Джеффри Веллум
Джеффри Веллум | |
---|---|
![]() Джеффри Веллум в 2009 году | |
Имя при рождении | Джеффри Гарри Огастес Веллум |
Рожденный | Уолтемстоу , Англия | 4 августа 1921 г.
Умер | 18 июля 2018 г. Миллион , Англия | ( 96 лет
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1939–1961 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | 42925 |
Битвы/войны | Битва за Британию |
Награды | Заслуженный летный крест |
Командир эскадрильи Джеффри Харрис Огастас Веллум DFC (4 августа 1921 г. - 18 июля 2018 г.) [ 1 ] [ 2 ] был британским летчиком-истребителем и писателем, наиболее известным благодаря участию в битве за Британию . Родившийся единственным ребенком в Уолтемстоу , Эссекс , Веллум получил образование в Лесной школе , в Снэрсбруке прежде чем служить в Королевских ВВС . После войны он оставался в Королевских ВВС до 1961 года, а затем занимался транспортным бизнесом. В середине 1980-х он вышел на пенсию и переехал в Маллион, Корнуолл , где написал свои военные мемуары. В 2002 году они были опубликованы под названием First Light .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеффри Веллум родился 4 августа 1921 года и был единственным ребенком в Уолтемстоу , Эссекс , в семье Перси и Эдит Веллум. Его отец, служивший в Галлиполи во время Первой мировой войны, не имел лицензии. Веллум получил образование в Лесной школе в Снэрсбруке , где он был капитаном школьной команды по крикету. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]1939-40
[ редактировать ]
В возрасте восемнадцати лет Веллум записался на краткосрочную службу в Королевские ВВС в августе 1939 года. Первым самолетом, которым он управлял, был Tiger Moth на аэродроме Десфорд в Лестершире . Первый самостоятельный полет Веллума состоялся 1 сентября 1939 года. Двумя днями позже Великобритания объявила войну Германии. [ 4 ] После успешного завершения курса он продолжил полет в Североамериканском Гарварде на авиабазе RAF Little Rissington на самолете 6FTS.
В мае 1940 года, еще до завершения летной подготовки, [ 4 ] Веллум был отправлен в 92-ю эскадрилью , которая представляла собой боевую эскадрилью, летающую на «Спитфайрах» . [ 5 ] Именно в 92-й эскадрилье он впервые столкнулся со «Спитфайром» и впервые управлял этим самолетом. Позже, в «Первом свете» , он написал об этом опыте: «Я испытал возбуждение, которое я не могу припомнить, чтобы когда-либо чувствовал раньше. Это было похоже на один из тех чудесных снов, сон типа Питера Пэна». [ 3 ]
Первым командиром Веллума был Роджер Бушелл (позже увековеченный в «Великом побеге »). [ 6 ] Бушелл был сбит и схвачен почти сразу после прибытия Веллума, а позже казнен гестапо после «Великого побега» . [ 4 ]
Много позже, в неопубликованном интервью The Times , Веллум вспоминал: «После того, как я присоединился к эскадрилье, они отправились в Дюнкерк , и к концу того дня мы потеряли пять человек, четверых из которых я встретил накануне вечером в офицерский беспорядок, я подумал: «Погодите, это чертовски опасно!» " [ 4 ]
Вскоре после Дюнкерка 92-я эскадрилья была переведена из Королевских ВВС Даксфорд в Кембриджшире в Королевские ВВС Пембри в Кармартеншире, Уэльс. Именно там Веллум начал свою боевую карьеру, «преследуя отдельные немецкие самолеты по всему юго-западу». [ 3 ]
Веллум стал свидетелем обширных боевых действий во время битвы за Британию . Хотя ему было всего 18 лет, он не был самым молодым пилотом, принимавшим участие в этом бою, и эта честь в настоящее время принадлежит Мартину Аурелу Кингу, родившемуся 15 октября 1921 года. [ 7 ] ), несмотря на то, что коллеги прозвали его «Мальчик». [ 4 ] 9 сентября 1940 года 92-я эскадрилья была размещена на базе британских ВВС Биггин-Хилл в Кенте, в центре боевых действий. О многочисленных истребителях Bf 109, сопровождавших немецкие бомбардировщики, Веллум писал: «Боже, неужели им нет конца? Солнце сверкает на их крыльях и животах, когда они катятся, как форель, в ручье, скользя по гладкой круглой гальке. Форельные ручьи, вода луга, кулики, быстрая вода, хорошенькая буфетчица в гостинице, Боже мой, почему это?» [ 3 ]
Среди близких коллег Веллума был Брайан Кингком . [ 8 ]

В первом ряду (слева направо): старший командир Джон А. Кент (Кентовски), флайт-лейтенант Энтони Бартли, миссис Уэйд, флайт-лейтенант Роберт Холланд, командир Тревора Уэйда и две неопознанные женщины. Сзади — Plt Off Себастьян Мейтленд-Томпсон, Fg Off Том Виссе (офицер разведки) и Fg Off Джеффри Веллум.
