Лучано Дамиани
Лучано Дамиани (14 июля 1923 г. - 20 июня 2007 г.) [1] был итальянским художником-постановщиком и художником по костюмам , работавшим как в театральных, так и в оперных постановках.
Театральные и оперные постановки
[ редактировать ]Дамиани изучал живопись и лишь случайно начал работать на сцене. Вскоре он стал близким сотрудником Джорджио Стрелера в миланском Пикколо театре . Международная известность пришла с его знаменитыми сценическими декорациями для Гольдони «Le baruffe chiozzote» (Piccolo Teatro, 1964, постановка Стрелера) и для Моцарта «Die Entführung aus dem Serail» на Зальцбургском фестивале 1965 года (постановка Стрелера, дирижер Зубин Мехта ). Эта постановка вскоре стала легендарной и несколько раз возрождалась вплоть до 1975 года.
В 1966 году Дамиани создал свой первый сценический дизайн для театра Ла Скала ( «Сельская честь» , постановка Стрелера, дирижер Герберт фон Караян ). Данная постановка была снята [2] и в конечном итоге транслировался по телевидению в PBS программе «Великие выступления» .
Его дебютом в Венской государственной опере стал скандальный «Дон Жуан» в 1967 году (постановка Отто Шенка , дирижёр Йозеф Крипс , с Чезаре Сьепи в роли Дона). По мнению Шенка, Дамиани подчеркнул комические и иронические элементы оперы и решил использовать элементы североитальянской, а не испанской архитектуры, что удивило многих зрителей и привело к разногласиям между Дамиани и Крипсом. Когда Дамиани появился перед занавесом, публика одновременно аплодировала и освистывала его.
В конце 1960-х Дамиани начал работать преимущественно с другими режиссерами, а не со Стрелером, и даже начал режиссировать сам. В 1969 году он руководил и оформил «Аиду» для фестиваля «Арена ди Верона» (возобновленного в 1970 году), хотя время от времени Дамиани возвращался в театр Пикколо и Стрелера. Он разработал декорации для знаменитой постановки « Антона Чехова » Вишнёвого сада в 1974 году . В 1974 году Стрелер и Дамиани вернулись на Зальцбургский фестиваль для участия в злополучной постановке «Волшебной флейты» под управлением Караяна.
Также в 1975 году Дамиани начал свое сотрудничество с Лукой Ронкони с «Птицами» для Аристофана венского Бургтеатра . В 1978 году в Ла Скала Дамиани оформил декорации для постановки Ронкони « Дон Карлос» Верди под управлением Клаудио Аббадо . Верди «Макбет» был поставлен Дамиани и Ронкони для берлинской Немецкой оперы в 1980 году (дирижер Джузеппе Синополи ).
собственный небольшой театр В начале 1980-х Дамиани открыл в Риме Teatro di Documenti , где поставил и оформил множество пьес. Лишь изредка он соглашался работать в других театрах и оперных театрах. В январе 1986 года поставил премьеру оперы «Сальваторе Джулиано» Лоренцо Ферреро в Римском оперном театре . Дамиани вернулся в Венский Бургтеатр в 1988 году для исполнения Шиллера «Вильгельма Телля» в постановке Клауса Пеймана . В 1996 году он снова работал на Зальцбургском фестивале над оформлением «Травиаты» (дирижер Риккардо Мути и постановка Луиса Паскуаля ).
Дамиани, хотя и малоизвестный широкой американской публике, обычно считается одним из ведущих сценографов 20-го века.
Художник-постановщик фильма « Человек из Ламанчи»
[ редактировать ]Дамиани разработал декорации и костюмы для фильма 1972 года « Человек из Ламанчи» , основанного на популярном бродвейском мюзикле. Звезда Питер О'Тул , сыгравший в фильме Мигеля де Сервантеса и его литературное творение Дон Кихота , был лишь одним из нескольких, кто, как сообщается, раскритиковал декорации Дамиани как «слишком депрессивные»; однако создатели оригинальной постановки намеревались сделать ее внешний вид довольно простым, как они указывали в статьях, написанных для оригинальной сувенирной программы спектакля, поэтому серость декораций фильма могла быть вполне преднамеренной. Те, кто их критиковал, возможно, ожидали стандартного «красивого» оформления декораций, обычно встречающегося в мюзиклах.
Единая декорация Говарда Бэя для оригинальной сценической постановки, напоминающая интерьер темницы, состояла из простой камнеподобной плиты в форме четырехлистного клевера , наклоненной к публике, с огромной лестницей, похожей на разводной мост , позволяющей заключенным входить и выходить. (Музыкальный спектакль первоначально исполнялся в туровом театре ). Также имелась решетка наверху, пропускающая свет в подземелье, и люк в полу, который открывался, позволяя попасть на подземный уровень. Все остальные сценические элементы лишь воображались или смутно предполагались, как в импровизированной пьесе (зрители никогда в действительности не видели ветряную мельницу, к которой наклоняется Дон Кихот, а кроватью служил единственный матрас с подушкой).
Фильм, будучи более «реалистичным», содержал более буквальные декорации. Битва Дон Кихота с ветряной мельницей на самом деле была показана в тщательно продуманной постановке, а не происходила за сценой, как в пьесе. Две самые большие декорации в фильме состояли из внутренней части темницы и внутреннего двора ветхой гостиницы соответственно. Также была показана спальня Дон Кихота, кухня гостиницы и равнины того места, которое должно было называться Ла-Манчей (но на самом деле это была Италия). В первой сцене также была гораздо более красочная городская площадь - сцена, не вошедшая в оригинальную сценическую версию, где был показан религиозный праздник. Для создания фильма в разное время были наняты три разных режиссера, Альберт Марре , Питер Гленвилл и Артур Хиллер , причем Марре и Гленвилл были уволены в начале проекта, а Хиллер, который в конечном итоге также стал продюсером, отвечал за конечный результат. Однако, по словам помощника продюсера Сола Чаплина , за окончательный внешний вид фильма отвечал не Хиллер, а нанятые для работы над ним предыдущие режиссеры.
«Человек из Ламанчи» был единственным фильмом Дамиани, снятым для театрального проката.
Спектакль «Макбет » Верди в декорациях Дамиани доступен на DVD. [3] как и киноверсия « Человека из Ламанчи» и «Сельская честь» 1968 года .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Капеллини, Лоренцо (1987). Рождение оперы: Сальваторе Джулиано . Болонья: новая редакционная альфа.