шотландская горничная
![]() Шотландская горничная , картина Дж. Фаннера (1888) [ 1 ]
| |
История | |
---|---|
Владелец | Александр Никол и Джордж Манро [ 2 ] [ примечание 1 ] |
Порт приписки | Абердин (4 ноября 1843 г.) [ 2 ] |
Маршрут | Абердин — Лондон (изначально) [ 5 ] |
Заказал | 1839 [ 4 ] |
Строитель | Александр Холл и сыновья |
Расходы | £1700 [ 3 ] |
Номер двора | 101 [ 2 ] [ 3 ] |
Заложен | 1839 [ 2 ] |
Запущен | 15 июля 1839 г. [ 3 ] |
Порт приписки | Абердин , Шотландия |
Идентификация | Официальный номер в Великобритании: 3507. [ 2 ] |
Судьба | Разбит (26 августа 1888 г.) [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Тип | Шхуна , клипер |
Тоннаж | 142 брт («измерение 1836 г.»), [ 6 ] 136 НЗТ [ 2 ] |
Длина | 89,25 футов (27,20 м) (внутренний) [ 6 ] |
Луч | 19,6 футов (6,0 м) (внутренний) [ 6 ] |
Глубина | 11,4 футов (3,5 м) (внутренний) [ 6 ] |
План паруса | Двухмачтовая марсельная шхуна [ 7 ] |
Дополнить | в. 6 [ 8 ] |
Примечания | Каботажное судно: генеральные грузы; построен из дерева [ 2 ] |
Scottish Maid — шотландский пакетбот , двухмачтовая деревянная шхуна , построенная на верфи «Александр Холл и сыновья » в 1839 году для Абердинской линии . Его называют первым клипером , построенным в Великобритании. Ее конструкция острого, наклоненного вперед носа , позже названного « клиперным луком » или «Абердинским луком» , положила начало череде более крупных клиперов, многие из которых также были построены в Абердине на северо-восточном побережье Шотландии.
Scottish Maid была спроектирована таким образом, чтобы воспользоваться недостатками британских законов о тоннаже 1836 года, так что ее официально измеренный тоннаж и, следовательно, подлежащий уплате налогов был низким по сравнению с ее грузоподъемностью. Как и ожидали дизайнеры, форма корпуса позволила судну стать быстрым, и для оптимизации этого носу (заостренной передней части) была придана инновационная форма, позволяющая аккуратно рассекать воду – профиль, который оказался особенно успешным. Крайние клиперы позже, в 19 веке, имели корпуса значительно большего размера, хотя и были несколько похожи по форме.
Слово «клипер» впервые было использовано для обозначения парусных судов в Соединенных Штатах, и в 20 веке возник спор о том, был ли основной дизайн Scottish Maid скопирован из Америки и следовало ли вообще называть его клипером. В настоящее время кажется общепринятым, что «клипер» лучше всего рассматривать как просто название быстроходного торгового парусного судна, а конкретный дизайн был разработан независимо по обе стороны Атлантики.
Фон
[ редактировать ]Судостроение в Абердине в начале 19 века.
[ редактировать ]С начала девятнадцатого века слово «клипер» стало использоваться в Британии для обозначения быстроходного парусного судна. [ 9 ] Кроме того, в это время судостроительная промышленность Абердина начала значительно расширяться. Сообщение с Лондоном осуществлялось через Северное море вдоль восточного побережья Великобритании. Первый пароход Абердина, «Королева Шотландии» , колесный пароход с деревянным корпусом , был построен Джоном Даффусом и компанией в 1829 году, за ним последовала череда подобных судов. Первым железным кораблем Абердина был « Джон Гарроу», спущенный на воду в 1837 году. Самая известная из шести верфей Абердина, « Александр Холл и сыновья» , была основана в 1790 году – между 1811 и 1877 годами было построено 290 судов водоизмещением от 20 до 2600 тонн. [ 10 ] В 1830-х годах, столкнувшись с конкуренцией на своем пути в Лондон со стороны колесных пароходов, которые были быстрее обычных парусных судов , компания Aberdeen Line заключила контракт с верфью Холла на поставку парусного судна, обеспечивающего лучшую конструкцию прибрежного пакетбота для лондонского маршрута, а в 1839 году - шотландского Maid стал первым из серии подобных судов, описанных Кларком как «высшая вершина судостроительного искусства». [ 11 ] [ 12 ]
Закон о тоннаже 1836 г.
