Ярь-медянка
Ярь-медянка | |
---|---|
![]() | |
Шестнадцатеричный тройник | #43B3AE |
sRGB Б ( р , г , б ) | (67, 179, 174) |
ВПГ ( ч , с , v | (177°, 63%, 70%) |
CIELCh уф ( L , C , h ) | (67, 45, 187°) |
Источник | [1] |
Дескриптор ISCC – NBS | Яркий голубовато-зеленый |
B : Нормализовано до [0–255] (байт). |

Ярь-медянка / ˈ v ɜːr d ɪ ɡ r iː ( s ) / [ 1 ] это общее название для любого из множества ядовитых [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] медные соли , уксусной кислоты цвет которых варьируется от зеленого до голубовато-зеленого в зависимости от химического состава. [ 6 ] : 132 Когда-то использовался как лекарство [ 7 ] [ 8 ] и фармацевтические препараты, [ 9 ] : 176 [ 10 ] Ярь-медянка встречается в природе, создавая патину на меди, бронзе и латуни , и является основным компонентом исторического зеленого пигмента, используемого в художественных целях с античности до конца 20 века, в том числе в станковой живописи , полихроматических скульптурах и освещении карт. [ 10 ] : 414–423 [ 11 ] Однако из-за его нестабильности его популярность снизилась, поскольку другие зеленые пигменты стали легко доступны. [ 9 ] : 171 Нестабильность его внешнего вида связана с уровнем гидратации и основностью , которые со временем меняются по мере взаимодействия пигмента с другими материалами. [ 12 ] : 637
История
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Название ярь-медянка происходит от среднеанглийского vertegrez , от старофранцузского verte grez . Согласно одной точке зрения, оно происходит от vert d'aigre , [ 13 ] «зеленый [сделанный действием] уксуса». Современное французское написание этого слова — vert-de-gris («зеленый из серого»), что звучит как старое название verdet gris («серо-зеленоватый»), что само по себе является деформацией verte grez . Он использовался в качестве пигмента в картинах и других предметах искусства (как зеленый цвет), в основном импортированный из Греции, и поэтому ему чаще дают другую этимологию как vert-de-Grèce («зеленый Греции »). [ 14 ] [ 15 ]
Производство
[ редактировать ]Ацетат меди(II) получают обработкой гидроксида меди(II) кислотой уксусной . [ 16 ] Исторические методы, используемые для производства ярь-медяни, описаны в художественных трактатах, рукописях по алхимии, работах по естествознанию и текстах по медицине. [ 10 ] : 414 Наиболее распространенными ингредиентами были медь и уксус. На протяжении истории рецепты менялись. В средние века медные полоски прикреплялись к деревянному бруску с помощью уксусной кислоты; затем блок был похоронен в навозе . Через несколько недель блок пришлось выкопать и соскоблить ярь-медянку. [ 17 ] Другой метод производства был разработан в 18-м веке в Монпелье , Франция, в месте с идеальным климатом для производства ярь-медянки для измельчения . [ 9 ] : 177 В этой отрасли долгое время доминировали женщины: ярь-медянку производили в домашних подвалах с использованием медных пластин, сложенных в глиняные горшки, наполненные дистиллированным вином. [ 16 ] Кислота в винограде привела к образованию кристаллов меди. Кристаллы превратились в ярь-медянку, и при созревании их соскребали. [ 9 ] : 172 Это был прибыльный бизнес, и 80% продукции продавалось за границу через сертифицированных женщин-брокеров. На пике своей популярности, в 1710-х годах, правительству пришлось ввести в действие системы проверки для борьбы с растущим мошенничеством. К 20 веку производство ярь-медянки переместилось из Монпелье, и более экономичные методы производства зеленых пигментов привели эту отрасль в упадок после Первой мировой войны . [ 9 ] : 179–182
Химический состав
[ редактировать ]
