Зерно

Эйдин — это регион вокруг современного Эдинбурга в британский субримский и раннесредневековый периоды, примерно в V–VII веках. Его центром была крепость Дин-Эйдин , которая, как полагают, находилась в Касл-Роке , ныне на месте Эдинбургского замка , и, по-видимому, включала большую часть территории ниже залива Ферт-оф-Форт . Это был самый важный район британского королевства Гододдин и значительная держава в Хен-Огледде , или Старом Севере, британоязычной области, которая сейчас является южной Шотландией и северной Англией.
Место Дин Эйдин почти постоянно было заселено начиная с бронзового века , служа оплотом Вотадини в римскую эпоху , а позже основным центром их преемников, королевства Гододдин. Важность Эйдина для Курицы Огледд отражена в средневековой поэме «Y Gododdin» , в которой рассказывается о военном отряде, собравшемся здесь для набега около 600 года нашей эры. После нескольких лет упадка Эйдин был завоеван англами в 638 году.
Эйдин является источником названия Эдинбурга на английском, шотландском и шотландском гэльском языках . Он также оставался заметным в британской традиции на протяжении всего Средневековья. Ю. Гододдин, очевидно, распространялся в нескольких рукописях вплоть до 13 века. Эйдин также фигурирует в валлийских триадах и поэзии, где ее часто называют северной границей бриттов. Валлийские генеалогии личности Клидно Эйдина могут сохранить королевскую родословную Эйдина.
Имя и местоположение
[ редактировать ]Вопросы имени и местонахождения Эйдин тесно связаны между собой, поскольку не совсем ясно, к какой области относится это имя. Сюда, безусловно, входила крепость Дин Эйдин ( британское название, означающее дан или городище Эйдин) в современном Эдинбурге . Данные топонима позволяют предположить, что Эйдин распространился более широко, сохранившись также под именем Карриден (от Каэр Эйдин ), расположенного в восемнадцати милях к западу. [1] Кеннет Х. Джексон решительно утверждал, что Эйдин имел в виду исключительно Дин Эйдин, предполагая другое происхождение Кэрриден. [2] Однако другие ученые, такие как Ифор Уильямс и Нора К. Чедвик, выступали за этимологию Каэр Эйдин и полагали, что Эйдин представляет собой более широкий регион. [1] [3] [4] Принимая последнюю интерпретацию, Рэйчел Бромвич писала, что Эйдин охватывал бы большую часть территории к югу от Ферт-оф-Форт , либо примыкая, либо, возможно, включая область, известную как Манау Гододдин . [5]
Эйдин является источником названия Эдинбурга на английском, шотландском и шотландском гэльском языках. [6] Англы , , завоевавшие эту территорию в VII веке, заменили бриттский дин в Дин-Эйдине староанглийским бурхом образовав Эдинбург ; Точно так же имя на шотландском гэльском языке стало Dùn Èideann . Происхождение имени Эйдин неизвестно. Возможно, он не был известен даже в VII веке, поскольку и англы, и гэлы приняли его в свои языки более или менее фонетически, даже когда они перевели термин «Дин» на свои языки. Некоторые источники предполагают, что оно происходит от древнеанглийской формы, относящейся к Эдвину Нортумбрии , хотя современные ученые опровергают это, поскольку форма Эйдин предшествует Эдвину. [6] Эйдин, очевидно, является исходной формой имени, хотя Эйдин появляется и в более поздней поэзии. [7]
Более поздние валлийские источники также упоминают Ллеуддинион , регион, ныне известный как Лотиан . Кельтский ученый Джон Т. Кох возводит эти имена к богу Лугусу , которого особенно почитали в этой местности. Он утверждает, что первоначальная форма была * Luguduniana («Страна форта [бога] Лугуса»). Это название подразумевает существование Лугудунома , или «Форта Лугуса», который, по предположению Коха, был альтернативным названием или эпитетом Дин Эйдин. [8] [9] [10]
История
[ редактировать ]
Укрепленные поселения появились вокруг Эдинбурга в бронзовом веке и раннем железном веке . [11] В раннюю римскую эпоху Британии эта территория была записана как часть территории Вотадини . Вотадини были в значительной степени независимыми, но во 2 веке подвергались римскому влиянию. [12] Около 143 года император Антонин Пий начал строительство стены Антонина к северу от Вотадини и того, что впоследствии стало Эйдином, с восточной конечной точкой, вероятно, в Карридене. [13] Вотадини, возможно, стали клиентским королевством Рима , которому было поручено защищать границу от пиктов и шотландцев . [14] Представление об Эйдине как о северной границе Британии против варваров оставалось популярным на протяжении сотен лет. [8]
В постримскую эпоху государство Вотадини превратилось в королевство Гододдин . [15] Важность Эйдина для Гододдина и Хен Огледд в целом засвидетельствована в раннесредневековой поэме « Y Gododdin» . В работе рассказывается, что отряд из 300 выдающихся воинов со всего британского мира собрался в Дин-Эйдине для набега на Катрат (вероятно, Каттерик ) около 600 года нашей эры. [16] Плотный язык стихотворения и запутанная история затрудняют интерпретацию исторических событий, лежащих в основе произведения. Согласно интерпретации Ифора Уильямса , воины были вызваны Минидавком Эйдином , возможно, правителем Гододдина, чтобы атаковать англов, удерживающих Катрат. Перед тем как отправиться в экспедицию, воины пировали целый год, во время которого почти все погибли. [16] Более поздние ученые, такие как Джон Кох и Грэм Исаак, бросили вызов элементам этой интерпретации и прочитали Минидавк как топоним, относящийся к горе, а не как к правителю. Кох предположил, что правителем Эйдина был Уреуи или Гвилгет Гододдин, которые упоминаются в тексте. [17]