[ редактировать ]В 1836 году в Великобритании был принят новый закон об измерении грузоподъемности (регистрового тоннажа) корабля. Официально измеренный тоннаж был особенно важен для судов, курсирующих по коротким маршрутам и часто посещающих гавани, поскольку плата за наем морского лоцмана , заход в порты и докование зависела от тоннажа. [ 13 ] судна «Новое измерение» валовой регистровой вместимости включало оценку площади внутреннего поперечного сечения, усредненной по нескольким местам корпуса, и умножение ее на общую внутреннюю длину. [ 14 ] Длина измерялась на высоте половины глубины в положении миделя. [ примечание 2 ] [ 16 ] Конструкторы Холла поняли, что если нос и корма будут наклонены под углом от вертикали, когда высота превышает половину глубины, измеренный тоннаж будет меньше из-за большей грузоподъемности. Увеличение длины само по себе привело бы к увеличению тоннажа. Однако это также привело к дальнейшему разнесению точек, в которых должны были быть измерены площади поперечного сечения, поэтому, если бы у судна были заостренные концы, самые удаленные области стали бы меньше, и, следовательно, средняя площадь также уменьшилась бы. Холлы правильно рассчитали, что это уменьшит тоннаж, даже если судно будет длиннее и сможет перевозить больше грузов. [ 17 ] Они также ожидали, что заостренный нос с сильно наклоненным форштевнем улучшит скорость судна. [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Абердинский лук
[ редактировать ]
По причинам, изложенным выше, изменение закона о тоннаже 1836 года дало преимущество судам, которые были больше в точках выше половины глубины, а также были заострены на носу (и корме), даже если заостренная форма искусственно делала судно длиннее. Scottish Maid был первым, который был специально разработан с учетом нового закона, и первым в Британии имел заметно заостренный лук с деревянной балкой в самой передней части, резко наклоненной вперед. Это придавало тому, что в то время было очень ярким внешним видом. [ 20 ]
Обеспокоенная тем, что такой радикальный дизайн не будет одобрен покупателями, верфь Холлса построила новое судно, начиная с кормы, а затем построила временный «скелет» в передней части, чтобы получить одобрение Aberdeen Line. После завершения и запуска « Шотландская горничная» превзошла все ожидания. [ 13 ]
Дизайн судна
[ редактировать ]Абердинский морской музей
шотландской горничной Изображения |
Масштабная реплика модели [ 21 ] |
Оригинальная модель в парусе [ 7 ] |
Полукорпусная модель [ 22 ] |
Дэвид Р. МакГрегор
детальная реконструкция линий |
обводы корпуса и план парусов [ 4 ] |
Scottish Maid была спроектирована и построена после того, как Александр Холл передал основанную им фирму своим сыновьям Джеймсу и Уильяму. [ 17 ] [ 23 ] Это была двухмачтовая багром шхуна с , марселем и резным корпусом. [ примечание 4 ] включал одну палубу и имел женскую фигуру. [ 1 ] [ 24 ] [ 25 ] Она несла построенный из клинкера баркас лодку и весёлую . [ 18 ]
В Америке некоторые суда, в частности клиперы Baltimore , какое-то время назывались клиперами – Scottish Maid и родственные ей суда, что стало ассоциироваться с их особой формой корпуса. под этим названием стали называться [ 9 ] [ 26 ] «Нос-клипер» Scottish Maid , позже также названный «Абердинским луком», был разработан, чтобы сделать судно быстрым и маневренным. Масштабные модели испытывались в резервуаре с водой. [ 27 ] Для корпуса была выбрана заостренная носовая часть с резко загнутым вперед форштевнем (около 50° от вертикали). [ 26 ] ), а ахтерштевень и мачты наклонены назад . Затем к обычному корпусу приспособили макет, чтобы продемонстрировать владельцам задуманную конструкцию. [ 28 ] [ 29 ] [ 5 ] Нос не только был наклонен вперед, но и обшивка корпуса проходила через форштевень прямо к передней части носа, так что судно чисто разрезало воду. [ 30 ] [ 5 ] Бушприт был оставлен низким , чтобы оставить место для больших передних парусов . Носовые линии были прямыми, хотя ниже ватерлинии они были слегка вогнутыми. [ примечание 5 ] [ 26 ]
