Jump to content

Alexander Dobrokhotov

Alexander Dobrokhotov
Рожденный
Alexander Dobrokhotov

( 1950-09-08 ) 8 сентября 1950 г. (71 год)
Национальность Русский
Альма-матер Московский Государственный Университет
Эра Философия 20 века , философия 21 века.
Область русская философия
Школа
Тезисы
Основные интересы
Известные идеи
  • Телеология культуры
  • Обоснование изучения культуры
  • Философские и культурные последствия cogito
  • Метафизика власти в русской культуре.
  • Данте как философ
  • Философия русского символизма
  • Гетерогенность и изоморфизм культурных артефактов
Веб-сайт https://www.hse.ru/en/org/persons/136024

Александр Львович Доброхотов ( русский : Алекса́ндр Льво́вич Доброхо́тов ; родился 8 сентября 1950) — российский философ , историк философии , историк культуры и профессор университета. Специализируется на истории русской культуры , истории философии , метафизике , русской философии , античной и средневековой философии , Канте и немецком идеализме , философии культуры . [ 1 ]

Образование

[ редактировать ]

С 1967 по 1972 год Александр Доброхотов был студентом философского факультета МГУ . С 1972 по 1975 год был аспирантом кафедры истории западной философии философского факультета МГУ . В 1978 году защитил кандидатскую («кандидатскую») диссертацию на тему « Парменида Учение о бытии ». В 1990 году защитил вторую диссертацию («докторскую») на тему «Категория бытия в античной философии классического периода». [ 2 ]

Академическая жизнь

[ редактировать ]

Александр Доброхотов начал свою академическую карьеру как историк древнегреческой философии и как интерпретатор Парменида и Гераклита теорий бытия . Результатом его исследований стало несколько книг, одна из которых, «Категория бытия в классической западноевропейской философии» (1986), обобщает его основные идеи.

С 1988 по 1995 год Доброхотов был заведующим кафедрой истории культуры Московского физико-технического института . С 1995 по 2009 год Александр Доброхотов возглавлял кафедру истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ . Кафедра была создана в 1990 году. многие видные советские и российские ученые, такие как Вячеслав Иванов , Сергей Сергеевич Аверинцев , Арон Гуревич , Михаил Гаспаров , Георгий Кнабе, Елеазар Мелетинский , Владимир Романов, Татьяна Васильева, Нина Брагинская, Владимир Бибихин . На ней работали [ 3 ] С 1995 по 2015 год Александр Доброхотов преподавал в Высшей школе европейских культур (ВШЭК) — международном учебно-научном центре Российского государственного гуманитарного университета (ВШЭК создана в апреле 2007 года и заменила Институт европейских культур). С 2009 года по сегодняшний день Александр Доброхотов также является профессором НИУ ВШЭ , Школы культурологии (осенью 2020 года объединенной с Школой философии и названной Школой философии и Культурология). Он читает различные курсы по философии, философии культуры, метафизике и теологии, истории русской культуры. [ 1 ] [ 4 ] В 2010 году стал штатным профессором НИУ ВШЭ. [ 4 ] В настоящее время Александр Доброхотов является членом редколлегии журнала Arbor Mundi, Transcultural Studies и Studies in East European Thought. [ 4 ]

Сегодня Александр Доброхотов — ведущий российский философ культуры и выдающийся ученый -культуролог . Он часто появляется на телевидении и ведет масштабный онлайн-курс на Coursera . [ 5 ] С апреля 2024 года ведёт собственный канал на YouTube. [ 6 ]

Философия

[ редактировать ]

В конце 1980-х – начале 1990-х годов академический дисциплинарный ландшафт на территории бывшего Советского Союза претерпел существенные изменения. Некоторые дисциплины, основанные на марксизме-ленинизме, прекратили свое существование, появился ряд новых дисциплин в гуманитарных и социальных науках. Среди новых областей был подход к культуре в российских гуманитарных науках, который стал известен как « культурология » (kulturologia). Было много версий этой дисциплины, и Александр Доброхотов стал основателем собственной оригинальной версии культурологии , основанной на кантовской и гегелевской философских традициях и на русской философии Серебряного века . Он рассматривает исследования культуры как сочетание теоретической философии культуры, с одной стороны, и эмпирических исследований, с другой.

