (3,9 фута). Большая яма, ведущая к этой небольшой гробнице, изначально была засыпана землей, поверх которой был уложен равномерный слой прямоугольных камней до уровня гробницы II. [ 59 ]
Юг Убежища II давал доступ к третьей камере (Убежище III) через дверь шириной 2,4 м (7,9 футов). Это хранилище было лучшим и самым большим: его ширина составляла 6,1 м (20 футов) у входа и сужалась до 6 м (20 футов) сзади. Его длина составляла 6,4 м (21 фут), а высота потолка — 2,75 м (9,0 фута). В полу вокруг стен была вырезана небольшая канавка для сбора просачивающейся воды. На стенах виднелась горизонтальная красная линия, обозначающая симметрично расположенные прямоугольные отверстия. Эти отверстия, вероятно, предназначались для размещения больших балок, горизонтально расположенных поперек гробницы, возможно, для закрепления крышек саркофага веревками. Как и во всех других гробницах, первоначальный вход был замурован, но вход в эту конкретную гробницу отличался более сложной работой. Два массивных каменных блока мелкой огранки размером 1,75 × 0,55 м (5,7 × 1,8 фута) служили наличниками. В этой гробнице находились четыре саркофага (саркофаги 4, 5, 6 и 7), все они были разграблены. Самым большим и прекрасным среди них был Саркофаг 7 ( Александровский саркофаг ), украшенный исключительными барельефами, впечатляюще сохранившими полихромную краску. Три других, такой же формы, как саркофаг Александра, были почти идентичны, но были простыми и не имели каких-либо скульптурных фигур на своих корытах. [ 61 ]
Убежище IV
[ редактировать ]
Южная стена вестибюля открывается в Убежище IV, которое было высечено на 2 м (6,6 фута) ниже, чем предыдущие камеры, и содержало два саркофага. Хранилище IV имело высоту 3,5 м (11 футов) и ширину 4 м (13 футов) у входа и расширялось до 4,5 м (15 футов) в дальнем конце. Вход в эту камеру имел высоту 2,9 м (9,5 футов) и ширину 2,1 м (6,9 футов). Первый саркофаг (Саркофаг 8) был вырезан из черной базальтовой скалы и имел простую конструкцию. Саркофаг 9, получивший название Ликийский саркофаг, был изготовлен из парийского мрамора . [ 62 ]
Хранилища V, VI и VII
[ редактировать ]
Северная стена вестибюля открывается в Убежище V, которое само служило вестибюлем, ведущим к хранилищам VI и VII. Хранилище V имело размеры 2 × 3 м (6,6 × 9,8 футов) и было высечено на 2,1 м (6,9 футов) ниже уровня главного вестибюля. В его северной стене находилась ниша, вырезанная на высоте 1,8 м (5,9 футов). Эта ниша имела глубину 1,2 м (3,9 фута), ширину 2,7 м (8,9 фута) и высоту 1,6 м (5,2 фута). В нише находился Саркофаг 10, изготовленный из простого известняка простой конструкции, который также был разграблен. неповрежденная алебастровая ваза. Рядом с саркофагом была найдена [ 63 ]
В Убежище VI можно было попасть через дверь на западной стене Убежища V. Его размеры составляли 4,7 × 4,4 м (15 × 14 футов) и высоту 2,7 м (8,9 футов). Внутри находились четыре саркофага, все сделанные из белого мрамора и обозначенные как Саркофаг Хамды-бея 13, 14, 15 и 16. Среди них Саркофаг 16, известный как Саркофаг Сатрапа , был украшен скульптурами, а остальные три имел простой, но элегантный дизайн. Все саркофаги из этого хранилища были разграблены. [ 64 ]
Убежище VII, которое открывается к востоку от Убежища V, является самым маленьким из всех. Его размеры составляют 3,2 м (10 футов) в длину и 2,5 м (8,2 фута) в ширину, а высота потолка составляет всего 1,8 м (5,9 фута). Как и предыдущие хранилища, это хранилище было замуровано. В нем находились два разграбленных саркофага (саркофаги 11 и 12); Саркофаг 11 — антропоидный саркофаг из белого мрамора. Другой, простой по конструкции, также выполнен из белого мрамора, по форме похож на саркофаги 2, 10 и 14. [ 65 ]