Ярь-медянка — это собирательный термин для обозначения ацетата меди, химические разновидности которого придают разные оттенки. Техническая литература противоречива в описании этих изменений. В некоторых источниках «нейтральную ярь-медянку» называют ацетата меди (II) моногидратом ( Cu(CH 3 CO 2 ) 2 ·(H 2 O) ) и к «медянке-медянке» как Cu(CH 3 CO 2 ) 2 ·CuO ·(H 2 O) 6 . [ 18 ] Другие источники описывают основную соль меди в натуральной ярь-медянке как Cu4SO4 6 ) OH ( ) ( брохантит . [ 19 ] Другие источники описывают его как основной карбонат меди ( Cu 2 CO 3 (OH) 2 ), [ 20 ] или как Cu(CH 3 CO 2 ) 2 ·(Cu(OH) 2 ) n , где n варьируется от 0 до 3. [ 21 ] В морской среде основной солью меди является трехосновный хлорид меди ( Cu 2 (OH) 3 Cl ). [ 19 ] [ 20 ]
В целом, разновидности ярь-медяни можно разделить на две группы: базовую ярь-медянку и нейтральную ярь-медянку. [ 6 ] : 132 Разница в цвете зависит от уровня гидратации и степени основности . [ 12 ] : 637
Токсичность
[ редактировать ]Ярь-медянка, которую когда-то использовали в качестве лекарства [ 7 ] [ 8 ] и фармацевтический препарат [ 9 ] : 176 [ 10 ] : 414 является слабо ядовитым. [ объяснить ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ нужен лучший источник ] Симптомы токсичности включают тошноту, анемию и смерть, хотя документально подтвержден широко распространенный приобретенный иммунитет, как это произошло с работницами в Монпелье . [ 22 ] Для некоторых применений были разработаны нетоксичные заменители, например, художественные пигменты.
Использование
[ редактировать ]
Ярь-медянка представляет собой естественный защитный слой на таких металлах, как медь, латунь и бронза. Помимо того, что он давал желательный художественный эффект, он использовался в первую очередь в качестве пигмента и в качестве устаревших медицинских препаратов.
При горении ярь-медянка дает зеленое пламя. [ 23 ]
Пигмент
[ редактировать ]Ярь-медянка использовалась в качестве пигмента с древности, в том числе в картинах в Риме и Помпеях. Использование ярь-медяни продолжалось в картинах Средневековья , Ренессанса и Барокко . [ 6 ] : 132 Он был идентифицирован в «Тайной вечере » (1306 г.) Джотто . [ 6 ] : 142 В 15 и 16 веках его использовали в картинах из-за его прозрачности и блеска. [ 12 ] : 637 Было сложно создать в картинах насыщенные зеленые цвета из-за ограничений существующих зеленых, желтых и синих пигментов. В ранних итальянских, нидерландских и немецких картинах ярь-медянка широко использовалась для создания чистых зеленых тонов для пейзажей и драпировок , таких как зеленый плащ Святого Иоанна в «Распятии в Монде Рафаэля » . [ 24 ] : 46 Ярь-медянка использовалась как в качестве глазури, так и в качестве непрозрачной краски. Когда ярь-медянку смешивали со свинцовыми белилами или свинцово-оловянно-желтым , получался глубокий насыщенный зеленый цвет. [ 6 ] : 132–136 Его использовали в масляной краске для французских и голландских загородных домов. Ярь-медянка также использовалась как имитация «китайского лака» на европейском лаке . [ 9 ] : 175–176 Однако в 19 веке использование ярь-медянки начало сокращаться, поскольку такие альтернативы, как изумрудно-зеленый и виридиан . более популярными стали [ 6 ] : 132
Стабильность
[ редактировать ]Как пигмент, ярь-медянка может менять цвет. Изменения наиболее выражены в течение первого месяца пребывания на воздухе. Изменения также зависят от типа связующего вещества и типа используемой ярь-медянки. Например, изменения менее выражены при нейтральной ярь-медяни в масляной и яичной темпере по сравнению с основной ярь-медянкой. [ 6 ] : 135 С возрастом зеленый пигмент в этих приложениях будет проявлять признаки потемнения или потемнения. [ 12 ] : 637 Например, в Боттичелли » «Мистическом рождестве 1500 года сине-зеленые костюмы ангелов потемнели до темно-зеленого цвета. [ 25 ]
Пигмент ярь-медянки устойчив к свету в масляных красках, как показывают многочисленные примеры картин 15-го века. Однако в других средах его светостойкость и сопротивление воздуху очень низкие. Резинат меди, полученный из ярь-медяни путем кипячения в смоле , не светостойкий, даже в масляной краске. В присутствии света и воздуха зеленый резинат меди превращается в устойчивый коричневый оксид меди. [ 14 ] Механизм потемнения объясняется временным образованием Cu(I) в системе пигмента и масла. Восстановление Cu(II) до Cu(I) за счет высвобождения карбоксилата вызывает изменение оптических свойств пигмента . Кроме того, льняное масло вызывает трансформацию биметаллической структуры ацетата меди и образование мономерных рядов. дикислород , который реагирует с частично декарбоксилированными димерами с образованием димерного комплекса перокси-Cu . За потемнение пигмента ответственен [ 12 ] : 635–638
