Jump to content

Джеффри Веллум

Джеффри Веллум
Джеффри Веллум в 2009 году
Имя при рождении Джеффри Гарри Огастес Веллум
Рожденный ( 1921-08-04 ) 4 августа 1921 г.
Уолтемстоу , Англия
Умер 18 июля 2018 г. ) ( 2018-07-18 ) ( 96 лет
Миллион , Англия
Верность  Великобритания
Услуга/ ветвь  Королевские ВВС
Лет службы 1939–1961
Классифицировать Командир эскадрильи
Сервисный номер 42925
Битвы/войны Битва за Британию
Награды Заслуженный летный крест

Командир эскадрильи Джеффри Харрис Огастас Веллум DFC (4 августа 1921 г. - 18 июля 2018 г.) [ 1 ] [ 2 ] был британским летчиком-истребителем и писателем, наиболее известным благодаря участию в битве за Британию . Родившийся единственным ребенком в Уолтемстоу , Эссекс , Веллум получил образование в Лесной школе , в Снэрсбруке прежде чем служить в Королевских ВВС . После войны он оставался в Королевских ВВС до 1961 года, а затем занимался транспортным бизнесом. В середине 1980-х он вышел на пенсию и переехал в Маллион, Корнуолл , где написал свои военные мемуары. В 2002 году они были опубликованы под названием First Light .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джеффри Веллум родился 4 августа 1921 года и был единственным ребенком в Уолтемстоу , Эссекс , в семье Перси и Эдит Веллум. Его отец, служивший в Галлиполи во время Первой мировой войны, не имел лицензии. Веллум получил образование в Лесной школе в Снэрсбруке , где он был капитаном школьной команды по крикету. [ 3 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Лейтенант Брайан Кингком (слева), командир 92-й эскадрильи Королевских ВВС, и его ведомый, летный офицер Джеффри Веллум, рядом с Supermarine Spitfire на авиабазе Королевских ВВС Биггин-Хилл, Кент, 1941 год.

В возрасте восемнадцати лет Веллум записался на краткосрочную службу в Королевские ВВС в августе 1939 года. Первым самолетом, которым он управлял, был Tiger Moth на аэродроме Десфорд в Лестершире . Первый самостоятельный полет Веллума состоялся 1 сентября 1939 года. Двумя днями позже Великобритания объявила войну Германии. [ 4 ] После успешного завершения курса он продолжил полет в Североамериканском Гарварде на авиабазе RAF Little Rissington на самолете 6FTS.

В мае 1940 года, еще до завершения летной подготовки, [ 4 ] Веллум был отправлен в 92-ю эскадрилью , которая представляла собой боевую эскадрилью, летающую на «Спитфайрах» . [ 5 ] Именно в 92-й эскадрилье он впервые столкнулся со «Спитфайром» и впервые управлял этим самолетом. Позже, в «Первом свете» , он написал об этом опыте: «Я испытал возбуждение, которое я не могу припомнить, чтобы когда-либо чувствовал раньше. Это было похоже на один из тех чудесных снов, сон типа Питера Пэна». [ 3 ]

Первым командиром Веллума был Роджер Бушелл (позже увековеченный в «Великом побеге »). [ 6 ] Бушелл был сбит и схвачен почти сразу после прибытия Веллума, а позже казнен гестапо после «Великого побега» . [ 4 ]

Много позже, в неопубликованном интервью The Times , Веллум вспоминал: «После того, как я присоединился к эскадрилье, они отправились в Дюнкерк , и к концу того дня мы потеряли пять человек, четверых из которых я встретил накануне вечером в офицерский беспорядок, я подумал: «Погодите, это чертовски опасно!» " [ 4 ]

Вскоре после Дюнкерка 92-я эскадрилья была переведена из Королевских ВВС Даксфорд в Кембриджшире в Королевские ВВС Пембри в Кармартеншире, Уэльс. Именно там Веллум начал свою боевую карьеру, «преследуя отдельные немецкие самолеты по всему юго-западу». [ 3 ]