Находки
[ редактировать ]Сейф | Саркоф. | Изображение | Описание саркофага | Содержимое хранилища |
---|---|---|---|---|
я | #1 (Скорбящие женщины ) | ![]() |
Саркофаг в эллинском стиле в форме ионического храма , выполненный из пентелийского мрамора с полихромными рельефами. [ 66 ] Кормушка стоит на постаменте высотой 0,4 м (1,3 фута), состоящем снизу вверх из плоской полосы, ряда мотивов в виде яиц и дротиков, обрамляющих замысловатый рельеф, изображающий сцену охоты, лепнины и последней плоской ленты, служит подставкой . На вершине постамента ряд из 14 ионических колонн и четырех пилястр украшают 18 скорбящих женских фигур. [ 67 ] Колонны увенчаны архитравом . Размеры корыта составляют 2,68 × 1,38 м (8,8 × 4,5 фута) и высота 1,29 м (4,2 фута). [ 67 ]
Размеры крышки составляют 2,87 × 1,56 м (9,4 × 5,1 фута) и высота 0,4 м (1,3 фута). Он представляет собой рельеф погребальной процессии, фронтоны , сфинксы , акротерии и девять водосточных труб в форме львиных голов. [ 68 ] следы полихромной краски. На частях крышки и желоба саркофага все еще были обнаружены [ 69 ] Размеры по Hitzl: Кормушка 2,659 м × 1,385 м (8,72 футов × 4,54 футов) и 1,28 м (4,2 фута). Размеры крышки: 2,789 м × 1,497 м (9,15 футов × 4,91 футов) и высота крышки 50 см (20 дюймов). [ 70 ] |
Саркофаг 1: Человеческие останки, черепа семи борзых и бронзовая пряжка. [ 71 ] В саркофаге только 2 человеческих останков. [ 69 ] |
#2 | ![]() |
Тип Theca из простого белого мрамора. Он был поврежден и содержал лишь несколько костей. Хамды-бей решил оставить его на месте , позже пожалев о своем решении. [ 69 ] | ||
Я (внизу) | #17 (Амоаштарт) | ![]() |
Черный камень в египетском стиле. | |
II | #3 | ![]() |
Беломраморный антропоид с человеческими костями. [ 72 ] | Саркофаг 3: поврежден, содержит только человеческие кости. Еще была доска из платана, форма которой соответствовала дну корыта. В этой доске было просверлено четырнадцать симметричных отверстий по всей длине с каждой стороны. Его длина составляет 1,9 м (6,2 фута), а ширина в верхнем конце составляла 26 см (10 дюймов), а к нижнему концу сужается до 22 см (8,7 дюйма). [ 72 ]
Яма в том же Убежище II; он был полностью заполнен костями, среди которых не было обнаружено никаких предметов. [ 72 ] |
III | #4 | ![]() |
Пентелийский мрамор в форме греческого храма. Размеры: 2,62 × 1,38 м (8,6 × 4,5 фута) и 1,15 м (3,8 фута). Неукрашенные корытообразные лица. Написано финикийской буквой 𐤀. [ 73 ] | Маленькая терракотовая голова в окопе и серебряная медаль, сидящая терракотовая статуэтка без головы. [ 74 ] |
#5 | ![]() |
Пентелийский мрамор в форме греческого храма. Размеры: 2,64 × 1,42 м (8,7 × 4,7 футов) и 1,12 м (3,7 футов). Неукрашенные корытообразные лица. Написано финикийской буквой 𐤁. [ 73 ] | ||
#6 | Пентелийский мрамор в форме греческого храма. Размеры: 2,80 × 1,20 м (9,2 × 3,9 фута) и 1,13 м (3,7 фута). Неукрашенные корытообразные лица. [ 73 ] | |||
#7 ( Александр ) | ![]() |
Пентелийский мрамор . Размеры корыта: 3,02 м × 1,51 м (9,9 × 5,0 футов) и высота 1,26 м (4,1 фута). [ 75 ] Размеры крышки: 3,05 × 1,55 м (10,0 × 5,1 фута) и высота 0,69 м (2,3 фута). [ 75 ] | ||
IV | #8 | ![]() |
