Культура Гэнроку
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на японском языке . (Декабрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Культура Гэнроку ( яп . 元禄文化 , Хепберн : Гэнроку бунка ) — термин, используемый для описания культуры раннего периода Эдо (1603–1867), в частности эпохи Гэнроку 1688–1704 годов. [1] [2] Культура Гэнроку известна как период роскоши, когда искусству все больше покровительствовал растущий и могущественный класс купцов . [3] Период Гэнроку связан с двумя зонами развлечений: районом борделей и театрами. Эти две области часто располагались рядом друг с другом на окраинах респектабельного общества. Они составляли укиё («плавающий мир»), прославляемый гравюрами на дереве с изображением проституток, актеров и порнографии. [4]
Обзор
[ редактировать ]
Культура Гэнроку была в основном сосредоточена в районе Камигата , включавшем Осаку и Киото . [5] [6] Культура Гэнроку определялась модой и жизнью обычных горожан, особенно представителей купеческого класса, чье растущее денежное богатство привело к развитию декоративного искусства, театра и одежды; однако классы самураев также принимали участие в развитии культуры Гэнроку. [7] [ нужен лучший источник ] Культура Гэнроку будет способствовать развитию неоконфуцианской мысли, естествознания и классических исследований. [ нужны разъяснения ] В изобразительном искусстве активную роль играли школа Ринпа, основанная Корином Огатой и другими, и школа Тоса; в керамическом искусстве Нинсей Нономура , Хонами Коэцу ключевыми фигурами были и другие. В музыке в период Гэнроку был разработан ряд ключевых инструментов и музыкальных стилей, в том числе музыка кото (тринадцатиструнная японская цитра) школы Икута-рю, музыка дзюта (жанр традиционных песен с аккомпанементом сямисэна ) школы Ногава, син -дзёрури (новая балладная драма), такие как гидаю-буси (музыкальное повествование кукольного театра ) и мелодии иттю-буси , и нагаута ( букв. « длинные песни » , баллады под аккомпанемент сямисэна ). [7]
Искусство
[ редактировать ]
Принято считать, что период Гэнроку знаменует высшую точку культуры периода Эдо. Двумя представителями культуры Гэнроку являются школы Римпа художники Огата Корин и Хисикава Моронобу , который считается основателем укиё-э . Термин римпа ( 琳派 ) представляет собой объединение последнего слога слова «Корин». Тории Киенобу I был еще одним влиятельным художником укиё-э, работавшим в период Гэнроку.
Ранняя манга
[ редактировать ]Гравюры периода Гэнроку позже послужили источником вдохновения для манги . [8] В этот период грамотность в кварталах удовольствий имела большое значение для гейш и ойран, развлекавших своих покровителей. [9] Литературное остроумие и знания высоко ценились не только в высших эшелонах общества, но и во многих кастах.
Доступ к литературному искусству осуществлялся через множество сред. Одной из неотъемлемых форм литературы, часто считающейся родоначальницей манги, был кибёси , форма комиксов для взрослых, напечатанных на дереве, обычно объемом не более 30 страниц. Хотя на начальных этапах этот жанр был сосредоточен на кварталах развлечений Ёсивара , позже он использовался как инструмент для изображения иконографических фигур и высмеивания различных классических произведений и проблем того времени. Благодаря использованию иллюстраций этот вид искусства привлекал простых самураев и простых людей. Одним из известных авторов кибёси был Санто Кёдэн ( 山東京伝 ) , продажи которого превысили десять тысяч экземпляров, а его сочинения считались самой читаемой литературой в эпоху Гэнроку. [10]
Романы и поэзия
[ редактировать ]Основные элементы зарождающейся буржуазной культуры были разработаны в период Гэнроку в регионе Камигата . Примерами являются бунраку и кабуки пьесы Чикамацу Мондзаэмона , Укиёдзоси Ихара Сайкаку , поэтические эссе и хайку Мацуо Басё .
Театр
[ редактировать ]Кабуки и бунраку (кукольный театр) возникли в центре городской культурной жизни в период Гэнроку.
Кабуки
[ редактировать ]Широко распространено мнение, что кабуки была основана танцовщицей Идзумо-но Окуни . [11] Кабуки зародился как средство для проституток, в основном женщин, для привлечения толпы и побуждения их к покупке сексуальных услуг. Представления часто проводились в театрах под открытым небом в высохших руслах рек и наряду с карнавальными развлечениями, такими как выступления медведей и тигров или борьба сумо.
