Фугальный концерт
Фугальный концерт (соч. 40, № 2; H 152) английского композитора Густава Холста — короткий трехчастный концерт для флейты, гобоя и струнного оркестра. Оно было сочинено и впервые исполнено в 1923 году. Созданное под влиянием контрапункта И.С. Баха , оно представляет собой ранний образец неоклассицизма . Ранние отзывы о концерте были неоднозначными, но с тех пор он стал считаться привлекательным, хотя и незначительным, примером неоклассического стиля Холста, и его записывали много раз.
Состав
[ редактировать ]Концерт Фугала был написан, когда Хольст выздоравливал после серьезного падения, в результате которого он ударился головой, и последующего нервного срыва. Ранее он взял на себя обязательство дирижировать собственными произведениями в Мичиганском университете , а затем отправился в Америку на корабле RMS Aquitania в апреле 1923 года, через два месяца после катастрофы, и приступил к написанию проекта того, что он назвал «Самым коротким концертом в мире». около 8 минут) во время рейса. Он завершил работу в университетской библиотеке Анн -Арбора . [ 1 ] [ 2 ] Холст написал ее для флейты и гобоя (или двух скрипок) и струнного оркестра; он также опубликовал версию с сокращенной для фортепиано оркестровой партией. [ 3 ] Аранжировка для флейты, гобоя и духового ансамбля была опубликована Джеффри Брэндом. [ 4 ]
Ранние выступления
[ редактировать ]Концерт Фугала впервые был исполнен в частном порядке 17 мая 1923 года в доме Мэрион Лерой Бертон , президента Мичиганского университета, в Анн-Арборе; флейтист Альфред Квенсель и гобоист Альфред Бартель выступали с участниками Чикагского симфонического оркестра под управлением Фредерика Стока . [ 2 ] Первое публичное выступление в США состоялось 30 марта 1924 года в Эолиан-Холле , Нью-Йорк, с Жоржем Баррером , Пьером Матье , Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Уолтером Дамрошем . [ 5 ] Британская премьера и первое публичное выступление в мире состоялись на одном из концертов Генри Вуда на прогулке в Куинс-холле 11 октября 1923 года, когда композитор дирижировал оркестром Нового Куинс-холла с Робертом Мерчи и Леоном Гуссенсом . Позже были выступления Променада 2 сентября 1925 года, 22 августа 1929 года и 11 августа 1971 года. [ 6 ]
Структура и стиль
[ редактировать ]Это три короткие части, отмеченные модерато , адажио и аллегро . [ 7 ] Первая часть трактует фугальную тему в стиле барокко; плавная, меланхоличная мелодия второго напоминает иногда медленную часть Бранденбургского концерта № 1 ; а в третьем сюжет фугальной темы превращается в двойную фугу за счет введения традиционной мелодии: «Если бы весь мир был бумагой». [ 8 ] Концерт в целом больше похож на камерное произведение, чем на оркестровое. [ 9 ] Он продолжает исследование проблем контрапункта, начатое Холстом в прошлом году. [ 10 ] Как и его предшественник «Фугальная увертюра» (1922), «Фугальный концерт» отсылает к звуковому миру Баха. [ 11 ] достижение разновидности неоклассицизма, которая, вероятно, ничем не обязана аналогичным и современным европейским произведениям Стравинского и других. [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]В рецензии газеты «Таймс» на первое британское исполнение оно описывается как «в духе Бранденбургских концертов Баха». Действительно, г-н Холст здесь подошел ближе к формальному совершенству, чем в любом из своих предыдущих произведений, не отказываясь при этом от своей индивидуальной точки зрения. вид." [ 13 ] Критик The Musical Times, услышавший это в 1924 году, счел это «почти слишком остроумным. Это восхитительно». [ 14 ] Однако один композитор назвал его «высохшим». [ 15 ] и многие другие ранние критические суждения были скупыми на похвалы или откровенно враждебными. Вторая критика в «Таймс» в 1924 году признала, что это «конечно, весело, но довольно тяжело; наказание за шутки состоит в том, что они плохо переносят повторение»; [ 16 ] а третий в 