Массивный и тяжелый саркофаг из черного базальта, оставленный на месте, поскольку, по словам Хэнди Бея, «он не только был чрезвычайно тяжелым, но и лишен каких-либо скульптурных украшений». [ 76 ] Размеры: 2,6 м × 1,2 м (8,5 × 3,9 фута) и высота 1,26 м (4,1 фута). Стенки саркофага имели ширину 32 см (13 дюймов), что делало его очень тяжелым. Содержит разложившиеся кости и остатки черепа. [ 77 ] | Четыре декоративных элемента из парийского мрамора, которые, по мнению Хамди-бея, служили опорой для небольшого саркофага. [ 78 ] Размеры 9х12см. |
#9 ( Ликийский ) | ![]() |
Найден сильно поврежденным. [ 76 ] Он сделан из парийского мрамора и по форме напоминает стрельчатые ликийские гробницы, такие как гробница Паявы , отсюда и ее название. Саркофаг украшен рельефами, боковые рельефы изображают охоту на льва и кабана, а рельефы в конце изображают сражающихся кентавров и сфинксов. [ 79 ] Кормушка: 2,37 × 1,195 м (7,78 × 3,92 фута) и высота 1,34 м (4,4 фута). Крышка 2,425 м × 1,265 м (7,96 × 4,15 футов) и высота 1,625 м (5,33 фута). [ 80 ] | ||
V | #10 | Простой каменный саркофаг, аналог № 2. | Ничего [ 81 ] | |
МЫ | #13 | ![]() |
Простой мрамор | Бронзовая чаша. [ 81 ] терракотовые и алебастровые вазы и сосуды. [ 81 ] |
#14 | Простая тека, похожая на цифры 2, 10 и 12. | |||
#15 | ![]() |
Простой мрамор | ||
#16 ( Сатрап ) | ![]() |
Саркофаг в форме греческого храма из парийского мрамора. Его размеры 2,88 × 1,18 м (9,4 × 3,9 фута) и 1,44 м (4,72 фута) в высоту. На нем все еще оставались следы синей краски.
Основание корыта украшено рядом мотивов в форме сердечек, а верх украшен рядами жемчуга и овальными элементами. Четыре скульптурные панели, обрамленные полосой пальметт, украшают грани саркофага. Они представляют собой сцены банкета, путешествия и охоты на львов. [ 82 ] | ||
VII | #11 | ![]() |
Мраморный антропоид, женская фигура | Ничего [ 81 ] А в саркофаге 11 корыто содержало 29 бусин-ожерелья из золота и серебра, 3 амулета из сердолика - глаза и 6 стеклянных бусин. [ 81 ] На дне желоба саркофага находится большое количество капель ртути. [ 81 ] |
#12 | Простая тека из белого мрамора, похожая на номера 2, 10 и 14. [ 81 ]
Содержащиеся человеческие останки. Не представляет интереса и оставлен на месте. [ 81 ] Размеры: высота 2,2 × 0,8 м (7,2 × 2,6 фута) не документирована. [ 81 ] | |||
Гипогей Б | Табнит | ![]() |
Написано египетскими иероглифами и финикийским письмом. |
См. также
[ редактировать ]- Королевский некрополь Библоса - финикийский некрополь в Ливане.
- Некрополь Тира - ливанский объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя было транслитерировано на просторечии западными и османскими учеными, поскольку в отличие от современного стандартного арабского языка , левантийский арабский язык произносит «ق» не как «q» , а как гортанную остановку . На арабском языке название места также пишется по-арабски : قياع .
- ^ Элитные мумии Сидона включают мумию сидонского короля Табнита , обнаруженную Хамди-беем в Аяа, [ 21 ] и хорошо сохранившаяся мумия молодой девушки, найденная османским археологом Теодором Макриди в сидонском местечке Дар-эль-Аук в 1898 году. Мумия молодой девушки демонстрировала такие же особенности бальзамирования и погребения, что и мумия Табнит. Мумию молодой девушки прикрепили к платану и похоронили в теке (неукрашенном мраморном саркофаге) в шахте и камере гробницы. [ 22 ] Последняя, недавно раскопанная царская гробница в Сидоне содержала мумию, завернутую в льняную ткань. [ 23 ] [ 24 ]
- ↑ Сейчас находится в архиве Национального фонда и округа в Дорчестере.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Кобе и Превота, 2013 .
