Таинственное дело стиля
![]() Первое издание | |
Автор | Гилберт Адэр |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Мистический роман |
Издатель | Фабер и Фабер |
Дата публикации | 2007 |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 292 |
ISBN | 978-0-571-23425-7 |
ОКЛК | 153556058 |
823/.914 22 | |
Класс ЛК | ПР6051.Д287 М97 2007 г. |
Предшественник | Закон Роджера Мергатройда |
С последующим | И тогда не было никого |
«Таинственное дело стиля» — детективный роман британского писателя Гилберта Адэра , впервые опубликованный в 2007 году. Отдавая дань уважения золотому веку детективной литературы в целом и Агате Кристи в частности, роман является продолжением книги Адэра 2006 года «Акт». Роджера Мергатройда .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие происходит в послевоенное время. [ 1 ] В Лондоне и на студии «Элстри Студиос » в Хартфордшире «загадочным делом», названным в названии, является убийство стареющей актрисы Коры Резерфорд на съемках фильма, который, как она надеется, ознаменует ее возвращение на киноэкран . Так случилось, что писательница детективов Эвадна Маунт, старая подруга Коры, и старший инспектор Трубшоу, бывший сотрудник Скотленд-Ярда , наблюдают за съемками сцены, в которой актриса пьет шампанское из бокала, содержимое которого никому не известно. кроме убийцы, был пропитан сильным ядом. С самого начала расследования в полицию предстает аккуратная группа подозреваемых. Однако, хотя у каждого из них были бы средства и возможность убить Кору Резерфорд, ни у кого из них нет ни малейшего мотива сделать это. Сыщику-любителю Эвадне Маунт требуется несколько дней, чтобы найти разгадку преступления, и только связав убийство с несчастным случаем, произошедшим некоторое время назад, и, в конечном итоге, используя приманку, она сможет раскрыть дело.
Культурные ссылки
[ редактировать ]В постмодернистской манере Адэр не только заставляет своих персонажей, особенно Эвадну Маунт, обсуждать отвлекающие маневры , неожиданные концовки , спойлеры и реакцию читателей в целом. [ 2 ] он также рассказывает историю, в которой одновременно подчиняется и нарушает границы и условности детективного романа Золотого века. С одной стороны, нигде в романе нет насилия, не говоря уже о жестокости полиции; подозреваемых допрашивают один за другим в установленном порядке; во время расследования преступления Эвадна Маунт случайно находит лист бумаги с написанным на нем загадочным сообщением; и в конце концов, когда все подозреваемые собрались на месте преступления, чтобы узнать, кто из них это совершил, убийцей действительно оказывается наименее вероятный человек.
С другой стороны, Адэр играет с некоторыми условностями жанра и выходит за их пределы. Например, Кора Резерфорд убита довольно поздно в романе, что явно противоречит правилам. Перефразируя Рональда Нокса , который в 1929 году утверждал, что элементы тайны должны быть « ясно представлены читателю на ранней стадии разбирательства », Эвадна Маунт сама говорит об этом:
В реальной жизни семя практически любого серьезного преступления, не только убийства, сеется задолго до совершения самого деяния. Тем не менее, одно из железных правил детективного сериала, решающий пункт в контракте между писателем и читателем, заключается в том, что убийство должно быть совершено или, по крайней мере, предпринято в течение первых двадцати или тридцати страниц книги. Оставить его на середине было бы серьёзным испытанием терпения читателя. [ 3 ]
Однако в «Таинственном романе стиля» убийство Коры Резерфорд происходит на странице 123, почти в середине книги. Также ни одному из трёх человек, расследующих убийство, не приписывают роль Ватсона . Скорее, Эвадна Маунт, Трубшоу и Калверт, молодой детектив Скотланд-Ярда и бывший протеже Трубшоу, образуют идеальную команду, и в какой-то момент их называют «тремя друзьями». [ 4 ]
Очевидно, что Адэр берет на себя вольности, назначая Эвадну Маунт президентом Клуба Детективов (который в то время возглавлял Э.К. Бентли ). Хотя есть упоминания о британских последователях «школы толстых ушей» — крутого стиля написания детективов — таких как Питер Чейни и Джеймс Хэдли Чейз , главное беспокойство Эвадны Маунт вызывает сама Агата Кристи, «соперница, в тени которой, казалось бы, она была обречена на вечное томление» [ 5 ] несмотря на более двадцати успешных детективов, которые она опубликовала сама. Многолетняя пьеса Маунта «Ловушка для туриста Кристи » анахронично перекликается с «Мышеловкой» , которая идет в Вест-Энде с 1952 года.