В VII веке королевство Гододдина находилось в упадке. В то время Эйдин, возможно, был подкоролевством внутри Гододдина, и его лорды могли контролировать только свою территорию, а не весь Гододдин. [17] В « Анналах Ольстера» записана «осада Этина » в 638 году. Это может относиться к окончательному завоеванию Лотиана англичанами. Это также самое раннее относительно достоверное историческое упоминание об Эйдине. [18] Эйдин, по-видимому, оставался в руках англичан на протяжении большей части следующих трех столетий, хотя исторические и археологические свидетельства скудны, и неясно, сохранилась ли крепость в Дин-Эйдине. В « Анналах Клонмакнойза» указывается, что Этельстан Английский «испортил Эдинбургское королевство» в 934 году, что позволяет предположить, что в то время существовало какое-то известное укрепление. В « Хрониках королей Альбы» говорится, что шотландцы завоевали Эйдин и его форт при короле Индульфе , правившем в 954–962 годах. Примерно в это же время здесь было построено дворянское поместье, проложившее путь к созданию королевского замка в 11 веке. [19]
Ваш Ид
[ редактировать ]Самым важным местом Эйдина была цитадель Дин Эйдина. Первоначальное поселение железного века в Дин Эйдине, предположительно, представляло собой дан или городище на холме. Остатки таких сооружений существуют в Троне Артура и Касл-Роке (ныне на месте Эдинбургского замка ), а также на некоторых других вершинах холмов в этом районе. [20] Среди них археологи обычно идентифицируют место Касл-Рок как Дин-Эйдин, поскольку данные указывают на то, что он постоянно был важным центром, начиная с римских времен и до средневековья. [18] [19] [21]
Археологические данные свидетельствуют о том, что Касл-Рок был заселен с бронзового века, что, возможно, делает его старейшим местом в Шотландии, которое почти постоянно было заселено. [22] Однако самые ранние данные свидетельствуют о том, что изначально это место было незначительным по сравнению с другими современными местами. [23] В период железного века это место, по-видимому, представляло собой укрепленную деревню, но лишь одну из нескольких в районе Эдинбурга. Его легко защищаемое расположение, по-видимому, давало ему преимущество перед другими близлежащими объектами, такими как Трон Артура, где поселение, очевидно, было нестабильным и непостоянным. [24] В римскую эпоху на этом месте располагалось процветающее поселение, которое, вероятно, включало городище, возможно, с брохом (круглым домом). [25] В этот период Касл-Рок, по-видимому, был одним из главных центров Вотадини, хотя он и затмевался Трапрейном Законом , который был в десять раз больше. [26]
В период раннего средневековья Дин Эйдин стал главным политическим центром королевства Гододдин, особенно после отмены Закона о ловушках в начале V века. [17] [18] [27] В VII веке, когда королевство Гододдин находилось в упадке, лорды Дин Эйдина, возможно, контролировали только район Эйдин, а не всю территорию Гододдина. [17] После завоевания Эйдина англичанами место Дин Эйдин оставалось укрепленным поселением англов, а затем и шотландцев. [17]
Наследие
[ редактировать ]
Эйдин оставался заметным в бриттских традициях еще долгое время после его завоевания англами. В нескольких работах упоминается положение Эйдина как северной границы бриттов. Стихотворение Pa gur yv y porthaur? ( Какой человек является привратником? ), датируемый 10 веком или раньше, содержит несколько намеков на короля Артура и его воинов, защищающих «Эйдин на границе». Поэма описывает отряд Артура, сражающийся с цинбинами ( собачьими головами ) на «Горе Эйдин». В нем также упоминается Бедвир (сэр Бедивер из более поздних традиций), сражающийся с Гарулвидом («Грубо-Серый»), очевидно, одним из монстров, на «берегах Трифрвида ». [20] [28] [29] Точно так же валлийская Триада 33 включает в себя некоего Ллагат Трума Баргода Эйдина (Тяжелый Боевой Рука Границы Эйдина), который убил Афаона , сына Талиесина , в одной из «Трех злополучных резнь на острове Британия». [30]
Ю. Гододдин и его рассказ об Эйдине, по-видимому, распространялись во многих рукописях в средние века. Единственная существующая версия находится в « Книге Анейрина» 13-го века , но текстовые данные позволяют предположить, что писцы скопировали ее из двух или трех более ранних рукописей. [31] Кроме того, фигуры, связанные с Эйдином, в том числе Клиддно Эйдин и его сын Кинон ап Клидно - выживший в Катрате - фигурировали в поэзии, валлийских триадах и материалах о короле Артуре на протяжении всего Средневековья. [32] Родословная семьи Клиддно, записанная в генеалогиях Харлея и Бонедд Гвур и Гогледд, может отражать королевскую линию Эйдина. [33] [34]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дамвилл 1994 , с. 297.