В предыдущей литературе по живописи ярь-медянка описывалась как нестабильная в сочетании с другими пигментами, что приводит к дальнейшему ухудшению качества. Из-за непостоянства пигмента он требовал специальной подготовки краски, тщательного послойного нанесения и немедленного запечатывания лаком во избежание быстрого обесцвечивания (но не в случае масляной краски). [ 14 ] Однако дальнейшие научные исследования показывают, что трудности менее серьезны, чем описывалось ранее. Тем не менее пигмент обладает способностью разрушать целлюлозные материалы, такие как бумага. [ 6 ] : 137 Что касается идентификации и воспроизведения, были разработаны современные технологии и процедуры воспроизводимого синтеза, которые будут использоваться музеями и коллекциями для идентификации различных фаз зелени в исторических произведениях искусства. [ 24 ] : 14857 Некоторые компоненты исторических пигментов ярь-медяни — ацетаты меди(II) — частично невоспроизводимы на основе приведенных исторических рецептур. [ 24 ] : 14847
-
Одно из первых применений ярь-медянки в качестве пигмента в живописи; Тайная вечеря (1306) Джотто Ди Бондоне
-
Рафаэль использовал ярь-медянку для зеленого халата Святого Иоанна , одеяния левого ангела и других акцентов в «Распятии в Монде».
-
Ярко-медянка костюмов ангелов в «Нативите Мистике» Боттичелли потемнела от голубовато-зеленой до лиственно - зеленой.
Лекарство
[ редактировать ]Ярь-медянку также использовали в медицине. [ 7 ] [ 8 ] и идентифицируется в « Фармакологии» Джона Айртона Пэрис как целебная ржавчина Копья Телефа, упомянутого Гомером . [ 7 ] [ 8 ] Твердые вещества ярь-медянки также использовались для фармацевтических препаратов. [ 10 ] : 414 в 18 веке для лечения язвенной болезни . [ 9 ] : 176
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Его произношение на английском языке все еще не установлено» ( Словарь современного английского языка Фаулера (4-е изд.) под редакцией: Джереми Баттерфилда). Произношение /-ɡriːs/ является первым, данным в словаре Мерриам-Вебстера, но /-ɡriː/ стоит первым в Оксфордском словаре английского языка (3-е изд.) (2015 г.).
- ^ Jump up to: а б «Ярь-медянка» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер.
- ^ Jump up to: а б Кармакар, Рабиндра Н. (2015). Судебная медицина и токсикология: теория, устно и практика. Академические издательства.
- ^ Jump up to: а б Анант, Джагдиш Кумар, С.Р. Инчулкар и Сангита Бхагат (2018). «Обзор значимости токсичности меди для общественного здравоохранения». EJPMR 5, вып. 11: 236.
- ^ Jump up to: а б «Отравление ярь-медянкой» . Ланцет . 39 (1013): 663–664. Январь 1843 г. doi : 10.1016/s0140-6736(02)76992-4 . ISSN 0140-6736 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Х. Кюн, Ярь-медянка и медный резинат в художественных пигментах. Справочник по их истории и характеристикам, Том. 2: А. Рой (ред.) Oxford University Press, 1993, с. 131 – 158
- ^ Jump up to: а б с д «Медицинское использование меди в древности» . Ассоциация развития меди . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пэрис, Джон Айртон (1831). Фармакология . Нью-Йорк: МЫ Дин.
Ржавчина копья Телефа, упомянутая у Гомера как лекарство от ран, нанесенных этим оружием, вероятно, была Вердегрисом, и это привело к открытию ее использования в хирургических целях.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бенаму, Рид (1984). «Ярь-медянка и предприниматель» . Технологии и культура . 25 (2): 171–181. дои : 10.2307/3104711 . ISSN 0040-165X . JSTOR 3104711 . S2CID 112614238 .