Аластер Фаржон, кинорежиссер романа, кажется тонко замаскированным Альфредом Хичкоком . Фарджон специализируется на триллерах , но, в отличие от практики Хичкока, всегда пишет свои собственные рассказы и сценарии, которые затем превращает в успешные фильмы, такие как « Осталось увидеть» (о фотографе, которому нанесли ножевое ранение, когда он фотографировал группу археологов в место раскопок в Египте) или «Американец в Париже» (опять же анахронизм, намекая на фильм 1951 года « «Американец в Париже» Американец в Париже» и сюжет триллера Хичкока 1954 года «Окно во двор» ). Его фамилия является отсылкой к Джозефу Джефферсону Фарджону , еще одному плодовитому британскому писателю-детективу золотого века, некоторые из рассказов которого были адаптированы для кино.
Однако оказывается, что Фаржон украл сценарий фильма « Если когда-нибудь они найдут меня мертвым » — фильма, во время съемок которого была убита Кора Резерфорд — у Филиппа Франсе, одного из его самых ярых поклонников и молодого теоретика кино , который скопировал стиль своего мастера и написал оригинальный сценарий в честь своего кумира. Персонаж Филиппа Франсе, похоже, смоделирован по образцу кинокритика и теоретика кино Андре Базена или, возможно, Франсуа Трюффо , который в 1954 году пропагандировал авторскую теорию , утверждая, что фильмы режиссера отражают личное творческое видение этого режиссера, как если бы он или она были основным «автор», и что кинокритик может написать рецензию на фильм только в том случае, если он ему нравится.
Ссылки также сделаны на Жюльена Дювивье , Рене Клера , Эрнста Любича , Уильяма Уайлера и Орсона Уэллса .
Фамилия Коры Резерфорд, вероятно, произошла от актрисы Маргарет Резерфорд , которая играла Агаты Кристи в Мисс Марпл серии фильмов MGM в начале 1960-х годов.
Наконец, Адэр создает атмосферу 1940-х годов, делая (иногда политически некорректные ) ссылки, среди прочего, на грязные выходные , уличных мальчишек , пьяниц , « синкопированную негритянскую музыку», « лягушек » (таких как Филипп Франсэ), Вудбайнса и 'телефон .
Читайте дальше
[ редактировать ]- Книга Агаты Кристи «Таинственное дело в Стайлсе» (1920), название которой (но не сюжет) послужило источником вдохновения для создания «Таинственного дела стиля».
- Кэмерон Маккейб « Лицо на полу монтажной» (1937), современный детективный роман о махинациях в британской киноиндустрии, где убийство запечатлено на пленку, а личность преступника остается в неведении.
- » Бена Элтона ( « Мертвые знаменитости 2001), еще один пример детективного сериала, в котором неопознанный убийца убивает при включенных камерах, здесь, в «Большой брат» конца 20-го века. обстановке реалити-шоу типа
См. также
[ редактировать ]- Трилогия Эвадна Маунт ( «Действие Роджера Мергатройда» , «Таинственное дело стиля» , «И тогда никого не было »)
- Пастиш
Сноски
[ редактировать ]- ↑ В начале романа благотворительное мероприятие в Королевском театре на Хеймаркете в пятницу, в День дурака упоминается . 1 апреля 1949 года было пятницей. Однако в другом месте романа один из персонажей упоминает, что День Победы произошел около 18 месяцев назад, а это означает, что действие происходит осенью 1946 года.
- ^ См. » доктора Гидеона Фелла « Лекция запертой комнаты в романе Джона Диксона Карра 1935 года « Пустой человек» .
- ^ Загадочное дело стиля , стр.264.
- ^ Загадочное дело стиля , стр.194.
- ^ Загадочное дело стиля , стр.97.