Судно оказалось очень быстрым, проделав путь между Абердином и Лондоном (500 миль (800 км)) за 49 часов со средней скоростью около 9 узлов и хорошо конкурируя с паровыми колесными пароходами, поэтому в 1842 году Холл построил три однотипных корабля этого типа. тот же дизайн. [ 24 ] [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Scottish Maid представлял собой пакетбот, перевозивший грузы и пассажиров между Абердином и Лондоном. [ 31 ] В то время на этом маршруте использовалось около 250 парусных судов и несколько пароходов. По морю стоимость проезда составляла две гинеи (2,10 фунта стерлингов) для пассажиров в салоне и одну гинею для пассажиров рулевого управления, что намного ниже, чем на автомобильном или железнодорожном транспорте. Используя три клипера, Aberdeen Line выполняла еженедельные рейсы в каждую сторону, а Aberdeen и London Steam Navigation управляли четырьмя пароходами. [ 32 ] В 1847 году управляющий компанией, владевшей тремя однотипными кораблями. [ примечание 3 ] писал: «Могу сказать по правде, что любой из этих клиперов будет идти в два раза быстрее по ветру (то есть наветренно) в ветреную погоду, чем [...] лучшие и только отдающие от старых кораблей Компании [.. .] Я никогда не видел судов, которые могли бы сравниться с клиперами по плаванию, перевозке грузов и созданию хорошей погоды в шторм». [ 33 ]
В феврале 1854 года компания Scottish Maid доставила в Австралию пассажиров-эмигрантов, которые написали в прессу, восхваляя внимание и доброту, оказанные им капитаном. [ 34 ]
В 1853 году сборщики акцизов возбудили дело против капитана корабля Артура Синклера, который задекларировал только один галлон виски, но на борту было обнаружено более трех галлонов. Дело было прекращено после того, как Синклер заявил, что ничего не знает о дополнительном духе. В 1862 году один из членов экипажа упал за борт и утонул, пока судно буксировало по реке Тайн в Джарроу . При переходе из Штеттина в Ньюкасл в 1867 году он встретил дрейфующий лед и был вынужден сойти на берег в Кронборге . Ей помогли спуститься и отбуксировали в Эльсинор . [ 24 ]

В 1884 году судно направлялось в Сандерленд, когда попало в сильный шторм, в результате которого затонуло несколько других судов. Scottish Maid пролетело мимо пункта назначения, но смогла бросить якорь в заливе Бридлингтон, откуда ее отбуксировали в Бридлингтон . Она вернулась в Сандерленд, но оттуда ее пришлось отбуксировать обратно в Абердин для капитального ремонта, поскольку ее стеньги и такелаж были разрушены. [ 35 ]
26 августа 1888 года, перевозя груз в 200 тонн камня из Абердина в Ньюкасл, шотландская горничная наткнулась на риф Найвстоун. [ примечание 6 ] почти полностью затопленный риф, находящийся в километре дальше от Лонгстоун-Рок на Фарнских островах , где находится маяк Лонгстоун и знаменитое спасение Грейс Дарлинг в 1838 году . [ 2 ] После того, как экипаж в течение почти семи часов пытался откачать поступающую морскую воду, им пришлось покинуть корабль, поскольку Scottish Maid затонула и полностью потерпела крушение. Шесть членов экипажа смогли благополучно добраться до берега возле Сихаусса, используя свою спасательную шлюпку. [ 8 ] [ 36 ] [ 37 ]
Место Scottish Maid в эволюции машинок для стрижки Aberdeen
[ редактировать ]В первые десятилетия XIX века маршрут между Лондоном и Лейтом , портом Эдинбурга на восточном побережье Шотландии, обслуживался одномачтовыми с катерами большим и неуправляемым гротом, так что могла потребоваться команда из 14 человек. Плавание длиной 460 миль (740 км) для пассажиров, почты и грузов занимало в лучшем случае 50 часов (около 8 узлов , несколько быстрее, чем у более дорогого дилижанса ), 5–6 дней для быстрого перехода и несколько недель. в неблагоприятных условиях. Железной дороги, связывающей города, не было. [ 38 ] К 1830 году начали использоваться двухмачтовые шхуны, и их более эффективный план парусного вооружения , включающий как квадратные, так и продольные паруса, сократил время перехода и сделал его несколько более предсказуемым. [ 39 ]