В своих работах по философии культуры он утверждает, что «Культуру» можно рассматривать как самостоятельную область бытия наряду с «Природой» и «Духом». Он определяет культуру как вселенную артефактов. Артефакт является результатом объективации Духа и антропоморфизации Природы. В этом отношении культура опосредует Природу и Дух. Культура делает устаревшим онтологический конфликт между Природой и Духом. На их месте возникают два других онтологических конфликта: конфликт между Природой и Культурой и между Культурой и Духом. Александр Доброхотов далее утверждает, что Культура – ​​это не механизм адаптации человека к природной среде, а скорее онтологическая целостность, имеющая собственную целеполагание, или, по его терминологии, « телеологизм ». Чистые или трансцендентальные формы задают цели культуры. Эта идея исходит из работ Платона , Лейбница , Канта и Гуссерля . Каждый артефакт Культуры создается для того, чтобы занять свое место в онтологической целостности и, таким образом, наряду со своим конкретным смыслом или функцией содержит еще и скрытую интерпретацию целостности. «Как должен выглядеть мир, чтобы я мог быть его частью?» — вот вопрос, на который отвечает каждый артефакт. [ 7 ]

Отсюда вытекает эмпирический метод, составляющий основу эмпирической дисциплины культурологии . Этот метод предполагает восстановление онтологической целостности отдельного артефакта. Другими словами, метод предполагает ответ на вопрос, как должен выглядеть мир, чтобы артефакт мог быть его частью. Более того, если целостность одинакова для всех его артефактов, можно обнаружить изоморфизм гетерогенных артефактов. Отсюда главный вопрос эмпирического изучения культуры: «Как примирить гетерогенность и изоморфизм культурных артефактов?» [ 7 ]

В своих многочисленных эмпирических исследованиях культуры Александр Доброхотов демонстрирует, как работают его теория и метод. Он раскрывает основной изоморфизм в работах Гете , Фридриха Ницше и Пабло Пикассо ; в квантовой механике и авангарде в искусстве ; в XVIII века философии сознания и романе ; в теологии и Альфреда Хичкока . фильмах [ 7 ]

Библиография

[ редактировать ]

Книги на русском языке

[ редактировать ]
  • Философия культуры: учебник для вузов. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. (Philosophy of Culture. Moscow, 2016)
  • Телеология культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2016. (Teleology of Culture. Moscow, 2016)
  • Избранное. М.: Территория будущего, 2008. (Selected Works. Moscow, 2008.)
  • Данте. М.: Мысль, 1980. (Dante. Moscow, 1990. 208 pages.)
  • Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского университета, 1986. (The Category of Being in Classical European Philosophy. Moscow, 1986. [Abstract in German]. 248 pages.)
  • Учение досократиков о бытии. М.: Изд-во Московского университета, 1980. (Pre-Socratics' Teachings on Being. Moscow, 1980. 84 pages.)

Публикации на английском языке

[ редактировать ]
  • Австрийский опыт: вариант Мамардашвили. В: Транскультурные исследования: журнал междисциплинарных исследований. Том. 5 № 1 2009 [2015] Спецвыпуск: Мераб Мамардашвили: транскультурный философ. Стр. 65-73.
  • Декарт и Достоевский: два способа «cogito». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Программа фундаментальных исследований. Рабочие документы. Серия: Гуманитарные науки, WP BRP 89/HUM/2015. Москва, 2015.
  • Духовный смысл войны в философии русского серебряного века. В: Исследования восточноевропейской мысли: Том 66, выпуск 1 (2014), стр. 69–76.
  • Проблема «Я» как культурологическая тема. В: Российские философские исследования, 10/2013; 52 (2): стр. 61–79.
  • Короткая счастливая жизнь гётевского Фауста, или hieros gamos как центр трагедии. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Программа фундаментальных исследований. Рабочие документы. Серия: Гуманитарные науки, WP BRP 15/HUM/2013. Москва, 2013. С. 1–14.
  • «ГАХН: эстетика руин, или Неудавшийся проект Алексея Лосева». В: Исследования восточноевропейской мысли, том. 63 / 2011. С. 31–42.
  • «Краткий курс мировой культуры». В: Интеллектуальные новости. 2001. № 9. С. 50–53.
  • — Знаешь — значит, тебе следует. (Этические последствия «Cogito»)». В: Насколько естественен этический закон? Тилбург, 1997.
  • «Тезис «Сома – Сема» и его философское значение». В: Пифагорейская философия. Афины, 1992 год.