1935 году написал о его «гениальной тривиальности». [ 17 ] Критик Дайнели Хасси считал Концерт Фугала и Увертюру Фугала «извращенными упражнениями в контрапунктическом стиле, лишенными какой-либо теплоты и настоящей жизненной силы, которая проявляется в более ранней Сюите для струнных «Св. Павла ». [ 18 ] Американские отзывы также могут быть теплыми или прохладными. Олин Даунс писал, что она «написана плавно, и если для английской музыки действительно типична определенная посредственная и в высшей степени респектабельная манера, то очевидно, что эта музыка английская». Музыкальная Америка считала, что это «вряд ли объясняет ту большую известность, которой пользуется [Холст]». [ 19 ] Запись работы 1967 года также была отвергнута как «не более чем академическое исследование»; это было «гораздо меньше захватывающего [чем Lyric Movement ] без [его] характера или вдохновения». [ 20 ]
Биографы Холста увидели в произведении нечто большее. Его дочь Имоджин Холст сочла, что «щепетильная формальность... милостива по сравнению с расчетливой жестокостью увертюры « Фугальная »». [ 21 ] а Клемент Шорт считал его «легким и элегантным, с типично индивидуальными штрихами, такими как смещение ритмических мотивов и неожиданные гармонизации». [ 12 ] Позже рецензенты компакт-дисков 20-го и 21-го веков с энтузиазмом писали об этом: «полный успех». [ 22 ] «привлекательный... классная игра цвета ветра», «прекрасно созданный триптих миниатюр», «восхитительный... прекрасный пример раннего неоклассицизма, который не звучит ни в малейшей степени педагогично», [ 23 ] «Легкое, но искусное произведение... Дерзкий конец - верный признак чувства юмора композитора. Интересно отметить, что при первом приеме произведение было воспринято как довольно сухое... но с сегодняшнего дня оно выглядит совсем не так». [ 24 ]
Записи
[ редактировать ]Версия для флейты, гобоя и струнного оркестра.
[ редактировать ]- Уильям Беннетт (флейта), Питер Грэм (гобой), Английский камерный оркестр, дир. Имоджен Холст (1967). Густав Хольст: Лирическая часть, Сюита Брук Грин, Ноктюрн, Фугальный концерт, Сюита Святого Павла (LP). Лирита. СРКС 34.
- Алекса Стилл (флейта), Стивен Поппервелл (гобой), Камерный оркестр Новой Зеландии, дир. Николас Брейтуэйт (1991). Холст: Сюита Брук Грин, Лирическая часть, Концерт Фуга, Сюита Святого Павла, Танцы Морриса (компакт-диск). Международная классика Коха. 3-7058-2 Н1.
- Джулия Богорад (флейта), Кэтрин Гринбэнк (гобой), Камерный оркестр Святого Павла, дир. Кристофер Хогвуд (1994). Типпет: Концертная фантазия на тему Корелли; Хольст: Сюита Святого Павла, Фугальный концерт; Корелли: Концерто-гроссо, Трио-соната; Бах/Хогвуд: Фуга си минор (CD). Лондон. 440 376-2.
- Дюк Добинг (флейта), Кристофер Хукер (гобой), Симфония лондонского Сити, дир. Ричард Хикокс (1994). Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин, Двойной концерт, Фугальный концерт, Лирическая часть, Две песни без слов (компакт-диск). Чандос. ЧАН 9270.
- Джонатан Сноуден (флейта), Дэвид Теодор (гобой), Английский камерный оркестр, дир. Иегуди Менухин (1994). Густав Хольст: Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин, Фугальный концерт, Сомерсетская рапсодия (компакт-диск). Высокопреосвященство ЭМИ. CD-EMX 2227.
- Эдвард Беккет (флейта), Малкольм Месситер (гобой), Лондонский фестивальный оркестр, дир. Роуз Попл (1996). Густав Хольст: Оркестровая музыка (CD). Арте Нова Классика. 74321 34022 2.
- Янош Балинт (флейта), Лайош Ленчес (гобой), Будапештские струнные, дир. Кароли Ботвай (2002). Музыка для струнных (CD). Каприччио. С10584.
- Кейт Хилл (флейта), Рут Болистер (гобой), Камерный оркестр Элгара, дир. Стивен Белл (2004). Английские концерты для гобоя (CD). АСВ. CDDCA1173.
- Анна Пайн (флейта), Филип Хармер (гобой), «Английская симфония», дир. Говард Гриффитс (2007). Хольст: Двойной концерт, Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин (CD). Наксос. 8.570339.