Веллум заявил, что 11 сентября был сбит Heinkel He 111 четверть самолета Junkers Ju 88. , а 27 сентября 1940 года была сбита Два (и один общий) Messerschmitt Bf 109 были признаны «поврежденными» в ноябре 1940 года. [ 9 ]
1941
[ редактировать ]Летом 1941 года Веллум участвовал в более чем 50 «зачистках» над оккупированной Францией (также известных как «Цирковые наступления» ), летая в сопровождении бомбардировочных формирований Бленхейма и Стерлинга , перенеся войну на врага. был сбит Bf 109 Он утверждал, что 9 июля 1941 года над Францией . [ 9 ] а в августе 1941 года Веллум был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками . [ 3 ] [ 10 ]
К этому времени большинство первоначальных коллег Веллума из 92-й эскадрильи были убиты или взяты в плен; он выжил благодаря удаче и мастерству. Позже Веллум вспоминал: «Вы делаете себя трудной мишенью. Никогда не оставайтесь на месте, никогда не летайте прямо и ровно, разбрасывайтесь. Довольно часто вас окружали самолеты, и тогда небо становилось пустым. «Куда все пропали?» ' Именно тогда вы оказались в опасности. Вас сбил немец, которого вы не видели». [ 4 ]
Летом 1941 года Веллум был уволен с действительной военной службы и направлен в учебную эскадрилью № 52 оперативного учебного подразделения в Астон-Дауне , летавшую на самолетах Hawker Hurricanes . Разочарованный уходом с передовой службы, Веллум поначалу счел этот опыт «почти невыносимым». В конце концов, Веллум расслабился: «Я обрел новый покой и... постепенно я, казалось, расслабился. Мне даже стало нравиться [учить] учеников». [ 11 ]
1942
[ редактировать ]
В феврале 1942 года его переназначили на боевые обязанности, переведя в 65-ю эскадрилью, в Дебдене , где в марте 1942 года он был назначен командиром звена . базировавшуюся во всем, кроме радиуса поворота превосходил Spitfire V , и эскадрилья понесла тяжелые потери. [ 3 ] «Проще говоря, Fw 190 превосходит наши Spitfire 5B. Он быстрее на 40 миль в час, имеет очень хорошее вооружение и очень высокую скорость крена». В воздушном бою над Францией второй номер Веллума, Фредди Хаскетт, был убит Fw 190, а сам Веллум выжил только благодаря тому, что «бросил косу по небу, особо не оглядываясь». В это время у него начались сильные головные боли, «раскалывающая головная боль в глазах». [ 11 ]
В июле 1942 года Веллума отправили в Глазго , где он участвовал в операции «Пьедестал» — миссии конвоя по доставке припасов для помощи осаждённому гарнизону на Мальте . Веллум возглавил группу из восьми «Спитфайров», которые должны были перевезти на авианосец HMS Furious , плыть из Клайда в Средиземное море, а затем высадить их на острове. [ 3 ] 11 августа 1942 года Веллум возглавил свой отряд из восьми «Спитфайров», летевших без боеприпасов для экономии веса (патроны .303 были заменены сигаретами), и приземлился на Лука аэродроме на Мальте , присоединившись к 145-й эскадрилье для выполнения задач противовоздушной обороны. [ 11 ]
Конвой был сильно поврежден немецкими и итальянскими войсками, многие корабли были потоплены. Веллум стал свидетелем прибытия в гавань Валлетты нескольких оставшихся кораблей, в том числе, наконец, крайне необходимого нефтяного танкера SS Ohio , едва находящегося на плаву в сопровождении двух эсминцев. «Когда три корабля входят в гавань, почти продолжая курс управления, аплодисменты мальтийцев, которые должны приветствовать ее, медленно стихают, пока не наступает абсолютная тишина. Некоторые из них, мужчины, в основном пожилые, снимают шляпы и женщины в черных капюшонах и плащах крестятся. Из крепости звучит горн: «Тихо», и ни души не шевелится» . [ 11 ]
диагностировали тяжелый синусит и боевую усталость На Мальте у Веллума после трех лет интенсивных полетов на передовой . После операции он вернулся с Мальты в Великобританию через Гибралтар, а позже стал летчиком-испытателем новых самолетов, таких как новый истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon , базирующийся в Gloster Aircraft . [ 3 ]