Публикации на других языках

[ редактировать ]
  • Рецепция классической немецкой эстетики в трудах и дискуссиях ГАЧН. В: Искусство как язык – Языки искусства. Русская эстетика и теория искусства 1920-х годов в европейской дискуссии. Спецвыпуск 12 «Журнала эстетики и общего искусствознания». Феликс Майнер Верлаг, 2014. стр. 225–246.
  • Проблема «Я» в философии Владимира Соловьева и Серебряный век. В: Философское обозрение Франции и зарубежья. № 3-2014. (2014 – 139-й год – Том CCVI) С. 297 – 314.
  • «Теология Канта как теория культуры». В кн.: Кант в современном российском кантововедении. Фромманн-Хольцбог Верлаг. Штутгарт-Бад, 2008. стр. 19–27.
  • «Антигностические моменты в рассуждениях Гегеля». В: Последствия гегельянства: философия, религия и политика в прощании с современностью. Под редакцией Питера Козловски. Мюнхен. Вильгельм Финк Верлаг, 1998. стр. 137–146.
  • «Эволюция русской генологии в первой четверти ХХ века» век». В: Генологические перспективы II (Elementa. Vol. 69) Амстердам-Атланта. 1997.
  • «Философия: в ожидании Годо». В: Дух. Париж, 1996, № 22–3.
  • «Человек как носитель власти: разрушение идеалов». В: Разное Mediaevalia. Том 24. Индивид и индивидуальность в средние века. Берлин – Нью-Йорк, 1996.
  • «Необходимость метафизики». Слово и изображение. № 1–2. Гетеборг, 1994 год. С. 165 – 171.
  • «Метафизика и доминирование: «русская идея» как начало культуры авторитарной мысли и действия». В: Исследования советской мысли 44. 1992. Kluwer Academic Publishers. стр.11-17.
  • «Человек и природа в «Чистилище» Данте». В: Разное Mediaevalia. Том 21/2. Берлин-Нью-Йорк, 1992. стр. 791–794.
  • «Каковы реальные успехи метафизики со времен Парменида?» В: Ла Парола дель Пассато. Ривиста античных исследований. Том XLIII. Неаполь, 1988. стр. 127–142.
  • «Бытие в античной философии и западноевропейской онтологии». В кн.: Греческая философия и ее культурно-историческое значение. Москва, 1985, с. 138-157.
  • «Гераклит: Фрагмент B52». В: Исследования по истории западной философии. Фр.аМ, 1986. С. 55–71.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Архивный элемент» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 г. Проверено 08 сентября 2016 г.
  2. ^ Философы России XIX-XX столетий : Биогр., идеи, тр. : [Биобиблиогр. слов. / Редкол.: П. В. Алексеев (гл. ред.) и др.; Послесл. И. Ю. Алексеева]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АО "Кн. и бизнес", 1995. - 750,[1] с.; 27 см.; ISBN   5-212-00800-X
  3. ^ Доброхотов, Александр (2001). «Краткий курс мировой культуры» . Интеллектуальные новости . 9 : 50–53. дои : 10.1080/15615324.2001.10426707 . S2CID   109488304 .
  4. ^ Jump up to: а б с «Сотрудники – Доброхотов Александр Леонидович — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» . Hse.ru. ​Проверено 16 сентября 2016 г.
  5. ^ «Архивный элемент» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 г. Проверено 08 сентября 2016 г.
  6. ^ "Александр Доброхотов" . YouTube .
  7. ^ Jump up to: а б с Доброхотов А. Л. Телеология культуры. М. : Прогресс-Традиция, 2016.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b02ab2f1ca0da14488e7b40807e8f591__1714373340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/91/b02ab2f1ca0da14488e7b40807e8f591.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Dobrokhotov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)