- ^ Jump up to: а б с д и Де ла Роха, Хосе Мануэль; Сан-Андрес, Маргарита; Кубино, Наталья Санчо; Сантос-Гомес, Соня (2007). «Вариации колориметрических характеристик живописных пленок ярь-медянки в зависимости от процесса производства пигмента и типа связующего вещества, используемого при его нанесении» . Исследование и применение цвета . 32 (5): 414. doi : 10.1002/col.20311 . ISSN 0361-2317 .
- ^ Ярь-медянка , ColourLex
- ^ Jump up to: а б с д и Санторо, Карлотта; Заркаут, Карим; Ле Хо, Анн-Соленн; Мирамбе, Франсуа; Гурье, Дидье; Бине, Лоран; Пажес-Каманья, Сандрин; Регер, Соленн; Мирабо, Сигрид; Блэк, Джон; Грисмар, Паскаль; Любен-Жермен, Надеж; Меню, Мишель (29 января 2014 г.). «Новые сведения о процессе разложения ярь-медянки станковых картин» . Прикладная физика А. 114 (3): 637–645. Бибкод : 2014ApPhA.114..637S . дои : 10.1007/s00339-014-8253-2 . ISSN 0947-8396 . S2CID 253847558 .
- ^ Дотенэ, Анри (1905). Каталог цветов, который поможет определить цвета цветов, листвы и фруктов . Полет. 2. Париж:Книжный магазин по садоводству. п. 240. РК2.
- ^ Jump up to: а б с Сент-Клер, Кассия (2016). Тайная жизнь цвета . Лондон: Джон Мюррей. п. 215. ИСБН 9781473630819 . OCLC 936144129 .
- ^ Краткий Оксфордский словарь английской этимологии под редакцией Т. Ф. Хоада (1996) и словарь Мерриам-Вебстера дают только эту вторую этимологию.
- ^ Jump up to: а б Соломон, Салли Д.; Рутковски, Сьюзен А.; Махон, Меган Л.; Халперн, Эрика М. (2011). «Синтез медных пигментов, малахита и ярь-медянки: изготовление темперной краски». Журнал химического образования . 88 (12): 1694–1697. Бибкод : 2011JChEd..88.1694S . дои : 10.1021/ed200096e .
- ^ Дарнтон, Роберт. «Буржуа наводит порядок в своем мире» в «Великой кошачьей резне» и других эпизодах истории французской культуры. Нью-Йорк: Винтажные книги, 1985. с. 114.
- ^ Ричардсон, Х. Уэйн (2000). «Медные соединения». Энциклопедия промышленной химии Ульмана . дои : 10.1002/14356007.a07_567 . ISBN 3527306730 .
- ^ Jump up to: а б Фицджеральд, КП; Нэрн, Дж.; Атренс, А. (1998). «Химия патинирования меди». Коррозионная наука . 40 (12): 2029–2050. Бибкод : 1998Corro..40.2029F . дои : 10.1016/s0010-938x(98)00093-6 . ISSN 0010-938X .
- ^ Jump up to: а б Sharp, DW A: Химический словарь Penguin , стр. 419. Penguin Books, 1990 (2-е издание).
- ^ Кюн, Герман (1970). «Ярь-медянка и медный резинат». Исследования в области сохранения . 15 :12–36. дои : 10.1179/sic.1970.15.1.002 .
- ^ Женщины и индустрия ярь-медянки в Монпелье , Европейские женщины и доиндустриальное ремесло. Проект MUSE, издательство Университета Индианы, 1995 г.
- ^ Fluke (7 июля 2015 г.). «Удаление ярь-медянки путем обжига» . Нумиста . Проверено 3 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Бетт, Себастьян; Кремер, Рейнхард К.; Эггерт, Герхард; Тан, Чиу К.; Диннебье, Роберт Э. (2017). «О ярь-медянке, часть I: синтез, решение кристаллической структуры и характеристика фазы 1–2–0 (Cu 3 (CH 3 COO) 2 (OH) 4 )» . Транзакции Далтона . 46 (43): 14847–14858. дои : 10.1039/c7dt03288a . ISSN 1477-9226 . ПМИД 29043336 .
- ^ Бомфорд, Дэвид; Ашок, Рой (2009). Более пристальный взгляд на цвет . Лондон: Национальная галерея, Лондон. п. 38. ISBN 978-1-85709-442-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]