1943
[ редактировать ]После возвращения в Англию Веллум не вернулся к боевой службе, а закончил войну инструктором по артиллерийскому делу. [ 3 ] В 1943 году он женился на Грейс Нил, своей подруге времен войны, от которой у него было трое детей. [ 6 ]
Жизнь Веллума в конце его карьеры летчика-истребителя никогда не была прежней. «Я уверен, что мое время пришло за три года работы пилотом-истребителем в звездный час нашей страны. Я сожалею лишь о том, что это произошло так рано в жизни». [ 12 ]
Даты | Самолет | Результат |
---|---|---|
11 сентября 1940 г. | Хейнкель Хе 111 | Разрушен |
27 сентября 1940 г. | Юнкерс Ю 88 | Разрушено, 1/4 доли |
ноябрь 1940 г. | Мессершмитт Bf 109 | Поврежденный |
ноябрь 1940 г. | Мессершмитт Bf 109 | Поврежденный |
ноябрь 1940 г. | Мессершмитт Bf 109 | Повреждён, 1/2 доли |
9 июля 1941 г. | Мессершмитт Bf 109 | Разрушен |
После войны
[ редактировать ]После войны Веллум остался в Королевских ВВС, служа сначала штабным офицером во Вторых тактических воздушных силах в Западной Германии , где он летал на реактивных самолетах, таких как Gloster Meteor , de Havilland Vampire и English Electric Canberra . Он также служил в ВВС Великобритании в Гейдоне и в Восточной Англии. [ 3 ] За этим последовал четырехлетний тур с 192 Squadron . Семья поселилась в Эппинге, Эссекс. [ 3 ]
Веллум покинул Королевские ВВС в 1960 году. [ 13 ] и взял на себя семейный бизнес по грузоперевозкам. Позже он стал товарным брокером.
Личная жизнь
[ редактировать ]Его рождение было зарегистрировано в Вест Хэме, Лондон, в третьем квартале 1921 года, он был единственным ребенком Перси Х. Веллума и Эдит Дж. Фриман, которые поженились в Виндзоре в четвертом квартале 1918 года. В третьем квартале 1943 года в Вестминстере Веллум женился на Дороти Дж. К. Нил, родившейся в четвертом квартале 1922 года в Ромфорде. . У них было две дочери и сын. [ 14 ] Он и его жена развелись в 1975 году. [ 3 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Он ушел из Королевских ВВС в 1961 году, чтобы занять должность в фирме товарных брокеров в лондонском Сити до выхода на пенсию и переехать в Корнуолл, где он все еще жил, когда в 2002 году был опубликован «Первый свет».
В середине 1980-х годов, когда семейный бизнес был ликвидирован и ожидался развод , [ 15 ] Веллум удалился, как и обещал себе в юности, на Лизард полуостров в Корнуолле . [ 15 ] поселился в Муллионе . Он присоединился к местному хору и стал заместителем начальника порта. [ 3 ]
Чтобы доказать себе, что он действительно что-то сделал в своей жизни, [ 15 ] Веллум взял свои военные блокноты и написал от руки мемуары о своей работе пилотом «Спитфайра», которые он никогда не собирался публиковать. Он был членом Клуба Королевских ВВС . Он был награжден Свободой лондонского Сити . [ 16 ]
Первый свет
[ редактировать ]В 2000 году к нему обратился автор Джеймс Холланд , который исследовал роман, действие которого происходит во время битвы за Британию, Веллум одолжил ему свои неопубликованные мемуары (см. «Первый свет» ниже), Холланд показал их друзьям в издательстве Penguin Books , а в 2002 году Элео Гордон, редакционный директор Penguin, обратился к Веллуму с предложением издательской сделки. [ 6 ] [ 15 ] – через два десятилетия после того, как он первоначально написал мемуары. [ 15 ] Первый свет: история мальчика, который стал мужчиной в раздираемом войной небе над Британией, опубликовано: Viking Books, 2002 г. (твердый переплет, ISBN 0-670-91248-4 ); Wiley & Sons, 2003 г. (твердый переплет, ISBN 0-471-42627-X ); Penguin Books, 2003 г. (мягкая обложка, ISBN 0-14-100814-8 ); Penguin Books, 2020 (мягкая обложка, ISBN 978-0-241-98784-1 ), который содержит новое предисловие военного историка и романиста Патрика Бишопа.