Широкая, короткая форма корпусов этих судов была предусмотрена законом о борьбе с контрабандой 1784 года, который требовал, чтобы длина судна (исключая прямоугольное вооружение ) была не более чем в 3,5 раза длиннее его ширины . [ 40 ] В 1836 году закон был изменен, чтобы позволить иметь более узкие корабли, чтобы суда, предназначенные для быстрой езды, могли этим воспользоваться. [ 41 ]
Музеи Глазго
Шотландская горничная / Нетипичный образ |
Оригинальная полукорпусная модель [ 19 ] |
В 1839 году некоторые абердинские судовладельцы, зная о предстоящей конкуренции со стороны Абердинской и лондонской пароходной компании, обратились к верфи Холла за быстроходной шхуной, и вслед за Scottish Maid успехом последовали заказы на три других родственных судна. Конструкция носовой части способствовала увеличению скорости, и к 1848 году было построено тридцать шесть подобных судов, двадцать семь из них - шхуны. [ 5 ] После 1845 года Холлы получали заказы из Лондона и Ливерпуля , а по аналогичным проектам строились корабли из других стран. [ 42 ]

Первые трансокеанские клиперы для чая в Абердине, построенные в 1846 году, не демонстрировали особой скорости, потому что «нос Абердина» хуже подходил для более крупных кораблей с полным оснащением . [ 43 ] Тем не менее, для небольших судов носовая часть Абердина стала хорошо известна в судостроительных кругах, и корабли стали называть «клиперами». [ 26 ] Клипер Холла Stornoway , построенный в 1850 году, вскоре стал известен как «Китайский клипер». [ 44 ] Построенные в Абердине «Фермопилы» 1868 года должны были конкурировать с «Катти Сарк» (1869), но 1869 год стал годом последнего клипера «Калиф» , построенного в Абердине, поскольку открытие Суэцкого канала сделало их устаревшими. [ 45 ]
Коммуникации в Mariner's Mirror , 1943–1948 гг.
[ редактировать ]В академическом журнале Mariner's Mirror за 1943 год Бойд Кейбл [ примечание 7 ] опубликовал книгу «Первый в мире клипер», в которой был удостоен награды Scottish Maid . [ 47 ] Несмотря на название, статья начинается с пространной оценки, почти восхваления, Александра Холла, который начал свою жизнь в качестве сельскохозяйственного рабочего в Охтерлессе в отдаленном сельском Абердиншире, а затем основал и управлял выдающейся верфью Абердина «Александр Холл и сыновья» , которая построила Шотландская горничная . Кейбл знал, что в Америке корабли, известные как «клиперы», особенно « Балтимор Клипперс », существовали уже несколько десятилетий, но он заявил, что это не настоящие клиперы, потому что конструкция их корпуса не соответствовала конструкции типичных клиперов, очень быстрых коммерческих машин. парусные суда конца 19 века. Его обязательный дизайн - заостренный лук с вогнутыми линиями. [ примечание 5 ] и форштевень , круто наклоненный вперед, начался, по его мнению, с « Шотландской девы» 1839 года, а в Америке за ним последовала « Радуга» в 1845 году. Балтиморский клипер «Энн МакКим» 1833 года имел, по его мнению, выпуклые носовые линии. [ 47 ] [ примечание 8 ]
статьей Кейбла Спровоцированный ура-патриотической , Джон Лайман [ примечание 9 ] в 1944 году ответил «Шотландской горничной» как «первым в мире клипером » , заявив, что профиль корпуса шотландского судна был мотивирован уклонением от уплаты налогов, а не увеличением скорости, и что многие суда аналогичного размера той эпохи как в Европе, так и в Америке имел аналогичную форму корпуса. Более поздние клиперы большего размера, которые теперь иногда называют крайними клиперами , по конструктивным причинам не могли иметь форштевень с сильным наклоном, и эти суда впервые были построены в Соединенных Штатах. [ 51 ]