Веллум стал свидетелем обширных боевых действий во время битвы за Британию . Хотя ему было всего 18 лет, он не был самым молодым пилотом, принимавшим участие в этом бою, и эта честь в настоящее время принадлежит Мартину Аурелу Кингу, родившемуся 15 октября 1921 года. [ 7 ] ), несмотря на то, что коллеги прозвали его «Мальчик». [ 4 ] 9 сентября 1940 года 92-я эскадрилья была размещена на базе британских ВВС Биггин-Хилл в Кенте, в центре боевых действий. О многочисленных истребителях Bf 109, сопровождавших немецкие бомбардировщики, Веллум писал: «Боже, неужели им нет конца? Солнце сверкает на их крыльях и животах, когда они катятся, как форель, в ручье, скользя по гладкой круглой гальке. Форельные ручьи, вода луга, кулики, быстрая вода, хорошенькая буфетчица в гостинице, Боже мой, почему это?» [ 3 ]

Среди близких коллег Веллума был Брайан Кингком . [ 8 ]

Офицеры и гости празднуют первую годовщину прибытия 92-й эскадрильи британских ВВС на авиабазу Биггин-Хилл, сентябрь 1941 года.
В первом ряду (слева направо): старший командир Джон А. Кент (Кентовски), флайт-лейтенант Энтони Бартли, миссис Уэйд, флайт-лейтенант Роберт Холланд, командир Тревора Уэйда и две неопознанные женщины. Сзади — Plt Off Себастьян Мейтленд-Томпсон, Fg Off Том Виссе (офицер разведки) и Fg Off Джеффри Веллум.

Веллум заявил, что 11 сентября был сбит Heinkel He 111 четверть самолета Junkers Ju 88. , а 27 сентября 1940 года была сбита Два (и один общий) Messerschmitt Bf 109 были признаны «поврежденными» в ноябре 1940 года. [ 9 ]

Летом 1941 года Веллум участвовал в более чем 50 «зачистках» над оккупированной Францией (также известных как «Цирковые наступления» ), летая в сопровождении бомбардировочных формирований Бленхейма и Стерлинга , перенеся войну на врага. был сбит Bf 109 Он утверждал, что 9 июля 1941 года над Францией . [ 9 ] а в августе 1941 года Веллум был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками . [ 3 ] [ 10 ]

К этому времени большинство первоначальных коллег Веллума из 92-й эскадрильи были убиты или взяты в плен; он выжил благодаря удаче и мастерству. Позже Веллум вспоминал: «Вы делаете себя трудной мишенью. Никогда не оставайтесь на месте, никогда не летайте прямо и ровно, разбрасывайтесь. Довольно часто вас окружали самолеты, и тогда небо становилось пустым. «Куда все пропали?» ' Именно тогда вы оказались в опасности. Вас сбил немец, которого вы не видели». [ 4 ]

Летом 1941 года Веллум был уволен с действительной военной службы и направлен в учебную эскадрилью № 52 оперативного учебного подразделения в Астон-Дауне , летавшую на самолетах Hawker Hurricanes . Разочарованный уходом с передовой службы, Веллум поначалу счел этот опыт «почти невыносимым». В конце концов, Веллум расслабился: «Я обрел новый покой и... постепенно я, казалось, расслабился. Мне даже стало нравиться [учить] учеников». [ 11 ]

SS Ohio входит в Гранд-Харбор, 15 августа 1942 года.

В феврале 1942 года его переназначили на боевые обязанности, переведя в 65-ю эскадрилью, в Дебдене , где в марте 1942 года он был назначен командиром звена . базировавшуюся во всем, кроме радиуса поворота превосходил Spitfire V , и эскадрилья понесла тяжелые потери. [ 3 ] «Проще говоря, Fw 190 превосходит наши Spitfire 5B. Он быстрее на 40 миль в час, имеет очень хорошее вооружение и очень высокую скорость крена». В воздушном бою над Францией второй номер Веллума, Фредди Хаскетт, был убит Fw 190, а сам Веллум выжил только благодаря тому, что «бросил косу по небу, особо не оглядываясь». В это время у него начались сильные головные боли, «раскалывающая головная боль в глазах». [ 11 ]

В июле 1942 года Веллума отправили в Глазго , где он участвовал в операции «Пьедестал» — миссии конвоя по доставке припасов для помощи осаждённому гарнизону на Мальте . Веллум возглавил группу из восьми «Спитфайров», которые должны были перевезти на авианосец HMS Furious , плыть из Клайда в Средиземное море, а затем высадить их на острове. [ 3 ] 11 августа 1942 года Веллум возглавил свой отряд из восьми «Спитфайров», летевших без боеприпасов для экономии веса (патроны .303 были заменены сигаретами), и приземлился на Лука аэродроме на Мальте , присоединившись к 145-й эскадрилье для выполнения задач противовоздушной обороны. [ 11 ]

