Закон утилитаризма
Часть серии о |
Утилитаризм |
---|
Философский портал |
Утилитаризм действия — это утилитарная теория этики , которая утверждает, что действие человека является морально правильным тогда и только тогда, когда оно дает наилучшие возможные результаты в этой конкретной ситуации. Классические утилитаристы, в том числе Джереми Бентам , Джон Стюарт Милль и Генри Сиджвик , определяют счастье как удовольствие и отсутствие боли. [1]
Обзор
[ редактировать ]Чтобы понять, как действует утилитаризм, сравните последствия завтрашнего просмотра телевизора весь день с последствиями завтрашней благотворительной деятельности. Можно было бы принести больше общего счастья в мире, занимаясь благотворительностью завтра, чем завтра весь день смотря телевизор. Таким образом, согласно действующему утилитаризму, правильное решение завтра — это пойти и заняться благотворительностью; неправильно оставаться дома и смотреть телевизор весь день. [2]
Акт утилитаризма основан на принципе полезности, который лежит в основе всех утилитарных теорий и лучше всего выражен в известной фразе Бентама: «величайшее счастье для наибольшего числа». Джереми Бентам подкрепил свою теорию другой знаменитой цитатой: «Природа поставила человечество под власть двух суверенных господ — боли и удовольствия. Только они могут указывать нам, что нам следует делать, а также определять, что нам следует делать. " Утилитаризм Бентама — это гедонистическая теория , исходящая из предпосылки, что люди по своей природе гедонистичны. Это означает, что он считал, что люди будут активно искать удовольствия и избегать боли, если им представится такая возможность.
Критики иногда называют такие запреты на досуг проблемой утилитаризма. Критики также ссылаются на более серьезные проблемы, такие как тот факт, что утилитаризм действий, по-видимому, подразумевает, что конкретные акты пыток или порабощения были бы морально допустимы, если бы они приносили достаточно счастья. [2]
Утилитаризм акта часто противопоставляется другой теории, называемой утилитаризмом правил . Утилитаризм правил утверждает, что морально правильным действием является то, которое соответствует моральному правилу, общее соблюдение которого принесет наибольшее счастье. Утилитаризм действия оценивает действие по его фактическим последствиям, тогда как утилитаризм правил оценивает действие по последствиям его общей или универсальной практики (всеми другими людьми, а также, возможно, в будущем и прошлом). Иногда считается, что утилитаризм правил позволяет избежать проблем, связанных с утилитаризмом действий. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Синнотт-Армстронг, Уолтер (2011). «Консеквенциализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Jump up to: а б Физер, Дж. (2009). «Этика» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Лайонс, Дэвид. Формы и пределы утилитаризма . Оксфорд: Clarendon Press, 1965, стр. VII.