Р. К. Андерсон ответил в 1945 году «Полыми луками и «Первыми клиперами » », сославшись на хорошо сделанную профессиональную модель английского трехпалубного корабля 1665–1670 годов выпуска из шведского музея с носовой частью ниже ватерлинии, более полой, чем у Rainbow . [ 52 ] В 1946 году Уильям Солсбери написал в книге «Полые ватерлинии и ранние машинки для стрижки», что Scottish Maid была просто одной из первых машинок для стрижки, и в Великобритании потребовалось гораздо больше исследований, чтобы решить, какое взаимодействие существует (если оно вообще существует) между американским и британским дизайном. [ 53 ] Дж. Хендерсон сообщил, что на верфи Холла он осматривал оригинальную модель судна с форштевнем большего размера, чем у Scottish Maid , и носовой линией которого были прямые, а не вогнутые или выпуклые. [ 54 ]
В 1948 году Говард Шапель написал об утверждениях в статье Бойда Кейбла: «По моему мнению, эти утверждения совершенно несостоятельны и их следует учитывать только потому, что г-н Кейбл не знал об обширной американской литературе, посвященной машинкам для стрижки». Шапель писал, что «клипер» стал просто названием быстроходного парусника и что любые дискуссии бесполезны, если только они не касаются конкретного типа судна. [ 55 ] В 1973 году МакГрегор согласился с этим мнением и написал, что, по любому разумному определению клипера, Scottish Maid не была первой в Британии, и сомневался, была ли она вообще первой в Абердине. [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Последующими владельцами были:
- Джордж Лесли старший. (1843)
- Джордж Лесли младший, Джордж Джеймисон, Фрэнсис Смит и Джон Робертсон (1862)
- Джордж Лесли мл. и Фрэнсис Смит (1868)
- Джон Кромби, Джордж Лесли мл. И Уильям А. Адам (1871)
- Джон Кромби (1879). [ 2 ]
- ^ Половина глубины — это половина расстояния между полом судна и открытой палубой . Мидель-положение — это поперечное сечение на середине длины корабля. [ 15 ]
- ^ Jump up to: а б МакГрегор отмечает, что Scottish Maid — Non родственные суда -Such , Rapid и Swift были очень похожи по размеру, оснащению и общему внешнему виду. Модель полукорабельного судостроителя, созданная Hall's и сейчас находящаяся в музеях Глазго, представляет собой одновременно «Шотландскую девицу» и «Не такая» . [ 18 ] [ 19 ]
- ^ Классификация Ллойда: 5А1 — дуб, бук и лиственница с еловой обшивкой. [ 3 ]
- ^ Jump up to: а б Носовая линия — это форма носовой части корабля в месте, где он разрезает воду, а также в горизонтальных плоскостях выше и ниже ватерлинии . По ошибке все эти линии можно также назвать ватерлиниями. Вогнутая линия (также называемая полой) делает переднюю часть корпуса особенно острой.
- ↑ В девятнадцатом веке риф назывался «Скала Найвстоун» или «Скала Найвстон» или «Скала Найвстоун», а позже — «Скала Найвстоун». Он расположен по адресу 55 ° 39'01 ″ с.ш. 1 ° 35'58 ″ з.д. / 55,650376 ° с.ш. 1,599481 ° з.д.
- ↑ Бойд Кейбл — псевдоним Эрнеста Эндрю Юарта {1878–1943}, шотландского эмигранта в Австралии. Его личность стала широко известна только после его смерти. [ 46 ]
- ↑ МакГрегор пишет, что Энн МакКим были обводы носа похожи на носовые линии «Сокола» (построенного на острове Уайт в 1824 году), который имел выпуклые обводы корпуса с «лишь небольшими впадинами на концах». Он писал о «диких предположениях [...], что это был первый клипер». В предисловии к этой книге Говард Шапель написал в 1973 году: «Утверждения о том, что английский дизайн находился под влиянием американских принципов, полностью опровергнуты». [ 48 ]
- ^ Джон Лайман (1915–1977) был профессором океанографии в Университете Северной Каролины , директором океанографии Национального научного фонда и одним из основателей Североамериканского общества истории океана . [ 49 ] [ 50 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кларк (1921) , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Каледонская морская компания (2021 г.) .