- ^ Динлер 2018 , с. 735: «Самым значительным археологическим достижением Османа Хамди-бея можно считать Сидонские раскопки... Даже сегодня эти саркофаги являются одними из самых ярких экспонатов Стамбульского археологического музея... Благодаря успеху Сидонских раскопок Осман Хамди-бей приобрел известность. и его место среди глобального археологического мира..."
- ^ Шарп 2023 .
- ^ Шоу 2003 , с. 145-146, 156-157.
- ^ Мотта 2015 , стр. 5.
- ^ Жигулов 2016 , с. 150.
- ^ Жигулов 2016 , стр. 120–121.
- ^ Jump up to: а б Садер 2019 , с. 216.
- ^ Бонне и Нир 2010 , с. 117.
- ^ Садер 2019 , стр. 216–234.
- ^ Jump up to: а б Садер 2019 , с. 234.
- ^ Саида 1983 .
- ^ Торри 1919 .
- ^ Ренан 1864 , с. 362.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a .
- ^ Люйнес 1856 .
- ^ Макриди 1904a .
- ^ Гра, Руйар и Тейксидор 1991 , стр. 127.
- ^ Уорд 1994 , с. 316.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 86–143.
- ^ Макриди 1904b , стр. 556–560.
- ^ Гадбан 1998 , с. 147.
- ^ Садер 2019 , с. 229.
- ^ Садер 2019 , стр. 228–229.
- ^ Люйнес 1856 , стр. 8–9.
- ^ Льюис, Сартр-Фориа и Сартр 1996 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Жидежян 2000 , с. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Люйнес 1856 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Жидеджян 2000 , стр. 17–18.
- ^ Клат 2002 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Клат 2002 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Холд 2017 , с. 29–30.
- ^ Ренан 1864 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. Я.
- ^ Jump up to: а б Жидежян 2000 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Джессап 1910 , с. 506–507: «14 марта пришло письмо от мистера Эдди о чудесном открытии в Сидоне древних гробниц, содержащих несколько саркофагов из полированного белого мрамора изысканной красоты и чудесной скульптуры. Мистер Эдди побывал в гробницах, высеченных в Твердую скалу в тридцати футах ниже поверхности и с научной точностью измерил и описал все саркофаги из белого и черного мрамора. 21-го числа доктор Эдди получил от своего сына. Подробный отчет об открытии, который предполагалось отправить его брату доктору Кондиту Эдди в Нью-Рошель, я получил разрешение сделать копию для передачи доктору Уильяму Райту в Лондон и отправил его по почте на следующий день. Райт отправил его в лондонскую «Таймс» с запиской, в которой выразил надежду, что руководство Британского музея «примет немедленные меры, чтобы обезопасить эти сокровища и не допустить их попадания в руки вандала-турка». «Таймс» дошла до Константинополя. .Теперь случилось так, что отдел древностями в то время, как и сейчас, руководил Хамди Бег, человек, получивший образование в Париже, художник, инженер и хорошо разбирающийся в археологии. Когда он увидел статью мистера Эдди в «Таймс» и письмо доктора Райта, он сказал себе (как он сказал нам впоследствии): «Я покажу, на что способен «турок-вандал»!»
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. II.
- ^ Jump up to: а б с Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. III.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. III, 3.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 13.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 21.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с Джессап 1910 , с. 507: «Когда крышка была открыта, в одном саркофаге находилось человеческое тело, плавающее в идеальной сохранности в своеобразной жидкости. Плоть была мягкой и совершенной по форме и цвету. Но, увы, пока Хамди-бек обедал, сверх- назойливые арабские рабочие опрокинули его и вылили всю драгоценную жидкость на песок. Возмущению бека не было предела, но было уже поздно, и тело не удалось сохранить, а тайна чудесной жидкости была раскрыта. снова спрятался в песке Сидона».