Конвой был сильно поврежден немецкими и итальянскими войсками, многие корабли были потоплены. Веллум стал свидетелем прибытия в гавань Валлетты нескольких оставшихся кораблей, в том числе, наконец, крайне необходимого нефтяного танкера SS Ohio , едва находящегося на плаву в сопровождении двух эсминцев. «Когда три корабля входят в гавань, почти продолжая курс управления, аплодисменты мальтийцев, которые должны приветствовать ее, медленно стихают, пока не наступает абсолютная тишина. Некоторые из них, мужчины, в основном пожилые, снимают шляпы и женщины в черных капюшонах и плащах крестятся. Из крепости звучит горн: «Тихо», и ни души не шевелится» . [ 11 ]

диагностировали тяжелый синусит и боевую усталость На Мальте у Веллума после трех лет интенсивных полетов на передовой . После операции он вернулся с Мальты в Великобританию через Гибралтар, а позже стал летчиком-испытателем новых самолетов, таких как новый истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon , базирующийся в Gloster Aircraft . [ 3 ]

После возвращения в Англию Веллум не вернулся к боевой службе, а закончил войну инструктором по артиллерийскому делу. [ 3 ] В 1943 году он женился на Грейс Нил, своей подруге времен войны, от которой у него было трое детей. [ 6 ]

Жизнь Веллума в конце его карьеры летчика-истребителя никогда не была прежней. «Я уверен, что мое время пришло за три года работы пилотом-истребителем в звездный час нашей страны. Я сожалею лишь о том, что это произошло так рано в жизни». [ 12 ]

Даты Самолет Результат
11 сентября 1940 г. Хейнкель Хе 111 Разрушен
27 сентября 1940 г. Юнкерс Ю 88 Разрушено, 1/4 доли
ноябрь 1940 г. Мессершмитт Bf 109 Поврежденный
ноябрь 1940 г. Мессершмитт Bf 109 Поврежденный
ноябрь 1940 г. Мессершмитт Bf 109 Повреждён, 1/2 доли
9 июля 1941 г. Мессершмитт Bf 109 Разрушен

После войны

[ редактировать ]

После войны Веллум остался в Королевских ВВС, служа сначала штабным офицером во Вторых тактических воздушных силах в Западной Германии , где он летал на реактивных самолетах, таких как Gloster Meteor , de Havilland Vampire и English Electric Canberra . Он также служил в ВВС Великобритании в Гейдоне и в Восточной Англии. [ 3 ] За этим последовал четырехлетний тур с 192 Squadron . Семья поселилась в Эппинге, Эссекс. [ 3 ]

Веллум покинул Королевские ВВС в 1960 году. [ 13 ] и взял на себя семейный бизнес по грузоперевозкам. Позже он стал товарным брокером.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Его рождение было зарегистрировано в Вест Хэме, Лондон, в третьем квартале 1921 года, он был единственным ребенком Перси Х. Веллума и Эдит Дж. Фриман, которые поженились в Виндзоре в четвертом квартале 1918 года. В третьем квартале 1943 года в Вестминстере Веллум женился на Дороти Дж. К. Нил, родившейся в четвертом квартале 1922 года в Ромфорде. . У них было две дочери и сын. [ 14 ] Он и его жена развелись в 1975 году. [ 3 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Он ушел из Королевских ВВС в 1961 году, чтобы занять должность в фирме товарных брокеров в лондонском Сити до выхода на пенсию и переехать в Корнуолл, где он все еще жил, когда в 2002 году был опубликован «Первый свет».

В середине 1980-х годов, когда семейный бизнес был ликвидирован и ожидался развод , [ 15 ] Веллум удалился, как и обещал себе в юности, на Лизард полуостров в Корнуолле . [ 15 ] поселился в Муллионе . Он присоединился к местному хору и стал заместителем начальника порта. [ 3 ]

Чтобы доказать себе, что он действительно что-то сделал в своей жизни, [ 15 ] Веллум взял свои военные блокноты и написал от руки мемуары о своей работе пилотом «Спитфайра», которые он никогда не собирался публиковать. Он был членом Клуба Королевских ВВС . Он был награжден Свободой лондонского Сити . [ 16 ]

Первый свет

[ редактировать ]