- ^ Jump up to: а б с д и Абердинский морской музей (2010) .
- ^ Jump up to: а б МакГрегор (1997) , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д МакГрегор (1997) , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д МакГрегор (1997) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Холл, Джеймс; Холл, Уильям (1839). « Шотландская горничная» — двухмачтовая топпарусная шхуна» . Абердинский морской музей .
- ^ Jump up to: а б «Крушение шотландского главного судна» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 29 августа 1888 г. с. 4.
- ^ Jump up to: а б МакГрегор (1988) , с. 58.
- ^ Кларк (1921) , стр. 140–141.
- ^ МакГрегор (1997) , стр. 62–63.
- ^ Кларк (1921) , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с МакГрегор (1988) , с. 100.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 99.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 98.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 272.
- ^ Jump up to: а б МакГрегор (1988) , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с МакГрегор (1988) , с. 101.
- ^ Jump up to: а б «Полукорпусная модель корабля / Шотландская горничная; Нонсенс» . Онлайн-коллекции музеев Глазго . Музеи Глазго .
- ^ МакГрегор (1988) , стр. 99–109.
- ^ Мистер Хэмби (1996). «Модель первого абердинского клипера, шхуны Scottish Maid» . Абердинский морской музей .
- ^ Александр Холл и компания (1880). Полумодель прототипа «Шотландской горничной», Джеймс и Уильям Холл» . Абердинский морской музей .
- ^ «Смерть мистера Джеймса Холла» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 2 июня 1869 г. с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Абердинский морской музей (2006 г.) .
- ^ «Корабли-клиперы и винджаммеры» . Проект «Морское наследие» ~ Морские нации . Проект «Морское наследие». 2018 . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д МакГрегор (1983) , с. 43.
- ^ группа
- ^ Брюс (2021) .
- ^ «Абердинский лук » . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 12 июля 1848 г. с. 5.
- ^ МакГрегор (1983) , с. 46.
- ^ Херд (2013) , с. 272.
- ^ Кейбл (1943) , стр. 67–68.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 106.
- ^ «Шотландская горничная» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 8 февраля 1854 г. с. 7.
- ^ «Абердин - Прибытие судна-инвалида (Шотландская горничная)» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 15 ноября 1884 г. с. 4.
- ^ «Шхуна потерпела крушение» . Huddersfield Chronicle и рекламодатель Западного Йоркшира . газеты.com. 29 августа 1888 г. с. 3.
- ^ «Абердинская шхуна на берегу» . Aberdeen Journal и генеральный рекламодатель на севере Шотландии . газеты.com. 28 августа 1888 г. с. 4.
- ^ МакГрегор (1988) , стр. 79, 80–81, 99.
- ^ МакГрегор (1988) , стр. 82, 84.
- ^ МакГрегор (1997) , с. 56.
- ^ МакГрегор (1983) , стр. 33–34.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 116.
- ^ МакГрегор (1983) , с. 34.
- ^ МакГрегор (1983) , с. 35.
- ^ Кларк (1921) , стр. 151–153.
- ^ «Эрнест Эндрю Юарт» . АустЛит . Университет Квинсленда . 1 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кейбл (1943) , стр. 66–91.
- ^ МакГрегор (1983) , стр. 8, 72.
- ^ Эдвардс, Дебора А. (2014). «Научные статьи Джона Лаймана» . Библиотека Рэндалла . Университет Северной Каролины . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года.
- ^ «История НАСОХ» . Североамериканское общество истории океана. 2018. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года.
- ^ Лайман (1944) , стр. 194–199.
- ^ Андерсон (1945) , с. 109.
- ^ Солсбери (1946) , стр. 237–241.
- ^ Хендерсон (1946) , с. 124.