Телевидение
[ редактировать ]Веллум участвовал в создании различных телевизионных документальных фильмов о битве за Британию, в том числе Spitfire Ace, созданного RDF Media/Channel 4 (2004), [ 17 ] «Опасные приключения для мальчиков» , производство «5 канала» (2008), [ 18 ] и «Спитфайр: Пролетая мимо Британии», произведенный BBC (сентябрь 2011 г.). [ 19 ]
Чтобы отметить 70-летие битвы за Британию , BBC заказала для телевидения одноразовую драму под названием « Первый свет» , основанную на одноименной книге Уэллума. Фильм был впервые показан BBC 14 сентября 2010 года с Сэмом Хьюэном в главной роли. [ 20 ]
Веллум также появился в документальном фильме «Величайшие события Второй мировой войны в цвете», где дал интервью о своем опыте битвы за Британию. Сериал вышел в эфир на Netflix в 2019 году, уже после его смерти, а его памяти посвящен эпизод «Битва за Британию».
Почести и награды
[ редактировать ]- 5 августа 1941 г. - летный офицер Джеффри Гарри Огастес Веллум (42925) из 92-й эскадрильи Королевских ВВС награждается Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC) в знак признания храбрости, проявленной в летных операциях против врага:
Этот офицер находился в своей эскадрилье с момента эвакуации Дюнкерка. Во время недавних наступательных операций над Францией он руководил своим отрядом и бегством с большим мастерством и решимостью. Он уничтожил как минимум три самолета противника и повредил еще несколько.
- Лондонская газета [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хамфрис, Уилл (20 июля 2018 г.). «Пилот «Спитфайра» в битве за Британию умер в возрасте 96 лет» . Таймс .
- ^ RAF.mod.uk: 92-я эскадрилья - Джеффри Веллум. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Некролог Guardian получен 25 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Некролог The Times получен 25 сентября 2019 г.
- ^ Кобра в небе. Саймон Моррис. История 92-й эскадрильи RAF
- ^ Jump up to: а б с Джеффри Веллум: боксёр-призёр The Independent , 4 июня 2002 г.
- ^ Мемориальный фонд Битвы за Британию
- ^ Холланд, Джеймс (февраль 2001 г.), Интервью с Джеффри Веллумом . Любопытно, что в книге Веллума Кингком все время пишется как «Кингкомб». Веллум описывает Кингкома как «лучшего летчика-истребителя, с которым я когда-либо летал» и рекомендует его книгу « Готовность умереть».
- ^ Jump up to: а б Берега «Других орлов», 2004, стр. 635.
- ^ Jump up to: а б «№35238» . Лондонская газета . 5 августа 1941 г. с. 4516.
- ^ Jump up to: а б с д Первый свет , глава 14
- ^ Первый свет , Глава 16
- ^ «Скончался самый молодой пилот Королевских ВВС Битвы за Британию» . Би-би-си. 20 июля 2018 г.
- ^ https://www.freebmd.org.uk/cgi/search.pl
- ^ Jump up to: а б с д и Хаус, Кристиан (17 июля 2010 г.), «89-летний мальчик» , The Spectator
- ^ «Пилот Битвы за Британию удостоен чести» . Новости Би-би-си . 23 марта 2011 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Spitfire Ace , заархивировано из оригинала 3 мая 2010 г.
- ^ Мартин Кемп: Битва за Британию (1/6) , Dangerous Adventures For Boys, заархивировано из оригинала 19 декабря 2010 г. , получено 9 августа 2010 г.
- ^ «Спитфайр»: пролетая мимо Британии
- ^ Первый свет
- 1921 рождений
- смертей в 2018 году
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Английские биографы
- Английские писатели научно-популярной литературы
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Офицеры Королевских ВВС
- Несколько
- Люди, получившие образование в Лесной школе, Уолтемстоу.
- Английские писатели научной литературы мужского пола
- Люди из Уолтемстоу
- Военнослужащие из лондонского района Уолтем-Форест