- ^ Губель 2003 , с. 98–100.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 101–103: «Только тогда мы наконец смогли увидеть внутреннюю часть саркофага. Слой желтоватого и влажного песка, из которого появилось бесплотное лицо, ключицы, коленные чашечки, а также кончики ног, на которых отсутствовали пальцы. , заполнил дно чана до 25 сантиметров от его краев... Сняв крышку, я сначала вынул из чана тело короля и заказал выложить его на доску, вынести на улицу и поручить доктору Мураду Эффенди, муниципальному врачу Саиды, которому я поручил привести его в состояние, подлежащее транспортировке в Константинополь, поскольку все мышцы задних частей также; что все внутренние органы грудной клетки и живота прекрасно сохранились. Опустошив резервуар, я сохранил часть содержащейся в нем грязи, состоящей из песка и гнили, а остальную часть пропустил. сито, когда эту грязь предварительно разбавляли в воде. Там ничего не было найдено, кроме нескольких фрагментов серебряных колец.
- ^ Фонд исследования Палестины — Ежеквартальный отчет за 1887 год . Лондон: Офис Общества Фонда исследования Палестины. 1887. стр. 201–212 .
- ^ Осман Хамди Бей ; Рейнах, Теодор (1892). Царский некрополь в Сидоне (на французском языке). Париж: Эрнест Леру.
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 6.
- ^ Шоу 2003 , с. 157: «Использование скульптур в качестве пунктуации между окнами и колоннами здания, вставленные ионические колонны вдоль внешней стороны и веерный карниз на краю крыши позволяют предположить, что план, вероятно, был основан на дизайне храма одного из саркофаги в коллекции, Саркофаг плачущих женщин… Однако, используя саркофаг, найденный в империи, в качестве модели для музея, архитектурный стиль по-новому позиционировал это наследие как часть местный, привлек внимание к общим корням османов и европейцев и визуализировал включение Османской империи в западную цивилизацию как эмпирический, археологически доказанный факт».
- ^ Шоу 2003 , с. 157, IBA MV 23:34/ 1304.Za.27 = 17 августа 1887 г. Цитируется из Архива премьер-министра Стамбула/Архива Басбаканлик (IBA)
- ^ Шоу 2003 , с. 156-159.
- ^ Жубен 1893 , с. IX: «Эти памятники самого разного периода и происхождения представляют собой элементы полной истории погребальной скульптуры древних. Класс саркофагов является, безусловно, самым важным. Исторически эти памятники образуют непрерывную серию примитивных ионических памятников. искусство к византийскому искусству».
- ^ Шоу 2003 , с. 159.
- ^ Фротингем, Алабама (1890 г.). «Археологические новости» . Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 6 (1/2). Археологический институт Америки: 186. doi : 10.2307/496182 . ISSN 1540-5079 . JSTOR 496182 . S2CID 245267816 .
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 1.
- ^ Жидеджян 2000 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 7.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 7, 15.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 8.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 10.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 11.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 11–12.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 12.
- ^ Рейнах 1892 , стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 28.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , стр. 25–29.
- ^ Jump up to: а б с Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 29.
- ^ Хитцль 1991 , с. 179.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Жубен 1893 , с. 42–44.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Хитцль 1991 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 30.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 33.
- ^ Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 35.
- ^ Фрили и Глин 2000 , с. 71.
- ^ Хитцль 1991 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хамди Бей и Рейнах 1892a , с. 17.
- ^ Жубен 1893 , с. 23–25.
Первоисточники
[ редактировать ]- Хамди Бей, Осман; Рейнах, Теодор (1892а). Царский некрополь в Сидоне: раскопки Хамди-бея. Текст [ Царский некрополь в Сидоне: раскопки Хамды-бея. Тарелки ] (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. дои : 10.11588/DIGLIT.5197 .
- Хамди Бей, Осман; Рейнах, Теодор (1892b). Царский некрополь в Сидоне: раскопки Хамди-бея. Плиты [ Царский некрополь в Сидоне: раскопки Хамды-бея. Тарелки ] (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. дои : 10.11588/DIGLIT.5198 .
- Рейнах, Теодор (1892). «Саркофаги Сидона в Константинопольском музее» [Сидонские саркофаги в Константинопольском музее]. Gazette des Beaux-Arts (на французском языке). Дж. Клэй: 177 и далее.