- ^ Шапель (1948) , стр. 26–33.
- ^ МакГрегор (1988) , с. 102.
Ссылки
[ редактировать ]- Абердинский морской музей (4 ноября 2006 г.). «Шотландская горничная» . Абердинские корабли . Абердинский морской музей . Проверено 18 октября 2021 г.
- Абердинский морской музей (25 ноября 2010 г.). ООО «Александр Холл и сыновья» . Абердинские корабли . Абердинский морской музей . Проверено 18 октября 2021 г.
- Андерсон, RC (1945). «Полые луки и «Первые клиперы» ». Морское зеркало . 31 (2): 109. дои : 10.1080/00253359.1945.10658911 .
- Брюс, Стэнли (4 марта 2021 г.). «Лук Клипера» . ЭкоКлипер . Проверено 18 октября 2021 г.
- Кейбл, Бойд (1943). «Первый в мире клипер». Морское зеркало . 29 (2): 66–91. дои : 10.1080/00253359.1943.10658831 .
- Каледонская морская компания (2021 г.). «Шотландская горничная» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 18 октября 2021 г.
- Шапель, Говард Ирвинг (1930). Клипер «Балтимор»: его происхождение и развитие . Салем, Массачусетс: Общество морских исследований. ISBN 978-0-517-20248-7 .
- Шапель, Ховард И. (1948). «Первый клипер». Морское зеркало . 34 (1): 26–33. дои : 10.1080/00253359.1948.10657501 .
- Кларк, Виктория Элизабет (1921). Порт Абердина: история торговли и судоходства с XII века до наших дней . Абердин, Шотландия: Д. Уилли и сын.
- Херд, Джон Г. (зима 2013 г.). «Английская торговая шхуна, шотландская горничная». Журнал морских исследований . 58 (4): 271–274. (доступ через EBSCO в библиотеке Википедии )
- Хендерсон, Дж. (1946). «Полые луки и первые ножницы». Зеркало моряка . 32 (2): 124. дои : 10.1080/00253359.1946.10657428 .
- Лайман, Джон (1944). «Шотландская горничная как« первая в мире машинка для стрижки » ». Зеркало моряка . 30 (4): 194–199. дои : 10.1080/00253359.1944.10658891 .
- МакГрегор, Дэвид Рой (1983). «4. Абердинский лук и корабли 1846-1854 годов» . Чайные ножницы: их история и развитие, 1833-1875 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 34, 43–65. ISBN 978-0-85177-256-1 .
- МакГрегор, Дэвид Рой (1988) [1973]. «Четвертое: Абердинский лук 1839–1850» . Быстроходные парусные корабли: их проектирование и постройка, 1775-1875 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 99–129. ISBN 978-0-87021-895-8 .
- и МакГрегор, Дэвид Р. (2001). «Источники, цитируемые в быстроходных кораблях» . Раздел кораблей: Прибытие иммигрантов: Путеводитель по опубликованным источникам . Библиотека Конгресса .
- МакГрегор, Дэвид Рой (1997). Шхуна: ее проектирование и развитие с 1600 года по настоящее время . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 59, 62–63. ISBN 978-1-55750-847-8 .
- Солсбери, В. (1946). «Полые ватерлинии и ранние машинки для стрижки». Морское зеркало . 32 (4): 237–241. дои : 10.1080/00253359.1946.10657445 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюс, Стэнли (2018). Лесли: Судовладельцы, капитаны и судостроители Абердина (Введение) (PDF) (1-е изд.). стр. 67–69.
- Дорические колонны (2013). Верфь «Александр Холл и Сын» . Дорические колонны . Проверено 18 октября 2021 г.
- Клипперс
- Шхуны
- 1839 кораблей
- Индивидуальные парусные суда
- Корабли, построенные Александром Холлом и сыновьями
- Торговые суда Шотландии
- Торговые корабли Великобритании викторианской эпохи
- Корабли Абердинской линии
- Эпоха парусных кораблей Соединенного Королевства
- Торговые корабли Age of Sail
- Отдельные корабли Age of Sail
- Парусные корабли Шотландии
- Кораблекрушения Англии
- Потерянные парусные суда
- Корабли затонули без человеческих жертв