В 1629 году сёгунат Токугава запретил женщинам-актерам выступать в кабуки, стремясь подавить проституцию, оставив развитие оннагата (женских ролей), полностью исполняемых мужчинами, что является определяющим аспектом кабуки, который сохранился и по сей день. [8]
Арагото Актер стиля Итикава Дандзюро I , вагото актер стиля Саката Тоджуро I и оннагата актер Ёсидзава Аяме I - известные актеры кабуки эпохи Гэнроку.
Бунраку
[ редактировать ]Бунраку (кукольный театр) — форма театра, возникшая в период Гэнроку. Марионетки размером примерно в две трети человеческого роста, каждая марионетка управлялась максимум тремя мужчинами. Высококвалифицированный певец и актер исполнял несколько партий и повествование вместе с музыкальными аккомпаниаторами. Кукольный театр был привлекателен для писателей, и многие известные пьесы бунраку , такие как «Датэ Мусумэ Кой но Хиганоко» ( 伊達娘恋緋鹿子 ) , позже были адаптированы для кабуки. Бунраку также способствовал развитию прекрасных литературных качеств в театральном жанре. [8]
Величайшим бунраку драматургом был Чикамацу Монзаэмон (1653–1725). Его работы стали источником бегства от действительности для простых людей, включая скандальные современные события, такие как домашние убийства.
Хорошо
[ редактировать ]Но возник из множества древних народных и популярных исполнительских искусств, как местных, так и импортных. В ранний период Эдо женщины из кварталов развлечений Киото часто исполняли Но.
В отличие от кабуки или бунраку , развитие драмы Но обычно изображается как постепенное восхождение и обычно рассматривается как стиль театра высшего класса, часто основанный на синтоистских легендах. Но был усовершенствован и поддержан как сёгунатом, так и императорским двором. К расцвету периода Эдо, Но вышел за пределы досягаемости японских масс, сохраняя свое возвышенное положение до периода Мэйдзи. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Культура Генроку» www2.odn.ne.jp Проверено 02 января 2021 г.
- ^ «[Культура Гэнроку] Культура, которая процветала в Камигате, сосредоточенная вокруг горожан! Представительные люди и произведения [Краткое объяснение]» Информационный сайт, который в доступной для понимания форме представляет японскую культуру | Вацунаги (на японском языке) . Проверено в 2021-01 гг. -02 .
- ^ Inc, NetAdvance Inc NetAdvance «Японская энциклопедия культуры Генроку (Nipponica) | Shogakukan» . Проверено 16 декабря 2020 г. .
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн (2014). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Уодсворт. п. 295. ИСБН 978-1133606475 .
- ^ «Гэнроку Бунка [Культура Генроку] | Ке | Словарь» . Gakken Kids Net (на японском языке) , Проверено 16 декабря 2020 г. .
- ^ Третье издание, упомянутое в Всемирной энциклопедии, Малой энциклопедии Международной энциклопедии Британской энциклопедии, Энциклопедии Mypedia, Японской энциклопедии (Nipponica), Японском историческом словаре Обунша Что такое культура Гэнроку» « ( на японском языке) , Проверено 2 января 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ю, AC «Культура Гэнроку — Японский корпус вики» . japanese-wiki-corpus.github.io (это лицензия CC-BY) . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Гордон, Эндрю (2020). Современная история Японии: от времен Токугава до наших дней . Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН 978-0190920555 .
- ^ СТЭНЛИ, ЭМИ (2013). «Гейши Просвещения: секс-торговля, образование и женские идеалы в Японии раннего Мэйдзи» . Журнал азиатских исследований . 72 (3): 539–562. дои : 10.1017/S0021911813000570 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 43553525 . S2CID 162791823 .
- ^ Миура, Такаши (2017). «Будда в Ёсиваре: религия и визуальные развлечения в Японии Токугава глазами Кибёси» . Японский журнал религиоведения . 44 (2): 225–254. дои : 10.18874/jjrs.44.2.2017.225-254 . hdl : 10150/626559 . ISSN 0304-1042 . JSTOR 90017697 .
- ^ Габровская, Галия Тодорова (2015). «Онна Моно: «Женское присутствие» на сцене мужского традиционного японского театра» . Азиатский театральный журнал . 32 (2): 387–415. дои : 10.1353/atj.2015.0027 . ISSN 0742-5457 . JSTOR 24737038 . S2CID 162806745 .
- ^ Громер, Джеральд (1998). «Но на распутье: выступления простолюдинов в период Эдо» . Азиатский театральный журнал . 15 (1): 117–141. дои : 10.2307/1124102 . JSTOR 1124102 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с культурой Гэнроку, на Викискладе?
- Гэнроку-период - британский
- Культура Гэнроку - Котобанк