В 2000 году к нему обратился автор Джеймс Холланд , который исследовал роман, действие которого происходит во время битвы за Британию, Веллум одолжил ему свои неопубликованные мемуары (см. «Первый свет» ниже), Холланд показал их друзьям в издательстве Penguin Books , а в 2002 году Элео Гордон, редакционный директор Penguin, обратился к Веллуму с предложением издательской сделки. [ 6 ] [ 15 ] – через два десятилетия после того, как он первоначально написал мемуары. [ 15 ] Первый свет: история мальчика, который стал мужчиной в раздираемом войной небе над Британией, опубликовано: Viking Books, 2002 г. (твердый переплет, ISBN   0-670-91248-4 ); Wiley & Sons, 2003 г. (твердый переплет, ISBN   0-471-42627-X ); Penguin Books, 2003 г. (мягкая обложка, ISBN   0-14-100814-8 ); Penguin Books, 2020 (мягкая обложка, ISBN   978-0-241-98784-1 ), который содержит новое предисловие военного историка и романиста Патрика Бишопа.

Телевидение

[ редактировать ]

Веллум участвовал в создании различных телевизионных документальных фильмов о битве за Британию, в том числе Spitfire Ace, созданного RDF Media/Channel 4 (2004), [ 17 ] «Опасные приключения для мальчиков» , производство «5 канала» (2008), [ 18 ] и «Спитфайр: Пролетая мимо Британии», произведенный BBC (сентябрь 2011 г.). [ 19 ]

Чтобы отметить 70-летие битвы за Британию , BBC заказала для телевидения одноразовую драму под названием « Первый свет» , основанную на одноименной книге Уэллума. Фильм был впервые показан BBC 14 сентября 2010 года с Сэмом Хьюэном в главной роли. [ 20 ]

Веллум также появился в документальном фильме «Величайшие события Второй мировой войны в цвете», где дал интервью о своем опыте битвы за Британию. Сериал вышел в эфир на Netflix в 2019 году, уже после его смерти, а его памяти посвящен эпизод «Битва за Британию».

Почести и награды

[ редактировать ]

Этот офицер находился в своей эскадрилье с момента эвакуации Дюнкерка. Во время недавних наступательных операций над Францией он руководил своим отрядом и бегством с большим мастерством и решимостью. Он уничтожил как минимум три самолета противника и повредил еще несколько.

- Лондонская газета [ 10 ]
  1. ^ Хамфрис, Уилл (20 июля 2018 г.). «Пилот «Спитфайра» в битве за Британию умер в возрасте 96 лет» . Таймс .
  2. ^ RAF.mod.uk: 92-я эскадрилья - Джеффри Веллум. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Некролог Guardian получен 25 сентября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Некролог The Times получен 25 сентября 2019 г.
  5. ^ Кобра в небе. Саймон Моррис. История 92-й эскадрильи RAF
  6. ^ Jump up to: а б с Джеффри Веллум: боксёр-призёр The Independent , 4 июня 2002 г.
  7. ^ Мемориальный фонд Битвы за Британию
  8. ^ Холланд, Джеймс (февраль 2001 г.), Интервью с Джеффри Веллумом . Любопытно, что в книге Веллума Кингком все время пишется как «Кингкомб». Веллум описывает Кингкома как «лучшего летчика-истребителя, с которым я когда-либо летал» и рекомендует его книгу « Готовность умереть».
  9. ^ Jump up to: а б Берега «Других орлов», 2004, стр. 635.
  10. ^ Jump up to: а б «№35238» . Лондонская газета . 5 августа 1941 г. с. 4516.
  11. ^ Jump up to: а б с д Первый свет , глава 14
  12. ^ Первый свет , Глава 16
  13. ^ «Скончался самый молодой пилот Королевских ВВС Битвы за Британию» . Би-би-си. 20 июля 2018 г.
  14. ^ https://www.freebmd.org.uk/cgi/search.pl
  15. ^ Jump up to: а б с д и Хаус, Кристиан (17 июля 2010 г.), «89-летний мальчик» , The Spectator
  16. ^ «Пилот Битвы за Британию удостоен чести» . Новости Би-би-си . 23 марта 2011 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
  17. ^ Spitfire Ace , заархивировано из оригинала 3 мая 2010 г.
  18. ^ Мартин Кемп: Битва за Британию (1/6) , Dangerous Adventures For Boys, заархивировано из оригинала 19 декабря 2010 г. , получено 9 августа 2010 г.
  19. ^ «Спитфайр»: пролетая мимо Британии
  20. ^ Первый свет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0f2f6a368f42091399d5b559a4d66da__1720561800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/da/c0f2f6a368f42091399d5b559a4d66da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geoffrey Wellum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)