- ^ Джексон 1969 , стр. 77–78.
- ^ Уильямс 1972 , стр. 47, 64.
- ^ Чедвик 1968 , с. 107.
- ^ Бромвич 2006 , с. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Геллинг, Николаисен и Ричардс 1970 , стр. 88–89.
- ^ Бромвич 2006 , стр. 314, 456.
- ^ Перейти обратно: а б Грин 2007 , с. 120.
- ^ Кох 1997 , с. 131.
- ^ Кох 2006b , с. 1191.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , стр. 220–223.
- ^ Смит 1989 , стр. 8–9.
- ^ Дамвилл 1994 , стр. 295–297.
- ^ Смит 1989 , с. 15.
- ^ Смит 1989 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Бромвич 2006 , стр. 456–458.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дрисколл и Йоман 1997 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б с Дрисколл 2006 , с. 624.
- ^ Перейти обратно: а б Дрисколл и Йоман 1997 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б Бромвич и Эванс 1992 , стр. xxxvi–xxxvii.
- ^ Лэнг 2006 , с. 297.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , стр. 2, 226–227.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , с. 220.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , с. 222.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , стр. 223–224, 226.
- ^ Дрисколл и Йоман 1997 , стр. 224–225.
- ^ Кох 2006a , с. 824.
- ^ Грин 2007 , стр. 84–85, 119–122.
- ^ Симс-Уильямс 1991 , стр. 41–43.
- ^ Бромвич 2006 , стр. 75–78, 410.
- ^ Джарман 1988 , с. lxvi.
- ^ Бромвич 2006 , стр. 314–315, 326–327.
- ^ Харлейская генеалогия 7 . www.kmatthews.org.uk. Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Бромвич 2006 , стр. 256–257.
Ссылки
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел ; Эванс, Д. Саймон (1992). Калхуч и Олвен: издание и исследование древнейшей сказки о короле Артуре . Издательство Уэльского университета . ISBN 0-7083-1127-Х .
- Бромвич, Рэйчел (2006). Триодд Инис Прайдейн: Триады острова Британия . Издательство Уэльского университета. ISBN 0-19-211696-7 .
- Чедвик, Нора Кершоу (1968). Британский героический век: валлийцы и люди Севера . Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-0465-6 .
- Дрисколл, Стивен; Йоман, Питер А. (1997). Раскопки в Эдинбургском замке в 1988-91 гг . Серия монографий Общества антикваров Шотландии. Том. 12. Общество антикваров Шотландии . ISBN 0-903-903121 .
- Дрисколл, Стивен (2006). «Дун Эйдеанн» . В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 623–625. ISBN 1851094407 . Проверено 2 апреля 2014 г.
- Дамвилл, Дэвид (1994). «Восточная оконечность стены Антонина: свидетельства XII или XIII века» (PDF) . Труды Общества антикваров Шотландии . 124 : 293–298 . Проверено 2 апреля 2014 г.
- Геллинг, Маргарет ; Николаисен, WFH ; Ричардс, Мелвилл (1970). Названия городов в Великобритании . Бэтсфорд. ISBN 0-7134-5235-8 .
- Грин, Томас (2007). Концепции Артура . Темпус. ISBN 978-0-7524-4461-1 .
- Джексон, Кеннет Х. (1969). Гододдин: старейшая шотландская поэма . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780852240496 .
- Джарман, AOH (1988). Ю. Гододдин: старейшая героическая поэма Великобритании . Гомер Пресс. ISBN 0-86383-354-3 .
- Кох, Джон Т. (1997). Гододдин Анейрина . Издательство Уэльского университета . ISBN 0708313744 .
- Кох, Джон Т. (2006). «Гододдин» . В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 823–826. ISBN 1851094407 . Проверено 7 января 2015 г.
- Кох, Джон Т. (2006). «Лотиан» . В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 1190–1191. ISBN 1851094407 . Проверено 7 января 2015 г.
- Лэнг, Ллойд Роберт (2006). Археология кельтской Британии и Ирландии: 400–1200 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521838622 . Проверено 2 апреля 2014 г.
- Симс-Уильямс, Патрик (1991). «Ранние валлийские стихи о короле Артуре». В Бромвиче, Рэйчел ; Джарман, AOH; Робертс, Бринли Ф. (ред.). Артур из Уэльса . Издательство Уэльского университета. стр. 33–71. ISBN 0708311075 .
- Смит, Альфред П. (1989). Военачальники и святые: Шотландия, 80–1000 гг. н.э. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748601007 .
- Уильямс, Ифор (1972). Начало валлийской поэзии: исследования . Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-0035-9 .