- Жубен, Андре [на французском языке] (1893). Сводный каталог погребальных памятников Османского императорского музея ( французском языке на ). Константинополь: принтер Миграна. ОСЛК 25995133 .
- Мендель, Гюстав [на французском языке] (1912). Османские императорские музеи. Каталог греческих, римских и византийских скульптур [ Императорские османские музеи. Каталог греческих, римских и византийских скульптур ] (на французском языке). Константинополь: Императорский музей. OCLC 907607793 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Кабе, Энни (1999). «Remarques sur les Fouilles du Dr. Georges Contenau a Helalieh et Ayaa (Sidon)» [Заметки о раскопках доктора Жоржа Контенау в Хелалие и Айя (Сидон)] (PDF) . Новости Национального музея (на французском языке) (10): 9–14. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2023 года.
- Бонне, Коринн; Нир, Герберт (2010). Фревель, Кристиан; Зенгер, Эрих (ред.). Религии в среде Ветхого Завета II: финикийцы, пуники, арамейцы: фоникийцы, пуники, арамейцы [ Религии в среде Ветхого Завета II: финикийцы, пуники, арамейцы: финикийцы, пуники, арамейцы ] (на немецком языке). Штутгарт: Кольхаммер. ISBN 9783170130463 . OCLC 699246706 .
- Кабе, Энни; Превота, Арно (2013). «Саркофаг Эшмуназара II, царя Сидона» . Музей Лувр . Лувр. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 10 февраля 2021 г.
- Челик, Зейнеп (2016). О древностях: политика археологии в Османской империи . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9781477310618 . OCLC 962063790 .
- Контенау, Жорж (1920). «Археологическая миссия в Сидон (1914 г.)» . Сирия (на французском языке). 1 (1). Париж: Библиотека Поля Гетнера: 16–55. дои : 10.3406/syria.1920.2837 . hdl : 2027/wu.89096174727 . ISSN 0039-7946 . OCLC 261344575 – через Persée.
- Динлер, Месут (2018). «Острие ножа современности: археология в Турции с девятнадцатого века до 1940-х годов» . Международный журнал исторической археологии . 22 (4). Спрингер: 728–745. дои : 10.1007/s10761-017-0446-x . ISSN 1092-7697 . JSTOR 45154561 . OCLC 44169294 . S2CID 254538197 . Проверено 22 августа 2023 г.
- Свободно, Джон; Глин, Энтони (2000). Путеводитель по Стамбулу и вокруг Мраморного моря . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: Путеводители. ISBN 9781900639316 . OCLC 42003538 .
- Гадбан, Ч. (1998). «Персидский некрополь Магарат Таблун в Сидоне». Ливан: другой берег: выставка, представленная в Институте арабского мира с 27 октября по 2 мая 1999 года [ Ливан: другой берег: выставка, представленная в Институте арабского мира с 27 октября по 2 мая 1999 года ] (в Французский ). Париж: Институт арабского мира, Фламмарион. ISBN 9782843060199 . OCLC 421710063 .
- Гра, Мишель; Руйяр, Пьер; Тейксидор, Хавьер (1991). Финикийцы и смерть . Бейрут: Факультет искусств и наук Американского университета Бейрута. OCLC 708392245 .
- Губель, Эрик Дж. К. (2003). «Обзор Phönizische Anthropoid саркофага» . Бюллетень американских школ восточных исследований (332): 98–100. дои : 10.2307/1357812 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1357812 .
- Хитцль, Ингрид (1991). Греческие саркофаги архаического и периода классического . Исследования средиземноморской археологии и литературы (на немецком языке). Партия: П. Остремс. ISBN 9789170810428 . OCLC 906588033 .
- [ Джессап, Генри Харрис (1910), Пятьдесят три года в Сирии , том. 2, Компания Флеминг Х. Ревелл, с. 507
- Жидежян, Нина (2000). «Большой Сидон и его «Города мертвых» » (PDF) . Новости Национального музея : 15–24. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2023 года.