Версия для флейты, гобоя и фортепиано.
[ редактировать ]- Эми Портер (флейта), Нэнси Эмброуз Кинг (гобой), Филипп Буш (фортепиано) (2003). Хольст, Дамасе, Делиб, Джинастера, Бозза, Хольст (CD). Бостон. BR1055CD.
Переложение для духового ансамбля
[ редактировать ]- Европейские ветры, усл. Джеффри Брэнд (1994). Хаммерсмит (CD). Олбани. ТРОЯ 120.
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Short 2014 , стр. 133–134.
- ^ Jump up to: а б Короткая 1974 , с. 45.
- ^ Холст 1958 , с. 171.
- ^ «Фугальный концерт: для флейты, гобоя и духового ансамбля: Opus 40 n°2» . Windmusic.org (на французском языке). Центр образовательных и художественных ресурсов CDMC . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «Эолийский зал, воскресенье, полдень, 30 марта» . Вестник Симфонического общества . 17 (15). 26 марта 1924 года . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «Все выступления Густава Холста: Фугальный концерт на выпускном вечере BBC» . Би-би-си . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Тови, Дональд Фрэнсис (2015) [1989]. Концерты и хоровые произведения: Отрывки из очерков музыкального анализа . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. п. 154. ИСБН 9780486784502 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Холст 1968 , стр. 75–76.
- ^ Холст, Имоджен (1980). «Хольст, Густав (нас Теодор фон)». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Том 8: H до Гипорхемы . Лондон: Макмиллан. п. 664. ИСБН 9780333231111 .
- ^ Холст 1968 , стр. 74–76.
- ^ Мендл, RWS (1971). Размышления любителя музыки . Лондон: Невилл Спирман. п. 137. ИСБН 085435011X . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Краткое 2014 , с. 133.
- ^ «Прогулочные концерты. Фугальный концерт мистера Холста». Таймс . Лондон. 12 октября 1923 г. с. 7.
- ^ С (1 апреля 1924 г.). «Лондонские концерты». Музыкальные времена . 65 (974): 356.
- ^ Холст 1958 , с. 88.
- ^ «Сольные концерты недели. Программа для флейты и гобоя». Таймс . Лондон. 28 марта 1924 г. с. 12.
- ^ «Лондонский музыкальный фестиваль. Симфония Листа «Фауст». Таймс . Лондон. 23 мая 1935 г. с. 14.
- ^ Хасси, Дайнли (февраль 1928 г.). «Английские музыканты, 8: Густав Теодор Холст» . Ориентир . 10 (2): 121 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Тофф, Нэнси (18 августа 2005 г.). Монарх флейты: Жизнь Жоржа Баррера . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 212. ИСБН 9780195170160 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Гринфилд, Эдвард ; Лейтон, Роберт ; Марш, Иван (1977). Марш, Иван (ред.). Руководство по стереозаписям Penguin (2-е изд.). Хармондсворт: Пингвин. п. 496. ИСБН 0140462236 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Холст 1968 , с. 75.
- ^ Барбер, Стивен (ноябрь 2017 г.). «[Обзор Chandos CHAN10948X]» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Гринфилд, Эдвард ; Лейтон, Роберт ; Марш, Иван (1996). Марш, Иван (ред.). Путеводитель Penguin по компакт-дискам и кассетам . Хармондсворт: Пингвин. п. 618. ИСБН 0140513671 . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Кларк, Колин (4 апреля 2004 г.). "[Отзыв о Лирите SRCD223]" . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 19 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Холст, Имоджен (1958) [1938]. Густав Хольст: Биография . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315417-9 . Проверено 16 мая 2024 г.
- Холст, Имоджен (1968). Музыка Густава Холста (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0193154161 . Проверено 16 мая 2024 г.
- Коротко, Майкл (1974). Густав Хольст (1874–1934): Документация столетия . Лондон: Белый лев. ISBN 0728500000 . Проверено 19 марта 2024 г.
- Коротко, Майкл (2014). Густав Хольст: Человек и его музыка . Гастингс: Сиркейди Грегори Пресс. ISBN 9781906451820 . Проверено 16 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись Английского камерного оркестра , дир. Имоджен Холст в Интернет-архиве
- Запись группы City of London Sinfonia , дир. Ричард Хикокс в Интернет-архиве