- Жигулов, Вадим С. (2016). Социальная история Ахеменидов в Финикии: будучи финикийцем, ведя переговоры с империями . Библейский мир. Оксфорд: Рутледж. ISBN 9781134938162 .
- Кескин, Бусе (12 июля 2023 г.). «Стамбульские археологические музеи освещают богатую историю и культурное наследие» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 21 августа 2023 года . Проверено 21 августа 2023 г.
- Клат, Мишель Г. (2002). «Семья Дуригелло» (PDF) . Археология и история Ливана (16). Лондон: Ливанско-британские друзья Национального музея: 98–108. Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2021 г.
- Льюис, Норман Николсон; Сартр-Фориа, Анни; Сартр, Морис (1996). «Уильям Джон Бэнкс. Travaux en Syrie d'un voyageur oublié» [Уильям Джон Бэнкс. Труды в Сирии забытого путешественника. Сирия. Археология, искусство и история . 73 (1): 57–95. дои : 10.3406/syria.1996.7502 . Архивировано из оригинала 21 января 2023 года.
- Люин, Оноре Теодорик Поль Жозеф д'Альбер, герцог де (1856). Мемуар о саркофаге и надгробная надпись Эсмуназара, короля Сидона [ Memoire sur le sarcophage et inscription funéraire d'Esmunazar, Roi de Sidon ]. Мюнхенский центр цифровизации (на французском языке). Генри Плон . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. Получено 22 января 2021 г. - через Bayerische Staatsbibliothek.
- Макриди, Теодор (1904a). раскопки Османского императорского музея Храм Эшмуна в Сидоне: раскопки Османского императорского музея [ Храм Эшмуна в Сидоне: ] (на французском языке). Париж: Библиотека Виктора Лекоффра. OCLC 6998289 .
- Макриди, Теодор (1904b). «Через сидонский некрополь» . Библейское обозрение (1892-1940) . 1 (4): 547–572. ISSN 1240-3032 . JSTOR 44102400 – через JSTOR.
- Меррил, Села (1888). «Отчет о королевском некрополе, обнаруженном в Сайде Хамди-беем» . Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 20 (1): 9–16. дои : 10.1179/peq.1888.20.1.9 . ISSN 0031-0328 . OCLC 5525866380 .
- Мотта, Роза Мария (2015). Материальная культура и культурная самобытность: исследование греческих и римских монет Доры . Archaeopress Publishing Ltd. Оксфорд: ISBN 9781784910938 .
- Ренан, Эрнест (1864). Миссия Финикии - Режиссер г-н Эрнест Ренан - Текст [ Миссия Финикии ] (на французском языке). Полет. 1. Париж: Императорская полиграфическая компания.
- Садер, Элен (2019). История и археология Финикии . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 9780884144069 . OCLC 1338058995 .
- Саида, Роджер (1983). Новые элементы датировки керамики железного века в Леванте . Материалы I Международного конгресса финикийских и пунических исследований Книжный магазин «Меч» Распроданы древние и современные книги Редкие и ценные книги со всего мира. Архивировано из оригинала 31 января 2023 года.
- Шоу, Венди МК (2003). Владельцы и одержимые: музеи, археология и визуализация истории в поздней Османской империи . Издательство Калифорнийского университета. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520233355 . OCLC 52998857 .
- Тахан, Лина Г. (2017). «Вывезенные ливанские древности: можно ли их репатриировать из европейских музеев?» . Журнал археологии и исследований наследия Восточного Средиземноморья . 5 (1): 27–35. doi : 10.5325/jeasmedarcherstu.5.1.0027 . ISSN 2166-3556 . JSTOR 10.5325/jeasmedarcherstu.5.1.0027 . S2CID 164865577 .
- Торри, Чарльз К. (1919). «Финикийский некрополь в Сидоне» . Ежегодник американских школ восточных исследований в Иерусалиме . 1 :1–27. дои : 10.2307/3768461 . ISSN 1933-2505 . JSTOR 3768461 . Архивировано из оригинала 31 января 2023 года.
- Уорд, Уильям А. (1994). «Археология в Ливане в двадцатом веке» . Библейский археолог . 57 (2): 66–85. дои : 10.2307/3210385 . ISSN 0006-0895 . JSTOR 3210385 . S2CID 163213202 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года.